ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА к рабочей программе по физической культуре для учащихся 10 классов
рабочая программа по физкультуре (10 класс) на тему
Пояснительная записка к рабочей программе по физической культуре для учащихся 10 классов, составленной в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poyasnitelnaya_zapiska.docx | 40.52 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к рабочей программе по физической культуре
для учащихся 10 классов
Рабочая программа как часть образовательной программы среднего общего образования ГБОУ СОШ №47 составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413; (с изменениями, внесенными приказом Минобрнауки России от 29.12. 2014 года № 1645, от 31.12.2015 № 1578) на основе примерной программы «Физическая культура», входящей в состав Примерной основной образовательной программы среднего общего образования (одобрена Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию, протокол заседания от 28 июня 2016 г. №2/16-3).
Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекса для 10 класса: «Физическая культура для учащихся 10-11 классов», под общ.ред. В.И.Ляха, (М.: Просвещение, 2012 г. ).
Количество часов: 105 часов, 3 часа в неделю.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Реализация рабочей программы направлена на достижение обучающимися личностных, предметных и метапредметных результатов освоения учебного предмета «Физическая культура». В процессе изучения предмета также обеспечиваются условия для достижения планируемых результатов обучающимися с ОВЗ и инвалидами.
Изучение физической культуры в 10 классе даёт возможность обучающимся достичь следующих результатов.
Личностные результаты:
В области познавательной культуры:
- владение знаниями об индивидуальных особенностях физического развития и физической подготовленности;
- владение знаниями о способах профилактики заболеваний, травматизма и оказания доврачебной помощи при занятиях физическими упражнениями;
- владение знаниями по организации и проведению занятий физическими упражнениями оздоровительной направленности;
В области нравственной культуры:
- способность управлять своими эмоциями, владеть культурой общения и взаимодействия в процессе занятий физическими упражнениями, во время игр и соревнований;
- способность принимать активное участие в организации и проведении совместных физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий;
- владение умением предупреждать конфликтные ситуации и находить выходы из спорных ситуаций в процессе игровой и соревновательной деятельности на основе уважительного и доброжелательного отношения к окружающим.
В области трудовой культуры:
- умение планировать режим дня, обеспечивать оптимальное сочетание умственных, физических нагрузок и отдыха;
- умение содержать в порядке спортивный инвентарь и оборудование, спортивную одежду, осуществлять их подготовку к занятиям и спортивным соревнованиям.
В области эстетической культуры:
- умение длительно сохранять правильную осанку во время статичных поз и в процессе разнообразных видов двигательной деятельности;
- формирование культуры движений, умения передвигаться легко, красиво, непринуждённо.
В области коммуникативной культуры:
- владение умением осуществлять поиск информации по вопросам современных оздоровительных систем (в справочных источниках, учебнике, в сети Интернет и др.), а также обобщать, анализировать и применять полученные знания в самостоятельных занятиях физическими упражнениями и спортом;
- владение умением формулировать цель и задачи индивидуальных и совместных с другими детьми и подростками занятий физкультурно-оздоровительной деятельностью, излагать их содержание;
- владение умением оценивать ситуацию и оперативно принимать решения, находить адекватные способы взаимодействия с партнёрами во время учебной, игровой и соревновательной деятельности.
В области физической культуры:
- владение навыками выполнения жизненно важных двигательных умений (ходьба, бег, прыжки, лазанья и др.) различными способами, в различных изменяющихся внешних условиях;
- владение навыками выполнения разнообразных физических упражнений различной функциональной направленности, технических действий базовых видов спорта, а также применения их в игровой и спортивной деятельности;
- умение максимально проявлять физические способности (качества) при выполнении тестовых упражнений по физической культуре.
Метапредметные результаты:
В области познавательной культуры:
- овладение сведениями о роли и значении физической культуры в формировании целостной личности человека;
- понимание здоровья как одного из важнейших условий развития и самореализации человека;
- понимание физической культуры как средства организации и активного ведения здорового образа жизни, профилактики вредных привычек и девиантного (отклоняющегося от норм) поведения
В области нравственной культуры:
- бережное отношение к собственному здоровью и здоровью окружающих, проявление доброжелательности и отзывчивости к людям, имеющим ограниченные возможности и нарушения в состоянии здоровья;
- проявление уважительного отношения к окружающим, товарищам по команде и соперникам, проявление культуры взаимодействия, терпимости и толерантности в достижении общих целей при совместной деятельности;
- ответственное отношение к порученному делу, проявление дисциплинированности и готовности отстаивать собственные позиции, отвечать за результаты собственной деятельности.
В области трудовой культуры:
- добросовестное выполнение учебных заданий, осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, повышающих результативность выполнения заданий;
- приобретение умений планировать, контролировать и оценивать учебную деятельность, организовывать места занятий и обеспечивать их безопасность;
- закрепление умения поддержания оптимального уровня работоспособности в процессе учебной деятельности посредством активного использования занятий физическими упражнениями; В области эстетической культуры:
- знание факторов, потенциально опасных для здоровья (вредные привычки, ранние половые связи, допинг), и их опасных последствий;
- понимание культуры движений человека;
- восприятие спортивного соревнования как культурно-массового зрелищного мероприятия, проявление адекватных норм поведения;
В области коммуникативной культуры:
- владение культурой речи, ведение диалога в доброжелательной и открытой форме, проявление к собеседнику внимания, интереса и уважения;
- владение умением вести дискуссию, обсуждать содержание и результаты совместной деятельности, находить компромиссы при принятии общих решений;
В области физической культуры:
- владение способами организации и проведения разнообразных форм занятий физическими упражнениями;
- владение умениями выполнения двигательных действий и физических упражнений базовых видов спорта и оздоровительной физической культуры;
- владение способами наблюдения за показателями индивидуального здоровья, физического развития и физической подготовленности;
Предметные результаты:
- понимание роли и значения физической культуры в формировании личностных качеств, в активном включении в здоровый образ жизни, укреплении и сохранении индивидуального здоровья;
- овладение системой знаний о физическом совершенствовании человека, создания основы для формирования интереса к расширению и углублению знаний по истории развития физической культуры, спорта и олимпийского движения, освоение умений отбирать физические упражнения и регулировать физические нагрузки для самостоятельных систематических занятий с различной функциональной направленностью (оздоровительной, тренировочной, коррекционной, рекреативной и лечебной) с учетом индивидуальных возможностей и особенностей организма, планировать содержание этих занятий, включать их в режим учебного дня и учебной недели;
- приобретение опыта организации самостоятельных систематических занятий физической культурой с соблюдением правил техники безопасности и профилактики травматизма;
- освоение умения оказывать первую доврачебную помощь при легких травмах;
- обогащение опыта совместной деятельности в организации и проведении занятий физической культурой, форм активного отдыха и досуга;
- расширение опыта организации и мониторинга физического развития и физической подготовленности;
- формирование умения вести наблюдение за динамикой развития своих основных физических качеств: оценивать текущее состояние организма и определять тренирующее воздействие на него занятий физической культурой посредством использования стандартных физических нагрузок и функциональных проб, определять индивидуальные режимы физической нагрузки, контролировать направленность ее воздействия на организм во время самостоятельных занятий физическими упражнениями с разной целевой ориентацией;
- формирование умений выполнять комплексы общеразвивающих, оздоровительных и корригирующих упражнений, учитывающих индивидуальные способности и особенности, состояние здоровья и режим учебной деятельности;
- овладение основами технических действий, приемами и физическими упражнениями из базовых видов спорта, умением использовать их в разнообразных формах игровой и соревновательной деятельности;
- повышение функциональных возможностей основных систем организма, в том числе в подготовке к выполнению нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО).
Выпускник научится:
- рассматривать физическую культуру как явление культуры, выделять исторические этапы ее развития, характеризовать основные направления и формы ее организации в современном обществе;
-характеризовать содержательные основы здорового образа жизни, раскрывать его взаимосвязь со здоровьем и профилактикой вредных привычек;
-раскрывать базовые понятия и термины физической культуры, применять их в процессе совместных занятий физическими упражнениями со своими сверстниками, излагать с их помощью особенности техники двигательных действий и физических упражнений, развития физических качеств;
-разрабатывать содержание самостоятельных занятий с физическими упражнениями, определять их направленность и формулировать задачи, рационально планировать режим дня и учебной недели;
-руководствоваться правилами профилактики травматизма и подготовки мест занятий, правильного выбора обуви и формы одежды в зависимости от времени года и погодных условий;
-руководствоваться правилами оказания первой помощи при травмах и ушибах во время самостоятельных занятий физическими упражнениями;
- использовать занятия физической культурой, спортивные игры и спортивные соревнования для организации индивидуального отдыха и досуга, укрепления собственного здоровья, повышения уровня физических кондиций;
-составлять комплексы физических упражнений оздоровительной и корригирующей направленности;
- подбирать индивидуальную нагрузку с учетом функциональных особенностей и возможностей собственного организма;
- классифицировать физические упражнения по их функциональной направленности, планировать их последовательность и дозировку в процессе самостоятельных занятий по укреплению здоровья и развитию физических качеств;
- самостоятельно проводить занятия по обучению двигательным действиям, анализировать особенности их выполнения, выявлять ошибки и своевременно устранять их;
- тестировать показатели физического развития и основных физических качеств, сравнивать их с возрастными стандартами, контролировать особенности их динамики в процессе самостоятельных занятий физической подготовкой;
- выполнять комплексы упражнений по профилактике утомления и перенапряжения организма, повышению его работоспособности в процессе трудовой и учебной деятельности;
- выполнять общеразвивающие упражнения, целенаправленно воздействующие на развитие основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, гибкости и координации движений);
- выполнять акробатические комбинации из числа хорошо освоенных упражнений;
- выполнять легкоатлетические упражнения в беге и в прыжках (в длину и высоту);
- выполнять основные технические действия и приемы игры волейбол, баскетбол в условиях учебной и игровой деятельности;
- выполнять тестовые упражнения для оценки уровня индивидуального развития основных физических качеств.
Выпускник получит возможность научиться:
- характеризовать цель возрождения Олимпийских игр и роль Пьера де Кубертена в становлении современного олимпийского движения, объяснять смысл символики и ритуалов Олимпийских игр;
- характеризовать исторические вехи развития отечественного спортивного движения, великих спортсменов, принесших славу российскому спорту;
- определять признаки положительного влияния занятий физической подготовкой на укрепление здоровья, устанавливать связь между развитием физических качеств и основных систем организма;
- вести дневник по физкультурной деятельности;
- проводить занятия физической культурой с использованием оздоровительной ходьбы, бега, туристических походов, обеспечивать их оздоровительную направленность;
- выполнять комплексы упражнений лечебной физической культуры с учетом имеющихся индивидуальных отклонений в показателях здоровья;
- преодолевать естественные и искусственные препятствия с помощью разнообразных способов лазания, прыжков и бега;
- выполнять технические приемы и тактические действия национальных видов спорта;
- осуществлять судейство по одному из осваиваемых видов спорта;
-выполнять тестовые нормативы Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне»;
Контроль и оценка планируемых результатов освоения обучающимися учебного предмета.
Оценка достижения планируемых результатов реализуется путем оценки предметных, метапредметных результатов.
Оценка предметных результатов: предварительная, оперативная, текущая, тематическая, итоговая, промежуточная, (результаты физического воспитания в соответствии с нормативами физического развития).
Форма оценки: тест, самостоятельная работа, проекты, самоконтроль, мониторинг (входной и выходной), индивидуальный опрос, самостоятельная работа, обобщение в игровой форме.
Содержание учебного предмета
В учебном плане ГБОУ СОШ № 47 на 2018-19 учебный год на изучение физической культуры в 10 классе предусмотрено 105 часов из расчета 3 учебных часа в неделю.
№ п/п | Вид программного материала | Количество часов (уроков) |
Основы знаний о физической культуре | В процессе урока | |
Баскетбол | 21 | |
Волейбол | 21 | |
Гимнастика с элементами акробатики | 21 | |
Легкая атлетика, кроссовая подготовка | 42 | |
Итого | 105 |
Типы уроков построены в соответствии системно-деятельностного подхода: с образовательно-познавательной, образовательно-предметной и образовательно-тренировочной направленностью. При организации процесса обучения в рамках данной рабочей программы предполагается применение следующих педагогических технологий обучения:
• ИКТ;
• обучение в сотрудничестве;
• метод проектов
• здоровьесберегающие технологии;
• игровые методы обучения
Приложения к рабочей программе: тестовые нормативы.
Приложение № 1
Уровень физической подготовленности
№ п/п | Физические способности | Контрольное упражнение (тест) | Возраст, лет | Уровень | |||||
Юноши | Девушки | ||||||||
Низкий | Средний | Высокий | Низкий | Средний | Высокий | ||||
1 | Скоростные | Бег30 м, сек. | 16 17 | 5,2 и ниже 5,1 | 5,1-4,8 5,0-4,7 | 4,4 и выше 4,3 | 6,1 и ниже 6,1 | 5,9—5,3 5,9—5,3 | 4,8 и выше 4,7 |
2 | Координационные | Челночный бег 3х10 м, с | 16 17 | 8,2 и ниже 8,1 | 8,0-7,6 7,9-7,5 | 7,3 и выше 7,2 | 9,7 и ниже 9,6 | 9,3—8,7 9,3—8,7 | 8,4 и выше 8,4 |
3 | Скоростно-силовые | Прыжок в длину с места, см | 16 17 | 180 и ниже 190 | 195-210 205-220 | 230 и выше 240 | 160 и ниже 160 | 170—190 170—190 | 210 и выше 210 |
4 | Выносливость | 6-минутный бег, м | 16 17 | 1100 и ниже 1100 | 1300-1400 | 1500 и выше 1500 | 900 и ниже 900 | 1050-1200 1050-1200 | 1300 и выше 1300 |
5 | Гибкость | Наклоны вперед из положения стоя, см | 16 17 | 5 и ниже 5 | 9-12 9-12 | 15 и выше 15 | 7 и ниже 7 | 12—14 12— 14 | 20 и выше 20 |
6 | Силовые | Подтягивание на высо-кой пере-кладине из виса, кол. раз (юноши), на низкой пе-рекладине из виса лежа, кол. раз (девушки) | 16 17 | 4 и ниже 5 | 8-9 9-10 | 11 и выше 12 | 6и ниже 6и ниже | 13—15 13—15 | 18 и выше 18 и выше |
Приложение № 2
Нормы оценок учащихся
10 класс | Контрольные упражнения | ПОКАЗАТЕЛИ | ||||||
Учащиеся | Юноши | Девушки | ||||||
Оценка | “5” | “4” | “3” | “5” | “4” | “3” | ||
Челночный бег 3x10 м (с) | 7,3 | 7,6 | 8,2 | 8,4 | 8,7 | 9,7 | ||
Бег30 м (с) | 4,7 | 5,0 | 5,5 | 5,2 | 5,9 | 6,1 | ||
Бег 60 м с высокого старта (с) | 8,3 | 9,1 | 9,8 | 9,3 | 9,9 | 10,4 | ||
Бег на 100 м (с) | 13,5 | 14,3 | 14,6 | 16,3 | 17,6 | 18,0 | ||
Бег 1000 м (мин, с) | 3.45,0 | 4.00,0 | 4.30,0 | 4.10,0 | 4.40,0 | 5.10,0 | ||
Бег 500м (мин, с) | 1.45,0 | 2.05,0 | 2.20,0 | 2.15,0 | 2.25,0 | 2.50,0 | ||
Бег на 2 км (мин, с) | 8.00,0 | 9.00,0 | 9.30,0 | 9.55,0 | 11.25,0 | 11.55,0 | ||
Бег на 3 км (мин, с) | 13.10,0 | 14.40,0 | 15.10,00 | Без учета времени | ||||
Прыжок в длину с места (см) | 230 | 210 | 180 | 185 | 170 | 160 | ||
Прыжок в длину с разбега (см) | 440 | 380 | 360 | 360 | 320 | 280 | ||
Прыжок в высоту с разбега (см) | 125 | 120 | 105 | 110 | 105 | 95 | ||
Подтягивание на высокой перекладине из виса, кол-во раз (юноши), на низкой перекладине из виса лежа, кол-во раз (девушки) | 12 | 9 | 7 | 19 | 14 | 10 | ||
Сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу (кол-во раз) | 30 | 26 | 22 | 16 | 11 | 9 | ||
Наклон вперед из положения сидя (см) | 14 | 10 | 7 | 18 | 12 | 9 | ||
Поднимание туловища из положения лежа на спине (кол-во раз 1 мин) | 50 | 40 | 30 | 40 | 30 | 20 | ||
Прыжки со скакалкой (кол-во раз 30 с) | 68 | 64 | 58 | 76 | 72 | 68 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Пояснительная записка к рабочей программе по физической культуре для 5-9 классов
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА к рабочей программе по физической культуре для учащихся 5–9 классовРабочий план разработан на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физическог...
Пояснительная записка к рабочей программе по физической культуре для 10-11 классов
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА к рабочей программе по физической культуре для учащихся 10–11 классовРабочий план разработан на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физическ...
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА к рабочей программе по физической культуре для учащихся 5-9 классов.
Пояснительная записка к Комплексной программе физического воспитания учащихся В.И. Ляха, А.А. Зданевича.Издание 2-е, "Учитель", 2012...
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА к рабочей программе по физической культуре для учащихся 10-11 классов.
Пояснительная записка к комплексной программе физического воспитания учащихся В.И. Ляха, А.А. Зданевича.Издание 2-е, "Учитель", 2012...
Пояснительная записка к рабочей программе по физической культуре (дзюдо)
Пояснительная записка...
Пояснительная записка к рабочей программе по физической культуре для 1 классов по ФГОС на 2 часа в неделю.
Пяснительная записка к рабочей программе по физической культуре для 1 классов по ФГОС расчитанная на 2 часа,третий час у нас идёт плавание и на него отдельная программа....
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА к рабочей программе по физической культуре для учащихся 5-9 классов.
Рабочий план разработан на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича....