Метод круговой тренировки
методическая разработка по физкультуре на тему

Хаптагаев Леонид Кимович

Круговая тренировка-это организационно-методическая форма занятий физическими упражнениями, включающая ряд частых методов строго регламентированного упражнения, направленная на комплексное развитие физических способностей. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Метод круговой тренировки20.35 КБ

Предварительный просмотр:

Метод круговой тренировки

 (доклад Хаптагаева Л.К. – тренера – преподавателя ДЮСШ)

В своей работе уже много лет я широко использую метод круговой тренировки. Этот метод компенсирует нехватку спортивного инвентаря и идеально подходит для наших условий.

Круговая тренировка-это организационно-методическая форма занятий физическими упражнениями, включающая ряд частых методов строго регламентированного упражнения, направленная на комплексное развитие физических способностей. Такая форма тренировки предусматривает серийное последовательное выполнение специально подобранного комплекса физических упражнений в соответствии с определенным символом круговой тренировки.

Организация занятий с использованием круговой тренировки позволяет активно воздействовать на воспитание основных физических качеств воспитанников, способствует разносторонней физической подготовке. Круговой метод позволяет добиться большой плотности занятий, при этом резко возрастает нагрузка: увеличивается количество повторений, и, следовательно, общий объем выполняемой работы. Круговая тренировка также способствует физическому развитию, формированию двигательных навыков, совершенствованию сердечно-сосудистой и дыхательной систем.

Круговая тренировка может проводиться несколькими методами- непрерывно и интервалами, в процессе которых каждое упражнение выполняется многократно.

  1. Метод длительной непрерывной работы предусматривает выполнение всех упражнений без перерыва, объем нагрузки составляет 25-50 от Мт.
  2. Интервальный метод. Чередование упражнений с перерывами для отдыха. Объем нагрузки 50-60% от Мт.
  3. Метод повторной работы позволяет выполнять упражнения с отягощениями, объем нагрузки составляет 80-90% от Мт. Паузы для отдыха составляют 2-3 минуты.

При проведении занятий с круговой тренировкой воспитанников разбивают на группы по 3-5 человек в каждой. Каждое упражнение выполняется на определенной станции и в определенном порядке. Тренер показывает каждой группе, на какой станции она работает и в каком порядке переходить от станции к станции. По окончании выполнения заданного упражнения по сигналу группа выполняет переход на следующую станцию. Закончив выполнение последнего упражнения в данной серии, группа вновь возвращается к первому, передвигаясь как бы по кругу. Круг повторяется несколько раз в зависимости от задач круговой тренировки. На каждой станции упражнение выполняется на время и количество повторений.

Физические упражнения круговой тренировки представляют собой совокупность взаимосвязанных между собой физических упражнений, дающий такой тренировочный эффект, который нельзя получить, используя каждое из этих упражнений в отдельности.

Упражнения на станциях подбираются не сложные, не требующие страховки и помощи, а такие, чтобы в работе участвовали основные мышечные группы.

Количество упражнений в одном комплексе круговой тренировки зависит от направленного воздействия на воспитание физических качеств, числа воспитанников и места занятий.

Круговая тренировка с присущей ей особенностями позволяет дифференцированно подходить к каждому воспитаннику, а индивидуальный подход - одно из ведущих правил, обеспечивающих успех обучения.

Для регулировки нагрузки на первом занятии проводятся испытания на максимальный тест (т.е. максимальное количество повторений, максимальный вес отягощения, максимальное или минимальное время выполнения упражнения) по каждому упражнению при условии правильного выполнении, устанавливается система нагрузки.

Показатели максимального теста служат исходными данными для подбора индивидуальной нагрузки. Индивидуальная нагрузка каждого воспитанника различна.

Суть круговой тренировки заключается в том, что весь объем специально подобранного комплекса подлежит нормированному выполнению, в строго заданном временном интервале, определенной последовательности, при постепенном увеличении нагрузок и учете индивидуальных особенностей физического развития воспитанников. Кроме того, на всех этапах круговой тренировки существует связь между тренером и воспитанником. Ведется строгий контроль за развитием и состоянием здоровья воспитанников.

На занятиях одинаково важное значение придается развитию необходимых физических качеств и обучению определенным умениям и навыкам. Обучая какому-либо техническому элементу, мы одновременно воздействуем на развитие тех или иных двигательных качеств, работая над укреплением силы, мы создаем базу для лучшего освоения двигательных умений и навыков.

Комплексы круговой тренировки подбираю в зависимости от возраста, целей и задач занятия и на развитие каких физических качеств она направлена.

Применение метода         “круговой тренировки” имеет следующие преимущества:

  1. Позволяет избежать монотонности урока. Быстрая смена физических упражнений дает возможность получить физическую нагрузку на все мышечные группы и избежать при этом местного утомления.
  2. В занятие включаются простые и доступные упражнения, не требующие сложного оборудования мест занятия.
  3. Создает условия для самостоятельной работы.
  4. Этот метод позволяет регулярно проверять свои физические возможности.
  5. Наличие соревновательного элемента заставляет учащихся концентрировать свои усилия и внимание на выполнении упражнений.
  6. Значительно повышается двигательная активность учащихся, занятие отличается значительной моторной плотностью. г*

Приведенные выше положительные стороны “круговой тренировки” позволяют рекомендовать ее как для уроков физкультуры, так и занятий в спортивных секциях.

Постоянное совершенствование методики проведения занятий (более 7 лет) с помощью метода “круговая тренировка” как формы организации занятий и как метода развития физических качеств, позволило внедрить ее в проведение  занятий секций по спортивным играм: волейболу и баскетболу. Основными методическими принципами построения этих занятий являются следующие положения:

  1. Циклическое использование разработанных комплексов физических упражнений, выполняемых в порядке последовательной смены “станций”.
  2. Расчет на индивидуальные и групповые занятия, что наиболее специфично для игровых видов спорта.
  3. Повышение работоспособности волейболистов, баскетболистов на базе всестороннего развития. Комплекс упражнений состоит как из вспомогательных упражнений из различных видов спорта, так и из специальных упражнений волейболиста и баскетболиста.
  4. Регламентация нагрузки в комплексах упражнения. Она базируется на основных компонентах развития работоспособности - продолжительности упражнения, интенсивности, числе повторения, строгой последовательности дозированных нагрузок с четко определенными интервалами отдыха и между отдельными “станциями” и между кругами. Продолжительность упражнения подбирается с учетом возможности развития аэробных и анаэробных способностей. Интенсивность дозируется по частоте сердечных сокращений.
  5. Использование такой интенсивности (по Ч.С.С.), которая достигает соревновательной или превышает ее, что не всегда можно добиться специальными волейбольными или баскетбольными средствами. Частота сердечных сокращений дает возможность оценить воздействие нагрузок и служить критерием воздействия различных упражнений на функциональное состояние систем энергетического обеспечения организма, учащегося. Распределение упражнений по интенсивности их воздействия позволяет целенаправленно планировать и контролировать нагрузки, строить специальные тренировки для развития того или иного качества.
  6. Большие возможности индивидуального формирования нагрузки (на основе использования определения максимума повторений в каждом упражнении). Мера нагрузки устанавливается равной для всех занимающихся и в то же время строго индивидуально.
  7. Максимальное приближение к специфике волейбола. Для этого формирую круги и “станции” по двум направлениям:
  • набор “станций” с широким профилем разнообразных задач и средств;
  • специальный подбор “станций”, ставящий задачи силовой, скоростной подготовки волейболиста и баскетболиста.

Строгая индивидуальная дозировка нагрузки - весьма ценная черта круговой тренировки. В результате этого и у физически “слабых”, и у “сильных” занимающихся поддерживается интерес к занятиям. Систематическая оценка достижений по максимальному тесту (повторному максимуму) и учет прироста нагрузки дают наглядное представление о развитии работоспособности по ее внешним количественным показателям (общему количеству повторений упражнения, времени прохождения каждого круга и т.д.)

Сравнение же реакции пульса на очередную нагрузку в кругах позволяет судить о том, насколько успешно идет адаптация организма к нагрузке. Регулярная запись каждым занимающимся своих достижений в специальных карточках, которые используются для контроля динамики работоспособности,        одновременно        

Воспитывает честность, самостоятельность, упорство, целеустремленность. Поочередная смена “станций”, зависимость выполнения задания от действия всех других занимающихся в группе, классе требует согласованности действий всех занимающихся, полного порядка работы и дисциплины. Все это предоставляет благоприятные возможности для воспитания соответствующих нравственных качеств и навыков поведения.

Результативность.

Анализ результатов работы по данной методике в 2013 -2014 учебном году с юношами показал, что моторная плотность занятий “круговой тренировки” колеблется в пределах 65-90%, а средний пульсовой режим равен 165 уд/мин. Такие режимы способствовали некоторой перестройке основных функциональных систем организма. Показатели мышечной силы в среднем выросли на 17%, устойчивости к недостатку кислорода - 19%. Одновременно наблюдалось урежение частоты сердечных сокращений (ЧСС) на 8%.

В среднем за учебный год на 28% улучшилась физическая подготовленность занимающихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Метод круговой тренировки

материалы выступления на районном семинаре учителей физической культуры: доклад + презентация...

Конспект урока "Метод круговой тренировке"

Представлен конспект урока в 7 классе "Метод круговой тренировке"...

Домашние задания по методу круговой тренировки

Трех уроков физической культуры в неделю явно не­достаточно для удовлетворения двигательных потреб­ностей школьников. Значит, необходимы до­машние задания по физической культуре....

Методические рекомендации по развитию ОФП методом круговой тренировки

Программа по «Физическая культура»  предусматривается прохождение раздела «Общефизическая подготовка». Общая физическая подготовка (ОФП) — это процесс, направленный на вс...

Развитие физических качеств учащихся методом круговой тренировки на уроках физической культуры

Жизнь требует улучшения физической подготовленности учащихся общеобразовательных школ. Упражнения комплексов круговой тренировки, как правило, хорошо увязываются с материалом уроков, учебных тем, спос...

Проведение урока волейбола методом «круговая тренировка»

Снижение уровня физической подготовленности учащихся в настоящее время требует от учителя физической культуры строить свою работу в рамках интенсификации и оптимизации учебно - воспитательного процесс...

Воспитание физических качеств методом круговой тренировки

История развития круговой тренировки. Воспитание физических качеств методом круговой тренировки (силы, быстроты, ловкости, гибкости, выносливости). Примерные упражнения для развития двигательных качес...