Рабочая программа по физической культуре для учащихся с ОВЗ 10 класс
рабочая программа по физкультуре (10 класс) по теме
Рабочая программа по физической культуре для учащихся с ОВЗ 10 класс предназначина для детей с ДЦП. Более полное отражение принципов построения программы Вы найдете в календарно-тематическом планировании, составленном к данной программе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_ovz_10kl.docx | 33.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №5»-
«Школа здоровья и развития»
«Рассмотрено» на заседании МО Руководитель МО __________ Н.С. Забурунова Протокол №1 от «25» августа 2017 г. | «Согласовано» Заместитель директора по НМР _________ Белан Л.Г. «25» августа 2017 г. | «Утверждаю» Директор МБОУ СОШ № 5 __________ А.И. Зубарев Приказ № 353 от «25» августа 2017 г. |
Рабочая программа
по физической культуре
для учащихся, отнесенных к СМГ
10 класс (девушки)
Программа рассчитана на 105 часов
Учитель: Забурунова Наталия Станиславовна
2018 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по физической культуре для 10 класса для учащихся отнесенных к специальной медицинской группе и обучающихся на дому составлена на основе государственного стандарта основного общего образования, примерной программы основного общего образования по физической культуре и комплексной программы физического воспитания учащихся 1 – 11 классов В.И.Ляха, А.А.Зданевича, 2018года, программы для учащихся специальной медицинской группы в общеобразовательных учреждениях 1-11классов А.П. Матвеева, 2010 года.
Целью ступени образования в области физической культуры является:
Формирование учащихся устойчивых мотивов и потребностей в бережном отношении к своему здоровью, целостном развитии физических и психических качеств, творческом использовании средств физической культуры в организации здорового образа жизни.
Целью изучения физической культуры является:
Содействие всестороннему развитию личности посредством формирования физической культуры личности школьника. Слагаемыми физической культуры являются: крепкое здоровье, физическое развитие, оптимальный уровень двигательных способностей, знания и навыки в области физической культуры, мотивы и освоенные способы осуществлять физкультурно-оздоровительную и спортивную деятельность,
Настоящая рабочая программа определяет собержание предмета «Физическая культура» для учащихся 10 класса, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе. Сохраняя преемственность с аналогичной программой для основной школы, данная программа ориентируется на решение следующих задач:
Задачи физического воспитания учащихся, отнесенных к СМГ:
- укрепление здоровья, ликвидация или стойкая компенсация нарушений, вызванных заболеванием;
- улучшение показателей физического развития;
- освоение жизненно важных двигательных умений, навыков и качеств;
- постепенная адаптация организма к воздействию физических нагрузок, расширение диапазона функциональных возможностей физиологических систем организма;
- закаливание и повышение сопротивляемости защитных сил организма;
- формирование волевых качеств личности и интереса к регулярным занятиям физической культурой;
- воспитание сознательного и активного отношения к ценности здоровья и здоровому образу жизни;
- овладение комплексами упражнений, благоприятно воздействующими на состояние организма обучающегося, с учетом имеющегося у него заболевания;
- обучение правилам подбора, выполнения и самостоятельного формирования комплекса упражнений утренней гигиенической гимнастики с учетом рекомендаций врача и педагога;
- обучение способам самоконтроля при выполнении физических нагрузок различного характера;
- соблюдение правил личной гигиены, рационального режима труда и отдыха, полноценного и рационального питания.
Цели и задачи сформулированы в соответствии с государственным стандартом.
В соответствии с компетентностным подходом государственного стандарта среднего (полного) общего образования запланировано формирование следующих компетенций:
- Общекультурная компетенция – познание культурно-исторических основ физической культуры, осознание роли физической культуры в формировании способности к достижению всестороннего физического и духовного развития, здорового образа жизни; сохранение здоровья и высокой работоспособности; подготовка к труду и защите Отечества;
- Коммуникативная компетенция – владение разными видами информации; умение вести дискуссию по проблемам развития спорта и занятий физической культурой; выработка собственной позиции по данным вопросам
- Учебно-познавательная - познание основ физического развития и воспитания с целью формирования духовно богатой и физически здоровой личности.
- Социальная - понимание пользы занятий физическими упражнениями для здоровья человека, повышения его трудоспособности и увеличения продолжительности жизни, а также роли физических упражнений в профилактике профессиональных заболеваний, в борьбе с производственным травматизмом
- Личностная - владение приемами самореализации; личное и жизненное самоопределение.
В результате изучения физической культуры на базовом уровне обучающиеся должны:
Знать/понимать
- Влияние оздоровительных систем физического воспитания на укрепление здоровья, профилактику профессиональных заболеваний и вредных привычек;
- Способы контроля и оценки физического развития и физической подготовленности;
- Правила и способы планирования систем индивидуальных занятий физическими упражнениями различной целевой направленности;
Уметь
- Выполнять индивидуально подобранные комплексы оздоровительной и адаптивной (лечебной) физической культуры;
- Знать способы преодоления искусственных и естественных препятствий с использованием разнообразных способов передвижения;
- Выполнять приемы защиты и самообороны, страховки и самостраховки;
- Осуществлять творческое сотрудничество в коллективных формах занятий физической культурой;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
- Повышения работоспособности, сохранения и укрепления здоровья;
- Подготовки к профессиональной деятельности;
- Организации и проведения индивидуального, коллективного и семейного отдыха; участия в массовых спортивных соревнованиях;
Активной творческой деятельности, выбора и формирования здорового образа жизни.
Особенности организации учебного процесса: занятия по направлению «Физическая культура» проводят на дому или на школьной спортивной площадке. Имеют рекомендованный Министерством образования спортивный инвентарь, оборудование. Большое внимание обращено на обеспечение безопасности занятий учащихся при выполнении упражнений.
При изучении курса «Физическая культура» применяются следующие методы обучения: регламентированного упражнения, игровой, словесный и сенсорный.
Во время обучения используются формы контроля знаний и умений учащихся: вводный, текущий, итоговый.
Интегрированный характер содержания обучения физической культуры предполагает построение образовательного процесса на основе использования меж предметных связей (история, биология, анатомия человека) по программе «Здоровье» Н.Касаткиной и профориентации.
Программа включает в себя интеграцию профессиональной ориентации учащихся на основе «концепции развития системы профессиональной ориентации «Ханты-Мансийского автономного округа – Югры», утвержденной приказом Департамента образования и молодежной политики автономного округа от 28 марта 2013г. №150 «Об утверждении Концепции развития системы профессиональной ориентации Ханты-Мансийского автономного округа - Югры». Интеграция отражена в графе Примечания календарно-тематического планирования в объеме 2 часа по 10 минут на уроке в форме сообщения о профессиях.
Учебный план школы отводит 105 часов для учебного предмета «Физичecкая культура» из расчета трех часов физической культуры в неделю, по углубленному изучению видов спорта и знаниях физкультурно-оздоровительной деятельности.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
№ | Название темы | Содержание темы |
1 | Знания о физкультурно-оздоровительной деятельности (в процессе урока). | Предупреждение раннего старения и длительного сохранения творческой активности человека, средствами физической культуры. Общие представления о современных оздоровительных системах физического воспитания (ритмическая гимнастика, аэробика, атлетическая гимнастика), их цель, задачи, содержание и формы организации. Формирование индивидуального стиля жизни, приобретение положительного психосоциального статуса и личностных качеств, культуры межличностного общения и поведения. Влияние регулярных занятий физическими упражнениями родителей на состояние здоровья их будущих детей. Занятия физической культурой в предродовой период у женщин, особенности их организации, содержания и направленности (материал для девушек). Физическая культура в организации трудовой деятельности человека, основные причины возникновения профессиональных заболеваний и их профилактика оздоровительными занятиями физической культурой (гимнастика при занятиях умственной и физической деятельностью, простейшие сеансы релаксации и самомассажа, банных процедур). Общие представления об адаптивной физической культуре, цель, задачи и формы организации, связь содержания и направленности с индивидуальными показаниями здоровья. Правила и требования по индивидуализации содержания самостоятельных форм занятий адаптивной физической культурой. Требования к технике безопасности на занятиях физическими упражнениями разной направленности (в условиях спортивного зала и спортивных площадок). Основы законодательства Российской Федерации в области физической культуры, спорта, туризма, охраны здоровья (извлечения из статей, касающихся соблюдения прав и обязанностей граждан в занятиях физической культурой). Формируемые ключевые компетенции – общекультурная, учебно-познавательная. |
Физическое совершенствование со спортивно-оздоровительной и прикладно-ориентированной направленностью (105 часов). | ||
2 | Гимнастика (18часов) | Индивидуальные комплексы упражнений адаптивной (лечебной) физической культурой в соответствии с медицинскими показаниями. Комплексы упражнений в предродовом периоде. Стилизованные комплексы обще развивающих упражнений на формирование точности и координации движений; упражнения в равновесии, упражнения на формирование правильной осанки. Элементы акробатики; обще развивающие упражнения на развитие выносливости, гибкости, координации и ритма движений. Формируемые ключевые компетенции – ценностно-смысловая, учебно-познавательная, коммуникативная. |
3 | Спортивные игры (34 часа) | Совершенствование навыков и теоретических сведений о командно-тактических действиях в спортивных играх (баскетболе, волейболе, настольном теннисе). Прикладные упражнения, упражнения и технические действия, сопряженные с развитием основных психических процессов (скорость реакции, внимание, память, оперативное мышление). Формируемые ключевые компетенции – ценностно-смысловая, учебно-познавательная, коммуникативная. |
4 | Лыжная подготовка (18часов) | Совершенствование индивидуальной техники ходьбы на лыжах (на материале основной школы). Формируемые ключевые компетенции – ценностно-смысловая, учебно-познавательная, коммуникативная. |
5 | Лёгкая атлетика (35 часов) | Совершенствование индивидуальной техники в упражнениях, старты (высокий, с опорой на одну руку; низкий). Спортивная ходьба. Метания малого мяча: в цель и на дальность с места, из положения сидя, стоя на колене, лежа на спине; по неподвижной мишени. Развитие физических качеств. Физические упражнения и комплексы упражнений, ориентированные на развитие силы, быстроты, выносливости, координации, гибкости и ловкости. Формируемые ключевые компетенции – ценностно-смысловая, учебно-познавательная, коммуникативная. |
6 | Способы физкультурно-оздоровительной деятельности (процессе урока) | Планирование содержания и физической нагрузки в индивидуальных оздоровительных занятиях, распределение их в режиме дня и недели. Выполнение простейших гигиенических сеансов самомассажа (состав основных приемов и их последовательность при массаже различных частей тела). Выполнение простейших приемов точечного массажа и релаксации. Наблюдения за индивидуальным здоровьем (например, расчет «индекса здоровья» по показателям пробы Руфье), физической работоспособностью (например, по показателям пробы PWC/170) и умственной работоспособностью (например, по показателям таблицы Анфимова). Ведение дневника самонаблюдения за физическим развитием и физической подготовленностью, состоянием здоровья и работоспособностью. Контроль режимов физической нагрузки и их регулирование во время индивидуальных тренировочных занятий. Технология разработки планов-конспектов тренировочных занятий, планирование содержания и динамики физической нагрузки в системе индивидуальной прикладно-ориентированной и спортивной подготовки (по избранному виду спорта). Тестирование специальных физических качеств в соответствии с избранным видом спорта. Формируемые ключевые компетенции – ценностно-смысловая, учебно-познавательная, коммуникативная. |
Учебно-тематический план
п/п | Название разделов, тем | Кол-во часов на раздел (тему) | Контрольные уроки | ||
Физкультурно-оздоровительная деятельность | |||||
1. | Знания о физкультурной - оздоровительной деятельности | В процессе урока | |||
2. | Способы физкультурной – оздоровительной деятельности |
В процессе урока | |||
|
|
|
| ||
Спортивно-оздоровительная деятельность 105 часов | |||||
3. 4. 5. 6. | Легкая атлетика Спортивные игры Гимнастика Лыжная подготовка
Итого: | 35
34 18 18 105 часов |
6 6 5 3
|
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Наименование предмета | Основная литература (учебники) | Дополнительная литература | Учебные и справочные пособия: | Учебно-методическая литература: |
Физическая культура | В.И. Лях, А.А. Зданевич, Физическая.культура:учебник.для.10/11кл.М..:Просвещение, 2017; | Журнал «Физическая культура в школе». 2017,2018 г. | Л.Б.Кофмана Настольная книга учителя физической культуры. – М., 2000год. | В.И.Ковалько Поурочные разработки по физической культур 5-9 кл. ..М.«ВАКО»2007 |
- Лях В.И «Физическое воспитание учащихся 10 – 11 класс»- М., 1997год | ||||
Э.Найминова «Физкультура: методика преподавания». Спортивные игры. – М., 2001год. | ||||
И.В.Лазарева, В.С. Кузнецова, Г.А.Орлова «Практикум по лёгкой атлетике» – М., 1999. | ||||
. Г.К. Холодова, В.С. Кузнецова, Г.А. Колодницкого «Лёгкая атлетика в школе». – М., 1998год. | ||||
О.Листов «Спортивные игры на уроках физкультуры». – М.,2001год. | ||||
. О.Листов «Физкультурно-оздоровительная работа в школе» - М.2003 год. | ||||
..И.П.Космина, А.П. Паршикова, Ю.П.Пузыря «.Спорт в школе» – М., 2003. | ||||
. Г.А Баландин, Н.Н. Назаров, Т.Н.Казаков «Урок в современной школе. – М., 2004. | ||||
Макаров А.Н «Лёгкая атлетика». – М., 1990. | ||||
В.И.Лях,А.А.Зданевич «Комплексная программа Физического воспитания»-М.2007. |
Литература
- Комплексная программа физического воспитания учащихся 1 – 11 классов В.И.Лях, А.А.Зданевич, Москва, «Просвещение» 2018г.
- Программа для учащихся специальной медицинской группы в общеобразовательных учреждениях 1-11классов А.П. Матвеев, Дрофа, 2010 г.
- Физкультура для учащихся специальных медицинских групп. Тематическое планирование. Игры. Упражнения. 1-11 классы, К.Р Мамндов, Волгоград, 2008г.
- Физическая культура 10-11 учебник для общеобразовательных организаций, В.И. Лях, Москва, «Просвещение» 2017г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по физической культуре для учащихся 1-4 классов по 3-часовой программе В.И.Ляха "Физическая культура.1-4 классы."
В соответствии с Концепцией структуры и содержания в области физической культуры предметом обучения в начальной школе является двигательная деятельность с общеразв...
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА к рабочей программе по физической культуре для учащихся 5-9 классов.
Пояснительная записка к Комплексной программе физического воспитания учащихся В.И. Ляха, А.А. Зданевича.Издание 2-е, "Учитель", 2012...
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА к рабочей программе по физической культуре для учащихся 10-11 классов.
Пояснительная записка к комплексной программе физического воспитания учащихся В.И. Ляха, А.А. Зданевича.Издание 2-е, "Учитель", 2012...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 5-9 КЛАССОВ
Уровень изучения учебного материала базисный. Она разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процес...
Рабочая ПРОГРАММА по физической культуре ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 1-4 КЛАССОВ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАРабочая программа по физической культуре для 1-4 классов разработана на основе:«Комплексная программа физического воспитания», автором - составителем которой являются В.И.Лях и А....
Рабочая программа по физической культуре для учащихся 5-9 классов.
Содержание учебного предмета «физическая культура» направлено на воспитание творческих, компетентных и успешных граждан России, способных к активной самореализации в личной, общественной и профессиона...
Рабочая программа по физической культуре для учащихся 10-11 классов.
Предметом образования в области физической культуры является двигательная (физкультурная) деятельность, которая своей направленностью и содержанием связана с совершенствованием физической природы чело...