Рабочая программа по голболу
рабочая программа по физкультуре (6, 7, 8, 9, 10, 11 класс) на тему
Рабочася прграмма по голболу для детей инвалидов и детей с ОВЗ 6-12 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
golbol_ot_01.11.17.docx | 47.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное казенное общеобразовательное учреждение «Общеобразовательная школа-интернат для слепых и слабовидящих обучающихся» г. Троицка.
«Утверждаю»:
директор ГКОУ «Общеобразовательная
школа-интернат для слепых и
слабовидящих обучающихся» г. Троицка
__________________/С.П. Архиреева/
приказ № 98 от «30» августа 2017г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
коррекционного курса
«Голбол»
6-12 классы
Рассмотрена на заседании Разработана: Миронюк А.Г., учителем
руководителем методического физической культуры первой
объединения учителей - дефектологов квалификационной категории,
_____________ /Панкратова С.В./ дефектологом.
Протокол № 1 от «28»августа 2017 г.
1. Пояснительная записка
1.1. статус программы
Рабочая программа по коррекционному курсу «Голбол» является составной частью адаптированной основной образовательной программы основного и среднего общего образования государственного казенного общеобразовательного учреждения «Общеобразовательная школа – интернат для слепых и слабовидящих обучающихся» г. Троицка
1.2. Цели рабочей программы
Создание условий для развития, социализации и реабилитации инвалидов по зрению средствами физической культуры и спорта:
- способствовать социальной адаптации и физической реабилитации лиц с нарушением зрения, их самосовершенствованию, познанию и творчеству;
- формированию здорового образа жизни, профессиональному самоопределению, развитию;
- физических, интеллектуальных и нравственных способностей, достижению спортивных успехов.
1.3. Основными задачами курса являются:
- приобщить учащихся к систематическим занятиям спорта;
- обучить новым видам движений и двигательным действиям;
- обучить основам техники игры в голбол;
- обучить тактическим действиям в игре;
- способствовать укреплению здоровья, закаливанию и нормальному физическому развитию организма;
- содействовать развитию координации, точности и быстроты движений, мышечной силы, скоростно-силовых качеств, подвижности в суставах, выносливости;
- содействовать развитию внимания и быстроты мышления;
- сформировать и усовершенствовать у школьников жизненно необходимые естественные двигательные навыки и умения.
1.4. Особенность данной программы заключается в том, что она рассчитана на обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и реализует коррекционные задачи курса:
- корригировать, укреплять и сохранять здоровье детей с ОВЗ;
- активизировать защитные силы организма обучающихся;
- повышать физиологическую активность;
- укреплять и развивать органы слуха, ориентироваться в пространстве;
- корректировать нарушения опорно-двигательного аппарата (нарушение осанки, сколиозы, плоскостопия);
- развитие интереса к саморазвитию и здоровому образу жизни.
В зависимости от заключения Психолого-медико-педагогической комиссии материал занятий адаптируется педагогом для восприятия школьников. Посещение занятий голболом осуществляется по разрешению врача-офтальмолога и врача-педиатра.
2. Общая характеристика коррекционного курса «Голбол»
Отличительной особенностью спортивных игр для незрячих или учащихся с остаточным зрением являются быстрые и внезапные действия с мячом, взаимодействия с партнерами по команде, своевременная реакция на быстро меняющиеся игровые ситуации.
Голбол - самая популярная в мире игра для незрячих спортсменов, которая входит в программу Летних Параолимпийских игр. Голбол - игра двух команд по три человека в каждой. Каждая команда может иметь максимум три запасных игрока. Игра происходит в спортивном зале, на полу которого нанесена разметка (чувствительная на ощупь) в виде прямоугольной площадки, разделенная на две половины центральной линией. В обоих концах площадки находятся ворота. Игра осуществляется озвученным мячом (внутри находится колокольчик), вес мяча - 1кг 250 г. Цель игры - закатить мяч за линию ворот защищающейся команды, в то время как она пытается помешать нападающим. На площадке все игроки должны носить игровые очки, начиная с первого свистка до ее окончания.
Высокий эмоциональный настрой в голболе возникает в результате большого разнообразия движений, остроты игровых ситуаций, коллективного характера игровых действий. Все это создает условия для эффективного физического воспитания незрячих детей, а также для их общего развития. В голболе действия каждого игрока подчинены интересам коллектива и в то же время требуют полной самоотдачи.
Формирование опытных игроков голбола начинается уже в школе. В связи с актуальностью данной игры для школьников создана в ГКОУ «Общеобразовательная школа-интернат для слепых и слабовидящих» г.Троицка подобная программа.
Одной из важнейших задач физического воспитания детей с нарушением зрения является коррекция двигательных недостатков, возникающих в результате зрительной патологии. У слепых и слабовидящих детей отмечается отставание в развитии: длине, массе тела, жизненной емкости легких, объеме грудной клетки и других антропометрических показателях. Нарушения и аномалии развития зрительной системы отрицательно сказываются на формировании двигательных способностей - силы, быстроты, выносливости, координации, статического и динамического равновесия. У многих детей с ОВЗ страдает пространственно- ориентировочная деятельность, макро - и микроориентировка в пространстве. При нарушении зрения у слепых и слабовидящих детей существенно снижается двигательная активность, что отрицательно сказывается на формировании двигательного анализатора, вследствие зрительного дефекта. Чем в более раннем возрасте снижается или утрачивается зрение, тем более выраженные отклонения в развитии встречаются у таких детей. Установлено, что дети с нарушением зрения отстают в физическом развитии на всех возрастных этапах. С возрастом показатели физического развития у слепых и слабовидящих увеличиваются, однако более медленно по сравнению с нормально видящими.
Играя в голбол, слепые и слабовидящие дети учатся ориентироваться в пространстве, приобретают навыки слаженной работы в команде, повышают физический потенциал своего здоровья, социализируются в обществе.
Отличительной особенностью данной программы является большой объем практических занятий, способствующий реально научить школьника овладеть навыками определенных двигательных действий, командного выполнения поставленных целей, достичь умения применять свои знания к различным сложным ситуациям.
3. Место коррекционного курса «Голбол» в учебном плане, плане коррекционных курсов и внеурочной деятельности
В ГКОУ «Общеобразовательная школа-интернат для слепых и слабовидящих обучающихся» г. Троицка обучение ведется по 5-дневной неделе. На изучение курса «Голбол» в основной и средней школе выделяется на 6-12 классы - 68 часов; 34 часа в год, 1 час в неделю на каждую группу обучающихся.
4. Ценностные ориентиры содержания коррекционного курса
«Голбол»
Все занятия должны носить нравственный характер. У школьников надо воспитывать уважение к товарищам, коллективные навыки, высокую сознательность и другие морально-волевые качества. Воспитанию способствует чёткая организация занятий, требовательность к выполнению упражнений, правил и норм поведения на занятиях, соревнованиях и бытовых условиях. Особую роль как средство воспитания играет личный пример педагога.
Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся с ограниченными возможностями здоровья является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования.
К ценностным ориентирам начального образования на современном этапе относят:
- формирование основ гражданской идентичности личности на базе:
– чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознания ответственности человека за благосостояние общества;
– восприятия мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий; отказа от деления на «своих» и «чужих»; уважения истории и культуры каждого народа;
· формирование психологических условий развития общения, кооперации сотрудничества на основе:
– доброжелательности, доверия и внимания к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;
– уважения к окружающим – умения слушать и слышать партнера, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учетом позиций всех участников;
· развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма:
– принятия и уважения ценностей семьи и общества, школы, коллектива и стремления следовать им;
– ориентации в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей, развитии этических чувств (стыда, вины, совести) как регуляторов морального поведения;
– формирования чувства прекрасного и эстетических чувств благодаря знакомству с мировой и отечественной художественной культурой;
· развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию:
– развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества;
– формирование способности к организации своей учебной деятельности (планированию, контролю, оценке);
· развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия ее самоактуализации:
– формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам и умения адекватно их оценивать;
– развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям, ответственности за их результаты;
– формирование целеустремленности и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей и жизненного оптимизма;
– формирование нетерпимости и умения противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью, безопасности личности и общества в пределах своих возможностей.
Одним из результатов обучения курсу «Голбол» является решение задач воспитания – осмысление и интериоризация (присвоение) школьниками системы ценностей:
• осознанное отношение к своим силам в сравнении с силами среднестатистического здорового ребенка;
• способность к преодолению не только физических, но и психологических барьеров, препятствующих полноценной жизни;
• компенсаторные навыки, то есть позволяет использовать функции разных систем и органов вместо отсутствующих или нарушенных;
• способность к преодолению необходимых для полноценного функционирования в обществе физических нагрузок;
• потребность быть здоровым, насколько это возможно, и вести здоровый образ жизни;
• осознание необходимости своего личного вклада в жизнь общества;
• желание улучшать свои личностные качества;
•стремление к повышению умственной и физической работоспособности;
• обеспечение развития и тренировки всех систем и функций организма через оптимальные физические нагрузки;
• формирование жизненно необходимых двигательных умений и навыков;
• содействие воспитанию нравственно-волевых качеств, развитию коммуникативной и познавательной деятельности;
• воспитание бережного отношения к своему здоровью, формирование потребности в систематических занятиях физическими упражнениями, устойчивой мотивации к здоровому образу жизни.
5.Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения коррекционного курса «Голбол»
Личностными результатами освоения обучающимися с ограниченными возможностями здоровья содержания программы являются следующее:
• активно включаться в общение и взаимодействие со здоровыми сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
• проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
• проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
• оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы;
• проявлять уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
• иметь установку на безопасный, здоровый образ жизни;
• содействовать гармоническому физическому развитию, развивать устойчивость организма к неблагоприятным условиям внешней среды;
• иметь представление о культуре личности и приемах самоконтроля в игре «Голбол»;
• иметь представление об основных видах спорта, соревнованиях, снарядах и инвентаре, соблюдение правил техники безопасности во время занятий, оказание первой помощи при травмах;
• воспитывать привычку к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, избранным видам спорта в свободное время.
Метапредметные результаты включают освоенные обучающимися с ограниченными возможностями здоровья универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные, коммуникативные), которые обеспечивают овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться.
Освоением обучающимися содержания программы являются следующие умения:
- характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;
- находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления;
- общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;
- обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха и занятий голболом;
- организовывать самостоятельную деятельность с учётом требований её безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий;
- планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения;
- анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;
- управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность;
- технически правильно выполнять двигательные действия из базовых видов спорта, использовать их в игровой и соревновательной деятельности.
Предметными результатами, включающие освоение обучающимися с ограниченными возможностями здоровья содержания программы являются следующие умения:
• излагать факты истории развития голбола, характеризовать его роль и значение в жизнедеятельности человека;
• представлять голбол как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека;
• организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементы соревнований, осуществлять их объективное судейство;
• бережно обращаться с инвентарём и оборудованием, соблюдать требования техники безопасности к местам проведения;
• взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения игры;
• в доступной форме объяснять правила (технику) выполнения двигательных действий, анализировать и находить ошибки, эффективно их исправлять;
• применять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в различных изменяющихся, вариативных условиях.
По окончании курса учащийся должен научиться:
- основам техники игры в голбол;
- тактическим действиям в игре;
- сознательному овладению двигательными навыками,
- анализировать свои движения, координировать их.
Предметные результаты освоения коррекционного курса «Голбол»
По окончании курса у выпускника с ОВЗ должны быть сформированы следующие умения:
- выполнять игровые упражнения точно и быстро;
- ориентироваться в микро- и макропространстве;
- взаимодействовать с партнерами по команде, выстраивая алгоритмы успешных комбинаций.
Результат освоения разделов программы выявляется путем анализа показателей школьников на внутришкольных соревнованиях.
6. Содержание коррекционного курса «Голбол» (68 часов)
Содержание коррекционного курса направлено на развитие основных физических качеств занимающихся: ловкости, силы, быстроты, выносливости.
Содержание представлено следующими разделами:
I.Развитие готовности сохранных анализаторов к занятиям, начальные этапы игры (16 часов).
II.Развитие умений приема и подачи озвученного мяча (14 часов).
III.Развитие и закрепление умений подачи, передач звенящего мяча. Тактика игры (22 часа).
IV.Закрепление умений подачи звенящего мяча. Односторонняя, двусторонняя игра. (16 часов).
Разделы реализованы посредством следующих упражнений и видов подготовки к голболу:
Упражнения для развития ловкости:
1. Применять необычные положения при стартах.
2. Зеркальное выполнение упражнений.
3. Изменения скорости и темпа движений.
4. Упражнение на равновесие.
5. Упражнение со скакалкой (по рекомендации врача-офтальмолога).
Упражнения для развития гибкости:
1. Маховые движения отдельными звеньями тела.
2. Пружинящие упражнения.
3. Все активные движения, выполняющиеся с максимальной амплитудой.
4. Статические упражнения, связанные с сокращением максимальной
амплитуды в течение нескольких секунд.
Упражнения для развития быстроты:
1. Повторное пробегание отрезков от 5 до 20 м.
2. Бег с максимальной скоростью с резкими остановками (по рекомендации врача-офтальмолога).
3. Эстафета и игры с применением беговых упражнений.
4. Ловля и быстрая передача мяча.
5. Броски мяча поточно на время.
Упражнения для развития скоростно-силовых качеств:
1. Различные прыжки с места и с разбега (по рекомендации врача-офтальмолога).
2. Броски мяча на дальность.
3. Игры на местности.
Техническая подготовка:
• передвижения по площадке;
• упражнения с мячом;
• техника падений и вставаний (по рекомендации врача-офтальмолога);
• остановка мяча корпусом, руками, ногами;
• бросок мяча на месте и в движении;
• взаимодействие игроков;
• игра в голбол (правила игры).
Тактическая подготовка:
Тактика - изучает закономерности развития игры, средства, способы и формы ведения спортивной борьбы и их рациональное применение против конкретного соперника. Тактика определяет, что нужно делать команде, владеющей мячом, и что делать, когда мяч у соперников.
Тактическая подготовка голболистов включает:
• развитие способности оценивать изменяющуюся ситуацию;
• ориентироваться в ней и быстро применять любой технический прием или игровое действие;
• овладение вариантами взаимодействия двух и трех игроков, характерными для тактической системы игры;
• овладение тактическими комбинациями в определенный момент игры;
• умение переключится с одной системы игры на другую.
Базовая тактика включает: тактику нападения, тактику защиты.
7. Тематическое планирование
№ | Дата | Содержание коррекционно-образовательного материала | Кол-во часов |
| |||
1 | Инструктаж по технике безопасности. Диагностика. | 1 | |
2 | Общая физическая подготовка. Диагностика. | 1 | |
3 | Развитие гибкости. | 1 | |
4 | Закрепление упражнений на развитие гибкости. | 1 | |
5 | Развитие силы | 1 | |
6 | Закрепление силовых упражнений. | 1 | |
7 | Упражнения с мячом. | 1 | |
8 | Упражнения с мячом. Закрепление. | 1 | |
9 | Сдача нормативных тестов. | 1 | |
10 | Сдача нормативных тестов. | 1 | |
11 | Появление голбола. Исторический экскурс. | 1 | |
12 | Правила игры. | 1 | |
13 | Подготовительная игра. | 1 | |
14 | Подвижные игры с мячом. | 1 | |
15 | Защитная стойка голболиста. | 1 | |
16 | Закрепление пройденного материала. | 1 | |
II.Развитие умений приема и подачи озвученного мяча (14 часов) | |||
17 | Подвижные игры с мячом. | 1 | |
18 | Упражнения на развитие быстроты. | 1 | |
19 | Стойка ожидания мяча. | 1 | |
20 | Отработка стойки ожидания мяча. | 1 | |
21 | Прямая подача. | 1 | |
22 | Подача по диагонали. | 1 | |
23 | Подача по диагонали. Закрепление. | 1 | |
24 | Прием катящегося мяча. | 1 | |
25 | Прием катящегося мяча. Закрепление. | 1 | |
26 | Подача скачущего мяча. | 1 | |
27 | Прием скачущего мяча. | 1 | |
28 | Прием и подача скачущего мяча. Закрепление. | 1 | |
29 | Судейство. | 1 | |
30 | Подготовительная игра. | 1 | |
III.Развитие и закрепление умений подачи, передач звенящего мяча. Тактика игры (22 часа) | |||
31 | Инструктаж по технике безопасности. | 1 | |
32 | Упражнение для развития координации. | 1 | |
33 | Зрячая защита | 1 | |
34 | Слепая защита | 1 | |
35 | Специальные упражнения со звенящим мячом. | 1 | |
36 | Специальные упражнения со звенящим мячом. Отработка. | 1 | |
37 | Техника нападающего удара. | 1 | |
38 | Закрепление техники нападающего удара. | 1 | |
39 | Угловые подачи. | 1 | |
40 | Угловые подачи. Закрепление. | 1 | |
41 | Центральная подача. | 1 | |
42 | Закрепление центральной подачи. | 1 | |
43 | Передача мяча по кругу. | 1 | |
44 | Передача мяча по кругу. Закрепление. | 1 | |
45 | Штрафной бросок. | 1 | |
46 | Закрепление штрафного броска. | 1 | |
47 | Прием штрафного броска. | 1 | |
48 | Прием штрафного броска. | 1 | |
49 | Тактика игры в защите. | 1 | |
50 | Закрепление алгоритма игры в защите. | 1 | |
51 | Тактика игры в нападении. | 1 | |
52 | Закрепление алгоритма игры в нападении. | 1 | |
IV.Закрепление умений подачи звенящего мяча. Односторонняя, двусторонняя игра. (16 часов) | |||
53 | Упражнения для развития ловкости. Повторение. | 1 | |
54 | Специальная физическая подготовка. | 1 | |
55 | Специальная физическая подготовка. Закрепление. | 1 | |
56 | Принципы односторонней игры. | 1 | |
57 | Особенности односторонней игры. | 1 | |
58 | Закрепление умений односторонней игры. | 1 | |
59 | Особенности подачи мяча в различные точки. | 1 | |
60 | Закрепление умений подачи мяча в различные точки | 1 | |
61 | Слепой прием мяча. | 1 | |
62 | Особенности слепого приема мяча. | 1 | |
63 | Закрепление умений слепого приема мяча. | 1 | |
64 | Принципы двусторонней игры. | 1 | |
65 | Двусторонняя игра. Упражнения в парах. | 1 | |
66 | Закрепление умений двусторонней игры. | 1 | |
67 | Прием контрольных нормативов. Диагностика. | 1 | |
68 | Диагностика. | 1 | |
По ТП за год: 68 часов. Дано фактически: |
8. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса включает в себя методическое обеспечение программы курса, описание печатных пособий, спортивного инвентаря, а также перечень информационно-коммуникативных средств обучения.
8.1. Методическое обеспечение
1. Евсеев С.П. Адаптивный спорт / С.П. Евсеев, Ю.А. Бриский, А.В. Передерий. - М.: Сов.спорт, 2010. - 316 с.
2. Евсеев С.П. Мировое Паралимпийское движение и социальные процессы. Журнал «Адаптивная физическая культура» № 4,2006. С. 3-6.
3. Евсеев С.П. Теория и организация адаптивной физической культуры: учебник. Т. 2. - М., 2007.
4. Евсеева О.Э. Государственная программа «Доступная среда» в действии. Повышение квалификации специалистов по работе с инвалидами / О.Э. Евсеева // Адаптивная физическая культура. - 2012. -№ 1 (49). - С. 57.
5. Здановская Э.А. Эстетика физической культуры и спорта. - Л., 1988.
6. Ильин Е.П. Психология физического воспитания: учебник для институтов и факультетов физической культуры: 2-е изд., испр. и доп.- СПб.: Изд-во РГПУ им.А.И.Герцена, 2000.
8.2. Информационно – коммуникативные средства
1. Международная ассоциация спорта слепых: www.ibsa.es
2.Международный паралимпийский комитет: www.paralympic.org Минспорттуризм России: http://mistrn.gov.ru
4.Паралимпийский комитет России: www.paralymp.ru
5. РУСАДА: www.msada.ru
8.3. Материально-техническое обеспечение
1. Голбольные мячи.
2. Маски.
3. Роллингбольные мячи.
4. Набивные мячи.
5. Скакалки.
6. Гантели.
7. Гимнастические скамейки.
8. Гимнастическая стенка.
9. Гимнастические палки.
9. Мониторинг
Уровни развития обучающегося с ограниченными возможностями здоровья:
Высокий – самостоятельно, безошибочно выполняет задание, умение сформировано в достаточной степени.
Выше среднего – выполняет, допуская незначительные ошибки, исправляет их сам.
Средний – выполняет, допуская ошибки, нуждается в словесной инструкции педагога.
Ниже среднего - допускает значительные ошибки, выполняет задание с помощью педагога.
Низкий – не справляется с заданием, умение не сформировано.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02
Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...
Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)
Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...
Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программа по географии
Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программ...