Выполнения сложно координационных упражнений при реализации программы "Быстрее, Выше, Сильнее"
статья по физкультуре (9 класс) по теме

в статье содержатся сложнокоординационные упражнения для волейболистов школьного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл referat_kpd.docx131.28 КБ

Предварительный просмотр:

Статья

«Взаимосвязь уровня выполнения сложно координационных упражнений с характеристикой учебной деятельности школьников»

Фамилия, имя, отчество конкурсанта:

Яковлева Валентина Владимировна

Образование (с указанием учебного заведения,

факультета, года окончания):

НГУ ФКиС и здоровья П.Ф. Лесгафта

тренерский факультет, 2014

Место работы: ГБОУ СОШ №282

Квалификационная категория и год присвоения: нет

Звания, награды, премии: нет

Сведения о повышении квалификации: нет

Тема урока (с указанием класса и пола учащихся):

волейбол (юноши, 9 класс)

Санкт-Петербург, 2016

Введение

Желание связать спортивно- оздоровительную деятельность в школе с умственной, было уже на первых годах работы в школе. Поскольку в обществе устоялся стереотип о том, что физические упражнения это «не головой думать и в общем на физкультуре сильно голова не работает». И отношение к учителям физкультуры тоже не мало важно.

В первый год работы я разработала и внедрила в учебный процесс «Учебно-спортивный марафон» в котором дети получали баллы, за оценки и сдачу нормативов. Соревновались дети в параллелях. Призы первым трем местам тоже были стимулирующие (кубок, грамота и медаль). Таким образом на первых местах все равно не удалось присутствовать «зубрилам». В лидерах были дети имеющие хорошие оценки, хорошисты. Те самые дети, которым дано учится, но из-за лени, нехватки времени они все равно не могли полностью погрузится в учебу.

Сейчас из-за того в школе данный марафон не сильно был поддержан администрацией школы, из-за финансирования. Я просто стала более глубоко уходить в вопрос развития мыслительных процессом и искать взаимосвязь с теми или иными физическими, психологическими, внешними данными. На занятиях постоянно присутствует момент счета, расчета своих действий или запоминания большого количества чисел. Но все же пока что это носит только наблюдательный характер и записи упражнений в дневник пед. наблюдений.

Но данный конкурс дал небольшой толчок к более глубокому изучению проблемы, со стороны психологии, физиологии, антропометрии и других наук, изучающих детский организм. К сожалению на 7 страницах все не уместить.

Современные занятия по волейболу в школах характеризуется высокой двигательной активностью учеников и большим набором двигательных действий (выбором этих действий). И так же упражнения должны соответствовать всем игровым ситуация и может быть ещё сложнее, чтобы в игре было проще выбрать вариант действий.

Перейдем к собственно самим упражнениям – Упражнения должны иметь необходимую координационную трудность, сложность для занимающихся;

  1. содержать элементы новизны, необычности;
  2. отличаться большим многообразием форм выполнения движений и неожиданностью решений двигательных задач;
  3. включать задания по регулированию, контролю и самооценке различных параметров движений путем активизации работы отдельных анализаторов либо с «выключением» их деятельности.
  4. упражнения на развитие координационных способностей требуют повышенного внимания, точности движений, и поэтому лучше всего проводить их в начале основной части тренировки;
  5. упражнения в каждом учебно-тренировочном занятии должны быть в достаточной степени трудны в координационно-двигательном отношении (изменение исходных положений, усиление противодействий, изменение пространственных границ, скорости или темпа движений, переключение с одного движения на другое и т.д.);
  6. объем упражнений и длительность серий в рамках одной тренировки должны быть небольшими, т.к. большой объем и длинные серии быстро утомляют нервную систему, в результате чего снижается тренирующее воздействие.

Педагогическое наблюдение.

Педагогическое наблюдение проводилось в период с 1 декабря по март. Во время наблюдения в школе по программе шел волейбол.

В нем участвовали 9 «А» класс и 9 «Б» класс.

На основе собранных данных по успеваемости «А» класс, превосходит «Б» класс на 58%. (таблица 1)

«отличники»

«хорошисты»

«2-4 тройки»

«с двойками»

Процент от класса

9 «А»

21 %

40%

32%

7%

9 «Б»

0%

4%

83%

13%

Проценты округлены.

 

На основе интеллектуального развития (освоение предметов в школе) было решено связать умственные данные с развитием координационных способности. И выявить связь. А именно определить, как дети с разной успеваемостью, будут осваивать сложно координационные действия на дополнительных занятиях в школе по волейболу.

В эксперименте участвовали только дети, имеющие желание и основную группу здоровья. 17 человека из «А» класса и 16 человека из «Б» класса.

Эксперимент.

Эксперимент непосредственно проводился на базе ГБОУ СОШ№ 282 во время занятий по внеурочной деятельности. Поскольку упражнения эксперимента является частью внеурочной программы. Дополнительно дети не занимались. Были включены в процесс упражнения: прыжковые упражнения на координацию ног, беговые упражнения на координацию ног и рук, упражнения на перемещения по площадке, упражнения индивидуальные с волейбольными мячами, упражнения в парах, упражнения в тройках.

Таблица 2

Прыжковые упражнения на координацию ног

Прыжки по боковой линии, от лицевой до лицевой, лицом вперед.

Прыжки через линию с передвижением вперед. На две слева от линии, на две с права от линии.

Прыжки через линию «классики» на одну (прыжок на линию), на две, с передвижением вперед.

Прыжки через линию «классики» с чередованием ног. На одну ногу «левую», на две, на одну ногу «правую» на две, с передвижением вперед.

Прыжки с передвижением вперед на одну на две, через линию.

Прыжки по боковой линии, от лицевой до лицевой, с поворотами.

Прыжки через боковую линию

-прыжок ноги врозь лицом вперед (линия между стоп)

- и прыжок на две ноги разворот на 180 в лево (линия за пятками)

Прыжки с разворотом на 360 (линия постоянно за пятками при приземлении). Разворот всегда чередуется налево, направо.

Прыжки на одну на две, на две носки стоп перед линией, прыжок на одну с поворотом на 180 (нога параллельна линии).

Прыжки левым или правым боком вперед, с передвижением на одну на две.

Прыжки с поварами на 180. Всегда на две ноги

1 прыжок нога между стоп, прыжок с поворот налево, и еще прыжок с поворотом на лево, еще прыжок с поворотом на лево, выходим в ИП (4 прыжком на лево). 4 прыжка на с поворотом на лево.

Примечание: данные упражнения имеют очень много схем, тут показаны упражнения от простых до сложных по 2 примера.

Беговые упражнения на координацию ног и рук.

  1. Упр. Захлестывание голени с касанием разноименной стопы, рукой.
  2. Упр. Захлестывание голени с касанием одноименной рукой, стопы.
  3. Упр. Высокое поднимание колен с касанием разноименной стопы, рукой.
  4. Упр. Захлестывание голени, только право или левой ногой.
  5. Упр. Высокое поднимание колена, только правой или левой ноги.
  6. Упр. Захлестывание голени левой ноги, высокое поднимание колена правой ноги.
  7. Упр. Высокое поднимание колен правой и левой, с чередованием, с захлёстом голени правой и левой ногой.
  8. Упр. Захлестывание голени с касанием разноименной стопы, рукой, с чередованием. С высоким подниманием колен, с касанием разноименной стопы, рукой.
  9. Упр. Захлестывание голени с касанием одноименной стопы, рукой, с чередованием. С высоким подниманием колен, с касанием разноименной стопы, рукой.

Упражнения на перемещения по площадке

Как вы понимаете таких упражнений тоже не мало, опишу мои любимые упражнения.

  1. Упражнение. Тройка становиться на лицевую линию, на другой лицей линии учитель (ЛИЦОМ К УЧЕНИКАМ, поэтому все происходит в зеркальном порядке). Учитель показывает определенные сигналы к движению: руки вправо (означает что нужно делать приставные шаги влево ученикам), руки влево, руки от себя (передвижения спиной вперед от учителя), руки на себя (ускорение вперед). Каждые 1-3 секунды учитель меняет указания, не давая ученикам добежать до себя.
  2. Упражнения «зигзаг». По команде тройка выполняет ускорение до дальней лицевой (второй средней волейбольной линии по движению), спиной возвращается до ближней лицевой (до первой средней волейбольной линии). После ускорение вперед до лицевой.

Сами по себе передвижения можно менять, дополняя беговыми упражнениями. Или делать комбинированные старты, к примеру: до дальней волейбольной линии с крестный шаг, обратно приставные другим боком, после ускорение, с касанием линий.

Упражнения индивидуальные с волейбольными мячами.

  1. Упр. Обычное набивание мяча сверху (верхняя подача). С поворотами влево, в право. (или верхняя подача чередуется с нижним приёмом- подачей.)
  2. Упр. Набивание мяча сидя на полу.
  3. Упр. Набивание мяча сидя на скамейке.
  4. Упр. «передачи самому себе» стоят две скамейки параллельно. На одну из них садится ученик дает верхнюю, высокую подачу воображаемому напарнику на другой скамейке. И за время полета пересаживается на другую скамейку.
  5. Упр. Набивание мяча с касанием линии рукой.
  6. Упр. Набивание мяча с касанием стены рукой.
  7.  Набивание мяча обходя по кругу скамейке.

Упражнения в парах

  1. Упр. Стоит скамейка параллельна, допустим центральной линии. В одном конце скамейки стоит напарник по другую сторону второй. Один игрок постоянно передвигается с одной стороны скамейки на другую, второй остается на месте и отдает ему пас, то слева от себя (и от скамейки), то справа.
  2. Упр. Передачи меча с последующим упором лежа (или жимом лежа)
  3. Упр. передачи меча с выпрыгиванием вверх в упор присев. Сразу после передачи мяча.
  4. Упр. Передачи мяча с опорой на одну ногу. При приеме ученик должен стоять на одной наиболее удобной, по моменту, ноге.
  5. Упр. Передача мяча. Касание ногой набивного мяча, установленного между партнерами.
  6. Упр. Передачи мяча с переносом набивного мяча к партнёру, после подачи мяча.
  7. Упражнение доигровщик + диагональный. Диагональный бежит от сетки к лицевой линии, касается ее. Как только он коснулся, доигровщик отдает пас на атаку. Диагональные атакует.

Упражнения в тройках.

1 упр. Тройка стоит веером, спиной к сетке в 1,6,5. Все остальные на другой площадке по свистку, по очереди, совершают подачу. Тройка по свистку разворачивается лицом и принимает, далее розыгрыш.

2 упр. Передачи со сменой мест в тройке, по восьмерке.

3 упр. Передачи с выходом к игроку. Один стоит на боковой линии, двое других на другой боковой. Один игрок постоянно отдает высокую передачу. Двое по очереди выполняю упор лежа, рывок к центральной зоне. Принимают и отбегают обратно.

Заключение педагогического наблюдения.

После проведения выше указанных упражнений на уроках физической культуры. Было сделано заключение, что дети у которых успеваемость в школе выше, более быстро усваивают и понимаю сложно координационные упражнения.  А для детей с низкими отметками нужно больше времени, чтобы привыкнуть и вникнуть. Хочу отметить, что в данном педагогическом эксперименте не участвовали профессиональные спортсмены или ученики, занимающиеся каким-либо видом спорта активно.  

Такая же ситуация сложилась и с устным объяснением задания.

Но вот в визуальном примере уже подключились ребята, у которых оценки похуже. Хотя это и не отменило долгого времени воплощения упражнения в реальность.

По соотношению быстрого освоения сложно координационных действий на уроках, результате смотрите в таблице ниже.

Таблица 3

С какой попытки освоил

С 1 попытки

Со 2 попытки

С 3 попытки

С 4 попытки

Не освоил

9 «А»

70%

20%

5%

5%

0%

9 «Б»

40%

29%

19%

10%

2%

Конечно данные можно расценивать, как и просто обстоятельства подбора таких людей. Но для продолжения данного эксперимента нужно провести его на других параллелях. Или даже смею предположить, что развитие координационных способностей в 1-4 классах влияет на мышление детей в будущем и их успеваемость. Но данные предположение нуждается в более широком подходе и изучении вопроса с физиологической и психологической стороны.

Выводы

Данная работа еще не совсем доработана потому что на исследование взаимосвязи учебной успеваемости ребенка и его физического развития влияет очень много факторов. Но то что дети с определенным уровнем успеваемости лучше и быстрее усваивают сложно координационные упражнения — это факт. Но почему же некоторые отличники совсем не координированы? Или ученики с плохими оценками «двоечники» иногда преуспевают в спортивной деятельности.

Вопросов много. Но данная работа меня вывела на конкретное продолжение исследования.

Возможно ли при помощи сложно координационных упражнений повлиять на детей, повлиять на развитие нервной системы, научить дольше контролировать себя и свои действия. И в дальнейшем этот подход повлияет и на их учебную деятельность, в которой они будут себя проявлять более успешно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий спортивного праздника "Быстрее, выше, сильнее"

Спортивный праздник для разновозрастных команд, с разноуровневыми заданиями....

Олимпиада. "Быстрее, выше, сильнее"

Данное меронриятие направленно на знакомство школьников с историей  и культурой проведения Олимпийских игр. Способствует формированию  положительного отношения к здоровому образу жизни, восп...

Программа деятельности профильного спортивно-оздоровительного отряда "Быстрее, выше, сильнее!"

Программа предназначена для детей 11-12 лет. Основными направлениями деятельности являются баскетбол, русская лапта....

Спортивный праздник «Быстрее, выше, сильнее»

Методическая разработка спортивного праздника в зимний период...

Урок физкультуры на тему : "Быстрее!Выше!Сильнее!"

Интернет технологии совместно с ЦОРами позволяют провести урок – дискуссию эмоционально, помогают сделать урок живым, увлекательным, интерактивным.В процессе такого урока учащиеся самостоятельно...

Игра- эстафета "Быстрее, выше, сильнее"

Это спортивное мероприятие рекомендовано для проведения эстафеты с обучающимися 2-3 классов....

Игра- эстафета "Быстрее, выше, сильнее"

Это спортивное мероприятие рекомендую проводить с обучающимися 2-3 классов....