Повышение эффективности тренировочного процесса пловцов
статья по физкультуре (5 класс) на тему
Проблема повышения эффективности тренировочного процесса спортсменов является одной из важнейших в системе физического воспитания и спорта. Основываясь на результатах педагогических исследований, литературных источниках, собственном опыте работы автор предлагает для повышения эффективности тренировочного процесса применять дифференцированный подход на этапе начальной подготовки пловцов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
povyshenie_effektivnosti_trenirovochnogo_protsessa_plovtsov.doc | 44.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА НАЧИНАЮЩИХ ПЛОВЦОВ
В современных условиях подготовки юных спортсменов актуальной является проблема дифференцированного применения средств и методов учебно-тренировочного процесса. Дети с различным уровнем физического развития, физической подготовленности, двигательной одарённости отличаются от своих сверстников различными способностями и возможностями при выполнении тренировочной нагрузки.
В педагогике и психологии дифференцированный подход рассматривается как метод индивидуальных и групповых различий между людьми для оптимизации процессов обучения, воспитания и т.д.
Планирование тренировочной нагрузки в расчёте на «среднего» ученика может привести к нежелательным последствиям, когда у более слабых в физическом отношении учащихся складывается хроническое отставание в освоении основного программного учебно-тренировочного материала. Не используя в процессе обучения дифференцированный подход, ученик и тренер в итоге приходят к тому, что для одних задания оказываются явно легкими, а для других учащихся очень трудными. Слабые учащиеся часто не выполняют упражнение не потому, что они не хотят, а потому, что не могут. В итоге дети с недостаточным уровнем моторной зрелости не стремятся к дальнейшему совершенствованию, а дети с опережающим развитием утрачивают интерес к нему. Всё это обусловливает потерю перспективных подростков и юношей на этапах многолетней подготовки.
Отсюда следует, что обучение всех детей по унифицированным программам не может обеспечивать полноценного физического развития детей. Стандартный подход к учебно-тренировочным занятиям, необоснованное применение нагрузок, превышающих уровень физиологических возможностей организма, снижая эффективность педагогического процесса, может нанести ущерб здоровью детей. Исследователями установлено (Вайцеховский, 1989; Граевская 1975), что слишком большие нагрузки, не соответствующие адаптационным возможностям организма юного спортсмена, на тренировочных занятиях уже в младшем школьном возрасте приводят к ухудшению состояния здоровья детей. Следствие этого – различной степени перенапряжения организма, чаще всего – сердечно-сосудистой системы (юношеская гипертония, нарушение проводимости миокарда и др.).
Применение дифференцированного подхода на этапе начальной подготовки требует более подробного рассмотрения и обобщения, так как физические нагрузки у спортсменов значительно превышают нагрузки на уроках в школе и требуют более детальной разработки и систематизации.
Проблема индивидуализации и дифференциации в системе физического воспитания и спорта стала в последнее время одной из важнейших в работе общеобразовательных и спортивных школ. Многочисленные исследования (В.А. Ермаков, 1996; П.В. Квашук, 2003; Е.А. Короткова, 2000 и др.) свидетельствуют о том, что индивидуализация и дифференциация создают наиболее благоприятные условия формирования творческой, самостоятельной и социально-активной личности.
Согласно формулировке И.Э. Унт (1990) индивидуализация – это учёт в процессе обучения индивидуальных особенностей учащихся во всех его формах и методах, независимо от того, какие особенности и в какой мере учитываются. Под дифференциацией понимается учёт индивидуальных особенностей учащихся в той форме, когда учащиеся группируются на основании каких-либо особенностей для отдельного обучения.
Индивидуальный подход – учёт индивидуальности спортсмена, т.е. присущих ему индивидуальных особенностей (психологических, морфо-конституционных) в учебно-тренировочном процессе. Индивидуализация ориентирована на учёт в подготовке спортсмена наиболее значимых личностных особенностей.
В спортивной практике дифференцированный подход предусматривает в подготовке спортсменов учёт наиболее важных факторов, характерных для какой-либо группы занимающихся. Разрабатываемые в этом случае тренировочные программы предназначены для нескольких спортсменов, которые образуют группу, относительно однородную по одному или нескольким признакам (полу, возрасту, квалификации, уровню подготовленности и др.).
Анализ литературы по проблеме индивидуализации тренировочного процесса на этапах спортивного совершенствования и высшего спортивного мастерства показал, что индивидуальный подход в основном используется в тренировке спортсменов высокого класса и касается, прежде всего, индивидуальных особенностей техники выполнения упражнений, режимов работы и отдыха, управления мотивами спортивной деятельности.
Существует значительное количество признаков, отражающих индивидуальные особенности спортсмена, учёт которых может быть использован тренером в работе. К ним относятся: морфофункциональные показатели, уровень биологической зрелости и развития двигательных качеств, психические и личностные особенности юного спортсмена, технические и тактические элементы тренировочной и соревновательной деятельности и т.д.
Реальные возможности управления подготовкой юных спортсменов связаны с выделением и учётом не всех, а лишь некоторых типичных признаков, наиболее значимых для этапа начальной спортивной подготовки и начальной спортивной специализации.
Из вышеперечисленного следует, что в детском спорте на первый план выходит не индивидуальный, а дифференцированный подход к построению тренировочного процесса, предполагающий учёт характерных для различных групп юных спортсменов особенностей, важных для построения тренировочных нагрузок, обучения технико-тактическим действиям, участия в соревнованиях.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Роль социального партнерства в решении проблем развития муниципальной системы образования» Социальное партнерство – один из путей повышения эффективности воспитательного процесса.
«Роль социального партнерства в решении проблем развития муниципальной системы образования»Социальное партнерство – один из путей повышения эффективности воспитательного процесса....
Проблемное обучение как способ повышения эффективности учебного процесса на примере уроков русского языка
Перед многими практикующими педагогами встает вопрос повышения эффективности учебно-воспитательного процесса, а значит, существует реальная необходимость разработать некую модель обучения, выявить вли...
Оптимизация учебно-тренировочного процесса пловцов-инвалидов на основе внедрения новых педагогических технологий и нестандартных методик"
Чтобы повысить уровень здоровья, комфортно чувствовать себя в обществе здоровых людей, инвалидам необходимо не только восстановительное лечение в реабилитационных центрах, но и значительное повышение ...
Повышение учебной мотивации как средство повышения эффективности познавательного процесса
Вопрос о повышении учебной мотивации стоит сейчас очень остро. Каждый учитель старается соответствовать современным требованиям преподавания своего предмета....
Повышение учебной мотивации школьников как средство повышения эффективности познавательного процесса
Дифференцированный подход на уроках русского языка...
Пример планирования макроциклов, мезоциклов и микроциклов в тренировочном процессе пловцов 13-15 лет
В данном материале показан пример распределения времени на основные разделы подготовки в соответствии с конкретными задачами, поставленными на каждом этапе. Планирование подготовки осущес...
Индивидуализация и дифференциация в спорте как средство повышения эффективности тренировочного процесса
За последние годы наблюдается резкий скачок улучшения результатов в большинстве видов спорта. Прежде всего это связано с выраженным увеличением объёма и интенсивности физических нагрузок, а также с не...