Повышение эффективности тренировочного процесса пловцов
статья по физкультуре (5 класс) на тему

Офицеров Валерий Анатольевич

Проблема повышения эффективности тренировочного процесса спортсменов является одной из важнейших в системе физического воспитания и спорта.  Основываясь на результатах педагогических исследований, литературных источниках, собственном опыте работы автор предлагает для повышения эффективности тренировочного процесса применять дифференцированный подход на этапе начальной подготовки пловцов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА НАЧИНАЮЩИХ ПЛОВЦОВ

В современных условиях подготовки юных спортсменов актуальной является проблема дифференцированного применения средств и методов  учебно-тренировочного процесса. Дети с различным уровнем физического развития, физической подготовленности, двигательной одарённости отличаются от своих сверстников различными способностями и возможностями при выполнении тренировочной нагрузки.

В педагогике и психологии дифференцированный подход рассматривается как метод индивидуальных и групповых различий между людьми для оптимизации процессов обучения, воспитания и т.д.

Планирование тренировочной нагрузки в расчёте на «среднего» ученика может привести к нежелательным последствиям, когда у более слабых в физическом отношении учащихся складывается хроническое отставание в освоении основного программного учебно-тренировочного материала. Не используя в процессе обучения дифференцированный подход, ученик и тренер в итоге приходят к тому, что для одних задания оказываются явно легкими, а для других учащихся очень трудными. Слабые учащиеся часто не выполняют упражнение не потому, что они не хотят, а потому, что не могут. В итоге дети с недостаточным уровнем моторной зрелости не стремятся к дальнейшему совершенствованию, а дети с опережающим развитием утрачивают интерес к нему. Всё это обусловливает потерю перспективных подростков и юношей на этапах многолетней подготовки.

Отсюда следует, что обучение всех детей по унифицированным программам не может обеспечивать полноценного физического развития детей. Стандартный подход к учебно-тренировочным занятиям, необоснованное применение нагрузок, превышающих уровень физиологических возможностей организма, снижая эффективность педагогического процесса, может нанести ущерб здоровью детей. Исследователями установлено (Вайцеховский, 1989; Граевская 1975), что слишком большие нагрузки, не соответствующие адаптационным возможностям организма юного спортсмена, на тренировочных занятиях уже в  младшем школьном возрасте приводят к ухудшению состояния здоровья детей. Следствие этого – различной степени перенапряжения организма, чаще всего – сердечно-сосудистой системы (юношеская гипертония, нарушение проводимости миокарда и др.).

Применение дифференцированного подхода на этапе начальной подготовки требует более подробного рассмотрения и обобщения, так как физические нагрузки у спортсменов значительно превышают нагрузки на уроках в школе и требуют более детальной разработки и систематизации.

Проблема индивидуализации и дифференциации в системе физического воспитания и спорта стала в последнее время одной из важнейших в работе  общеобразовательных и спортивных школ. Многочисленные исследования (В.А. Ермаков, 1996; П.В. Квашук, 2003; Е.А. Короткова, 2000 и др.) свидетельствуют о том, что индивидуализация и дифференциация создают наиболее благоприятные условия формирования творческой, самостоятельной и социально-активной личности.

Согласно формулировке И.Э. Унт (1990) индивидуализация – это учёт в процессе обучения индивидуальных особенностей учащихся во всех его формах и методах, независимо от того, какие особенности и в какой мере учитываются. Под дифференциацией понимается учёт индивидуальных особенностей учащихся в той форме, когда учащиеся группируются на основании каких-либо особенностей для отдельного обучения.

Индивидуальный подход – учёт индивидуальности спортсмена, т.е. присущих ему индивидуальных особенностей (психологических, морфо-конституционных) в учебно-тренировочном процессе. Индивидуализация ориентирована на учёт в подготовке спортсмена наиболее значимых личностных особенностей.

В спортивной практике дифференцированный подход предусматривает в подготовке спортсменов учёт наиболее важных факторов, характерных для какой-либо группы занимающихся. Разрабатываемые в этом случае тренировочные программы предназначены для нескольких спортсменов, которые образуют группу, относительно однородную по одному или нескольким признакам (полу, возрасту, квалификации, уровню подготовленности и др.).

Анализ литературы по проблеме индивидуализации тренировочного процесса на этапах спортивного совершенствования и высшего спортивного мастерства показал, что индивидуальный подход в основном используется в тренировке спортсменов высокого класса и касается, прежде всего, индивидуальных особенностей техники выполнения упражнений, режимов работы и отдыха, управления мотивами спортивной деятельности.

Существует значительное количество признаков, отражающих индивидуальные особенности спортсмена, учёт которых может быть использован тренером в работе. К ним относятся: морфофункциональные показатели, уровень биологической зрелости и развития двигательных качеств, психические и личностные особенности юного спортсмена, технические и тактические элементы тренировочной и соревновательной деятельности и т.д.

Реальные возможности управления подготовкой юных спортсменов связаны с выделением и учётом не всех, а лишь некоторых типичных признаков, наиболее значимых для этапа начальной спортивной подготовки и начальной спортивной специализации.

Из вышеперечисленного следует, что в детском спорте на первый план выходит не индивидуальный, а дифференцированный подход к построению тренировочного процесса, предполагающий учёт характерных для различных групп юных спортсменов особенностей, важных для построения тренировочных нагрузок, обучения технико-тактическим действиям, участия в соревнованиях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Роль социального партнерства в решении проблем развития муниципальной системы образования» Социальное партнерство – один из путей повышения эффективности воспитательного процесса.

«Роль социального партнерства в решении проблем развития муниципальной системы образования»Социальное партнерство – один из путей повышения эффективности воспитательного процесса....

Проблемное обучение как способ повышения эффективности учебного процесса на примере уроков русского языка

Перед многими практикующими педагогами встает вопрос повышения эффективности учебно-воспитательного процесса, а значит, существует реальная необходимость разработать некую модель обучения, выявить вли...

Оптимизация учебно-тренировочного процесса пловцов-инвалидов на основе внедрения новых педагогических технологий и нестандартных методик"

Чтобы повысить уровень здоровья, комфортно чувствовать себя в обществе здоровых людей, инвалидам необходимо не только восстановительное лечение в реабилитационных центрах, но и значительное повышение ...

Повышение учебной мотивации как средство повышения эффективности познавательного процесса

Вопрос о повышении учебной мотивации стоит сейчас очень остро. Каждый учитель старается соответствовать современным требованиям преподавания своего предмета....

Пример планирования макроциклов, мезоциклов и микроциклов в тренировочном процессе пловцов 13-15 лет

 В данном материале показан пример распределения времени на основные разделы подготовки в соответствии с конкретными задачами, поставленными на каждом этапе. Планирование подготовки осущес...

Индивидуализация и дифференциация в спорте как средство повышения эффективности тренировочного процесса

За последние годы наблюдается резкий скачок улучшения результатов в большинстве видов спорта. Прежде всего это связано с выраженным увеличением объёма и интенсивности физических нагрузок, а также с не...