"Юный шахматист" 2017-18
методическая разработка по физкультуре на тему
Разработка и внедрение образовательно-воспитательной методики первичного (начального) обучения детей младшего школьного возраста в нашей школе теории и практике игры в шахматы для развития их логического мышления.
Общепризнано, что шахматы это не только интеллектуальная спортивная борьба соперников, но и метод и предмет развития интеллектуального мышления человека, особенно ребенка.
Развитие ранних детских шахмат еще более актуально в связи с тем, что, затрачивают массу времени на просмотр телепередач, видеофильмов и на компьютерные игры, часть которых вообще вредна для их психического и интеллектуального развития.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
shahmaty.doc_prim17-18.docx | 28.51 КБ |
Предварительный просмотр:
2017-2018учебный год
Рабочая программа
направления внеурочной деятельности «Спорт. Логика»
«Юный шахматист»
Для 2-4 классов
Пояснительная записка.
Нормативно-правовая база.
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. От 07.05.2013);
- Типовое положение об общеобразовательном учреждении, утверждённое постановлением Правительства Российской Федерации от 19.03.2001 № 196;
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»);
- Приказ Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373" (далее – приказ № 1241);
- Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом МО РФ от 09.03.2004 № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
- Приказ Минобрнауки РФ от 31.01.2012 № 69 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный Приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. № 1089»;
- Приказ Минобрнауки РФ от 01.02.2012 № 74 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. N 1312»;
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (с изменениями на 29.06.2011);
- Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации департамента государственной политики в образовании от 10 февраля 2011г. № 03-105 «Об использовании учебников и учебных пособий в образовательном процессе»;
- Приказ Минобрнауки России № 576 от 08.06.2015 г."О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253"https://clck.yandex.ru/redir/dv/*data=url%3Dhttp%253A%252F%252Fwww.roipkpro.ru%252Fimages%252Fstories%252Fdocs%252Fbiblioteka%252Fnormativka%252F2015%252Fpr_576.pdf%26ts%3D1466003393%26uid%3D736620841381329873&sign=989414e680d22e40629b33acfdda7c03&keyno=1
- Закон Санкт-Петербурга от 17.07.2013 № 461-83 «Об образовании в Санкт-Петербурге» (принят ЗС СПб 26.06.2013);
- Распоряжение Комитета по Образованию Правительства Санкт-Петербурга №2158 от 06.05.2015 «О формировании календарного учебного графика образовательных учреждений Санкт-Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы, в 2015/2016 учебном году»;
- Распоряжение Комитета по Образованию Правительства Санкт-Петербурга №2328-р от 13.05.2015 «О формировании учебных планов образовательных учреждений Санкт-Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы, на 2015/2016 учебный год».
- Учебный план Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения школы № 60 Выборгского района Санкт-Петербурга;
- Внутришкольные локальные акты, регламентирующие сопровождение учебно-воспитательного процесса.
Назначение программы.
Разработка и внедрение образовательно-воспитательной методики первичного (начального) обучения детей младшего школьного возраста в нашей школе теории и практике игры в шахматы для развития их логического мышления.
Актуальность
Общепризнано, что шахматы это не только интеллектуальная спортивная борьба соперников, но и метод и предмет развития интеллектуального мышления человека, особенно ребенка.
Развитие ранних детских шахмат еще более актуально в связи с тем, что, затрачивают массу времени на просмотр телепередач, видеофильмов и на компьютерные игры, часть которых вообще вредна для их психического и интеллектуального развития.
Возрастная группа: 2 классы – 7-9 лет, 3-4 классы 10-11 лет.
Объем часов: 34 часа в год, 1 раз в неделю.
Продолжительность занятия: 45 минут.
Цель
Достижение массового первичного (начального) обучения детей младшего школьного возраста теории и практике игры в шахматы с целью воспитательного содействия в развитии их интеллектуального мышления и формирования у них зачатков личностного морально-психологического сопротивления к информационному давлению массовой субкультуры современного мира.
Задачи
Комплектование группы первичного (начального) обучения среди учащихся 2-4 классов теории и практике игры в шахматы.
Отработка методики первичного (начального) обучения детей младшего школьного возраста в нашей школе теории и практике игры в шахматы.
Обучающие:
• Обучение основам шахматной игры;
• Обучение комбинациям, теории и практике шахматной игры.
Воспитательные:
• Воспитание отношение к шахматам как к серьезному полезному и нужному занятию, имеющему спортивную и творческую направленность;
• Воспитание настойчивости, целеустремленности, находчивости, внимательности, уверенности, воли, трудолюбия, коллективизма;
Развивающие:
• развитие стремления детей к самостоятельности;
• Развитие умственных способностей учащихся: логического мышления, умения производить расчеты на несколько ходов вперед, образное и аналитическое мышление.
Форма и методы работы: урок-беседа, урок-игра, турниры.
В процессе обучения используются новые интерактивные технологии.
Содержание курса.
№ | Раздел | Часы |
1 | Знакомство с шахматами | 9 |
2 | Цель и результаты шахматной игры | 17 |
3 | Общие принципы разыгрывания партии | 3 |
4 | Шахматные турниры | 2 |
5 | Резервные занятия | 3 |
ИТОГО: | 34 |
Тематическое планирование.
Наименование разделов и тем | Количество часов | Перечень универсальных учебных действий |
Вводное занятие | 1 | Личностные: активное включение в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания. Познавательные: Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности. Коммуникативные: Определение общей цели и путей ее достижения. Регулятивные: Готовность конструктивно разрешать конфликты. |
История шахмат | 1 | |
Легенды и сказания о возникновении шахмат | 1 | |
Шахматная доска | 1 | |
Шахматные фигуры | 1 | |
Начальная расстановка фигур | 1 | |
Сила фигур | 1 | |
Ходы фигур | 1 | |
Взятие фигур | 1 | |
Цель шахматной партии | 1 | Личностные: Проявление дисциплинированности, трудолюбия и упорства в достижении поставленной цели. Познавательные: Формирования умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия. Коммуникативные: Умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности. Регулятивные: Обнаружение ошибок при выполнении учебных заданий, отбор способов их исправлений. |
Игра фигурами из начального положения | 1 | |
Ладья | 1 | |
Слон | 1 | |
Ладья против слона | 1 | |
Ферзь | 1 | |
Ферзь против ладьи и слона | 1 | |
Конь | 1 | |
Конь против ферзя, ладьи, слона | 1 | |
Пешка | 1 | |
Пешка против ферзя, ладьи, коня, слона | 1 | |
Король | 1 | |
Король против других фигур | 1 | |
Шах | 1 | |
Мат | 1 | |
Ничья, пат | 1 | |
Рокировка | 1 | |
Общие принципы разыгрывания партии | 1 | Личностные: Оказание бескорыстной помощи сверстникам, нахождение с ними общего языка и общих интересов. Познавательные: Определять наиболее эффективные способы достижения результатов. Коммуникативные: Осуществлять взаимный контроль совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. Регулятивные: Организация самостоятельной деятельности с учетом требований ее безопасности, сохранности инвентаря и оборудования; тактически правильное использование ходов в игровой и соревновательной деятельности. |
Тактические приемы | 1 | |
Повторение правил шахматной игры | 1 | |
Шахматные турниры | 1 | |
Шахматные турниры | 1 | |
Резервное занятие | 1 | |
Резервное занятие | 1 | |
Резервное занятие | 1 | |
ИТОГО | 34 |
Информационно-методическое и материально-техническое обеспечение.
- Индивидуальные комплекты для игры.
- Оборудование: демонстрационеный комплект (компьютер, телевизор)
- Цифровой ресурс:
Современные программно - технологические комплексы ((используются в соответствии с СанПиН 2.4.2.2821-10 от 29.12.20120 (пункт 10.18 «Продолжительность непрерывного применения технических средств на уроках»).
Видеофильмы, соответствующие тематике программы.
Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике программы.
Список литературы.
Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. стандарты второго поколения. Москва «Просвещение» 2011 2. Пожарский В.А. Шахматный учебник / В.А.Пожарский – М.,1996 3. Тимофеев А.А. Межпредметные связи шашек как учебного предмета в начальной школе // Шахматный всеобуч – 1996 - №3 4. Тимофеев А.А Общие подходы к концепции «Шашки как учебный предмет» в начальной школе// Начальное образование. – 2006. - №4
Планируемые результаты освоения программы.
Проведенный опыт работы с детьми будет свидетельствовать, о том, что шахматы благотворно влияют на их учебу, расширяют интерес ребят, укрепляют и развивают лучшие качества характера.
Овладение детьми основами шахматной игры, увлечение красотой комбинационных приемов, расширение кругозора относительно истории развития шахмат, правил игры, а также специальной психологической подготовки.
Формирование высокого уровня логического мышления у детей младщего школьного возраста.
Личностные результаты
Личностные результаты освоения обучающимися внеурочной образовательной программы внеурочной можно считать следующее:
- овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) их происхождении и назначении;
- формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом;
- формирования коммуникативной, этической, социальной компетентности школьников.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
- самостоятельно формулировать тему и цели ;
- составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
- работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
- осуществлять анализ и синтез;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения;
Коммуникативные УУД:
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
- высказывать и обосновывать свою точку зрения;
- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- задавать вопросы.
Календарно-тематическое планирование (2-3 классы).
№ п/п | Дата | Содержание |
1 | 05.09 | Вводное занятие |
2 | 12.09 | История шахмат |
3 | 19.09 | Легенды и сказания о возникновении шахмат |
4 | 26.09 | Шахматная доска |
5 | 03.10 | Шахматные фигуры |
6 | 10.10 | Начальная расстановка фигур |
7 | 17.10 | Сила фигур |
8 | 24.10 | Ходы фигур |
9 | 14.11 | Взятие фигур |
10 | 21.11 | Цель шахматной партии |
11 | 28.11 | Игра фигурами из начального положения |
12 | 05.12 | Ладья |
13 | 12.12 | Слон |
14 | 19.12 | Ладья против слона |
15 | 26.12 | Ферзь |
16 | 16.01 | Ферзь против ладьи и слона |
17 | 23.01 | Конь |
18 | 30.01 | Конь против ферзя, ладьи, слона |
19 | 06.02 | Пешка |
20 | 13.02 | Пешка против ферзя, ладьи, коня, слона |
21 | 20.02 | Король |
22 | 27.02 | Король против других фигур |
23 | 06.03 | Шах |
24 | 13.03 | Мат |
25 | 20.03 | Ничья, пат |
26 | 03.04 | Рокировка |
27 | 10.04 | Общие принципы разыгрывания партии |
28 | 17.04 | Тактические приемы |
29 | 24.04 | Повторение правил шахматной игры |
30 | 08.05 | Шахматные турниры |
31 | 15.05 | Шахматные турниры |
32-34 | 22.05 | Резервное занятие |
Календарно-тематическое планирование (4 классы).
№ пп | Дата | Содержание |
1 | 07.09 | Вводное занятие |
2 | 14.09 | История шахмат |
3 | 21.09 | Легенды и сказания о возникновении шахмат |
4 | 28.09 | Шахматная доска |
5 | 05.10 | Шахматные фигуры |
6 | 12.10 | Начальная расстановка фигур |
7 | 19.10 | Сила фигур |
8 | 26.10 | Ходы фигур |
9 | 09.11 | Взятие фигур |
10 | 16.11 | Цель шахматной партии |
11 | 23.11 | Игра фигурами из начального положения |
12 | 30.11 | Ладья |
13 | 07.12 | Слон |
14 | 14.12 | Ладья против слона |
15 | 21.12 | Ферзь |
16 | 11.01 | Ферзь против ладьи и слона |
17 | 18.01 | Конь |
18 | 25.01 | Конь против ферзя, ладьи, слона |
19 | 01.02 | Пешка |
20 | 08.02 | Пешка против ферзя, ладьи, коня, слона |
21 | 15.02 | Король |
22 | 22.02 | Король против других фигур |
23 | 01.03 | Шах |
24 | 15.03 | Мат |
25 | 22.03 | Ничья, пат |
26 | 05.04 | Рокировка |
27 | 12.04 | Общие принципы разыгрывания партии |
28 | 19.04 | Тактические приемы |
29 | 26.04 | Повторение правил шахматной игры |
30 | 03.05 | Шахматные турниры |
31 | 10.05 | Шахматные турниры |
32-34 | 17.05 24.05 | Резервное занятие Резервное занятие |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образовательная программа дополнительного образования детей научно-технической направленности для обучающихся 5-7 классов "Юный компьютерный пилот"
Процесс стремительного насыщения современного общества техническими средствами массовой коммуникации, и, возрастание роли и места информации в жизни человечества в целом, каждого государства и каждого...
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ
В связи с увеличением роли патриотического воспитания школьников огромное значение приобретает проблема организации и деятельности школьных музеев. Школьный музей обла...
Современная подготовка юных спортсменов. Педагогический контроль в подготовке юных спортсменов .
Важное место в системе управления подготовкой юных спортсменов отводится научно обоснованному педагогическому контролю, совершенствование которого является важнейшей предпосылкой повышения эффективнос...
Об участии во Всероссийском конкурсе «Юные техники XXI века» и конкурсе научно-технического творчества учащихся Союзного государства « Таланты XXI века» в рамках Международной профильной смены «Юные техники»
Об участии во Всероссийском конкурсе «Юные техники XXI века» и конкурсе научно-технического творчества учащихся Союзного государства « Таланты XXI века» в рамках Международной профильной смены «Юные т...
Организация и проведение районного конкурса «Лучший по профессии: Юный токарь и Юная швея» Ярославская область, Даниловский МР.
Одной из эффективных форм работы с одарёнными учащимися всегда были различного уровня олимпиады школьников. Предметные олимпиады (в том числе и по технологии) как один из видов неформального образован...
Буклет "Памятка юному пешеходу", "Памятка юному пассажиру"
Буклет "Памятка юному пешеходу», «Памятка юному пассажиру» разработан на воспитательное мероприятие тематического месячника «Школа пешехода», где...
Сценарий агитбригады для районного конкурса дружин юных пожарных «Юные таланты за безопасность 2022»
Конкурс проводится в рамках реализации районной целевой программы по работе с дружинами юных пожарных образовательных учреждений Куйбышевского района города Новокузнецка «Юный пожарный»....