"Шашки" 2017-18
методическая разработка по физкультуре на тему
Использование игры в шашки для развития логического мышления детей младшего школьного возраста.
Разработка и внедрение образовательно-воспитательной методики первичного (начального) обучения детей младшего школьного возраста в нашей школе теории и практике игры в русские шашки для развития их логического мышления.
Общепризнано, что шашки это не только интеллектуальная спортивная борьба соперников, но и метод и предмет развития интеллектуального мышления человека, особенно ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
17-18_shashki.doc | 180.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа
Направления внеурочной деятельности «Спорт. Логика»
«Шашки» 2 класс
2017-2018 учебный год
2 ч в неделю
Пояснительная записка
По массовости шашки занимают восьмое место среди других видов спорта. Эта мудрая народная игра прочно вошла в наш быт. Возраст ее весьма солидный – не менее 5 тысяч лет. Как интеллектуальный спорт шашки стали признанной частью общечеловеческой культуры.
Швейцарский психолог Жан Пиаже и ряд других ученых установили, что именно в возрасте 5-12 лет у детей происходит формирование механизма «мысль - слово», «мысль - действие». В связи с этим шашки являются удачным подспорьем в развитии мыслительных способностей детей и подкреплении плодов мышления действиями. Опыт работы с детьми свидетельствует, что шашки благотворно влияют на их учебу, расширяют интересы ребят, укрепляют и развивают лучшие качества характера.
Шашки помогают воспитывать в детях дисциплинированность, усидчивость, умение концентрировать внимание и логически мыслить.
Идея программы
Использование игры в шашки для развития логического мышления детей младшего школьного возраста.
Назначение программы
Разработка и внедрение образовательно-воспитательной методики первичного (начального) обучения детей младшего школьного возраста в нашей школе теории и практике игры в русские шашки для развития их логического мышления.
Актуальность
Общепризнано, что шашки это не только интеллектуальная спортивная борьба соперников, но и метод и предмет развития интеллектуального мышления человека, особенно ребенка.
При нашем северном климате учащиеся младших классов более 40% своего активного времени в год вынуждены проводить в закрытых помещениях (дома, школе и других местах), затрачивая массу времени на просмотр телепередач, видеофильмов и на компьютерные игры, часть которых вообще вредна для их психического и интеллектуального развития.
Цель
Достижение массового первичного (начального) обучения детей младшего школьного возраста теории и практике игры в шашки с целью воспитательного содействия в развитии их интеллектуального мышления и формирования у них зачатков личностного морально-психологического сопротивления к информационному давлению массовой субкультуры современного мира.
Задачи
Комплектование группы первичного (начального) обучения среди учащихся 2-4-х классов теории и практике игры в шашки.
Разработка методики первичного (начального) обучения детей младшего школьного возраста в нашей школе теории и практике игры в шашки.
Разработка методических указаний и положений об ежегодных школьных шашечных турнирах среди учащихся начальных классов.
Обучающие:
• Обучение основам шашечной игры;
• Обучение комбинациям, теории и практике шашечной игры.
Воспитательные:
• Воспитание отношение к шашкам как к серьезным, полезным и нужным занятиям, имеющим спортивную и творческую направленность;
• Воспитание настойчивости, целеустремленности, находчивости, внимательности, уверенности, воли, трудолюбия, коллективизма;
Развивающие:
• развитие стремления детей к самостоятельности;
• Развитие умственных способностей учащихся: логического мышления, умения производить расчеты на несколько ходов вперед, образное и аналитическое мышление.
Ожидаемый результат
Проведенный опыт работы с детьми будет свидетельствовать, о том, что шашки благотворно влияют на их учебу, расширяют интерес ребят, укрепляют и развивают лучшие качества характера.
Овладение детьми основами шашечной игры, увлечение красотой комбинационных приемов, расширение кругозора относительно истории развития шашек, правил игры, а также специальной психологической подготовки.
Формирование высокого уровня логического мышления у детей младшего школьного возраста.
Содержание курса
№ |
Наименование раздела | Количество часов |
1. | Знакомьтесь, шашки. | 11 |
2. | Основные правила шашечной игры. | 9 |
3. | Турниры и турнирные таблицы. | 5 |
4. | Шашечный турнир «Зима-2017» | 7 |
5. | Основные приемы | 16 |
6. | Анализ позиций и комбинаций. | 11 |
7. | Шашечный турнир «Весна-2018» | 9 |
ИТОГО | 68 |
Тематическое планирование
Наименование разделов и тем | Количество часов | Перечень универсальных учебных действий обучающихся |
История шашек | 1 | Личностные: активное включение в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания. Познавательные: Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности. Коммуникативные: Определение общей цели и путей ее достижения. Регулятивные: Готовность конструктивно разрешать конфликты. Личностные: активное включение в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания. Познавательные: Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности. Коммуникативные: Определение общей цели и путей ее достижения. Регулятивные: Готовность конструктивно разрешать конфликты. |
Общее понятие о шашках | 1 | |
Шашечная доска и шашки | 1 | |
Шашечные дороги | 1 | |
Практическое закрепление материала | 1 | |
Шашечные поля | 1 | |
Практическое закрепление материала | 1 | |
Диагональ | 1 | |
Практическое закрепление материала | 1 | |
Как ходят шашки | 1 | |
Практическое закрепление материала | 1 | |
Основные правила шашечной игры | 1 | |
Практическое закрепление материала | 1 | |
Цели игры | 1 | |
Определение результата партии | 1 | |
Практическое закрепление материала | 1 | |
Разные виды ничьей партии | 1 | |
Практическое закрепление материала | 1 | |
Как начинать партию | 1 | |
Практическое закрепление материала | 1 | |
Знакомство с таблицей шашечного турнира | 1 | |
Практическое закрепление материала | 1 | |
Подготовка к соревнованиям | 1 | |
Практическое закрепление материала | 1 | |
Практическое закрепление материала | 1 | |
Отборочный турнир | 1 | |
Шашечный турнир (1/8 финала) | 1 | |
Шашечный турнир (1/4 финала) | 1 | |
Шашечный турнир (1/2 финала) | 1 | |
Финал | 1 | |
Итоги турнира. Награждение призеров. | 1 | |
Шашечный досуг | 1 | |
Делаем наилучшие ходы | 1 | |
Практическое закрепление материала | 1 | |
Простые комбинации | 1 | |
Практическое закрепление материала | 1 | |
Основы позиционной игры | 1 | |
Практическое закрепление материала | 1 | |
Комбинационные приемы | 1 | |
Практическое закрепление материала | 1 | |
Связывание | 1 | |
Практическое закрепление материала | 1 | |
Использование дополнительного темпа | 1 | |
Практическое закрепление материала | 1 | |
Размен | 1 | |
Практическое закрепление материала | 1 | |
«Шлагбаум» | 1 | |
Практическое закрепление материала | 1 | |
Достижение выгодной позиции | 1 | |
Практическое закрепление материала | 1 | |
Треугольник Петрова | 1 | |
Практическое закрепление материала | 1 | |
Растяжка и оттяжка | 1 | |
Практическое закрепление материала | 1 | |
Эффективность комбинаций | 1 | |
Практическое закрепление материала | 1 | |
Красота комбинаций | 1 | |
Практическое закрепление материала | 1 | |
Подготовка к соревнованиям | 1 | |
Отборочный турнир | 1 | |
Турнир (1/8 финала) | 1 | |
Турнир (1/4 финала) | 1 | |
Турнир (1/2 финала) | 1 | |
Финал) | 1 | |
Итоги турнира. Награждение призеров | 1 | |
Резервное занятие. | 1 | |
Резервное занятие.. | 1 | |
Резервное занятие. | 1 | |
. Итого | 68 |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Дата | Содержание |
1 | 01.09 | История шашек |
2 | 06.09 | Общее понятие о шашках |
3 | 08.09 | Шашечная доска и шашки |
4 | 13.09 | Шашечные дороги |
5 | 15.09 | Практическое закрепление материала |
6 | 20.09 | Шашечные поля |
7 | 22.09 | Практическое закрепление материала |
8 | 27.09 | Диагональ |
9 | 29.09 | Практическое закрепление материала |
10 | 04.10 | Как ходят шашки |
11 | 06.10 | Практическое закрепление материала |
12 | 11.10 | Основные правила шашечной игры |
13 | 13.10 | Практическое закрепление материала |
14 | 18.10 | Цели игры |
15 | 20.10 | Определение результата партии |
16 | 25.10 | Практическое закрепление материала |
17 | 27.10 | Разные виды ничьей партии |
18 | 08.11 | Практическое закрепление материала |
19 | 10.11 | Как начинать партию |
20 | 15.11 | Практическое закрепление материала |
21 | 17.11 | Знакомство с таблицей шашечного турнира |
22 | 22.11 | Практическое закрепление материала |
23 | 24.11 | Подготовка к соревнованиям |
24 | 29.11 | Практическое закрепление материала |
25 | 01.12 | Практическое закрепление материала |
26 | 06.12 | Отборочный турнир |
27 | 08.12 | Шашечный турнир (1/8 финала) |
28 | 13.12 | Шашечный турнир (1/4 финала) |
29 | 15.12 | Шашечный турнир (1/2 финала) |
30 | 20.12 | Финал |
31 | 22.12 | Итоги турнира. Награждение призеров. |
32 | 27.12 | Шашечный досуг |
33 | 12.01 | Делаем наилучшие ходы |
34 | 17.01 | Практическое закрепление материала |
35 | 19.01 | Простые комбинации |
36 | 24.01 | Практическое закрепление материала |
37 | 26.01 | Основы позиционной игры |
38 | 31.01 | Практическое закрепление материала |
39 | 02.02 | Комбинационные приемы |
40 | 07.02 | Практическое закрепление материала |
41 | 09.02 | Связывание |
42 | 14.02 | Практическое закрепление материала |
43 | 16.02 | Использование дополнительного темпа |
44 | 21.02 | Практическое закрепление материала |
45 | 28.02 | Размен |
46 | 02.03 | Практическое закрепление материала |
47 | 07.03 | «Шлагбаум» |
48 | 14.03 | Практическое закрепление материала |
49 | 16.03 | Достижение выгодной позиции |
50 | 21.03 | Практическое закрепление материала |
51 | 23.03 | Треугольник Петрова |
52 | 04.04 | Практическое закрепление материала |
53 | 06.04 | Растяжка и оттяжка |
54 | 11.04 | Практическое закрепление материала |
55 | 13.04 | Эффективность комбинаций |
56 | 18.04 | Практическое закрепление материала |
57 | 20.04 | Красота комбинаций |
58 | 25.04 | Практическое закрепление материала |
59 | 27.04 | Подготовка к соревнованиям |
60 | 04.05 | Отборочный турнир |
61 | 11.05 | Турнир (1/8 финала) |
62 | 16.05 | Турнир (1/4 финала) |
63 | 18.05 | Турнир (1/2 финала) |
64 | 23.05 | Финал) |
65 | 25.05 | Итоги турнира. Награждение призеров |
66, 67, 68 | Резервные занятия |
Рекомендуемая литература
Василевский Р.Г. Учимся играть в шашки.- Издательство «Здоровье» 1985.
Герцензон Б., Напреенков А. Шашки – это интересно. 1992.
Погрибной В.К. Шашки для детей, 2010
Погрибной В.К. Шашки . Сборник комбинаций. 2007