Тема: Медиативный подход как способ обучения старшеклассников регулированию межличностных конфликтов.
презентация к уроку по физкультуре (10, 11 класс) на тему
В данной работе показана проблема конфликтогенности школьного социума, изучены проблемы конфликтов в школе. Доказана значимость работы, которая заключается в том, что использование исследовательских материалов возможно в практической работе различных педагогических работников ОО для более эффективного регулирования конфликтных ситуаций в коллективе и подготовки старшеклассников к самостоятельному преодолению межличностных конфликтов не только в школьной среде.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
презентация | 409.42 КБ |
кратки1 коментарий | 26.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Объект исследования: взаимодействие старшеклассников в ситуациях межличностных конфликтов . Предмет исследования: способы обучения старшеклассников медиативному подходу при регулировании межличностных конфликтов.
Цель исследования: изучение медиативного подхода как процесса и применение его как самостоятельного способа обучения старшеклассников регулированию межличностных конфликтов . Задачи: -Проанализировать научную литературу по проблеме использования классической медиации и медиативного подхода в работе со школьными конфликтами; -Изучить особенности конфликтного поведения старшеклассников и роль классного руководителя при обучении регулированию отношений в школьном социуме; -Изучить мнение старшеклассников о причинах и способах преодоления межличностных конфликтов; -Выявить способы обучения старшеклассников медиативному подходу при регулировании межличностных конфликтов
Педагогический конфликт – нормальное явление , вполне естественное для такого динамичного социума, каким является современная школа.
Основные выводы по изучению теоретических источников в области конфликтологии Межличностные конфликты являются наиболее распространенным типом конфликтов. Межличностный конфликт выполняет как негативные, так и позитивные функции. Исследователи выделяют разные тактики поведения в конфликтных ситуациях Одной из основных причин конфликтов в школе является неконструктивное поведение людей в общении Столкновения школьников между собой и педагогами вплетаются в ткань учебно-воспитательного процесса и являются фактором формирования у учащихся специфических компонентов социального опыта Ученые и практики отмечают недостаточный уровень развития программ по разрешению конфликтов и посредничеству, которые были бы использованы в школах
Медиация как средство создания безопасного образовательного пространства и школа общения «Медиация – это и способ разрешения споров, и возможность их предотвращения, и жизненная философия. Она способна формировать мировоззрение и личностные установки, менять отношение человека к спору, формировать пространство диалога ». МЕДИАЦИЯ расширяет возможности для самореализации учеников способствует развитию горизонтальных отношений и предполагает взаимное уважение сторон друг к другу четкое соблюдение правил и принципов делает процедуру безопасной в физическом, психологическом, социальном смысле оказывает воспитательное воздействие на субъекты образовательного процесса
Медиативный подход в образовательной сфере как метод разрешения конфликтов один из базовых методов разрешения конфликтов между учениками с помощью классного руководителя или нейтрального сверстника позволяет под разным углом рассмотреть предмет спора, использовать конфликт как «инструмент обучения» и основу для улучшения взаимоотношений между сторонами
Медиативный подход предоставляет подростку возможность высказаться и быть услышанным учит детей осознавать и выражать свои чувства, слушать и уважать других, задавать вопросы, уточнять, осознавать свои поступки– это способствует личностному развитию детей позволяет работать с самим конфликтом, не погружаясь в глубинные психологические проблемы; то есть процесс решения не осложняется формирует готовность помочь сверстникам решить конфликтную ситуацию развивает терпимость к различным мнениям и адекватность оценки людей и событий
Разрешение конфликтов с помощью медиативного подхода занимает значительно меньше времени, чем индивидуальные беседы с участниками конфликта, учителями, родителями , администрацией Медиативный подход обеспечивает более длительные результаты, чем индивидуальная консультация
Исследование проводилось в три этапа : I этап – констатирующий этап, который предполагал анкетирование учащихся ; диагностику типов поведения в конфликтной ситуации с помощью методики К. Томаса; II этап – формирующий этап, предполагающий преодоление конфликтов при помощи внедрения медиативного подхода в деятельность классного руководителя и учащихся ; III этап – контрольный этап, который предлагал повторную диагностику и сравнение результатов констатирующего и контрольного экспериментов.
Использование медиативных бесед и тренинга для эффективного обучения старшеклассников регулированию конфликтов способствовало тому, что школьники стали лучше понимать друг друга, общение со сверстниками и взрослыми стало более эффективным появился опыт участия в решении реальных личностных проблем, споров и конфликтов происходил процесс активного научения каждого старшеклассника методу медиативной беседы
Использование медиативных бесед и тренинга для эффективного обучения старшеклассников регулированию конфликтов использованы интерактивные формы обучения: медиативные беседы и тренинги; медиативные беседы с ребятами, которые попали в реальные конфликтные ситуации подготовка с инициативной группой ребят тем для игрового обсуждения и анализа (случаи брались из реальной жизни школы или класса ) тренинг «Кольцо », техника « Круг» .
Причины возникновения конфликтов между учениками НЕУВАЖЕНИЕ 30% 52% НЕЖЕЛАНИЕ ВЫСЛУШАТЬ СОБЕСЕДНИКА 28% 47% ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ НЕУРАВНОВЕШЕННОСТЬ 22% 32% НЕПРИЯТИЕ ЧУЖИХ ВЗГЛЯДОВ 14% 20% ЛИЧНАЯ НЕПРИЯЗНЬ 6% 6% Кто должен сделать первый шаг к решению конфликта ОБА УЧАСТНИКА ВМЕСТЕ 27% 45% ТОТ, КТО СТАРШЕ 17% 10% ТОТ, КТО ПЕРВЫЙ НАЧАЛ 16% 24% КТО МУДРЕЕ 10% 21%
Пути выхода из конфликтной ситуации БЕСЕДА ДРУГ С ДРУГОМ 40% 45% ПРИМЕНЕНИЕМ ФИЗИЧЕСКОЙ СИЛЫ 27% 11% ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПОЛОЖЕНИЯ, ВЛАСТИ 27% 10% ОБЕ СТОРОНЫ ИДУТ НА КОМПРОМИСС 47% 55% КОНФЛИКТ ОСТАЕТСЯ НЕРЕШЕННЫМ ВСЕГДА ТРЕТЬЯ НЕЗАВИСИМАЯ ЛИЧНОСТЬ 17% 6% 6% 18% Какими качествами обладает «неконфликтная личность» ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ СДЕРЖАННОСТЬ 17% 52% САМОКРИТИЧНОСТЬ 15% 30% ИНТЕЛЛИГЕНТНОСТЬ 27% 52% УМЕНИЕ СЧИТАТЬСЯ С ЧУЖИМ МНЕНИЕМ 21% 30% НЕЗЛОПАМЯТНОСТЬ 9% 8% ЧУВСТВО ЮМОРА 11% 16%
ДинаМИКА ТИПОВ ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТНОЙ СИТУАЦИИ к.тОМАСА
выводы Медиативный подход, используемый классным руководителем в своей профессиональной деятельности для обучения старшеклассников, является практическим эффективным средством регулирования конфликтов. В результате обучения медиативному подходу была отмечена положительная динамика по результатам повторного исследования среди старшеклассников в понимании причин, способов регулирования конфликтов, повышение личной ответственности каждого за выбор пути решения сложных проблем Использование возможностей тренинга и техники медиативной беседы способствовало развитию универсальных учебных действий обучающихся в соответствии с ФГОС (личностные; метапредметные -коммуникативные, регулятивные)
БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ!
Предварительный просмотр:
Выпускная аттестационная работа
1 слайд
Уважаемые председатель и члены комиссии, а так же уважаемые коллеги! Разрешите представить вашему вниманию дипломную работу на тему: «Медиативный подход как способ обучения старшеклассников регулированию межличностных конфликтов».
В выдержке из принятого не так давно профессионального стандарта педагогических работников говорится, что одним из важных условий, необходимых для создания социальной ситуации развития детей в соответствии с возрастом, является развитие коммуникативных способностей обучающихся, позволяющих разрешать конфликтные ситуации со сверстниками и взрослыми.
2 слайд
«Психологический комфорт взрослых и детей является одной из первостепенных задач в достижении цели – создания безопасного пространства, благоприятных условий для осуществления воспитательно-образовательной деятельности. Одним из первых изменений при интеграции медиативного подхода в образовательное пространство школы является снижение уровня агрессии прежде всего со стороны взрослых, а значит повышение комфортности существования для детей. Происходит расширение возможностей для самореализации учеников, которые уже внесены в категорию «трудных», снижение конфликтности в целом, возникает позитивная обратная связь от родителей и со стороны руководства образовательного учреждения, рождается ощущение большей уверенности в благополучном исходе при возникновении сложных ситуаций. Медиативный подход начинает активно внедряться в практику работы ряда ОО Подмосковья. Однако не всегда деятельность в данном направлении хорошо подготовлена научно и методически.
3 слайд
Проблема нашего исследования состоит в том, чтобы показать, как и зачем обучать старшеклассников применению медиативного подхода при регулировании различных конфликтных и сложных жизненных ситуаций.
Обучение медиативному подходу при регулировании школьных конфликтов среди старшеклассников будет возможно, если:
рассматривать медиативный подход как эффективную «школу общения» старшеклассников;
классный руководитель будет компетентным в использовании медиативного подхода при регулировании конфликтов с обучающими;
активно обучать данному методу старшеклассников, используя возможности тренинга и технику медиативной беседы.
4 слайд
Практическая значимость заключается в том, что использование исследовательских материалов возможно в практической работе различных педагогических работников ОО для более эффективного регулирования конфликтных ситуаций в коллективе и подготовки старшеклассников к самостоятельному преодолению межличностных конфликтов не только в школьной среде.
5 слайд
Исследования, изучение и анализ теории, обоснованно вывели нас на утверждения многих конфликтологических понятий. Под конфликтом понимают «наиболее острый способ разрешения противоречий, возникающих в процессе взаимодействия, заключающийся в противодействии субъектов конфликта и обычно сопровождающийся негативными эмоциями.
6 слайд
В работе дано понятие, типология, функции межличностных конфликтов, применительно к различным научным подходам. . Выделяют следующие типы конфликтов в школьной среде. Среди конфликтов выделяют межличностный и внутриличностный. Межличностные конфликты несут на себе конструктивную и деструктивную функцию, которые имеют определенное влияние как на на личность, так и на группу, вступающую в конфликт.
7 слайд
Примирительным процедурам в последние несколько лет уделяется особое внимание.
По мнению профессора Цисаны Шамликашвили из статьи « Медиация-способ построения безопасного пространства», вытекает определение : (читаю слайд).
Медиация позволяет сохранять автономию, идентичность личности учащегося и вместе с тем помогает ей осознать себя самоценной частью всего школьного сообщества.
С.В. Баныкина отмечает, что конфликтогенные события в школьной деятельности по сравнению с конфликтогенными событиями в среде взрослых переживаются острее, поскольку столкновения старшеклассников и педагогов вплетаются в ткань учебно-воспитательного процесса и являются фактором формирования у учащихся специфических компонентов социального опыта. Говоря о школьной среде, следует заметить, что правила школьного обустройства таковы, что далеко не всегда они способствуют формированию позитивного решения конфликта, не обучают детей справляться с конфликтными ситуациями. Это обусловлено целым рядом причин: загруженностью педагогов, отсутствием у педагогов достаточного опыта и знаний в области конфликта, административное давление, замалчивание конфликтных ситуаций). Способы решения конфликтов, которые общеприняты среди обучающихся, не формируют у подростков навыков конструктивного решения проблемы. Как правило, такими формами становятся: классные часы, педсоветы, советы профилактики, вызов родителей в школу, угроза наказанием, отлучение от занятий, и как следствие, общее непонимание нужд и потребностей подростка, уход его в асоциальные «субкультуры», «девиантные формы поведения»
8-9-10 слайд
Мы рассмотрели варианты поведения в конфликтных ситуациях. Изучили теории и концепции интеграции медиативного подхода в систему образования. Пришли к выводу,что: . Жизнь школы – это срез социума, и в этом срезе отражаются многие «внешние» проблемы. В школе возникают разнонаправленные конфликты, в основе которых лежат проблемы межличностного, организационного характера. Медиатору приходится работать со всем многообразием ситуаций, и, конечно же, эти ситуации возникают неизбежно – но они не парализуют учебный процесс, если в школе интегрирован метод школьной медиации и хотя бы часть коллектива и учащихся владеет медиативным подходом. Благодаря этому возникающие кризисы преодолеваются в штатном режиме, к ним относятся как к рабочему моменту повседневности.
9 слайд
Медиативный подход – это способ осознанного взаимодействия, позволяющий предупреждать возникновение и эскалацию конфликтов, урегулировать разногласия в повседневных условиях там, где использование процедуры медиации нецелесообразно и/или не представляется возможным. Владение подходом предполагает владение навыками позитивного осознанного общения, применимыми в повседневных взаимодействиях с другими людьми, и создающими основу для предотвращения и/или эффективного разрешения споров и конфликтов без проведения медиации как полноценной процедуры.
11 слайд
Мы рассмотрели варианты поведения в конфликтных ситуациях(Они представлены в таблице). Изучили теории и концепции интеграции медиативного подхода в систему образования. Пришли к выводу, что
заниматься своевременной профилактикой конфликтов в школьных коллективах крайне необходимо:
Во-первых, профилактика конфликтов, несомненно, будет способствовать повышению качества учебного процесса. Ученики и учителя станут тратить интеллектуальные и нравственные силы не на борьбу с оппонентами, а на свою основную деятельность.
Во-вторых, конфликты оказывают заметное отрицательное влияние на психическое состояние и настроение конфликтующих. Стресс, возникающий в ходе конфликтов, может быть причиной десятков серьезных заболеваний. Поэтому своевременные профилактические меры должны положительно влиять на психологическое и физическое здоровье учеников и учителей.
В-третьих, именно в школе у подростка формируются навыки разрешения противоречий в межличностном взаимодействии, которые случаются в жизни каждого человека. Но с помощью чего это можно сделать?
12 слайд
Вот поэтому нашей целью было доказать, что применение медиативных бесед и тренингов, предусматривает внедрение собственно медиативного подхода и принципов медиации в систему деятельности классного руководителя и в процесс обучения школьников регулированию межличностных конфликтов будет способствовать решению многих проблем.
Для этого нами было проведено экспериментальное исследования с целью изучения особенностей конфликтного поведения старшеклассников и роли классного руководителя при обучении регулированию отношений в школьном социуме; а также с целью изучения мнения старшеклассников о причинах и способах преодоления межличностных конфликтов.
База исследования: МБОУ «Школа №32» г.о. Балашиха, Московская область. В исследовании приняло участие 30 учащихся 10(11) класса.
Для изучения показателей междичностных конфликтов у учащихся и определения типов поведения старшеклассников в конфликте использовались методики: 1) анкетирование; 2) методика изучения типов поведения в конфликтной ситуации К.Томаса.
13-14 слайды
Между констатирующим и контрольным этапом, т.е. на формирующем этапе, я как классный руководитель проводила с детьми медиативные беседы и различные тренинги. Суть данных занятий сводилась к тому, чтобы научить детей слушать и понимать друг друга, уважать мнение другого члена коллектива. Уметь объяснять свои поступки и находить объяснение поступкам оппонента.
Во-первых, были проведены медиативные беседы с ребятами, которые попали в реальные конфликтные ситуации. Во время этих бесед старшеклассники выясняли важные для себя вопросы, решали возникшие конфликты, проговаривая вслух проблемы и пути их преодоления, учились посредничеству у классного руководителя. Нужно сказать, что этот метод непрост был и для меня, я училась этому на курсах конфликтологии, продолжала учиться вместе с ребятами.
Тренинг «Кольцо»-основной инструмент классного руководителя (стр.48), учит слушать, уважать друг друга. Проходит в 4 этапа. Проводится с отдельными участниками конфликта или с группами. Содержит открытые и закрытые(да, нет) вопросы.
Техника «Круга» (стр.50)-ритуал, с опред. правилами и традициями. Открытие-взявшись за руки: правая ладонь обращена вниз- к земле, т.е. «давала», а левая – вверх, «к солнцу», т.е. принимала-это замкнутый круг, где энергия каждого передается по кругу и образует единство.Ведущий говорит слова,которые воодушевляют участников уважать друг друга. Заканчивается все словом «Мир», которое все произносят вместе. Передавая микрофон каждый участник высказывает свое мнение опроблеме.
15 слайд
Сравнив ответы старшеклассников на эти вопросы на констатирующем и контрольном этапах эксперимента, можно сделать вывод, что относительно причин возникновения конфликтов мнения испытуемых довольно заметно изменились. И теперь большинство испытуемых основной причиной возникновения конфликтов считают «Хамство и неуважение к товарищам» (52%) и «нежелание выслушать собеседника» (47%).
Проанализировав ответы на вопрос «Кто должен делать первый шаг к решению конфликта?» на констатирующем и контрольном этапах исследования, мы можем сделать вывод, что мнения испытуемых значительно изменились. 45% по сравнению с 27% -обе стороны должны делать первый шаг к решению конфликта; и тот факт, что 18% испытуемых по сравнению с 10% стали понимать, что можно в сложной ситуации обратиться за помощью к классному руководителю или независимому старшекласснику, которому доверяешь. Все это говорит в пользу медиативного подхода.
16 слайд
Таким образом, мы можем сделать вывод, что мнения участников анкетирования изменились по сравнению с констатирующим этапом исследования. Большее количество испытуемых (67%, а не 40%) считают, что конфликт можно решить с помощью беседы и разговора, меньше испытуемых (10%, против 27%) считают, что конфликт можно решить при помощи использования положения и власти, уменьшилось количество сторонников решения конфликта с помощью физической силы (11% против 27%) Что также подчеркивает положительное применение техники медиативного подхода.
Мы видим, что основной причиной конфликтов в коллективе по-прежнему считается хамство и неуважение: уже большая доля испытуемых (67% по сравнению с 27% на констатирующем этапе эксперимента) считают, что первый шаг к решению конфликта должны делать оба участника конфликта. Чаще в.сего конфликты должны решаться при помощи беседы, либо компромисса, что является довольно положительным моментом для данного школьного коллектива. По мнению испытуемых, качества, которыми должен обладать человек, чтобы не быть «конфликтной личностью» – интеллигентность, эмоциональная сдержанность и умение считаться с мнением других
17 слайд
Опираясь на результаты, мы можем сделать вывод, что намечена положительная динамика развития отношений среди ребят. В классе, уже большее количество учащихся в конфликтных ситуациях предпочитают сотрудничество (44% по сравнению с 34% на констатирующем этапе эксперимента), на компромисс готовы пойти 30% испытуемых по сравнению с 17% на констатирующем этапе исследования, от соревнования (противоборства) некоторые старшеклассники решили отказаться, теперь им предпочитает пользоваться только 13% испытуемых, по сравнению с 23% на констатирующем этапе исследования. Мы понимаем, что это настроит ребят на то, что нужно много поработать чтобы сотрудничество и компромисс были в реальной ситуации главными типами поведения. Но уже сама мотивация ребят, желание растет и сравнительно небольшая подвижка во мнениях – это важный шаг на пути обучения старшеклассников мирному регулированию конфликтов.
18 слайд
Обучение медиативному подходу способствует тому, что дети лучше понимают себя и своего сверстника в конфликте, учатся вести переговоры по решению сложных и конфликтных проблем, знают процедуру организации медиации и главное – понимают, что можно решить конфликт без насилия, если сам достаточно компетентен в общении и умеешь принимать конструктивные решения.
Умение самостоятельно принимать решения и нести за них ответственность – одно из важнейших универсальных учебных действий обучающихся в соответствии с ФГОС и одна из ключевых компетентностей современного человека.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Межличностные конфликты и способы их эффективного разрешения
Межличностный конфликт Возникновение конфликтов и проблема агрессии - актуальнейшие проблемы наших дней. Но ещё до появления человека, безусловно-рефлекторное стремление к конфликтам с себе...
Презентация на тему: «Творческий подход в процессе обучения дошкольников нотной грамоте на музыкальных занятиях в ДОУ»
Предлагаю Вашему вниманию презентацию по знакомству с нотами в стихах "Мишка в домике сидит"...
Малый педагогический совет МАОУ СОШ№7 по теме: "Инновационные подходы в профильном обучении".
9 февраля 2017 года состоялся малый педагогический совет школы по теме "Инновационные подходы в профильном обучении". Открывая педсовет, завуч по УВР Останинина Н.А. отметила, чт...
Флипчарт "Контрольная работа по обществознанию "Межличностные отношения и межличностные конфликты" 6 класс
Флипчарт "Контрольная работа по обществознанию "Межличностные отношения и межличностные конфликты" 6 класс...
Уроки интеграции обществознания и географии как способ реализации системно-деятельностного подхода в обучении старшеклассников (Чеснокова Н.А., Чельманов М.Ф.)
В данной статье представлен сценарий интегрированного урока обществознания и географии, который проводился учителями обществознания (Чеснокова Н.А.) и географии (Чельманов М.Ф.) в декабре 2016 года, п...
Методические материалы для классных руководителей по вопросам обеспечения безопасности несовершеннолетних и предупреждения агрессивных и насильственных способов разрешения межличностных конфликтов в школьных коллективах
Методические материалы для классных руководителей по вопросам обеспечения безопасности несовершеннолетних и предупреждения агрессивных и насильственных способов разрешения межличностных конфликтов в...
Методическая разработка. Тема: «Методика применения коллективного способа обучения при изучении математики».
Методическая разработка «Методика применения коллективного способа обучения при изучении математики» призвана помочь преподавателям в освоении отдельных педагогических технологий, отвечающ...