Опыт работы учителя физической культуры
методическая разработка по физкультуре на тему

Опыт работы учителя физической культуры

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opyt_raboty.doc86 КБ

Предварительный просмотр:

  Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

 «Средняя общеобразовательная  школа № 10»

с.Крымгиреевское  Андроповского района

Автореферат

учитель физической культуры

МКОУ СОШ № 10 с. Крымгиреевское

Турченко Алексей Васильевич

«Интеграция традиционных и современных инновационных средств обучения, как средство повышения мотивации и интереса обучающихся к волейболу»

                  Мы живём в динамично развивающемся информационном мире, где  информационные потоки настолько огромны и многогранны, что  порой трудно удержаться на плаву в этом бушующем океане информации. Поэтому настоящее время информационное общество запрашивает от школы выпускника обучаемого, способного самостоятельно учиться и многократно переучиваться в течение жизни, готового к самостоятельным действиям и принятию решений. Для жизни и профессиональной  деятельности современного человека важно не наличие у него накопленного впрок, запаса какого – то внутреннего багажа всего усвоенного, а проявление и возможность использовать то, что есть, то есть не структурные, а функциональные, деятельностные качества человека.

           Актуальность

            Вот почему перед школой встала проблема самостоятельного успешного усвоения учащимися новых знаний, умений и компетенций, включая умение ребенка «научиться учиться», «научиться жить», «научиться работать и зарабатывать». Я, считаю, что тема моего автореферата «Интеграция традиционных и современных инновационных средств обучения, как средство повышения мотивации и интереса обучающихся к волейболу» является актуальной, так как цель современной школы – не сумма знаний, а развитие способностей каждого ребенка, самореализация человека необходима ради его продуктивных результатов, сначала образовательных, потом и не только. Именно поэтому «Планируемые результаты» Стандартов образования (ФГОС) второго поколения определяют не только предметные, но метапредметные и личностные результаты. Желая идти в ногу со временем, знакомясь с Новым образовательным стандартом и его требованиями к будущим выпускникам, я поставил цель моей профессиональной деятельности – на каждом занятии создавать условия для развития познавательных, творческих, коммуникативных и рефлексивных способностей учащихся, воспитания в них любви к людям, к окружающему миру.

               Считаю, что одним из основных вопросов, стоящих перед системой образования является проблема обеспечения, сохранения, укрепления и восстановления здоровья учащихся. Фундаментальная основа здоровьесберегающей системы – это комплекс составляющих «образование – культура – здоровье», а ее стратегическая цель – это формирование культуры здоровья. Ухудшение показателей здоровья детей является большой проблемой и привела меня к поиску новых, более современных, доступных и эффективных форм и методов работы, при которых образование будет способствовать формированию здоровья, а не его потере. Я считаю, что главная задача учителей – убедить школьников в необходимости укрепления своего здоровья, причем не эпизодически и случайно, а систематически. Познакомившись со статистикой узнал, что выделяют следующие школьные факторы риска:

  • Стрессовая педагогическая тактика;
  • Несоответствие    методик    и   технологий   обучения   возрастным функциональным возможностям школьников;
  • Несоблюдение    элементарных    физиологических    и    гигиенических требований к организации учебного процесса;
  • Недостаточная грамотность родителей в вопросах сохранения здоровья  детей;
  • Провалы в существующей системе физического воспитания;
  • Интенсификация учебного процесса;
  •  Частичное разрушение служб школьного медицинского контроля;
  • Отсутствие системной работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни.

           Как никогда остро встаёт проблема разработки и проведения действенных мероприятий по здоровьесбережению и профилактике заболеваний на уроках и во внеурочное время. Учащихся следует грамотно подвести к тому, чтобы они сами для себя смогли вывести одно из основных жизненных правил: «Ты успешен тогда, когда ты здоров и ведёшь здоровый образ жизни».

           Проанализировав многогранную сферу работы  учителя физической культуры по здоровьесбережению обучающихся, мною была разработана определённая система деятельности. Данная система разделена на отдельные блоки – направления деятельности, для реализации которых задействованы различные специалисты школы и все участники учебно-воспитательного процесса. С этой целью использую различные формы: урок физической культуры, физкультминутки, спортивные секции, подвижные перемены, час здоровья, спортивные праздники, дни здоровья и спорта и т.д. Веду совместную работу с  медицинскими работниками по отслеживанию состояния здоровья. Провожу мониторинг физического развития учащихся. 

               Развитие двигательных способностей занимает важное место в физическом воспитании школьников. Практика показывает, что многие школьники не могут добиться высоких результатов в беге, прыжках метании не потому, что им мешает плохая техника движений, а главным образом ввиду недостаточного развития основных двигательных качеств — силы, быстроты, выносливости, ловкости, гибкости. Все вышеприведённые данные позволяют дать научное обоснование дифференцированному подбору средств и методов для развития двигательных способностей детей. Анализируя свой многолетний опыт, я пришел к выводу, что волейбол является одним из активных средств укрепления здоровья, физического и умственного развития (быстрота мышления, умение принимать решения в быстро меняющихся ситуациях), повышения работоспособности и улучшения настроения. Занятия волейболом компенсируют дефицит двигательной активности, способствуя гармоничному развитию обучающихся. Достоинство волейбола в его простоте, эмоциональности и зрелищности. Секрет популярности волейбола в том, что доступен всем. Все движения в волейболе носят естественный характер, основанные на беге, прыжках, метаниях. Популярность волейбола делает его значительным средством пропаганды физической культуры и спорта. В работе я основываюсь на типовых характеристиках школьников, т.е. выделяю признаки, присущие определенным группам учащихся: например, по физической подготовленности, а в них отмечаю детей, требующих к себе индивидуального подхода. Наш предмет вариативен. И достичь положительного эффекта можно при непременном соблюдении одного из важнейших условий – методически грамотного  использования физических упражнений на основе знаний правил и основных закономерностей их применения с обязательным учетом индивидуальных способностей и возможностей каждого ученика. Несложно представить, насколько  различается трудность выполнения одного  и того же двигательного задания для разных учеников. Одному легко даются нагрузки, а другому не хватает силы, выносливости. А значит, необходим индивидуальный подход.

              Выбирая формы, методы и средства обучения, организовываю двигательную деятельность ребенка на занятиях с учетом его возрастно-половых особенностей, динамики физической подготовленности и индивидуальных психофизиологических особенностей обучающихся, учитывая индивидуальные показатели состояния здоровья. При проведении тренировочных занятий по волейболу использую методы, подходы, позволяющие совершенствовать технику и тактику волейболистов. В своей работе я применяю следующие методы:

 • метод изменяемых форм, заключающийся в том, что техника совершенствуется в различных упражнениях: в паре с партнером, в учебно - тренировочной и соревновательных играх;

• контрольный метод, который максимально приближает совершенствование приемов к выполнению их в соответствующих условиях, близких к соревновательным;

• метод подводящих упражнений, состоящий в том, что путем применения специально подобранных упражнений облегчает усвоение и улучшает качество выполнения приема в целом и отдельных его деталей. Этот метод имеет 2 варианта: метод вспомогательных упражнений и специальных упражнений.

Для развития быстроты реакции обучающихся в сложных ситуациях, применяю тактику по комплексам, то есть, исходя из какой-либо ситуации в игре изучаются  одновременно и атакующие, и защитные действия.

Применяя этапы совершенствования техники и тактики основных приемов и способов их подготовки, одновременно провожу работу над совершенствованием физических качеств обучающихся.

Для совершенствования технических элементов непосредственно в процессе игры, применяю методы: демонстрации, словесные, разучивание по элементам, акцентированного внимания, эпизодов игры, дифференцирования. Таким образом, мною учитываются индивидуальные возможности и потребности каждого обучающегося, на основе которых выстраиваются индивидуальные пути развития.

Повышению эффективности воспитательных, просветительских и тренировочных занятий по волейболу значительно способствует использование информационных технологий. Информационные технологии на занятиях позволяют значительно расширить содержательные возможности занятий, т.к. посредством информационных технологий (компьютерные презентации, мультимедиа - и видеопоказ и др.) решается важная задача физического обучения наглядный показ физических упражнений и правильной технологии (алгоритмов) выполнения отдельных двигательных навыков. Основополагающим принципом эффективного обучения (без переучивания) структуре движений является принцип «только правильного выполнения» предлагаемых упражнений. Для повышения эффективности процесса обучения двигательным навыкам игры в волейбол использую «опорные модели» технических приёмов. Они позволяют сформировать и закрепить в памяти обучающихся образы и вербальные формулы основных требований к структуре движений. С этой целью мною разрабатывается банк информационных материалов, включающих слайдовые презентации, видеосюжеты и др. по всем темам программы.

Использование современных образовательных технологий позволяет решать следующие задачи:

В – первых, современные информационные технологии способствуют существенному расширению дидактического арсенала педагога, осуществлению на деле принципов индивидуализации обучения. Разнообразие методик повышает интерес учащихся к изучению предмета, делает процесс познания увлекательным, интересным, расширяет кругозор обучающихся, зажигает новыми идеями.                                                                                                    

Во – вторых,  использование учителем информационных технологий дает возможность учащимся активнее приобщаться к физической культуре и спорту, в том числе за счет участия в различных конкурсах, викторинах и олимпиадах.

В – третьих, решая новые методические задачи, построенные на базе информационных технологий, углубляя свои знания по предмету, педагог повышает профессиональную компетенцию. Информационные технологии с правильно подобранными технологиями обучения, создают необходимый уровень качества, вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания.                                      

             Необходимость использования  информационных технологий на уроках и во внеурочной деятельности возникла по мере того, как стала ощущаться сложность доведения до учащихся  большого объема теоретического материала, на который выделяется минимальное количество часов, поэтому использование электронных презентаций позволяет эффективнее решать эту проблему. Их использование позволяет значительно повысить производительность обучения, так как одновременно задействованы зрительный и слуховой каналы восприятия. Обязательным условием электронной презентации является наличие иллюстрированного материала. Электронная презентация содержит обширный теоретический материал для изучения физической культуры. Кроме того, понятия и абстрактные положения до сознания учащихся доходят легче, когда они подкрепляются конкретными фактами, примерами и образами; и потому для раскрытия их необходимо использовать различные виды наглядности. Именно поэтому в учебных презентациях я свел текстовую информацию к минимуму, заменив ее схемами, диаграммами, рисунками, фотографиями, фрагментами фильмов, касающихся физической культуры и спорта. Многие объяснения техники выполнения разучиваемых движений, исторические справки и события, биографии спортсменов, освещение теоретических вопросов различных направлений не могут быть показаны ученикам непосредственно. Поэтому использую на уроке демонстрационные средства (слайды, картины, видеозаписи), что способствует формированию у детей образных представлений, а на их основе – понятий. Причем эффективность работы со слайдами, картинами и другими демонстрационными материалами намного выше, если они дополняются  показом схем, таблиц. Электронные презентации оказывают самое непосредственное влияние на мотивацию обучаемых, скорость восприятия материала делает материал более приемлемым и доступным учащимся.

Использование информационных технологий не только обогащает содержание образовательного процесса, но и расширяет возможности более качественного преподавания предмета, а также, более эффективного освоения учениками отдельных элементов техники физических упражнений, что, в конечном счёте, позволяет добиваться более высоких результатов, в том числе и спортивных.

              В своей работе я так же применяю личностно – ориентированное обучение. Для этого использую всевозможные формы работы учеников на занятиях: групповые, использую метод индивидуальных заданий, дополнительных упражнений по овладению двигательными действиями, развитие физических способностей с учетом типа телосложения, физической и технико-тактической подготовленности, учитываю интересы учеников, их двигательные и психические возможности. Я строю занятие так, чтобы каждый обучающийся стремился к самооценке, самоанализу и самосовершенствованию своих возможностей, а это позволяет включать в активную деятельность на занятиях не только сильных, но и более слабых, а так же медлительных учеников и способствует поднятию на более высокий уровень двигательных умений и навыков. Достижение более высокого результата (для одного ученика победа в игре на уроке, для другого – победа на районных, региональных соревнованиях) вызывает положительные эмоции от занятия физической культурой, способствует движению вперед и развитию ребенка. Воспитывая юных волейболистов, применяю методы убеждения, методы, поощрения, методы наказания (замечания, устный выговор, разбор поступков в спортивном коллективе). В коллективе спортсмен развивается всесторонне - в нравственном, умственном и физическом отношении, где возникают и проявляются разнообразные отношения: спортсмена к своему коллективу, между членами коллектива, между спортивными коллективами. При решении задач по сплочению команды использую в своей работе выпуск стенных газет, провожу походы, вечера отдыха, создаю для ребят хорошие условия для общественно полезной деятельности. Учащихся оцениваю на основе персонального совершенствования, не сравнивая их с другими сверстниками и без учета возрастных норм: стандартные тесты физической подготовленности использую для понимания компонентов оздоровительной физической активности и определения индивидуальных целей совершенствования. При подготовке сборной команды я ориентируюсь не только на их высокий уровень физической и технической подготовленности, а постоянно веду поиск путей повышения результатов в игре за счет рационального использования технического мастерства на базе высокой технической подготовки волейболистов. Большую роль в достижении победы играет тактическая подготовка. Поэтому я стараюсь научить обучающихся рационально распределять силы в процессе соревнования, игры и на более качественной основе выполнять приемы атаки и защиты.

            Обучение волейболу и другим видам спорта провожу целостным методом с последующей дифференциацией (выделяю детали техники и разделяю их по сложности) и затем интеграцией этих частей разными способами в зависимости от уровня технической подготовленности обучающихся, с целью более качественного выполнения упражнения. Обучение двигательным действиям предусматривает возможность выбора операций для решения тех или иных двигательных задач. В этом случае каждый обучаемый может освоить двигательное действие в предпочтительном для себя составе операций, что станет основой для формирования его индивидуального, самого эффективного, стиля деятельности. Так, например, при закреплении материала по волейболу, я условно делю детей на группы, в зависимости от  их подготовленности. Одной группе даю подготовительные или подводящие упражнения в облегчённых условиях, другой – усложнённые подводящие упражнения, третьей – действие в целом, но в облегчённом варианте и т.д. Обязательно провожу индивидуальную работу с обучающимися, которые испытывают сложность в выполнении того или иного двигательного действия.

            Общешкольные физкультурно-массовые и спортивные мероприятия - это важнейшая составляющая процесса физического воспитания школьников.

              Принятие участие в соревнованиях школьного и районного уровня во многом способствует привлечению школьников к спортивным  занятиям во внеурочное время. Чередование этих мероприятий с учебными тренировочными занятиями позволило обеспечить высокий уровень двигательной активности, снижение утомления учащихся и повышение эффективности учебной работы.

               Вместе с учащимися ведем активную агитационную работу по пропаганде занятий физической культурой и спортом, оформляем спортивные уголки: «Уголок здоровья», «Спортивная жизнь школы», выпускаем информационные газеты. По окончании учебного года лучшему спортивному классу школы вручается грамота и подарки. Обучающиеся школы с удовольствием включаются во внеклассную работу по физической культуре, в которую входят президентские спортивные состязания, конкурс рисунков о спорте и ЗОЖ, конкурс меткий стрелок, кросс, футбол, волейбол, баскетбол, пионербол, весёлые старты, дни спорта, дни здоровья, «А ну-ка парни», первенство по волейболу, баскетболу, пионерболу, футболу и т.д.  В рамках месячника «За здоровый образ жизни» дети готовят проекты по заданной для их возраста тематике, такие как: «Неболейка», «Питание и здоровье», «О спорт, ты Мир», «Смогут ли повлиять занятий физическими упражнениями на духовно-нравственное, физическое и психическое благополучие?», «Основные слагаемые здорового образа жизни? В чем они?», «Что лежит в моём холодильнике?». Классы участвуют в фестивалях и конференциях по ЗОЖ, конкурсах плакатов, готовят выступления агитбригад.

         Пройдя курсы повышения квалификации по новым стандартам, стал переосмысливать свои методы работы, активно включаю все новшества в процесс обучения для развития учащихся и пропаганды физической культуры и спорта. Уже более пяти лет мои воспитанники являются победителями районных соревнований по настольному теннису и принимали активное участие в региональных этапах соревнований в городах Светлограде и Ессентуках. Последние три года очень увлечены бадминтоном. Команда нашей школы уже три года держит первенство в районе и дважды участвовала в краевых соревнованиях по бадминтону на базе спортивного комплекса с. Левокумское. Сам стараюсь являться примером для своих воспитанников и активно участвую в районной спартакиаде работников образования, в таких видах спорта как волейбол, бадминтон, настольный теннис, легкая атлетика.

            И в заключении хочется сказать - каждый ребенок изначально талантлив и даже гениален, но его надо научить ориентироваться в современном мире, чтобы при минимуме затрат достичь максимального эффекта.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы учителя физической культуры

Тема опыта «Организация образовательного процесса, направленного на сохранение и укрепления здоровья учащихся и на формирование отношения к здоровью как личностной ценности, посредством внедрения здор...

Опыт работы учителя физической культуры Ткачук Елены Викторовны по теме: «Индивидуальное дифференцирование нагрузки на уроках физической культуры».

С целью совершенствования процесса преподавания физической культуры в школе  необходимо использовать  индивидуальное  дифференцирование  нагрузки  на уроках, что будет способс...

Опыт работы учителя физической культуры МБОУ СОШ №1 с. Арзгир Мотасова Д. В.

Современная физическая культура выполняет важные социальные функции по оптимизации физического состояния населения, организации здорового образа жизни, подготовке к жизненной практике. Она, как и люба...

Опыт работы учителя физической культуры в рамках реализации ФГОС основного общего образования.

Опыт работы учителя физической культуры в области проектно-исследовательской деятельности в рамках реализации ФГОС ООО....

Педагогический опыт спортивной работы учителя физической культуры

Труд учителя физической культуры является сложным и многообразным. Он должен быть сам всесторонне подготовлен физически , знать теорию и практику выполнения физических упражнений, владеть методикой об...

Опыт работы Учитель физической культуры «Художественная гимнастика» для девушек 10 - 11-х классов

Опыт работыУчитель физической культуры«Художественная гимнастика»                                  ...