ПК3.2
учебно-методический материал по теме
Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области физической культуры, на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа других педагогов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Использование здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры | 623.34 КБ |
Игровые технологии | 689 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Актуальность темы здоровье школьников относится к приоритетным направлениям в сфере образования; увеличение числа учеников, имеющих различные функциональные отклонения в состоянии здоровья; снижение двигательной активности школьников; физическая культура может компенсировать отрицательные явления.
Здоровьесберегающие образовательные технологии – это многие из знакомых большинству педагогов психолого-педагогические приемы, методы, технологии, которые не наносят прямого или косвенного вреда здоровью учащихся
Причины нарушений здоровья Проблемы Заболевание опорно-двигательного аппарата. Нарушения осанки, плоскостопие. Снижение зрения. Нервно-психические расстройства. Причины Малоподвижный образ жизни. Неправильная привычка. Незнание средств, форм. Недостаточная освещенность. Перегрузка учебными занятиями
активное участие в процессе самих учащихся; создание здоровьесберегающей среды в школе; компетентность и грамотность педагогов; планомерная работа с родителями; взаимодействие с социально-культурной сферой . УСПЕХ РАБОТЫ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ
Гигиенические режим Требования к спортивному оборудованию Освещенность зала Требования к расписанию уроков Чистота помещений Личная гигиена учащихся Воздушно- тепловой режим Условия здоровьесбережения
Использование оздоровительных сил природы
Двигательный режим Урок физической культуры Физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного и продленного дня Внеклассная работа Физкультурно-массовые и спортивные мероприятия
Приемы мотивации к урокам физической культуры и внеклассным формам работы валеологическое просвещение учащихся и их родителей; проведение нетрадиционных уроков; применение современных средств физического воспитания; комбинирование методов физического воспитания.
Средства здоровьесбережения Закаливание (воздух, вода, солнце) Упражнения на формирование осанки Дыхательные упражнения Упражнения на развитие физических качеств Упражнения для профилактики плоскостопия Массаж (самомассаж) Упражнения на релаксацию
Нетрадиционные средства Упражнения на тренажерах
Мониторинг состояния физической подготовленности учащихся Тестирование в начале года Составление списков по уровням физического развития Ежемесячное тестирование Разработка рекомендаций по развитию «отстающих» качеств Итоговое тестирование Анализ результатов Отслеживание изменения показателей
Результативность Повышение успеваемости по предмету. Рост физической подготовленности. Мотивация к соблюдению здорового образа жизни. Повышение динамики состояния здоровья учащихся
Здоровьесберегающие технологии, должны, несомненно, использоваться в процессе оздоровления школьников.
Литература 1. Дереклеева Н.И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья. Москва «ВАКО», 2004. 2. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии. Издательство «ВАКО», 2004. 3. Коджаспиров Ю.Г. Развивающие игры на уроках физической культуры. ООО «Дрофа», 2003. 4. Мишин Б.И. Настольная книга учителя физической культуры. АСТ Арстель Москва 2003. 5. Лях В.И., Зданевич А.А. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов Москва «Просвещение» 2007. 6. Смирнов Н.К. «Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе», Москва, 2002 г.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Игровые технологии Игра – это вид деятельности в условиях ситуации, направленной на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.
Цели игры: Игра снимает противоречия между абстрактным характером учебного предмета и реальным характером профессиональной деятельности; Игра позволяет соединить широкий охват проблем и глубину их осмысления; Игра способствует большей вовлеченности обучаемых;
Цели игры: Игра насыщена обратной связью, причем более содержательной по сравнению с применяемой в традиционных методах. Игра формирует установки профессиональной деятельности, преодолеваются стереотипы, корректируется самооценка. В игре проявляется вся личность. Игра позволяет осмыслить полученные результаты.
Игра подразделяется по игровой методике следующим образом: Предметная. Сюжетная. Ролевая. Деловая. Имитационная.
Ролевая игра Это интерактивный метод, который позволяет обучаться на собственном опыте путем специально организованного и регулируемого «проигрывания» жизненной ситуации или профессиональной ситуации
Сценарий ролевой игры сближает события в реальности значительно отдаленные, позволяя участникам увидеть и понять «как слово наше отзовется», и при желании апробировать иную стратегию поведения.
Проигрывание определенной сценарием роли, отождествляет с ней и помогает обучающемуся: *Обрести эмоциональный опыт взаимодействия с другими людьми в различных ситуациях. *Установить связь между своим поведением и его последствиями на основе анализа своих переживаний, а также переживаний партнеров по общению. *Пойти на риск экспериментирования с новыми моделями поведения в аналогичных ситуациях.
Организация учебного процесса на основе ролевой игры I этап - сценарий ролевой игры; II этап - проведение игры как таковой; III этап - подведение итогов игры.
Сценарий ролевой игры Существуют различные модификации ролевых игр. Выбирая одну из них для сценария необходимо ориентироваться на ряд факторов.
Основные факторы: конкретные дидактические цели занятия в предметно – содержательном и социально-психологическом аспекте; степень зрелости воспитанников и их готовность к подобной деятельности; временные ресурсы; уровень компетентности педагога и его опыт использования интерактивных методов обучения.
Проведение игры Педагог (создав игровую ситуацию) является нейтральным наблюдателем; в ходе игры происходит «проживание» участниками проблемной ситуации в ее игровом воплощении; цель – достичь компромисса, не жертвуя основными принципами; для повышения эффективности метода ролевой игры возможно использование видеотехники.
Характеристики ролевой игры Наличие модели управляемой системы, включенной в конкретную социально-экономическую систему; Наличие ролей. Различие целей участников игры, исполняющих разные роли. Взаимодействие ролей. Наличие общей цели у всего игрового коллектива.
Способы распределения ролей Возможны два варианта: 1)Роли распределяются между некоторыми слушателями, а остальные, не получившие ролей, становятся активными зрителями, наблюдателями. 2)Слушатели разбиваются на небольшие группы единомышленников, и каждая группа коллективно берет на себя роль отдельного лица – участника ситуации.
Подведение итогов игры Начинать желательно с вербализации участниками игры своих переживаний и обмен эмоциональным опытом между участниками игры; Далее идет анализ ролевой игры, который включает в себя самоанализ участников игры и «обратную связь»в их адрес от других членов группы.
Подведение итогов игры Завершается обсуждение сопоставлением проигранной ситуации с реальными событиями, поиском аналогий из жизни . Одним из результатов обсуждения может быть внесение поправок и изменений в игру, участники также могут предложить повторное проведение игры, чтобы прожить ситуацию в другой роли или испытать другую стратегию поведения.
Роль наблюдателя очень важна, он не только внимательно следит за развитием ситуации и сопереживает происходящему. Он учится видеть чужие промахи и успехи, замечает чужие проблемы, наблюдатели делают первый шаг на пути к признанию своего несовершенства. Наблюдательный лист составляется педагогом, в нем содержится перечень критериев, которые для удобства заполнения сведены в таблицу.
Главным итогом ролевой игры можно считать желание участников воплотить полученный опыт в жизнь и их веру в успех.
Деловые игры Это модель процесса принятия управленческого или хозяйственного решения. Такая игра строится на моделировании объекта управления, но для принятия решений в ней обязательно должны быть роли. Как должностные, так и игровые, игровое проектирование решений и взаимодействие участников.
Деловые игры можно использовать для создания управленческих и коммуникативных обучающих моделей, способствующих лучшему пониманию интерактивных (сотрудничество) и персептивных (восприятие и понимание) механизмов взаимодействия и коллективного принятия решений , развивающих аналитический, диагностический и прогностический потенциал обучаемых.
Виды деловых игр В зависимости от целевой направленности могут быть: производственные – ставят целью принятие решений по проблемам производства, оказание помощи предприятию, организации или учреждению по переходу на новый хозяйственный механизм, разработку стратегий выживания в условиях стагнации, нерентабельности или конкурентной борьбы;
Виды деловых игр исследовательские – связаны с разработкой новых концепций, испытанием проблем и решений гипотетического характера, прогнозированием последствий и потенциальных проблем при внедрении нововведений; квалификационные или аттестационные – проводятся для выявления уровня компетентности, квалификации специалистов, принятия решений по вопросам подбора или увольнения, придвижения, оценки и аттестации кадров, управления компетентностью персонала предприятия; дидактические – развивают репродуктивное и творческое педагогическое и психологическое мышление, адаптационные свойства и способности, профессиональные и коммуникативные знания, умения и навыки.
Признаки деловой игры по целенаправленности- учебная, исследовательская, экспериментальная, проектировочная, производственная, универсальная; по форме взаимодействия участников – игра с взаимодействием (установление контакта с помощью различных видов связи является обязательным элементом), без взаимодействия (решения одной группы не влияют на результаты и поведение другой);
Признаки деловой игры по динамике моделируемых ситуаций – саморазвивающаяся, с регламентированным временем; с произвольным (зависящим от решения задач) регламентом; по способам обработки и передачи информации – ручная и с использованием обычных технологий тех.средств оргтехники;
Признаки деловой игры по скорости игрового времени- с реальным масштабом времени, в условно ускоренном времени, в условно замедленном времени, в произвольном масштабе времени; по типу коммуникации – с использованием устной, письменной, визуальной, формальной, неформальной, межличностной, межгрупповой коммуникации; по конечному продукту игры – с материализованным конечным продуктом или с абстрактным результатом.
Характеристики деловой игры Моделирование процесса деятельности по выработке управленческих решений. Распределение ролей между участниками игры. Наличие общей цели у всего игрового коллектива. Коллективная выработка решений участниками игры. Реализация цепочки решений в игровом процессе. Многоальтернативность решений. Наличие управляемого эмоционального напряжения.
Преимущества деловых игр Повышается интерес к учебным занятиям и к тем проблемам, которые моделируются и разыгрываются на деловых играх. Обучаемые получают и усваивают большее количество информации, основанной на конкретных примерах, что способствует приобретению участниками игры навыков принятия конструктивных решений. Участие в деловых играх развивает аналитическое, экономическое и психологическое мышление обучаемых.
Преимущества деловых игр Изменяется мотивация обучаемых к освоению инновационных знаний. Растет самооценка обучаемых, а для тех у кого она была завышена – становиться более объективной. Накопленный в деловых играх опыт помогает более правильно оценивать возможные реальные ситуации.
Подготовка к разработке и описанию деловой игры Источники деловой игры. Состав и количество участников игры. Регламент деловой игры. Сценарий деловой игры или ее блок-структура. Система оценивания результатов деловой игры. Вспомогательный материал. Организация пространственной среды.
Порядок проведения деловой игры Введение в игру. Разделение слушателей на группы. Погружение в игру. Изучение и системный анализ ситуации или проблемы. Игровой процесс. Общая дискуссия . Подведение итогов игры. Рефлексия. «Выгружение из игры».
Спасибо за внимание.