Учитель года 2018
материал по физкультуре по теме
Учитель года 2018
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka.docx | 20.98 КБ |
ya_uchitel.docx | 14.91 КБ |
samoanaliz_uroka.docx | 16.73 КБ |
Раздаточный материал для эстафет | 12.03 КБ |
zdorovesberegayushchie_i_zdoroveformiruyushchie_obrazovatelnye_tehnologii.doc | 29.5 КБ |
printsipy_zdorovesberegayushchey_tehnologii.doc | 157.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект открытого урока физической культурыв 3 "Б" классе.
Дата проведения: 23.03.2018 год
Тема урока: Секреты здоровья
Цель урока: Закрепить знания, полученные обучающимися на уроках.
Формировать мотивацию к здоровому образу жизни.
Вспомнить и повторить изученные подвижные игры.
Задачи урока
Образовательные: Создать устойчивую мотивацию на освоение подвижных игр на развитие ловкости. Повторить изученные игры, повторить правила к этим играм. Организовать здоровьесберегающую жизнедеятельность, используя интерактивный метод.
Развивающие: Развить навыки сотрудничества со сверстниками и взрослыми в разных социальных ситуациях. Развить ловкость.
Воспитательные:Воспитать чувство коллективизма и доброжелательности, честность, взаимопомощь.
Формируемые УУД:
Познавательные:Учащиеся приобретут умения учитывать позицию собеседника, организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно воспринимать и передавать информацию, отображать предметное содержание и условия деятельности в сообщениях.
Регулятивные: Принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию (в том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.
Коммуникативные: Формирование умения определять общую цель и пути ее достижения, умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон.
Место проведения: спортивный зал МБОУ «СОШ №1 им.В.Б. Бессонова г. Льгова»
Инвентарь: свисток, мячи, обручи.
Время: 30 минут
Учитель физкультуры:Коростелева Татьяна Николаевна
Этап образовательного процесса | Деятельность учителя | Деятельность учащегося | |||
Личностная | Регулятивная | Познавательная | Коммуникативная | ||
Подготовительный (5минут) | |||||
1.Сообщение УЗ на урок. Знакомство с темой и планом урока. 2.Упражнение на внимание 3.Разминка: Ходьба по залу с заданиями на осанку, с изменением положения рук: (на носках, на пятках, 4. ОРУ в движении 5. Перестроение в три шеренги | Ознакомить учащихся с целью и задачами урока, настроить на урок Повторить технику безопасности Подготовить организм занимающихся к работе в основной части урока | Установить рольразминки при подготовке организма к занятию Описывать технику проводимых упражнений | Прогнозирование- предвидеть уровень усвоения знаний, его временных характеристик Определить последовательность и приоритет разминки мышечных групп Контролировать и оценивать свои действия | Общеучебные– использоватьобщие приемы решения задач Общеучебные - контролировать и оценивать процесс и результат деятельности. Уметь осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками | Обсудить ход, предстоящей разминки Деятельность направлена на продуктивное взаимодействие при проведении разминки как со сверстниками, так и с учителем Организовать и провести общеразвивающие упражнения |
Основной (20минут) | |||||
1.Эстафета «Солнечные бусы» 2.Эстафета «Шифровальщики» 3.Эстафета «Прочитай слово» . 4. Игра «Веселые ребята» | Собрать в обруче «бусы»,из которых вы узнаете первый секрет здоровья. Вычеркнуть все неправильно написанные буквы и прочитать слово. Прочитать слово, выделив из названия картинки первый звук. Вовремя игры соблюдать правила и технику безопасности. | Описывать технику изучаемых игр и действий, повторять и осваивать их самостоятельно, выявлять и устранять типичные ошибки. Определять степень утомления организма во время игровой деятельности. | Коррекция - вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета сделанных ошибок. Коррекция - адекватно воспринимать предложение учителя и одноклассников по исправлению ошибок. Целеполагание - преобразовать познавательную задачу в практическую | Общеучебные - ориентироваться в разнообразии способов решении задач. Уметь учитывать позицию собеседника, организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками | Уметь договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон. Распределение функций обучающихся во время работы по местам занятий Взаимодействовать со сверстниками и при этом соблюдать технику безопасности Развивать умение выразить свою мысль по поводу освоения и выполнения работы одноклассников Уметь организовать и провести игру |
Заключительный (5 мин.) | |||||
1.Построение 2..Игра на внимание «Елочки – пенечки» 3.Подведение итогов 4.Домашнее задание | Проверить степень усвоения обучающимися УЗ Ставим УЗ на дом | Определять собственные ощущения при освоении учебной задачи на уроке. Осознавать надобность домашнего задания | Определить смысл поставленной на уроке УЗ | Формировать умения и выделять основные признаки сравнения выполнения УЗ | Обеспечивать социальную компетентность и учет позиции других людей |
Предварительный просмотр:
Размышления на тему «Я учитель – это значит…»
Уж много лет работаю учителем,
За это я судьбу благодарю.
Мечтала с детства быть творцом, спасителем,
Сбылась мечта: учу, ищу, творю…
(из творчества коллег)
Я иногда задаю себе вопрос: почему я выбрала профессию учителя? Профессию, философией которой является одно – любовь к детям и стремление передать им частичку себя. Оглядываясь назад, я понимаю, что мой выбор не случаен.
Ну вот- я учитель физкультуры. Это профессия или призвание ? Хорошо, когда и то и другое, потому что быть полностью счастливой можно лишь тогда, когда делаешь то, что любишь. И я считаю это здорово!!!
Еще в школе я поняла, что физкультура – это не только быстро бегать или прыгать дальше всех. Физкультура – это закалка характера, это сила, энергия, дисциплина, красота, здоровье - это особое состояние души. У учителей физической культуры есть оружие особой силы, способное преобразить «гадких утят» в «прекрасных лебедей», - это возможность более свободного и непосредственного общения с детьми, которое может быть, при разумном подходе, направлено на благоприятное развитие эмоционального климата, общественного мнения, статуса личности.
Да, физкультура – одно из самых активных средств формирования у человека высоких моральных качеств. Но это средство приходит в действие, когда его использует не просто профессионально подготовленный учитель, а человек, увлечённый своим делом, болеющий за детей и их будущее, человек, у которого есть душа, открытая детям, есть потребность в общении с ними.
Такими были мои учителя физкультуры, таким учителем стараюсь быть и я. Для меня урок физкультуры – это возможность хорошего, доброго, полезного общения учителя и ученика, общения, которое рождает положительные эмоции. Это фрагмент естественной жизни детей, так как, занимаясь физкультурой и спортом, дети познают мир, пробуют свои силы, развиваются, растут, достигают результатов.
Я полностью согласна с одним из своих коллег, который считает, что школьный учитель физкультуры сегодня должен много знать и уметь , чтобы быть нужным и полезным современным детям! И как жаль, что в нашем обществе, и даже непосредственно в педагогической среде, учителя физкультуры имеют как правило репутацию чудаков с ограниченным интеллектом, что образ учителя физкультуры везде намеренно утрируется. Если вспомнить телевизионные юмористические программы, которые смотрят с удовольствием наши дети и их родители, то какой образ учителя физической культуры мы видим…? Спортивный костюм с лампасами, свисток на шее и отсутствие всякой умной мысли на лице … - мы сразу узнаём в образе Игоря Христенко («Кривое зеркало») учителя физической культуры, а образы учителей физкультуры в российских телевизионных сериалах, например, в сериале «Физрук» тоже не дают особого оптимизма на тех, кто учит наших детей… Внешне смешно, а на самом деле больно и обидно, что учителей физкультуры видят только в нелицеприятных и смешных ролях.
Понимаю, что статус учителя физической культуры в обществе повысится только тогда, когда все мы будем предельно добросовестно относиться к своей работе, заниматься самообразованием, в полной мере использовать всё передовое и лучшее, что есть в практике школы.
Меняется время, меняется школа. Но дети всегда остаются детьми, а учитель всегда остаётся учителем. Учитель и ученик… они по-прежнему нужны друг другу, нужны, как и раньше, как и много лет назад. Кто-то из мудрецов сказал: «Здоров и счастлив тот, чьи помыслы чисты». Мне кажется, это сказано об учителе, настоящем учителе…а может быть, об ученике, у которого был когда-то хороший учитель, научивший его видеть счастье в любимом деле, которое он продолжает делать с самыми чистыми помыслами.
Знаменитый педагог и композитор Жак Даль роз сказал : «Мы не знаем более могущественного и более благоприятного воздействия на жизнь и процветание всего организма чувства , чем чувство радости…» И я хочу, чтобы каждый урок физической культуры стал уроком радости для моего ученика!!
Предварительный просмотр:
Самоанализ урока физической культуры в 3 «Б» классе
Дата проведения 23 марта 2018 г.
Учитель: Коростелева Татьяна Николаевна
Урок физической культуры проводился в 3 «Б» классе. Дети разные по уровню физического развития, темпераменту, характеру, здоровью.
Тема урока: Подвижные игры на развитие ловкости.
Тип урока: Смешанный
Цель урока:Вспомнить и повторить изученные подвижные игры.
Задачи урока:
Образовательные: Создать устойчивую мотивацию на освоение подвижных игр на развитие ловкости. Повторить изученные игры, повторить правила к этим играм. Организовать здоровьесберегающуюжизнедеятельность, используяинтерактивный метод.
Развивающие: Развить навыки сотрудничества со сверстниками и взрослыми в разных социальных ситуациях. Развить ловкость.
Воспитательные:Воспитать чувство коллективизма и доброжелательности, честность, взаимопомощь.
Формируемые УУД:
Познавательные:Учащиеся приобретут умения учитывать позицию собеседника, организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно воспринимать и передавать информацию, отображать предметное содержание и условия деятельности в сообщениях.
Регулятивные: Принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию (в том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.
Коммуникативные: Формирование умения определять общую цель и пути ее достижения, умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон.
Всё содержание урока было подчинено решению поставленных задач. Конспект урока соответствует его рабочему плану и программным требованиям данного возраста.
С целью решения оздоровительных задач мною были взяты упражнения на осанку, для укрепления мышц стопы, дыхательные упражнения.
На уроке использовался теоретический материал с целью расширения кругозора и эрудиции учащихся. Он предлагался детям ненавязчиво в процессе перехода от одного этапа к другому. Запоминание теоретического материала проходило в процессе беседы с использованием наглядности - игровых моментов.
Все этапы урока – это единое целое, где каждый последующий вид работы логически вытекал из предыдущего с нарастанием нагрузки от этапа к этапу и снижение её к концу урока.
I этап. Подготовительная часть. Этот этап я проводила с целью организации учащихся, функциональной подготовки организма к нагрузкам в основной части. Для этого была проведена разминка. В ней использовались разновидности ходьбы и бега, общеразвивающие упражнения.
II этап. Основная часть. Построение урока соответствовало дидактическим принципам от простого к сложному. При выполнении задач урока обучающиеся вспоминали изученные ранее подвижные игры, повторяли и соблюдали правила этих игр. В процессе проведения основной части урока мною были использованы основные принципы организации деятельности:
- Принцип опоры на индивидуальные особенности каждого ученика
- Принцип саморазвития и др.
Учащиеся активно участвовали в уроке, чему во многом способствовала чёткость в организации работы групп, грамотный инструктаж, а также игровая форма проведения урока. Во время игр учащиеся развивалинавыки сотрудничества со сверстниками, чувство коллективизма и доброжелательности, честность, взаимопомощь.В течение урока я следила за соблюдением техники безопасности, организации страховки, взаимопомощи.
III этап. Заключительная часть. Подведены итоги урока с анализом выполнения поставленных задач урока.
На своём уроке я использовала следующие формы и методы работы. Фронтальный – при выполнении разминки; интерактивный – в начале урока, при проведении общеразвивающих упражнений; словесный – при опросе учащихся, а также наглядный метод, работа по образцу, взаимоконтроль и самоконтроль, индивидуальный, комбинированный, игровой.
На протяжении всего урока мною использовались методы стимулирования и мотивации. Стиль общения с учениками доверительный построен на взаимном уважении. Обучающиеся между собой проявляли находчивость, умение взаимодействовать в группах.
В процессе урока наблюдалась мотивация ученика на занятие: учащиеся любят играть, хорошо освоили правила игры. При выполнении заданий прослеживается то, что учащиеся получают удовлетворение от проделанной работы, которое выражено в использовании полученных умений и навыков во время урока.
С учётом физических возможностей учащихся осуществлялась дифференциация. В основу дифференциации положены не только объём и содержание, но и степень помощи со стороны учителя, а также степень участия каждого в работе на уроке. (Дети с высоким и выше среднего уровнем развития давали образец выполнения задания).
Доброжелательную атмосферу, высокую работоспособность учащихся в течение всего урока старалась обеспечить за счёт личностно-ориентированного подхода; за счёт установки в начале урока на конечный результат; за счёт разнообразных видов деятельности; использование игр.
Урок способствовал общему развитию личности каждого школьника и коллектива в целом.
Считаю, что основные задачи, поставленные на уроке, достигнуты.
Предварительный просмотр:
УМЫВАНИЕ
ПОДЪЕМ
УТРЕННЯЯ
ЗАРЯДКА
ЗАВТРАК
УЧЕБА В ШКОЛЕ
ПРОГУЛКА
ОБЕД
УЖИН
СОН
Предварительный просмотр:
Здоровьесберегающие и здоровьеформирующие образовательные технологии
Здоровье – по определению Всемирной организации здравоохранения, это состояние полного физического, социального и психического благополучия. Здоровье – это не просто отсутствие болезни в данный момент. Это совокупность ряда признаков: нормальное функционирование всех органов и систем, хорошая работоспособность, малая утомляемость, легкость перехода к активности, быстрое восстановление сил после нагрузки, высокий уровень защитных свойств организма, хорошее самочувствие, соответствие телосложения возрасту и росту (Дибнер). Отсутствие хотя бы одного из признаков служит сигналом о нарушении физического здоровья, акцент на которое делается в нашем курсе. Приведем еще два определения здоровья: «Здоровье – это функциональная достаточность организма, которая позволяет человеку успешно выполнять свою физиологическую и социальную функцию» (Громбах); «Здоровье – это когда государство способно обеспечить населению достойный уровень жизни» (Горбенко).
Технология – совокупность процессов, правил, навыков, последовательно направленных на разработку различных методик физического оздоровления, тренировки и обучения. Технология – это прописанный алгоритм действий, особая форма функционального и прикладного научного знания, переходящая от естественных исследований к методическим разработкам в цепи «наука – технология – методика».
Здоровьеразвивающий вид деятельности – может возникнуть у любого человека в любом возрасте. В начале жизненного пути это зависит от родителей, домашней среды и окружения. Затем добавляется наиболее значимое влияние образовательного учреждения (учителей и администрации) и, наконец, условий производственного труда.Здоровьесберегающие технологии интегрируют все направления работы образовательного учреждения по сохранению и укреплению здоровья обучающихся: рациональную организацию учебного процесса и двигательной активности в соответствии с санитарными требованиями и гигиеническими нормами; организацию питания; комплексное педагогическое воздействие с целью ориентации учащихся на ценность индивидуального здоровья как основы активной жизнедеятельности.
Здоровьесберегающая педагогика – совокупность приемов, форм и методов организации обучения детей без нанесения ущерба их здоровью.Всем понятно, что не приспособленное для обучения помещение, отсутствие в течение для горячего питания, запрет на выражение ребенком возникающих у него эмоций не стимулируют интереса к учебе. Ученик, для которого ежедневное посещение школы является тяжелым и неприятным испытанием, оставляет в ней частичку своего здоровья.Здоровьеформирующие технологии в физическом воспитании используют ценности физической культуры для целенаправленного формирования условий и факторов, обеспечивающих преумножение здоровья занимающихся. Это создание комфортных условий обучения; стимулируемое развитие физических качеств, особенно выносливости, способствующих снижению возможностей перегрузок функциональных и морфологических систем организма при выполнении физической и умственной работы; развитие внимания и координационных способностей, помогающих избежать бытовых и производственных травм и правильно сориентироваться в экстремальных ситуациях; воспитание у человека навыков организации режимов физических и интеллектуальных нагрузок, отдыха и восстановления; формирование коммуникационных навыков, обеспечивающих высокий уровень способности к интеграции в разные социальные группы и рабочие коллективы, и толерантность в общении с другими людьми (В.К. Бальсевич).
Рекомендуемая литература
1. Абзалов Р.А. Теория физической культуры (курс лекций). – Казань: изд-во «Матбугат йорты», 2002.
2. Аванесов В.С. Композиция тестовых заданий. – М.: АДЕПТ, 1998.
3. Андреев В.И. Проблемы педагогического мониторинга качества образования. // Известия Российской Академии образования. – 2001. – № 1. – С. 35–37.
4. Бальсевич В.К. Онтокинезиология человека. – М.: Теория и практика физической культуры, 2000.
5. Ланда Б.Х. Методика, понятия и критерии физической культуры в оценке качества образования. // I Международный конгресс «Термины и понятия в сфере физической культуры». – СПб., 2006. – С. 128.
6. Майоров А.Н. Теория и практика создания тестов для системы образования. – М.: Народное образование, 2000.
7. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы. – М.: АРКТИ, 2003.
8. Терминология спорта. Толковый словарь спортивных терминов. / Сост. Суслов Ф.П., Тышлер Д.А. – М.: СпортАкадемПресс, 2001.
9. Управление качеством образования / Под ред. М.М. Поташника. – М.: Педагогическое общество России, 2000.
10. Хлебников В.А. и др. Основные принципы построения понятий и терминов педагогического тестирования. Стандарты и мониторинг в образовании – 2003. – № 2. – С. 53.
11. Шишов С.Е., Кальней В.А. Школа: мониторинг качества образования. – М.: Педагогическое общество России, 2000.
Предварительный просмотр:
ПРИНЦИПЫ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ТЕХНОЛОГИИ
Принцип 1. | Не допускать учащихся к состоянию переутомления. |
Принцип 2. | Проводиться мониторинг здоровья учащихся – физического, |
Принцип 3. | Не забываем, что здоровье – это единство физического, |
Принцип 4. |
|
Принцип 5. |
|
Принцип 6.
|
|
Принцип 7.
|
|
Принцип 8. | Обязательно сотрудничать с родителями учащихся по вопросам сохранения и укрепления здоровья их детей. |
Игра как средство повышения интереса к обучению
XXI век — век высоких компьютерных технологий. Современный ребёнок живёт в мире электронной культуры. Первоклассник, впервые переступив порог школы, попадает в мир знаний, где ему предстоит открывать много неизвестного, искать оригинальные, нестандартные решения в различных видах деятельности.
Формирование творческой личности, одна из главных задач, провозглашенных в концепции модернизации российского образования. Её реализация диктует необходимость развития познавательных интересов, способностей и возможностей ребёнка. Наиболее эффективными средствами включения ребёнка в процесс творчества на уроке являются:
игровая деятельность;
создание положительных эмоциональных ситуаций;
работа в парах;
проблемное обучение
Основная цель обучения в начальной школе – научить каждого ребенка за короткий промежуток времени осваивать, преобразовывать и использовать в практической деятельности огромные объёмы информации.
Признавая урок в качестве основной формы обучения, мы постоянно ищем пути его дальнейшего совершенствования.
Важным средством повышения эффективности урока является многообразие видов деятельности на уроке. К. Д. Ушинский отмечал, что ребенок требует деятельности беспрестанно и утомляется не деятельностью, а ее однообразием, односторонностью. Младшие школьники усваивают знания лучше, если на уроке чередуются разнообразные и непродолжительные виды работы. Однако следует учитывать, что разнообразие видов деятельности учащихся само по себе не обеспечивает их активности, если оно не обусловлено целью урока, не является ее выражением.
В учебных занятиях с младшими школьниками необходимы элементы игры. Игра, являясь основным видом деятельности дошкольника, продолжает занимать важное место в жизни младших школьников, она рассматривается в качестве важного компонента основной деятельности младших школьников — учения. Игровые элементы активизируют учебную деятельность учащихся, способствуют развитию самостоятельности и инициативы, товарищества и взаимопомощи в труде. Игра — важное средство повышения у учащихся интереса к учению.
В начальном обучении широко распространены дидактические, или обучающие игры. Они имеют познавательное содержание и направлены на умственное развитие учащихся.
Также игра – одно из важнейших средств умственного и нравственного воспитания детей; это средство, снимающее неприятные или запретные для личности школьника переживания.
Игры подразделяются на творческие и игры с правилами. Творческие игры, в свою очередь включают: театральные, сюжетно-ролевые и строительные игры. Игры с правилами – это дидактические, подвижные, музыкальные игры и игры–забавы.
Какое же значение имеет игра? В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям. Увлёкшись, дети не замечают, что учатся: познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас представлений, понятий, развивают фантазию. Даже самые пассивные из детей включаются в игру с огромным желанием, прилагают все усилия, чтобы не подвести товарищей по игре.
Из всего существующего многообразия различных видов игр именно дидактические игры самым тесным образом связаны с учебно-воспитательным процессом. Они используются в качестве одного из способов обучения различным предметам в начальной школе, в том числе особое место данные игры занимают на уроках математики.
Ребенок, идя в школу, надеется добиться признания и рассчитывает заслужить любовь и уважение со стороны учителей и одноклассников. Крушение этого светлого оптимизма – самая серьезная проблема обучения. Ребенок приходит в школу преисполненный желания учиться. Почему же он теряет интерес к учебе? Виновата ли в этом школа и ее методы обучения? Какую роль при этом играет учитель? Может ли учитель сформировать интерес у учащихся к учебному процессу и при помощи чего?
Учитель должен помнить, что ребенку необходимо помогать добиваться успеха в учебной деятельности, а для этого нужно создавать ситуации успеха. Использование ситуации успеха должно способствовать повышению рабочего тонуса, увеличению производительности учебного труда, а также помочь учащимся осознать себя полноценной личностью.
В переживании ситуации успеха особенно нуждаются учащиеся, испытывающие определенные затруднения в учении. В связи с этим необходимо подбирать такие задания, с которыми учащиеся этой категории могли бы справиться без особых затруднений, и лишь потом переходить к более сложным упражнениям. В опыте передовых учителей с этой целью используются, так называемые, сдвоенные задания, где первое подготавливает к выполнению более сложного задания. Надежным путем создания ситуаций успеха является дифференцированный подход к определению содержания деятельности и характеру помощи учащимся при ее осуществлении. Естественными в этом случае должны быть и словесные, поощрения, подбадривающие ученика, вызывающие у него уверенность в своих силах, и стремление соответствовать оценке учителя. Большое значение в создании ситуаций успеха имеет общая морально-психологическая атмосфера выполнения тех и иных заданий, поскольку это в значительной мере снимает чувство неуверенности, боязни приступить к внешне сложным заданиям.
Это обстоятельство и было принято в расчет в педагогических работах Ш.А. Амонашвили, где рекомендовано в начальных классах не использовать отметок, особенно низких, чтобы не вызвать у детей тревожность и беспокойство, связанные с развитием и функционированием мотива избегания неудачи.
Урок следует организовать так, чтобы ученику было интересно от самого процесса учения и радостно от общения с учителем, одноклассниками. В классе должна быть атмосфера сотрудничества, доверия и взаимного уважения. Интерес и радость должны быть основными переживаниями ребенка в школе и на уроках. Об организации таких уроков писал Амонашвили.
Важна для психологически грамотной организации мотивации учебы ориентация учителя при обучении на индивидуальные стандарты достижений учеников. Учитель поощряет и подкрепляет достижения ученика, сравнивая их не с результатами других учеников, а с его же собственными, построенными на его прошлых успехах и неудачах индивидуальными стандартами. Итогом подобной стратегии обучения является возрастание привлекательности успеха, уверенности в своих силах и как результат – оптимальная мотивация и успешная учеба.
В условиях начальной ступени проблема активизации познавательной деятельности учащихся на всех этапах развития образования – одна из актуальных, так как активность является необходимым условием формирования умственных качеств личности.
Уже в начальной школе большинство обучающихся занимают в учебном процессе пассивную роль и начинают терять интерес к учебе. Поэтому важно развивать способности и поддерживать стремление ученика, не учить его, а помогать ему учиться и развиваться. Способность к саморазвитию должна стать результатом познавательной деятельности. Наиболее конструктивным решением проблемы является создание таких условий в обучении, в которых обучаемый может занять активную личностную позицию и в полной мере выразить себя, свою индивидуальность. Заслуживает внимания коллективная форма познавательной деятельности.
Что же собой она представляет? Это такая форма, при которой коллектив обучает каждого своего члена, и в то же время каждый член коллектива принимает активное участие в обучении всех других его членов.
Итак, работа в парах. Здесь общее задание делится между членами микрогрупп. Каждый опрашивает каждого, каждый отвечает каждому. Возникает ситуация коллективного взаимодействия всех членов группы. Наибольшее распространение в школе получила микрогруппа из 4-х человек, в которую объединяются учащиеся соседних парт. В каждый момент половина учащихся говорит, а остальные целенаправленно слушают, затем роли меняются. Это школа обучения каждого каждым. Деление класса на группы помогает организовать взаимопроверку работы друг друга и поднимает взаимную ответственность за выполнение заданий, так как опрос на уроке чисто тоже проводится по группам, а посильные индивидуальные задания каждому ученику в зависимости от его группы помогают слабому чувствовать свою значимость — он тоже выполняет посильную часть общей работы.
Как сделать урок интересным, увлекательным и добиться того, чтобы дети хорошо и прочно усваивали материал? С этими проблемами постоянно сталкивается учитель при подготовке и проведении урока.
Современный урок невозможно провести без привлечения средств наглядности, часто возникают проблемы. Где найти нужный материал и как лучше его продемонстрировать? На помощь пришли компьютерные технологии.
В современных условиях модернизации образования все активнее используются информационно-коммуникационные технологии в процессе обучения. Передо мной, как учителем, стоит задача обучать детей таким образом, чтобы они могли быстро и пластично реагировать на изменяющиеся условия, были способны обнаруживать новые проблемы и задачи, находить пути их решения. Достичь хорошего результата в выполнении этой задачи можно в условиях реализации инновационного подхода в обучении, обеспечивающего переход на продуктивно-творческий уровень. Этого можно достичь при помощи разнообразных технологий, включая информационно – коммуникационные.
Использование ИКТ позволяет погрузиться в другой мир, увидеть его своими глазами. По данным исследований, в памяти человека остается 1/4 часть услышанного материала, 1/3 часть увиденного, 1/2 часть увиденного и услышанного, 3/4 части материала, если ученик привлечен в активные действия в процессе обучения. Компьютер позволяет создать условия для повышения процесса обучения: совершенствование содержания, методов и организационных форм.
Для реализации использования информационно – коммуникационных технологий на уроках мною ставятся такие задача и цели:
Задача: подготовка детей к овладению современными компьютерными технологиями и актуализация полученной с их помощью информации для дальнейшего самообразования.
Цели:
активизировать познавательную деятельность учащихся начальных классов;
проводить уроки на высоком эстетическом уровне (музыка, анимация, аудиозаписи, ресурсы интернета, электронные учебники);
повысить объем выполняемой работы на уроке;
рационально организовать учебный процесс, повысить эффективность урока.
При активном использовании ИКТ уже в начальной школе успешнее достигаются общие цели образования, легче формируются компетенции в области коммуникации: умение собирать факты, их сопоставлять, организовывать, выражать свои мысли на бумаге и устно, логически рассуждать, слушать и понимать устную и письменную речь, открывать что-то новое, делать выбор и принимать решения.
Использование ИКТ на различных уроках позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребёнок становится активным субъектом учебной деятельности. Это способствует осознанному усвоению знаний учащимися.
Внедрение ИКТ осуществляется по следующим принципам:
создание презентаций к уроку;
работа с ресурсами Интернета;
использование готовых обучающих программ;
разработка и использование собственных авторских программ.
Презентация – мощное средство наглядности, развитие познавательного интереса. Применение мультимедийных презентаций позволяет сделать уроки более интересными, включает в процесс восприятия не только зрение, но и слух, эмоции, воображение, помогает детям глубже погрузиться в изучаемый материал, сделать процесс обучения менее утомительным. Благодаря компьютеру дети на уроках получают наглядную информацию в виде видеофрагментов, фильмов о природе и окружающей жизни.
Во многих случаях такое дополнение оказывается более эффективным, даёт возможность сочетать разнообразные средства, способствующие более глубокому и осознанному усвоению изучаемого материала, экономит время урока, насыщает его информацией, расширяет кругозор, прививает познавательный интерес к учёбе. Поэтому, для меня получилось совершенно естественно внедрение этих средств в свои уроки. Главное – возникла положительная мотивация усвоения знаний, пробудился интерес у детей к познанию нового.
Анализ таких занятий показал, что познавательная мотивация увеличивается, облегчается овладение сложным материалом.
Кроме того, фрагменты уроков, на которых используются презентации, отражают один из главных принципов создания современного урока – принцип фасциации (принцип привлекательности). Благодаря презентациям, дети, которые обычно не отличались высокой активностью на уроках, стали активно высказывать свое мнение, рассуждать.
Включая в урок новые средства обучения, позволяет вывести на новый уровень учебно-познавательный интерес, разнообразить процесс обучения. Повышается активность учеников. Мотивы обучения становятся более устойчивыми, появляется интерес к предмету.
Применение на уроке компьютерных тестов, самостоятельных работ, позволяет за короткое время получать объективную картину уровня усвоения изучаемого материала и своевременно его скорректировать.
Я считаю, если учителя в своей работе используют ИКТ, значит, им небезразличен уровень своей профессиональной компетентности, их беспокоит, насколько он, педагог современной российской школы, соответствует требованиям данного времени. Также применение новых информационных технологий в традиционном начальном образовании позволяет дифференцировать процесс обучения младших школьников с учетом их индивидуальных особенностей, дает возможность творчески работающему учителю расширить спектр, способов предъявления учебной информации, позволяет осуществлять гибкое управление учебным процессом, что является социально значимым и актуальным в наше время.
Когда видишь горящие глаза учеников на уроке, то чувствуешь и понимаешь слова Л.С. Выготского, основоположника развивающего обучения, который писал: “Именно эмоциональные реакции должны составить основу воспитательного процесса. Прежде чем сообщить то или иное знание, учитель должен вызвать соответствующую эмоцию ученика и позаботиться о том, чтобы эта эмоция связалась с новым знанием. Только-то знание может привиться, которое прошло через чувство ученика”.
Урок – «клеточка» педагогического процесса. В нем, как солнце в капле воды, отражаются все его сторонЫ.
Здоровье сберегающая среда школы
Здоровье – основное и истинное достояние человека. Конечно, здоровье – дело не только личное, но и общественное. Здоровье людей зависит далеко не только от медицины и здравоохранения, а от всего комплекса природных и социально-экономических условий жизни. По мнению, профессора, доктора медицинских наук Брехмана И.И.: “Именно здоровье людей должно служить главной “визитной карточкой” социально-экономической зрелости, культуры и преуспевания государства, а не морское судно или воздушный корабль, как нередко считают”.
Комплексная программа укрепления здоровья в школе – это организованный набор актов, процедур и действий, созданный для защиты и обеспечения здоровья и благополучия учащихся и персонала; эта программа включает школьную медицинскую службу, здоровую школьную среду и образование в области здоровья.
Местом формирования здоровья ребенка сегодня является, к сожалению, не семья, где опыт родителей часто недостаточен, не медицинские учреждения, занимающиеся болезнями и больными детьми, а система образования. Поэтому целью современного образования является обеспечение не только педагогического, но и здоровьесберегающего эффекта: сохранение оптимального функционального состояния организма, устойчивого уровня работоспособности школьников ( по данным врачей гигиенистов уровень работоспособности у больных детей в 1,5 раза ниже по сравнению со здоровыми детьми).
После капитального ремонта в школе открыт медицинский оздоровительный центр, который оборудован для проведения профилактических и оздоровительных мероприятий. Основными задачами Центра являются содействие коллективу в создании условий, гарантирующих охрану и укрепление здоровья обучающихся и приобретения знаний, умений, необходимых для формирования мотивации на здоровье. В Центре имеются: физиотерапевтический кабинет, водолечение, аэрозольтерапия, аэротерапия, массажные кабинеты, зал для ЛФК и тренажерный зал, кабинеты для групповых и индивидуальных занятий психологов.
Школа призвана обеспечить здоровый образ жизни для всего школьного коллектива путем создания окружающей среды, благоприятной для укрепления здоровья. Основные направления работы условно разделены на три взаимосвязанные группы.
Для учащихся
Профилактика и оздоровление:
- Регулярное прохождение диспансеризации.
- Использование материально-технической базы Центра.
- Утренняя общешкольная зарядка.
- Физкультурная разминка, во время учебного процесса, для активизации работы головного мозга и релаксации органов зрения.
- Обучение навыкам самоконтроля и самодиагностики.
- Сбалансированное питание.
- Физкультурно-оздоровительная работа
Образовательный процесс:
- Использование здоровьесберегающих образовательных технологий: развитие проектных технологий, разноуровневого и модульного обучения, коллективного взаимообучения и междисциплинарной интеграции.
- Рациональное расписание.
Информационно-консультативная работа:
- Циклы лекций специалистов НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков НЦЗД РАМН.
- Дополнительные диагностические мероприятия.
- Информационные стенды.
- Консультации врачей-специалистов и психологов.
Участие в создании внутришкольной среды:
- Самоуправление.
- Проведение мониторинга.
- Работа в творческих группах по пропаганде здорового образа жизни.
Для учителей и сотрудников школы
Профилактические мероприятия:
- Лечебная физическая культура.
- Тренажерный зал.
- Аэротерапия.
Психотерапевтическая программа:
- Психологические тренинги.
- Индивидуальные консультации.
- Развитие навыков по восстановлению благоприятного эмоционального состояния.
- Консультации и рекомендации по работе с учащимися и родителями.
Информационно-консультативная работа:
- Тематические семинары и педагогические советы.
- Курсы повышения квалификации.
Для родителей
Информационно-консультативная работа:
- Информация о результатах диспансеризаций и дополнительных медицинских исследований.
- Университет для родителей по вопросам здорового образа жизни.
- Консультации врачей-специалистов.
- Консультации и рекомендации школьной психологической службы.
Независимо от педагогических целей любой образовательный процесс не должен вредить здоровью и учитывать ресурсы здоровья каждого ребенка. Именно поэтому в обучении используются личностно-ориентированные технологии, которые обеспечивают гармоническое физическое, умственное и психологическое развитие учащихся. Практическая реализация здоровьесберегающей технологии обучения осуществляется основываясь на следующих принципах (Сухарев А.Г.): учет особенностей данной возрастной группы учащихся; учет состояния здоровья ученика и его индивидуальных психофизиологических особенностей (в школе создана информационная база включающая состояние здоровья, особенности психики и функциональное состояние учащихся); структурирование урока с учетом изменений работоспособности; использование на уроках здоровьесберегающих действий (оптимальная плотность уроков, чередование видов учебной деятельности, уважительный стиль общения, эмоциональная разрядка, физкультурная пауза, правильная рабочая поза, положительные эмоции).
Большое внимание в школе уделяется просветительской работе и пропаганде здорового образа жизни. В тибетской медицине основными причинами всех болезней человека считались невежество, понимаемое как неосведомленность в вопросах сохранения здоровья, и омраченность понимаемая как пренебрежение к состоянию своего здоровья людей осведомленных, образованных.
Для повышения доли участия школьников в формировании своего здоровья и создании дружественной внутришкольной среды используется принцип самоуправления – организация работы штабов по различным направлениям. Штаб “Здоровье” принимает активное участие в создании материалов для тематических информационных стендов (“Учимся здоровью”, “Профилактика заболеваний”, “Осторожно – эпидемия!”, “Профилактика токсикоманий”. Приложение 1); создании лекторских групп для “Пятиминуток здоровья” в начальной школе; планировании и проведении межпредметной недели “Здоровый образ жизни” и всероссийского Дня здоровья (Приложение 2). Также широко используется участие обучающихся в старшей школе в проведении различных видов мониторинга (“Самооценка состояния здоровья”, “Образ жизни подростка”, “Факторы риска и отношение к ним” и другие.Приложение 3). Полученные результаты убеждают подростков в необходимости здорового образа жизни и его пропаганде. Учащиеся школы работают над внутришкольными и окружными проектами по тематике здоровьесбережения.
С апреля 2004 года в школе начала работать экспериментальная площадка “Влияние аэрофитотерапевтического модуля на состояние воздуха”. В состав модуля входят растения, которые обладают бактерицидными свойствами, оказывают эстетотерапевтическое действие на окружающих (Приложение 4). Проведенные специалистами “ВИЛАР” исследования состава воздуха в кабинетах, где установлены модули подтвердили эффективность воздействия растений. Штаб “Здоровье” проводит разъяснительную работу по составу модуля, по правильному уходу и использованию рекомендованных растений.
Для решения проблемы охраны здоровья детей и подростков в школе организована межведомственная интеграция медицинских, педагогических, социальных работников, а также служб Управы и Префектуры. Только совместная работа медиков, педагогов и психологов по профилактике, укреплению здоровья учащихся и учителей, воспитанию и пропаганде здорового образа жизни позволит создать и внедрить полноценный комплекс мероприятий, способствующих сохранению и укреплению физического и психического здоровья школьников.
Формирование универсальных учебных действий и компетенций как условие достижения стандартов в образовательном процессе
Школа сегодня стремительно меняется, пытается попасть в ногу со временем. Главное же изменение в обществе, влияющее и на ситуацию в образовании, — это ускорение темпов развития. А значит, школа должна готовить своих учеников к той жизни, о которой сама еще не знает.
Поэтому сегодня важно не столько дать ребенку как можно больше конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин, а вооружить его такими универсальными способами действий, которые помогут ему развиваться и самосовершенствоваться в непрерывного меняющемся обществе путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. То есть, важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности “универсальных учебных действий”, обеспечивающих компетенцию “научить учиться”. Именно об этом идет речь в стандартах второго поколения.
Приоритетным направлением, обозначенным в новом образовательном стандарте, является целостное развитие личности в системе образования. Оно обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий (УУД), которые создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться. При этом знания, умения и навыки рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий, т.е. они формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся.
Универсальные учебные действия – способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта; совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
Концепция универсальных учебных действий рассматривает компетентность как “знание в действии”, способность использовать на практике полученные знания и навыки. Таким образом, предлагаемое понятие универсальных учебных действий относится к общему содержанию образования и является метапонятием.
Актуальность формирования УДД обусловлена:
– новыми социальным запросам, отражающим трансформацию России из индустриального в постиндустриальное информационное общество, основанное на знаниях и высоком инновационном потенциале;
– требованиями общества в повышенной профессиональной мобильности и непрерывном образовании;
– социальные запросы определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования как “научить учиться
Универсализация содержания общего образования позволяет реализовать основные требования общества к образовательной системе:
– Формирование культурной идентичности учащихся как граждан России.
– Сохранение единства образовательного пространства, преемственности ступеней образовательной системы.
– Обеспечение равенства и доступности образования при различных стартовых возможностях.
– Достижение социальной консолидации и согласия в условиях роста социального, этнического, религиозного и культурного разнообразия нашего общества на основе формирования культурной идентичности и общности всех граждан и народов России.
– Формирование универсальных учебных действий, порождающих образ мира и определяющих способность личности к обучению, познанию, сотрудничеству, освоению и преобразованию окружающего мира.
Развитие личности в системе образования обеспечивается через:
– формирование универсальных учебных действий, которые выступают инвариантной основой образовательного и воспитательного процесс;
– овладение учащимися универсальными учебными действиями, которые создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться;
– универсальные учебные действия, как обобщенные действия, порождающие широкую ориентацию учащихся в различных предметных областях познания и мотивацию к обучению.
Функции универсальных учебных действий включают:
- обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;
- создание условий для развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию, компетентности “научить учиться”, толерантности жизни в поликультурном обществе, высокой социальной и профессиональной мобильности;
- обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков и формирование картины мира и компетентностей в любой предметной области познания.
Универсальный характер УУД проявляется том, что они:
- носят надпредметный, метапредметный характер;
- обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности;
- обеспечивают преемственность всех степеней образовательного процесса;
- лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося независимо от ее специально-предметного содержания;
- обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирования психологических способностей учащегося.
Формирование универсальных учебных действий в образовательном процессе определяется тремя взаимодополняющими положениями:
- Формирование универсальных учебных действий как цель образовательного процесса определяет его содержание и организацию.
- Формирование универсальных учебных действий происходит в контексте усвоения разных предметных дисциплин.
- Универсальные учебные действия, их свойства и качества определяют эффективность образовательного процесса, в частности усвоение знаний и умений; формирование образа мира и основных видов компетенций учащегося, в том числе социальной и личностной компетентности.
Универсальные учебные действия выделяются на основе анализа характеристик учебной деятельности и процесса усвоения, а именно, в соответствии:
- со структурными компонентами целенаправленной учебной деятельности;
- с этапами процесса усвоения;
- с формой реализации учебной деятельности – в совместной деятельности и учебном сотрудничестве с учителем и сверстниками или самостоятельно.
В составе основных видов универсальных учебных действий можно выделить пять блоков:
– личностный;
– регулятивный (включающий также действия саморегуляции);
– познавательный;
– знаково-символический;
– коммуникативный
Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Это действия смыслообразования, т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения, и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом о том, “какое значение, смысл имеет для меня учение”, и уметь находить ответ на него; действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор.
Регулятивные универсальные учебные действия:
- целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
- планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
- прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;
- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
- коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;
- оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.
- волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию – к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.
Познавательные универсальные учебные действия:
– общеучебные универсальные учебные действия;
– логические универсальные учебные действия.
Общеучебные универсальные действия включают:
- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
- поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
- структурирование знаний;
- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
- смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели;
Общеучебные универсальные действия включают:
- умение адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной речи, передавая содержание текста в соответствии с целью (подробно, сжато,
- выборочно) и соблюдая нормы построения текста (соответствие теме, жанру, стилю речи и др.);
- постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
- действие со знаково-символическими средствами (замещение, кодирование, декодирование, моделирование).
Универсальные логические действия:
- сравнение конкретно-чувственных и иных данных (с целью выделения тождеств / различия, определения общих признаков и составления классификации);
- опознание конкретно-чувственных и иных объектов (с целью их включения в тот или иной класс);
- анализ – выделение элементов и “единиц” из целого; расчленение целого на части;
- синтез – составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты;
- сериация – упорядочение объектов по выделенному основанию.
Универсальные логические действия:
- классификация – отнесение предмета к группе на основе заданного признака;
- обобщение – генерализация и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;
- доказательство – установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательство;
- подведение под понятие – распознавание объектов, выделение существенных признаков и их синтез;
- вывод следствий;
- установление аналогий.
Знаково-символические универсальные учебные действия:
- обеспечивают конкретные способы преобразования учебного материала, представляют действия моделирования, выполняющие функции отображения учебного материала;
- выделения существенного;
- отрыва от конкретных ситуативных значений; формирования обобщенных знаний.
Знаково-символические универсальные учебные действия:
- моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическую или знаково-символическую);
- преобразование модели – изменение модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.
Коммуникативные универсальные действия обеспечивают социальную компетентность и сознательную ориентацию учащихся на позиции других людей (прежде всего, партнера по общению или деятельности), умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Коммуникативные универсальные действия:
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
- постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
- разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
- управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера;
- умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Критерия оценки сформированности универсальных учебных действий
- соответствие возрастно-психологическим нормативным требованиям;
- соответствие свойств универсальных действий заранее заданным требованиям.
- сформированность учебной деятельности у учащихся, отражающая уровень развития метапредметных действий, выполняющих функцию управления познавательной деятельностью учащихся.
Свойства действий подлежащие оценке, включают:
- уровень (форму) выполнения действия;
- полноту (развернутость);
- разумность;
- сознательность (осознанность);
- обобщенность;
- критичность:
- освоенность (П.Я.Гальперин, 1998).
Уровень действия может выступать в трех основных формах действия:
- в форме реального преобразования вещей и их материальных заместителей, материальная (материализованная – с заместителями – символами, знаками, моделями) форма действия;
- действие в словесной, или речевой, форме;
- действие в уме – умственная форма действия.
Модель оценки уровня сформированности учебной деятельности включает оценку сформированности всех ее компонентов:
- мотивов,
- особенностей целеполагания,
- учебных действий,
- контроля и оценки.
Когда мы хотим передать учащимся какой-то способ действий нужно:
– ввести учащихся в ситуацию, когда им нужно что-то сделать, но они не знают как;
– выработать вместе с ними критерии (способ) оценки результата;
– дать им возможность построить способ действия;
– обеспечить правильную оценку результата;
– проанализировать причины несоответствий требуемого и фактического результата (выявить недостатки реализованного способа);
– выработать вместе с ними “правильный” способ действия (привести их к нему);
– повторно решить задачу (выполнить действие).
Нам, учителям, предстоит научиться организовывать учебный процесс таким образом, чтобы освоение учащимся основных понятий происходило одновременно с накоплением опытов действий, обеспечивая развитие умения учиться, самостоятельно искать, находить и усваивать знания.
Литература
- Алексеев Н.А. Личностно ориентированное обучение: вопросы теории и практики. – Тюмень, 1997.
- Белова С. Б. Педагогика диалога: теория и практика построения гуманитарного образования. – М., 2006.
- Борзенков В. Л. Педагогическая игротехника. Методология. Теория. Практика. – М., 2000.
- Гадамер Х.-Г. Текст и интепретация // Герменевтика и деконструкция / под ред. Штагмайера В., Франка X., Маркова Б. В. – СПб., 1999.
- Данилъчук В. И. Гуманитаризация физического образования в средней школе. Личностно-гуманитарная парадигма. – Волгоград, 1996.
- Занько С. Ф., Тюников Ю. С, Тюникова С. М. Игра и учение: в 2 ч. – М., 1992.
- Колеченко А. К. Энциклопедия педагогических технологий: пособие для преподавателей. – СПб., 2002.
- Кудрявцев В. Т. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы. – М., 1991.
- Личностно ориентированное образование: феномен, концепция, технологии: монография / отв. ред. В. В.Сериков. – Волгоград, 2000.
- Психолого-педагогические проблемы профильного обучения школьников: сб. научно-методических материалов. – Ставрополь, 2004.
- В.В. Сериков “Обучение как вид педагогической деятельности: учеб. пособие для студентов высших учебных заведений / В.В. Сериков; под ред. В.А. Сластенина, И.А. Колесниковой. – М.: Издательский центр “Академия”, 2008. – 256 с. – (Профессионализм педагога).
- Хуторской А. В. Методика личностно ориентированного обучения: Как учить всех по-разному. – М., 2005.
- Якиманская И. С. Технология личностно ориентированного образования // Библиотека журнала “Директор школы”. – 2000. – Вып. 7.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Эссе "Учитель - моё призвание" на конкурс "Учитель года - 2018"
Учитель…. Как много в этом слове ноток гордости, уважения и понимания. Я с детства хотела стать учителем. Образ идеального учителя для меня сложился давно – это моя бабушка и мои ро...
Конкурсное задание эссе "Я - учитель" к муниципальному конкурсу "Учитель года 2018 г." 31.01.18
Эссеучителя физической культуры МБОУ «СОШ п. Нивенское»«Я – учитель»...
Учитель года 2018 Эссе «Учитель и ученик растут вместе"
Учитель… Как много смысла заложено в этом слове…Что значит быть учителем? Учить предмету, который знаешь? Или учить умению общаться? Или преодолевать т...
Учитель года 2018 Конкурсное испытание "Я - учитель" Эссе "Гражданская позиция современного учителя"
Учитель года 2018 Конкурсное испытание "Я - учитель" Эссе "Гражданская позиция современного учителя"...
Конкурсный материал Республиканского конкурса "Учитель года-2018": "ЭССЕ ""Я - учитель"
Конкурсный материал: "Я - учитель"...
СЦЕНАРИЙ торжественной церемонии закрытия конкурсов профессионального мастерства «Учитель года - 2018» и «Воспитатель года - 2018».
Сценарий закрытия конкурсов профессионального мастерства....
Конспект открытого урока по баскетболу для конкурса "Учитель года 2018" . Видео урока смотрите в разделе ВИДЕО 15.02.2018
Тема: Ведение мяча в движении с изменением направления и скорости, а так же высоты отскока.Цель урока: Освоение основ техники ведения мяча в баскетболе.Задачи:Закрепить технику ловли, переда...