Дифференцированный подход в обучении физкультуры
статья по физкультуре на тему

Тлепцерше Лариса Магомедовна

Мечта любого учителя – работать с одаренными детьми, когда все, что ты объясняешь понимают, все, что задаешь делают. Мечта любого учителя физкультуры – создать неповторимую команду, с которой как по лесенке идешь к вершине -  к вершине учительской спортивной славы. На тренировках со сборными командами школы работать одно удовольствие. Приходят крепкие, здоровые дети, которые стремятся к победе, рвутся в бой. Они работают с полной отдачей, у них горят глаза. Эти ребята на уроках физкультуры тоже лидеры. Нагрузка им нипочем, нормативы – пустяк. Если бы весь класс в полном составе на уроке мог бы так! Но, к сожалению, статистика свидетельствует, что уже среди детей младшего школьного возраста 20% имеют отклонения в физическом развитии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_uchitelya_fizkultury.doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад учителя физкультуры  МБОУ СОШ № 1 а. Тахтамукай  Тленцерше Л.М. по теме: «Дифференцированный подход в обучении физкультуры» 

Мечта любого учителя – работать с одаренными детьми, когда все, что ты объясняешь понимают, все, что задаешь делают. Мечта любого учителя физкультуры – создать неповторимую команду, с которой как по лесенке идешь к вершине -  к вершине учительской спортивной славы. На тренировках со сборными командами школы работать одно удовольствие. Приходят крепкие, здоровые дети, которые стремятся к победе, рвутся в бой. Они работают с полной отдачей, у них горят глаза. Эти ребята на уроках физкультуры тоже лидеры. Нагрузка им нипочем, нормативы – пустяк. Если бы весь класс в полном составе на уроке мог бы так! Но, к сожалению, статистика свидетельствует, что уже среди детей младшего школьного возраста 20% имеют отклонения в физическом развитии.

         С каждым годом растет число детей, страдающих ожирением, заболеваниями верхних дыхательных путей, вегетососудистой дистонией, сердечно – сосудистыми заболеваниями и т.д. В настоящее время увеличилось количество учащихся с пониженным иммунитетом, часто болеющих простудными заболеваниями.

Согласно проведённым социологическим исследованиям, двигательная активность младших школьников на 50% меньше, чем у дошкольников, а старшеклассников составляет только 25% от времени бодрствования.

Наши дети очень загружены. Многие стремятся поступить в высшие учебные заведения. И как бы правительство ни старалось поднять престиж занятий физкультурой и спортом, пока на первом месте у родителей английский язык, информатика, репетиторы по предметам.

По состоянию здоровья все учащиеся делятся на три группы:

-основную

-подготовительную

-специальную.

К основной группе относятся дети, имеющие удовлетворительный уровень здоровья. К подготовительной – с недостаточным физическим развитием и низкой физической подготовленностью или имеющие незначительные отклонения в состоянии здоровья. Этой категории учащихся разрешается заниматься физической культурой по программе для основной группы с учетом некоторых ограничений в объеме и интенсивности физических нагрузок. К специальной медицинской группе относятся учащиеся, которые на основании медицинского заключения о состоянии здоровья не могут заниматься физической культурой по программе для основных групп. В прошлом году совместно с нашим учителем биологии мы проводили тест по оценке состояния сердечнососудистой системы учащихся 10 класса. Тест состоял из четырех упражнений:

      - 30 приседаний за 30 секунд;

      - бег в течение 30 секунд с максимальной скоростью;

     - бег на месте в течение 3 минут;

     - прыжки со скакалкой в течение 1 минуты.

Соотношение уровня здоровья показало, что проблема заключается в том, что все они оказываются на одном уроке. Мы, учителя физкультуры, должны заинтересовать и чемпиона, и ослабленного ребенка, должны оценить его работу, поставить отметку, так как в настоящее время даже освобожденный от занятий ребенок должен быть аттестован по предмету.

Одним из основных требований, предъявляемых к учителям физкультуры, является необходимость осуществления дифференцированного подхода к учащимся в процессе физического воспитания – учета индивидуальных особенностей школьников.

Возможность этой работы обуславливается тем, что ученики даже одного возраста имеют различные уровни двигательной подготовленности, типологические и личностные особенности реагирования на учебную нагрузку и факторы внешней среды. В средних классах нужно учитывать, на какой стадии полового созревания находится тот или иной школьник. И конечно, следует принимать во внимание половые и возрастные различия занимающихся.

Многообразие отличительных черт, своеобразие каждого ученика не значит, что эффективна лишь индивидуальная работа. Я основываюсь на типовых характеристиках школьников, то есть выделяю признаки, присущие определенным группам учащихся: например, обычный класс делится на группы по полу (мальчики – девочки), внутри этих групп – по физической подготовленности, а в них отмечают детей, требующих к себе иного подхода. Это касается ребят подготовительной медицинской группы, занимающихся в силу определенных обстоятельств вместе со всеми. По результатам предварительного учета, который позволяет получить учителю и учащимся объективную картину исходных показателей физической подготовленности, происходит условное дифференцирование на сильных, средних и слабых учеников. Итоги данного учета выставляются только положительные – это точка отсчета для определения сдвигов в физическом развитии детей. Опираясь на них, я подбираю соответствующие подходящие упражнения, разрабатываю индивидуальные задания. Сильные в плане физической подготовленности ученики – это моя опора на занятиях. Они помогают на уроках в закреплении материала, вслед за правильным выполнением упражнений в своих отделениях, участвуют в судействе и т.д. Именно эти дети, спортивный актив школы, выступают на соревнованиях районного и областного уровня.

Задания для II группы – это задания по улучшению показателей физической подготовленности, они должны представлять определенную трудность, но быть реально выполнимыми. Упражнения детям этой группы отбирают с таким учетом, чтобы они не отталкивали своей невыполнимостью, и в тоже время, требовали определенного физического напряжения. Для меня главное, чтобы на моем уроке ученик пребывал в ситуации успеха.

Так, серьезную проблему для большинства мальчиков представляют подтягивания из виса. Поэтому, в зависимости от степени развития силовых способностей каждого ученика, я опираюсь на зону ближайшего развития ребенка, использую подводящие упражнения: отжимания от пола, ходьба на руках («тачка»), подтягивания из виса лёжа, подтягивания из виса с помощью товарища. Достижения определенных результатов при условии систематических занятий дает основание мне для выставления ученику высокой оценки.

Проводя работу по внедрению занятий физическими упражнениями в быт учащихся, стараюсь принимать во внимание отношение каждого ребенка к физкультуре. И в зависимости от этого давать домашнее задание. Особенно кропотливо ведется работа с детьми, отстающими в физическом развитии, двигательной подготовленности от своих товарищей. Чтобы такие ребята поверили в свои силы, я стараюсь привлекать их к общественной деятельности, даю им поручения, с которыми они могут справиться, доверяю им командование отделением или даже всем классом. Например, при проведении общеразвивающих упражнений.

Кроме того, для слабых учеников и учащихся подготовительной медицинской группы имеется в наличии раздаточный материал, помогающий им овладеть разделом «Основы знаний» и умение осуществлять физкультурно-оздоровительную деятельность («Правила в мини – баскетбол, волейбол», «Примеры самоконтроля», «Органы кровообращения», «Осанка», «Комплекс упражнений утренней гимнастики»), разрабатываются викторины, учащиеся пишут рефераты и доклады.

Наиболее внимательного и деликатного отношения требуют к себе дети с избыточной массой тела и слабого типа телосложения. Низкие показатели у этих учащихся не являются основанием для снижения оценки успеваемости на моих уроках, которая выставляется по достигнутым приростам за заданное время. Нагрузка для них дозируется индивидуально. Положительно влияют на организм таких учеников игры средней и высокой интенсивности, катание на лыжах, продолжительный бег средней интенсивности. 

Что касается школьников подготовительной группы, которые имеют незначительные отклонения в состоянии здоровья, то они занимаются с учащимися основной группы. При изучении двигательных действий, связанных с повышенными нагрузками, требования к ним снижаются.

Работая, с ослабленными и слабо развитыми физически детьми я поддерживаю постоянную связь с их родителями и консультируюсь с врачом школы. Влияя, каждый со своей стороны, мы объясняем ребенку его допустимые нагрузки, возможности его участия в тех или иных упражнениях,  играх. Таким образом, через несколько уроков  такой ребенок уже самостоятельно может дозировать свою нагрузку.  Конечно, это не исключает мой контроль.

Для успешного изучения любого предмета (физкультура не является исключением) необходима положительная мотивация. Поэтому учитель должен стремиться к привлечению всех детей к интересной и доступной работе на каждом уроке. Внеклассные мероприятия дополняют уроки физкультуры, учат ребят применять полученные знания и умения в нестандартных ситуациях, прививают интерес к регулярным занятиям физкультурно-оздоровительной деятельностью.

Когда на районных соревнованиях побеждают наши дети, естественно, на уроке я озвучиваю эту победу, учащиеся принимают поздравления одноклассников. Думаю, и более слабые дети тоже хотят  такого почета, но у них нет физической возможности  выступать на соревнованиях серьезного уровня. Но зато они могут приводить к победе свой класс. Например,  традиционно в школе проходит День здоровья – это и спортивные мероприятия, и конкурс плакатов, и конкурс группы поддержки, и подвижные игры на свежем воздухе.

Спортивный праздник, посвящённый Дню защитника Отечества, включает в себя смотр строя и песни, спортивную эстафету, конкурс военного рисунка. Традиционный школьный туристический слет. Здесь, вообще, соревнуются все: и топографы, и краеведы, и юные медики.     И, конечно же,  полоса препятствий и перетягивание каната.

Ежегодно соревнуются юные инспектора движения, что тоже требует немалой физической подготовки.

На таких внутришкольных мероприятиях проявить себя может каждых ребенок, с любой группой здоровья.

За участие в таких мероприятиях оценки и похвалу получают все: и кто бегал, и кто помогал и поддерживал.

Существует множество примеров, когда больные люди серьезно и увлеченно занимаются спортом и достигают больших успехов. Достаточно вспомнить Пара - Олимпийские игры…

Дорогу в жизнь ребенку открывают родители. И именно от них, от их настроя зависит, кем он станет. Будет ли он заниматься физкультурой и спортом в меру своих сил или превратится в «тепличный цветочек».

Хочу привести примеры наших учеников, достижениями которых я горжусь:

Гакаме Фатима – участница всех районных и республиканских соревнований.

Четыз Нурбий – кандидат в мастера спорта по самбо.

Четыз Рамазан – кандидат в мастера спорта по греко-римской борьбе.

Евтых Заира – участница всех районных и республиканских соревнований.

Этот список можно продолжить.

В завершении я хочу сказать, что нет слова «невозможно». Упорство, терпение, настойчивость, вера в себя позволяют ребятам реализовать свои таланты, свои желания, показать свои силы и свое умение. И помочь им в этом должны мы, учителя!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дифференцированный подход в обучении математике. Выступление.

Выступление на методическом обЪединение....

Индивидуально - дифференцированный подход к обучению на основе СНИТ как средство повышения эффективности усвоения знаний учащихся по химии.

В статье рассматривается вопрос применения СНИТ в обучении учащихся на уроках химии. Автор подробно описывает свой опыт использования компьютера на разных этапах урока с учётом  индивидуально - д...

Дифференцированный подход в обучении - новый подход к системе образования.

Огромный поток информации  сыпется на  головы наших детей. Это и новые открытия новых законов, новые знания, старые забытые учения, факты  из жизни знаменитых людей. Все это необходимо ...

Дифференцированный подход в обучении физкультуре.

Из опыта работы учителя физической культуры....

«Воспитание и обучение детей с нарушениями интеллекта» Реализация дифференцированного подхода к обучению детей (педагогическая классификация по В.В. Воронковой, таблица)

Систематезированный в виде таблицы материал с характеристикой 4 типов групп учащихся и основными положениями реализации дифференцированного подхода на уроках труда, математики и русского языка....

Формирование двигательной активности студентов через дифференцированный подход на уроках физкультуры.

Формирование двигательной активности студентов через дифференцированный подход на уроках физкультуры....