Рабочая программа
рабочая программа по физкультуре на тему
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по образовательной области «двигательная деятельность»
старшая группа «Колокольчики»
на период с О1.12.2017 по 31.12.2017г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rab._programma_na_yanvar_starshaya_gr._na_kursah_v_chrio.doc | 177.5 КБ |
Предварительный просмотр:
БОУ ДПО (ПК) СПЕЦИАЛИСТОВ
«ЧУВАШСКИЙ РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ИНСТИТУТ ОБРАЗОВАНИЯ»
МИНОБРАЗОВАНИЯ ЧУВАШИИ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по образовательной области «двигательная деятельность»
старшая группа «Колокольчики»
на период с О1.12.2017 по 31.12.2017г.
ВЫПОЛНИЛ: слушатель курса повышения квалификации
Московкина Зинаида Григорьевна
НАУЧНЫЙ РУКОВОДИЕЛЬ:
Мурашкина Татьяна Валентиновна
старший преподаватель кафедры ДО
ЧЕБОКСАРЫ 2015
Целевой раздел
Пояснительная записка
Рабочая учебная программа по физическому развитию дошкольников представляет внутренний нормативный документ и является основным для оценки качества двигательного образовательного процесса в детском саду МА ДОУ «Козловский ЦРР - детский сад «Пчёлка» в старшей группе «Колокольчики»
Данная рабочая программа по образовательной области «Физическое развитие» разработана на основе действующими Федеральными государственными требованиями (ФГОС ДО, Приказ №1155 от 17 октября 2013 года) на период с 01.12. 2015г. по 31.12. 2015г.
Рабочая учебная программа по физическому развитию дошкольников составлена с учётом Примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Веракса, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой 2014, МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. - 333 с.
Федерального закона РФ от 29 декабря 2012г. №273 - ФЗ, «Об образовании в Российской Федерации»
Конвенции ООН о правах ребенка 1989,
Санитарно-эпидемиологических требований к устройству содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях СанПиН 2.4.1. 3049-13
Приказа Министерства образования и науки РФ (от 30 августа 2013г.) № 1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»,
Национально-региональные особенности осуществления образовательного процесса обеспечиваются путем реализации «Программы образования ребенка-дошкольника» Л.В.Кузнецова. Чебоксары ЧРИО 2006г. – 292с.
Цель рабочей программы:
1.Развитие личности, мотивации и способности детей в двигательной деятельности.
2.Обогащение двигательной деятельности национальными подвижными играми, расширения знаний о национальной физической культуре
чувашских, русских и других народов.
Задачи рабочей программы:
- Обеспечение приобретения двигательного опыта.
- Развитие физических качеств
- Формирование опорно - двигательной системы организма.
- Развитие крупной и мелкой моторики обеих рук.
- Обеспечить овладение выполнения основных движений
- Формирование начальных представлений о некоторых видах спорта
- Обеспечить овладение подвижными играми с правилами.
- Обеспечить становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере.
- Способствовать становление ценностей здорового образа жизни.
- Способствовать овладения элементарными нормами и правилами здорового образа жизни
- Формирование интереса к подвижным играм народов проживающих в Чувашии.
Рабочая учебная программа по физическому развитию дошкольников представляет внутренний нормативный документ и является основным для оценки качества двигательного образовательного процесса в детском саду МА ДОУ «Козловский ЦРР - детский сад «Пчёлка» в старшей группе «Колокольчики». Мониторинг освоения программы проводится
18.01-29.012016г. и 10.05-20.052016г.
Принципы и подходы к формированию программы:
• соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;
• сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости (содержание Программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики и, как показывает опыт, может быть успешно реализована в массовой практике дошкольного образования);
• соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности (позволяя решать поставленные цели и задачи при использовании разумного «минимума» материала);
• обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых формируются такие качества, которые являются ключевыми в развитии дошкольников;
• строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей;
• основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;
• предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности дошкольников не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;
• предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом их деятельности является игра;
• допускает варьирование образовательного процесса в зависимости от региональных особенностей;
• строится с учетом соблюдения преемственности между всеми возрастными дошкольными группами и между детским садом и начальной школой.
Целевые ориентиры
- Проявляет инициативу и самостоятельность в двигательной деятельности;
- Активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх;
- Ребёнок обладает развитым воображением в игре, владеет разными формами и видами игры;
- Развита крупная и мелкая моторика рук;
- Владеет основными движениями;
- Способен контролировать свои движения и управлять ими;
- Способен соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;
- Умеет подчиняться разным правилам в игре.
- Обладает элементарными представлениями о видах спорта.
- Обладает начальными знаниями о себе. Может соблюдать правила личной гигиены.
- Имеет начальные знания и умения о народных играх проживающих в чуваши.
Планируемые результаты освоения Программы
- Умеет ходить и бегать легко, ритмично, сохраняя правильную осанку, направление и темп.
- Умеет лазать по гимнастической стенке (высота 2,5 м) с изменением темпа.
- Может прыгать на мягкое покрытие (высота 20 см), прыгать в обозначенное место с высоты 30 см, прыгать в длину с места (не менее 80 см), с разбега (не менее 100 см), в высоту с разбега (не менее 40 см), прыгать через короткую и длинную скакалку.
- Умеет метать предметы правой и левой рукой на расстояние 5-9 м, в вертикальную и горизонтальную цель с расстояния 3-4 м, сочетать замах с броском, бросать мяч вверх, о землю и ловить его одной рукой, отбивать мяч на месте не менее 10 раз, в ходьбе (расстояние 6 м).
- Выполняет упражнения на статическое и динамическое равновесие.
- Имеет перестраиваться в колонну по трое, четверо; равняться, размыкаться в колонне, шеренге; выполнять повороты направо, налево, кругом.
- Ходит на лыжах скользящим шагом на расстояние около 2 км; ухаживает за лыжами.
- Умеет кататься на самокате.
- Участвует в упражнениях с элементами спортивных игр: городки, бадминтон, футбол, хоккей.
- Умеет плавать (произвольно).
- Уметь играть игры народов проживающих в Чувашии.
Дополнительные образовательные услуги по данному модулю не предусматриваются. Содержание рабочей программы предусматривает интеграцию с другими областями: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Количество образовательных ситуаций в год- 112
Содержательный раздел
Содержание рабочей программы
Модуль | Обязательная часть содержания образования |
Приобретение двигательного опыта | Совершенствовать двигательные умения и навыки детей |
Развивать физические качества | Развивать быстроту, силу, выносливость, гибкость. |
Формировать опорно - двигательную систему организма | Продолжать формировать правильную осанку; умение осознанно выполнять движения |
Развивать крупную и мелкую моторику рук | Добиваться активного движения кисти рук |
Обучать основным движениям | Закреплять умение легко ходить и бегать, энергично отталкиваясь от опоры. Учить бегать наперегонки, с преодолением препятствий. Учить лазать по гимнастической стенке, меняя темп. Учить прыгать в длину, в высоту с разбега, правильно разбегаться, отталкиваться и приземляться в зависимости от вида прыжка, прыгать на мягкое покрытие через длинную скакалку, сохранять равновесие при приземлении. Учить сочетать замах с броском при метании, подбрасывать и ловить мяч одной рукой, отбивать его правой и левой рукой на месте и вести при ходьбе. Учить ходить на лыжах скользящим шагом, подниматься на склон, спускаться с горы, кататься на двухколесном велосипеде, кататься на самокате, отталкиваясь одной ногой (правой и левой). Учить ориентироваться в пространстве. |
Формировать начальное представление о некоторых видах спорта | Поддерживать интерес детей к различным видам спорта, сообщать им некоторые сведения о событиях спортивной жизни страны. |
Обеспечить овладение подвижными играми с правилами | Продолжать учить детей самостоятельно организовывать знакомые подвижные игры, проявляя инициативу и творчество. Воспитывать у детей стремление участвовать в играх с элементами соревнования, играх-эстафетах. Учить спортивным играм и упражнениям. |
Обеспечить становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере | Во всех формах организации двигательной деятельности развивать у детей организованность, самостоятельность, инициативность, умение поддерживать дружеские взаимоотношения со сверстниками. |
Обеспечить становление ценностей здорового образа жизни | Знакомить детей с возможностями здорового человека. Формировать потребность в здоровом образе жизни. Прививать интерес к физической культуре и спорту и желание заниматься физкультурой и спортом. |
Обеспечить овладение правилами и нормами здорового образа жизни | Расширять представления об особенностях функционирования и целостности человеческого организма. Акцентировать внимание детей на особенностях их организма и здоровья («Мне нельзя есть апельсины—у меня аллергия», «Мне нужно носить очки»). Расширять представления о составляющих (важных компонентах) здорового образа жизни (правильное питание, движение, сон и солнце, воздух и вода —наши лучшие друзья) и факторах, разрушающих здоровье. Формировать представления о зависимости здоровья человека от правильного питания; умения определять качество продуктов, основываясь на сенсорных ощущениях. Расширять представления о роли гигиены и режима дня для здоровья человека. |
Приобщение детей к подвижным играм народов проживающих в Чувашии | Привлекать детей к участию в чувашских национальных праздниках. Создавать условия для проявления творчества в двигательных действиях и подвижных играх, привлекая ребенка к созданию новых игр и движений. |
б) Описание вариативных форм
- Игровые упражнения и игровые проблемные ситуации с включением разных форм двигательной активности
- Развивающая игра с включением разных форм двигательной активности
- Игры и игровые ситуации с включением разных форм двигательной активности
- Физкультурно – музыкальный досуг
- Физкультурный праздник
- Игры – соревнования
- Подвижные игры с правилами
- Подвижные дидактические игры
- Фестиваль подвижных игр
- С элементами туризма
Способы работы (фронтальный, поточный, по подгруппам, индивидуальный) Расписание двигательной деятельности старшей группы «Колокольчики»: Понедельник, среда – 10.05-10.30; пятница – 11.30-11.55 (на прогулке).
-Обеспечение событийности образования дошкольника. Сентябрь – «Детский сад»; октябрь – «Осень»; ноябрь – «Я и моя семья»; декабрь – «Зима»; январь – «Познай себя»; февраль – «Мой дом, мой город»; март – «Весна»; апрель – «Народная культура»; Май – «Весна кончается - лето начинается»;.
- Использование современных технологий: Здоровьесберегающая, педагогическая.
Методы и средства реализации программы: (обучение – отработка качества движения, игровой прием, игровой сюжет, подражание педагогу, действовать совместно, подражая воспитателю и в соответствии с его указаниями)
- методы мотивации и стимулирования развития у детей первичных представлений и приобретения детьми опыта поведения и деятельности (образовательные ситуации, игры и игровые упражнения);
- методы создания условий, или организации развития у детей первичных представлений и приобретения детьми опыта поведения и деятельности (метод приучения к положительным формам общественного поведения, упражнения, образовательные ситуации);
- методы, способствующие осознанию детьми первичных представлений и опыта поведения и деятельности (выполнение движений вместе с ребенком, поощрение, поддержка, показ, объяснение, разъяснение, обсуждение, рассматривание и обсуждение, наблюдение);
- репродуктивный метод - создание условий для воспроизведения представлений и способов деятельности, руководство их выполнением (упражнения на основе образца воспитателя);
- метод проблемного изложения - постановка проблемы и раскрытие пути её решения в процессе организации наблюдений за действиями воспитателя;
- эвристический метод (частично-поисковый) – проблемная задача делится на части – проблемы, в решении которых принимают участие дети (применение представлений в новых условиях)
Методы и приемы: Поощрение, подбадривающие указания, показ, объяснения, указания, пояснения, игровые приемы, имитация, использование зрительных и звуковых ориентиров и др. Ведущее место показ способа выполнения движения его элементов, сопровождаемый объяснением.
в) особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников
План взаимодействия с семьей
Формы проведения | Название темы | Сроки |
Информационная публикация | «Влияние утренней гимнастики на физическое развитие детей» | Сентябрь |
Спортивное развлечение | «Молодецкие игры» | октябрь |
Информационная публикация | «Путь в страну здоровья» | ноябрь |
Спортивное состязание | «Забытые игры детства» | декабрь |
Круглый стол | «Лучше предотвратить, чем лечить» | январь |
Игры-соревнования, посвященные Дню Защитника Отечества | «Богатырская наша сила» | Февраль |
Информационная публикация | «Калейдоскоп здоровья» | Март |
Спортивное развлечение к дню Здоровья | «Путешествие на остров – «здоровье» | Апрель |
Информационная публикация | «Здоровые привычки и их польза» | Май |
Организационный раздел
Календарно-тематический план
Месяц | Основные направления работы(группа задач образовательной области в соответствии с ФГОС ДО) | Темы и формы средства, методы и приёмы организации образовательной деятельности | Перечень физических упражнений | Обязательная часть содержания образования | Содержания формы реализуемые участниками образовательных отношений | |||||
Непрерывная непосредственная образовательная деятельность | Образовательная деятельность в режимные моменты | |||||||||
Совместная деятельность взрослых и детей | Самостоятельная деятельность детей | |||||||||
«Зима» С1 по 31 декабря | Развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации). | 1. «Зимушка – зима – прекрасная пора» Игры и игровые ситуации с включением разных форм двигательной активности. [6 52] | Развивать внимание детей при выполнении заданий при ходьбе и беге. | . | Закреплять умение сохранять устойчивое равновесие при ходьбе по уменьшенной площади опоры | Чувашская подвижная игра «Морозище», игра м/п «Найдем новогоднюю игрушку» | «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Художественно – эстетическое развитие» «Речевое развитие» | |||
Накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями) | 2. «Первый снег» Игры и игровые ситуации с включением разных форм двигательной активности. [6 53] На прогулке | Развивать ловкость и координацию движений в прыжках через препятствие. | Прокатывание мяча между предметами, подталкивая его двумя руками снизу и не отпуская далеко от себя. | Подвижная игра «Лиса и куры» | «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Художественно – эстетическое развитие» «Речевое развитие» | |||||
Формирование потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании | 3. «Зимушка спортивная» Игровые упражнения и игровые проблемные ситуации с включением разных форм двигательной активности. [№6 стр. 53] | Упражнять в ходьбе и беге между сооружениями из снега. | Закреплять умение действовать по сигналу. | И/у «Веселые снежинки» «Кто быстрее до снеговика» «Кто дальше бросит» Чувашская п/и «Лошадки» | «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Художественно – эстетическое развитие» «Речевое развитие» | |||||
Накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями) | 4. «Зимняя сказка» Игры и игровые ситуации с включением разных форм двигательной активности. [6. 54] | Упражнять детей в перестроении в пары на месте. | Повторить упражнения в прыжках с приземлением на полусогнутые ноги. | Подвижная игра «У медведя во бору» | «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Художественно – эстетическое развитие» «Речевое развитие» | |||||
Формирование потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании | 5. « Вот зима - кругом бело» Игры и игровые ситуации с включением разных форм двигательной активности. [6 55] На прогулке | Прокатывание мячей между предметами. | Бег по дорожкам (ширина 20 см) | Чувашская подвижная игра «Морозище» | «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Художественно – эстетическое развитие» «Речевое развитие» | |||||
Развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации). Накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями) | 6. «Возле зимней ёлки» Игровые упражнения и игровые проблемные ситуации с включением разных форм двигательной активности. [6 55] | Учить детей брать лыжи и переносить их на плече к месту занятий. | Упражнять в ходьбе ступающим шагом. | Игровые упражнения «Пружинка» «Разгладим снег» «Веселые снежинки» | «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Художественно – эстетическое развитие» «Речевое развитие» | |||||
Формирование потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании | 7. «Снежок мой дружок» Подвижные игры с правилами. [6 56-58] | Развивать ловкость и глазомер при перебрасывании мяча друг другу. | Повторить ползание на четвереньках. | Подвижная игра «Зайцы и волк», игра м/п «Где спрятался зайка?» | «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Художественно – эстетическое развитие» «Речевое развитие» | |||||
Накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями) | 8. « Как нам лыжи нравятся» Зимний физкультурный досуг «Зимушка- хрустальная»
[6. 58] На прогулке | Учить ходьбе с перешагиванием через предметы, высоко поднимая колени, не задевая их. | Повторить ползание на четвереньках «по- медвежьи» | Подвижная игра «Зайцы и волк», игра м/п «Где спрятался зайка?» | «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Художественно – эстетическое развитие» «Речевое развитие» | |||||
Накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями) | 9. «В гостях у Деда Мороза» Игры и игровые ситуации с включением разных форм двигательной активности. [6 58] | Развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации). | Совершенствовать технику основных движений, добиваясь легкости и точности их выполнения. | Игры- соревнования | «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Художественно – эстетическое развитие» «Речевое развитие» | |||||
Развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации). | 10. « Мы мороза не боимся» Игры и игровые ситуации с включением разных форм двигательной активности. [6 60,61] | Учить правильному хвату рук за края скамейки при ползании на животе. | Повторить упражнение в равновесии. | Подвижная игра «Птички и кошка» | «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Художественно – эстетическое развитие» «Речевое развитие» | |||||
Формирование потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании | 11. « Идём за ёлочкой лесной» Игры и игровые ситуации с включением разных форм двигательной активности. [6 61] На прогулке | Прыжки на двух ногах до предмета (обруч), в него и из него. | Повторить упражнение в равновесии (по гимнастической скамейке). | Подвижная игра «Птички и кошка» | «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Художественно – эстетическое развитие» «Речевое развитие» | |||||
Накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями) | 12. «Волшебная лыжня» Игровые упражнения и игровые проблемные ситуации с включением разных форм двигательной активности. (№15 стр. 62) (улица) | Закреплять навык передвижения на лыжах скользящим шагом. | Игровые упражнения «Петушки ходят» «По снежному валу» «Снайперы» | «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Художественно – эстетическое развитие» «Речевое развитие» | ||||||
Накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями) | 13. «Эх, вы сани, мои сани» Игры и игровые ситуации с включением разных форм двигательной активности. (№11 стр. 58) | Учить ходьбе с перешагиванием через предметы, высоко поднимая колени, не задевая их. | Повторить ползание на четвереньках «по- медвежьи» | Подвижная игра «Зайцы и волк», игра м/п «Где спрятался зайка?» | «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Художественно – эстетическое развитие» «Речевое развитие» |
Материально-техническое обеспечение программы и особенности организации предметно - развивающей среды
Группа задач образовательной области | Материалы, и оборудование | Учебно – методические пособия | Информационные и технические средства обучения |
Обеспечение приобретения двигательного опыта. | |||
Развитие физических качеств. | Мячи резиновые; Малые мячи Скакалки; Мешочки с песком; Маски; Султанчики; Гимнастические палочки; Мячи для гимнастики; Бревно; Доска ребристая; Воротца металлические; Корзинки; | Плакаты большого формата: Дидактические игры, Иллюстрации на спортивную тематику, Маски, | Ноутбук Диапроектор Слайды/диапозитивы Интерактивная доска Музыкальный плеер Интерактивные игры: «Спорт», «Кроссворды для туристят». Электронные презентации: «Если хочешь быть здоров», «Дошкольный туризм» |
Формирование опорно - двигательной системы организма. | Гимнастическая скамейка; Гимнастическая доска; Наклонная доска; | ||
Развитие крупной и мелкой моторики рук. | Гимнастическая скамейка; Гимнастическая доска; Наклонная доска; Мячи для гимнастики; Массажные мячи; Фитбольные мячи разных размеров; Массажные дорожки; Шведская лестница; | ||
Обучение основным движениям. | Гимнастическая скамейка; Гимнастическая доска; Наклонная доска; Стойки; Батут; Фитбольные мячи разных размеров; Массажные дорожки; Платочки цветные; Кубики; Коврики для гимнастики; Мячи резиновые; Малые мячи Обручи; Скакалки; Мешочки с песком; Шишки еловые (сосновые); Шнуры короткие плетенные; Бревно; Доска ребристая; | ||
Формирование начального представления о некоторых видах спорта. | |||
Обеспечить овладение подвижными играми с правилами. | Гимнастическая скамейка; Гимнастическая доска; Наклонная доска; Стойки; Батут; Погремушки; Флажки цветные; Султанчики; Гимнастические ленты; Мячи для гимнастики; Массажные мячи; Фитбольные мячи разных размеров; Массажные дорожки; Платочки цветные; Кубики; Коврики для гимнастики; Мячи резиновые; Малые мячи; Обручи; Скакалки; Мешочки с песком; Шишки еловые (сосновые); Шнуры короткие плетенные; Бревно; Доска ребристая; Гимнастические треугольники; Воротца металлические; Корзинки; Шведская лестница; Сухой бассейн; Гимнастические палочки; Велосипеды; Лыжи и лыжные палки; | Чувашские подвижные игры Презентации: «Спортсмены Чувашии» | Ноутбук Диапроектор Слайды/диапозитивы Интерактивная доска Музыкальный плеер |
Обеспечить становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере. | |||
Обеспечить становление ценностей здорового образа жизни. | |||
Обеспечить овладение правилами и нормами здорового образа жизни. | |||
Формирование интереса к подвижным играм народов проживающих в Чувашии. |
Литература:
- Закон РФ от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
- Конвенция ООН о правах ребёнка, 1989 г.
- Сан ПиН – 2.4.1.3049 - от 30 07.2013 г.
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, 2013 г.
- Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» / под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. - М.: Мозаика-Синтез 2014 г.
- Пензулаева Л.И. Физкультурные занятия в детском саду. Старшая группа. М.: Мозаика - Синтез, 2010.
- Кузнецова Л. В..Программа образования ребенка – дошкольника. - Чебоксары: Чувашский республиканский институт образования, 2006. – 292 с.
- Степаненкова Э. Я. Методика физического воспитания. — М., 2005.
- Степаненкова Э. Я. Методика проведения подвижных игр. — М.: Мозаика-Синтез, 2008 -2010.
- Степаненкова Э. Я. Физическое воспитание в детском саду, — М.: Мозаика-Синтез, 2005 -2010.
- Махалова И.В., Ягодова Л.Г. Чувашские детские игры. – Чебоксары. Новое время, 2005г.
- Махалова И.В.,Николаева Е.И. Солнышко сияет, играть нас приглашает – Чебоксары. Новое время, 2006г.
- Махалова И.В.,Николаева Е.И.Воспитание здорового ребёнка на традициях чувашского народа, - Чебоксары, 2003г.
- Методическая копилка
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02
Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...
Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)
Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.
Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...
Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...