«Укрепляем здоровье с помощью подвижных игр»
план-конспект занятия по физкультуре (5, 6 класс) на тему

Новикова Елена Ивановна

Данное мероприятие способствует развитию физических качеств: быстроты, ловкости, воспитатанию коллективизма и товарищества

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ukreplyaem_zdorove.docx27.26 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

основная общеобразовательная школа №16





Внеклассное - мероприятие

«Укрепляем здоровье

с помощью подвижных игр»

для 5 - 6 классов.






Разработала: Учитель физической культуры

Новикова Елена Ивановна




Укрепляем здоровье

с помощью подвижных игр


«Кто быстрее?»

Задачи игры: обеспечить физическую нагрузку и разностороннее воздействие её на организм занимающихся; способствовать более быстрому освоению, закреплению или совершенствованию техники прыжка в высоту в соревновательных условиях; формировать потребности в приобретении новых знаний, умений и навыков.
Место проведения: игровая площадка, спортивный зал.
Инвентарь и оборудование: четыре стойки для прыжков, две планки для прыжков в высоту или верёвочки, два набивных мяча, свисток.
Играющие распределяются на две команды, которые строятся в колонны по одному перед линией старта. Напротив каждой команды на расстоянии 5-6 м от линии старта устанавливают стойки, на держатели кладут планку или натягивают верёвочку (высота 40-60 см).Далее на расстоянии 3-4 м за планкой вычерчивают круг диаметром 0,5 м, в центре которого лежит набивной мяч.
По сигналу учителя первые игроки обеих команд бегут к планке (верёвочке) и перепрыгивают через неё оговорённым способом, не останавливаясь, обегают мячи в начерченном круге и, возвратившись назад, касаются ладони второго игрока, затем встают в конец своей колонны. Когда первый займёт своё место в колонне, он поднимает руку вверх и говорит : «Есть!».
Правила игры. Предусмотрены штрафные санкции за несоблюдение правил. Штрафные очки игроки получают: за неудавшийся прыжок (если сбита планка или задета верёвочка); за нарушение дисциплины; если игрок наступил на круг, где лежит мяч, или задел его; если очередной игрок выбежал раньше, чем прибежавший коснулся его ладони.
Подведение итогов игры. Побеждает команда, игроки которой первыми закончили эстафету и получили меньше штрафных очков. Если команда первой завершила эстафету, но у неё больше штрафных очков, то победу присуждают второй команде.
Методические указания. Надо обращать внимание школьников на то, чтобы после приземления они сразу же продолжали бег. Однако совершенствование определенных двигательных навыков осуществляется после того, как занимающиеся овладевают соответствующими движениями. Преждевременное использование игр может повлечь за собой образование неправильного навыка. Пробегаемые расстояния в играх, в том числе с преодолением полосы препятствий, должны соответствовать возрасту учащихся, их уровню физического развития и двигательной подготовленности.


«Змейка" между скакалками »

Задачи игры: укреплять сердечно -сосудистую, дыхательную и другие системы организма, укреплять вестибулярный аппарат, обеспечить реализацию необходимой физической нагрузки.
Место проведения: спортивный зал, игровая площадка на пришкольном участке, полянка в лесу или в парке.
Инвентарь и оборудование: по 5-6 скакалок на каждую команду, свисток, мел.
Класс делится на несколько команд по 5-6 человек в каждой. Напротив каждой команды, построенной в колонну по одному, лежат на поле вытянутые поперёк скакалки на расстоянии 2-3 м друг от друга.
Участники построены так, чтобы все игроки видели выполнение задания. Способ построения зависит от наличия места на площадке и числа игроков. По сигналу первые игроки каждой команды пробегают «змейкой» между скакалками и возвращаются в конец своей колонны.  Как только первый при возвращении пересёк стартовую линию, задание начинает выполнять второй и т.д. Игру повторяют несколько раз, а затем подводят итог.
Правила игры. При беге нельзя наступать на скакалку и перепрыгивать через неё. Нельзя пропускать скакалки, нужно обежать все. Тот, кто задел скакалку и нарушил её положение, должен вернуться и поправить её.
Подведение итогов игры. Выигрывает команда, первой закончившая эстафету с наименьшим числом ошибок.
Методические указания. По мере освоения бега зигзагом игру можно усложнить, если положить скакалки разной длины, например, сначала вытянутую по длине скакалку, затем скакалку, сложенную вдвое, потом вытянутую по длине и т.д. Можно предложить учащимся и различные способы передвижения зигзагом ( шагом, бегом, прыжками, приставными шагами и т.п.) через препятствие из скакалок.
Темп выполнения сначала медленный, затем средний с переходом в быстрый.
Школьники должны знать значение вестибулярного аппарата для здоровья и учитывать, что если они не победят, состязаясь в быстроте ( не обгонят своего партнёра), то обязательно должны правильно выполнить все зигзаги, поскольку данное упражнение тренирует их вестибулярный аппарат.
В процессе игры надо воспитывать аккуратность и точность при освоении учебного материала. Показать на практике, подчеркнуть те моменты, когда техничное исполнение того или иного элемента помогло учащимся быстрее выполнить задание и победить. А главное подчеркнуть, что правильное выполнение упражнения способствует укреплению здоровья.

«Перешагни через скакалку»

Задачи игры: формировать правильную осанку в движении, увеличивать подвижность тазобедренных суставов, развивать чувство равновесия.
Место проведения: игровая площадка, фитнес-класс, спортивный зал.
Инвентарь и оборудование: по скакалке на каждую команду, мел, свисток.
Класс делится на две-три команды с равным числом игроков. До начала распределения на команды учитель назначает себе помощников-судей для каждой команды. Участники, построенные в колонны по одному, стоят на расстоянии одного шага друг от друга в кругах, обведенных мелом вокруг стоп. Скакалка, сложённая вчетверо, внизу у первого в колонне

 ( капитана команды). По сигналу первые в колоннах перешагивают через скакалку в своём кругу, берут скакалку, выпрямляются и прямыми руками назад передают её игроку, стоящему сзади. Последний в колонне, получив скакалку, бежит вдоль своей колонны слева или справа (оговаривается заранее), а в это время колонна перемещается на шаг назад, освобождая первое место. Игрок со скакалкой встаёт первым, перешагивая через скакалку и так до тех пор, пока капитаны не вернутся на свои места. Капитан, заняв свое место в строю, поднимает скакалку вверх и говорит: «Есть!».
Правила игры. При перешагивании нельзя наклоняться вперёд и задевать скакалку стопой. Игроки не должны терять равновесие при перешагивании и выходить из своего круга. После перешагивания надо обязательно выпрямиться в позу правильной осанки, а затем отвести руки назад и передать скакалку сзади стоящему. Бежать вдоль колонны только по указанной стороне. За каждое нарушение правил команде назначается 1 штрафное очко.
Подведение итогов игры. Выигрывает команда, выполнившая задание быстрее и с наименьшим числом ошибок.
Методические указания. Начале игра проводится стоя на месте (осуществляются перешагивание передача скакалки сзади стоящему); затем добавляется бег. Необходимо тщательно продумать весь процесс организации учащихся перед игрой, объяснить содержание и правила игры, а также предусмотреть возможные осложнения во взаимоотношениях детей (например,  игроков и судей) во время игры и меры их предупреждения.
В первую очередь оценивается качественная сторона выполнения двигательных действий. Игру с выполнением на «скорость» целесообразно применять в том случае, если соответствующие элементы предварительно разлучены и освоенных в стандартных условиях. В этой игре следует уделять особое внимание начальным формам самоконтроля и самооценки позы правильной осанки, подвижности тазобедренных суставов. Подчеркивать их значение для здоровья. Важно помнить ,что обучение как деятельность начинается лишь тогда, когда ученик осознает потребность в приобретении новых знаний, умений и навыков.


«Эстафета со скакалкой»

Задачи игры: развивать координацию и точность движений; научить анализу техники выполнения упражнения.
Место проведения: спортивный зал, игровая площадка.
Инвентарь и оборудование: одна скакалка и флажок на подставке на каждую команду, мел, измерительная лента, свисток.
Класс делится на команды по 5-6 человек в каждой, которые строятся в колонны по одному у стартовой линии. На расстоянии 10 – 12 м напротив каждой колонны ставят флажок на подставке (можно использовать стул, мяч или любой другой предмет).
В исходном положении скакалка находится сзади у первых номеров команд. По команде учителя : « Внимание – марш!»-первые в колоннах начинают продвигаться вперёд подскоками с ноги на ногу, вращая скакалку вперёд, обегают поставленный впереди флажок и возвращаются к своей колонне. Как только первые пересекут стартовую линию, они передаю скакалку вторым номерам, которые стартуют, а закончившие упражнение ученики становятся в конец своей колонны. Как только первые номера вновь получат скакалку, они поднимают её вверх и говорят : «Есть!». Учитель, вместе с судьями-помощниками, подводят промежуточный итог, и игра продолжается.
Правила игры. Нельзя бежать, не перепрыгивая через вращающуюся скакалку. Подскоки выполняются поочерёдно, то на левой, то на правой ноге. Скакалку вращать кистью. За каждое нарушение начисляют 1 штрафное очко.
Подведение итогов игры. Побеждает команда, участники которой, выполнив задание первыми, допустили наименьшее число ошибок. Сколько очков получит команда, занявшая то или иное место, оговаривается до начала игры.
Методические указания. При проведении второго и третьего туров можно предлагать занимающимся учащимся   другие виды прыжков со скакалкой, но при условии, что школьники уже владели соответствующими движениями. Преждевременное использование определённых двигательных действий в игре может повлечь за собой образование неправильного навыка.
Очень важно научить ребят анализу техники выполнения упражнений – как своего выполнения, так и других участников игры.
Учащиеся всегда должны знать, что даст им, помимо удовольствия, та или иная игра. Они должны быть уверенными, что игра тренирует их в выполнении того или иного приема, укрепляет мышцы, формирует выносливость, воспитывать смекалку и самостоятельность.


«Эстафета с прыжками через скакалку в парах»

Задачи игры: развивать прыгучесть, совершенствовать межмышечную координацию движений рук, укреплять сердечно – сосудистую и дыхательную системы.
Место проведения: спортивный зал, игровая площадка.
Инвентарь и оборудование: скакалки на каждую пару игроков , мел.
Участники эстафеты построены в две – три колонны по одному перед линией старта. От стартовой линии на расстоянии 14 – 15 м нужно начертить вторую линию напротив каждой команды. В командах четное число игроков. У каждой пары участников одна скакалка. Вращает скакалку стоящий в паре вторым (сзади), а первый, стоя перед вторым, прижимает руки к туловищу или ставит их на пояс.
По сигналу учителя первая пара продвигается ко второй линии, выполняя прыжки через скакалку. Как только они пересекут эту линию, то поворачиваются кругом, и второй передает скакалку первому. Возвращаясь в команду, участники выполняют те же прыжки, но скакалку вращает первый. Каждая пара должна выполнить по 20 прыжков (10 до линии финиша и 10 при возвращении назад до линии старта). Как только первая пара пересечет линию старта, начинает движение вторая пара, а участники первой пары встают в конец своей колонны.
Правила игры. За правильное выполнение упражнения каждая пара получает максимальное количество очков – 20. Если по какой-то причине прыжок через скакалку не получился, то его нужно повторить на том месте, где произошла ошибка; при этом сбавляется 0,5 очка. За каждый невыполненный прыжок через скакалку пара получает сбавку в 1 очко.
Подведение итогов. Побеждает команда, набравшая наибольшее число очков.
Методические указания. Игра – соревнование проводится только после того, как все участники игры освоят прыжки в парах. Вначале прыжки выполняют передвигаясь только в одну сторону, а затем в обе. После того как упражнение будет усвоено, можно в эстафету включать прыжки через скакалку втроем с различными вращениями скакалки.
Очень важно научить школьников связывать полученные знания и умения единую систему культуры своего здоровья; формировать у них убеждённость в полезности выполняемых движений, дающих ключ к повышению работоспособности и укреплению здоровья.

«Лошадки»

Задачи игры: формировать навыки совместных действий в беге связке, развивать координацию движений, внимательность, укреплять вестибулярный аппарат.
Место проведения: спортивный зал, игровая площадка.
Инвентарь и оборудование: короткая скакалка для каждой пары игроков, по 4 – 5 набивных мяча и флажок на подставке на команду, измерительная лента, мел.
Учащиеся распределяются на команды с четным числом участников. В командах пары формируются по половому признаку так, чтобы пары мальчиков состязались с мальчиками, девочки – с девочками. У каждой пары короткая скакалка. Скакалка второму, стоящему сзади, надо положить на плечи первого, а её концы и подвести себе под руки и взяться за них. Команды построены в колонны по одному линии старта. На расстоянии 10 – 12 м от линии старта напротив каждой команды устанавливают флажки. Между линией старта и флажком кладут по четыре набивных мяча на одинаковом расстоянии друг от друга. Назначаются судьи– на линии старта и на дистанции для каждой команды.
По сигналу первая пара по зигзагу бежит между мячами, обегает флажок и по оговорённой заранее стороне (справа или слева от колонны) возвращается свою команду. Как только пара пересечет стартовую линию, судья на линии дает отмашку и говорит: « Хоп!»- для второй пары, а участники первой пары встают в конец колонны. Как только последняя пара команды займёт свое место в конце колонны, судья на старте громко говорит: « Есть!». Игру повторяют четное число раз, чтобы игроки в паре равное число попыток были в роли «лошадки» и в роли «возницы», а затем подводит итоги.
Правила игры. В беге зигзагом нельзя задевать или пропускать мячи. В беге игроки в паре не должны сталкиваться, скакалка должна быть натянута.Нельзя начинать бег до сигнала. Нельзя мешать парам другой команды. «Возница» не должен выпускать из рук скакалку. За каждую ошибку начисляются 1 штрафное очко.
Подведение итогов. Команда, первой выполнившая задание, получает 2 очка, второй – 1 очко. Выигрывает команда, набравшая наибольшую сумму очков и допустившая меньшеее число ошибок.
Методические указания. Желательно, чтобы в команде было не более трёх пар. В этом случае учащиеся не будут долго стоять в ожидании своей очереди. Меньшее число участников команды при большем количестве препятствий сделает игру насыщеннее интереснее. Можно провести первенство между парами.
Расположение команд и предметов, играющих роль препятствий, зависит от наличия инвентаря и размера спортивного зала или игровой площадки. Для поддержания интереса к игре предметы на дистанции можно заменять, например, мячи на кегли или бутылочки с водой, гимнастические обручи, а также добавлять предметы, увеличивать расстояние между ними и т.д.
Следует учить по ходу игры контролировать качество бега зигзагом на фоне «скоростных устремлений» и желания быстрее выполнить задание. Отметить учащихся, хорошо справившихся с таким условием игры, и помочь тем школьникам, у которых было много ошибок, осознать, что качественное выполнение упражнения способствует улучшению общего результата. А главное подчеркнуть важность качественного выполнения задания для улучшения состояния организма и крепления здоровья.

«Обруч вместо скакалки»

Задачи игры: развивать координацию движений, быстроту двигательной реакции.
Место проведения: спортивный зал, игровая площадка.
Инвентарь и оборудование: стойка для каждой команды, по гимнастическому обручу на каждого игрока.
Класс делится на команды по 4 -5человек в каждой. Для каждой команды назначают судью – помощника, а также судью на линии старта (она же линия финиша).Команды строятся в колонны по одному у линии старта. Напротив каждой команды на расстоянии от 10 до 20 м устанавливают стойки (или любой другой подходящий предмет).
По сигналу первые игроки, вращая обручи, как скакалки, вперёд, бегут к стойкам, обегают их слева направо и возвращаются в команду. Как только первые номера пересекают линию старта (финиша), вторые номера начинают с обручами бег, а первые встают в конец своей колонны. Как только последний игрок займёт свое место в конце строя, он кладёт руку на плечо впереди стоящего, тот на плечо следующего и так до первого. Первый поднимает руку вверх и громко говорит : « Есть!».Эстафета повторяется несколько раз, после чего подводится окончательный итог.
Правила игры. Бег следует начинать только после сигнала и только после того, как предыдущий участник команды переступит стартовую линию. За время бега до стойки и после стойки игрок должен выполнить по три вращения обруча. За каждое дополнительное вращение обруча во время бега игрок получает 1 премиальное очко. Если количество вращений обруча меньше оговорённого числа, то игроку начисляют 1 штрафное очко. Вращая обруч, не останавливаться.
Подведение итогов игры. Выигрывает команда, набравшая наибольшее количество очков с наименьшим числом ошибок.
Методические указания. Вначале игра проводится с акцентом на технику вращения обруча в медленном беге. Затем скорость передвижения увеличивается, соответственно вносятся поправки в условия подведения итога игры. Возможен вариант передачи обруча следующему игроку, когда один обруч приходится на команду.
Выполняя задания, дети должны пытаться контролировать свои действия, сами у себя замечать ошибки.
Надо учить каждого школьника уважать мнение одноклассников – судей применительно к выполнению им задания и сопоставлять со своим ощущением. Дети в этом возрасте чаще стараются высказать свое мнение и совершенно не слушают других.

«Эстафета с обручами»

Задачи игры: развивать координацию движений, внимание, быстроту реакции, глазомер.
Место проведения: спортивный зал, игровая площадка.
Инвентарь и оборудования: по 5 гимнастических обручей диаметром 90 см на каждую команду, свисток, мел, измерительная лента.
Класс делится на три команды с четным числом игроков. В каждой команде осуществляется расчёт на первый – второй. Учащиеся с четными номерами переходят другой конец площадки. Таким образом, каждая команда делится на две подгруппы. Подгруппы команд построены в колонны по одному, напротив друг друга у соответствующей линии старта. Расстояние между линиями старта от 7 до 10 м. Расстояние между игроками в колоннах 1 м, а между командами 2 м. У первых игроков команд в руках по 5 обручей.
По сигналу первые игроки кладут на пол первый обруч, наступают в него, кладут второй, переступают во второй обруч и так до последнего, стараясь распределить обручи так, чтобы хватило до линии старта второй подгруппы своей команды. Из последнего обруча первый игрок переступает через линию старта второй подгруппы и становится в конец её колонны. Как только первый номер переступит линию старта второй подгруппы, второй номер, первый игрок второй подгруппы, начинает быстро поднимать все обручи, переступает линию старта нечетных номеров и передает их второму игроку первой подгруппы и т.д. Как только последний игрок команды займёт свое место в колонне, он поднимает руки вверх и громко говорит: « Есть!».Подводят итог первого тура, игра повторяется. Игру проводят четное число раз, чтобы каждая подгруппа раскладывала обручи и собирала их одинаковое число раз.
Судьи – помощники у линии старта отмечают ошибки команд и сообщают о них после каждого тура или по требованию учителя. После каждого тура можно судей заменять игроками, но так, чтобы они не могли подсуживать своей команде.
Правила игры. Строго соблюдать расстояние между игроками в колоннах. Обручи нельзя бросать на пол, их нужно аккуратно класть, соизмеряя расстояние между обручами так, чтобы, переступая из обруча в обруч, можно было добраться до линии старта другой подгруппы своей команды. Передачу обручей следующему игроку осуществлять только за линии старта. Передвигаться внутри обручей можно, но обручи, находясь в ограниченном ими круге, переделать перемещать нельзя. Из последнего обруча шаг следует сделать за линии старта. Поднимать обручи можно после того, как игрок из противоположной подгруппы обеими ногами переступить линию старта. Перепрыгивать из обруча в обруч нельзя. За каждую ошибку команде начисляют 1 штрафное очко.
Подведение итогов игры. Команда, первой выполнившая задание, получает 2 очка, второй – 1 очко; ставшая третьей команда премиальных очков не получает. Выигрывает команда, в итоге набравшая наибольшую сумму очков и допустившая меньше ошибок. Обращать внимание на качество выполнения правил игры.
Методические указания. Перед проведением состязаний на результат нужно дать возможность обеим подгруппам той или иной команды «опробовать» распределение обручей между линиями старта, а также уточнить правила игры. Если в классе есть учащиеся, резко отличающиеся по росту от основного контингента школьников (очень высокие или очень маленькие), то их лучше назначить помощниками судей. А на развитие глазомера у этих учащихся обратить внимание в других играх.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие физических качеств у детей младшего школьного возраста с помощью подвижных игр.

За  последние годы появилось немало научных трудов, посвящённых решению различных проблем воспитания детей младшего школьного возраста. Это объясняется тем, что целый ряд неблагоприятных социальн...

"Развитие физических качеств у юных баскетболисток с помощью подвижных игр" (1 год обучения)

Актуальность моей методической разработки заключается в том, что интересно поданная система спортивных упражнений для развития общей физической подготовки в значительной степени предрешает успех трени...

Конспект урока физической культуры в 3 классе "Развитие ловкости и быстроты с помощью подвижных игр"

В конспекте рассказано как через подвижные игры на уроке физической культуры  развивать ловкость и быстроту у учащихся 3 класса с использованием мячей, скакалок, гимнастических скамеек. Описаны п...

Доклад: "Развитие эмоциональной сферы у детей с умственной отсталостью с нарушением слуха с помощью подвижных игр"

Эмоциональное развитие детей – одно из важнейших направлений профессиональной деятельности педагога. Эмоции являются центральным звеном психической жизни человека и прежде всего ребёнка....

Развитие физических качеств учеников с помощью подвижных игр.

Приобщение к занятиям физической культурой и спортом с раннего возраста позволяет человеку достичь высокого уровня развития двигательных действий и физических качеств. Известно, что уже в детском возр...

Подвижные игры укрепляют здоровье, воспитывают людей, содействуют гармоничному развитию личности.

В процессе игровой деятельности ярко проявляются индивидуальные особенности детей и взрослых. Потому что раскрепощаются сдерживающие центры, более естественно проявляются психические и физические усил...