Подготовка к выполнению норм ГТО по легкой атлетике в старших классах.
статья по физкультуре (10 класс)
При подготовке старшеклассников к выполнению учебных нормативов по бегу, а также норм ГТО часть уроков можно проводить в форме специализированных занятий. Умело, организованные уроки или секционные занятия не только повышают функциональные возможности обучающихся, но и расширяют их знания в теории спортивной тренировки. Продуктивно используя паузы между нагрузками и соблюдая, чувство меры, учитель может давать обучающимся основные сведения о методах и средствах развития общей и специальной выносливости, быстроты. Вполне уместны и рекомендации, помогающие организовать самостоятельные занятия, научиться пульс метрическому контролю. Уроки беговой подготовки не должны вытеснять программный материал по другим видам легкой атлетики. Самым удобным временем для них будут весеннее и осеннее межсезонье, а также часы, отведенные для кроссовой подготовки. Такие уроки можно проводить эпизодически или объединять в последовательную серию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uroki_bega_v_starshih_klassah.docx | 27.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Подготовка к выполнению норм ГТО
по легкой атлетике в старших классах.
При подготовке старшеклассников к сдаче учебных нормативов по бегу, а также норм ГТО часть уроков можно проводить в форме специализированных занятий. Умело, организованные уроки или секционные занятия не только повышают функциональные возможности школьников, но и расширяют их знания в теории спортивной тренировки. Продуктивно используя паузы между нагрузками и соблюдая, чувство меры, учитель может давать учащимся основные сведения о методах и средствах развития общей и специальной выносливости, быстроты. Вполне уместны и рекомендации, помогающие организовать самостоятельные занятия, научиться пульс метрическому контролю.
Уроки беговой подготовки не должны вытеснять программный материал по другим видам легкой атлетики. Самым удобным временем для них будут весеннее и осеннее межсезонье, а также часы, отведенные для кроссовой подготовки. Такие уроки можно проводить эпизодически или объединять в последовательную серию.
Обучение равномерному бегу.
Равномерная беговая тренировка имеет несколько разновидностей. 1. Бег в медленном темпе от 30 минут. Начинающим бегунам рекомендуется бежать со скоростью 10-12 км/ч, при пульсе (ЧСС) 130 – 140 уд./минуту (13-14 уд. за 6 сек.). 2. Бег в среднем темпе от 30 минут. Скорость бега зависит от подготовленности школьников, а ЧСС достигает 155-165 уд./минуту (15 — 16 уд., за 6 сек.). 3. Бег в повышенном темпе от 30 минут до 1 часа. Выполняется только хорошо подготовленными бегунами при ЧСС 165 — 175 уд./минуту (16 – 17 уд. за 6 сек.).
Первые два вида бега развивают аэробные возможности организма, третий — увеличивает аэробно-анаэробные резервы. Бег развивает сердечно-сосудистую, дыхательную и мышечную системы. Улучшается кровоснабжение и других внутренних органов. Длительный бег как бы настраивает все системы организма на выполнение больших физических нагрузок, не вызывая перенапряжения. Ритмичность и соразмерность в работе мышц формируют экономичные беговые движения.
Осваивать равномерный бег на уроках или внеклассных занятиях можно, по крайней мере, двумя вариантами: используя бег на заданном пульсе и бег на заданной скорости.
При первом варианте школьникам на уроке предлагают определить оптимальный темп собственного равномерного бега, во время которого ЧСС находилась бы в пределах 14 – 15 уд., за 6 сек.(6-секундный отрезок удобен оперативностью и легкостью пересчета пульса в минутном исчислении: цифра умножается на 10).
Следует учесть, что у большинства школьников ЧСС даже при минимальной
скорости бега будет превышать указанные 140 - 150 уд. /мин., что связано с
возрастными и половыми особенностями развития старшеклассников. Тем не менее, задача урока не противоречит перспективной цели. Ведь выполняя установку учителя, школьники наглядно смогут оценить свои двигательные возможности во взаимосвязи их с работой сердца. Несовпадение параметров бега с заданными параметрами ЧСС поставит перед ними элементарный вопрос: «Почему у меня так?» Это должно стать побудительным мотивом для более грамотных, активных занятий физической культурой, бегом. И самое главное - это момент для органичного введения в урок сведений по теории тренировки, ее физиологическим основам, что не только расширяет образовательные рамки учеников, но и привлекает к физической культуре сторонников из числа «интеллектуалов», отношение которых к «физ-ре» не всегда положительное, а знания, как правило, мягко говоря, мизерные. Конечно, предлагая ребятам пульсовый самоконтроль, учитель сам должен хорошо разбираться в его сути и быть готовым к грамотному истолкованию вариантов реакций сердца. Отлично, если учитель использует пульсометрию в уроках систематически.
Технология урока трудностей не представляет. Учитывая конкретность мышления школьников, учитель вначале сообщает им нормативы, которые нужно будет показать на соответствующих дистанциях в конце полугодия. Акцентирует, что для этого необходимо целенаправленно развивать крайне важное качество - общую и специальную выносливость.
База для развития общей выносливости — продолжительный бег на пульсе 140 - 150 уд. /мин. Уяснив задание, на следующих уроках школьники пробуют определить для себя оптимальный темп бега на выносливость. Потом пробуют определить ЧСС. Помня, что отрезок времени замера пульса очень короток, необходимо обозначать его начало и конец (по секундомеру) коротким - «Ап!», а не «Марш!» или «Начали!».
Вводная часть урока должна хорошо настроить занимающихся на выполнение беговой работы. Включая общеразвивающими упражнениями и специальные беговые упражнения.
В основной части первым заданием будет пробный бег в медленном темпе
без финишного ускорения на дистанцию 800-1000 м.
Лучше, если школьники будут бежать по кругу длиной 300 — 400 м (по стадиону), тогда учитель может управлять скоростью бега и делать замечания — методические и организационные. На финиш бегуны будут приходить не одновременно, и это облегчит взятие экспресс-пробы у каждого из них.
Восстановительная пауза включает в себя упражнения на дыхание, гибкость и обязательно повторные замеры ЧСС. Считается, что для начала очередной пробежки необходим пульс 90 - 100 уд./мин., однако главным будет самочувствие школьников. При повторном беге их можно распределить на две-три группы в зависимости от величины «рабочей» ЧСС при пробном беге. Бежавшим на пульсе 14 - 15 уд., за 6 сек. рекомендуется сохранить найденный темп, а тем, кто показал 12 - 13 или 16 - 18 ударов и более — соответственно его повышать или понижать. Длительность повторного бега – та же.
Вторую восстановительную паузу организуют по схеме первой, в ходе ее, следует психологически настроить школьников на последующий непрерывный бег еще в течение 8 - 10 мин. Юношам не лишне напомнить, что такие нагрузки лишь малая часть того, что им придется выполнять в условиях армейской службы, а девушкам сказать о беге как средстве борьбы, с гиподинамией, борьбы за стройную фигуру.
В конце урока подводятся итоги, дается домашнее задание. Обязательно!
В дальнейшем, изменяя параметры бега и пульсовый режим, а также дополняя образовательный материал, можно существенно увеличить ценность и качество урока, с другой стороны, задача решается не только тем, что идет обучение бегу «на пульсе», но и тем, чтоб сместив целевые акценты, исподволь организовать школьников на выполнение необходимого объема беговой работы.
Обучение дистанционному темпу бега.
Некоторые школьники не могут показать хорошего результата в беге на длинные дистанции, потому что не умеют правильно распределять свои силы. Например, приняв быстрый старт, неподготовленный бегун не выдерживает взятого темпа и сходит с дистанции или заканчивает ее с трудом. Или, медленно начав бег, бегун не решается увеличивать скорость, финиширует с неудовлетворительным для себя результатом, с запасом сил. Чтобы избежать подобных ошибок, следует научиться тактике бега с помощью простых и эффективных средств.
Учитель объясняет, что для успешной сдачи нормативов нужно уметь правильно распределить свои силы на дистанции, что опытные бегуны составляют специальный график бега и стараются его придерживать секунда в секунду. Как правило, на первых 40 - 60 м они делают небольшое стартовое ускорение, после него всю дистанцию преодолевают в относительно равномерном темпе, лишь на последних нескольких десятках предпринимая финишное ускорение. Учитель заверяет, что на уроках школьники освоят темп бега, придерживаясь которого можно выполнить норматив.
Соревновательный темп вначале лучше отрабатывать на отрезке, составляющем 60 - 70% от основной дистанции. Если идет подготовка к бегу на 3000 м, то тренировочной избирается 2-километровая дистанция. обучение лучше проводить на замкнутом круге длиной 300 – 400 м, на стадионе. Тренировочная дистанция делится на отрезки 200 - 200 - 400 - 400 - 400 - 400 м. Отрезки маркируют флажками, кубиками, для бегущих эти знаки - четкие зрительные ориентиры. Дав старт, учитель следит за секундомером и в соответствии с графиком подает условные сигналы (свистком, голосом). Если заданный темп соблюдается, в момент свистка бегун должен находиться точно против обозначенной метки. Несовпадение сигналов означает, что темп бега надо или увеличить, или снизить. Самочувствие на финише и показанный результат помогут окончательно уточнить график бега для каждого ученика.
Кстати, перед забегом следует подсказать школьникам, чтобы они
запоминали свои ощущения на разных участках дистанции и учились самостоятельно корректировать скорость бега.
На последующих уроках обучение дистанционному темпу можно проводить на все более увеличивающихся отрезках, постепенно подходя к контрольной дистанции.
Повторный метод тренировки в спринтерском беге.
Быстрота вырабатывается в беге на короткие дистанции главным образом с помощью повторного про бегания отрезков 40 — 60 м с максимальной скоростью. Отдых между ускорениями должен быть достаточным для полного восстановления сил. При снижении скорости бега или субъективном нежелании выполнять предельно быстрые
движения спринтерская тренировка прекращается. Использование элементов повторного метода вполне уместно при подготовке школьников к сдаче нормативов в беге на 100 м.
На первом уроке, включающем элементы спринта, учитель говорит о правилах тренировки на скорость. Подчеркивает, как важно хорошо разогреть весь организм и основные мышечные группы. Только при этом условии занятие окажется продуктивным и можно избежать характерных повреждений голеностопа и мышц задней поверхности бедра. Еще одно правило – быстрота вырабатывается только при свежем, неутомленном состоянии занимающегося, поэтому работа над развитием скорости предшествует другим видам нагрузки.
Вводная часть урока проводится в довольно интенсивном темпе с серией специальных беговых упражнений. Небольшая пауза между вводной и основной частью посвящается организационным перестроениям и пульсометрии. Готовность к старту на короткие отрезки учитель определяет визуально и с помощью ЧСС. Оптимальным для выхода на старт считается пульс в пределах 100 — 110 уд./мин.
Сначала ученики делают 1—2 ускорения по 20 — 30 м с высокого старта. Затем 2-3 раза пробегают отрезки по 40 — 50 м из нестандартных исходных положений: из упора присев или упора лежа. Эти стартовые позы помогают сохранить наклонное положение в начале дистанции.
Во время последующей минутной паузы учитель напоминает принципы тренировки на скорость: максимальные ускорения и полное восстановление сил после них.
Основное занятие проводится на отрезке 50 — 60 м. Учащиеся стартуют по 3 человека с разрывом в 3 — 5 сек. Для увеличения интенсивности нагрузки в третьей серии ускорений фиксируется очередность прихода школьников на финиш. Последующие забеги формируют из занявших соответственно 3-е, 2-е и 1-е места. Используя нарастание интереса к состязаниям, именно в такой последовательности проводят три финальных забега. В итоге выявляется победитель данного дня.
В конце урока учитель называет дату контрольных соревнований в беге на 100 м и дает советы по подготовке к ним. Рекомендует включать при самостоятельных занятиях короткие ускорения, упражнения со скакалкой, бег на месте в максимальном темпе и т. п. Сведения о самочувствии, настроении, измерении пульса надо записывать в дневнике самоконтроля, это поможет найти наилучший для себя режим занятий.
Высокое качество уроков способно сгладить их количественную недостаточность лишь в малой мере. Положительные сдвиги могут произойти лишь у тех, кто в дополнение к урокам будет заниматься самостоятельно или в секции. Привлечь же школьников к занятиям может лишь учитель, который заинтересует их своим предметом, обнажит смысловую сущность физических упражнений, покажет, насколько сложен процесс тренировки, или, по словам П.Ф.Лесгафта, «озарит мыслью двигательную активность людей».
Учитель физической культуры
МБОУ «Лицей №35» г. Нижнекамск РТ
Минеева Наталья Григорьевна
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по легкой атлетике для 5 класса с использованием информационно-коммуникативных технологий.
Урок рассчитан на учащихся 5 классов общеобразовательной школы. Как фактор повышения качества образования, на уроке применяются информационно-коммуникационные технологии. Урок не только обучающий, но ...
Урок легкой атлетики в 3 классе
Использование подвижных игор на уроках легкой атлетики в начальной школе...
План-конспект урока по легкой атлетике в 3 классе
Тема: Легкая атлетикаЗадачи:Обучить прыжку в длину с места;Обучить метанию малого мяча на дальность;Развитие общей выносливости;Развитие общефизических качеств....
Легкая атлетика .Ученица 6 класса,отделение дополнительного образования детей,секция легкой атлетики
Виды легкой атлетики...
Урок легкой атлетики в 9 классе. по теме: " ОФП (общая физическая подготовка) : развитие специальной выносливости методом круговой тренировки"
Конспект урока по легкой атлетике. по теме: Общая физическая подгатовка...
Положение о проведении конкурса на лучшие материалы, направленные на организацию самостоятельных занятий физической культурой, спортом и подготовку к выполнению норм ВФСК ГТО
Положение регламентирует порядок проведения конкурса на лучшие материалы, направленные на организацию самостоятельных занятий физической культурой, спортом и подготовку к выполнению норм ВФСК ГТОЦелью...
Методическая разработка «Особенности подготовки к спортивной эстафете по легкой атлетике»
Методическая разработка «Особенности подготовки к спортивной эстафете по легкой атлетике» (Из опыта работы)...