рабочая программа по мини футболу
рабочая программа по физкультуре на тему
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по мини-футболу предназначена для спортивной секции муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №2 г.Лысково». Данная программа является программой дополнительного образования, предназначенной для внеурочной формы дополнительных занятий по физическому воспитанию общеобразовательного учреждения. Принята в общеобразовательном учреждении, где используется программа В. И. Ляха, А. А. Зданевича.
Цели и задачи
Занятия мини-футболом направлены на всестороннее физическое развитие и способствует совершенствованию многих необходимых в жизни двигательных и морально-волевых качеств.
Цель программы – создание условий для удовлетворения потребности ребенка в двигательной активности через занятия мини-футболом.
Основными задачами программы являются:
- укрепления здоровья;
- развитие быстроты, гибкости, ловкости, силы, выносливости и, как следствие, содействие всестороннему физическому развитию;
- приобретение навыка в организации и построении учебно-тренировочных занятий и соревнований;
- воспитание воли, смелости, настойчивости, дисциплинированности, коллективизма, чувства дружбы;
- повышение физической, тактической и технической подготовки школьников;
- психологическая подготовка учащихся к соревнованиям по мини-футболу;
- привитие интереса у занимающихся к здоровому образу жизни.
Содержание рабочей программы
Материал данной рабочей программы состоит из трёх основных разделов:
- основы знаний;
- физическая подготовка;
- техника и тактика игры.
Основы знаний.
1. История возникновения мини-футбола. История развития мини-футбола в мире и в нашей стране. Описание игры. Рассказ о выдающихся мини-футболистах России и мира.
2. Значение занятий физической культурой и спортом. Физическая подготовка и ее роль в мини-футболе. Режим дня. Режим питания. Личная гигиена: уход за телом, закаливание, простейшие приемы самомассажа. Утренняя гимнастика. Гигиена одежды, обуви. Гигиенические требования к инвентарю и спортивной форме. Зависимость появления травм от неправильного отношения к гигиеническим требованиям.
Понятие о тренировке и спортивной форме. Общее понятие о строении и функциях организма человека, взаимодействие систем организма. Влияние физических упражнений на опорно-двигательную, сердечно-сосудистую, дыхательную и нервную системы. Причины и профилактика травматизма. Оказание первой помощи при различных травмах. Врачебный контроль и самоконтроль.
3. Правила мини-футбола. Права и обязанности игроков. Жесты судьи. Понятие об амплуа игроков, их особенностях и роли на площадке.
Физическая подготовка.
Современный мини-футбол предъявляет высокие требования к двигательным способностям и функциональным возможностям спортсмена. Для этого необходимо всестороннее развитие физических качеств. Физическую подготовку подразделяют на общую и специальную. На первоначальном этапе обучения основное значение имеет общая физическая подготовка. В последствии объём упражнений на развитие общей физической подготовки уменьшается, уступая место упражнениям на развитие специальных физических качеств — быстроты, выносливости и ловкости. Средствами физической подготовки являются упражнения из других видов спорта и подвижные игры.
Общая физическая подготовка.
Для развития общей физической подготовки используют следующие средства:
1. упражнения без предметов: для мышц рук и плечевого пояса. Для мышц ног, брюшного пресса, тазобедренного сустава, туловища и шеи. В парах: наклоны вперед, назад, вправо, влево, наклоны и повороты головы.
2. упражнения с предметами: со скакалками, резиновыми мячами, набивными мячами (1-2 кг), гантелями. Упражнения в парах, держась за мяч, упражнения в сопротивлении. Чередование упражнений руками, ногами - различные броски, выпрыгивание вверх с мячом, зажатым голеностопными суставами; в положении сидя, лежа -поднимание ног с мячом.
3. упражнения без предметов индивидуальные и в парах: приседания в различных исходных положениях, подскоки, ходьба, бег. Упражнения с набивными мячами: приседания, выпады, прыжки, подскоки. Упражнения с гантелями - бег, прыжки, приседания. Упражнения со скакалкой. Прыжки в высоту с прямого разбега (с мостика) согнув ноги через планку, препятствие.
4. акробатические упражнения: кувырки вперёд и назад из различных положений; перекаты вперед, назад, в сторону из различных положений.
5. легкоатлетические упражнения: бег на короткие и длинные дистанции, бег с препятствиями, прыжки (с места, тройные с места и разбега, в высоту), метание различных предметов на дальность.
6. Подвижные игры: «День и ночь», «Вызов», «Салки», «Караси и щука», «Волк во рву», «Третий лишний», круговые и комбинированные эстафеты. Игры с предметами: «Удочка», «Гонка мячей», «Метко - в цель», «Подвижная цель», «Эстафета с бегом», «Мяч среднему», «Встречная эстафета» и т. д.
Общая физическая подготовка должна быть направлена на индивидуальные особенности, но тем не менее особое внимание уделяется развитию мышц ног, живота и спины.
Специальная физическая подготовка.
Упражнения для привития навыков быстроты ответных действий. По сигналу (преимущественно зрительному) бег на 5, 10, 15 м из различных исходных положений. Бег с остановками и изменением направления. Челночный бег 15 и 10 м (общий пробег за одну попытку 20-30 м). Челночный бег, но отрезок в начале пробегается лицом вперед, а обратно - спиной и т.д. По принципу челночного бега передвижение приставными шагами.
–---------------------------------------------------------------------------------------
В разделе «Техника и тактика игры» представлении материал, способствующий обучению техническими и тактическими приёмами игры.
В конце обучения по программе учащиеся должны знать правила игры и принимать участие в соревнованиях.
Содержание самостоятельной работы включает в себя выполнение комплексов упражнений для повышения общей и специальной физической подготовки.
Методы и формы обучения
Большие возможности для учебно-воспитательной работы заложены в принципе совместной деятельности учителя и ученика. Занятия необходимо строить так, чтобы учащиеся сами находили нужное решение, опираясь на свой опыт, полученные знания и умения. Занятия по технической, тактической, общефизической подготовке проводятся в режиме учебно-тренировочных 3 раза в неделю по 2 часа.
Теория проходит в процессе учебно-тренировочных занятий, где подробно разбирается содержание правил игры, игровые ситуации, жесты судей.
Для повышения интереса занимающихся к занятиям по мини-футболу и более успешного решения образовательных, воспитательных и оздоровительных задач применяются разнообразные формы и методы проведения этих занятий.
Словесные методы: создают у учащихся предварительные представления об изучаемом движении. Для этой цели используются: объяснение, рассказ, замечание, команды, указание.
Наглядные методы: применяются главным образом в виде показа упражнения, наглядных пособий, видеофильмов. Эти методы помогают создать у учеников конкретные представления об изучаемых действиях.
Практические методы:
- методы упражнений;
- игровой;
- соревновательный;
- круговой тренировки.
Главным из них является метод упражнений, который предусматривает многократное повторение упражнений. Разучивание упражнений осуществляется двумя методами:
- в целом;
- по частям.
Игровой и соревновательный методы применяются после того, как у учащихся образовались некоторые навыки игры.
Метод круговое тренировки предусматривает выполнение заданий на специально подготовленных местах (станциях). Упражнения выполняются с учётом технических и физических способностей занимающихся.
Формы обучения: индивидуальная, фронтальная, групповая, поточная.
Учебно-тематический план
Темы | Всего часов | 1 год обучения | 2 год обучения | 3 год обучения |
1.Общая физическая подготовка | 59 | 20 | 18 | 21 |
2.Специальная физическая подготовка | 22 | 6 | 6 | 10 |
3.Техническая подготовка | 110 | 20 | 45 | 45 |
4.Тактическая подготовка | 17 | 3 | 6 | 8 |
5.Теоретическая подготовка | 11 | 6 | 3 | 2 |
6.Учебные и тренировочные игры | 108 | 57 | 31 | 20 |
7.Участие в соревнованиях | 9 | - | 3 | 6 |
Общее количество часов | 336 | 112 | 112 | 112 |
Оснащённость
образовательного процесса спортивным инвентарём и оборудованием.
Занятия проводятся в спортивном зале. Для проведения занятий в секции мини футбола необходимо иметь следующее оборудование и инвентарь:
Спортивный инвентарь и оборудование | Кол-во в наличии | Необходимый минимум |
Маты гимнастические | 4 | 4 |
Малые мячи | 10 | 0,5 от числа обучающихся |
Скамейка гимнастическая Стенка гимнастическая | 4 8 пролётов | 3 6 пролётов |
Ворота мини-футбольные с сеткой Футбольные мячи Мини-футбольные мячи Стойки низкие | 2 8 8 10 | 2 0,5 от числа обучающихся 0,5 от числа обучающихся 8 |
Скакалка гимнастическая Палка гимнастическая Обруч гимнастический Гантели наборные Резиновые амортизаторы Насос ручной со штуцером | 12 12 12 4 25 2 | 0,5 от числа обучающихся 0,5 от числа обучающихся. 0,5 от числа обучающихся. 4 25 2 |
Система формы контроля уровня достижений учащихся.
Умения и навыки проверяются в форме контрольных упражнений по ОФП и результативности в соревнованиях школьного, районного и областного уровней.
Физические способности | Контрольные упражнения | |
Скоростные | Бег 30 м, сек | 4,9 - 5,2 - |
Бег 60 м, сек | 9,1 – 9,4 10,0 | |
Бег 100м, сек | - | |
Координационные | Челночный бег 3х10 м, сек | 8,7 - 9,1 |
Скоростно-силовые | Прыжок в длину с места, см | 150 - 170 |
Выносливость | Бег 1500 м, мин/сек | 8,40 – 9,00 |
Бег 2000 м, мин/сек | - | |
Гибкость | Наклон вперед из положения сидя, см | 6 |
Силовые | Подтягивание на высокой перекладине из виса, раз | 3 |
Контрольные упражнения по физической и технической подготовке игры в мини-футбол.
№ п/п | Контрольные упражнения | Возраст (лет) | ||
8-10 | ||||
1. | Бег 300м(с) | 57-60 | ||
2. | Бег 400м(с) | - | ||
3. | Бег 30м с ведением мяча(с) | 6,2 -6,4 | ||
4. | Удар по мячу ногой на дальность (м) | 45-50 | ||
5. | Жонглирование мячом | 1 год | 2год | 3год |
10-12 | 13-15 | 16-18 | ||
6. | Удар по мячу ногой на точность | 5-6 | 7-8 | 9-10 |
7. | Бросок мяча рукой на дальность | 8-10 | 13-16 | 18-21 |
Сд Ожидаемый результат
В конце изучения рабочей программы планируется снижение уровня заболеваемости детей, социальной адаптации учащихся, сформирование коммуникативных способностей, то есть умение играть в команде. Формирование здорового образа жизни учащихся, участие в общешкольных, районных и краевых мероприятиях, качественное освоение практических и теоретических навыков игры в футбол (мини-футбол), привитие любви к спортивным играм.
Рабочий план спортивной секции по мини-футболу. 2-й год обучения
№ п\п | Наиме- нование раздела про- граммы | Тема занятия | Кол- во ча-сов | Номера занятий | Элементы содержания | Требования к уровню под- готовленности обучающихся | Вид контроля | Дата прове- дения |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
1 | Теория | История футбола | 3 | 1-3 | Инструктаж по ТБ. История и развитие футбола и мини-футбола в России. Гигиенические занятия и навыки. Закаливание. Режим и питание спортсмена. | Знать историю футбола | Текущий | |
2 | Техни-ческая подго-товка Тактическая подготовка | Остановка, передача мяча | 12 | 4-15 | Стойка игрока. Перемещение в стойке боком, лицом. Остановка и передача мяча на месте. Учебная игра | Уметь выпол-нять техничес-кие приёмы | Текущий | |
12 | 16-27 | Стойка игрока. Перемещение спиной вперёд. Остановка и передача мяча в движении. Учебная игра | Уметь выпол-нять техничес-кие приёмы | Текущий | ||||
Ведение мяча | 12 | 28-29 | Ведение мяча внешней частью и средней частью подъёма. Игра «Квадрат». Учебная игра | Уметь выпол-нять техничес-кие приёмы | Текущий | |||
12 | 30-41 | Ведение мяча носком, внутренней стороной стопы. Игра «Квадрат». Учебная игра | Уметь выпол-нять техничес-кие приёмы | Текущий | ||||
12 | 42-53 | Ведение мяча с изменением направления. Игра «Квадрат». Учебная игра | Уметь выпол-нять техничес-кие приёмы | Текущий | ||||
Остановка мяча | 12 | 54-65 | Остановка опускающегося мяча. Развитие двигательных качеств. Учебная игра. | Уметь выпол-нять техничес-кие приёмы | Текущий | |||
12 | 66-77 | Остановка мяча бедром и лбом. Элементы акробатики. Учебная игра. | Уметь выпол-нять техничес-кие приёмы | Текущий | ||||
12 | 78-89 | Остановка мяча грудью. Жонглирование. Учебная игра. | Уметь выпол-нять техничес-кие приёмы | Текущий | ||||
Удары по мячу | 12 | 90-101 | Удары по мячу внешней стороной стопы и внешней частью подъёма. 6-10минутный бег. Учебная игра. | Уметь выпол-нять техничес-кие приёмы | Текущий | |||
12 | 102-113 | Техника игры вратаря. Учебная игра. | Уметь выпол-нять техничес-кие приёмы | Текущий | ||||
12 | 114-125 | Удары по катящемуся мячу. «Квадрат». СФП. Учебная игра. | Уметь выпол-нять техничес-кие приёмы | Текущий | ||||
12 | 126-137 | Удары по прыгающему и летящему мячу. Развитие двигательных качеств. Учебная игра. | Уметь выпол-нять техничес-кие приёмы | Текущий | ||||
12 12 | 138-149 | Удары по мячу носком, пяткой. Жонглирование. Учебная игра. | Уметь выпол-нять техничес-кие приёмы | Текущий | ||||
150-161 | Удары по мячу с полулёта. Элементы акробатики. Учебная игра. | Уметь выпол-нять техничес-кие приёмы | Текущий | |||||
12 | 162-173 | Удары по мячу головой. Эстафеты. Учебная игра. | Уметь выпол-нять техничес-кие приёмы | Текущий | ||||
12 | 174-185 | Обманные движения (финты). Игра «Квадрат».Учебная игра | Уметь выпол-нять техничес-кие приёмы | Текущий | ||||
12 | 186-197 | Отбор мяча. Вбрасывание. СФП. Учебная игра | Уметь выпол-нять техничес-кие приёмы | Текущий | ||||
12 | 198-209 | Индивидуальные действия в защите и в нападении. Тактика вратаря. Учебная игра | Уметь выпол-нять техничес-кие приёмы | Текущий | ||||
9 | 210-218 | Групповые действия в защите и в нападении. Учебная игра | Уметь выпол-нять техничес-кие приёмы | Текущий |
Список литературы
- Акимов А.М. Игра футбольного вратаря. – М.: ФиС, 1978.
- Андреев С.Н. Мини-футбол. – М.: ФиС, 1978.
- Буйлин Ю.Ф., Курамшин Ю.Ф. Теоретическая подготовка юных спортсменов. – М.: ФиС, 1985.
- Бриль М.С. Отбор в спортивных играх. – М.: ФиС, 1980.
- Гагаева Г.М. Психология футбола. – М.: ФиС, 1979.
- Гриндлер К. и др. Техническая и тактическая подготовка футболистов. – М.: ФиС, 1976.
- Гриндлер К. и др. Физическая подготовка футболистов. – М.: ФиС, 1976.
- Правила игры в мини-футбол. М.: ФиС (последний выпуск).
- Филин В.П. Воспитание физических качеств у юных спортсменов. – М., 1974.
- . Антипов А., Губов В. «Диагностика и тренировка двигательных способностей» 2008 г.
- Голомазов С. В., Чирва П. Г. «Методика тренировки техники игры головой» 2006 г.
Литература
1. Ананьева Н.А., Ямпольская Ю.А. Физическое развитие и адаптационные возможности школьников // Вестник Российской АМН. 1993, № 5, с. 19 - 24.
2. Вавилова Е.Н. Учите бегать, прыгать, лазать, метать. - М.: Просвещение, 1983. - 144 с.
3. Венгер Л.А., Венгер А.Л. Домашняя школа. - М.: Знание, 1994. - 240 с.
4. Давиденко Е.В. и др. Экспресс-оценка физического состояния - критерий оптимального уровня нагрузок в занятиях со старшими дошкольниками // Теор. и практ. физ. культ. 1988, № 10, с. 21 - 23.
5. Катырло В.К. Развитие волевого поведения дошкольников. Киев, 1971. - 123 с.
6. Лях В.И., Мейксон Г.Б. Физическое воспитание учащихся I-XI классов с направленным развитие двигательных способностей: Программа общеобразовательных учебных заведений. - М.: Просвещение, 1993. - 64 с.
7. Мартиросов Э.Г. Методы исследования в спортивной антропологии. - М.: ФиС, 1982. - 199 с.
8. Мухина В.С. Шестилетний ребенок в школе. М., 1990. - 179 с.
9. Обучение детей 6-летнего возраста в детском саду и школе / Под ред. О.А. Лосевой. - М., 1987. - 160 с.
10. Осокина Т.М. Физическая культура в детском саду. - М.: Просвещение, 1990. - 324 с.
11. Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М.А. Васильевой. 2-е изд., доработанное. - М.: Просвещение, 1987.-192 с.
12. Сельвёстру А.И., Дубровина Т.Д. Психологические аспекты обучения детей в школе с 6-летнего возраста. Кишинев, 1988. - 98 с.
13. Спортивная метрология. Учеб. для ин-тов физ. культ. / Под ред. В.М. Зациорского. - М.: ФиС, 1982. - 256 с.
14. Урунтаева Г.А. Диагностика психологических особенностей дошкольников: Практикум. - М.: ИЦ "Академия", 1997. - 310 с.
15. Чернышенко Ю.К. Научно-педагогические основания инновационных направлений в системе физического воспитания детей дошкольного возраста: Автореф. докт. дис. Краснодар, 1998. - 50 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа кружка "Мини-футбол"
Программа для организации внеурочной деятельности в рамках ФГОС ООО в 5 классе...
рабочая программа по мини-футболу для 5-8 классов учителя МОУ "СОШ № 6" г.Саратова Харькова Максима Александровича
По уровню освоения программа углубленная, предполагает развитие и совершенствование основных физических качеств...
Рабочая программа по мини-футболу (ФГОС 5 класс)
Рабочая программа по мини-футболу (ФГОС 5 класс)...
Рабочая программа по мини-футболу
Рабочая программа по мини-футболу...
Рабочая программа по мини-футболу
Программа физического воспитания по мини – футболу направлена на содействие улучшению здоровья учащихся и на этой основе обеспечения нормального физического развития растущего организма и разносторонн...
Рабочая программа по мини-футболу
Рабочая программа по мини-футболу...
Рабочая программа по мини-футболу
Данна программа предназначена для учащихся 5-7 классов....