Статья "Освобождение от физкультуры"
статья по физкультуре на тему
Как не печально, но с каждым годом освобождённых от уроков физической культуры становится всё больше
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osvobozhdenie_ot_fizkultury_1.docx | 17.39 КБ |
Предварительный просмотр:
«Освобождение от физкультуры»
Очень часто, в последние годы, взглянув на школьников на уроке физкультуры, можем увидеть такую картину:
В то время как одна группа учащихся активно бегает, прыгает или играет в различные спортивные игры, другая группа – лениво и неспешно прогуливается по беговой дорожке, либо сидит на скамейке, уткнувшись в свои смартфоны… Эта другая группа – «счастливые» обладатели справки от врача или записки от родителей, дающей им право отказаться от занятий по физподготовке.
Я сейчас не хочу говорить о случаях, когда освобождение от физкультуры выдано действительно на основании серьезных медицинских ограничений для ребенка или факта недавнего краткосрочного заболевания. Однако, не является секретом, что в эпоху развитого интернета, имитировать симптомы заболеваний для получения заветной справки весьма несложно, а врачи вряд ли будут затевать серьезные обследования в такой ситуации. Да и родителям, зачастую, проще согласиться с ребенком и попросить освобождение от физкультуры, чем всерьез задуматься о его здоровье, о причинах и последствиях его нежелания заниматься физкультурой.
Основные мотивы?
«А зачем вообще нужна физкультура? Наш ребёнок не собирается быть спортсменом»;
«У ребенка и так большая нагрузка, пусть лучше отдохнет»;
«Он у нас такой слабенький, вдруг перенапряжется или травмируется» …
А действительно, зачем нужна школьная физкультура?
В рамках этой статьи, я не хочу говорить о тех, кто может выбрать в будущем карьеру спортсмена. Такие ребята, обычно, и так знают, что хотят и у них не возникает проблем ни со школьными занятиями физкультурой, ни с дополнительными тренировками.
Так же я далека от мысли, что два занятия физкультурой в неделю на школьных уроках смогут вырастить из ребенка чемпиона, или что без них он обречен быть слабым и больным.
Хотелось бы рассмотреть два других аспекта этого вопроса: социальный и медицинский.
Уроки физкультуры в школе приучают ребенка преодолевать себя, делать то, что трудно, но необходимо. Они позволяют ребенку увидеть свои слабые стороны и дают при этом понимание того, что упорные и регулярные упражнения действительно помогают преодолеть эти слабости. Нелишне так же напомнить о том, что ребенок, сейчас и в дальнейшей жизни, располагая определенными навыками в тех же спортивных играх, таких как волейбол, футбол, настольный теннис и т.п. в любом коллективе становится востребованным, интересным и популярным. Это, в свою очередь, повышает его самооценку, дает ему уверенность в себе и помогает лучше адаптироваться в обществе. Особую важность приобретает этот аспект сейчас, когда значительная часть общения переносится в виртуальное пространство, социальные сети. Как следствие – утрачиваются базовые навыки общения, дети, вырастая, боятся незнакомого коллектива, неуверенно чувствуют себя в незнакомой среде.
Неумение заставить себя, преодолеть свою лень, распространяется не только на область физической культуры. Эти же качества начинают проявляться и в быту, когда родители с удивлением и негодованием обнаруживают, что их уже повзрослевшее «дитя» не имеет элементарных навыков самообслуживания, откладывают решение простых жизненных задач «на потом», постоянно нуждаются во внешних стимулах для своего развития и самосовершенствования.
Эта же проблема, затем проявляет себя и во взрослой жизни, причем практически независимо от сферы деятельности человека. В быстро меняющихся условиях современного мира человек, который приучен работать целеустремленно, регулярно, умеет преодолевать трудности и собственную лень – ценится гораздо выше аморфных и не привыкших себя «нагружать» конкурентов.
Таким образом родители, снисходительно относящиеся к нежеланию ребенка преодолевать свою лень, свои недостатки и слабости даже в рамках не таких уж сложных нагрузок на школьных уроках физкультуры, рискуют в будущем столкнуться с серьезными проблемами адаптации своих детей к жестким реалиям современного мира.
А теперь хотелось бы поговорить о другом, еще более серьезном аспекте нашей проблемы.
Человеческий организм – весьма сложный механизм. Действие многих его систем до сих пор понятно нам весьма приблизительно. Одна из таких систем- гормональная или эндокринная. Эта система регулирует и координирует деятельность практически всех органов и систем человеческого организма. И именно гормональная система организма подвергается повышенным нагрузкам у детей, подростков и молодых людей в современных развитых странах.
Быстрое изменение внешних условий жизни, мощнейшее информационное давление, особенно благодаря бурному развитию интернет-технологий, интенсивный информационный обмен в соцсетях, усиливающаяся конкуренция на рынке труда, связанная с развитием новых технологий- все это элементы стрессового давления на неокрепшую психику молодежи.
При этом, внешне, поначалу никаких особых проблем не видно. До поры до времени гормональная система справляется с нагрузками, но, когда в силу каких-либо внешних или личных причин, а чаще из-за комбинации того и другого начинаются гормональные сбои, ситуация быстро выходит из-под контроля.
Как это проявляется? Например, еще вчера абсолютно здоровый, крепкий, энергичный молодой человек, вдруг подвергается атаке самых разнообразных болезней. От обычных простудных, до различных заболеваний пищеварительной, мочеполовой системы, всевозможных воспалений слизистых оболочек, ревматологии, ухудшения зрения, расстройств нервной системы и т. д и т.п. При этом профильные специалисты, добросовестно выписывая лекарства и различные схемы лечения, не могут окончательно справиться с заболеваниями и в медицинской карте человека, который находится в самом расцвете молодости, начинают множится разнообразные «хронические» диагнозы. Дальше – один шаг до депрессии и, как следствие, стремительное нарастание проблем во всех остальных областях жизни молодого человека: потеря интереса к учебе и работе, разрыв связей с близкими и друзьями, потеря целей и смысла в жизни. Те, кто столкнулся с этой бедой, не понаслышке знают к каким трагедиям она может привести и как мучительно трудно от нее избавиться.
Все это реакция неподготовленного организма на длительные или острые стрессовые воздействия. При этом следует иметь в виду, что стрессом для гормональной системы являются как классические факторы: интенсивные учебные нагрузки, работа параллельно с учебой, ночные бдения за компьютером или в соцсетях; так и факторы, которые обычно стрессовыми не считаются, типа интенсивных занятий в тренажерном зале, самодеятельных диет, переживаний личного или интимного характера. Для гормональной системы организма все эти факторы не компенсируют друг друга, а суммируются и усиливают свое воздействие. В результате, при постоянном превышении порога устойчивости, в человеческом организме срабатывает механизм защиты, и гормональная система уходит в состояние физиологической реакции на опасность. С этого момента организм реагирует на малейшее изменение бактериального статуса, присутствие вирусов в непатогенных количествах, изменение внешней температуры, давления, режима питания, микроскопические повреждения кожи и слизистых оболочек, незначительную нервную нагрузку – неадекватными иммунными реакциями и воспалениями в практически любых органах и системах организма. Подчеркну: речь идет о такой реакции организма на совершенно естественные для обычного здорового человека ситуации, которые в норме организм компенсирует и балансирует безо всяких воспалений совершенно незаметно для человека.
Вы спросите: «А при чем здесь школьная физкультура?».
Дело в том, что избежать все возрастающих стрессовых воздействий в современной жизни, к сожалению, нереально. Единственный выход, это подготовить организм к этим воздействиям заранее. И чем раньше, тем лучше. И школьная физкультура — это одни из первых и необходимых шагов на этом пути.
Теперь подумайте, когда вы «освобождаете» своего ребенка от физкультуры без действительно серьезных оснований, это ваша забота о его здоровье и благополучии или скорее безразличие?
И какими проблемами для него и для вас это безразличие может обернуться в будущем?
Учитель физической культуры: Князева Ольга Григорьевна
ГБОУ Школа №1516, г.Москва.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Физкультура в школе. Польза физкультуры.
Предметов в школе много, какие-то любимые, какие-то нет, и среди них есть физкультура. Пересудов по поводу него много было и есть до сих пор, так как кто-то считает, что это предмет нужный, а кто-то н...
Бинарный урок по физкультуре и английскому языку "Мой любимый урок - физкультура!"
технологическая карта интегрированного урока по физической культуре и английскому языку в коррекционной школе...
Презентация к уроку физкультуры "Использование компьютерных технологий на уроках физкультуры"
Презентация предназначена , в первую очередь, для учителей физической культуры, она раскрывает необходимость применения современных технологий при изучение предмета. Урок проводиться в режиме онлайн ,...
Физкультура в школе. Польза физкультуры.
Физкультура в школе. Польза физкультуры. Предметов в школе много, какие-то любимые, какие-то нет, и среди них есть физкультура. Так как кто-то считает, ч...
Методическая разработка по физкультуре (6 класс) по теме: Интеллектуально – познавательная игра к дню здоровья «Физкультура и спорт к здоровью путь!»
Игра, для развития интеллектуально-познавательной деятельности учащихся...
Урок физкультуры XXI века (гаджеты на уроках физкультуры)
Про образовательные технологии чаще всего говорят в контексте математики и естественнонаучных дисциплин. Реже — к приложениям, интернету и гаджетам прибегают для препода...
Статья "Роль лечебной физкультуры в специальной (коррекционной) школе для обучающихся с ОВЗ" Миняев В.Н., учитель физкультуры
Статья "Роль лечебной физкультуры в специальной (коррекционной) школе для обучающихся с ОВЗ" поясняет, что одним из первостепенных...