Содержание физической подготовки детей младшего школьного возраста при занятиях тхэквондо ВТФ
статья по физкультуре на тему

Физическая подготовка необходима спортсмену любого возраста, квалификации и вида спорта. Однако каждый вид спорта предъявляет свои специфические требования к физической подготовленности спортсменов – уровню развития отдельных качеств, функциональным возможностям и телосложению. Поэтому имеются определенные различия в содержании и методике физической подготовки в том или ином виде спорта, у спортсменов различного возраста и квалификации.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

В своих работах Курамшин Ю.Ф.(2004) утверждает, что физическая подготовка спортсмена направлена на укрепление и сохранение здоровья, формирование телосложения спортсмена, повышение функциональных возможностей организма, развитие физических способностей – силовых, скоростных, координационных, выносливости и гибкости.

Современный спорт предъявляет высокие требования к физической подготовленности спортсменов. Это объясняется следующими факторами:

 - рост спортивных достижений всегда требует нового уровня развития физических способностей спортсмена;

- высокий уровень физической подготовленности – одно из важных условий для повышения тренировочных и соревновательных нагрузок.

Физическая подготовка необходима спортсмену любого возраста, квалификации и вида спорта. Однако каждый вид спорта предъявляет свои специфические требования к физической подготовленности спортсменов – уровню развития отдельных качеств, функциональным возможностям и телосложению. Поэтому имеются определенные различия в содержании и методике физической подготовки в том или ином виде спорта, у спортсменов различного возраста и квалификации.

Различают общую физическую подготовку (ОФП) и специальную физическую подготовку (СФП).

ОФП представляет собой процесс всестороннего развития физических способностей, не специфичных для избранного вида спорта, но так или иначе обуславливающих успех спортивной деятельности.

Задачи ОФП:

  1. Повышение и поддержание общего уровня функциональных возможностей организма.
  2. Развитие всех основных физических качеств – силы, быстроты, выносливости, ловкости и гибкости.
  3. Устранение недостатков в физическом развитии.

Средствами ОФП являются упражнения из своего и других видов спорта. Значительное место отводится также упражнениям на развитие ловкости и гибкости. Меньший удельный вес имеют упражнения на развитие общей выносливости.

СФП направлена на развитие физических способностей, отвечающих специфике избранного вида спорта. При этом она ориентирована на максимально возможную степень их развития.

Задачи СФП:

  1. Развитие физических способностей, необходимых для данного вида спорта.
  2. Повышение функциональных возможностей органов и систем, определяющих достижения в избранном виде спорта.
  3. Воспитание способностей проявлять имеющийся функциональный потенциал в специфических условиях соревновательной деятельности.
  4. Формировать телосложение спортсменов с учетом требований конкретной спортивной  дисциплины.

Основными средствами СФП спортсмена являются соревновательные и специально-подготовительные упражнения.

Соотношение средств ОФП и СФП в тренировке спортсмена зависит от решаемых задач, возраста, квалификации и индивидуальных особенностей спортсмена, вида спорта, этапов и периодов тренировочного процесса и др.

В процессе многолетней тренировки спортсмена соотношение средств ОФП и СФП меняется: с ростом квалификации спортсмена увеличивается удельный вес средств СФП и соответственно уменьшается объем средств ОФП. При проведении тренировочных занятий с детьми младшего школьного возраста на начальном этапе подготовки большее внимание уделяется общей физической подготовке, т.е. развитию всех основных физических качеств – силы, быстроты, выносливости, ловкости и гибкости.

По утверждению С.Е.Бакулева и М.В.Назаренко (2005) важнейшей задачей в процессе подготовки единоборцев является обеспечение оптимального развития физических качеств, присущих человеку. Под физическими качествами понимают врожденные (генетически унаследованные) морфофункциональные качества, благодаря которым физическ覿я активность человека получает свое полное проявление в  целесообразной двигательной деятельности, отмечал в своих трудах Л.П.Матвеев (1991).

Курамшин Ю.Ф.  (2004) еще раз обращает наше внимание, что физические качества человека, как некоторые характеристики его двигательных возможностей следует рассматривать применительно к тем или иным формам проявления физических способностей, т.е. о них можно судить на основе уже реализованных способностей.

Человек обладает разнообразными способностями, которые качественно отличаются друг от друга даже при наличии какого-нибудь сходства между ними. Именно это качественное своеобразие различных физических способностей свидетельствует о его физических качествах. В быту, физическом воспитании и спорте качественные характеристики способностей человека нашли свое отражение в таких выражениях, как «сильный», «быстрый», «выносливый», «ловкий», «гибкий».

По существу, физические качества являются выражением достигнутого уровня отдельных физических способностей, их определенности, своеобразия, значимости. Таким образом, физические качества органически связаны с физическими способностями человека и определяются особенностями их проявления в различных движениях

К основным физическим качествам принято относить мышечную силу, гибкость, ловкость, быстроту, выносливость. Физические качества являются основой двигательных способностей человека.

Формой проявления двигательных способностей являются двигательные умения и навыки. К двигательным способностям относят силовые, скоростные, скоростно-силовые, двигательно-координационные способности, общую и специфическую выносливость.

Движения  в  тхэквондо  относятся  к  так  называемым  нестандартным  или  ситуационным  движениям. Для  этих  движений  характерны:

- переменная  мощность  работы (от  максимальной  до  умеренной  или полной  остановки спортсмена), сопряжённая  с  постоянными  изменениями структуры  двигательных  действий  и  направления  движений;

- изменчивость  ситуации, сочетаемая  с  дефицитом  времени.

Нестандартные  упражнения  в  тхэквондо  характеризуются  ациклической  или  смешанной (циклической  и  ациклической)  структурой  движений, преобладанием динамической  скоростно-силовой  работы, высокой  эмоциональностью. Развитие  силы  и  скоростно-силовых  способностей  помогает  осуществлению  точных  и  резких  ударов. Требуется  также  хорошая  гибкость (при  выполнении ударов  ногами  с  высокой  амплитудой)  и  выносливость. Всё  вышеперечисленное  предъявляет  высокие  требования  к  общей  и  специальной  физической  подготовке  спортсменов-тхэквондистов.

 Физическая подготовка тхэквондиста является основным фактором, обеспечивающим качество технической, тактической и психологической подготовленности, уровень развития всех остальных компонентов мастерства.

Физическая подготовка неразрывно связана с повышением общего уровня функциональных возможностей организма, разносторонним физическим развитием, укреплением здоровья.

Уровень физической подготовки определяет способность тхэквондиста адаптироваться к высоким нагрузкам, способствует восстановлению в наиболее короткий срок спортивной формы, стабильному сохранению тренированности, сокращению восстановительного периода при выполнении отдельных упражнений во время тренировочных занятий и при тренировках в целом.

Общая физическая подготовка тхэквондиста направлена на разностороннее развитие его физических способностей. Она способствует повышению уровню функциональных возможностей организма, развитию выносливости, силовых и скоростно-силовых качеств, координационной способности и др.

Общеразвивающие упражнения можно разделить на упражнения косвенного и прямого влияния.

Упражнения косвенного влияния содействуют развитию таких общих качеств как гибкость, ловкость, сила, быстрота, т.е. подготавливают спортсмена к специальной тренировке (плавание, игры, бег на дальние дистанции и др.).

Физические упражнения прямого влияния должны по координации и характеру соответствовать движениям и действиям в тхэквондо (маховые движения ногами, прыжки, бег на короткие и средние дистанции в переменном темпе и с интервалами отдыха, упражнения с набивными и теннисными мячами и др.)

Специальная физическая подготовка направлена на развитие физических качеств, необходимых в определенном виде спорта,  в данном случае в тхэквондо. Это упражнения в координации движений при ударах и защитах, в передвижении, игровые упражнения, бой с тенью, упражнения со специальными снарядами (мешок, груша, лапа и др.), и специальные упражнения с партнером, отмечает А.Л. Иванов (1994).



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья: Развитие физических данных детей младшего школьного возраста на занятиях хореографии средствами партерной гимнастики

В предлагаемой статье рассматривается система занятий партерной гимнастикой, ориентированная на детей младшего школьного возраста (7-10 лет), занимающихся танцами. Занятия партерной гимнастикой предн...

ВЛИЯНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ ЛЕЧЕБНЫМ ПЛАВАНИЕМ НА ФУНКЦИОНАЛЬНУЮ И ФИЗИЧЕСКУЮ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ ОСАНКИ

Основной целью является желание показать, что, используя в активной форме средства физической культуры, можно значительно повысить эффективность реабилитационных мероприятий с детьми, имеющими нарушен...

Развитие физических качеств детей младшего школьного возраста через игру.

Подливалова А.Е. учитель высшей категории МБОУ лицей №3 г. Сургута. Статья "Развитие физических качеств детей младшего школьного возраста через игру". "В игре формируются все стороны души человеч...

Развитие природных физических данных детей младшего школьного возраста на занятиях хореографии средствами партерной гимнастики

Развитие природных физических данных детей младшего школьного возраста на занятиях хореографии средствами партерной гимнастики...

«Подвижные игры как средство физического воспитания при обучении лыжной подготовке детей младшего школьного возраста»

 На современном этапе, в связи с внедрением в общеобразовательной школе новых стандартов образования (ФГОС), наиболее важным компонентом всей системы реконструкции физического воспитания в школе долже...

Методика развития физических качеств детей младшего школьного возраста на занятиях ритмической гимнастики

Методика развития физических качеств детей младшего школьного возраста на занятиях ритмической гимнастики в системе дополнительного образования....

Привлечение детей младшего школьного возраста к занятиям лыжной подготовки (наброски)

В современном мире активный образ жизни и здоровый образ мышления становятся все более важными для детей. Из ранних лет необходимо внушать им любовь к спорту и физической активности, чтобы они могли п...