Здоровьесберегающая технология на основе гимнастических упражнений.
статья по физкультуре на тему
Экспериментальная работа с детьми 7-9 лет, учитывающая подготовительную и специальную физкультурные группы, а не только основную.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 48.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Здоровьесберегающая технология
на основе гимнастических упражнений.
Когда я открыла секцию черлидинга, то смогла осознать несколько аспектов. Во-первых, разительно отличается отношение детей различного возраста к урокам физической культуры и к дополнительным спортивным занятиям. Значит и ко мне как к учителю и тренеру.
Во-вторых, это то, что черлидинг привлек немалое количество учащихся, лишь потому, что это нововведение пришло к нам из Европы и США. Модные направления в спорте увлекает и нашу молодежь. И понятно стремление ребят не только перенять, но и превзойти в мастерстве. И я подумала, почему бы мне не сыграть на этом?
Два мотива движет модой. Первый - подражание с целью перенять опыт или хороший вкус, второй - страх оказаться вне общества или быть высмеянным (боязнь изоляции). И я могу сыграть на обоих. Как человек, имеющий воздействие на учащихся, я могу повлиять на их восприятие и отношение к чему-либо. Я могу подарить им стимул работать над собой по средствам современных тенденций. И вы не поверите, я удивилась и сама, когда ученики различных классов стали приходить в спортивный зал на переменах, чтобы успеть несколько минут размяться или, что еще лучше потянуться! То, что раньше, они считали зазорным – вдруг превратилось в моду!
Девочкам-подросткам естественно стремление к красоте. Их неуверенность в себе поддается коррекции. В начале учебного года на занятия черлидингом ко мне пришли девочки, чтобы понять значение слова «черлидинг», а после первого месяца занятий группа увеличилась. Появилось желание приходить в спортивный зал заниматься-работать. Девочки стали увереннее в себе, осознали, что они сами могут сделать себя красивыми.
Подобное поведение школьников и мой новый энтузиазм, заставили меня, также, обратить внимание на учеников, которые ограничены в своих спортивных возможностях по наставлению врача. Ибо, не смотря на новейшие технологии 21 века, усовершенствованные знания в области оздоровления, мы видим лишь снижение численности школьников I физкультурной группы. Но учитывая, что лишь в нашей школе сдери второклассников (а я буду говорить именно о них, потому что именно с них я начала разработку своей технологии) около 30% учеников не относятся к основной группе здоровья.
Следовательно, актуальным становится вопрос о совместной, и что немало важно, продуктивной работе.
Ученики, относящиеся к подготовительной и специальной группам здоровья вынуждены посещать урок физкультуры при условии исключения некоторых видов физических упражнений, а зачастую работать по особым программам со сниженными нормативами, или посещать уроки лишь с особого разрешения врача, или заниматься на основе ЛФК. Поэтому, крайне важно, иметь комплекс упражнений, который, в первую очередь, будет следовать главному принципу «не навреди!», а также оптимизировать функциональное состояние учащихся, всех групп здоровья без исключения.
Проанализировав и обобщив данные специальной литературы, можно прийти к выводу, что, разумеется, именно, гимнастические упражнения, являются наилучшим средством, соответствующим выше поставленным требованиям, так как, именно на их основе строится нынешняя ЛФК, и они обладают отличной вариативностью.
Далее, для разработки данной технологии, нужно было учесть рекомендации медицинского работника по поводу состояния детей не основной группы здоровья. Благодаря чему мы выявили 5 основных блоков (чаще всего встречающихся), на которые нужно опираться при составление гимнастического комплекса:
- Плоскостопие.
- Нарушение осанки (различные виды заболеваний позвоночного столба).
- Ожирение.
- Заболевания дыхательных путей.
- Заболевания ЖКТ.
Основываясь на распространенные заболевания, следует применять в нашем комплексе следующее:
- Взятые по средствам ЛФК упражнения для свода стопы и всех отделов позвоночного столба.
- Аккуратно применять упражнения аэробного типа, исключить большие нагрузки на выносливость и скоростно-силовые способности.
- Исключить большие нагрузки на мышцы брюшного пресса.
Важно также понимать, что данный комплекс должен быть прост, удобен и сподручен на любом уроке физкультуры в независимости от школьной программы (легкая атлетика, гимнастика или подвижные игры и пр.) или на любом внеурочном занятии, или занятии дополнительного образования. Чтобы его можно было применять с целью:
- Повышения функционального состояния занимающихся;
- Приучения к внимательному и сознательному выполнению индивидуальных действий, от которых зависит общий результат;
- Включения в работу кардиореспираторной и дыхательной систем;
- Развития подвижности позвоночного столба, голеностопных, коленных, тазобедренных, плечевых, локтевых и лучезапястных суставов.
Для удобства при применении здоровьесберегающей технологии можно использовать любые гимнастические маты или коврики. Например, очень удобны коврики-татами «Ласточкин хвост».
Хочу, также обратить внимание на то, что в октябре и феврале этого учебного года, ученики проходили схожее анкетирование, в связи с чем, я смогла убедиться, что не только я наблюдаю прогресс, но и сами занимающиеся. Повысилась, как удовлетворенность уроками ФК и дополнительными спортивными занятиями, так и общее улучшение физического состояния. Продолжительность состояния активности и отсутствие признаков апатии, флегматичности тоже четко обозначились в опросе.
При правильном использовании технологии ее можно проводить в любой части урока или занятия. Она может помочь занимающимся, как включиться в работу (привести организм в оптимальное состояние для физической нагрузки), так и подготовить организм к завершению физической активности, но в любом случае она окажет благоприятный эффект.
Здоровьесберегающая технология удобна и доступна для учеников не только первой физкультурной группы. Для учеников средней и старшей школы используется поточный метод. Для учеников с первого по третий класс она сопровождается стихотворением, которое поможет занимающимся запомнить правильную последовательность выполнения упражнений, а также сделает урок/занятие интересней:
«Раз, два: носочки на себя.
Три, четыре: ножки шире.
Пять, шесть: нужно очень низко лечь.
Семь, восемь: счётов десять - близко к носу
(Счет от 10 до 1 и смена упражнения)
Раз, два: ноги-крылья.
Три, четыре: машем сильно.
Пять, шесть: снова очень низко лечь.
Семь, восемь: счет, погромче, произносим.
(Счет от 10 до 1 и смена упражнения)
Раз, два: ногу на ногу клади.
Три, четыре: руки сзади соедини.
Пять, шесть: чуть вперёд, слегка, насесть.
Семь, восемь: руки выше мы заносим.
(Счет от 10 до 1 и смена упражнения)
Раз, два: ножки шире от себя.
Три, четыре: ножку взяли на себя.
Пять, шесть: корпус скручиваем здесь.
Семь, восемь: чтобы твой носок исчез.
(Счет от 10 до 1 и смена упражнения)
Раз, два: колени вместе, под себя.
Три, четыре: встали, ножки чуть пошире.
Пять, шесть: руки на пояс - вот здесь.
Семь, восемь: таз сильней вперёд заносим.
(Счет от 10 до 1)»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация « Методика обучения гимнастическим упражнениям с предметами на основе использование информационных технологий на уроках физической культуры»
Одной из задач, в решении данной проблемы, является разработка новой методики обучения, основанной на использовании когнитивных, перцептивных и двигательных возможностей обучаемых. Причем, такой метод...
Реферат «Методика обучения гимнастическим упражнениям с предметами на основе использование ИКТ на уроках физической культуры»
Актуальность проблемы и темы исследования. Федеральная целевая программа «Электронная Россия (2002 - 2010)» определяет задачи одного из направлений, требующего активной модернизации при создании едино...
Здоровьесберегающие технологии, как основа организации учебного процесса в общеобразовательной школе с углубленным изучением предметов музыкального цикла.
В статье предложены пути и методы сохранения физических, психологических и эмоциональных ресурсов учащихсяв общеобразовательной школе с углубленным изучение...
Реализация здоровьесберегающих технологий на основе УМК по английскому языку
Учебно-методический комплекс (УМК) дисциплины — стандартное название для совокупности учебно-методической документации, средств обучения и контроля, разрабатываемых в высшей школе Российской Феде...
Здоровьесберегающие технологии на основе личностно-ориентированного подхода в ИСТ
Здоровье человека – актуальная тема для разговора на все времена. Как воспитание нравственности и патриотизма, так и воспитание уважительного отношения к своему здоровью необходимо начинать с са...
Общие основы техники упражнений на гимнастических снарядах.
Общие основы техники упражнений на гимнастических снарядах....
Здоровьесберегающие технологии. Оздоровительная направленность легкоатлетических упражнений.
Методическая разработка...