Статья: ЗАНЯТИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В СОСТОЯНИИ ЗДОРОВЬЯ.
статья по физкультуре
Задачи, медицинский контроль, медицинские противопоказания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 28.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Учитель физической культуры
Карпова Елена Сергеевна
Статья:
ЗАНЯТИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В СОСТОЯНИИ ЗДОРОВЬЯ.
Предметом обучения физической культуре в школе является двигательная деятельность человека с общеразвивающей направленностью. В процессе овладения этой деятельностью укрепляется здоровье, совершенствуются физические качества, осваиваются определенные двигательные действия, активно развиваются мышление, творчество и самостоятельность.
Изучение предмета «Физическая культура» должно обеспечить физическое, эмоциональное, интеллектуальное и социальное развитие личности обучающихся с учётом исторической, общекультурной и ценностной составляющей предметной области. Также физическая культура обеспечивает развитие двигательной активности обучающихся, достижение положительной динамики в развитии основных физических качеств и показателях физической подготовленности, формирование потребности в систематическом участии в физкультурно-спортивных и оздоровительных мероприятиях.
Основными задачами для детей с отклонениями в состоянии здоровья:
- - укрепление здоровья школьников посредством развития физических качеств и повышения функциональных возможностей жизнеобеспечивающих систем организма;
- - совершенствование жизненно важных навыков и умений посредством обучения подвижным играм, физическим упражнениям и техническим действиям из базовых видов спорта;
- - формирование общих представлений о физической культуре, её значении в жизни человека, роли в укреплении здоровья, физическом развитии и физической подготовленности;
- - развитие интереса к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, подвижным играм, формам активного отдыха и досуга;
- - обучение простейшим способам контроля за физической нагрузкой, отдельными показателями физического развития и физической подготовленности.
- - развитие интереса к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, подвижным играм, формам активного отдыха и досуга.
- - укрепление здоровья;
- - повышение функциональных возможностей и резистентности организма;
- - постепенная адаптация организма к физическим нагрузкам;
- - овладение комплексами упражнений, благотворно влияющих на состояние здоровья обучающегося с учетом заболеваний;
- - развитие физических качеств и освоение жизненно важных двигательных умений и навыков;
- - контроль дыхания при выполнении физических упражнений;
- - обучение способам контроля за физической нагрузкой;
- - формирование волевых качеств личности и интереса к регулярным занятиям физической культурой;
- - формирование у обучающихся культуры здоровья.
Медицинский контроль за организацией занятий физической культуры обучающихся с отклонениями в состоянии здоровья.
- Медицинские группы обучающихся для занятий физической культурой.
Для занятий физической культурой обучающиеся распределяются на 4 медицинские группы: основная, подготовительная, специальная «А» (оздоровительная) и специальная «Б» (реабилитационная).
В школе учитываются три группы здоровья:
- Основная
- Подготовительная
- Освобожденные (специальная медицинская группа)
К основной медицинской группе для занятий физической культурой относят обучающихся:
- без отклонений или с незначительными отклонениями в состоянии здоровья.
К подготовительной медицинской группе для занятий физической культурой относят обучающихся:
-без отклонений или с незначительными отклонениями в состоянии здоровья;
-часто болеющих (3 и более раз в год);
К специальной медицинской группе для занятий физической культурой относят обучающихся:
- с выраженными отклонениями в состоянии здоровья
2. Медицинские противопоказания к выполнению физических упражнений.
2.1 Допуск обучающихся к занятиям физической культурой.
Перед началом занятия физической культурой преподавателю следует проконтролировать самочувствие обучающихся.
Не разрешается допускать к занятиям физической культурой обучающихся при:
- наличии жалоб на боли различной локализации, головокружение, тошноту, слабость, сердцебиение;
- остром периоде заболевания (повышение температуры тела, озноб, катаральные явления и др.);
- травматическом повреждении органов и тканей организма (острый период): ушиб, рана, растяжение, гематома и др.;
- опасности кровотечения (носовое кровотечение в день занятия, состояние после удаления зуба, менструальный период);
- выраженном нарушении носового дыхания;
Приведенные выше противопоказания относятся к обучающимся всех медицинских групп для занятий физической культурой и чаще всего носят временный характер.
2.2 Противопоказания и ограничения к выполнению физических упражнений.
При проведении занятий физической культурой преподавателю следует обращать особое внимание и проявлять повышенную осторожность при использовании физических упражнений, потенциально опасных и вредных для здоровья детей.
При наличии заболевания следует строго дозировать физическую нагрузку и исключить физические упражнения, противопоказанные к их выполнению по состоянию здоровья .
С учетом выше изложенного в нашей школе ведётся строжайший контроль за состоянием здоровья обучающихся. В начале нового учебного года формируются списки по группам здоровья на основе принесенных справок, осмотров специалистов, выписки из медучреждений.
А также составляется список детей с подготовительной группой здоровья, в которой указываются ограничения по выполнению различных видов упражнений.
Благодаря этому учителя физкультуры могут соблюдать и осуществлять контроль за состоянием обучающихся, а также за уровнем нагрузки и ограничениями в выполнении различных упражнений у учеников подготовительной группы здоровья на уроках физкультуры.
В начале учебного года в каждом классе на уроках физкультуры учитель сообщает обучающимся об их группах здоровья, а также об ограничениях в выполнении некоторых упражнений. Тем самым приучает детей следить за своим здоровьем и самостоятельно контролировать выполнения упражнений. А также в детях воспитывается ответственность не только за своё здоровье, но и за здоровье своих одноклассников. Они контролируют и напоминают им, если те забывают об этом.
3. Универсальная учебная деятельность
Немного хочу остановиться на Универсальной учебной деятельности и о внедрении её в нашей школе на примере уроков физкультуры.
При этом существует четыре базовых группы универсальных учебных действий:
- Личностные. Помогает учащемуся познать себя и разобраться в своей собственной личности. Способствует формированию нравственной и этической оценке.
Обучение самостоятельности, уверенности в своих силах и возможностях, саморегуляция:
- Проведение самостоятельно разминки;
- Выявления нескольких лидеров, которые могут организовать класс, которые правильно показывают упражнения;
- Могут следить за дисциплиной.
- Познавательные. Сводятся к возможности воспринимать информацию, обрабатывать ее и на основе полученных данных делать новый вывод.
Познавательные УУД (общие учебные умения, постановка и решение практических задач, логические…)
- Правильность и последовательность выполнения упражнений;
- Для освобождённых д/з (в библиотеке учебники, привлечение родителей к помощи в написании докладов, рефератов, составление индивидуальной тренировки) по этим результатам происходит оценивание освобожденных;
- Узнать в медкабинете ограничения в выполнении упражнений.
- Коммуникативные. Под этим умным словом кроется способность учащегося взаимодействовать с другими людьми, учителями и одноклассниками. Школа это один из важнейших этапов социального развития человека, проблемы в этом периоде могут преследовать долгие годы, уже по завершению обучения.
Коммуникативные УУД (планирование учебного сотрудничества, согласование действий с партнером, построение речевых высказываний, работа с информацией …)
- Найти партнёра для игры
- Собрать команду
- Обсудить в какую игру будет играть класс
- Привлечь одноклассников к игре
- Обсудить оценки за урок и разминку
- Регулятивные. Способность составлять план и изменять его, под воздействием новых факторов (включающий также действия саморегуляции)
Регулятивные УУД (целеполагание, планирование, самоконтроль, самооценка …)
- Саморегуляция или самоконтроль: подготовительная группа следит за дозировкой упражнений, за нагрузкой, за возможностью выполнять различные упражнения;
- Учащиеся знают/ что в конце урока игра, поэтому следят за своим поведение, выполнением упражнения, они регулируют свою нагрузку и понимают, если плохо занимались, баловались, то игру в конце урока будет выбирать учитель, а не сами дети.
Хочется отметить, что на уроках физкультуры благодаря индивидуальному подходу, в том числе и Универсальной деятельности, дети раскрываются с разных сторон, получают уверенность/ уважение, а иногда и спортивную зависть, а это способствует их дальнейшему самосовершенствованию.
Обучающиеся могут самостоятельно выбирать в заключительной части урока тот вид деятельности, что им нравится и чем они хотят заняться на конкретном уроке. На выбор предлагается возможные варианты игр: (шашки, шахматы, настольный теннис, бадминтон, волейбол в кругу, футбол, баскетбол).
Уроки физкультуры в нашей школе является основным видом деятельности для детей с отклонениями в здоровье. Т.к. физические упражнения помогают детям снять напряжение после умственных нагрузок, и давать возможность подготовиться к дальнейшим занятиям. Благодаря тому, что мы внедряем во все классы ууд, это нам позволяет корректировать нагрузку и варьировать деятельность на уроке, исходя из общего состояние детей.
Для общей наглядности и в помощь учителю физкультуры приведу таблицу:
Внешние признаки утомления обучающихся в процессе занятий
физической культурой
Наблюдаемые признаки | Степень выраженности утомления | |
Небольшая | Средняя | |
Окраска кожи лица, шеи | небольшое покраснение лица | значительное покраснение лица |
Потливость | незначительная | выраженная потливость лица |
Характер дыхания | несколько учащенное, ровное | резко учащенное |
Характер движений | бодрые, задания выполняются четко | неуверенные, нечеткие, появляются дополнительные движения. У некоторых детей отмечается возбуждение, у других – заторможенность. |
Самочувствие | хорошее, жалоб нет | жалобы на усталость, отказ от дальнейшего выполнения заданий |
Мимика | спокойное выражение лица | напряженное выражение лица |
Внимание | четкое, безошибочное выполнение указаний | рассеянное, задания выполняются неточно |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Организация учебного процесса по физической культуре с учащимися, имеющими отклонения в состоянии здоровья (подготовительная и специальная медицинская группа)»
Тысячи лет человечество искало чудесный эликсир жизни, отправляя сказочных героев в далекие путешествия за тридевять земель. А он оказался гораздо ближе это физическая культура, дающая людям здоровье,...
МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ ЗА ОРГАНИЗАЦИЕЙ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В СОСТОЯНИИ ЗДОРОВЬЯ
Методические рекомендации...
методические рекомендации занятий физической культурой обучающихся с отклонениями в состоянии здоровья"
О методических рекомендациях "Медико-педагогический контроль за организацией занятий физической культурой обучающихся с отклонениями в состоянии здоровья"...
Медико-педагогический контроль за организацией занятий физической культурой обучающихся с отклонениями в состоянии здоровья
В целях совершенствования физического воспитания обучающихся общеобразовательных учреждений, имеющих проблемы в состоянии здоровья, их приобщения к регулярным занятиям физической культурой Министерств...
Презентация "Медико-педагогический контроль за организацией занятий физической культурой с обучающихся с отклонениями в состоянии здоровья"
Методические рекомендации по организации занятий физической культурой с обучающимися с отклонениями в состоянии здоровья...
Методико-педагогический контроль за организацией занятий физической культурой обучающихся с отклонениями в состоянии здоровья
Методико-педагогический контроль за организацией занятий физической культурой обучающихся с отклонениями в состоянии здоровья...
МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ ЗА ОРГАНИЗАЦИЕЙ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В СОСТОЯНИИ ЗДОРОВЬЯ
МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ ЗА ОРГАНИЗАЦИЕЙ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В СОСТОЯНИИ ЗДОРОВЬЯ...