МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ЗАЩИТНЫМ ДЕЙСТВИЯМ БАСКЕТБОЛИСТОВ 16-18 ЛЕТ
статья по физкультуре (11 класс) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodika_obucheniya_zashchitnym_deystviyam_basketbolistov_16-18_let.docx | 32.49 КБ |
Предварительный просмотр:
В.М. Левашев, А.В. Федоряченко;
Магистрант 2-го года обучения ГОУ ВОМО
Московский государственный областной университет
МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ЗАЩИТНЫМ ДЕЙСТВИЯМ БАСКЕТБОЛИСТОВ 16-18 ЛЕТ
В настоящее время баскетбол получает все большее распространение во многих городах нашей страны. Однако систематическая учебно-тренировочная работа проводится пока только в детско-юношеских спортивных школах, в которые отбирают наиболее одаренных детей. К сожалению, в общеобразовательных школах баскетбол еще не получил должного развития.
В настоящее время становится очевидной проблема содержания методики физической и технико-тактической подготовки юных баскетболистов. Тактика баскетбола выдвигает все более сложные проблемы перед спортивной педагогикой. Одна из важнейших – повышение уровня эффективности защитных действий команд.
Тактика баскетбола выдвигает все более сложные проблемы перед спортивной педагогикой. Большинство российских специалистов сходятся во мнении, что главная проблема современного российского баскетбола – это низкий уровень действий спортсменов в защите, который является болезнью советского, а теперь уже и российского баскетбола. Если тренер не будет знать современные тенденции и учитывать их в своей работе, то не сможет научить и поставить своим подопечным успешную игру в защите.
Недостаточность изучения вопросов совершенствования технико-тактических действий в защите у квалифицированных баскетболистов в условиях учебно-тренировочного процесса видится в необходимости определения возможного спектра типологических особенностей, влияющих на формирование данных способностей.
По мнению Д.И. Нестеровского (2007) обучение защите требует от тренера знания психологии в большей мере, чем обучение нападению. Обозначенная точка зрения свидетельствует о необходимости изучения личностных качеств игроков прежде, чем применять какие-либо методические приемы, направленные на овладение техникой или тактикой индивидуальной защиты. В свете вышеизложенной проблемы разработка методики, позволяющей расширить научно-методические возможности индивидуального подхода в обучении защитным действиям с учетом личностных качеств баскетболистов 16-18 лет (старшие школьники), является актуальной.
Под тактикой игры в защите понимается выбор позиции, целесообразнее использование технико-тактических приемов и способов взаимодействия с партнерами в защите. Тактические действия в защите можно условно разделить на фазы:
1. Восприятие игровой ситуации. Эта фаза имеет решающее значение, т.к. если защитник неправильно понимает ситуацию, т.е. не сумел в ней правильно разобраться, то все последующие действия обречены на провал.
2. Мысленное решение игровой ситуации. Как и любую игровую тактическую задачу, защитник решает сначала мысленно и только потом начинает перемещаться. Чем выше игровой и соревновательный опыт, тем меньше трудностей возникает у защитника с поиском решения в различных игровых ситуациях, и, естественно, быстрее он находит нужное правильное решение. При этом следует учитывать, что в защите ему приходится разгадывать замысел соперника.
3. Собственно двигательное решение тактической задачи. Быстрота двигательного решения определяется совокупностью быстроты оперативного игрового мышления и собственно уровня технической подготовленности и уровня развития физических способностей.
Тактические задачи в ходе игр решаются с помощью соответствующих средств ведения игры. Средствами ведения игры являются индивидуальные, групповые и командные действия баскетболистов.
Тактические действия в защите подразделяются, в зависимости от количества участвующих в них игроков, на группы действий: индивидуальные, групповые (2-3 игрока) и командные (4-5 игроков).
В свою очередь, каждая из групп подразделяется, исходя из форм ведения игры, на виды. Индивидуальные действия — на действия против нападающего без мяча и действия против нападающего с мячом, групповые взаимодействия — на групповые действия двух игроков в защите и групповые действия трех игроков и т.д.
Анализ материалов, посвященных наиболее крупным соревнованиям последних лет, дает возможность говорить, что «…защита сейчас вообще один из первых пунктов «повестки дня» российского баскетбола», неумение защищаться- причина «…обилия ошибок ,фолов», низкий уровень защиты «…болезнь не новая для нашего баскетбола .Однако излечивается она очень медленно, и это относится почти ко всем клубам высшей лиги» [1].
Рис.1 . Классификация тактики игры в защите
Рассмотрим содержание методики обучения защитным действиям юных баскетболистов.
Индивидуальные действия:
- Соревнования в защитных передвижениях;
- «Один на один»;
- сохранение защитной стойки во время движения;
- «Один на один с дриблером»;
- «Встреча в лоб».
Групповые действия:
- Подстраховка центровым игроком;
- Переключение при взаимодействии нападающего с игроком задней линии;
- Переключение в игре «два на два»;
- Переключение против трех нападающих.
Командные взаимодействия:
- Плотная личная защита против нападения в расстановке 2-3;
- совершенствование командной личной защиты;
- совершенствование личного прессинга.
В подготовке спортсменов исключительно важную роль играет их теоретическая подготовка. Теоретическая подготовка спортсменов осуществляется на всех этапах спортивной деятельности. На каждом из них используются свои специфические средства и методы подготовки. Программа теоретической подготовки должна быть достаточно широкой и глубокой. Она должна отражать общие понятия системы физического воспитания, перспективы развития спортсмена. В процессе специальной теоретической подготовки спортсменов необходимо дать научные обоснования и анализ техники и тактики в баскетболе. Нужно объяснить методику обучения спортивной технике и пути совершенствования в ней.
Полно раскрыть систему спортивной тренировки и ее общие основы. Само определение индивидуальных особенностей спортсмена, выявление слабых и сильных сторон ведет к совершенствованию его техники. Необходимо учитывать и характерные физические особенности, учет и развитие которых у баскетболиста позволяет достичь высокой эффективности действий в защите. Поэтому теоретически и практические знания, связаны между собой, так как невозможно научить противодействию не зная как совершается действии.
Для обоснования использованной методики обучения защитным действиям юных баскетболистов мы использовали сравнительный анализ теоретической и специальной подготовленности. Для контроля теоретической подготовленности обучающимся был предложен тест о применении защитных действий в определенных ситуациях.
Исходя из полученной информации результатов теоретического опроса были выбраны упражнения для формирования навыков защитных действий юных баскетболистов. У 9 (60%) обучающихся возникли трудности в теоретическом выборе действий защитника в баскетболе.
Сравнив результаты теоретической и специальной подготовленности юных баскетболистов можно сделать выводы о том, что обучающиеся у которых возникали проблемы в теоретическом выборе действий защитника в баскетболе и результаты тестирования специальной подготовленности были не высокого ранга, исключение составляет Кочкин Е, который по результатам теоретического тестирования и тестирования специальной подготовленности занимает лидирующие позиции.
Для проверки гипотезы о эффективности использования зависимости комплексной методики обучения защитным действиям нами было использован коэффициент Спирмена, который определил степень тесноты связи порядковых признаков, которые в этом случае представляют собой ранги сравниваемых величин.
Рассмотрев зависимость теоретической и специальной подготовленности (r=0,68), согласно «Критическим значения коэффициента корреляции Спирмена» мы установили, что для 15 коррелируемых пар граничное значение r составляет 0,56, т.к. в исследованиях вероятность ошибки выбирают на уровне p≤0,05, тогда r=0,68 говорит о том, что эти два показателя взаимосвязаны друг с другом.
Полно раскрыть систему спортивной тренировки и ее общие основы. Само определение индивидуальных особенностей спортсмена, выявление слабых и сильных сторон ведет к совершенствованию его техники. Необходимо учитывать и характерные физические особенности, учет и развитие которых у баскетболиста позволяет достичь высокой эффективности действий в защите.
В любом тренировочном процессе его составляющие находятся в тесной взаимосвязи. Умение изменить один фактор так, что бы получить соответствующие изменение другого делает тренировочный процесс более целенаправленным.
Проведенный анализ полученных данных, позволяет вносить соответствующие коррективы в программу тренировок и, тем самым, повышать их эффективность.
Литература:
1. Бабушкин В.З. Подготовка юных баскетболистов. - Киев, 2005
2. Вуден Д. Современный баскетбол: пер с англ. – М.: физкультура и спорт, 2007. – 256с
3. Гомельский А.Я. Баскетбол: секреты мастерства: 1000 баскетбольных упражнений. - М., 2007
4. Лихачев О.Е. Структура индивидуальных защитных действий баскетболистов как основа рационального построения тренировочного процесса. – Гдоифк им. П.Ф, Лесгафта, 2006
5. Сортел Н. Баскетбол: 100 упражнений советов для юных игроков. – ООО «издательство Арстель», 2012.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обучение защитным действиям в баскетболе
Презентация, пособие, приложение к уроку...
Обучение защитным действиям в баскетболе
Презентация для использования при проведения урока физичкской культуры...
Обучение защитным действиям
Обучение защитным действиям...
Конспект урока по физической культуре. Урок по физической культуре с использованием ИКТ Тема: «Обучение защитным действиям в баскетболе», 10 класс
Представлен опыт обучения защитным действиям в баскетболе, совершенствования зонной защиты и развития « чувства мяча и координационных способностей» ...
Конспект урока "Обучение защитным действиям в баскетболе"
Конспект урока с использованием ИКТ "Обучение защитным действиям в баскетболе", 10 класс...
конспект урока физкультуры по теме: Обучение защитным действиям в баскетболе".
Обучение защитным действиям в баскетболе; Совершенствования зонной защиты. Совершенствования развития « чувства мяча и координационных способностей...