Рабочая программа кружка "Плавание"
рабочая программа по физкультуре (5 класс) на тему
Целью программы является формирование у учащихся здорового образа жизни, положительного отношения к физическим упражнениям и в частности к плаванию, укрепление здоровья и всестороннее физическое развитие.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_plavaniyu.docx | 27.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования и примерной программы по предмету «Физическая культура»
Целью программы является формирование у учащихся здорового образа жизни, положительного отношения к физическим упражнениям и в частности к плаванию, укрепление здоровья и всестороннее физическое развитие.
Реализация этой цели обеспечивается решением следующих задач:
- Выработать у учащихся положительный интерес к упражнениям в воде и овладению жизненно необходимыми навыками плавания.
- Обучить технике основных стилей спортивного плавания – кроль на груди, на спине.
- Укреплять здоровье учащихся, развивать и совершенствовать физические качества.
- Прививать необходимые знания в области гигиены, физической культуры, спортивного и прикладного плавания.
- Воспитывать высокие нравственные качества.
Структура программы.
В содержании курса выделены следующие разделы: «Знания о физической культуре», «Способы физкультурной деятельности», «Физическое совершенствование».
В разделе «Знания о физической культуре» представлены общие понятия о физической культуре и ее составляющей – плавании.
Раздел «Способы физкультурной деятельности» раскрывает способы организации и проведения самостоятельных занятий физической культурой вообще и плаванием в частности; наблюдение за индивидуальным физическим развитием и физической подготовленностью, а также способы организации и проведения игр в воде.
В разделе «Физическое совершенствование» раскрывается физкультурно-оздоровительная и спортивно- оздоровительная деятельность, ориентированная на усвоение учащимися упражнений в воде и овладение способами плавания, а также умение играть в подвижные игры и эстафеты с использованием разученных действий в воде.
В тематическом планировании отражены темы основных разделов программы и даны характеристики видов деятельности учащихся. Эти характеристики ориентируют учителя на результаты педагогического процесса, которые должны быть получены в конце освоения содержания этого учебного курса.
В программе освоения физических упражнений и способов двигательной деятельности сочетается с получением учащимися соответствующих знаний. Среди теоретических знаний, предлагаемых в программе, можно выделить темы по истории плавания, возникновении олимпийского движения, о роли плавания в физическом совершенствовании, правилах личной гигиены, самоконтроле, закаливании и др.
Общая характеристика курса.
Плавание можно по праву отнести к народному виду спорта, потому – что оно тесно связано с бытом, трудом и военной деятельностью. Плавание является важнейшим средством воспитания.
Занятия плаванием наилучшим образом помогают реализовать оздоровительное направление любой программы. Оно является прекрасным средством закаливания и повышения стойкости организма к воздействию низких температур, простудным заболеваниям и другим изменениям внешней среды. Плавание является уникальным физическим упражнением, содействующим физическому развитию, закаливанию, укреплению здоровья. Содействует развитию сердечно-сосудистой и дыхательных систем, что в свою очередь вызывает рост и укрепление опорно-двигательного аппарата ребенка. Плавание спортивными способами гармонично развивает все группы мышц. Систематические занятия развивают и совершенствуют основные двигательные качества: выносливость, силу, быстроту, гибкость, координацию. Упражнения, выполняемые в воде, оказывают успокаивающее воздействие на нервную систему ребенка, повышают эмоциональную устойчивость.
Плавание, при соблюдении ряда правил, довольно безопасное занятие, так как исключает травмы опорно-двигательного аппарата, сотрясения, переломы и другие подобные.
Плавание – незаменимое средство для устранения различного рода нарушений опорно-двигательного аппарата у детей. Особенно всего, что связано с нарушениями осанки и причинами, которые к этому приводят.
Результатами занятий по данной программе является овладение учащимися содержанием курса по плаванию, как базовой составляющей физической культуры, как гармоничного развития, а именно:
- укрепление опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой и дыхательной систем;
- совершенствование деятельности вегетативной и центральной нервной систем;
- развития физических качеств, необходимых для успешного освоения техники плавания кролем на груди и спине;
Базовым результатом образования в области физической культуры в начальной школе является освоение учащимися основ физкультурной деятельности. Кроме того, физическая культура способствует развитию личностных качеств и является средством формирования у школьников компетенций. Эти способности выражаются в метапредметных результатах образовательного процесса и активно проявляются в разнообразных видах деятельности, выходящих за рамки предмета «Физическая культура».
Содержание курса.
1. Знания о физической культуре.
Физическая культура и ее составляющая – плавание. Понятие «физическая культура». Плавание – одна из составляющих физической культуры. Плавание – неотъемлемая часть физической культуры человека. Гигиена плавания и купания. Значение плавания, как средства для укрепления здоровья. Поведение в экстремальных ситуациях на воде. Правила безопасного поведения.
Из истории физической культуры. Из истории возникновения и развития Олимпийских игр и плавания. Виды водного спорта. Основные организации российского спорта. Всероссийская федерация плавания. Олимпийские виды спорта.
Специальные и подготовительные упражнения для освоения с водой. Правильное дыхание при выполнении упражнений в воде. Вспомогательные средства для занятий плаванием.
2. Способы физкультурной деятельности.
Самостоятельные занятия. Составление распорядка дня. Выполнение общеразвивающих физических упражнений в домашних условиях, способствующих развитию основных двигательных качеств. Комплексы общеразвивающих и специальных упражнений пловца (имитации «поплавка»; скольжения, стоя на полу; движения рук и ног при плавании кролем на груди и спине; движения головой при выполнении вдоха, координация движений руками с дыханием при плавании кролем на груди – стоя на месте и в сочетании с ходьбой; стартового прыжка). Подбор упражнений для самостоятельных занятий по плаванию во внеурочное и каникулярное время.
Самостоятельные наблюдения за гармоничным физическим развитием. Самоконтроль за осанкой. Самоконтроль за дыханием при выполнении упражнений в воде. Наблюдение за влиянием упражнений на развитие различных групп мышц.
Самостоятельные игры и развлечения. Организация и проведения игр на воде (как во время занятий, в отведенное для самостоятельных игр время, так и во время летних каникул под наблюдением родителей).
3. Физическое совершенствование.
Физкультурно-оздоровительная деятельность. Общеразвивающие и подготовительные упражнения. Комплекс общеразвивающих и специальных упражнений пловца («поплавок», «Звездочка», «медуза», «стрелочка» и т.п., в том числе в сочетании с дыхательными упражнениями). Упражнение на овладение спортивными стилями плавания. Плавание кролем на спине (движение ног с опорой руками о бортик, без опоры; движение руками по разделениям и в согласовании, с применением плавательных средств и без них; согласование движений рук и ног; согласование движений рук с дыханием; плавание в полной координации). Плавание кролем на груди (движение ног с опорой руками о бортик, без опоры; с задержкой дыхания и в согласовании с дыханием; движение руками по разделениям и в согласовании, с применением плав. средств и без них; с задержкой дыхания и в согласовании; согласование движений рук и ног; плавание в полной координации) Упражнения для подготовки к соревновательной деятельности. Старт из воды. Стартовый прыжок с тумбочки с последующим скольжением. Поворот разворотом. Развитие основных двигательных качеств. Посредством тематических упражнений в процессе уроков. Проплывание различных отрезков с различной скоростью с применением плав. средств и без них. Игры: «Кто быстрее?», «Кто дальше проскользит?», «Волны на море», «Караси и щуки», «Пятнашки с поплавками» и др.
Тематическое планирование.
Тема и ее содержание | Практическое содержание | Характеристика видов деятельности. |
Знания о физической культуре – теоретическая подготовка. ( в процессе занятий) | ||
Понятие «физическая культура». Плавание – неотъемлемая часть физической культуры человека.
| Получение знаний о физической культуре Получение знания о плавании, как составляющей личной физической культуры человека. | Получают практику пересказа о физической культуре; о плавании, как составляющей личной культуры человека. |
Значение плавания, как средства для укрепления здоровья. | Получение знаний о значении плавания, как средства для укрепления здоровья. | Получают практику пересказа о значении плавания, как средства для укрепления здоровья. |
Поведение в экстремальных ситуациях на воде. Правила безопасного поведения. | Получение знаний о поведении в экстремальных ситуаций на воде. О правилах безопасного поведения. | Получают практику письменных ответов на тестовые вопросы о поведении в экстремальных ситуациях на воде и правилах безопасного поведения. |
Виды водного спорта. Основные организации российского спорта. Всероссийская федерация плавания. Олимпийские виды спорта. | Получение знаний о видах водного спорта, об основных организациях российского спорта; о всероссийской федерации плавания; об олимпийских видах спорта. | Получают практику самостоятельного подбора информации из различных источников и оформления краткого письменного сообщения о видах водного спорта, основных организациях российского спорта, федерации плавания, олимпийских видах спорта. |
Правильное дыхание при выполнении упражнений в воде. Вспомогательные средства для занятий плаванием. | Получают знания о правильном дыхании при выполнении упражнений в воде; о вспомогательных средствах, используемых для занятий плаванием и способах их использования. | Получают практику пересказа о правильном дыхании при выполнении упражнений в воде; о вспомогательных средствах, используемых для занятий плаванием и способах их использования. |
Распорядок дня. Комплексы общеразвивающих и специальных упражнений. | Получение знаний о правилах составления распорядка дня и необходимости включения в него комплексов общеразвивающих и специальных упражнений пловца для самостоятельного выполнения в домашних условиях. Получения знаний о правилах выполнения комплексов упражнений в домашних условиях. | Получают практику составления распорядка дня и практику самостоятельного выполнения комплексов общеразвивающих и специальных упражнений пловца в домашних условиях. |
Общеразвивающие и специальные упражнения на суше | ||
Общеразвивающие упражнения. | Получение умений выполнять различные комплексы общеразвивающих упражнений | Получают практические умения выполнять общеразвивающие комплексы упражнений. |
Специальные (имитационные) упражнения | Получение умений в выполнении специальных (имитационных) упражнений | Получают практические умения в выполнении специальных (имитационных) упражнений. |
Подготовительные упражнения для освоения с водой | ||
Дыхательные упражнения в воде | Совершенствование умений выполнять правильный выдох в воду | Совершенствуют умение правильно выполнять выдох в воду |
Упражнения для совершенствования умения выполнять скольжение | Совершенствование умений совершать инерционное движение в горизонтальном положении | Совершенствуют умение совершать инерционное движение в горизонтальном положении. |
Упражнения для закрепления умения плавания способом кроль на спине
| ||
Упражнения для закрепления техники движений ногами | Закрепление умений правильно выполнять движения ногами при плавании кролем на спине. | Закрепляют умение выполнять движения ногами при плавании на спине. |
Упражнения для закрепления техники движений руками | Закрепление умений правильно выполнять движения руками при плавании кролем на спине | Закрепляют практические умения выполнять движения руками при плавании кролем на спине |
Упражнения для закрепления техники согласования движений рук и ног при плавании кроль на спине | Закрепление умений выполнять согласованные движения рук и ног при плавании кроль на спине | Закрепляют практические умения выполнять согласованные движения рук и ног при плавании кроль на спине |
Упражнения для закрепления техники согласования рук, ног и дыхания при плавании кроль на спине. | Закрепление умений плавания в полной координации способом кроль на спине | Закрепляют практические умения плавать способом кроль на спине. |
Упражнения для закрепления техники плавания способом кроль на груди | ||
Упражнения для закрепления техники движений ногами с задержкой дыхания, с произвольным дыханием, с выдохом в воду | Закрепление умений правильно выполнять движения ногами при плавании кролем на груди с задержкой дыхания, с произвольным дыханием, с выдохом в воду. | Закрепляют умение выполнять движения ногами при плавании на груди с задержкой дыхания, с произвольным дыханием, с выдохом в воду. |
Упражнения для закрепления техники согласования движений ног с дыханием. | Закрепление умений согласовывать движения ногами с дыханием при плавании на груди. | Закрепляют умение согласовывать движения ногами с дыханием при плавании на груди. |
Упражнения для закрепление техники движений руками с произвольным дыханием | Закрепление умений выполнять движения руками при плавании кроль на груди с произвольным дыханием | Закрепляют умение выполнять движения руками при плавании кроль на груди с произвольным дыханием |
Упражнения для закрепления техники согласования движений рук с дыханием | Закрепление умений согласовывать движения руками с дыханием при плавании кролем на груди | Закрепляют умение согласовывать движения руками с дыханием при плавании кролем на груди |
Упражнения для закрепления техники рук и ног в плавании кроль на груди, с задержкой дыхания. | Закрепление умений выполнять согласованное движение рук и ног при плавании кроль на груди с задержкой дыхания. | Закрепляют умение выполнять согласованное движение рук и ног при плавании кроль на груди с задержкой дыхания. |
Упражнения для закрепления техники согласованного движения рук, ног и дыхания при плавании кроль на груди. | Закрепление умений плавания способом кроль на груди в полной координации. | Закрепляют умение плавания способом кроль на груди в полной координации. |
Упражнения для подготовки к соревновательной деятельности | ||
Упражнения для закрепления умения выполнять старт из воды | Закрепление умений выполнять старт из воды | Закрепляют умения выполнять старт из воды |
Упражнения для обучения старту с тумбочки. | Получение умений выполнять старт с тумбочки | Получают умение выполнять старт с тумбочки |
Упражнения для развития физических качеств (в процессе занятий)
| ||
Упражнения с использование плавательных средств | Развитие основных физических качеств | Получают возможность развивать основные физические качества. |
Эстафеты | ||
Подвижные игры | ||
Контрольные упражнения и соревнования | ||
Контрольное упражнение: проплывание дистанции способом кроль на спине | Проплывание дистанции 25 м с соблюдением техники выполнения упражнения на результат | Получают оценку выполнения упражнения; получают опыт соревновательной деятельности. |
Контрольное упражнение: проплывание дистанции способом кроль на спине | Проплывание дистанции 25 м с соблюдением техники выполнения упражнения на результат | Получают оценку выполнения упражнения; получают опыт соревновательной деятельности. |
Соревнование на первенство гимназии по плаванию на дистанцию 25 м способом кроль на спине среди учащихся | Проплывание дистанции 25 м с соблюдением техники выполнения упражнения на результат | Получают оценку выполнения упражнения; получают опыт соревновательной деятельности. |
Соревнование на первенство гимназии по плаванию на дистанцию 25 м способом кроль на спине среди учащихся | Проплывание дистанции 25 м с соблюдением техники выполнения упражнения на результат | Получают оценку выполнения упражнения; получают опыт соревновательной деятельности. |
Материально-техническое и учебно-методическое обеспечение.
Библиотечный фонд:
- Стандарт начального образования по физической культуре
- Примерные программы по предмету «Физическая культура» 1 – 4 класс
- Авторские рабочие программы по предмету «Физическая культура» 1 – 4 класс
- В учебном процессе рекомендуется использование учебников: : «Физическая культура 1 – 4 класс» В. И. Лях: учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение
- Учебная, научная, научно-популярная литература по физической культуре и спорту, по олимпийскому движению
- Методические издания по физической культуре для учителей
- Федеральный закон «О физической культуре и спорте»
Помещения для занятий физическими упражнениями:
- Городской бассейн
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02
Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...
Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)
Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.
Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...
Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...