Организация и проведение современного урока по физической культуре в условиях ФГОС
статья по физкультуре на тему

Коннова Алевтина Анатольевна

Современный урок строится на основе использования технических средств с применением как традиционных, так и инновационных педагогических технологий.

   В настоящее время урок физической культуры, как целостный учебно-воспитательный процесс, в ряде некоторых школ в полной мере, к сожалению, не реализуется, а кое-где его даже вообще нет. Причины этому могут быть различные: от малого объема знаний учителя, халатного отношения к своему предмету до отсутствия специалиста вообще и д. р. Вопрос о плодотворном проведении урока физической культуры в каждой школе звучит злободневно.

    В новом стандарте урок физической культуры занимает правильное место. Три часа физкультуры в современном мире – необходимость.

   Каждую форму урока можно интерпретировать для любого типа урока по ФГОС. Четких правил нет, и все зависит от фантазии учителя и от поставленных целей для конкретного урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konnova_a.a._sektsiya_no2_1.docx19.96 КБ

Предварительный просмотр:

Организация и проведение современного

урока по физической культуре в условиях ФГОС

    Современный урок строится на основе использования технических средств с применением как традиционных, так и инновационных педагогических технологий.

   В настоящее время урок физической культуры, как целостный учебно-воспитательный процесс, в ряде некоторых школ в полной мере, к сожалению, не реализуется, а кое-где его даже вообще нет. Причины этому могут быть различные: от малого объема знаний учителя, халатного отношения к своему предмету до отсутствия специалиста вообще и д. р. Вопрос о плодотворном проведении урока физической культуры в каждой школе звучит злободневно.

    В новом стандарте урок физической культуры занимает правильное место. Три часа физкультуры в современном мире – необходимость.

   Каждую форму урока можно интерпретировать для любого типа урока по ФГОС. Четких правил нет, и все зависит от фантазии учителя и от поставленных целей для конкретного урока.

   Каждый урок содержит в себе свой набор приемов, которые помогают наиболее эффективно реализовать метод на практике.

     Предметом обучения физической культуре в начальной школе является  двигательная деятельность человека с  общеразвивающей направленностью. В процессе овладения этой деятельностью укрепляется здоровье, совершенствуются физические качества, осваиваются   определённые двигательные действия,  активно  развиваются мышление, творчество и самостоятельность.

    В связи с введением ФГОС открывается больше перспектив у учителей в плане содержания уроков по физической культуре.   Научить детей сознательно относиться к выполнению тех или иных физических упражнений, знать свой организм – вот задачи современных уроков физкультуры. От этого, в конечном счете, зависит и будущая физическая деятельность человека. Сможет ли он самостоятельно заниматься спортом, приживутся ли в его семейном быту занятия физкультурой. Это и есть новый подход к данному учебному предмету.

   Подготовку к урокам учитель начинает задолго до начала учебного года. Он внимательно знакомится с программным материалом, продумывает последовательность его изучения. Много внимания учитель уделяет планированию программного материала в соответствии с конкретными условиями школы и климатическими условиями. В процессе подготовки к урокам учитель знакомится с методической литературой, опытом других педагогов и все лучшее использует в своей работе.

        Готовясь к очередному уроку, учителю надо учесть итоги предыдущих уроков и в связи с этим решить, какой материал повторить, а какой изучить.

        При подготовке к уроку составляется план, и определяются конкретные образовательные задачи урока, которые должны быть сформулированы четко и ясно.    

        Кроме этого при организации современного урока физической культуры необходимо четкое понимание условий реализации его с учетом требований ФГОС по физической культуре в том числе и требований комплекса ГТО. Которые являются на сегодняшний день определяющими нормативно-методологическими документами.

   Урок, проведенный с высокой плотностью, обеспечивает активную и полезную занятость учащихся, всегда повышает нагрузку на организм, способствует воспитанию организованности и дисциплинированности.

          Большое значение в решении задач физического воспитания в работе с младшими школьниками имеют подвижные игры. Они включают в себя все основные виды движений: ходьбу, бег, прыжки, метания, лазанье, равновесие. Подвижные игры способствуют развитию быстроты, силы, выносливости, ловкости, воспитанию активности и инициативы, дружбы и товарищества.

      Одним из простейших и эффективных выходов из создавшегося положения является обучение школьников самостоятельным занятиям физической культурой. Их целью является овладение знаниями, умениями, навыками организации и проведения занятий физической культурой для улучшения здоровья, ведения здорового образа жизни и повышения функционального состояния организма

   У детей наблюдается большая податливость организма различным влияниям окружающей среды и быстрая утомляемость. Это связано с тем, что сердце, легкие и сосудистая система у детей отстают в развитии, а мускулатура еще слаба, особенно мышцы спины и брюшного пресса. Прочность опорного аппарата также еще не велика, а, следовательно, возможность его повреждения повышена (слабость мускулатуры, повышенная растяжимость связок увеличивают возможность нарушения осанки).

       В этом возрасте увлекают детей такие игры, в которых они могут проявить свою ловкость, быстроту и точность движения, координацию и меткость. Содержание таких игр ограничивается только точным выполнением определенного движения. К таким играм относятся: игра «В классы», разнообразные прыжки с короткой скакалкой, игра «В школу мяча».

    Необходимо использовать в работе с младшими школьниками и домашнее задание. В качестве домашних заданий предусматриваются ОРУ на развитие гибкости, быстроты, ловкости, координации движений, чувства равновесия, исправления неправильной осанки. По мере воспитания у детей самостоятельности применяются и простейшие упражнения на освоение навыков и умений.

    Немыслим современный урок и без сообщения учащимся необходимых теоретических сведений. При этом не следует опасаться, что младшие школьники не в силах освоить их. Уже в младшем школьном возрасте дети успешно воспринимают довольно сложные знания и способны переносить их на практическую деятельность. В ходе уроков по мере прохождения учебного материала необходимо объяснять учащимся практическую значимость и технику выполнения конкретных упражнений, их воздействие на организм, возможность их применения самими учащимися. В виде интересных, с образными сравнениями сообщений по ходу урока. В современных условиях реализация процесса физического воспитания должна основываться на реализации ФГОС и комплекса ГТО.

     Как показывает опыт, нередко дети теоретически знают, как надо себя вести, а в жизни этих правил не придерживаются. Поэтому задача состоит в такой организации занятий, с помощью которой обеспечивалось бы эффективное воспитание у школьников морально – нравственных качеств в процессе коллективных действий, где эти качества необходимо все время проявлять. Коллективные занятия физической культуры. Дают возможность детям практически реализовать правила морально – нравственного поведения в ходе совместных действий класса, группы, команды. Именно здесь учащиеся на личном опыте убеждаются, что успех общего дела зависит от организованности, дисциплинированности, взаимопомощи, от морально – волевых усилий, проявленных каждым членом коллектива.

     На мой взгляд, особенно актуальны музыкально-ритмические подвижные игры на уроках и во внеурочное время в начальном и среднем звене, они должны стать основой здоровьесберегающих технологий. Взаимосвязанность музыкально-ритмической деятельность и подвижных игр способствует развитию активности, инициативы, находчивости, решительности, поскольку каждое музыкально-ритмическое задание требует от ребёнка уметь понять, осмыслить, запомнить правила игры, быть внимательным, собранным, точным в выполнении указаний учителя.

      На мой взгляд, надо начать с основы: разработать нормативные требования по развитию двигательных качеств для детей, поступающих в I класс; снабдить родителей будущих первоклассников всеми нормативными требованиями; проводить тестирование будущих учеников при поступлении в школу; организовывать семинары и консультации для родителей по развитию двигательных качеств детей. Свой вклад должны внести и полноценно работающие телевидение, пропаганда, пресса. Необходимый подбор игр для уроков физической культуры определяется программой. Однако на уроке и особенно во внеклассной работе можно использовать самые разнообразные подвижные игры, составленные самостоятельно или взятые из методической литературы, если они отвечают решению поставленных задач. Чтобы удачно подобрать игру а на хорошем педагогическом уровне ее провести, важно учитывать интересы детей, их физические возможности, особенности психического развития. 

       Реализация оздоровительного компонента требует разработки конкретных требований к уровню здоровья школьников, как единство физического и интеллектуального факторов. Всё это позволяет утверждать, что исключительно важна роль физической культуры в формировании личности обучающихся, их интересов и творческих способностей, в совершенствовании двигательных и психофизиологических качеств, в укреплении здоровья и профилактики заболеваний школьников. Поэтому в структуре общего среднего образования предмет должен носить прикладной характер, занимать одно из ведущих мест в системе межпредметных связей и способствовать решению важных общепедагогических задач.

Список литературы.

1.      Валик Б. В. Ребёнок и физические нагрузки // Физическая культура в школе. - 2006. № 2. - с.68.

2.      Водяницкая О.М. Организация здоровьесберегающей в школах Москвы // Физическая культура в школе. - 2004. - № 7. с. 7.

3.            Лях, В. И. Программы общеобразовательных учреждений : комплексная программа физического воспитания учащихся.  1–11 классы /  В. И. Лях, А. А. Зданевич. – М. : Просвещение, 2012.

4.    Туманян Г.С. Здоровый образ жизни и физическое совершенствование. М.:

Академия, 2006.

5.  Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / Сост. Е.С. Савинов. — М.: Просвещение, 2011. — (Стандарты второго поколения).

6.  Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / Министерство образования и науки Рос. Федерации. — М.: Просвещение, 2011. — 48 с. — (Стандарты второго поколения).

7.        Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.; под ред. А.Г. Асмолова — М.: Просвещение, 2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация ФГОС в процессе организации и проведения современного урока русского языка

Образовательная программа  ступени начального образования школы  разработана  в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего об...

Организация уроков физической культуры в условиях ФГОС

В соответствии с ФГОС общего образования цель школьного образования по физической культуре —  формирование разносторонне физически развитой личности, способной активно использовать ценности физич...

ДОКЛАД «Организация групповой и парной работы на уроке физической культуры в условиях ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью».

ДОКЛАД Тема: «Организация групповой и парной работы на уроке физической культуры в условиях ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью»....

Организация внеурочной деятельности по физической культуре в условиях ФГОС

Внеурочная деятельность в условиях внедрения ФГОС приобретает новую актуальность, ведь именно стандарты закрепили обязательность ее организации, это ресурс, позволяющий школе достичь нового качества о...

Современный урок по Физической культуре в рамках ФГОС

В условиях введения федерального государственного образовательного стандарта общего образования коренным образом меняется содержание образования по предмету «Физическая культура», которое ...

Приказ об организации и проведении открытых уроков по физической культуре

Приказ об организации и проведении открытых уроков по физической культуре...