Определение и роль плавания в развитии физических качеств детей
статья по физкультуре на тему
Плавание, являясь одним из наиболее эффективных средств укрепления здоровья и одним из ведущих видов спорта в нашей стране, становится объектом пристального внимания со стороны ученых, исследующих его возможности и прикладное значение для граждан.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 21.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Определение и роль плавания в развитии физических качеств детей
Плавание — способность человека передвигаться в воде с помощью движений рук, ног и туловища без поддерживающих средств[1].
Главная задача обучения плаванию — способствовать укреплению здоровья людей, повышению их работоспособности, творческого долголетия, бодрости, силы и выносливости, приобретению жизненно важного навыка[2].
В системе физического воспитания плавание представлено в качестве:
1) массового средства разностороннего физического воспитания и жизненно необходимого навыка, овладеть которым должен каждый человек с детских лет;
2) массового средства оздоровления, закаливания, активного отдыха населения;
3) средства профессионально-прикладной подготовки к труду и обороне страны;
4) вида массового детского и подросткового спорта и спорта высших достижений[3].
Нормативные требования по плаванию включены в государственные программы по физическому воспитанию для общеобразовательных школ, средних специальных и высших учебных заведений. По плаванию присваиваются спортивные разряды и звания от юношеского разряда до звания «Мастер спорта международного класса». Спортивная работа по плаванию проводится детско-юношескими спортивными школами и клубами, а также другими физкультурно-спортивными организациями.
Актуальность плавания как средства физического развития детей обусловлена его влиянием на организм. Для понимания воздействия плавания на детский организм целесообразно выделить специфические особенности данного вида физической активности.
Первая особенность плавания как средства физического развития детей заключается в том, что человек находится и производит движения в необычной для себя среде - воде, свойства которой (теплоемкость, теплопроводимость, вязкость, плотность, удельный вес, сжимаемость) во многом определяют характер воздействия на организм. Так, простое погружение в воду вызывает изменение теплорегуляторных процессов, что способствует закаливанию организма. Вследствие повышенной теплоотдачи в воде активизируется обмен веществ в организме, расходуется в несколько раз больше энергии (в зависимости от температуры воды и скорости плавания). Раздражая весь комплекс рецепторов тела, вода оказывает стимулирующее, управляющее воздействие на центральную нервную систему[4].
Дополнительная нагрузка приходится на грудную клетку при погружении тела в воду, стимулирует развитие дыхательных мышц, подвижность грудной клетки, увеличение ее размеров и жизненной емкости легких (ЖЕЛ). Высокие показатели ЖЕЛ (6,500 куб.см. и более) характерны, как правило, для пловцов, которые начали заниматься плаванием в детском возрасте. Годовой прирост ЖЕЛ у пловцов в возрасте 9-15 лет колеблется от 300 до 1.100 куб.см. и значительно превышает средние величины ЖЕЛ у детей, не занимающихся плаванием[5].
Второй характерной особенностью плавания как средства физического развития детей является то, что тело в воде не имеет твердой опоры. Такое положение значительно увеличивает его двигательные возможности, и содействует их развитию. Действие мышц при отсутствии твердой опоры способствует более длительному сохранению эпифизарных хрящей в костях конечностей и, следовательно, продолжению роста тела пловца в целом. Занятия плаванием гармонически развивают основные качества: силу, быстроту; ловкость, выносливость.
Третья особенность плавания как средства физического развития детей заключается в относительной невесомости тела в условиях водной среды. Вес тела человека нейтрализуется выталкивающей силой воды. Взвешенное состояние тела в воде разгружает опорно-двигательный аппарат от статической нагрузки и способствует правильному процессу физического формирования человека. Создаются условия для коррегирования нарушенной осанки, восстановления двигательных функций, утраченных вследствие травм, и для предупреждения их последствий[6].
Четвертой особенностью, определяющей характер влияния плавания на физическое развитие детей, является горизонтальное положение тела, циклические движения, связанные с чередующимися сокращениями мышц, давление воды на подкожное венозное русло, глубокое диафрагмальное дыхание и взвешенное состояние тела. Все это способствует притоку крови к сердцу и в целом существенно облегчает его работу. Поэтому плавательные упражнения при соответствующей дозировке допустимы для лиц с ослабленным сердцем и могут использоваться как одно из средств укрепления и развития сердечнососудистой системы[7].
Вместе с тем у пловцов под влиянием тренировки происходят положительные сдвиги в строении и функции сердечнососудистой системы. Увеличивается сила и объем сердечной мышцы, в покое отмечается: брадикардия (45-50 с.с. в 1 мин), возрастает систолический объем сердца, пауза абсолютного покоя мышц сердца в сократительном цикле. Однако во время нагрузки частота сердечных сокращений может достигать 200 уд/мин. Минутный объем крови с 4-5 л в покое доходит до 40 л, значительно превышая возможности сердечной мышцы у лиц, не занимающихся спортом.
Указанные выше особенности плавания как средства физического развития детей способствуют глубокой положительной морфологической и функциональной перестройке всех систем организма, что возможно при использовании плавания как вида спорта, имеющего также оздоровительно-гигиеническое и лечебное значение.
Кроме того, плавание оказывает общий оздоровительный эффект на детский организм.
Пребывание в воде оказывает благоприятное влияние на организм ребенка. Однако, в первые дни обучения плаванию, пока еще не происходит условно-рефлекторного включения механизма терморегуляции. Достижение закаливания температурой воды бассейна при этом наблюдается обычно к 7-8 занятиям. Заболеваемость юных пловцов-детей и подростков в среднем в три раза меньше по сравнению со сверстниками, не занимающимися спортом.
Плавание успешно используется для исправления нарушений осанки и формирования позвоночника ребенка. В частности, лечебное плавание при сколиозе направлено на: формирование правильной осанки, возможной коррекции имеющейся деформации позвоночника и грудной клетки, развитие правильного дыхания, увеличение силы, повышение тонуса мышц, особенно разгибателей позвоночника и брюшного пресса, улучшение функций сердечнососудистой системы, приобретение навыков плавания, коррекцию плоскостопия; закаливание организма. Наиболее действенным средством при всех степенях нарушения осанки, является плавание брассом, баттерфляем а также асимметричное плавание с нагрузкой отстающих в своем развитии мышечных групп у занимающихся[8].
Также значительно повышается уровень приспособительных реакций у занимающихся с дозированным плаванием в бассейне с морской водой при комплексном лечении больных хроническими бронхитами и пневмониями, оказывающего более существенное влияние, чем обычные купания. Использование лечебных свойств плавания для больных атеросклерозом, гипертонической болезнью, которое способствуют нормализации и улучшению функционального состояния сердечнососудистой системы. Длительное малоинтенсивное плавание способствует улучшению деятельности нервной системы. Малые и средние физические нагрузки при плавании оказывают стимулирующее влияние на функции пищеварительного аппарата, а большие угнетают, затормаживают. Наблюдается также значительное изменение психических процессов у детей, которое характеризуется их значительным снижением и последующим восстановлением только после 3-х часового промежутка времени[9].
Таким образом, эффект влияния плавания на организм, который нашел свое должное отображение в научно-методической литературе, многообразен и главным образом изучен на контингенте детей и подростков. Начиная от закаливающего влияния, гигиенического эффекта, улучшения деятельности органов и систем, до отрицательного влияния вследствие специфических заболеваний органов, а также его лечебного использования для коррекции осанки и искривления позвоночника, в улучшении ряда психических процессов и прикладных целях для улучшения вестибулярной и статокинетической устойчивости профилактике укачивания и снижения несчастных случаев на воде.
[1] Евсеев Ю.И. Физическое воспитание. - Ростов н/Д.: Феникс, 2010 – С. 79
[2] Петрова Н.Л., Баранов В.А. Плавание. Начальное обучение с видеокурсом. - М.: Человек, 2013. – С. 8
[3] Барчуков И.С. Физическая культура. - М.: Академия, 2013. – С. 52.
[4] Дрюэт Дж., Мэйсон П. Плавание. - М.: Астрель, 2012. – С. 7-11
[5] Нечунаев И.П. Плавание. Книга-тренер. - М.: Эксмо, 2013. – С. 32
[6] Педролетти М. Основы плавания. Обучение и путь к совершенству. - Ростов н/Д.: Феникс, 2013 – С. 69
[7] Чеменева А.А., Столмакова Т.В. Система обучения плаванию детей дошкольного возраста. - М.: Детство-Пресс, 2011. – С. 33
[8] Кононова Е. Плавание. Библия тренера. - М.: Эксмо, 2014. – С. 41
[9] Маклауд Й. Анатомия плавания. - М.: Попурри, 2013. - 200 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Развитие физических качеств детей дошкольного возраста средствами гимнастический упражнений "
Актуальность данного проекта заключается в том, что гимнастические упражнения являются одним из важнейших инструментов обновления и дополнения содержания программ по физическому воспитанию детей в дош...
Развитие физических качеств детей младшего школьного возраста через игру.
Подливалова А.Е. учитель высшей категории МБОУ лицей №3 г. Сургута. Статья "Развитие физических качеств детей младшего школьного возраста через игру". "В игре формируются все стороны души человеч...
«Система работы по развитию физических качеств детей младшего школьного возраста средствами подвижных игр»
разработка системы работы по развитию физических качеств средствами подвижных игр....
Развитие физических качеств детей младшего возраств через игру
«В игре формируются все стороны души человеческой: его ум, сердце и воля»....
Методические рекомендации по использованию нестандартного оборудования для развития физических качеств детей с ОВЗ на уроках физической культуры
Лестница является снаряжением, нацеленным на активные физические упражнения. Скоростная лестница тренирует, как мышцы поверхностные так и близко лежащие к костному аппарату, которые образуют кар...
Методика развития физических качеств детей младшего школьного возраста на занятиях ритмической гимнастики
Методика развития физических качеств детей младшего школьного возраста на занятиях ритмической гимнастики в системе дополнительного образования....
Роль подвижных игр на развитие физических качеств у детей начальной школы
Определение и специфика подвижной игрыПодвижная игра – это сознательная двигательная активная деятельность ребенка, характеризующаяся точным и своевременным выполнением заданий, связанных ...