Статья по физической культуре "Физкультминутки и разминки".
статья по физкультуре на тему

Физкультминутки и разминки для уроков различной направленности, причём не только на уроках физкультуры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fizkultminutki_i_razminki.docx220.78 КБ

Предварительный просмотр:

Физ. минутки рекомендуется проводить  на 17-20 минуте урока, в следующем порядке:

На первом уроке – упражнения для  мышц рук и плечевого пояса

На втором уроке – упражнения для глаз

На третьем уроке – упражнения для мышц туловища, улучшения кровообращения

На четвертом уроке – релаксационные упражнения на улучшение работоспособности

На пятом уроке – упражнения для глаз

На шестом уроке общеукрепляющие упражнения

С седьмого урока все повторяется.

Физкультминутка

для снятия утомления с плечевого пояса и рук

1.        Исходное положение - стоя или сидя, руки на поясе. 1 - правую руку вперед, левую вверх, 2 - переменить положения рук. Повторить 3-4 раза, затем расслабленно опустить вниз и потрясти кистями, голову наклонить вперед. Темп средний.

2.        И.п. - стоя или сидя, кисти тыльной стороной на поясе. 1-2 – свести локти вперед, голову наклонить вперед, 3-4 - локти назад, прогнуться. Повторить 6-8 раз, затем руки вниз и потрясти расслабленно. Темп медленный.

3.        И.п. - сидя, руки вверх. 1 - сжать кисти в кулак, 2 - разжать кисти. Повторить 6-8 раз, затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний.

4.        И.п. - стойка ноги врозь, руки за голову. 1 - резко повернуть таз направо, 2 - резко повернуть таз налево. Во время поворотов плечевой пояс оставить неподвижным. Повторить 6-8 раз. Темп средний.

5.        И.п. - стойка ноги врозь, руки за голову. 1-3 - круговые движения тазом в одну сторону, 4-6 - то же в другую сторону, 7-8 - руки вниз и расслабленно потрясти кистями. Темп средний.

  1. И.п. - стойка ноги врозь. 1-2 - наклон вперед, правая рука скользит вдоль ноги вниз, левая, сгибаясь, вдоль тела вверх, 3-4 и.п., 5-8 - то же в другую сторону. Повторить 6-8 раз. Темп средний.

Физминутки для снятия напряжения и усталости

1. Буратино

Буратино потянулся,

Раз — нагнулся,

Два — нагнулся,

Три — нагнулся.

Руки в стороны развел,

Ключик, видно, не нашел.

Чтобы ключик нам достать,

Нужно на носочки встать.

2. Лягушки

На болоте две подружки,

Две зеленые лягушки,

Утром рано умывались,

Полотенцем растирались.

Ножками топали.

Ручками хлопали.

Вправо, влево наклонялись

И обратно возвращались.

Вот здоровья в чем секрет.

Всем друзьям физкультпривет!

3. Снежинки

Мы снежинки, мы пушинки,

Покружиться мы не прочь.

Мы снежинки-балеринки,

Мы танцуем день и ночь.

Мы деревья побелили,

Крыши пухом замели,

 Землю бархатом укрыли

И от стужи сберегли.

4. Самолет

Руки в стороны — в полет

Отправляем самолет.

Правое крыло вперед,

Левое крыло вперед.

Раз, два, три, четыре —

Полетел наш самолет.

5. Зайцы

Зайцы скачут:

Скок-скок-скок!

Да на беленький снежок.

Приседают, слушают:

Не идет ли волк.

Раз — согнуться, разогнуться.

Два — нагнуться, потянуться.

Три — в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

6. Часы

Тики-так, тики-так,  (Дети наклоняют голову вправо-влево в такт словам).

Так ходики стучат.

Туки-так, туки-так, (Поочередно правой и левой рукой описывают перед собой круг).

Так колеса стучат.

Токи-ток, токи-ток,

Так стучит молоток. (Изображают кулачками молоточки).

Туки — ток, туки — ток,

Так стучит каблучок. (Стучат каблучками)

Физкультминутки

для глаз

Для утомленных глаз.

1.  Выполняется сидя. Крепко зажмурить глаза на 3-5 сек., открыть на 3-6 сек., повторить 6-8 раз.

2.  Выполняется сидя. Быстрые моргания в течение 1-2 мин.

3.  Выполняется стоя. На счет 1 - смотреть прямо перед собой 2-Зсек.; 2 - поставить палец руки на расстоянии 25-30 см от глаз; 3 - перевести взор на кончик пальца и смотреть на него 3-5 сек.; 4 - опустить руку. Повторить 10-12 раз.

4.  Выполнять сидя. Пальцами каждой руки легко нажать на верхнее веко закрытых глаз, через 1-2 сек. снять пальцы, повторить 3-4 раза. При этом происходит улучшение циркуляции внутриглазной жидкости. 

Физзарядка для глаз.

1. Выполняется сидя. Крепко зажмурим, глаза на 3-5 сек, а затем си крыть их па 3-5 сек. Повторить 6-раз. Упражнение укрепляет мышцы век, способствует улучшению кровообращения и расслаблению мышц глаз.

2. Выполняется сидя. Быстрые моргания в течение 1-2 мин. Способствуют улучшению кровообращения.

3.  Выполняется стоя . I-смотреть прямо перед собой 2-3 сек.; 2-переместить палец руки на расстояние 25-30 см. от глаз; 3- перевести взор на кончик пальца и смотреть на него 3-5 сек., 4- опустить руку. Повторить 10-12 раз. Снижает утомление глаз, облегчает зрительную работу на близком расстоянии. Те, кто пользуется очками, выполняют это упражнение, не снимая их.

4.    Выполняется сидя. 1-закрыть веки; 2-массировать их круговыми движениями пальца в течение 1 мин. Расслабляет мышцы и улучшает кровообращение.

5.   Выполняется сидя. 1- тремя пальцами каждой руки легко нажать на верхнее веко; 2- спустя 1-2 сек. снять пальцы с века. Повторить 3-4 раза. Улучшает циркуляцию внутриглазной жидкости.

6.        Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторить 4-5 раз.

7.        Крепко зажмурить глаза (считать до 3), открыть, посмотреть вдаль (считать до 5). Повторить 4-5 раз.

8.        Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз. Повторить 4-5 раз.

9.        Посмотреть на указательный палец вытянутый руки на счет 1-4, потом перенести взгляд вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.

10. В среднем темпе проделать 3-4 круговых движения глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 1-2 раза.

повернуть  глаза влево.  Повторить 6-8  раз.  Развивает способность глазных мышц к статическому напряжению.

11. Выполняется стоя. Ноги на ширине плеч. 1-опустить голову, посмотреть на носок левой ноги; 2-поднять голову, посмотреть в правый верхний угол комнаты; 3-опустить голову, посмотреть на носок правой ноги; 4-поднять голову, посмотреть в левый верхний угол комнаты. Повторить 3-4 раза. Способствует улучшению координации движений глаз и головы.

12. Выполняется стоя. 1-вытянуть руки вперед на ширину плечи на уровне глаз; 2-посмотреть в правый верхний угол комнаты; 3- перевести взгляд на концы пальцев левой руки; 4-посмотреть в левый верхний угол комнаты; 5-перевести взгляд на концы пальцев правой руки. Повторить 3-4 раза. Развивает сложные координационные движения глаз.

13. Выполняется стоя. 1-смотреть вдаль (на стену); 2-мысленно разделить   расстояние   до    стены    на   две    равные    части, наметить соответствующую точку и перевести взгляд на эту точку; 3-мысленно разделить   расстояние   до   точки   пополам,   Наметить вторую   точку   и перевести на нее взгляд; 4-мысленно разделить расстояние до второй точки пополам;   наметить третью точку   и перевести   на нее   взгляд. Повторить   8-10   раз.   Развивает способность   к   оценке   расстояний   и координирует работу внутренних и наружных мышц глаза.

  1. Вращайте глазами, стараясь как можно больше увидеть по сторонам. Шесть раз влево, шесть - вправо. И глаза быстро «сбросят» усталость.

Упражнения для глаз.

Упражнения помогают снять напряжение глаз, активизируют мозговое кровообращение, укрепляют окологлазные мышцы, сохраняют упругость кожи век и даже задерживают ее старение.

  1. Плотно  закрывать  и  широко  открывать глаза 5-6 раз  подряд  с интервалом 30 сек.
  2. Посмотреть  вверх,  вниз,  вправо,  влево,  не  поворачивая  головы (можно делать с закрытыми глазами).
  3. Вращать глазами по кругу. Упражнение выполнять сидя, повторяя 3-4 раза с интервалом 1-2 мин.
  4. Сидеть с закрытыми глазами, расслабив мышцы лица и отвалившись на спинку стула; кисти рук - на бедрах. 10-15с.
  5. Закрыть глаза и выполнить самомассаж надбровных дуг и нижней части глазниц, делая пальцами круговые поглаживающие движения от носа. 20-ЗОс. затем посидеть с закрытыми глазами.
  6. Смотреть вдаль перед собой в течение 2-Зс. перевести взгляд на кончик носа и задержать на 3-5с. повторить 6-8 раз.
  7. Крепко зажмурить глаза на 3-5с, затем открыть на 3-5с. повторить 6-8 раз.
  8. Следить глазами за медленными опусканиями, а затем поднятиями пальца руки на расстоянии 40-50 см от глаз. Повторить 10-12 раз, меняя руки.
  9. Закрыть глаза, подушечками трех пальцев каждой руки легко надавливать на верхнее веко в течение 2-Зс. затем снять пальцы с век и посидеть с закрытыми глазами 2-Зс. повторить 3-4 раза.
  10. Поднять палец правой руки перед собой, посередине, на расстоянии 25-30 см от глаз. Смотреть на него двумя глазами 3-5с, правым глазом (закрыв левый) 3-5с, двумя глазами 3-5с, левым глазом (закрыв правый) 3-5с, двумя глазами 3-5с. сменить руку и повторить. Всего сделать 2-3 цикла.
  11. Закрыв глаза, выполнять круговые движения глазными яблоками, каждые 3-5с. сменяя направление вращения. Всего 15-20 с.

12.Выполнять движения открытыми глазами: вверх вправо, вверх влево, вниз вправо, вниз влево. 18-20с.

13.Смотреть   вдаль   2-Зс.    перевести   взгляд   на   кончик   пальца, расположенного на расстоянии 25-30 см перед глазами. Смотреть на него 3-5с. повторить 10-12 раз.

14. Плотно закрывать и  широко  открывать глаза  5-6 раз подряд с интервалом 30с. 15.Посмотреть вверх, вниз, вправо, влево, не поворачивая головы.

16. Вращать глазами по кругу: вниз, вправо, вверх, влево и обратную сторону.

Упражнения 11, 12, 13 выполняйте сидя, повторяя каждое 3-4 раза с интервалом 1-2 минуты. Общая продолжительность занятий-10-15 минут.

Упражнения - разминки.

1. Выполнять стоя. Голова неподвижна. На счет 1 - отвести полусогнутую правую руку в сторону; 2 - медленно передвигать палец руки справа-налево и следить глазами за пальцем; 3 - то же в обратную сторону. Повторить 10-12 раз.

  1. Выполнять сидя. 1 - смотреть вдаль прямо перед собой 2-3 сек.; 2 -перевести взгляд на кончик носа 3-5 сек.; повторить 6-8 раз.
  2. Выполнять стоя. Голова неподвижна. 1 - поднять полусогнутую правую руку вверх; 2 - медленно передвигать палец руки сверху вниз и следить за ним глазами; 3 - то же самое при движении пальца снизу вверх. Повторить 10-12 раз.
  3. Выполнять сидя. Голова неподвижна. 1 - вытянуть полусогнутую руку вперед и вправо; 2 - производить рукой на расстоянии 40-50 см от глаз медленные круговые движения по часовой стрелке и следить при этом глазами за пальцем; 3-4 - то же при движении левой руки против часовой стрелки. Повторить 3-6 раз.
  4. Выполняется стоя. Ноги на ширине плеч. 1 - опустить голову, посмотреть на носок левой ноги; 2 - поднять голову посмотреть в правый верхних угол комнаты; 3 - опустить голову, посмотреть на носок правой ноги; 4 - поднять голову, посмотреть в левый верхний угол комнаты. Повторить 3-4 раза.
  5. Выполняется стоя. 1 - вытянуть руки вперед на ширину плеч и на уровне глаз; 2 - посмотреть в правый верхний угол комнаты; 3 -перевести взгляд на пальцы левой руки; 4 - посмотреть в левый верхний угол комнаты; 5 - перевести на пальцы правой руки взгляд. Повторить 3-4 раза.
  6. Выполнять стоя. 1 - смотреть вдаль (на стену); 2 - мысленно разделить расстояние до стены на две равные части, наметить точку и перевести взгляд на эту точку; 3 - мысленно разделить расстояние до точки пополам, наметить третью точку и перевести на нее взгляд. Повторить 8-10 раз.
  7. Вращать глазами, стараясь как можно больше увидеть по сторонам. Шесть раз влево, шесть - вправо.

Упражнения для улучшения общего и мозгового кровообращения.

  1. И.п. - стоя. В быстром темпе подниматься на носки. Дыхание произвольное.
  2. И.п. - сидя на краю стула. Опуская голову и наклоняя туловище вперед, вдохнуть диафрагмой. Отклоняя голову назад и выпрямляя туловище, сделать выдох. Повторить 8 раз.
  3. И.п. - стоя. Приседайте 4-6-10 раз. Вставая - вдох, приседая - выдох. Темп средний.
  4. И.п. - сидя, руки на поясе. 1 - поворот головы направо, 2 - и.п., 3 -поворот головы налево, 4 - и.п. Повторить 6-8 раз. Темп медленный.

Физкультминутка

для улучшения мозгового кровообращения

для снятия утомления с плечевого пояса и рук

1.        И.п. - стоя или сидя, руки на поясе. 1 - правую руку вперед, левую вверх, 2 - переменить положения рук. Повторить 3-4 раза, затем расслабленно опустить вниз и потрясти кистями, голову наклонить вперед. Темп средний.

2.        И.п. - стоя или сидя, кисти тыльной стороной на поясе. 1-2 – свести локти вперед, голову наклонить вперед, 3-4 - локти назад, прогнуться. Повторить 6-8 раз, затем руки вниз и потрясти расслабленно. Темп медленный.

3.        И.п. - сидя, руки вверх. 1 - сжать кисти в кулак, 2 - разжать кисти. Повторить 6-8 раз, затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний.

4.        И.п. - стойка ноги врозь, руки за голову. 1 - резко повернуть таз направо, 2 - резко повернуть таз налево. Во время поворотов плечевой пояс оставить неподвижным. Повторить 6-8 раз. Темп средний.

5.        И.п. - стойка ноги врозь, руки за голову. 1-3 - круговые движения тазом в одну сторону, 4-6 - то же в другую сторону, 7-8 - руки вниз и расслабленно потрясти кистями. Темп средний.

  1. И.п. - стойка ноги врозь. 1-2 - наклон вперед, правая рука скользит вдоль ноги вниз, левая, сгибаясь, вдоль тела вверх, 3-4 и.п., 5-8 - то же в другую сторону. Повторить 6-8 раз. Темп средний.

8.        Исходное положение (и.п.) - сидя на стуле, 1-2 - плавно наклонить голову назад, 3-4 - голову наклонить вперед, плечи не поднимать. Повторить 4-6 раз. Темп медленный.

9.        И.п. - сидя, руки на поясе. 1 - поворот головы направо, 2 - и.п., 3 -поворот головы налево, 4 - и.п. Повторить 6-8 раз. Темп медленный.

  1. И.п. - стоя или сидя, руки на поясе. 1 - махом левую руку занести через

правое плечо, голову повернуть налево, 2 - и.п., 3-4 - то же правой рукой.

Повторить 4-6 раз. Темп медленный.

  1. И.п. - стоя или сидя, руки на поясе. 1 - махом левую руку занести через правое плечо, голову повернуть налево, 2 - и.п., 3-4 - то же правой рукой. Повторите 4-6 раз. Темп медленный.
  2. И.п. - сидя на стуле, 1-2 отвести голову назад и плавно наклониться назад; 3-4 - голову наклонить вперед, плечи не поднимать. Повторить 4-6 раз, темп медленный.
  3. И.п. - сидя, руки на поясе. На счет 1 - поворот головы направо, 2 -и.п., 3 - поворот головы налево, 4 - и.п., 5 - плавно наклонить голову назад, 6 - и.п., 7 - голову наклонить вперед. Повторить 4-6 раз. Темп медленный.
  4. И.п. - сидя. Вытянуть ноги, носки ног на себя, от себя. Повторить несколько раз.
  5. И.п. - сидя. Вытянуть ноги, руки поднять, потянуться за руками и ногами. Темп медленный.

Веселые разминки.

Веселые разминки очень легко включаются в урок любой темы, но наиболее приемлемы, конечно, для учащихся 6-8 классов. Веселая разминка легко придумывается учителем по ходу урока. Примеры.

  1. Попросить  детей встать и «превратиться» в дерево, закрепиться корнями, выпрямить ствол, развесить ветки. Затем дается задание, вырасти, выдержать порывы ветра, который дует в разных направлениях.
  2. Попросить  детей «вжиться» в образ какого то объекта, изучаемого в теме урока, движения произвольные, в рамках того какие движения может осуществлять данный объект.
  3. Заочная экскурсия. Начинаем движение на месте, дальше все движения выполняются по команде учителя и показываются:

На слова: «Мы идем гулять»- вместе с учителем начинаем ходьбу на месте;

Идем по высокой траве- высоко поднимаем ноги;

Вокруг летают птицы- движения руками имитирующие полет птицы;

Вдалеке течет река- волнообразные движения руками по очереди;

Вот пролетел шмель- вращение предплечий вокруг друг-друга;

Очень много бабочек, поймаем их- хватательные движения кистями рук;

Наступил вечер и налетели комары- отмахивающиеся движения возле лица и тела;

Физминутки на уроках.

Зарядка.

Солнце глянуло в кроватку,C:\Documents and Settings\Администратор\Рабочий стол\конкурс зарядки младшие классы\IMGP2472.JPG

Раз – два- три – четыре – пять.

Все мы делаем зарядку,

Надо нам присесть и встать.

Руки вытянуть пошире,

Раз – два- три – четыре – пять.

Наклониться – три, четыре

И на месте поскакать.

На носок, потом на пятку. 

Все мы делаем зарядку!

Литературное чтение.

1.Руки вверх все поднимите, а потом их разведите и до пола опустите.

2.Ну-ка, знаки, встаньте в ряд.

Вместе мы большой отряд.

 Все мы тянем ловко пятку

И выходим на зарядку.

3. Солнышко с утра взойдёт,

Нам удачу принесёт.

На зарядку становись.

         Бодро спортом ты займись!

4. Книжек  много мы читая,

Все секреты узнаём.

На уроках уставая,

С физминуткой отдохнём.

5. Всё учить не так-то просто,

Все стихи мы познаём,

А, когда мы устаём,

Физзарядкой заниматься

Между партами встаём!

Математика.

Физминутки на уроках математики

Один, два, три, четыре, пять!

Все умеем мы считать,

Отдыхать умеем тоже –          

Руки за спину положим,         

Голову поднимем выше

И легко – легко подышим…

Один, два! – выше голова,                 

Три, четыре! – руки шире!                

Пять, шесть – тихо сесть.

Раз – подняться, потянуться,         

Два – согнуться, разогнуться,         

Три – в ладоши три хлопка,         

Головою три кивка.

На четыре – руки шире,                 

Пять – руками помахать,                 

Шесть – за парту тихо сесть.

  1. Раз, два, три, четыре, пять! AEROBICS

Все выходим мы играть!

Гибко шею повернём,

Руки вверх поднимем,

Ножкой топнем,                                            

А потом быстро вверх подпрыгнем.

  1. Раз, два, три, четыре!

Руки выше, ноги шире.

Плечики назад прогни,

Руки вниз ты опусти.

  1. Руки шире, ноги шире

И прогнитесь три, четыре.

  1. Раз, два, три!

В локте руку ты согни, голову наклони,

А потом всё выпрями.

Русский язык.

  • С русским дружно мы живём,

Правила изучим,

Если вдруг мы устаём,

Ручками потрусим.

  • Руки вверх мы поднимаем,

Ноги шире расставляем,

С физминуткой отдыхаем,

Когда корень узнаём.

  • Знаки препинания все мы изучили.

Пальчики устали, но мы не унывали.

И в свободную минутку

Мы их разминали.

  • Ручками похлопали, ножками потопали.

Е и О соединяем, буквы в слово превращаем.

Ручку в сторону отложим,

Физминутку мы продолжим. AG00040_

                                 

Физминутки на уроках английского языка

Использование физминуток на английском языке ведет к повышению творческого потенциала учащихся, к осмысленному и быстрому освоению лексического, грамматического, фонетического материала (согласно программе) и позволяет компенсировать негативные последствия переутомления.

1. Hands up, hands down
Hands on hips, sit down
Bent left to the side
Bent left bent right
1, 2, 3 hop 1, 2, 3 stop!
Stand still

2. Stand up clap clap
Arms up clap clap
Step step arms down
Clap clap please sit down

3. Hands up clap clap clap
Hands down shake shake shake
Hands on hip jump jump jump
Hop hop hop stop stand still
Good sit down please

4. Hands up hands down shake shake
Stand up on the tiptoes
Turn around step aside
step left step right

5. I can jump I can run
I can sing I can dance
I can swim I can’t fly
I can climb and say good bye.

6. I like to read I like to play
I like to study every day
I like to jump I like to run
I like to play, it’s fun.

7. Hands on the head
Hands on the hips
Hands on the table
Hands like this
Hands on the shoulders
Hands up and down
Hands behind the head
And sit down.

8. Hand up clap clap
Hands down clap clap
Hands on the head hop hop
Hands on the hips hop hop

9. Two little feet go tap tap tap
Two little hands go clap clap clap
Two little feet go jump jump jump
Two little hands go thump thump thump

10. One one one little dog run
Two two two cats see you
Three three three birds in the tree
Four four four frogs on the floor.

11. Can you hop like a rabbit
Can you jump like a frog
Can you walk like a duck
Can you run like a dog
Can you fly like a bird
Can you swim like a fish
Can you be like a good child
As still as you wish

12. Its fun to this
Its fun to be that
To leap like lamp
To climb like a cat
To swim like a fish
To hop like a frog
To trot like a horse
To jump like a frog

13. Up down up down
Which is the way to London town
Where where up in the air
Close your eyes and you are there

14. Teddy bear turn around
Teddy bear touch the ground
Teddy bear nod you head
Close your eyes and go to bed.

15. Ten little fingers
Ten little toes
Two little ears
And one little nose
Two little eyes
They shine so bright
One little mouth to say good night.

16. Three little monkeys jumping on the bed
One fell of and bumped his bed
Mom called the doctor and the doctor said
No more little monkeys jumping on the bed.

17. Stand up and look around
Shake your head and turn around
Stamp your feet upon the ground
Clap your hands and than sit down.

Содержание разработки может расширяться. Сами дети могут сочинять физминутки и проводить их.

18. Посмотрите птичка bird
Нам пример она дает
Чтобы небо ближе стало
Делай up и делай down

19. прибежала кошка cat
тоже хочет дать совет
чтоб как я вам гибкой стать
наклоняйтесь left and right

Физкультминутки

для младших школьников

на уроках с элементами письма

1. Упражнения для улучшения мозгового кровообращения

И.п. - сидя, руки на поясе. 1 - поворот головы направо, 2 - и.п., 3 - поворот головы налево, 4 - и.п., 5 - плавно наклонить голову назад, 6 - и.п., 7 - голову наклонить вперед. Повторить 4-6 раз. Темп медленный.

2. Упражнения для снятия утомления с мелких мышц кисти

И.п. - сидя, руки подняты вверх. 1 - сжать кисти в кулаках, 2 - разжать кисти. Повторить 6-8 раз, затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний.

3. Упражнения для снятия утомления с мышц туловища

И.п. - стойка ноги врозь, руки за голову. 1 - резко повернуть таз направо, 2 - резко повернуть таз налево. Во время поворота плечевой пояс оставить неподвижным. Повторить 4-6 раз. Темп средний.

4. Упражнение для мобилизации внимания

И.п. - стоя, руки вдоль туловища. 1 - правую руку на пояс, 2 – левую руку на пояс, 3 - правую руку на плечо, левую руку на плечо, 5 – правую руку вверх, 6 - левую руку вверх, 7-8 - хлопки руками над головой, 9 - опустить левую руку на плечо, 10 - правую руку на плечо, 11 - левую руку на пояс, 12 - правую руку на пояс, 13-14 - хлопки руками по бедрам. Повторить 4-6 раз. Темп - 1 раз медленный, 2-3 раза - средний, 4-5 - быстрый, 6 -медленный.

Физминутки со стихами

На двери висит замок 

На двери висит замок. (Руки сцеплены в замок)
Кто его открыть бы мог? (Пытаются разъединить руки)
Повертели, покрутили,
Постучали и открыли.

Руки в стороны 

Руки в стороны, в кулачок,
Разжимаем и на бочок.
Левую вверх!
Правую вверх!
В стороны, накрест,
В стороны, вниз.
Тук-тук, тук-тук-тук!
Сделаем большой круг.


Ой, качи, качи, качи 

Ой, качи, качи, качи,
В головах-то калачи,
В ручках пряники,
В ножках яблочки,
По бокам конфеточки,
Золотые веточки.
(Поочередно касаемся головы, рук, ног.)

Мы считали и устали 

Мы считали и устали. Дружно все и тихо встали.
Ручками похлопали, раз-два-три.
Ножками потопали, раз-два-три.
И еще потопали и дружней похлопали.
Встали, сели, встали, сели, и друг друга не задели,
Мы немножко отдохнем и опять считать начнем.
(для урока математики)

Потягунушки 

Потягунушки -
Порастунюшки,
Поперек - толстунушки,
А в ножках - ходунушки,
А в ручках - хватунушки,
А в роток - говорок,
А в головку - разумок.


На носочки поднимайся 

На носочки поднимайся,
Приседай и выпрямляйся.
Ножки в стороны,
Ножки вкось,
Ножки вместе,
Ножки врозь.


Мы, листики осенние 

Мы, листики осенние, на веточках сидели.
Дунул ветер - полетели.
Полетели, полетели и на землю сели.
Ветер снова набежал и листочки все поднял,
Повертел их, покрутил и на землю опустил.


Раз - подняться, потянуться 

Раз - подняться, потянуться,
Два - нагнуть, разогнуться,
Три - в ладоши, три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре - руки шире,
Пять - руками помахать,
Шесть - на место тихо сесть.

Руку протяните,

Яблоко сорвите

Стал ветер веточку качать,

И трудно яблоко достать.

Подпрыгну, руку протяну

И быстро яблоко сорву!

 

 

           ***

Тик-так, тик-так -

Все часы идут вот так:

Тик-так.

Смотри скорей, который час:

Тик-так, тик-так, тик-так.

Налево - раз, направо - раз,

Мы тоже можем так.

Тик-так, тик-так.

 

              ***

Очень трудно так стоять,

Ножку на пол не спускать,

И не падать, не качаться,

За соседа не держаться.

 

            ***

Наши нежные цветки

Распускают лепестки.

Ветерок чуть дышит.

Лепестки колышет.

 

Наши алые цветки

Закрывают лепестки.

Тихо засыпают,

Головой качают.

( для рук и пальцев)

 

              ***

 

Хомка-хомка, хомячок,

Полосатенький бочок.

Хомка раненько встает,

Щечки моет,

Шейку трет.

 

Подметает хомка хатку

И выходит на зарядку.

Раз, два, три, четыре, пять!

Хомка хочет сильным стать.

 

          ***

 

Мы сегодня рисовали,

Наши пальчики устали.

Наши пальчики встряхнем,

Рисовать опять начнем.

Ноги вместе, ноги врозь,

Заколачиваем гвоздь.

 

              ***

 

Вот помощники мои,

Их как хочешь поверни.

Хочешь эдак, хочешь так.

Не обидятся никак.

(для пальцев)

 

              ***

                                                                                       

Лучшие качели

Гибкие лианы.

Это с колыбели

Знают обезьяны.

(дети пружинят в коленях и машут руками) 

Кто весь век качается,

Да-да-да! 

(хлопают) 

Тот не огорчается

Никогда!   

(прыгают)

 

      ***

 

Мы писали, мы писали,

А теперь все дружно встали,

Ножками потопали, ручками похлопали,

Затем пальчики сожмем;

Сядем и писать начнем.

 

 

       ***

 

Смотри скорей, который час,

тик-так, тик-так, тик-так.

Налево - раз, направо - раз!

Мы тоже можем так.

 

Чтоб стать похожим на орла

И запугать собак,

Петух расправил два крыла...

Мы тоже можем так.

 

      ***

 

Мы к лесной лужайке вышли,

Поднимая ноги выше,

Через кустики и кочки,

Через ветви и пенечки.

Кто высоко так шагал -

Не споткнулся, не упал.

 

          ***

 

Солнце глянуло в кроватку,

Раз, два, три, четыре, пять.

Все мы делаем зарядку,

Надо нам присесть и встать

Руки вытянуть пошире,

1,2,3,4,5.

Наклонится - 3, 4.

И на месте поскакать.

На носок, потом на пятку.

Все мы делаем зарядку.

 

           ***

У маленьких детишек ёлочка большая.

Огоньками, шариками ёлочка сверкает.

Ай да ёлочка, погляди, погляди.  ( хлопают)

Деткам, ёлочка, посвети, посвети.

(руки над головой, ладони вправо-влево)

 

Не коли нас, ёлочка,

Веточкой лохматой ( грозят пальчиком),

Убери иголочки дальше от ребяток.

 

          ***

 

Гриша шел-шел-шел,

Белый гриб нашел.

Раз - грибок,

Два - грибок,

Три - грибок,

Положил их в кузовок.

 

          ***

 

Ветер дует нам в лицо,

Закачалось деревцо. (качаются)

Ветер, тише, тише, тише. (приседают)

Деревцо все выше, выше. (выпрямляются)

 

              ***

 

Буратино потянулся,

Раз - нагнулся,

Два - нагнулся,

Руки в стороны развел,

Ключик видно не нашел.

Чтобы ключик нам достать,

Нужно на носочки встать.

Физминутки с повторением алфавита

 (для начальной школы)

Аа
Антилопе каждый день
Поразмяться уж не лень.
Встанет рано поутру,
Скачет быстро по двору.
Головой своей качает,
Повороты выполняет.

Бб
Бабочка порхает
Нежно над цветком.
Кружится, летает.
Я бегу с сачком.
Вот она присела
Тихо на листок.
Я поймать хотела,
Дунул ветерок.
И несёт по ветру
Бабочку мою.
Я с сачком за нею
По тропе бегу.

Вв
Воробьишка потянулся,
Распрямился, встрепенулся.
Головой кивнул три раза,
Подмигнул он правым глазом.
Лапки в стороны развёл.
И по жёрдочке пошёл.
Прогулялся и присел,
Свою песенку запел:
Чик-чирик-чирик-чирик…

Гг
Утром встал гусак на лапки,
Приготовился к зарядке.
Посмотрел он вправо, влево,
Повороты сделал смело.
Пощипал немного пух
И с разбега в воду плюх!

Дд
Дятел долбит старый сук:
Тук-тук-тук и тук-тук-тук.
Он стучать не устаёт,
Клювом мошек достаёт.
Замолчит на миг. И вдруг
Снова слышим тук – тук – тук.

Ее
На реке живёт енот.
Чешет лапкой он живот.
Своим хвостиком виляет,
К верху лапки поднимает.
Шустро он по кочкам скачет,
Под корнём запасы прячет.
Он среди воды живёт
Добродушный наш енот.

Ёё
Ёж спешил к себе домой,
Нёс запасы он с собой.
Через кочки он скакал,
Быстро по лесу бежал.
Вдруг он сел и изменился,
В шарик круглый превратился.
А потом опять вскочил
И к детишкам поспешил.

Жж
На болоте жабы жили.
И друг с другом так дружили.
Прыгали они по кочкам,
Спали вместе тёмной ночкой.
А проснувшись поутру,
Начинали вновь игру.
Сесть и встать
И два прыжка.
Вместе весело всегда.

Зз
Был один малыш – зайчишка.
Он всего боялся слишком.
Мчался по лесу бегом,
Иль садился под кустом.
Он от всех зверей таился,
Раньше всех он спать ложился.
А, уснув, он видел сон,
Что он храбр и силён.

Ии
Ходит по двору индюк.
Словно перьевой сундук.
Он шагает не спеша
С боку на бок, чуть дыша.
Важно крыльями трясёт,
Индюшат к себе зовёт.
А они гуськом бегут
От отца не отстают.

Кк
Кустик гнётся на ветру
И роняет он листву.
Ветерок его качает,
Ветки до земли сгибает.
Лишь затихнет ветерок
Кустик ветками взмахнёт.

Лл
Лист сорвался и летит,
Тихо в воздухе кружит.
Он всё ниже, ниже, ниже.
Всё к земле он ближе, ближе.
Только дунет ветерок
Лист поднимется с дорог.
Будет дуть осенний ветер,
Будет лист кружить на свете.

Мм
Мишка толстый, косолапый.
В зоопарке машет лапой.
То он сядет, то привстанет,
Головой всем покивает.
Целый день гостей смешит.
Ну, а ночью сладко спит.

Нн
Ходит важный носорог.
Слышен всюду топот ног.
Вертит он огромным рогом
И глядит на всех он строго.
Топнул раз одной ногой,
А теперь удар другой.
Тяжело шагает он.
Очень толст он и силён.

Оо
Вы сегодня обезьянки.
По - английски просто манки.
Покривляемся немножко
И похлопаем в ладошки.
Головой кивнём друг другу
И пожмём соседу руку.
Сядем – встанем и прыжок.
Ты же манки, мой дружок.

Пп
Неуклюжий шёл пингвин
Посреди холодных льдин.
И по ледяной дорожке
Прыгал он на правой ножке.
А теперь подскок на левой
И присел, согнув колени.
Встал, присел
И пять прыжков.
Очень климат уж суров.

Рр
Так проворны наши руки
Нет им времени для скуки.
Руки вверх, вперёд, назад.
С ними можно полетать.
Мы на пояс их поставим
И наклоны делать станем.
Ими можно помахать.
А, прижав, тихонько спать.
Руки вверх поднимем выше
И легко-легко подышим.

Сс
Самолёт летит по небу,
Крылья, подставляя ветру.
Он легонечко парит
И по воздуху кружит.
А теперь пора спускаться,
На посадку приземляться.
Опустились мы легонько
И садимся потихоньку.

Тт
Мы, покинув этот класс,
Станем тиграми сейчас.
Ну-ка выпрямись, дружок.
Тигр делает прыжок.
А теперь ещё один.
Ну, а, прыгнув, посидим.
Поглядим по сторонам
И присядем по местам.

Уу
Ползёт улитка по тропе
Свой домик носит на спине.
Ползёт тихонько, не спешит
По сторонам всегда глядит.
Ну, а когда устанет очень
И отдохнуть она захочет,
То может быстренько свернуться
И шаром круглым обернуться.

Фф
Филин спал в дупле глухом.
Вдруг услышал где-то звон.
Вылез он и посмотрел
Всю округу оглядел.
Повернулся, посидел.
Вдруг вспорхнул и улетел.
В каждый глянул уголок,
Прилетел, и спать залёг.

Хх
В норке спал хорёк зимой,
Но проснулся он с весной.
Вверх он лапки потянул,
Головой своей кивнул.
Два прыжка он сделал смело,
Хвостиком вильнул умело.
И помчался он вприпрыжку
Словно озорной мальчишка.

Цц
Шёл цыплёнок по дорожке,
Прыгал он на правой ножке.
А ещё кружился смело,
Лапками махал умело.
Он спешил к себе домой
К милой мамочке родной.

Чч
Тик да тик часы стучат.
Целый день вперёд спешат.
Три часа на них сейчас,
А теперь вот 6 как раз.
Снова тикают часы
9 нам пробьют они.
У часов тяжёлый труд
Всё они идут, идут.

Ш
Я с утра сегодня встал.
С полки шар воздушный взял.
Начал дуть я и смотреть
Стал мой шарик вдруг толстеть.
Я всё дую – шар всё толще,
Дую – толще, дую – толще.
Вдруг услышал я хлопок.
Лопнул шарик, мой дружок.

Щ
Во дворе щенок играл
Прыгал, бегал и считал:
Раз – прыжок и три кивка,
Два – направо голова.
Три – налево поворот
И помчался до ворот.
Вдруг он встал, вздохнул и сел
И на всех вокруг глядел.

Юю
Стану я сейчас юлой.
На ноге крутнусь одной.
А теперь сменю я ножку
И на ней крутнусь немножко.
Покрутились. А сейчас
Я прошу садиться вас.

Яя
Яблоня в моём саду
Гнётся низко на ветру.
Наклонилась вправо, влево.
Покачаться захотела.
Ветки вниз и вверх качнула
И вперёд их протянула.
А как стихнет ветерок
Моя яблонька заснёт.

Упражнения для развития и совершенствования мелкой моторики

1. Лесная история.

Учитель рассказывает историю, которая случилась в лесу, а дети показывают ее с помощью движения рук.

- Выбежали зайки на полянку. Прыг-скок, прыг-скок.

(Отрывистыми движениями дети барабанят подушечками пальцев по парте, изображая зайчиков).

- Пришла лиса. Она шла очень тихо и осторожно.

(Дети мягко нажимают, на подушечки пальцев, касаясь парты).

-  Лиса шла не только тихо, но и незаметно. Своим хвостом она заметала следы.

(Дети имитируют движения хвоста, покачивая кистью то в одну, то в другую сторону.)

-  Зайцы увидели ее и бросились врассыпную.

(Ударами сразу всех пальцев обеих рук дети имитируют заячьи прыжки).

2. Солнышко

— Как светит солнышко летом?

(Дети широко растопыривают пальцы, хорошо растягивая все мышцы ладони).

Как светит солнышко осенью?

(Мышцы ладони напряжены, пальцы, полусогнуты).

Как светит солнышко зимой?

(Пальцы собираются в щепотку).

Каждое упражнение повторяется несколько раз.

3. Моем ручки

Дети повторяют знакомые движения, совершаемые при мытье рук.

4. Волны

Пальцы сцеплены в замок. Поочередно открывая и закрывая ладонь, дети имитируют движение волны.

5. Ребро, ладонь, кулак

Дети работают обеими руками одновременно. Поочередно на парту кладутся ребро ладони, открытая ладонь и кулак.

6. Семья

Пальцы обеих рук сжаты в кулак. Локти стоят на столе. Начиная с мизинца, дети одновременно раскрывают оба кулачка, поднимая по одному пальчику.

Этот пальчик — бабушка.

Этот пальчик — дедушка.

Этот пальчик — папа.

Этот пальчик — мама.

Этот пальчик — я.

Вот и вся моя семья.

7. Апельсин

— Мы делили апельсин.

Дети показывают апельсин —  пальцы полусогнуты, словно в руках мяч.

Много нас, а он один.

Ладонь сначала раскрыта, затем пальцы сжимаются в кулак, прямым остается только большой палец каждой руки.

Эта долька — для ежа,

— Эта долька — для стрижа,

— Эта долька — для утят,

— Эта долька — для котят,

— Эта долька — для бобра.

Ладони сжаты в кулак. Начиная с большого пальца, дети начинают раскрывать кулаки, на каждую фразу по пальцу.

А для волка... кожура.

— Он сердит на нас — беда!

— Разбегайтесь кто куда.

Дети раскрывают и закрывают ладонь, сжимая пальцы в кулак на каждое слово последних двух фраз.

Простые физминутки для глаз

1. Верх-вниз, влево-вправо

Двигать глазами вверх-вниз, влево-вправо. Зажмурившись, снять напряжение, считая до десяти.

2. Круг

Представить себе большой круг. Обводить его глазами сначала по часовой стрелке, потом против часовой стрелки.

3. Квадрат

Предложить детям представить себе квадрат. Переводить взгляд из правого верхнего угла в левый нижний — в левый верхний, в правый нижний. Еще раз одновременно посмотреть в углы воображаемого квадрата.

4. Покорчим рожи

Учитель предлагает изобразить мордочки различных животных или сказочных персонажей.

Гримасочка ежика — губки вытянуты вперед — влево — вправо — вверх — вниз, потом по кругу в левую сторону, в правую сторону. (Затем изобразить кикимору, Бабу-ягу, бульдога, волка, мартышку и т. д.)

5. Рисование носом

Детям нужно посмотреть на табличку и запомнить слово или букву. Затем закрыть глаза. Представить себе, что нос стал таким длинным, что достает до таблички. Нужно написать своим носом выбранный элемент. Открыть глаза, посмотреть на табличку. (Учитель может конкретизировать задание в соответствии с темой урока.)

6. Раскрашивание

Учитель предлагает детям закрыть глаза и представить перед собой большой белый экран. Необходимо мысленно раскрасить этот экран поочередно любым цветом: например, сначала желтым, потом оранжевым, зеленым, синим, но закончить раскрашивание нужно обязательно самым любимым цветом. Раскрашивать необходимо не торопясь, не допуская пробелов.

7. Расширение поля зрения

Указательные пальцы обеих рук поставить перед собою, причем за каждым пальчиком следит свой глаз: за правым пальцем — правый глаз, за левым — левый. Развести пальчики в стороны и свести вместе. Свести их... и направить в противоположные стороны на чужие места: правый пальчик (и с ним правый глаз) в левую сторону, а левый пальчик (и с ним левый глаз) в правую сторону. Вернуться на свои места.

 8. Буратино

Предложить детям закрыть глаза и посмотреть на кончик своего носа. Учитель медленно начинает считать от 1 до 8. Дети должны представить, что их носик начинает расти, они продолжают с закрытыми глазами следить за кончиком носа. Затем, не открывая глаз, с обратным счетом от 8 до 1, ребята следят за уменьшением носика.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья: Развитие физических данных детей младшего школьного возраста на занятиях хореографии средствами партерной гимнастики

В предлагаемой статье рассматривается система занятий партерной гимнастикой, ориентированная на детей младшего школьного возраста (7-10 лет), занимающихся танцами. Занятия партерной гимнастикой предн...

СТАТЬЯ "СОДЕРЖАНИЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ"

Авторы работы: Малышев Алексей Иванович - канд. пед. наук, доцент и Матвеева Наталья Назимовна - руководитель физического воспитания ГБДОУ № 85 Санкт-Петербурга В  работе предпринята...

Статья "Значение физической культуры для детей школьного возраста".

В статье рассмотривается значение физической культуры в школьный период жизни человека как основы фундамента для всестороннего физического развития, укрепления здоровья, формирования разнообразных дви...

Статья Развитие физических качеств на уроках физической культуры

На уроке физической культуры развитие физических качеств осущесвляется с учетом задач урока, содержания основного материала, возможностей учащихся....

Статья по физической культуре "Дозирование физических нагрузок школьников".

Дозирование физических нагрузок школьников: основные понятия....

Статья "Роль физической культуры и спорта в системе патриотического воспитания молодежи ГБПОУ «Байкальский колледж туризма и сервиса" (Дарижапов М.Д., руководитель физического воспитания ГБПОУ БКТиС), 2022 г.

Исследованы возможности физической культуры в воспитании патриотизма у студентов ГБПОУ «БКТиС», определены эффективные формы патриотического воспитания с использованием средств физической ...

Статья учителя физической культуры 134 школы Терентьева Александра Сергеевича по теме "формы и методы занятия физической культурой"

Статья учителя физической культуры 134 школы Терентьева Александра Сергеевича по теме "формы и методы занятия физической культурой"...