Адаптированная программа спортивной подготовки МБУ ДО ДЮСШ «Юниор» г. Находки
рабочая программа по физкультуре на тему
Программа спортивной подготовки для ДЮСШ рассчитана на весь период обучения для групп начальной подготовки 2 года обучения (далее – НП-2) – 1 год.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ВОЛЕЙБОЛ |
Адаптированная программа спортивной подготовки МБУ ДО ДЮСШ «Юниор» г. Находки |
на основе федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта волейбол (утвержденного приказом Минспорта России от 10 апреля 2013 г. № 114) |
для | начального | этапа подготовки | |||
2-го | года обучения |
Срок реализации программы: | 2016-2017 | учебный год |
52 | недели | |
Общий объем учебно-спортивной нагрузки | 416 | часов |
г. Находка 2016
УТВЕРЖДЕНО Протоколом тренерского совета МБУ ДО ДЮСШ «Юниор» г. Находка от «___»____________2016 г. № ___ |
Рабочая программа по баскетболу разработана на основании Федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта баскетбол (утвержден приказом Мин спорта России от 10 апреля 2013 г. № 114)
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по учебно-спортивной работе МБОУ ДОД ДЮСШ «Юниор» г. Находка _____________________ А.В. Павлик |
РЕКОМЕНДОВАНО Методист ИМЦ «Развитие» _____________________ |
РАЗРАБОТАНО Тренер-преподаватель МБОУ ДОД ДЮСШ «Юниор» г. Находка ____________________ Т.И.Слатимова |
Содержание
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1. Нормативная часть
1.1 Продолжительность этапов спортивной подготовки, минимальный возраст лиц для зачисления на этапы спортивной подготовки и минимальное количество лиц, проходящих спортивную подготовку в группах на этапах спортивной подготовки по виду спорта волейбол
1.2 Соотношение объемов тренировочного процесса по видам спортивной подготовки на этапах спортивной подготовки по виду спорта волейбол (Из ФССП)
1.3 Планируемые показатели соревновательной деятельности по виду спорта волейбол
1.4 Режимы тренировочной работы
1.5 Медицинские, возрастные и психофизические требования к лицам, проходящим спортивную подготовку
1.5.1 Требования к участию в спортивных соревнованиях лиц, проходящих спортивную подготовку
1.6 Предельные тренировочные нагрузки
1.7 Минимальный и предельный объем соревновательной нагрузки
1.8 Требования к экипировке, спортивному инвентарю и оборудованию
1.9. Количественный и качественный состав групп
1.10 Объем индивидуальной подготовки
1.11 Структура годичного цикла подготовки
2. Методическая часть программы
2.1 Проведение тренировочных занятий. Техника безопасности
2.2 Рекомендуемые объемы тренировочных и соревновательных нагрузок
2.3 Планирование спортивных результатов
2.4. Требования к организации и проведению врачебно-педагогического, психологического и биохимического контроля
2.5 Программный материал для практических занятий по этапу подготовки с разбивкой на периоды подготовки
2.5.1 Техническая подготовка
2.5.2 Тактика нападения
2.5.3 Тактика защиты
2.5.4 Физическая подготовка
2.5.5 Специально-подготовительные упражнения
2.6 Рекомендации по организации психологической подготовки 26
2.7 Планы антидопинговых мероприятий 28
3. Система контроля и зачетные требования 28
3.1 Влияние физических качеств и телосложения на результативность по виду спорта волейбол 28
3.2 Требования к результатам реализации программы 29
3.3 Виды контроля общей и специальной физической подготовки, спортивно-технической и тактической подготовки 29
3.4 Комплексы контрольных упражнений для оценки общей, специальной физической, технико-тактической подготовки и методический указания по их организации 32
3.4.1 Контрольные упражнения по общей физической подготовке
3.4.2 Контрольные упражнения по специальной физической подготовке:
3.4.3 Методика выполнение упражнений по ОФП.
3.4.4 Методика выполнения упражнений по СФП
4. Перечень информационного обеспечения
5. План физкультурных и спортивных мероприятий
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа для групп начальной подготовки 2 года обучения по волейболу составлена в соответствии с Федеральным стандартом спортивной подготовки по виду спорта баскетбол, утвержденного приказом Министспорта России от 10 апреля 2013 г. № 114 «Об утверждении федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта волейбол»
При разработке настоящей программы использованы нормативные требования по физической и спортивно-технической подготовке спортсменов, полученные на основе научно-методических материалов и рекомендаций последних лет по подготовке спортивного резерва.
Программа спортивной подготовки для ДЮСШ рассчитана на весь период обучения для групп начальной подготовки 2 года обучения (далее – НП-2) – 1 год.
В программе представлены модель построения системы подготовки спортсменов НП-2, примерные планы построения тренировочного процесса, контрольные нормативы.
Преимущественная направленность спортивной подготовки на этапе НП-2 нацелена на психологическое обследование, развитие быстроты простой двигательной реакции, быстроты и точности реакции выбора и переключения, точности реакции на движение и чувство времени, устойчивость и переключение внимания, быстроты и точности оперативного мышления.
Настоящая программа состоит из пяти частей,
Первая часть программы - нормативная, которая включает в себя:
- минимальное количество лиц, проходящих спортивную подготовку в группах НП-2,
- соотношение объемов тренировочного процесса по видам спортивной подготовки на начальном этапе подготовки 2 года,
- планируемые показатели соревновательной деятельности,
- режимы тренировочной работы;
- медицинские, возрастные и психофизические требования к лицам, проходящим спортивную подготовку;
- предельные тренировочные нагрузки;
- минимальный и предельный объем соревновательной деятельности;
- требования к экипировке, спортивному инвентарю и оборудованию;
- требования к количественному и качественному составу групп подготовки;
- объем индивидуальной спортивной подготовки;
- структуру годичного цикла (название и продолжительность периодов, этапов, мезоциклов).
Вторая часть - методическая часть включает в себя:
- рекомендации по проведению тренировочных занятий, а также требования к технике безопасности в условиях тренировочных занятий и соревнований;
- рекомендуемые объемы тренировочных и соревновательных нагрузок;
- рекомендации по планированию спортивных результатов;
-требования к организации и проведению врачебно-педагогического, психологического и биохимического контроля;
- программный материал для практических занятий по каждому этапу подготовки с разбивкой на периоды подготовки;
- рекомендации по организации психологической подготовки;
- планы инструкторской и судейской практики.
Третья часть программы - система контроля и зачетные требования включает в себя:
- конкретизацию критериев подготовки лиц, проходящих спортивную подготовку на данном этапе спортивной подготовки, с учетом возраста и влияния физических качеств и телосложения на результативность по виду спорта волейбол,
- требования к результатам реализации Программы на данном этапе спортивной подготовки, выполнение которых дает основание для перевода лица, проходящего спортивную подготовку, на следующий этап спортивной подготовки;
- виды контроля общей и специальной физической, спортивно-технической и тактической подготовки, комплекс контрольных испытаний и контрольно-переводные нормативы по годам и этапам подготовки, сроки проведения контроля;
- комплексы контрольных упражнений для оценки общей, специальной физической, технико-тактической подготовки лиц, проходящих спортивную подготовку, методические указания по организации тестирования, методам и организации медико-биологического обследования.
Четвертая часть - перечень информационного обеспечения включает в себя: список литературных источников, перечень аудиовизуальных средств, перечень Интернет-ресурсов, необходимых для использования в работе лицами, осуществляющими спортивную подготовку, и при прохождении спортивной подготовки лицами, проходящими спортивную подготовку.
Пятая часть - план физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий включает в себя планы физкультурных и спортивных мероприятий, план воспитательной работы.
1. Нормативная часть
Формирование групп НП-2 осуществляется переводом из групп этапа начальной подготовки первого года обучения при условии сдачи нормативов по общей и специальной физической подготовке, не имеющих медицинских противопоказаний (Из положения о комплектовании групп и ФССП)
1.1 Продолжительность этапов спортивной подготовки, минимальный возраст лиц для зачисления на этапы спортивной подготовки и минимальное количество лиц, проходящих спортивную подготовку в группах на этапах спортивной подготовки по виду спорта волейбол
Этапы спортивной подготовки | Продолжительность этапов (в годах) | Минимальный возраст для зачисления в группы (лет) | Наполняемость групп (человек) |
Этап начальной подготовки 2 года обучения | 3 | 9 | 12 - 20 |
1.2 Соотношение объемов тренировочного процесса по видам спортивной подготовки на этапах спортивной подготовки по виду спорта волейбол (Из ФССП)
Разделы спортивной подготовки | Этапы и годы спортивной подготовки |
Этап начальной подготовки 2 года обучения | |
Общая физическая подготовка (%) | 25 - 28 |
Специальная физическая подготовка (%) | 10 - 12 |
Техническая подготовка (%) | 22 - 23 |
Тактическая, теоретическая, психологическая подготовка, медико-восстановительные мероприятия (%) | 15 - 20 |
Технико-тактическая (интегральная) подготовка (%) | 10 - 14 |
Участие в соревнованиях, тренерская и судейская практика (%) | 10 - 12 |
1.3 Планируемые показатели соревновательной деятельности по виду спорта волейбол
Виды соревнований (игр) | Количество соревновании |
Контрольные | 1 - 3 |
Отборочные | - |
Основные | 1 |
Всего игр | 20 - 25 |
1.4 Режимы тренировочной работы
Этап подготовки | Максимальное количество учебных часов в неделю | Требования по ОФП и СФП на конец учебного года |
Начальная подготовка 2 года обучения | 8 | Выполнение нормативов ОФП и СФП |
1.5 Медицинские, возрастные и психофизические требования к лицам, проходящим спортивную подготовку
Лица, проходящие спортивную подготовку обязаны, своевременно проходить медицинские осмотры, предусмотренные в соответствии с Федеральным законом от 4 декабря 2007 г. № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»,
Формирование групп этапа НП-2 осуществляется в соответствии с возрастом. Минимальный возраст для учащихся этапа НП-2 составляет 9 лет.
Основные психофизическим требованиям предъявляемые к спортсменам волейболистам основываются на том, что моторная и психологическая сложность спортивной деятельности требует обязательного наличия у исполнителя специфического комплекса высоко развитых способностей, проявляющихся в психических качествах перцептивной, психомоторной и когнитивной сфер. Так же современные условия тренировок и соревнований требуют определённых личностных и психодинамических свойств, оптимизирующих процесс решения оперативных задач.
На успешность деятельности спортсмена наибольшее влияние оказывают две особенности - строение тела и функциональные возможности. К особенностям формы и строения тела, которые влияют на технику игры в баскетбол, относятся: рост, длина звеньев тела, пропорции тела.
1.5.1 Требования к участию в спортивных соревнованиях лиц, проходящих спортивную подготовку
Лицо, проходящее спортивную подготовку, направляется организацией, осуществляющей спортивную подготовку, на спортивные соревнования в соответствии с содержащимся в Программе планом физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий и положениями (регламентами) о спортивных соревнованиях и спортивных мероприятиях.
Участие в соревнованиях осуществляется только при условии:
- соответствие возраста и пола участника положению (регламенту) об официальных спортивных соревнованиях и правилам вида спорта волейбол;
- соответствие уровня спортивной квалификации участника положению (регламенту) об официальных спортивных соревнованиях согласно Единой всероссийской спортивной классификации и правилам вида спорта волейбол;
- выполнение плана спортивной подготовки;
- прохождение предварительного соревновательного отбора;
- наличие соответствующего медицинского заключения о допуске к участию в спортивных соревнованиях;
- соблюдение общероссийских антидопинговых правил и антидопинговых правил, утвержденных международными антидопинговыми организациями.
1.6 Предельные тренировочные нагрузки
Этапный норматив | Этап начальной подготовки третьего года обучения |
Количество часов в неделю | 8 |
Количество тренировок в неделю | 3-4 |
Общее количество часов в год | 416 |
Общее количество тренировок в год | 156-208 |
1.7 Минимальный и предельный объем соревновательной нагрузки
Виды соревнований (игр) | Минимальное количество соревнований | Максимальное количество соревнований |
Контрольные | 1 | 3 |
Отборочные | - | - |
Основные | 1 | 1 |
Всего игр | 20 | 80 |
1.8 Требования к экипировке, спортивному инвентарю и оборудованию
Экипировка учащихся групп НП-2 должна соответствовать действующим официальным правилам проведения соревнований по волейболу.
Спортивный инвентарь и спортивное оборудование должно соответствовать требованиям соответствующих нормативных актов действующих на территории Российской Федерации, так же должны иметь акт готовности.
1.9. Количественный и качественный состав групп
Этап подготовки | Количественный состав групп | Качественный состав групп | ||
Минимальная наполняемость | Максимальная наполняемость | Минимальный возраст | Максимальный возраст | |
Начальная подготовка второго года обучения | 12 | 20 | 9 | 14 |
1.10 Объем индивидуальной подготовки
Объем индивидуальной спортивной полготовки спортсмена группы НП-2 не должен превышать 8 процентов от общего объема тренировочного процесса.
1.11 Структура годичного цикла подготовки
Годичный цикл подготовки, соответственно фазам становления спортивной формы, подразделяют на три периода: подготовительный, соревновательный и переходный. Средства подготовки и тренировочные нагрузки распределяются строго по периодам и этапам подготовки.
Подготовительный период.
С этого периода начинается каждый новый цикл подготовки. Завершается подготовительный период к началу календарных соревнований. В этот период надо подвести занимающихся к соревнованиям на оптимальном уровне. Подготовительный период делится на три взаимосвязанных этапа: общей подготовки, специальной подготовки и предсоревновательной подготовки. Каждый из этих этапов имеет свои задачи, решение которых способствует планомерному и постепенному нарастанию уровня тренированности.
Задачи этапа общей подготовки:
- создание предпосылок общей тренировочной выносливости для дальнейшего увеличения объема и интенсивности нагрузок;
- укрепление опорно-двигательного аппарата;
- расширение функциональных возможностей сердечно-сосудистой и дыхательной систем;
- воспитание физических качеств;
- восстановление основных двигательных навыков и овладение новыми приемами техники.
На этапе общей подготовки используют общеподготовительные упражнения и частично-специально-подготовительные.
Задачи этапа специальной подготовки:
- воспитание специальной выносливости;
- воспитание скоростно-силовых способностей;
- совершенствование приемов техники;
- совершенствование групповых взаимодействий.
На этом этапе применяются специально-подготовительные упражнения и тренировочные формы соревновательного упражнения.
Задачи предсоревновательной подготовки:
- воспитание специальной соревновательной выносливости (физической, психической);
- достижение оптимального уровня соревновательной подготовленности.
На этом этапе большое внимание уделяется специально-подготовительным упражнениям, тренировочным формам соревновательного упражнения, и собственно соревновательные упражнения.
Соревновательный период.
Соревновательный период включает отрезок времени от первого соревнования (первого боя, схватки, выступления) по последние соревнования (последнего боя, схватки, выступления). На протяжении соревновательного периода используются все средства тренировки. Общеподготовительные упражнения применяются с целью переключения с одного вида деятельности на другой.
Задачи соревновательного периода:
- достижение и поддерживание оптимальной спортивной формы;
- совершенствование эффективности технико-тактических действий;
- повышение соревновательной подготовленности.
Переходный период
В переходном периоде, который длится с момента окончания соревнований до начала следующего макроцикла тренировки, значительно снижаются объем и интенсивность нагрузки. Средствами на этом этапе являются упражнения общей направленности, проводимые в совершенно новых условиях и по своему характеру способствующие скорейшему восстановлению физической и нервной энергии.
Задача переходного периода:
- сохранение тренированности на таком уровне, который позволит
- начать новый цикл тренировки с более высокой ступени, чем предыдущий.
Этап | Месяцы | сентябрь | октябрь | ноябрь | декабрь | январь | февраль | март | апрель | май | июнь | июль | август | ||||||||
НП-2 | Структура ра годичногоцикла | Периоды | подготовительный | соревновательный | переходный | ||||||||||||||||
этапы | Общеподготовительный | Спецподготовительный | соревновательный | Спецподготовительный | поддержание уровня спортивной работоспособности | ||||||||||||||||
Основные задачи по этапам подготовки | повышение уровня общефизической подготовки | повышение уровня специальной физической подготовки | повышение уровня технико-тактической подготовки | повышение уровня ОФП | повышение уровня СФП и ОФП | совершенствование технической подготовки | поддержание уровня СФП и ОФП |
2. Методическая часть программы
2.1 Проведение тренировочных занятий. Техника безопасности
Основные рекомендации для проведения тренировочных занятий:
1. Необходимо стремиться использовать максимальное количество мячей;
2. Применять поточную, игровую форму занятий, круговую тренировку;
3. При обучении элементам техники и тактики игры в волейбол соблюдать последовательность этапов обучения, а именно: ознакомление с приемом, разучивание приема в упрощенных условиях, изучение в усложненных условиях и закрепление приема в игровых условиях.
Учебные игры должны носить целевую игровую направленность, строго регламентировать действия играющих. В двухсторонних играх занимающиеся выполняют все ране разученные технические приемы и тактические действия произвольно.
В процессе обучения игры в волейбол используются следующие методы: словесный (вербальный), наглядный (визуальный), словесно-наглядный, целостный (основной), расчленный, метод сопряженных воздействий, метод срочной информации, метод двигательной информации, соревновательный и игровой методы.
Требования безопасности перед началом занятий.
Перед началом тренировочного занятия учащийся должен:
1. Надевать спортивную форму и спортивную обувь с нескользкой подошвой.
2. Подготовить инвентарь и оборудование, необходимые для проведения занятия, указанное тренером-преподавателем;
3. Снять с себя предметы, представляющие опасность для других (часы, браслеты, висячие сережки и т. д.);
4. Убрать из карманов спортивной формы посторонние предметы;
5. Строго следовать методическим указаниям тренера-преподавателя.
Перед началом тренировочного занятия тренер-преподаватель должен:
1. Проверить состояние и отсутствие посторонних предметов на полу (пол должен быть сухим и чистым, запрещается натирать пол мастикой) или спортивной площадке.
2. Хранить мячи на стеллажах или в любом другом месте, чтобы они не раскатывались по залу, и их легко можно было взять для выполнения упражнений; убрать в безопасное место инвентарь и оборудование, которые не будут использоваться во время занятия.
Требования безопасности во время занятий
1. Запрещается: начинать тренировку, делать остановки и заканчивать занятие без команды тренера-преподавателя.
2. Во время учебных игр строго выполнять правила волейбола и методические указания тренера-преподавателя.
3. Избегать столкновений, толчков и ударов по рукам и ногам.
4. При падениях необходимо сгруппировываться.
5. Соблюдать интервал и дистанцию.
Требования безопасности по окончании занятий
Под руководством тренера-преподавателя учащийся должен:
1. Убрать спортивный инвентарь в места его хранения;
2. Организованно покинуть место проведения занятия;
2.2 Рекомендуемые объемы тренировочных и соревновательных нагрузок
Рекомендуемые объемы тренировочных нагрузок при 52 учебных неделях составляют 416 часов, которые целесообразнее распределить следующим образом:
№ п/п | Виды тренировочной нагрузки | Количество часов |
1. | Теоретическая | 14 |
2. | Общая физическая | 104 |
3. | Специальная физическая | 42 |
4. | Техническая | 92 |
5. | Тактическая | 62 |
6. | Игровая | 42 |
7. | Контрольные и календарные игры | 42 |
8. | Восстановительные мероприятия | - |
9. | Инструкторская и судейская практика | - |
10. | Контрольные испытания | 14 |
11. | Медицинское обследование | 4 |
Общее количество часов | 416 |
Для подготовки спортсменов необходима соревновательная практика. Рекомендуемые объемы соревновательной практики представлены ниже:
Виды соревнований | Количество соревнований | Количество игр |
Контрольные | 1-3 | 12 |
Отборочные | - | - |
Основные | 2 | 14 |
Главные | 1 | 8 |
2.3 Планирование спортивных результатов
Планирование строится с учетом возраста и общей подготовленности занимающихся. За период этапа начальной подготовки второго года обучения воспитанники должны усвоить основной материал по технике и тактике, приобрести теоретические знания и практические навыки, повысить уровень физической подготовленности, подойти к началу выступления в соревнованиях среди более старших возрастных групп в хорошей спортивной форме, выполнить контрольные нормативы, приобрести навыки судьи соревнований.
Общая направленность в подготовке следующая:
- постепенный переход от обучения техническим приемам и тактическим действиям к их совершенствованию на базе роста физических и психических возможностей;
- планомерное прибавление вариативности выполнения технических приемов;
- переход от обще подготовительных к специализированным средствам;
- увеличение собственно соревновательных упражнений в процессе подготовки;
- увеличение объема тренировочных нагрузок;
- повышение интенсивности занятий;
- использование восстановительных мероприятий для поддержания необходимой работоспособности и сохранения здоровья.
2.4. Требования к организации и проведению врачебно-педагогического, психологического и биохимического контроля
Врачебно- педагогический, психологический и биохимический контроль- это комплексный контроль для получения полной и объективной информации о состоянии здоровья, уровня функциональных и резервных возможностей спортсмена, оценки эффективности системы спортивной подготовки.
Комплексный контроль включает в себя:
-обследование соревновательной деятельности (ОСД)
-углубленное медицинское обследование (УМО)
-этапные комплексные обследования (ЭКО)
-текущее медицинское обследование (ТМО)
Диспансерные и углубленные диспансерные обследования проводятся 1-2 раза в год. При углубленных медицинских обследованиях (УМО) применяется широкий круг современных методов исследования с учетом специфики гребного спорта. Эти обследования проводятся в кабинете врача и в условиях спортивной деятельности.
Этапные комплексные обследования (ЭКО) используются для контроля за динамикой здоровья и тренированности, оценки эффективности занятий, контроля за выполнением рекомендаций, данных при углубленных обследований.
Текущее обследование (ТМО) проводятся на различных этапах тренировки (перед занятием и на занятиях, в утренние часы, на сборах и т.п.). Применяются наиболее информативные. Нетрудоемкие для врача и спортсмена методы, позволяющие получать информацию о функциональном состоянии и динамике многократно, в порядке экспресс-контроля. Организация и ответственность за обеспечение своевременного медицинского обследования учащихся спортивных школ возлагают на руководителей спортивных школ, а также тренеров.
Психологическая подготовка подразделяется на общую и к конкретному соревнованию. Каждый раздел психологической подготовки имеет специфические задачи, решение которых требует комплексного подхода.
1. Общая психологическая подготовка осуществляется в единстве с физической, технической и тактической подготовкой на протяжении многолетнего периода спортивной подготовки, в ее задачи входят:
- Воспитание высоконравственной личности спортсмена;
- Развитие процессов восприятия;
- Развитие внимания: объема, интенсивности, устойчивости, распределения и переключения;
- Развитие тактического мышления, памяти, представления и воображения;
- Развитие способности управлять своими эмоциями;
- Развитие волевых качеств.
2. Психологическая подготовка к конкретным соревнованиям (игра) состоит в следующем:
- Осознание игроками задач на предстоящую игру;
- Изучение конкретных условий предстоящих соревнований (время, место, освещенность, температура и т.п.);
- Изучение сильных и слабых сторон соперника и подготовка к действию с учетом этих особенностей;
- Осознание и оценка своих собственных возможностей в настоящий момент;
- Преодоление отрицательных эмоций, вызванных предстоящей игрой;
- Формирование твердой уверенности в своих силах и возможностях в выполнении поставленных задач в предстоящей игре.
2.5 Программный материал для практических занятий по этапу подготовки с разбивкой на периоды подготовки
2.5.1 Техническая подготовка
№ п/п | Техника нападения |
Перемещения и стойки: стойки основная, низкая, ходьба, бег, перемещения приставными шагами лицом, боком (правым, левым), спиной вперед, двойной шаг, скачок вперед, сочетание стоек и перемещений, способов перемещений | |
Передачи: передача мяча сверху двумя руками, над собой, различными способами | |
Отбивание мяча кулаком через сетку в близи отнее: стоя на площадке и в прыжке, после перемещения | |
Подачи: в держателе, в стену, через сетку, из-за лицевой линии в левую, правую половину площадки | |
Нападающие удары: прямой нападающий удар, ритм разбега в три шага, ударное движение кистью по мячу: стоя на коленях, у стены, по мячу на резиновых амортизаторах стоя и в прыжке, бросок теннисного мяча ч/з сетку в прыжке с разбега, удар ч/з сетку с передачи | |
Техника Защиты | |
1. | Перемещения и стойки: низкие стойки, скоростные перемещения, перекаты на спину, на бедро |
Прием сверху двумя руками: после отскока от стены(расстояние1-2м), после броска партнером ч/з сетку(раст.4-6м), прием прямой подачи | |
Прием снизу двумя руками, прием: прием подвешенного мяча, наброшенного партнером- на месте подачи и первая передача в зону нападения и после перемещения; В парах направляя мяч вперед- вверх, над собой, один на месте, второй перемещается; «жонглирование» стоя на месте и в движении; прием подачи и первая передача в зону нападения | |
Блокирование: одиночное блокирование поролоновых, резиновых мячей в зонах 3,2, 4; «ластами» на кистях- стоя на подставке и в прыжке; ударов по мячу в держателе |
2.5.2 Тактика нападения
№ п/п | Тактика нападения |
Индивидуальные действия: выбор места для второй передачи, подачи верхней прямой, нападающего удара; чередование верхней и нижней подач; выбор способа отбивания мяча через сетку-нападающим ударом, передачей в прыжке, кулаком, снизу (лицом, спиной к сетке); вторая передача из зоны 3 игроку, к которому передающий обращен спиной; подача на игрока, слабо владеющего приемом подачи | |
Групповые действия: взаимодействия при первой передаче игроков зон 3,4 и 2; при второй передаче игроков зон 3,4,2; взаимодействие при первой передаче игроков зон6,5,1 и 3,4,2 при приеме подачи | |
Командные действия: система игры со второй передачи игроков передней линии: прием подачи и первая передача в зону 3, вторая передача игроку зоны 4 и 2 (чередование), стоя лицом и спиной по направлению передачи; прием подачи в зону 2, вторая передача в зону 3 |
2.5.3 Тактика защиты
№ п/п | Тактика Защиты |
Индивидуальные действия: выбор места при приеме подачи, при приеме мяча, направленного соперником через сетку, при блокировании (выход в зону «удара»), при страховке партнера, принимающего мяч с подачи, посланного передачей; выбор способа приема мяча от соперника – сверху или снизу | |
Групповые действия: взаимодействие игроков при приеме подачи и передачи игроков зон 1 и 5 с игроком зоны 6; игрока зоны 6 с игроками 5 и1; игрока зоны3 с игроками зон 4 и 2; игроков зон 5,1,6 с игроками зон4 и2 при приеме подачи и с передачи(обманы); игроков зон 4 и 2 с игроком зоны 6 | |
Командные действия: расположение игроков при приеме подачи, при системе игры «углом вперед» | |
.5.4 Физическая подготовка
Общая физическая подготовка направлена на развитие основных двигательных качеств - силы, быстроты, выносливости, гибкости, ловкости, а также на обогащение юных волейболистов разнообразными двигательными навыками. В состав ОФП входят строевые упражнения и команды для управления группой; упражнения из гимнастики, легкой атлетики, акробатики, подвижные и спортивные игры.
Гимнастические упражнения подразделяются на три группы:
1. для мышц рук и плечевого пояса;
2. для мышц туловища и шеи;
3. для мышц ног и таза;
Упражнения выполняются: - без предметов и с предметами (набивные мячи, гимнастические палки, гантели, резиновые амортизаторы, скакалки);
- на гимнастических снарядах (гимнастическая стенка и скамейка, перекладина, канат);
- прыжки в высоту с прямого разбега (с мостика) через планку (веревочку).
Акробатические упражнения включают: - группировки и перекаты в различных положениях,
- стойка на лопатка - стойка на голове и руках;
- кувырки вперед и назад;
- соединение нескольких акробатических упражнений в несложные комбинации.
Легкоатлетические упражнения: бег, прыжки, метание.
Бег:
- бег: 20, 30, 60 м, повторный бег – два – три отрезка по 20 – 30 м ( с 12 лет ) и по 40 м ( с 14 лет ), три отрезка по 50 – 60 м ( с 16 лет ).
- бег с низкого старта 60 м (с 13 лет), 100м (с 15 лет
- эстафетный бег с этапами до 40 м (10 – 12 лет), до 50 – 60 м (с 13 лет).
- бег с горизонтальными и вертикальными препятствиями (учебные барьеры, набивные мячи, условные окопы, количество препятствий от 4 до 10).
- бег или кросс 500 – 1000 м.
Прыжки :
- через планку с прямого разбега;
- в высоту с разбега;
- в длину с места;
- тройной прыжок с места;
- в дину с разбега.
Метания:
- малого мяча с места в стенку или щит на дальность отскока;
- на дальность;
- метание гранаты (250 – 700 г) с места и с разбега;
- толкания ядра весом 3 кг (девочки 13 – 16 лет), 4 кг (мальчики 13 – 15 лет 5 кг ( юноши 16 лет ) ;
- метание копья в цель и на дальность с места и с шага.
- Многоборья: спринтерские, прыжковые, смешанные – от 3 до 5 видов.
Спортивные и подвижные игры.
- Баскетбол, ручной мяч, футбол, бадминтон и др.
- Основные приемы техники игры в нападении и защите.
- Индивидуальные тактические действия и простейшие взаимодействия игроков в защите и нападении.
- Подвижные игры: «Гонка мячей», «Салки» («Пятнашки»), «Невод», «Метко в цель», «Подвижная цель», «Эстафета с бегом», «Эстафета с прыжками», «Мяч среднему», «Охотники и утку», «Перестрелка», «Перетягивание через черту», «Эстафета футболистов», «Эстафета баскетболистов», «Встречная эстафета с мячом», «Ловцы», «Борьба за мяч», «Мяч ловцу», «Перетягивание», «Катающаяся мишень».
- Упражнения для овладения навыками быстрых ответных действий. По сигналу (преимущественно зрительному) бег на 5, 10, 15 м из исходных положений: стойка волейболиста (лицом, боком и спиной к стартовой линии), сидя, лежа лицом вверх и вниз в различных положениях по отношению к стартовой линии; то же, но перемещение приставными шагами.
- Общеподготовительные упражнения.
- Строевые упражнения Шеренга, колонна, фланг, интервал, дистанция. Перестроения: в одну, две шеренги, в колонну по одному, по два. Сомкнутый и разомкнутый строй. Виды размыкания. Построение. Выравнивание строя, расчет в строю, повороты на месте. Переход на ходьбу, бег, на шаг. Остановка. Изменение скорости движения строя.
- Упражнения для рук и плечевого пояса. Сгибание и разгибание рук, вращения махи, отведение и приведение, рывки одновременно обеими руками и поочередно - из различных исходных положений, стоя на месте и в движении.
- Упражнения для ног. Поднимание на носки; сгибание ног в тазобедренных суставах; приседания; отведения; приведения и мах ногой в переднем, заднем и боковом направлениях; выпады, пружинистые покачивания в выпаде; подскоки из различных исходных положений ног (вместе, на ширине плеч, одна впереди другой и т.п.); сгибание и разгибание ног в смешанных висах и упорах; прыжки.
- Упражнения для шей и туловища. Наклоны, вращения, повороты головы; наклоны туловища, круговые вращения туловищем, повороты туловища, поднимание прямых и согнутых ног в положении лежа на спине; из положения, лежа на спине переход в положение, сидя; смешанные упоры в положении лицом и спиной вниз; угол из исходного положения лежа, сидя и в положении виса; различные сочетания этих движений.
- Упражнения для всех групп мышц. Могут выполняться с короткой и длинной скакалкой, гантелями, набивными мячами, мешочками с песком, резиновыми амортизаторами, палками, со штангой (для юношей).
- Упражнения для развития силы.
- Упражнения с преодолением собственного веса: подтягивание и виса, отжимание в упоре, приседания на одной и двух ногах. Преодоление веса и сопротивления партнера.
- Переноска и перекладывание груза.
- Лазание по канату, шесту, стенке.
- Упражнения со штангой: толчки, выпрыгивания, приседания.
- Упражнения с набивными мячами.
- Упражнения на тренажерах типа «геркулес». Борьба. Гребля.
- Упражнения для развития быстроты.
- Повторный бег по дистанции от 30 до 100м со старта и сходу с максимальной скоростью. Бег по наклонной плоскости вниз. Бег за лидером. Бег с гандикапом с задачей догнать партнера. Выполнение общеразвивающих упражнений в максимальном темпе.
- Упражнения для развития гибкости.
- Общеразвивающие упражнения с широкой амплитудой движения.
- Упражнения с помощью партнера (пассивные наклоны, отведения ног, рук до предела, мост, шпагат).
- Упражнения с гимнастической палкой или сложенной вчетверо скакалкой: наклоны и повороты туловища с различными положениями предметов (вверх, вперед, вниз, за голову, на спину); перешагивание и перепрыгивание, «выкруты» и круги.
- Упражнения на гимнастической стенке, гимнастической скамейке.
- Упражнения для развития ловкости.
- Разнонаправленные движения руками и ногами.
- Кувырки вперед, назад, перекаты в стороны с места, с разбега и с прыжка.
- Перевороты в стороны, вперед, назад через правое, левое плечо.
- Стойки на голове, руках и лопатках.
- Опорные прыжки через козла, коня в длину, ширину с подкидного мостика.
- Прыжки на батуте.
- Упражнения в равновесии на гимнастической скамейке, бревне.
- Жонглирование двумя, тремя теннисными мячами, предметами различной формы, разного диаметра и веса.
- Метание мячей в подвижную и не подвижную цель.
- Метание после кувырков, поворотов, вращений.
- Полоса препятствий: с перелезанием, пролезанием, перепрыгиванием, кувырками, с различными перемещениями, переноской нескольких предметов одновременно (четырех баскетбольных мячей), ловлей и метанием мячей. Игра в мини-футбол, теннис большой, волейбол, бадминтон.
- Упражнения для развития скоростно-силовых качеств.
- Прыжки в высоту через препятствия, планку, в длину с места, многократные прыжки с ноги на ногу, на двух ногах.
- Перепрыгивание предметов скамеек, мячей, барьеров.
- Прыжки в глубину.
- Бег и прыжки по лестнице вверх и вниз.
- Бег по мелководью, по снегу, по песку, с отягощением с предельной интенсивностью.
- Игры с отягощениями.
- Эстафеты, комбинированные с бегом, прыжками, метанием.
- Упражнения для развития общей выносливости.
- Бег равномерный и переменный на 500, 800, 1000м.
- Кросс на дистанцию для девочек от 1500 до 3000м, для мальчиков от 2500 до 5000м.
- Дозированный бег по пересеченной местности от 3 минут до 1 часа (для разных возрастных групп).
- Плавание с учетом и без учета времени.
- Ходьба на лыжах с подъемами и спусками с гор, прохождение дистанции от 3 до 10 км на время.
- Марш-бросок.
- Туристические походы.
- Подвижные игры. «День и ночь», «Салки без мяча», «Караси и щуки», «Волк во рву», «Третий лишний», «Удочка», «Круговая лапта», «Гонка мячей», «Невод», «Метко в цель», «Подвижная цель», «Мяч среднему», «Охотники и утки», «Перестрелка». «Перетягивание через черту», «Вызывай смену», «Ловцы», «Мяч ловцу», «Борьба за мяч», «Перетягивание каната». Комбинированные эстафеты, «Эстафета баскетболистов», «Эстафета футболистов», «Эстафета с бегом», «Эстафета с прыжками», «Встречная эстафета с мячом».
2.5.5 Специально-подготовительные упражнения
- «Челночный» бег на 5, 6 и 10 м (общий пробег за одну попытку 20 – 30 м). - «Челночный» бег, но отрезок вначале пробегают лицом вперед, а затем спиной и т.д.
- По принципу «челночного» бега передвижение приставными шагами. То же с набивными мячами в руках (2 – 5 кг) в руках, с поясом – отягощением или в куртке с отягощением.
- Бег (приставными шагами) в колонне по одному (в шеренге) вдоль границ площадки, по сигналу выполнение определенного задания: ускорение, остановка, изменение направления или способа передвижения, поворот на 360 градусов, прыжок вверх, падение и перекат, имитация передачи в стойке, с падением, в прыжке, имитация подачи, нападающих ударов, блокирования и т.д. То же, но подают несколько сигналов; на каждый сигнал занимающиеся выполняют определенное действие.
Подвижные игры.
- «День и ночь» (сигнал зрительный, исходные самые различные), «Вызов», «Вызов номеров», «Попробуй унеси», различные варианты игры «Салочки».
- Специальные эстафеты с выполнением перечисленных заданий в разнообразных сочетаниях и с преодолением препятствий.
Упражнения для развития прыгучести.
- Приседание и резкое выпрямление ног со взмахом руками вверх; то же с прыжком вверх; то же с набивным мячом (двумя) в руках (до 3 кг).
- Из положения стоя на гимнастической стенке – одна нога сильно согнута, другая опущена вниз, руками держаться на уровне лица: быстрое разгибание ноги (от стенки не отклоняться). То же с отягощением (пояс до 6 кг).
Упражнения с отягощениями.
- Мешок с песком до 10 кг для девушек и 20 кг для юношей, штанга – вес устанавливается в процентах от массы занимающегося и от характера упражнения – приседание до 80 раз, выпрыгивание до 40 раз, выпрыгивание из приседа до 30 раз, пояс манжеты на запястьях, голени у голеностопных суставов, жилет.
- Приседание, выпрыгивание вверх из приседа, полуприседа, полуприседа и выпада, прыжки на обеих ногах. - Многократные броски набивного мяча (1- 2 кг) над собой в прыжке и ловля после приземления. - Стоя на расстоянии 1- 1,5 м от стены (щита) с набивным (баскетбольным) мячом в руках, в прыжке бросить мяч вверх о стену, приземлиться, снова прыгнуть и поймать мяч, приземлиться и снова в прыжке бросить и т.д. То же, но без касания мячом стены (с 14 лет – прыжки на одной ноге)
Прыжки.
- Прыжки на одной и на обеих ногах на месте и в движении лицом вперед, боком и спиной вперед. То же с отягощением.
- Напрыгивание на тумбу (сложенные гимнастические маты), постепенно увеличивая высоту и количество прыжков подряд. - Прыжки в глубину с гимнастической стенки на гимнастические маты (для мальчиков).
- Спрыгивание (высота 40-80см) с последующим прыжком вверх.
- Прыжки на одной и обеих ногах с преодолением препятствий (набивные мячи и т.п.). - Прыжки с места вперед, назад, вправо, влево, отталкиваясь обеими ногами. - Прыжки вверх с доставанием подвешенного мяча, отталкиваясь одной и обеими ногами. То же, но делая разбег в три шага.
- Прыжки с места и с разбега с доставанием теннисных (набивных, волейбольных) мячей, укрепленных на разной высоте.
- Прыжки опорные, прыжки со скакалкой, разнообразные подскоки.
- Многократные прыжки с места и с разбега в сочетании с ударом по мячу.
- Бег по лестнице вверх, ступая на каждую ступеньку.
- Бег по песку без обуви.
Упражнения для развития качеств, необходимых при выполнении приема и передач мяча.
- Сгибание и разгибание рук в лучезапястных суставах, круговые движения кистями, сжимание и разжимание пальцев рук в положении руки вперед, в стороны, вверх (на месте и в сочетании с различными перемещениями).
- Из упора, стоя у стены одновременное и попеременное сгибание лучезапястных суставов (ладони располагаются на стене, пальцы вверх, в стороны, вниз, пальцы вместе или расставлены, расстояние от стены постепенно увеличивают).
- То же, но опираясь о стену пальцами.
- Отталкивание ладонями и пальцами от стены двумя руками одновременно и попеременно правой и левой рукой.
- Упор лежа – передвижение на руках вправо (влево) по кругу, носки ног на месте. То же, но передвижение вправо и влево, одновременно выполняя приставные шаги руками и ногами (с 15лет).
- Из упора присев, разгибаясь вперед- вверх, перейти в упор лежа (прикасании пола руки согну
- Передвижение на руках в упоре лежа, ноги за голеностопные суставы удерживает партнер (с 14лет для мальчиков).
- Тыльное сгибание кистей (к себе) и разгибание, держа набивной мяч двумя руками у лица (движение напоминает заключительную фазу при верхней передаче мяча). - Многократные броски набивного мяча от груди двумя руками (вперед и над собой) и ловля (особое внимание уделить заключительному движению кистей и пальцев).
- Броски набивного мяча от груди двумя руками (из стойки волейболиста) на дальность (соревнование).
- Многократные передачи баскетбольного (гандбольного, футбольного) мяча о стену и ловля его.
- Поочередные броски и ловля набивных и баскетбольных мячей, которые со всех сторон бросают занимающемуся партнеры.
- Ведение баскетбольного мяча ударом о площадку.
- Упражнения с гантелями для кистей рук. - Упражнения с кистевым эспандером.
- Сжимание теннисного (резинового) мяча.
- Многократные волейбольные передачи набивного, гандбольного, футбольного, баскетбольного мячей в стену.
- Многократные передачи волейбольного мяча в стену, постепенно увеличивая расстояние до нее.
- Многократные передачи волейбольного мяча на дальность (с набрасывания партнера).
- Броски набивного мяча над собой и наблюдение за партнером (двумя, тремя); в зависимости от действия партнера (партнеров) изменять высоту подбрасывания, бросок на свободное место, на партнера и т.д.
- Многократные броски и ловля набивного мяча во встречных колоннах, в тройках в рамках групповых тактических действий (направления первой и второй передач). То же, но броски при первой и второй передачах в соответствии сигналом. То же в рамках командных действий.
Упражнения для развития качеств, необходимых
при выполнении подач.
- Круговые движения руками в плечевых суставах с большой амплитудой и максимальной быстротой.
Упражнения с резиновыми амортизаторами: - Стоя спиной к гимнастической стенке в положении наклона вперед, руки назад (амортизаторы укреплены на уровне коленей), движение руками с шагом правой ногой вперед (как при нижней прямой подаче).
- Стоя спиной к гимнастической стенке (амортизатор укреплен на уровне плеч), руки за головой, движение руками из – за головы вверх и вперед. То же одной рукой (правой, левой). То же, но амортизатор укреплен за нижнюю рейку, а занимающийся стоит у самой стенки. Движение рукой вверх, затем вперед.
- Стоя на амортизаторе, руки внизу – поднимание рук через стороны вверх, поднимание прямых рук и отведение назад. То же, но круги руками.
- Стоя правым боком к стене (амортизатор укреплен на уровне плеч), движение правой рукой как при верхней боковой подаче.
Упражнения с набивным мячом: - Броски мяча двумя руками из-за головы с максимальным прогибанием при замахе.
- Броски мяча снизу одной и двумя руками.
- Броски мяча одной рукой над головой: правой рукой влево, левой вправо.
- Броски набивного мяча(1кг) через сетку, расстояние 4-6м.
- С набивным мячом в руках у стены(2-3м) в ответ на сигнал бросок снизу, сверху.
- Бросок гандбольного мяча через сетку из-за лицевой линии в пределах площадки и на точность в зоны. То же, но после перемещения от сетки.
Упражнения с волейбольным мячом:
(выполняют многократно подряд)
- Совершенствование ударного движения подачи по мячу на резиновых амортизаторах в опорном положении и в прыжке с места, с разбега.
- Подачи с максимальной силой у тренировочной сетки (в сетку).
- Подачи мяча слабейшей рукой.
Упражнения для развития качеств, необходимых при выполнении нападающих ударов.
- Броски набивного мяча из-за головы двумя руками с активным движением кистей сверху вниз стоя на месте и в прыжке (бросать перед собой в площадку, гимнастический мат).
- Броски набивного мяча(1кг) в прыжке из-за головы двумя руками через сетку.
- Имитация прямого нападающего удара, держа в руках мешочки с песком (до 1кг).
- Метание теннисного или хоккейного мяча (правой и левой рукой) в цель на стене (высота 1,5-2м) или на полу (расстояние 5-10м) с места, с разбега, после поворота, в прыжке; то же через сетку.
- Соревнование на точность метания малых мячей.
- Совершенствование ударного движения нападающих ударов по мячу, укрепленному на резиновых амортизаторах. То же, но у тренировочной стенки.
- Удары выполняют правой и левой рукой с максимальной силой.
- Удары по мячу, укрепленному на амортизаторах, с отягощениями на кисти, предплечье, ногах или при отягощении всего тела (куртка, пояс).
- Спрыгивание с высоты (до 50см) с последующим прыжком и нападающим ударом по мячу на амортизаторах. - Многократное выполнение нападающих ударов с собственного подбрасывания, с набрасывания партнера у сетки с глубины площадки.
- Чередование бросков набивного мяча и нападающих ударов по мячу, укрепленному на амортизаторах. То же, но броски и удары через сетку (с собственного подбрасывания). - В парах. С набивным мячом в руках (1кг) прыжок вверх, замах из-за головы двумя руками и в ответ на сигнал или бросок с сильным заключительным движением кистей вниз вперед, или вверх вперед (плавно). То же, но бросок через сетку; то же, но бросок вниз двумя руками, вверх - одной.
- В ответ на сигнал бросок набивного мяча двумя руками по ходу или с переводом (вправо, влево).
Упражнения для развития качеств,
необходимых при блокировании.
- Прыжковые упражнения, описанные ранее, в сочетании с подниманием рук вверх с касанием подвешенного набивного мяча. То же с касанием волейбольного мяча, укрепленного на резиновых амортизаторах: с места после перемещения, после поворотов, после поворотов и перемещений (различные сочетания), после прыжка в глубину (спрыгивание).
- Стоя у стены (щита) с баскетбольным мячом в руках, подбросить мяч вверх, подпрыгнуть и двумя руками (ладонями) отбить его в стену; приземлившись поймать мяч и т.д. Мяч отбивать в высшей точке взлета.
- Учащийся располагается спиной к стене – бросить мяч вверх, повернуться на 180º и в прыжке отбить его в стену.
- То же, что предыдущие два упражнения, но мяч набрасывает партнер. Партнер с мячом может менять высоту подбрасывания, выполнять отвлекающие и обманные движения: замах и движение на бросок, но в последний момент мяч задерживает в руках и тут же подбрасывает на различную высоту и т.д.
- То же, поворот блокирующего по сигналу партнера – вначале мяч подбрасывают после поворота, затем во время поворота и до поворота.
- Перечисленные упражнения, но после перемещения и остановки.
- Многократные прыжки с доставанием ладонями подвешенного мяча, набивного или волейбольного, укрепленного на амортизаторах.
- Передвижение вдоль сетки лицом к ней приставными шагами правым и левым боком вперед, остановка и принятие исходного положения для блокирования.
- То же, но в положении спиной к сетке и с поворотом на 180º.
- То же, что предыдущие два упражнения, но на расстоянии 1-1,5м от сетки; исходное положение принимают после шага к сетке.
- То же, что последние три упражнения, но остановку и исходное положение принимают по сигналу.
- Передвижение вдоль сетки, остановка и прыжок вверх с выносом рук над сеткой.
- То же, но остановку и прыжок выполняют по сигналу.
- Перемещения у сетки, остановка и прыжок вверх, ладонями коснуться подвешенного над сеткой набивного (волейбольного) мяча.
- Двое занимающихся стоят у сетки лицом к ней на противоположных сторонах площадки : один занимающийся двигается приставными шагами с остановками и изменением направления, другой старается повторить его действия.
- То же, но с прыжком, стараться над сеткой коснуться ладоней партнера.
- Упражнения вдвоем, втроем на согласованность действий на основе перечисленных упражнений.
- Нападающий с набивным мячом перемещается вдоль сетки, выполняет остановки и в прыжке подбрасывает мяч над собой; блокирующий должен своевременно занять исходное положение и прыгнуть на блок так, чтобы ладони были над сеткой в момент, когда нападающий выпустит мяч из рук.
- Нападающие выполняют броски и ловлю набивного мяча в рамках групповых тактических действий в нападении, блокирующий выбирает место и блокирует (заключительная фаза, как в предыдущем упражнении).
- Предыдущие два упражнения, но блокирующих у сетки трое, блокируют двое.
2.6 Рекомендации по организации психологической подготовки
Основное содержание психологической подготовки состоит в следующем:
- формирование мотивации к занятиям волейболом;
- развитие личностных качеств, способствующих совершенствованию и контролю;
- совершенствование внимания (интенсивности, устойчивости, переключения), воображения, памяти, мышления, что будет способствовать быстрому восприятию информации и ее переработке, принятию решений;
- развитие специфических чувств - «чувство партнера», «пространственная ориентация»;
- формирование межличностных отношений в спортивном коллективе.
Психологическая подготовка спортсменов направлена на воспитание волевых качеств личности и состоит из общей психологической подготовки спортсменов, психологической подготовки к соревнованиям и управления нервно-психическим восстановлением спортсмена.
Общая психологическая подготовка предусматривает формирование личности спортсменов и межличностных отношений, развитие спортивного интеллекта, специализированных психических функций и психомоторных качеств.
Средства и методы психолого-педагогических воздействий должны быть включены во все этапы и периоды круглогодичной подготовки, постоянно повторяться и совершенствоваться. Некоторые из них на том или ином этапе обучения и тренировки годовых циклов, особенно в связи с подготовкой к соревнованиям, участием в них и восстановлением после значительных тренировочных и соревновательных нагрузок, имеют преимущественное значение.
На этапах совершенствования спортивного мастерства и высшего спортивного мастерства основное внимание в подготовке уделяется совершенствованию волевых черт характера, специализированных черт восприятия, сложных сенсомоторных реакций и оперативного мышления, способности к само регуляции, формированию специальной предсоревновательной и мобилизационной готовности, способности к нервно - психическому восстановлению.
В круглогодичном цикле подготовки должны быть сделаны следующие акценты при распределении объектов психолого-педагогических воздействий:
- В подготовительном периоде выделяются средства и методы психолого-педагогических воздействий, связанные с морально-психологическим просвещением спортсменов, развитием их спортивного интеллекта, разъяснением цели и задач участия в соревнованиях, содержания общей психологической подготовки к соревнованиям, развитием волевых качеств и специализированных черт восприятия, оптимизацией межличностных отношений и сенсомоторным совершенствованием общей психологической подготовленности.
- В соревновательном периоде упор делается на совершенствовании эмоциональной устойчивости, свойствах внимания, достижении специальной психической готовности к выступлению и мобилизационной готовности к соревнованиям.
- В переходном периоде используются преимущественно средства и методы нервно психического восстановления спортсменов. В течение всех периодов подготовки применяются методы, способствующие совершенствованию моральных черт характера и приемов психической регуляции спортсменов.
В ходе тренировочных занятий существует определенная тенденция преимущественного применения некоторых постоянно используемых средств и методов психолого-педагогического воздействия.
В вводной части занятий применяются психолого-педагогические методы словесного (смешанного) воздействия, направленные на развитие определенных свойств личности юных спортсменов, сообщается информация, способствующая развитию интеллекта и психических функций.
В подготовительной части занятий используются методы развития внимания, сенсомоторики и волевых качеств.
В основной части занятий совершенствуются специализированные психические функции и психомоторные качества, эмоциональная устойчивость, способность к самоконтролю и само регуляции, повышается уровень психической специальной готовности спортсменов.
В ходе тренировки, особенно при состоянии значительного утомления спортсменов, необходима особая корректность поведения тренера.
В заключительной части занятий совершенствуется способность к само регуляции и нервно психическому восстановлению.
Разумеется, распределение средств и методов психической подготовки в решающей степени зависит от психических особенностей спортсменов, задач их индивидуальной подготовки, направленности тренировочных занятий.
Важным фактором является выявление и учет при планировании тренировочного процесса таких личностных характеристик спортсмена, как монотонофильность, сенсомоторная устойчивость и способность переносить монотонную работу.
Психологическая подготовка к соревнованиям состоит из общей психической подготовки к соревнованиям, которая проводится в течение всего года, и специальной психической подготовки к выступлению в конкретных соревнованиях.
В ходе специальной психической подготовки к конкретным соревнованиям формируется специальная психическая готовность спортсмена перед выступлением, характеризующаяся уверенностью в своих силах, стремлением к успеху, оптимальным уровнем эмоционального возбуждения, устойчивостью к влиянию внутренних и внешних помех, способностью управлять своими действиями, эмоциями и поведением, умением немедленно и эффективно выполнять во время выступления действия, необходимые для успеха.
2.7 Планы антидопинговых мероприятий
Планы антидопинговых мероприятий включают в себя теоретические аспекты проблемы применения допинга в спорте и формирование практических навыков соблюдения антидопинговых правил, нравственных убеждений у спортсмена.
В соответствии с поставленными целевыми установками проводится разъяснительная работа среди спортсменов о недопустимости применения допинговых средств, которая реализуется в виде лекций и практических занятий при методическом сопровождении тренера и спортивного врача.
Тематический план проведения антидопинговых мероприятий:
1.Что такое допинг и допинг-контроль?
2.Общие основы фармакологического обеспечения в спорте» «Всемирный антидопинговый кодекс и его характеристика
3. Система контроля и зачетные требования
3.1 Влияние физических качеств и телосложения на результативность по виду спорта волейбол
(Из ФССП)
Физические качества и телосложение | Уровень влияния |
Скоростные способности | 3 |
Мышечная сила | 2 |
Вестибулярная устойчивость | 3 |
Выносливость | 2 |
Гибкость | 1 |
Координационные способности | 3 |
Телосложение | 3 |
Условные обозначения:
3 - значительное влияние;
2 - среднее влияние;
1 - незначительное влияние.
3.2 Требования к результатам реализации программы
В результате реализации Программы, у лиц, прошедших подготовку должны быть сформированы следующее компетентности:
-формирование устойчивого интереса к занятиям, выбранным видом спорта;
-формирование широкого круга двигательных умений и навыков;
-освоение основ техники волейбола;
-формирование спортивной мотивации;
-определение специализации;
-укрепление здоровья спортсменов.
3.3 Виды контроля общей и специальной физической подготовки, спортивно-технической и тактической подготовки
Система контроля и зачетные требования включают в себя следующие виды контроля:
-контрольно- переводные нормативы по специальной физической подготовке;
- контрольно- переводные нормативы по общей физической подготовке;
-промежуточная аттестация (контрольные испытания или тесты).
-комплексный контроль
Основным источником получения информации при подготовке спортсменов к соревнованиям является комплексный контроль их состояния после выполнения определенных нагрузок, который включает в себя: оперативный, текущий и этапный контроль.
Оперативный контроль в процессе подготовки спортсменов предполагает оценку реакций организма, занимающегося на физическую нагрузку в процессе занятия и после него, а также мобильные операции, принятие решений в процессе занятия, коррекцию заданий, основываясь на информации от занимающегося.
Оперативный контроль предназначен для регистрации нагрузки тренировочного упражнения, серии упражнений и занятия в целом. При организации оперативного контроля одни показатели регистрируются только до и после тренировки, другие - непосредственно в процессе тренировки.
- Непосредственно в процессе тренировки (независимо от специфики выполняемых нагрузок) обычно анализируются только:
- внешние признаки утомления;
- динамика частоты сердечных сокращений;
- значительно реже - показатели биохимического состава крови.
- До и после тренировки целесообразно регистрировать срочные изменения:
а) при выполнении нагрузок, направленных на развитие выносливости:
- массы тела;
- функционального состояния сердечно-сосудистой системы;
- функционального состояния системы внешнего дыхания;
- морфологического состава крови;
- биохимического состава крови;
- кислотно-щелочного состояния крови;
- состав мочи;
б) при выполнении скоростно-силовых нагрузок:
- функционального состояния центральной нервной системы;
- функционального состояния нервно-мышечного аппарата;
в) при выполнении сложно координационных нагрузок:
- функционального состояния центральной нервной системы;
- функционального состояния нервно-мышечного аппарата;
- функционального состояния максимально задействованных при выполнении избранного вида нагрузок анализаторов.
Текущий контроль проводится для регистрации и анализа текущих изменений функционального состояния организма (каждодневных, еженедельных). Важнейшей его задачей является оценка степени утомления и восстановления спортсмена после предшествующих нагрузок, его готовности к выполнению запланированных тренировочных нагрузок, недопущение переутомления.
Текущий контроль может осуществляться:
- ежедневно утром (натощак, до завтрака; при наличии двух тренировок - утром и перед второй тренировкой);
- три раза в неделю (1 - на следующий день после дня отдыха, 2 - на следующий день после наиболее тяжелой тренировки и 3 - на следующий день после умеренной тренировки);
- один раз в неделю - после дня отдыха.
При проведении текущего контроля, независимо от специфики выполняемых тренировочных нагрузок, обязательно оценивается функциональное состояние:
- центральной нервной системы;
- вегетативной нервной системы;
- сердечно сосудистой системы;
- опорно-двигательного аппарата.
Этапный контроль связан с продолжительными циклами подготовки- периодами, макроциклами. На основе сопоставления результатов повторных исследований с первичными данными делают выводы о направленности адаптационных изменений в функциональных системах ив деятельности целостного организма под воздействием составленных программ занятий. Его задачами являются: 1) определение изменения физического развития, общей и специальной подготовленности занимающегося; 2) оценка соответствия годичных приростов нормативным с учетом индивидуальных особенностей темпов биологического развития; 3) разработка индивидуальных рекомендаций для коррекции тренировочного процесса и перевода, занимающегося на следующий этап многолетней подготовки. Назначение этого вида контроля - интегрально, целостно оценить систему занятий в рамках завершенного этапа, периода, цикла контролируемого процесса, сверить намеченное и реализованное, получить необходимую информацию для правильной ориентации последующих действий.
При проведении этапного контроля определяют кумулятивные изменения, возникающие в организме спортсмена в процессе тренировочных занятий.
Регистрируются:
- общая физическая работоспособность;
- энергетические потенции организма;
- функциональные возможности ведущих для избранного вида спорта систем организма;
- специальная работоспособность.
Для зачисления в группы на этапе начальной подготовки необходимо сдать нормативы общей физической подготовки:
НОРМАТИВЫ
ОБЩЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ И СПЕЦИАЛЬНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ
ДЛЯ ЗАЧИСЛЕНИЯ В ГРУППЫ НА ЭТАПЕ НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ
Развиваемое физическое качество | Контрольные упражнения (тесты) | |
Юноши | Девушки | |
Быстрота | Бег на 30 м (не более 6,0 с) | Бег на 30 м (не более 6,5 с) |
Челночный бег 5х6 м (не более11,9с) | Челночный бег 5х6 м (не более13 с) | |
Скоростно-силовые качества | Прыжок в длину с места (не менее 160см) | Прыжок в длину с места (не менее 140 см) |
Прыжок вверх с места со взмахом руками (не менее 30 см) | Прыжок вверх с места со взмахом руками (не менее 25 см) |
Для перевода на этап спортивной специализации в учебно-тренировочную группу лицо, прошедшее спортивную подготовку на этапе начальной подготовки должно сдать следующие нормативы общей физической и специальной физической подготовки:
НОРМАТИВЫ
ОБЩЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ И СПЕЦИАЛЬНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ
ДЛЯ ЗАЧИСЛЕНИЯ В ГРУППЫ НА ТРЕНИРОВОЧНОМ ЭТАПЕ
Развиваемое физическое качество | Контрольные упражнения (тесты) | |
Юноши | Девушки | |
Быстрота | Бег на 30 м (не более 5,5 с) | Бег на 30 м (не более 6 с) |
Челночный бег 5х6 м (не более11с) | Челночный бег 5х6 м (не более11,6 с) | |
Скоростно-силовые качества | Прыжок в длину с места (не менее 180см) | Прыжок в длину с места (не менее 160 см) |
Прыжок вверх с места со взмахом руками (не менее 40 см) | Прыжок вверх с места со взмахом руками (не менее 30 см) | |
Сила | Бросок мяча весом 1кг из-за головы двумя руками стоя (не менее 7 м) | Бросок мяча весом 1кг из-за головы двумя руками стоя (не менее 6 м) |
Техническое мастерство | Обязательная техническая программа | Обязательная техническая программа |
3.4 Комплексы контрольных упражнений для оценки общей, специальной физической, технико-тактической подготовки и методические указания по их организации
3.4.1 Контрольные упражнения по общей физической подготовке
№ | Контрольные нормативы | Группа начальной подготовки 2-ой год | |
Мальчики | Девочки | ||
1. | Длина тела | 164 | 162 |
2. | Бег 30 м, с | 6,0 | 6,5 |
3. | Прыжок в длину с места, см | 160 | 140 |
- Контрольные упражнения по специальной физической подготовке:
№ | Контрольные нормативы | Группа начальной подготовки 2-ой год | |
Мальчики | Девочки | ||
1. | Длина тела | 164 | 162 |
2. | Челночный бег 5х6 м, с | 11,9 | 13 |
3. | Прыжок вверх с места со взмахом рук, см | 30 | 25 |
- Методика выполнение упражнений по ОФП.
1. Бег 30 м для оценки быстроты и скорости движения. На прямой ровной дорожке длиной не менее 40 м. Выполняется с высокого старта («стойка волейболиста»). Дается одна попытка.
2. Прыжок в длину с места для измерения динамической силы мышц нижних конечностей. Из исходного положения, стоя стопы слегка врозь, носки стоп на одной линии со стартовой чертой, выполнить прыжок вперед с места на максимально возможное расстояние. Участник предварительно сгибает ноги, отводит руки назад, наклоняет вперед туловище, смещая вперед центр тяжести тела, и махом рук вперед и толчком двух ног выполнить прыжок. Дается три попытки, засчитывается лучшая.
3.4.4 Методика выполнения упражнений по СФП
1. Челночный бег 5 х 6м. На расстоянии 6м чертятся две линии-стартовая и контрольная. По
зрительному сигналу учащийся бежит, преодолевая расстояние 6м пять раз. При изменении
движения в обратном направлении обе ноги испытуемого должны пересечь линию.
2. Прыжок в высоту с места. Для определения динамической силы мышц нижних конечностей. Для измерения высоты прыжка используют приспособление В.М. Абалакова (пояс с сантиметровой лентой). Сдающий предварительно сгибает ноги, отводит руки назад, наклоняет туловище чуть вперед, махом рук вперед и толчком двух ног выполняет прыжок вверх. Отталкиваясь и приземляясь, учащийся не должен выходить за пределы квадрата 50 х 50 см (точка отсчета при положении стоя на всей ступне). Дается три попытки.
4. Перечень информационного обеспечения
Литературные источники:
- Зациорский В.М. Физические качества спортсмена (основы теории и методики воспитания). М., «Физкультура и спорт», 1966.
- Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры: Учеб. для ин-тов физ. культ. - М., 1991.
- Теория и методика физического воспитания: Учеб. для ин-тов физ. культ.: В 2 т. / Под общ. ред. Л.П. Матвеева, А.Д. Новикова. - 2-е изд., исп. и доп. - М., 1976.
- Теория и методика физического воспитания том 1/ Под ред. Т.Ю. Круцевич. К.: Олимпийская литература, 2003. - 424 с.
- Теория и методика физической культуры / Под ред., Ю.Ф. Курамшина, В.И. Попова. - СПб: СПб ГАФК им. П.Ф. Лесгафта, - 1999. - 374 с.
- Филин В.П. Воспитание физических качеств у юных спортсменов. М., «Физкультура и спорт», 1974.
- Спортивные игры. Учебник для вузов Том 1. / под редакцией Ю. Д. Железняка, Ю.М. Портнова. - М.: Центр Академия, 2002г.
- Спортивные игры. Учебник для вузов. Том 2. / Под редакцией Ю.Д. Железняка, Ю.М. Портнова. -М.: Центр Академия, 2004г.
- Азбука спорта. Л.В.Козырева «Физкультура и спорт» 2003г.
- Матвеев Л.П. Основы общей теории спорта и системы подготовки спортсменов в олимпийском спорте. Киев, 1999.
- Современная система спортивной подготовки/ под редакцией Ф.П. Суслова, В.Л. Сыча, Б.Н. Шустина. -М.,1995г.
- 10 Марков К.К. Руководство тренер-педагог и психолог. Иркутск, 1999г.
- Филин В.П. Теория и методика юношеского спорта. - М., 1987г.
- Ю.П. Пузырь, А.Н. Тяпин, В.П. Щербаков. Физическое здоровье обучающихся и пути его совершенствования. Центр школьная книга М.,2003г.
- Костикова Л.В., Подвижные игры, изд-во АСТ, 2002г., 130с.
- Годик М.А. Контроль тренировочных и соревновательных нагрузок. – М: Физкультура и спорт, 1980.
- Булкин В.А. Основные понятия и термины физической культуры и спорта: Учебное пособие. – СПб: СПб ГАФК, 1996.
- Фомин В.П., Фомин Н.А. Основы юношеского спорта. – М.: Ф и С, 1980.
19. Волейбол: поурочная учебная программа для ДЮСШ и СДЮШОР. –
М.,1982(СОГ, ГНП, УТГ).
20. Волейбол. Учебное пособие. Под редакцией А. Г. Фурманова. - Минск; 2009.
21. Методика обучения игре в волейбол. Методическое пособие для вузов
физической культуры. Под редакцией В.Ю. Шнейдера. – М.; (библиотека тренера), 2009.
22. Волейбол. Под редакцией А.В. Беляева, М.В. Савина. - М., 2000.
23. Обучение технике игры в волейбол и ее совершенствование. Методическое
пособие. Под редакцией А.В. Беляевым. – М.;2009.
24. Банников А.М., Костюков. В.В. Пляжный волейбол (тренировка, техника,
тактика). - Краснодар, 2001.
25. Железняк Ю.Д. К мастерству в волейболе. – М., 1978.
26. Железняк Ю.Д. Юный волейболист. – М., 1988.
27. Марков К.К. Руководство тренера по волейболу. – Иркутск, 1999.
28. Беляев А.В., Булыкина Л.В. Волейбол: теория и методика тренировки. – М.:
Физкультура и спорт, 2007.
29. Волейбол: Программа для ДЮСШ и СДЮШОР. – М.: «Советский спорт», 2009.
- «Федеральный стандарт спортивной подготовки по виду спорта волейбол» Минюст России 14.10.2013 № 30162.
5. План физкультурных и спортивных мероприятий
План физкультурных и спортивных мероприятий формируется ДЮСШ на основе Единого календарного плана межрегиональных, всероссийских и международных физкультурных и спортивных мероприятий, календарных планов физкультурных и спортивных мероприятий субъекта Российской Федерации.
Спортсмены, принимающие участие в соревнованиях, должны соответствовать возрасту, полу, уровню спортивной квалификации участников соревнований, согласно положению (регламенту) соревнований.
Участие в видах соревновательной программы предполагает соответствие плану спортивной подготовки, прохождение предварительного соревновательного отбора, наличие соответствующего медицинского заключения о допуске к участию в спортивных соревнованиях, соблюдение общероссийских антидопинговых правил, утвержденных международными антидопинговыми организациями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа спортивной подготовки по настольному теннису для ДЮСШ и СДЮСШОР
Настольный теннис - один из самых массовых и популярных видов спорта в мире, как по числу занимающихся, так и по числу стран, где он развивается. Международная федерация настольног...
Адаптированная программа кружка ОФП «Дотянись до чемпиона» физкультурно-спортивного направления на 2013-2014 учебный год для учащихся 6-8 классов Руководитель: учитель физической культуры Захарова С.Ю.
Под неуспеваемостью понимает ситуацию, в которой поведение и результаты обучения не соответствуют воспитательным и дидактическим требованиям школы. Неуспеваемость выражается в том, что ученик имеет сл...
адаптированная программа "пешеходный туризм с элементами спортивного туризма"
в программе размещены все необходимые сведения для работы...
Мотивация занятием бейсбола и софтбола в ДЮСШ "Водник" город Находка.
«Мотивация учащихся МБОУ ДОД ДЮСШ «ВОДНИК»,к занятиям командными игровыми видами спорта бейсбол и софтбол».( Включённые в программы «Олимпийских игр» Международным Олимпийским Комитетом»,1988-2008 г,...
Адаптированная программа спортивной секции «Мини-футбол». Направление: спортивно-оздоровительное
Программа по мини-футболу...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА (АДАПТИРОВАННАЯ) физкультурно-спортивной направленности «ОЛИМПИЯ» (для детей с ОВЗ) (продвинутый уровень)
Адаптивная физическая культура – это вид общей физической культуры для лиц с отклонениями в состоянии здоровья. Основной целью адаптивной физической культуры, является максимально возможное разв...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА (АДАПТИРОВАННАЯ) физкультурно-спортивной направленности «ПРЕОДОЛЕНИЕ» (для детей с нарушениями слуха) (базовый уровень)
Сегодня остро стоит проблема физического воспитания детей с различными отклонениями в состоянии здоровья и, к сожалению, она не решена полностью.Дети с ограниченными возможностями здоровья меньше двиг...