Развитие выносливости у школьников на занятиях физической культуры.
статья на тему
Основная задача физической культуры в школе – укрепление здоровья школьников. Значительная часть урока физкультуры отводится развитию выносливости. Данная статья раскрывает возможности развития выносливости
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Развитие выносливости на урока физической культуры | 23.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие выносливости у школьников
на занятиях физической культуры.
Основная задача физической культуры в школе – укрепление здоровья школьников. Значительная часть урока физкультуры отводится развитию выносливости.
Всемирная организация здравоохранения считает основным параметром здоровья человека максимальное потребление кислорода (МПК), т.е. такое количество кислорода, которое организм способен усвоить (потребить) в единицу времени. Чем выше МПК, тем человек выносливей.
Как правильно развивать выносливость? Чтобы ответить на этот вопрос, посмотрим, как реагирует организм на получаемую нагрузку. При получении лёгкой физической нагрузки сердцебиение человека учащается до 120 ударов в минуту. При дальнейшем усилении нагрузки не только учащается сердцебиение, но и левый желудочек сердца при диастоле начинает растягиваться, увеличивая объём крови, которой выбрасывается при систоле. С этого момента организм испытывает стресс, на который он будет реагировать адаптацией. При дальнейшем увеличении нагрузки и повышении пульса больше 180 ударов в минуту, кровь не успевает полностью заполнять растянутый левый желудочек, и дальнейшие учащение сердцебиения не ведет к увеличению производительности сердца. Таким образом, нагрузка, вызывающая биение сердца до 120 ударов в минуту не несёт тренировочный эффект, больше 180 ударов в минуту показывает, что организм не справляется с нагрузкой. При пульсе от 120 до 150 ударов в минуту организм получает ту физическую нагрузку, которая развивает так называемую «общую выносливость», тесно связанную с оздоровительным эффектом.
Для того, чтобы добиться стойких функциональных изменений, необходимо тренироваться в течение трёх месяцев 2-3 раза в неделю не менее 30 минут. Но, если прервать тренировки, то уже через 3-4 недели начнутся обратные процессы детренированности.
Учитывая все эти положения, посмотрим, как мы развиваем выносливость на уроке физкультуры. В начале учебного года мы проводим уроки по лёгкой атлетике и баскетболу. Что бы наступил стойкий эффект тренированности нужно 3 месяца давать школьникам работу на выносливость в объёме не менее 30 мин. Работа монотонная, не эмоциональная, не способствующая получению удовольствию от занятий.
Дальше идёт раздел гимнастики, где акцент делается на силовую подготовку. К началу лыжной подготовки выносливость, наработанная в первые 3 месяца занятий, значительно снижается.
Затем, с началом лыжной подготовки, снова начинаются тренировки на развитие выносливости, которая за 1,5 весенних месяца спортивных игр, в лучшем случаи сохраниться, либо снова снизится к началу занятий по лёгкой атлетике. А выносливость, наработанная в лёгкой атлетике за май, придёт к нулю за период летних каникул.
Несколько интенсивных тренировок или прикидок улучшат спортивный результат, но адаптация организма будет идти не за счёт повышения возможности сердечно сосудистой системы, а за счёт биохимических процессов, которые быстро мобилизуют организм к работе на выносливость, но и быстро проходит - что ничего общего с повышением оздоровительного эффекта не имеет. Что же делать?
По-моему, нарабатывать выносливость через большой труд и потерю популярности урока физической культуры, а затем её утрачивать нерационально. Школьникам, имеющим проблемы с выносливостью и желанием её исправить, нужно давать индивидуальное домашнее задание. Бег на выносливость нужен в учебной программе, но не как натаскивание на результат, а как опыт и умение к длительному передвижению, как оздоровительный бег. Если в классе есть ученик больших физических способностей, то учитель физкультуры должен направить его в спортивную секцию, где проявление качеств выносливости доминирует.
Хотелось бы отметить, что все остальные физические качества человека развиваются по тем же законам, что и развитие выносливости, и не терпят периодизации.
Урок физической культуры должен быть высокой моторной плотности, направлен на проявлении всех физических качеств, содержать большой набор соревновательно-игровых упражнений, которые любят дети. Это позволит максимально повысить желание учащихся посещать уроки физкультуры, с удовольствием заниматься, держать организм школьников в оптимальной работоспособности и добиться желаемого оздоровительного эффекта.
Соревновательно- игровые упражнения
на уроках физической культуры
V -VI классы.
Дети 10-13 лет, по данным научных исследований, хорошо реагируют на правильно дозированную работу на выносливость. Лучшее средство развития выносливости в этом возрасте - продолжительный бег в невысоком темпе. Целесообразно использовать такие игры.
"Смена лидеров".
Класс делят на 3 - 4 группы, равные по силам. Ученики получают задание пробежать указанную дистанцию. По сигналу учителя впереди бегущий ученик (лидер) замедляет темп и пропускает вперед (справа от себя) всю группу бегунов, после чего пристраивается сзади бегущих товарищей. По новому сигналу снова происходит смена лидеров. Интервалы смены лидеров преподаватель определяет сам и объявляет ученикам. Учитель заранее устанавливает и тем бега для каждой группы, который должен быть легко доступным для ребят. Дети склонны переоценивать свои возможности и часто превышают скорость бега.Необходимо следить за темпом и учеников, превышающих установленную скорость бега, отстранять от лидерства. Важно, чтобы каждый ученик обязательно побывал в роли лидера. Игру проводят в I четверти в конце урока. Начинают с 300 м и постепенно доводят длину дистанции в V классе до 600 м (девочки) и 700 м (мальчики), а в VI - до 700 м (девочки) и 900 м (мальчики). Игру можно проводить как на стадионе, так и на местности.
"Следуй за мной".
В игре на ряду с развитием выносливости вырабатывается умение изменять темп бега. В группе из 5 - 10 человек назначается старший - ведущий бег. Ученики бегут (на дорожке стадиона или на местности) в темпе, предложенном старшим группы. Бегуны не имеют право обгонять его, строго следуя за ним, в точности изменяя темп и ритм бега. Время бега определяется преподавателем в зависимости от подготовленности учеников. Если общий темп бега излишне завышен, учитель немедленно устанавливает должный темп. Полезно назначать старшим более слабых ребят. Это придает им уверенность и делает темп бега приемлемым для всей группы. Изменения в темпе бега не должны быть частыми и длительными. Ориентировочно - 20 - 30 м на 100 - 120-метровом отрезке. Примерные дистанции: V класс - до 300 м (девочки) и до 400 м (мальчики); VI класс - до 500 - 600 м (девочки) и до 600 - 700 м (мальчики). Лучше всего проводить эту игру в конце I четверти и в начале IV, когда ученики уже некоторую подготовку на выносливость.
"Круговорот".
Предложите ученикам, построенным в колонну по 8 - 12 человек, бежать по дорожке в заданном темпе.Каждый последний бегун должен выходить вперед, чтобы вести бег. Предупредите бегунов чтобы они не ускоряли темпа бега. Дистанция бега (300 - 500 м) определяется преподавателем и заранее объявляется ученикам. Каждый раз, когда последнему ученику нужно выйти вперед, он должен выполнить ускорение. Число ускорений, их длина и скорость находятся в прямой зависимости от числа учеников в группе и от темпа бега, заданного всей группе.
В V - VI классах число ускорений и их продолжительность не должны быть большими. В связи с этим в V классе группы состоят из 8 - 10 человек, а в VI - из 10-12 человек. Игру целесообразно продлить в IV четверти.
VII класс.
Задачи по развитию выносливости в VII классе те же, что и в V -VI классах: дальнейшее развитие функции сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Поэтому целесообразно использовать те же игры, что и в V -VI классах. Однако в связи с улучшением функциональных возможностей организма несколько изменяется методика проведения игр. Дистанция пробежек увеличивается и доходит до 1200 - 1300 м для мальчиков и до 900 - 1000 м для девочек.
В этом возрасте резче проявляются различия между мальчиками и девочками, что нужно учитывать при установлении
дистанции и темпа бега. В VII классе больше внимания уделяется развитию способности бежать в заданном темпе. С этой
целью дают такие игры.
"Кто точнее?".
Класс делят на 4 - 5 групп. Все бегут на одинаковую дистанцию в заданном темпе. В
VII классе такой дистанцией может быть 100 - 150 м. 100 м пробегают 5-6 раз, а 150 м -4-5 раз. Темп бега должен быть
таким, чтобы он не вызывал чрезмерно неприятных ощущений у ребят. Время засекается по последнему бегуну в группе.
Поэтому бегунов, ведущих бег, нужно каждый раз менять. Важно, чтобы в этой роли побывали все ученики. Группа, которая
покажет время, наиболее близкое к заданному, получает очко, остальные команды - соответственно занятым местам - 2, 3,4, и
т. д. Команда набравшая после всех пробежек наименьшее количество очков, выигрывает. Стартуют команды поочередно.
Ожидание своей очереди - отдых (около 2 мин.) между пробежками. Это обстоятельство необходимо учитывать при выборе
длины пробегаемого отрезка.
"Кто меньше?"
Это варианты игры "Кто точнее?".Класс делят на 4 - 6 групп, в которых
выбирают капитанов.Всем командам назначается одинаковое время на общую для всех дистанцию (100-150 м), преемлимую
для этого возраста. Пробежки выполняются командами до тех пор, пока дистанция не будет пройдена точно в заданное время
или с ошибкой в 0,2 — 0,5 сек. (это зависит от подготовки групп). Побеждает группа, которой понадобилось для этого меньшее
число пробежек. Время засекается по последнему бегуну. Капитаны могут переизбираться после каждой пробежки. Группы
могут быть составлены как отдельно из мальчиков, так и смешанными (это зависит от подготовки тех и других).
VIII класс.
Основная задача в VIII классе -дальнейшее повышение функциональных возможностей сердечно-сосудистой и дыхательной
систем. Для этой цели подходят все игры, которые использовались в V - VII классах. Однако длительность бега у мальчиков
увеличивается до 1600 - 1800 м, у девочек - до 1000 - 1200 м. Игры с таким длительным бегом обычно даются в конце урока.
Такие игры как "Круговорот", "Смена лидеров", в VIII - 9 и в дальнейшем в X - XI классах часто проводятся в начале урока
для разминки.
В играх "Кто меньше?", "Кто точнее?" длина дистанций для девочек 600 м, для мальчиков 800 м с повторением
не более двух раз, темп остается не высоким (4 мин. на 800 м и 3 мин. на 600 м). Благодаря последовательному применению
длительного бега возможности организма становятся выше и можно вводить интервальный бег. Отличным средством для этой цели служит игра
"Эстафета-преследование".
Участвуют две команды (например, белые и черные) с неограниченным числом игроков. Каждая команда делится на две группы - четные и нечетные. Беговая дорожка стадиона отмечена так. Белые с четными номерами находятся на линии Б, а с нечетными номерами - на линии А. Четные номера стартуют с линии А, а нечетные с линии Б. Первые номера стартуют одновременно с линии А и с линии Б, бегут полкруга по своей дорожке и передают эстафетную палочку своим вторым номерам, вторые номера на противоположной прямой передают палочку своим третьим номерам и т.д.Команда,догнавшая своих соперников выигрывает.Затем игру можно повторить.Кол-во повторений зависит от длины беговой дорожки,однако сумма отрезков,пробегаемых одним учеником,не должна превышать 400-600м.
X -XI классы.
В этих классах наряду с общей выносливостью важно развивать и скоростную выносливость. Для этого в сочетании с перечисленными играми применяются и новые.
"Бесконечный эстафетный бег".
Участвуют две и более команд. На беговой дорожке чертят несколько линий на одинаковом расстоянии одна от другой, обозначающих этапы (100 или 200 м). Все члены команд расчитаны по порядку. Только на первом этапе сзади первых номеров стоят последние номера. По сигналу учителя первые номера бегут ко вторым и передают им эстафету, а сами остаются на их местах. Последние номера занимают место первых, как только те покинут свои этапы. Вторые номера передают эстафету третьим, те - четвертым и т. д. Каждый, передавший эстафету, остается на этапе принявшего ее.Эстафета повторяется подряд столько раз , сколько заранее объявляет учитель. Число повторений зависит от длины этапов: при 100 м - 6 - 8 раз, а при 200 м - 3 - 4 раза. Паузы отдыха здесь короткие, а скорость пробежек высокая, в результате чего организм учеников испытывает большую нагрузку. Примечание: количество этапов должно быть на один меньше по отношению к числу игроков в команде. Эта игра не должна применяться на первых уроках в I и IV четвертях.
"Следуй за лидером".
В группе из 5 и более человек назначается старший, который по заданию учителя (или самостоятельно) определяет, когда, где и на какую дистанцию они будут делать ускорение. На дорожке стадиона проводится линия старта и финиша. Помощник на финише (освобожденный от занятий на уроке ученик) каждый раз снимает с дистанции последнего, а при большом количестве бегунов — двух последних участников. Они получают задание самостоятельно выполнять медленный бег (на поле стадиона). Остальные ученики продолжают бежать "трусцой" по дорожке к следующему месту ускорения. И так до тех пор пока не останется 2 участника. Последние получают индивидуальные задания, а те, кто вышел из игры, снова начинают ее, и все повторяется. Ускорение выполняется не более чем на 100 м. На круге может быть два ускорения или три-четыре при меньшей длине скоростного бега. Индивидуальными знаниями могут быть различные метания, прыжковые упражнения.
"Бег в темпе соревнований".
Для игры нужны 2-4 секундомера. Группа из 4 и более человек, равных по силам, бежит в заданном темпе, соответствующем возможностям данной группы. Дистанция бега - 150 - 300 м. На финише засекают время первого и последнего бегунов. Если время последнего ближе к заданному, первый бегун снимается с соревнования. Если к заданному ближе время первого,снимается последний. При большом количестве учеников в группе можно снимать по два бегуна. Бегуны, не участвующие в соревновании, получают задание, например пробежать "трусцой" 400 - 600 м. Оставшийся бегун становится победителем. Теперь он получает задание от преподавателя, а остальные начинают игру снова. Темп бега должен быть высоким, поскольку число пробежек в этой игре невелико. После каждой пробежки ученики "трусцой" (или шагом) возвращаются к месту старта.
ОБЩИЕ УКАЗАНИЯ
к проведению игр.
Во всех случаях, когда в уроке ставится цель развития выносливости, игры дают в конце основной части урока. Лучше всего проводить их после метаний. При делении класса на группы надо стремиться, чтобы группа состояла из учеников, более или менее равных по силе. В таких играх, как "Смена лидеров", "Круговорот", число учеников в группах должно быть таким, чтобы каждый побывал лидером (см. условия игры). В эстафетах число групп зависит от количества учеников в классе, числа дорожек, секундомеров, а также от времени, которым располагает учитель на уроке. Для экономии времени группы комплектуют только один раз - в начале изучения данной игры и в дальнейшем состав групп не меняют. Однако отдельных игроков можно переводить из одной группы в другую. В V - VI классах группы можно делать смешанными (мальчики и девочки вместе), в остальных классах мальчики и девочки играют раздельно. Надо всегда оставлять 2-3 мин. на проведение итогов игры. В тех играх, где есть паузы во время проведения ("Кто точнее?", "Кто меньше?", игры-эстафеты), замечания делают во время пауз. Учитель объявляет команду-победительницу или ученика-победителя, поощряет слабых и подбадривает слабовольных . Здесь уместны интересные примеры из спортивной биографии известных бегунов. В холодную погоду подводить итоги игр целесообразнее в помещении. На проведение перечисленных игр требуется примерно столько времени: на игры типа "Смена лидеров", "Следуй за мной", "Круговорот", "Следуй за лидером" - до 5 мин, в V - VI классах, до 6 - 7 мин, в VII - VI и до 8 - 9 мин. в X - XI; на игры типа "Кто точнее?", "Кто меньше?", "Бег в темпе соревнований" - от 10 до 15 мин. в зависимости от количества и длины отрезков, а также интервалов отдыха (примерно такое же время затрачивается и на проведение эстафет). Это лишь примерные данные. В каждом конкретном случае число повторений игры в одном уроке устанавливают в зависимости от подготовленности учеников. Каждую игру не следует повторять более чем на трех уроках подряд.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие интереса к самостоятельным занятиям физической культурой среди учащихся
Презентация на тему:"Развитие интереса к самостоятельным занятиям физической культурой среди учащихся"...
Развитие мотивации к сознательным занятиям физической культурой
В данном докладе я попытаюсь выразить главную идею своей методической системы – идею развития у ребёнка школьного возраста внутренней мотивации к сознательному и самостоятельному укреплению свое...
Развитие мотивации к сознательным занятиям физической культурой
В данном докладе я попытался на фоне обобщения своего педагогического опыта выразить главную идею своей методической системы – идею развития у ребёнка школьного возраста внутренней мотивации к с...
Доклад на РМО «Развитие мотивации к сознательным занятиям физической культурой»
В помощь учителю....
«Развитие мотивации к сознательным занятиям физической культурой»
laquo;Развитие мотивации к сознательным занятиям физической культурой»...
Теоретические основы развития силовых качеств на занятиях физической культуры у студентов колледжа
Эффективность практического использования теории физического воспитания связана с получением интеллектуальных знаний, приобретением умений и навыков, ведущих к формированию убеждений и развитию ...
«Развитие мотивации к сознательным занятиям физической культурой»
Самое важное для большинства людей – это здоровье, здоровье его собственное и его близких. Человек, живя в обществе, является его неотъемлемой частью и должен понимать, что здоровый образ жизни ...