«Влияние некоторых нарушений осанки и деформации стоп на уровень физического развития у футболистов 11-15 лет»
методическая разработка по физкультуре (8, 9 класс) на тему
Среда множества факторов, определяющих спортивный результат в футболе, немалое значение имеет состояние опорно-двигательного аппарата особенно в связи с ростом объема интенсивности тренировочных нагрузок.
В результате этого у спортсменов нередко возникает дезадаптация функции опорно-двигательного аппарата, развиваются переутомление, перенапряжение, микротравмы, которые могут рассматриваться как функциональные нарушения, пред патологические состояния, за гранью который обычно начинается патология. Диагностика функциональных расстройств опорно-двигательного аппарата у спортсменов, разработка эффективных методов профилактики и реабилитации является одной из актуальных проблем в спорте. Развитие отдельных физических качеств у детей и подростков зависит от многих факторов, одним из которых является спортивная тренировка. Однако не надо забывать о том, что непрерывно растущий организм отличается рядом морфологических, функциональных и адаптационных особенностей. Например, мышц у детей относительно меньше, чем у взрослых; мышцы еще слабо фиксируют позвоночник, связочный аппарат очень эластичен и относительно слаб, что способствует более частому развитию деформации опорно-двигательного аппарата (нарушение осанки, сколиоз, плоскостопие и др.) - Если недооценить этот фактор, то можно не только затормозить рост, но и серьезно нарушить здоровье и физическое развитие. ПОЭТОМУ, одной из актуальных проблем в спорте является своевременное выявление и ранняя диагностика функциональных изменений опорно-двигательного аппарата, выявление и устранение факторов риска, способствующих развитию повреждений к и микротравм органов опора и движения.
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Влияние некоторых нарушений осанки и деформации стоп на уровень физического развития у футболистов 11-15 лет»
Среда множества факторов, определяющих спортивный результат в футболе, немалое значение имеет состояние опорно-двигательного аппарата особенно в связи с ростом объема интенсивности тренировочных нагрузок.
В результате этого у спортсменов нередко возникает дезадаптация функции опорно-двигательного аппарата, развиваются переутомление, перенапряжение, микротравмы, которые могут рассматриваться как функциональные нарушения, пред патологические состояния, за гранью который обычно начинается патология. Диагностика функциональных расстройств опорно-двигательного аппарата у спортсменов, разработка эффективных методов профилактики и реабилитации является одной из актуальных проблем в спорте. Развитие отдельных физических качеств у детей и подростков зависит от многих факторов, одним из которых является спортивная тренировка. Однако не надо забывать о том, что непрерывно растущий организм отличается рядом морфологических, функциональных и адаптационных особенностей. Например, мышц у детей относительно меньше, чем у взрослых; мышцы еще слабо фиксируют позвоночник, связочный аппарат очень эластичен и относительно слаб, что способствует более частому развитию деформации опорно-двигательного аппарата (нарушение осанки, сколиоз, плоскостопие и др.) - Если недооценить этот фактор, то можно не только затормозить рост, но и серьезно нарушить здоровье и физическое развитие. ПОЭТОМУ, одной из актуальных проблем в спорте является своевременное выявление и ранняя диагностика функциональных изменений опорно-двигательного аппарата, выявление и устранение факторов риска, способствующих развитию повреждений к и микротравм органов опора и движения. Изучению данного вопроса уделяется недостаточное внимание, хотя заболевание и травмы опорно-двигательного аппарата составляют основной процент патологии спортсменов. По данным Ф.Ф.Иорданской и Н.А.Фролочкиной /1979/ заболевание и повреждение опорно-двигательного аппарата среди спортсменов высокого класса составляют 30,7-36,0%, по данным Н.Д.Граевской /1961/-15,6-40,0%. В связи с вышесказанным, целью наших исследований явилось изучение деформаций опорно-двигательного аппарата на развитие отдельных физических качеств при занятии футболом.В связи с этим главной задачей было установление взаимосвязи между нарушениями опорно-двигательного аппарата и уровнем развития отдельных физических качеств у футболистов 15 лет.
ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
Целью данного исследования является изучение деформаций опорно-двигательного аппарата на развитие отдельных физических качеств при занятии футболом.
Задачи исследования Для решения поставленных задач в работе применялись следующие методы исследования.
1.Обобщение литературных данных и теоретический анализ.
2.Анамнез.
3.Педагогические наблюдения.
4.Педагогические тестирования.
5.Математико-статистические методов обработки данных.
Обобщение литературных данных и теоретический анализ
Анализ литературных источников был проведен с целью выяснить особенности строения и изменений состояния опорно-двигательного аппарата при занятии футболом. Всего проанализировано 26 литературных источника.
Анамнез
На каждого испытуемого была заведена индивидуальная; карта, где описывалось: спортивный стаж, жалобы, характер травм при занятии спортом, перенесенные заболевания. Самочувствие во время тренировок и т.д.
Педагогические наблюдения
Объектам педагогических наблюдений явились:
-спортсмены;
-средства и методы тренировочных занятий;
-характер и величина тренировочных нагрузок;
-субъективные реакции футболистов на нагрузку при выполнении специфических и неспецифических упражнений.
Педагогическое тестирование
В исследовании по влиянию занятий футболом на состояние опорно-двигательного аппарата приняло участие 12 спортсменов, возраст 15 лет, стаж занятий спортом 5-7 лет. У данной группы спортсменов оценивалась осанка, степень деформации стопы, уровень развития скоростно-силовых качеств, сила мышц ног, гибкость. Форма осанки определялась визуально, с помощью прибора для обследования осанки /СТАР-9/, а также сопоставлялась ширина плеч и ширина спины. Гибкость позвоночника в пояснично-крестцовом отделе измерялась в тесте с наклоном в перед из положения стоя на гимнастической скамейке с фиксацией пальцами рук в течении 2 секунд возможностей нижней точки на измерительной линейке. Анализ формы стопы проводился по методике, разработанной и предложенной И.М.Чижиным
Оценивались также субъективные ощущения в стопе в покое, при ходьбе, физических нагрузках, длительном нахождении в положении с стол. Для оценки скоростно-силовых качеств были использованы следующие тесты: 1) Бег на 10 м. 2) Бег на 30 м с высокого старта. 3) Прыжки в длину с места. Результаты тестирования физических качеств футболистов в 11 лет и 15 лет сравнивались с нормативными требованиями для спортсменов СДЮШОР в соответствии с возрастом.
Математико-Статистические методы обработки данных Анализ полученных данных обрабатывался математико-статистическим методом.
Организация исследования В исследовании приняли участие 12 спортсменов, занимающихся футболом СДЮШОР Работа состояла из нескольких этапов: 1 этап - анализ литературных источников, выбор методов исследования. 2 этап - педагогическое тестирование. 3 этап - обработка и анализ полученных данных, оформление работы.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЙ Различные нарушения в строении опорно-двигательного аппарата происходят под влиянием многих факторов. Поэтому на первом этапе наших исследований мы поставили задачу изучить наличие отклонений в строении опорно-двигательного аппарата у футболистов 15 лет, на протяжении 5 лет занимающихся данным видом спорта. В исследовании приняло участие 12 спортсменов СДЮШОР. Данная группа спортсменов входит в состав команды, успешно выступающей на первенство, в своей возрастной группе и неоднократно завоевывающей призовые места.
Анализ результатов обследования осанки и стопы у юных футболистов показал явные нарушения у большинства спортсменов. В 16,7% случаев мы наблюдали у данной группы футболистов нормальную осанку, 58,3% - нарушения во фронтальной плоскости (ассиметричная осанка, при положении сидя отклонений от нормы не наблюдается); 25% - нарушения в сагиттальной плоскости - круглая спина (сутулость), соотношение ширины плеч и спины 86-87% .
В строении стопы у 41,7% футболистов отмечаются отклонения от нормы: поперечное плоскостопие, коэффициент деформации правой ноги 1,74, левой стопы - 1,36. В 16,7% случаев мы наблюдаем начало деформации стопы, хотя это еще не нарушение коэффициент деформации 1,1.
Исходя из результатов обследования, мы решили выявить: существует ли взаимосвязь между наличием отдельных нарушений в строении опорно-двигательного аппарата и интенсивностью развития отдельных физических качеств.
Для этого мы провели педагогическое тестирование отдельных физических качеств и сравнили результаты аналогичного тестирования, проведенного тренером в данной группе футболистов в возрасте 11 лет. Нами были проведены следующие тесты для оценки гибкости, скоростных и скоростно-силовых качеств (бег на 10 м с высокого старта, бег на 30 м, прыжки в длину с места). Все результаты сравнивались с нормативами для СДЮШОР на «отлично» для соответствующей возрастной группы.
Всех испытуемых с особенностями строения опорно-двигательного аппарата мы разделили на 4 группы:
I группа. Спортсмены, не имеющие отклонений в осанке и стопе (16,7%).
II группа. Спортсмены, имеющие отклонения в осанке в сагиттальной плоскости (круглая спина) (25%).
III группа. Спортсмены, имеющие отклонения в осанке во фронтальной плоскости (ассиметричная осанка) без применений в стопе (33,3%).
IV группа. Спортсмены, имеющие отклонения в осанке во фронтальной плоскости (ассиметричная осанка) и уплощенную стопу (25%).
В результате обработки приведенных тестов мы получили следующие данные.
в 1 группу спортсменов без нарушений в опорно-двигательном аппарате (таблица 4 смотри приложение) попали самые сильные футболисты, показавшие наилучшие результаты при тестировании в 11 лет. При занятии футболом в 15 лет они также показывали высокие результаты: особенно увеличились результаты в беге на 10 м (стартовая скорость) с 2,2 с до 1,83 с, которые оцениваются по нормативам СДЮЩОР на «отлично». В беге на 30 м результат к 15 годам по соотношению с нормативными требованиями стал хуже: в 11 лет 4,9 с (больше нормы на 2%), е 15 годам 4,5 (меньше нормы на 7,1%). Однако по сравнению со спортсменами данной команды разница с нормативами у них наименьшая (табл.4 смотри приложение).
По прыжкам в длину прирост составил 5,2% (с 199,0 до 240 см), результат оценивается как «отлично». В данной группе мы наблюдаем хорошую гибкость позвоночника (11 см - «отлично»).
У спортсменов 2 группы с круглой спиной отличаются наименьшие сдвиги по сравнению с другими футболистами. Так в беге на 10 м результат в 11 лет составил 2,30 с (на 7,0% меньше нормы, хотя абсолютное значение результата оценивается по нормативам на «хорошо»). В беге на 30 м результат стал хуже по сравнению с нормативными требованиями: в 11 лет 5,20 (меньше нормы на - 4,0%) в 15 лет 4,87 с (меньше нормы на 16,0%).
По прыжкам в длину разница с нормативами не изменилась и составила 17,1%.
В данной группе футболистов мы видим плохую гибкость позвоночника (3 см), которая оценивается как «неудовл» .
В 3 группе футболистов (табл. 6 смотри приложение) с ассиметричной осанкой без изменений в стопе динамика результатов в беге на 30 м и прыжках также, что и в 1 группе, хотя результаты тестирования ниже, чем в 1 группе: в беге на 30 м результат в 11 лет 5,07 с (меньше нормы на 1,4%), в 15 лет 4,6 с (меньше нормы на 9,5%), снижение на 8,1%, в прыжках положительная динамика - уменьшение разницы с нормой С +10% до 5,8%.
В беге на 10 м разница с нормой к 15 годам статистически не достоверна .
У спортсменов 4 группы с ассиметричной осанкой и деформацией стоп (табл.7 смотри приложение) отмечается значительное снижение результатов по сравнению с нормативными требованиями в беге на 30 м: в 11 лет 5,1 с (меньше нормы на 2,0) в 15 лет - 4,88 с (меньше нормы на 16,2%). В прыжках в длину тенденция уменьшения разницы с нормой как в 1 и 3 группах, но результат к 15 годам ниже, чем в этих группах. В беге на 10 м к 15 годам несколько увеличивается разница с нормативными требованиями, хотя различия статистически не достоверны .
Таким образом, мы можем увидеть следующие тенденции:
1. У спортсменов, не имеющих нарушение опорно-двигательного аппарата наблюдается наибольший прирост в беге на 10 м и прыжках с места.
2. У спортсменов с нарушением осанки в сагиттальной плоскости ухудшение результатов в беге на 30 м по сравнению с нормативными требованиями и прыжках в длину.
3. У спортсменов с ассиметричной осанкой без деформации стопы также тенденция, что и у спортсменов без нарушений, хотя результаты несколько ниже.
4. У спортсменов с ассиметричной осанкой и деформацией стоп уменьшается прирост результатов в беге на 30 м.
Выводы.
1) При изучении осанки у футболистов 15 лет мы установили, что 83,3% спортсменов имеют нарушения в основном во фронтальной плоскости (ассиметричную осанку) - 58,3%.
2) У 41, 7% обследованных спортсменов наблюдается деформация стопы поперечное плоскостопие, коэффициент деформации левой стопы 1,36±0,16, правой - 1,74±0,38.
3) При изучении скорости развития отдельных физических качеств
у футболистов с 11 до 15 лет мы получили:
- Наименьший процент прироста скоростно-силовых качеств отмечается у спортсменов имеющих нарушение осанки в сагиттальной плоскости и во фронтальной плоскости с деформацией стопы.
- Футболисты имеющие нарушение осанки во фронтальной плоскости без изменений в стопе по приросту физических качеств существенно не отличаются от спортсменов без наличия патологии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Оценка влияния внеурочной деятельности на уровень физического развития
Оценка влияния внеурочной деятельности на уровень физического развития....
Уровень физического развития учащихся
УРОВЕНЬ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИучащихся 1 класса на 2011-2012 учебный год Учитель ФК: Шугани Анастасия Юрьевна...
Профилактика нарушения осанки и свода стопы
.........................................................-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------...
Влияние занятий футболом на уровень физического развития школьников
Влияние занятий футболом на уровень физического развития школьников...
Физкультминутка как средство профилактики нарушения осанки у детей школьного возраста и влияние правильной осанки на физическую и умственную работоспособность школьника.
Причины нарушений осанки у детей школьного возраста. Упражнения для исправления осанки....
Уровень физического развития
Уровень физического развития школьников по возрастным группам...
уровень физического развития за 2018 - 2020 уч.год
мониторинг работы за 3 года...