Рабочая программа по настольному теннису для педагогов дополнительного образования ФГОС.
рабочая программа по физкультуре на тему
Системообразующей составляющей ФГОС стали требования к результатам освоения основных образовательных программ, представляющие собой конкретизированные и операционализированные цели образования. Изменилось представление об образовательных результатах – стандарт ориентируется не только на предметные как это было раньше, но и на метапредметные и личностные результаты. В связи с этим наши рабочие программы пришлось доработать. Представляю рабочую программу для педагогов дополнительного образования по настольному теннису.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
рабочая программа по настольному теннису по ФГОС. | 19.82 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
секции
спортивно-оздоровительной направленности
«Настольный тенннис»
cрок реализации: 3 года
Автор-составитель:
Нуждина Татьяна Юрьевна
учитель физической культуры ГБОУ Школа № 2051
Москва, 2016 г.
Пояснительная записка
Авторская программа по настольному теннису разработана на основе нормативных документов Министерства образования и науки Российской Федерации, в том числе новым Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования и действующих образовательных программ по физической культуре для общеобразовательных учреждений.
В основу программы положены нормативные требования ФГОС по физической и технико-тактической подготовке, современные методические разработки по настольному теннису . Данная программа раскрывает учебно-методическую и технико-тактическую части игры в настольный теннис с учетом новых правил игры до 11 очков 2002 года. Программа рассчитана на 3 года (216 часов) для учащихся 10-17 лет и составлена с учетом индивидуальных особенностей детей и стилевых особенностей современной игры. В программе представлены цели и задачи работы секции, содержание материала по основным темам учебного курса.
Образовательная программа “настольный теннис” имеет физкультурно-спортивную направленность, по уровню освоения программа углублённая, т.е. предполагает развитие и совершенствование у занимающихся основных физических качеств, формирование различных двигательных навыков, укрепление здоровья, расширение кругозора, формирование межличностных отношений в процессе освоения этой программы.
Новизна: программы в том, что она учитывает специфику дополнительного образования и охватывает значительно больше желающих заниматься этим видом спорта, предъявляя посильные требования в процессе обучения. Простота в обучении, простой инвентарь, делает этот вид спорта очень популярным среди школьников и молодёжи, являясь увлекательной спортивной игрой, представляющей собой эффективное средство физического воспитания и всестороннего физического развития.
Актуальность программы:
Настольный теннис доступен всем, играют в него как в закрытых помещениях, так и на открытых площадках. Несложный инвентарь и простые правила этой увлекательной игры покоряют многих любителей.
Выбор спортивной игры – настольный теннис - определился популярностью ее в детской среде, доступностью, широкой распространенностью в городе, учебно-материальной базой школы и, естественно, подготовленностью самого учителя.
Очень важно, чтобы ребенок мог после уроков снять физическое и эмоциональное напряжение. Это легко можно достичь в спортивном зале, посредством занятий настольным теннисом. Программа направлена на создание условий для развития личности ребенка, развитие мотивации к познанию и творчеству, обеспечение эмоционального благополучия ребенка, профилактику асоциального поведения, целостность процесса психического и физического здоровья детей.
Занятия настольным теннисом способствуют развитию и совершенствованию у занимающихся основных физических качеств – выносливости, координации движений, скоростно-силовых качеств, формированию различных двигательных навыков, укреплению здоровья а также формируют личностные качества ребенка: коммуникабельность, волю, чувство товарищества, чувство ответственности за свои действия перед собой и товарищами. Стремление превзойти соперника в быстроте действий, изобретательности, меткости подач, чёткости удара и других действий, направленных на достижение победы, приучает занимающихся мобилизовывать свои возможности, действовать с максимальным напряжением сил, преодолевать трудности, возникающие в ходе спортивной борьбы.
Соревновательный характер игры, самостоятельность тактических индивидуальных и групповых действий, непрерывное изменение обстановки, удача или неуспех вызывают у играющих проявление разнообразных чувств и переживаний. Высокий эмоциональный подъем поддерживает постоянную активность и интерес к игре.
Эти особенности настольного тенниса создают благоприятные условия для воспитания у обучающихся умения управлять эмоциями, не терять контроля за своими действиями, в случае успеха не ослаблять борьбы, а при неудаче не падать духом.
Формируя на основе вышеперечисленного у обучающихся поведенческих установок, настольный теннис, как спортивная игра, своими техническими и методическими средствами эффективно позволяет обогатить внутренний мир ребенка, расширить его информированность в области оздоровления и развития организма.
В условиях современной общеобразовательной школы у учащихся в связи с большими учебными нагрузками и объемами домашнего задания развивается гиподинамия. Решить отчасти, проблему призвана программа дополнительного образования «Настольный теннис», направленная на удовлетворение потребностей в движении, оздоровлении и поддержании функциональности организма.
Педагогическая целесообразность -позволяет решить проблему занятости свободного времени детей, формированию физических качеств, пробуждение интереса детей к новой деятельности в области физической культуры и спорта.
ЦЕЛИ:
- укрепления здоровья учащихся, закаливание, гармоническое физическое развитие, достижение и поддержание высокой работоспособности, привитие гигиенических навыков;
-воспитание у занимающихся нравственных и волевых качеств;
- формирование жизненно важных двигательных навыков и умений, применение их в различных условиях;
- развитие у занимающихся основных двигательных качеств, к способности к оценке силовых, пространственных и временных параметров движений,
- формирование умений самостоятельно заниматься физическими упражнениями, воспитание потребности в личном физическом совершенствовании.
ЗАДАЧИ:
- приобретение теоретических и методических знаний;
- овладение основными приёмами современной техники и тактики игр;
- повышение спортивной квалификации.
- воспитание привычки к систематическим занятиям физическими упражнениями;
- воспитание высокоразвитых волевых качеств, умения преодолевать физические трудности при выполнении сложных упражнений;
- воспитание гигиенических навыков и привычек соблюдения режима труда и отдыха, ухода за своим телом, одеждой и пр.;
- воспитание правильных взаимоотношений между учениками, строящихся на основе общности интересов в освоении двигательных действий.
- способствовать развитию социальной активности обучающихся: воспитывать чувство самостоятельности, ответственности;
- воспитывать коммуникабельность, коллективизм, взаимопомощь и взаимовыручку, сохраняя свою индивидуальность;
Принимаются все желающие, допущенные по состоянию здоровья врачом.
Учебно-тренировочная нагрузка на группу 2 раза в неделю по 1 часу, 68 часов в год.
Форма организации детей на занятии: групповая, игровая, индивидуально-игровой, в парах.
Форма проведения занятий: индивидуальное, практическое, комбинированное, соревновательное.
Форма и способы проверки результативности учебно-тренировочного процесса:
Основной показатель работы секции по настольному теннису - выполнение в конце каждого года программных требований по уровню подготовленности занимающихся, выраженных в количественно- качественных показателях технической, тактической, физической, интегральной, теоретической подготовленности, физического развития.
Диагностика результатов проводится в виде тестов и контрольных упражнений. Педагоги секции используют варианты тестов и контрольных упражнений, разработанные ведущими отечественными специалистами.
Контрольные тесты и упражнения проводятся в течении всего учебно-тренировочного цикла 2 – 3 раза в год.
Контрольные игры проводятся регулярно в учебных целях как более высокая ступень учебных игр с заданиями. Кроме того, контрольные игры незаменимы при
подготовке к соревнованиям.
- ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
Формируемые УУД:
Предметные: иметь углубленные представления о технике наката ,технике атакующих и контратакующих ударов, технике подрезки, технике подач с различным вращением, основах тактики игры; организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность с помощью разминки и различных подвижных игр .
Метапредметные: определять наиболее эффективные способы достижения результата;умение находить ошибки при выполнении заданий и уметь их исправлять;уметь организовать самостоятельные занятия настольным теннисом, а также, с группой товарищей;организовывать и проводить соревнования по настольному теннису в классе, во дворе, в оздоровительном лагере;умение рационально распределять своё время в режиме дня, выполнять утреннюю зарядку;умение вести наблюдение за показателями своего физического развития;
Личностные: развитие мотивов спортивной деятельности и личностного смысла учения; принятие и освоение социальной роли занимающегося; развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; формирование установки на безопасный и здоровый образ жизни; проявление культуры общения и взаимодействия в процессе занятий настольным теннисом.
Программа предусматривает следующие этапы подготовки игрока по настольному теннису :
1 год занятий – спортивно-оздоровительный, начально-подготовительный;
2 год занятий - учебно-тренировочный, соревновательный;
3 год занятий – спортивного совершенствования, соревновательный.
На спортивно-оздоровительном этапе зачисляются учащиеся общеобразовательных школ, имеющие разрешение врача-педиатра. На этом этапе осуществляется физкультурно-оздоровительная и воспитательная работа, направленная на разностороннюю физическую подготовку и овладение основами настольного тенниса . Задача этапа – привлечение как можно большего числа детей, просмотр их индивидуальных особенностей.
На этапе начальной подготовки ведется физкультурно-оздоровительная и воспитательная работа, а также выбор спортивной специализации и выполнение нормативов для перехода на учебно-тренировочный этап. Задача этапа – тщательное наблюдение за успешностью обучения детей.
На учебно-тренировочном этапе воспитанники осваивают специальные приемы настольного тенниса : подача, атакующие удары, игра в защите. Задача этапа – отбор наиболее способных детей для участия в соревнованиях.
На этапе спортивного совершенствования проводятся углубленные тренировки со сложными приемами настольного тенниса и дальнейшим анализом выполненных действий. Задача этапа – участие воспитанников в соревнованиях, повышение уровня мастерства, выполнение спортивных разрядов.
Нормативы для перехода на учебно-тренировочный этап (общефизические).
юноши
№ | Вид упражнения | Возраст | ||||
11-12лет | 13-15лет | |||||
1. | Дальность отскока мяча, м | 5,6-6,45 | 6,46-7,45 | |||
2. | Бег по восьмерке, с | 26,7-21 | 20,8-16,2 | |||
3. | Бег вокруг стола, с | 20,1-18,2 | 18,1-15,7 | |||
4. | Перенос мячей, с | 34,8-31 | 30,8-26 | |||
5. | Отжимание от стола | 46-55 | 56-67 | |||
6. | Прыжки со скакалкой за 45с | 95-114 | 115-127 | |||
7. | Прыжки в длину с места, см | 154-190 | 191-215 | |||
8. | Бег 60м | 10,9-10,14 | 10,1-9,14 |
девушки
№ | Вид упражнения | Возраст | ||||
11-12лет | 13-15лет | |||||
1. | Дальность отскока мяча, м | 5,44-6,20 | 6,23-6,92 | |||
2. | Бег по восьмерке, с | 30,7-25 | 24,7-17,8 | |||
3. | Бег вокруг стола, с | 22-20,1 | 20-17,6 | |||
4. | Перенос мячей, с | 36,8-33 | 32,8-28 | |||
5. | Отжимание от стола | 32-40 | 41-52 | |||
6. | Прыжки со скакалкой за 45с | 95-114 | 115-127 | |||
7. | Прыжки в длину с места, см | 137-155 | 156-180 |
Специальные упражнения техники настольного тенниса для первого и второго этапов.
- Набивание мяча ладонной стороной ракетки.
- Набивание мяча тыльной стороной ракетки.
- Набивание мяча поочередно ладонной и тыльной стороной ракетки.
- Атакующие удары справа направо.
- Атакующие удары слева налево.
- Атакующие удары справа налево.
- Атакующие удары слева направо.
- Игра толчком.
- Отработка техники подачи.
Специальные упражнения техники настольного тенниса для третьего и четвертого этапов.
- Игра накатами по диагонали.
- Игра накатами по линии.
- Подача накатом.
- Игра подрезками.
- Игра топ-спинами.
- Подача подрезками.
- Игра боковыми вращениями.
Учебный план.
Общая направленность трехлетней подготовки теннисистов следующая:
- постепенный переход от обучения приемам игры и тактическим действиям к их совершенствованию на базе роста физических и психологических возможностей;
- планомерное прибавление вариативности приемов и широты взаимодействия с партнерами;
- переход от обще-подготовительных средств к наиболее специальным.
- увеличение соревновательных упражнений в процессе подготовки.
Соотношение нагрузки и видов упражнений на разных этапах обучения.
1 год занятий
Спортивно-оздоровительный этап: теоретическая подготовка (2), правила игры в настольный теннис (2ч), общефизическая подготовка (14ч), базовая техника игры в настольный теннис (16ч).
Этап начальной подготовки: основы тактики (6ч), игровая практика (32ч)
2 год занятий
Учебно-тренировочный этап: Специальная физическая подготовка (16ч), техника и тактика настольного тенниса (20). Индивидуальная и парная игровая практика (36ч)
3 год занятий
Этап спортивного совершенствования: Специальная физическая подготовка (12ч), тактика и техника (20), игровая практика (22ч), соревновательная практика (18ч)
Тематическое планирование
1 год обучения | |
Тема учебного занятия | Количество часов |
Техника безопасности на занятиях н/теннисом. История развития настольного тенниса. | 1 |
Теоретическая подготовка. Стойка теннисиста, хватка ракетки, передвижения в стойке теннисиста. | 1 |
Основы тактики игры | 2 |
Основы техники игры | 2 |
2 | |
Упражнения на быстроту и ловкость | 2 |
Упражнения на гибкость | 2 |
Силовые упражнения | 2 |
Упражнения на выносливость | 2 |
Упражнения с ракеткой и шариком | 4 |
Техника подачи толчком | 4 |
Игра толчком справа и слева | 4 |
Атакующие удары по диагонали | 2 |
Атакующие удары по линии | 2 |
Игра в защите | 4 |
Тактические схемы | 2 |
Игра с тренером | 6 |
Выполнение подач разными ударами | 2 |
Игра в разных направлениях | 2 |
Игра на счет разученными ударами | 4 |
Игра с коротких и длинных мячей | 4 |
Групповые игры | 4 |
Отработка ударов накатом | 4 |
Отработка ударов срезкой | 2 |
Поочередные удары левой и правой стороной ракетки | 4 |
Сдача нормативов | 2 |
Итого за год | 72 |
2 год обучения | |
Атакующие удары справа разной силы и направления | 4 |
Атакующие удары слева разной силы и направления | 4 |
Удары подставкой | 4 |
Удары срезкой справа | 4 |
Удары срезкой слева | 4 |
Удары накатом справа | 4 |
Удары накатом слева | 4 |
Чередование ударов различных стилей | 2 |
Упражнения на быстроту и ловкость | 2 |
Упражнения на гибкость | 2 |
Силовые упражнения | 2 |
Упражнения на выносливость | 2 |
Специальные физические упражнения | 4 |
Тактические комбинации | 4 |
Подача различными ударами | 4 |
Прием подачи | 4 |
Игра топ-спином | 4 |
Упражнения в парной игре | 2 |
Отработка игры в защите | 4 |
Переход от защиты к атаке | 4 |
Игра с тренером | 4 |
Итого за год | 72 |
3 год обучения | |
Подача срезкой | 2 |
Подача накатом | 2 |
Подача боковым вращением | 2 |
Техника приема подач разных видов | 2 |
Тактика быстрой атаки после подачи | 2 |
Тактика атаки после толчка | 2 |
Тактика атаки после подрезки | 2 |
Тактика атаки после наката | 2 |
Контроль игры срезками | 4 |
Топ-спин справа | 4 |
Топ-спин слева | 4 |
Техника выполнения ударов по высокому мячу | 2 |
Стиль игры топ-спин + атакующий удар | 4 |
Стиль игры быстрый атакующий удар + топ-спин | 4 |
Стиль игры подрезка + атакующий удар | 4 |
Соревновательная практика | 18 |
Специальные физические упражнения | 12 |
Итого за год | 72 |
Итого за 3 года | 216 |
Литература
- Г.В. Барчукова, В.А. Воробьев. Настольный теннис : Примерная программа спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ. М.: Советский спорт, 2004
- А.Н. Амелин. Современный настольный теннис . М.: ФиС, 1982
- Ю.П. Байгулов. Основы настольного тенниса . М.:М.: ФиС, 1979
- Г.С. Захаров. Настольный теннис : Теоретические основы. Ярославль, Верхнее-Волжское книжное издательство, 1990
- О.Н. Шестеренкин. Методика технической подготовки игроков в настольный теннис . Диссертация, РГАФК, М.:160с., 2000
- О.В.Матыцин, Настольный теннис . Неизвестное об известном, М.:РГАФК, 1995
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по настольному теннису
В рабочей программе представлены основные разделы спортивной подготовки теннисистов 1-го года обучения, изложенные на основе новейших данных в области теории физической культуры и спорта. Особое внима...
рабочая программа по настольному теннису
рабочая программа по настольному теннису 1-4 кл.,5-8 кл., 9-11кл....
Рабочая программа по настольному теннису
В рабочей программе представлены основные разделы спортивной подготовки теннисистов спортивно-оздоровительного этапа, изложенные на основе новейших данных в области теории физической культуры и с...
Рабочая программа по настольному теннису
Рабочая программа по настольному теннису в 8-11 классах...
Рабочая программа секции "Настольный теннис"
Содержание...
Рабочая программа по настольному теннису 3 года обучения
Рабочая программа по настольному теннису...
Тематическое планирование при обучении настольному теннису в учреждении дополнительного образования (1 год обучения)
Создание условий для развития физических и личностных качеств, овладение способами оздоровления и укрепления организма обучающихся посредством занятий настольным теннисом....