Использование элементов игровой и соревновательной технологий на уроках физической культуры
статья по физкультуре по теме
«Использование элементов игровой и соревновательной технологий на уроках физической культуры»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opyt_raboty_palagina.docx | 18.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Кировская средняя школа»
Из опыта работы:
«Использование элементов игровой и соревновательной технологий на уроках физической культуры»
Учитель: Палагин П.И.
Для повышения эффективности учебно-воспитательного процесса используются различные средства, методы, приемы и способы физического воспитания. Игровой и соревновательный методы, которые широко применяются на уроках физкультуры позволяют решать многие задачи формирования гармоничной личности, стоящие перед учителем.
Игровая деятельность является наиболее продуктивным направлением в современной методике физического воспитания. Игровой метод всегда привлекает и радует ребенка, а варьирование различных его форм дает возможность успешного решения задач физического воспитания.
Игровой метод используется для комплексного совершенствования движений при их первоначальном разучивании, для совершенствования физических качеств, потому что в нем присутствуют благоприятные предпосылки для развития ловкости, силы, быстроты, находчивости, самостоятельности, инициативности, выносливости в усложненных условиях. Он является также весьма действенным средством для воспитания коллективизма, товарищества, сознательной дисциплины и других нравственных качеств личности. Игровая деятельность всегда связана с возникновением и развитием между играющими определенных отношений, что способствует активному общению детей, установлению контакта с одноклассниками. Правила и двигательные действия подвижной игры закрепляют в сознании играющих представления о существующих в обществе отношениях между людьми, о поведении в реальной жизни.
Игровой метод характеризуется определенными особенностями: «сюжетная» организация (деятельность играющих организуется в соответствии условным сюжетом), разнообразие способов достижения цели (возможность достижения игровой цели обычно не связана с каким-либо одним способом действий), комплексный характер деятельности (игра включает в себя различные двигательные действия — бег, прыжки, метания и т. д.), широкая самостоятельность действий занимающихся, высокие требования к их инициативе, находчивости, ловкости, вероятное программирование действий и ограниченные возможности дозирования нагрузки. Важной особенностью является моделирование напряженных межличностных и межгрупповых отношений, повышенная эмоциональность в большинстве игр хотя и условно, но с достаточно высокой степенью психической напряженности, воспроизводят активные межличностные и межгрупповые отношения, которые строятся как по типу сотрудничества (между игроками одной команды), так и по типу соперничества (между противниками в парных и командных играх). Это создает высокий эмоциональный накал и содействует выявлению этических качеств личности. Вероятное программирование действий и ограниченные возможности дозирования нагрузки.
Упражнения, выполняемые в игровой форме — подвижные игры, игровые задания, использование различных снарядов, стендов и т. д. — повышают интерес к спорту и физкультуре, стимулируют усвоение техники отдельных элементов упражнений, способствуют стремлению к преодолению трудностей для решения поставленных задач.
На своих уроках применяю подвижные игры, которые в зависимости от их целей делятся на общеразвивающие, игры с бегом, игры с прыжками, игры с мячом, игры с обручем, зимние игры, народные игры, игры-эстафеты и т.д.
В игровом методе присутствуют предпосылки для развития ловкости, силы, быстроты, находчивости, самостоятельности, инициативности, выносливости в усложненных условиях. Он является также весьма действенным средством для воспитания коллективизма, товарищества, сознательной дисциплины и других нравственных качеств личности. В игре проявляется и развивается умение анализировать, сопоставлять, обобщать и делать выводы.
Игры удовлетворяют потребности в самосознании и внешнем контактировании, духовном и физическом развитии, отдыхе и развлечении.
Главная черта соревновательного метода — сопоставление сил в условиях упорядоченного соперничества или борьбы за первенство.
Соревнование, как и игра, относится к числу наиболее распространенных общественных явлений. Оно является способом организации и стимулирования деятельности в различных сферах жизни — в производственной деятельности, в искусстве (художественные конкурсы, фестивали), в спорте и т. д. Естественно, что конкретный смысл соревнований при этом различен.
Соревновательный метод в процессе физического воспитания используется как в относительно элементарных формах, так и в развернутой форме. В первом случае речь идет об элементе занятия (как способ стимулирования интереса и активизации при выполнении отдельных упражнений), во втором — об относительно самостоятельной форме организации занятий (контрольно-зачетные, официальные спортивные и другие подобные им состязания).
Фактор соперничества в процессе состязаний, условия их организации и проведения (официальное определение победителя, поощрение за достигнутые результаты, признание значимости достижений, отсев менее сильных при многоступенчатых соревнованиях-первенствах и т. д.) создают особый эмоциональный и физиологический фон, который усиливает воздействие физических упражнений и может способствовать максимальному проявлению функциональных возможностей организма.
На практике используются несколько методических подходов соревновательного метода:
- выполнение соревновательным методом подготовительных упражнений с установкой на превышение параметров тренировочной нагрузки (тренировочное состязание на предельное число повторений упражнения и т. п.);
- состязание в выполнении эпизодически вводимых заданий, не требующих специальной подготовки, но требующих психической мобилизации (например, состязания в быстроте освоения с ходу новых форм движения или необычных сочетаний освоенных ранее элементов);
- введение в качестве предмета состязания частично видоизмененных форм основного упражнения (метание утяжеленного снаряда, бег на дистанциях, смежных с основной соревновательной дистанцией, и др.);
- «смещение» соревновательной установки с акцентом преимущественно на качественную сторону упражнений.
Исключительно велико значение соревновательного метода в воспитании морально-волевых качеств: целеустремленности, инициативы, решительности, настойчивости, способности преодолевать трудности, самообладании и др. Необходимо, однако, помнить, что фактор соперничества и связанные с ним отношения могут способствовать формированию не только положительных, но и отрицательных черт характера (эгоизма, чрезмерного честолюбия, тщеславия и т. п.). Поэтому соревновательный метод оправдывает свою роль в нравственном воспитании лишь при условии высококвалифицированного педагогического руководства.
Для воспитания личности средствами физкультуры и спорта широко используются игровой и соревновательный методы. При этом использование игрового метода более оправданно для детей, а соревновательного — для старших школьников и взрослых.
Игры и соревнования удовлетворяют потребности в самосознании и внешнем контактировании, духовном и физическом развитии, отдыхе и развлечении.
В игровом методе присутствуют предпосылки для развития ловкости, силы, быстроты, находчивости, самостоятельности, инициативности, выносливости в усложненных условиях. Он является также весьма действенным средством для воспитания коллективизма, товарищества, сознательной дисциплины и других нравственных качеств личности. В игре проявляется и развивается умение анализировать, сопоставлять, обобщать и делать выводы.
Главная черта соревновательного метода — сопоставление сил в условиях упорядоченного соперничества или борьбы за первенство. Соревнование является способом организации и стимулирования деятельности в различных сферах жизни — в производственной деятельности, в искусстве (художественные конкурсы, фестивали), в спорте и т. д.
Значение соревновательного метода в воспитании морально-волевых качеств: целеустремленности, инициативы, решительности, настойчивости, способности преодолевать трудности, самообладании и т.п. очень велико. Необходимо, однако, помнить, что фактор соперничества и связанные с ним отношения могут способствовать проявлению как положительных, так и отрицательных черт характера (эгоизма, чрезмерного честолюбия, тщеславия и т. п.). Поэтому соревновательный метод оправдывает свою роль в нравственном воспитании лишь при условии высококвалифицированного педагогического руководства.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Игровой и соревновательный методы на уроках физической культуры в средней школе»
«Игровой и соревновательный методы на уроках физической культуры в средней школе»...
Авторская работа на тему "Применение игровых заданий с повышающейся степенью сложности игрового и соревновательного методов на уроках физической культуры"
Дипломная работа учителя физической культуры...
Использование игровых и соревновательных технологий на уроках физической культуры, как средство повышения качества обучения
Использование игровых и соревновательных технологий на уроках физической культуры, как средство повышения качества обучения...
«Использование игровых и соревновательных технологий на уроках физической культуры, как средство повышения качества обучения»
Актуальность. Значимость этой темы очевидна, так как игровой и соревновательный методы одни из массовых, эмоциональных и привлекательных методов физической культуры.Главная цель всех занятий, в т...
Использование игровых и соревновательных технологий на уроках физической культуры, как средство повышения качества обучения
Выступление на РМО. Использование игровых и соревновательных технологий на уроках физической культуры, как средство повышения качества обучения...
Презентация на тему "Использование элементов игровой и соревновательной технологий на уроках физической культуры"
Данная презентация является моим итогом опыта работы в качестве учителя физической культуры....
«Использование игровых и соревновательных технологий на уроках физической культуры, как средство повышения качества обучения».
Игровой и соревновательный методы обученияПрименение их в формировании двигательных навыков и уменийВ последние годы в практике физического воспитания особую актуальность приобретает выбор методов обу...