развитие двигательных качеств школьников с помощью скоростной (координационной) лестницы
методическая разработка по физкультуре на тему
скоростная лестница - это оборудование из системы SAQ-тренинга. она используется на уроках физкультуры, в секционной работе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
использование скоростной лестницы | 768.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Талайко Наталья Вадимировна,
учитель физической культуры МАОУ СОШ №22
Развитие двигательных качеств у учащихся
через использование на уроке скоростной лестницы
Актуальность:
Все больше людей задумываются о своем здоровье и стараются, как можно раньше начинать работу по его сохранению. Доступность упражнений из различных видов спорта и на различные группы мышц в Интернете, позволяют устроить спортзал прямо дома. А если жилищные условия не пригодны для установки большого количества спортивного оборудования? Тогда на помощь приходит инвентарь, который входит в спортивную сумку, который можно использовать при занятии на уличных площадках. В сумку можно положить гантели, эспандеры, скакалку, и более современные – маркеры, скоростную лестницу, парашют.
Скоростная (координационная) лестница - это один из самых распространенных и эффективных тренажеров для оздоровительных занятий и тренировок спортсменов во многих видах спорта. Лестница является снаряжением, нацеленным на активные спортивные упражнения. Скоростные лестницы тренируют, как мышцы большие и быстрые, так и близко лежащие к костному аппарату, которые образуют каркас опорно-двигательного аппарата. Каркасные мышцы труднее всего тренировать, т.к. они глубокие, и ограниченное количество видов упражнений способно их задействовать.
Упражнения на лестнице заставляют неврологическую систему человека посылать дополнительную информацию в его мускулы с огромной скоростью, включая в работу все больше и больше моторных клеток. Это помогает человеку быть быстрее, подвижнее и ловчее.
Координационную лестницу применяют для:
- тренировки ускорений;
- улучшения скоростных данных;
- улучшения баланса тела в движении;
- развивает чувства ритма тела и координации.
Использование лестницы в урочной деятельности и тренировочном процессе у детей школьного возраста позволяет разнообразить занятия, помочь учащимся развивать скоростные, скоростно-силовые и координационные способности. Использовать лестницу можно, как для разминки, так и для основной деятельности.
Виды скоростных (координационных) лестниц:
- Традиционная Лестница оснащена перекладинами, которые прикреплены как ребра жесткости к стропе через 37-40 см друг от друга. Ее характерной чертой является плоский низ и закругленный верх, или полностью круглая перекладина. Очень важно, чтобы спортсмены не вставали на пол на перекладины в процессе использования лестницы, и закругленный верх напоминает спортсменам, что их ступни должны находится в подвешенном состоянии, и пружинить от квадрата к квадрату.
- Плоская Лестница оснащена перекладинами, которые абсолютно плоские по отношению к земле. В этой лестнице, как правило, регулируемые перекладины, поэтому тренер может менять их положение от 37 до 50 см. Но такие лестницы имеют меньшее количество перекладин на общую длину.
Также существуют разновидности лестниц сдвоенных, облегченных, с соединительными крепежами для наращивания длины или составления крест-накрест.
Как правило, в комплект входят:
- удобная сумка для переноски;
- 4 колышка для фиксации лесенки на травяных покрытиях;
- 11(и более) пластиковых поперечен на прочных нейлоновых лентах;
- цвет жёлто-черный.
Особенности работы на скоростной (координационной) лестнице
Упражнений на координационной лестнице существует множество. Часть из них является специализированной под нужды конкретного вида спорта, часть является универсальной, но практически все они направлены на улучшение координации и скорости работы ног, техники движений и баланса.
Как и во многих упражнениях на технику, здесь больше важна правильность выполнения, а не скорость выполнения. Сначала нужно учиться делать как надо, а потом учиться делать как надо и в то же время — быстро. Я не раз видел на тренировках какие-то «гонки на скорость», где игроки старались быстрее всех пройти лестницу вместо того, чтобы отрабатывать нужные элементы. Также часто игнорировались работа руками и высота центра тяжести.
Работа руками
При выполнении упражнений на скорость работы ног, позволяющих увеличить частоту шага при беге, работа руками так же важна, как и работа ногами. Невозможно бежать, двигая ногами с одной скоростью, а руками — с другой. Скорость должна быть одинаковой, соответственно, руки нужно тренировать одновременно с ногами и желательно с необходимой амплитудой.
В более сложных упражнениях, где движения направлены в разные стороны, но ноги работают поочередно как при беге, более активная работа руками помогает «поймать» ритм и делает выполнение упражнения проще. В отдельных упражнениях руки являются балансиром, позволяющим выполнять упражнения более резко и активно. С висящими руками или с зажатыми в кулаки на уровне груди никакого балансира не будет
Высота центра тяжести
Практически все изменения направления движения связаны с понижением центра тяжести. Старайтесь делать эти упражнения не на прямых ногах, а на согнутых — так в игре вам будет проще применить полученные навыки.
Здоровье и безопасность во время занятий на лестнице
- Лестницы для выполнения упражнений следует размещать так, чтобы обеспечить достаточно свободного пространства с обеих концов лестниц и по обе стороны от них.
- Избегайте утомления, которое приводит к ухудшению техники выполнения движений и замедлению работы ног.
- Правильная постановка ног помогает предотвратить травмы и повреждения ступней и голеностопных суставов.
- Начинайте медленно, постепенно увеличивая скорость выполнения движений.
Основные виды движений и упражнений.
Ходьба, бег, прыжки. Появились упражнения для рук.
Использование обозначений:
Левая нога Правая нога направление движения
Скоростная лестница маркер
Возможные упражнения:
- Бег с прямой наружной ногой
Ребенок выполняет бег вдоль боковой стороны лестницы, держа наружную ногу в прямом положении. Внутренняя нога перемещается через планки лестницы посредством резкого, быстрого движения.
- Бег боком с постановкой ног в пространство между ступеньками
Ребенок проходит лестницу в длину, перемещаясь в боковом направлении, ставя поочерёдно ноги в каждое пространство между ступеньками.
- «Классики»
Ребенок проходит лестницу в длину, прыгая, чередуя ноги врозь (по обе стороны от лестницы), ноги вместе.
- Прыжки с чередованием внутренней ноги
Ребенок прыжком меняет положение ног
- Два прыжка вперед, один назад (похожий вариант с шагами, т.е. поочередной постановкой ног)
Ребенок выполняет два прыжка вперед и один назад, повторяя образец до конца лестницы.
- Вбегание и выбегание в «прямоугольник»
Ребёнок проходит лестницу в длину, перемещаясь боком, поочередно, вбегая с правой ноги, и, выбегая с правой ноги.
Разнообразие прыжковых, беговых упражнений, выполняемых на двух или одной ноге, лицом, спиной или боком по направлению движения, поражает. Используя упражнения в тренировочной деятельности, добавляются элементы вида спорта и, если есть, предмет. Активно используется скоростная лестница в игровых видах спорта, единоборствах. Большое количество упражнений можно посмотреть в видеохостинге You Tube.
Комбинация беговых упражнений
Вариант 1.
Маркеры (6 шт.), лестницы (2 шт.), барьеры (2 шт.).
остановка прыжком ускорение бег
торможение
старт упр.1 4 бег.шага боком поворот на 360ͦ упр.3
Вариант 2 (с баскетбольным мячом).
Маркеры (11 шт.), лестница (2 шт.) барьеры (5 шт.), б/б мяч (1 и более)
бр. на 2 ш. Упр.4 Ведение «змейкой» Упр.2 с
передачей
Старт барьерный бег с ведущей ведение с касанием маркера мяча
правой ногой, мяч в правой руке
Совершенствование и усложнение техники выполнения упражнений с использованием лестниц
- Изменение направления движений.
- Чередование ведущих ног.
- Быстрое движение одной ногой, другая используется для опоры.
- Дополнительное включение скручиваний и поворотов
- Изменение направления движения внутри лестницы и за ее пределами
- Использование «остановок» и «стартов», что поможет развивать устойчивость
- Детям следует в руках держать спортинвентарь (мяч, гимнастическая палка, ракетка, бита и т.д.), чтобы можно было его включить в программу упражнения.
Источники информации:
- Школа мгновенной реакции, ловких движений, быстрых ног и сильных рук. Физическое развитие детей 4-11 лет/Алан Пирсон, Дэвид Хокинс; пер. с англ.Л.И.Заремской. – М.: АСТ:Астрель. 2011. – 320 с., илл.
- Руководство к использованию скоростной лестницей, 2013. – 15 с., илл.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дифференцированное развитие двигательных качеств у младших школьников
Материал представляет собой описание педагогического опыта учителя физической культуры по теме "Дифференцированное развитие двигательных качеств у младших школьников"....
Игра - средство развития двигательных качеств младших школьников
Развитие двигательных качеств младших школьников посредством игры....
Развития двигательных качеств младших школьников в виде игровой деятельности.
Даная статья акцентирует внимание на важную роль урока физической культуры в жизни ребёнка. В ней описывается как игровой вид деятельности влеяет на развитие детей. Наводятся примеры того, что игра на...
Подвижные игры как средство развития двигательных качеств младших школьников
Аттестационная работа по теме самообразования...
Влияние подвижных игр на развитие двигательных качеств у младших школьников на уроках физической культуры и во внеурочной деятельности
Актуальность опыта объясняется необходимостью:- повышения эффективности образовательного процесса в школе, уровня показателей физической культуры школьников, укрепления их здоровья;- повыш...
Научно-методическая статья РАЗВИТИЕ ДВИГАТЕЛЬНЫХ КАЧЕСТВ (силы, скорости (быстроты), ловкости и выносливости) у школьников подросткового возраста, оценка их функциональной готовности
В большинстве видов спорта проявляются все физические качества. Но для достижения успеха в каждом отдельном виде необходимо воспитывать преимущественно одно или нескольк...