Оздоравливающее влияние плавания на детский организм.
статья по физкультуре (5, 6, 7, 8, 9 класс) по теме
«Здоровье (по определению Всемирной организации здравоохранение это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов" И.И.Брехман
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 816.5 КБ |
![]() | 34.03 КБ |
Предварительный просмотр:
26 октября 2014 г Команда учащихся г.о. Троицк занимающаяся в стенах бассейна МАОУ СОШ № 6 приняли участие в финальных соревнованиях по плаванию, комплексной спартакиады «Московский двор – спортивный двор» в бассейне «Дигунино» г Москвы. Учащиеся защищали честь не только своей школы, но и честь ТиНАО. Лучшими из наших были Сергеев Антон учащийся 8 класса «Б» - 9 место, Шингина Мария учащийся 8 класса «А» - 9 место. В эстафетном плавании 4х50 в/ст, команда в составе: Сергеева Антона, Шингиной Марии, Веденеева Алексея и Мингажевой Юлии
заняла 7 место.
Команду подготовили - учитель ФК Кристя С.А. инструктор Хруцкий Е.Э.
4 декабря 2014 г. департамент образования Москвы ГБНУ «Московский институт развития образования», Троицкий научно – методический центр, и МАОУ СОШ № 6 провели «первый городской конкурс проектных работ по здоровье сбережению «Здоровье в школе наша забота»
В номинации «В здоровом теле – здоровый дух» на тему: «Положительное влияние плавания на развитие подростка» стал победителем Сергеев Антон – ведущий пловец нашей школы (руководитель проекта – Кристя С.А.)
21.03.2015г. Состоялся 2 тур соревнований Школьной Спортивной Лиги по плаванию, среди обучающихся 2000-2001г.р. Спартакиады воспитанников дополнительного образования образовательных организаций г.Москвы, посвящённой 70-й годовщине победы в Великой Отечественной войне 1941-1945гг. Сергеев Антон учащийся 8 класса «Б» на дистанции 50 баттерфляй с результатом 31.36 занял 2 место. Подготовила команду учитель физической культуры МАОУ СОШ № 6: Кристя С.А.
Предварительный просмотр:
МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №6» городского округа Троицк в г. Москве.
Доклад
Оздоравливающее влияние плавания на детский организм.
Подготовил: учитель
физической культуры
МАОУ СОШ№6 Кристя С.А.
г.о. Троицк-2015
«Здоровье (по определению Всемирной организации здравоохранения)-
это состояние полного физического, психического и социального благополучия,
а не просто отсутствие болезней или физических дефектов»
И.И.Брехман
А что такое Физическая культура?
Физическая культура это часть общей культуры направленная на укрепление здоровья и развитие всех физических качеств.
Целью физического воспитания в школе является содействие всестороннему развитию личности посредством формирования физической культуры личности школьника. Слагаемыми физической культуры являются: крепкое здоровье, хорошее физическое развитие, оптимальный уровень двигательных способностей, знания и навыки в области физической культуры, мотивы и освоенные способы осуществлять физкультурно-оздоровительную и спортивную деятельность. Достижение цели физического воспитания обеспечивается решением следующих основных задач, направленных на:
- укрепление здоровья, содействие гармоническому развитию;
- обучение жизненно важным двигательным умениям и навыкам;
- развитие двигательных способностей;
- приобретение необходимых знаний в области физической культуры и спорта;
- воспитание потребности и умения самостоятельно заниматься физическими упражнениями, сознательно применять их в целях отдыха, тренировки, повышения работоспособности и укрепления здоровья;
- содействие воспитанию нравственных и волевых качеств, развитие психических процессов и свойств личности.
С учётом Закона РФ «О физической культуре и спорте» от 29.04.1999 № 80-ФЗ;
– Национальной доктриной образования в Российской Федерации. Постановление Правительства РФ от 4.10.2000 г. № 751;
– Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года. Распоряжение Правительства РФ от 30.08.2002 г. № 1507-р.
– Базисным учебным планом общеобразовательных учреждений Российской Федерации. Приказ МО РФ от 9.02.1998 г. № 322;
– О введении третьего дополнительного часа физической культуры в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации. Письмо МО РФ от 26.03.2002 г. № 30–51–197/20.
С введением третьего часа физической культуры, программа увеличилась до 102 часов в год (3 урока в неделю).
Особенностью нашей школы является наличие бассейна. Длина бассейна -25 метров, ширина – 11 метров (5 дорожек), глубина мелкой части бассейна составляет 1 метр, глубокой части 1м 70 см. Что в свою очередь даёт возможность проведения третьего часа физической культуры для учащихся школы в бассейне.
Какое влияние оказывает плавание на организм и в чем же заключается польза плавания для организма учащегося? Почему рекомендуют заниматься плаванием?
Благотворное влияние плавания заключается в следующем.
Иммунная система
Всем известно, что плавание - эффективное средство закаливания, оно повышает устойчивость к воздействию низких температури следовательно делает организм менее восприимчивым к простудным заболеваниям. В результате изменения состава крови при занятиях плаванием повышаются защитные свойства иммунной системы, что увеличивает сопротивляемость инфекциям.
Дыхательная система
Плавание способствует повышению силы дыхательных мышц и увеличению их тонуса, усиливает вентиляцию легких, способствует увеличению жизненного объема легких.
В итоге занятий плаванием увеличивается жизненная емкость легких, повышаются функциональные возможности дыхательной системы, увеличивается количество и эластичность альвеол.
В результате систематических занятий плаванием также увеличивается показатель максимального потребления кислорода.
Сердечно-сосудистая система
У регулярно плавающих людей возрастает сила сердечной мышцы, увеличивается мощность сердца (объем крови, выталкиваемый сердцем за один цикл его деятельности), количество сердечных сокращений в минуту уменьшается. У тренированных пловцов ЧСС в состоянии покоя 50-60 или даже 40-45 сокращений в минуту, тогда как у обычных здоровых людей ЧСС от 65 до 75. При этом, работая с предельной интенсивностью, сердце пловца способно развить темп до 200 сокращений в минуту, а объем крови, нагнетаемый в аорту, увеличивается с 4-6 литров до 35-40 литров в минуту.
Как мы видим, плавание способствует усилению деятельности сердечно-сосудистой системы, но при этом работа сердца протекает в благоприятных условиях. Давление воды облегчает отток крови от периферии к сердцу.
Костно-мышечная система
В воде происходит полная проработка всех мышц, независимо от выбранного стиля плавания. Равномерная работа мышц всего тела способствует формированию гармоничной фигуры, плавных обтекаемых форм без резких выпячиваний и углов.
Во время плавания чередуются напряжение и расслабление разных мышц, это увеличивает их работоспособность и силу. Плавание требует координации всех двигающихся мышц. При этом вода создает большее сопротивление, чем воздух, значит, чтобы плыть, человеку приходится напрягаться сильнее. Поэтому в результате плавания формируются более сильные и эластичные мышцы. Во время плавания тело поддерживается водой так, что не возникает чрезмерной нагрузки ни на одну группу мышц или суставов.
В воде уменьшается статическое напряжение тела, снижается нагрузка на позвоночник, он правильно формируется, вырабатывается хорошая осанка. Активное движение ног в воде укрепляет стопы и предупреждает развитие плоскостопия. Плаванье помогает суставам оставаться гибкими, особенно в шее, плечах и бедрах. Показатель суммарной подвижности в суставах пловцов значительно выше, чем у спортсменов других специализаций.
Нервная система
Занятия плаванием оказывают положительное влияние на состояние центральной нервной системы, способствуют формированию уравновешенного и сильного типа нервной деятельности.
Плавание тонизирует нервную систему, уравновешивает процессы возбуждения и торможения, улучшает кровоснабжение мозга.
Приятные ассоциации, связанные с плаванием, благотворно сказываются на состоянии психики, способствуют формированию положительного эмоционального фона. Плавание помогает побороть водобоязнь, снимает утомление, помогает при нервном перенапряжении и депрессии, поднимает настроение, улучшает сон, внимание и память.
Регулярные занятия плаванием дисциплинируют и повышают волевые качества.
За основу рабочей программы по плаванию взята комплексная программа Физического воспитания учащихся 1-11 классов, авторов В. И. Лях, А. А. Зданевич, соответствующая общеобразовательному стандарту. Раздел «Плавание», в комплексной программе вышеупомянутых авторов составляет 10 часов. Благодаря добавленному третьему часу физической культуры педагогом Кристя С.А. была расширена программа по плаванию и составила 34часа. Расширенная программа даёт возможность учащимся подробнее и эффективнее изучить техники способов плавания, разобраться и выбрать тот способ плавания, который школьники могут применить в практической деятельности. Уроки плавания в объёме 34 часов, в нашей школе проводятся с 2011-2012 учебного года. За этот период времени получили возможность научиться плавать во время учебного процесса 597 учащихся нашей школы.
При всей значимости урока как основы процесса физического воспитания в школе главенствующую роль в приобщении к ежедневным занятиям физическими упражнениями учащихся, безусловно, принадлежит внеклассной физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работе. За ней будущее т. к. даже индивидуально-дифференцированный подход не даст такого положительного результата, который достигается правильно спланированной спортивно – массовой работой, главной целью - является внедрение физической культуры и спорта в повседневную жизнь и быт школьника.
В настоящее время в системе школьного образования Москвы, как и всей России, идет реализация президентской образовательной инициативы «Наша новая школа». Одним из заявленных направлений стало:
¬ Сохранение и укрепление здоровья школьников.
С 2010-2011 учебного года в нашей школе, проводится мониторинг заболеваемости учащихся ОРВ и ОРЗ. Результаты этой работы проводились путём подсчёта представленных медицинских справок учащимися из медицинских учреждений.
В 2010 -2011 году за период с сентября по ноябрь 18 % учащихся 5-11 классов переболели ОРВИ и ОРЗ.
В 2011-2012 году за период с сентября по ноябрь 15,6 % учащихся 5-11 классов переболели ОРВИ и ОРЗ.
В 2012-2013 году за период с сентября по ноябрь 12,4 % учащихся 5-11 классов переболели ОРВИ и ОРЗ.
В 2013-2014 году за период с сентября по ноябрь 11,3 % 5-8 классов учащихся переболели ОРВИ и ОРЗ.
В 2014-2015 году за период с сентября по ноябрь 11 % 5-8 классов учащихся переболели ОРВИ и ОРЗ.
При всей значимости урока как основы процесса физического воспитания в школе главенствующую роль в приобщении к ежедневным занятиям физическими упражнениями учащихся, безусловно, принадлежит внеклассной физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работе. За ней будущее т. к. даже индивидуально-дифференцированный подход не даст такого положительного результата, который достигается правильно спланированной спортивно – массовой работой, главной целью - является внедрение физической культуры и спорта в повседневную жизнь и быт школьника.
С учетом современных мониторингов здоровья и занятости современных детей, одним из направлений деятельности нашей школы стало развитие системы дополнительного образования учащихся. Была разработана программа дополнительного образования для групп общей физической подготовки, физкультурно-оздоровительной направленности по плаванию для детей 8-17 лет.
Цель программы: Формирование культуры здорового образа жизни обучающихся средствами плавания.
Задачи:
- Укрепление здоровья и закаливание организма учащихся
- Овладение жизненно необходимым навыком плавания
- Обучение основам техники всех способов плавания и широкому кругу двигательных навыков
- Развитие физических качеств (выносливости, быстроты, скорости, силовых и координационных возможностей)
- Формирование устойчивого интереса, мотивации к занятиям плаванием и здоровому образу жизни
- Воспитание морально-этических и волевых качеств.
Новизна данной программы заключается в том, что программы дополнительного образования физкультурно-оздоровительной направленности по плаванию для детей 8 – 17 лет разработаны для ДЮСШ и СДЮСШОР. Программа, разработанная Кристя С.А., рассчитана на учащихся общеобразовательной школы с учетом различия физической готовности детей к освоению плавания.
Данная программа апробируется в МАОУ «Средняя школа № 6» г.о. Троицк уже пятый год. В 2012 году данная программа принесла педагогу победу в конкурсном отборе педагогических работников на соискание Гранта Москвы в сфере образования по направлению «Дидактика и методика обучения – физическая культура» (Разработка и реализация авторской программы).
Результаты медицинских мониторингов и внеурочной занятости учащихся показывают положительную динамику, что, в свою очередь, является подтверждением качества и возможностей реализации данной программы.
Умение плавать, а не купаться, часто может сохранить не только здоровье, но и жизнь ребенка. Только умение плавать спортивным стилем может уберечь наших детей от трагедии со смертельным исходом. Все эти факторы делают данную программу актуальной и крайне необходимой в наше время.
Реализация данной программы послужила отправной точкой для создания на базе МАОУ «Средняя школа № 6» г.о. Троицк ОИП «Реализация современной модели укрепления здоровья обучающихся, формирование культуры здоровья через развитие образовательного пространства школы».
Педагогом физической культуры Кристя С.А. с 2009-2010 учебного года проводятся секционные занятия плаванием с учащимися МАОУ СОШ №6 г.о. Троицк. В школьных секциях плавания также занимаются учащиеся школ города и близлежащих районов, таких как: Новые Ватутинки, Марьино, Пучково, Поселение Первомайское и др.
Наполняемость групп ОФП по плаванию с 2009-2015 года
Года обучения | На бесплатной основе | На платной основе | Общее количество учащихся | ||
Количество групп | Количество учащихся | Количество групп | Количество учащихся | ||
2009-2010 уч. год | 2 | 30 чел | 1 | 15 | 45 чел |
2010-2011 Уч .год | 3 | 48 чел | 3 | 53 чел | 101 чел |
2011-2012 Уч. год | 3 | 48 чел | 4 | 64 чел | 112 чел |
2012-2013 Уч. Год | 3 | 50 чел | 4 | 73 чел | 123 чел |
2013-2014 Уч.год | 3 | 56 чел | 4 | 80 чел | 136 чел |
2014-2015 Уч.год | 1 | 20 чел | 8 | 120 чел | 140 чел |
Уже стали традиционными открытые первенства, по плаванию проводимые в стенах школьного бассейна, а также «Первенство по плаванию в рамках Спартакиады допризывной молодёжи учащихся общеобразовательных школ г.о. Троицк». Позвольте представить результаты учащихся МАОУ СОШ №6 за 2014-2015 учебный год.
26 октября 2014 г Команда учащихся г.о. Троицк занимающаяся в стенах бассейна МАОУ СОШ № 6 приняли участие в финальных соревнованиях по плаванию, комплексной спартакиады «Московский двор – спортивный двор» в бассейне «Дигунино» г Москвы. Учащиеся защищали честь не только своей школы, но и честь ТиНАО. Лучшими из наших были Сергеев Антон учащийся 8 класса «Б» - 9 место, Шингина Мария учащийся 8 класса «А» - 9 место. В эстафетном плавании 4х50 в/ст, команда в составе: Сергеева Антона, Шингиной Марии, Веденеева Алексея и Мингажевой Юлии
заняла 7 место.Команду подготовила учитель физической культуры МАОУ СОШ №6 Кристя С.А.
20 ноября 2014г. Команды МАОУ СОШ №6 приняли участие в соревнованиях школьной спортивной лиги по плаванию среди учащихся 2002-2003 г. р. и 2000 - 2001 г. р. Спартакиады воспитанников дополнительного образования г. о. Троицк, посвященной 70-ой годовщине Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 г. г. Команда 2002-2003 г. р заняла 2 место. Команда 2000-2001 г. р заняла 1 место.
4 декабря 2014 г. департамент образования Москвы ГБНУ «Московский институт развития образования», Троицкий научно – методический центр, и МАОУ СОШ № 6 провели «первый городской конкурс проектных работ по здоровье сбережению «Здоровье в школе наша забота» В номинации «В здоровом теле – здоровый дух» на тему: «Положительное влияние плавания на развитие подростка» стал победителем Сергеев Антон – ведущий пловец нашей школы(руководитель проекта – Кристя С.А.)
13 декабря 2014 г. в бассейне ГБОУ ЦО № 1681 ЮЗОУО ДО г М состоялись соревнования школьной спортивной лиги по плаванию среди обучающихся 2000-2001 г.р. спартакиады воспитанников дополнительного образования образовательных организаций г. Москвы, посвящённой 70-й годовщине победы в ВОВ 1941-1945 гг. Команду школы представляли учащиеся 7 -8 классов. В команду входили: Сергеев Антон учащийся 8 класса «Б», Шангина Мария учащаяся 8 класса «А», Козлова Мария учащаяся 8 класса «В», Рожко Диана учащаяся 7 класса «Б», Степаненко Игорь учащийся 8 класса «А». В эстафетном плавание 4х50 в/ст, принимали участие 15 команд г. Москвы. Наши пловцы заняли5 место.
Команду подготовили: Кристя С.А. и Хруцкий Е.Э.
16 декабря 2014 г. в соревнованиях по плаванию в зачёт Спартакиады допризывной молодёжи среди общеобразовательных школ г.о. Троицк команда учащихся 8-11 классов заняла 3 место. Лучшим в личном зачёте из учащихся МАОУ СОШ № 6 стал, Хан Георгий учащийся 10 класса «СГ». Георгий занял 2 место с результатом 28.08, на дистанции 50 в/ст.
Команду подготовила: Кристя С.А.
12.03.2015г. В бассейне МАОУ ДОД ДЮСШ г.о. Троицк проходило Первенство городского округа Троицк в г. Москве среди образовательных учреждений по плаванию. Команда юношей заняла 3 место, команда девушек заняла 3 место. Команду подготовила учитель физической культуры МАОУ СОШ №6 Кристя С.А.
21.03.2015г.Состоялся 2 тур соревнований Школьной Спортивной Лиги по плаванию, среди обучающихся 2000-2001г.р. Спартакиады воспитанников дополнительного образования образовательных организаций г.Москвы, посвящённой 70-й годовщине победы в Великой Отечественной войне 1941-1945гг. Сергеев Антон учащийся 8 класса «Б» на дистанции 50 баттерфляй с результатом 31.36 занял 2 место. Подготовила команду учитель физической культуры МАОУ СОШ № 6: Кристя С.А.
Таким образом, проводя уроки плавания, секционные занятия, спортивно-массовые мероприятия, происходит интеграция общего и дополнительного образования, которая несёт пользу, как учащимся, так и школе:
- Отсутствие отрицательной динамики состояния здоровья учащихся школы;
- Достижение устойчивого уровня качества образования, развитие личности и индивидуальности учащихся;
- Укрепление позитивного имиджа школы в микрорайоне, городе, округе, повышение ее привлекательности в глазах учащихся, родителей и общественности.
Разработка эффективных мер по сохранению и укреплению здоровья всех участников образовательного процесса имеет исключительное значение для современной школы. А деятельность инновационной площадки «Реализация современной модели укрепления здоровья обучающихся, формирование культуры здоровья через развитие образовательного пространства школы» носит системный характер и касается, как форм и способов организации обучения и воспитания, так и деятельности администрации, педагогов и учащихся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Влияние плавания на организм человека.
Влияние плавания на организм человека необычайно благотворно и разнообразно. Оно помогает человеку стать здоровым, сильным, ловким, выносливым, смелым. От всех известных чел...

Влияние плавания на организм занимающихся.
Плавание один из уникальных видов спорта и оздоровления! А здоровье – это самое главное что необходимо в жизни. Я надеюсь что, данная статья поможет и детям и взрослым понять почему необходимо занимат...
Влияние плавание на ЖЕЛ
ВЛИЯНИЕ ПЛАВАНИЯ НА РАЗВИТИЕ ЖИЗНЕННОЙ ЕМКОСТИ ЛЕГКИХ. Развитие жизненной ёмкости лёгких на уроках лечебного плавания...

Влияние мобильного телефона на детский организм
Выступление на родительском собрании в 5 классе в рамках Всероссийской акции "Единый урок по безопасности в сети Интернет"....

«Влияние плавания на сердечно-сосудистую систему»
В настоящее время перед нашим государством достаточно остро стоят проблемы здоровья подрастающего поколения, воспитания у детей потребности в здоровом образе жизни, здоровом досуге. Эти проблемы неодн...

Статья на тему: "Оздоровительное влияние плавания на организм человека"
Плавание оказывает мощнейшее благотворное физическое и психологическое воздействие на человека. К слову сказать, плавание относится к тем видам физической нагрузки, которая почти полностью безопасна, ...

Вредное влияние наркотиков, спайсов, вейпов на детский организм
Тема урока: « Вредное влияние наркотиков, спайсов, вейпов на детский организм»Цели урока:Образовательные:познакомить обучающихся с понятием психоактивных веществ и возможными негатив...