Рабочая программа
рабочая программа по физкультуре ( класс) на тему
Рабочая программа для спортивно-оздоровительной группы рассчитана на 216часов учебных занятий, 6 часов в неделю. Контингент обучающихся – девушки и мальчики 2003 – 2005 г.р.
Для реализации данной учебной программы необходимы наличие спортивной базы и ее материально-техническое обеспечение (игровой спортивный зал, волейбольные мячи, сетка и стойки, набивные мячи, скакалки и т.д.)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 58.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детско-юношеская спортивная школа «Феникс»
СОГЛАСОВАНО: УТВЕРЖДАЮ:
зам. директора по УВР Директор
МБУДО ДЮСШ «Феникс»
________О.Н. Ганьжина _______________М.Д. Худяков
«__»_________20__г. Приказ № от «_____»__________20__г
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по волейболу на 2015-2016 учебный год
(дополнительная образовательная программа по волейболу для спортивно-оздоровительной группы (девушки и мальчики 2003-2005 г.р.)
Срок реализации: 1 год
Тренер-преподаватель:
Чайников С. В.
Принята на МО
«__»_____2015 г.
Принята на МС
«__»_____2015 г.
г.Нижневартовск 2015
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе общеразвивающей программы дополнительного образования по волейболу и Федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта волейбол № 680 от 30.08.2013 года.
Настоящая программа предназначена для работы с обучающимися спортивно-образовательной группы.
Основными задачами программы являются следующие:
- Привитие навыков здорового образа жизни.
- Укрепление здоровья и физического развития занимающихся, закаливание организма.
- Повышение уровня физической работоспособности.
- Обучение навыкам самоконтроля и привитие стойкого интереса к занятиям спортом.
- Овладение техникой выполнения широкого круга физических упражнений (гимнастических, подвижных и спортивных игр и т.д.).
- Отбор перспективных детей и молодежи для дальнейших занятий волейболом – (для передачи в группы «Начальной подготовки»)
Рабочая программа для спортивно-оздоровительной группы рассчитана на 216часов учебных занятий, 6 часов в неделю. Контингент обучающихся – девушки и мальчики 2003 – 2005 г.р.
Для реализации данной учебной программы необходимы наличие спортивной базы и ее материально-техническое обеспечение (игровой спортивный зал, волейбольные мячи, сетка и стойки, набивные мячи, скакалки и т.д.)
Учебно- тематический план на 36 недель
учебно-тренировочной и соревновательной деятельности
на 2015-16 учебный год
СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ | Часы | IX | X | XI | XII | I | II | III | IV | V | VI | VII | VIII |
I. ТЕОРИЯ | 10 |
| |||||||||||
1. ФК и спорт |
|
|
|
| 1 |
|
|
|
|
|
|
| |
2. Гигиен.самоконтроль |
|
| 1 |
|
|
|
|
|
|
|
| ||
3. Техника безопасности |
| 1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
4. История развития |
|
|
|
|
|
| 1 |
|
|
|
|
| |
5. Инвентарь и оборудован. |
|
|
|
|
|
|
|
| 1 |
|
|
| |
6. Медико-биолог. основы | 2 |
| 1 |
| 1 |
| 1 |
|
|
| |||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
II. ПРАКТИКА |
|
| |||||||||||
1. ОФП | 66 | 7 | 7 | 7 | 8 | 8 | 8 | 7 | 7 | 7 |
|
| |
2. СФП | 43 | 6 | 4 | 4 | 4 | 6 | 5 | 6 | 4 | 4 |
|
| |
3. ТТМ | 41 | 5 | 4 | 4 | 6 | 5 | 3 | 5 | 5 | 4 |
|
| |
4. Игровая | 36 | 5 | 3 | 4 | 5 | 4 | 3 | 5 | 3 | 4 |
|
| |
III. УЧАСТИЕ В СОРЕВНОВАНИЯХ | 8 |
| 4 |
|
|
|
|
| 4 |
|
|
| |
IV. КОНТРОЛЬНЫЕ ИСПЫТАНИЯ | 12 |
| 4 |
|
|
| 4 |
| 4 |
|
|
|
|
V. ВОССТАНОВИТЕЛЬНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ | 0 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ИТОГО: | 216 | 24 | 24 | 24 | 24 | 24 | 24 | 24 | 24 | 24 |
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫХ ЗАНЯТИЙ ДЛЯ ГРУПП НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ 1 ГОДА ОБУЧЕНИЯ НА 2015-16 УЧЕБНЫЙ ГОД
№ | Содержание | Номера занятий | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | ||||||||
1 | Гигиена и самоконтроль | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2 | Техника безопасности | + | + | з | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3 | История развития | + | + | з | + | + | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4 | Инвентарь и оборудование | + | + | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5 | Общеразвивающие упражнения | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | ||||||
6 | Подготовительные упражнения | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | ||||||||
7 | Перемещения и стойки | + | + | + | + | + | + | + | + | + | з | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | з | + | + | + | + | + | + | + | + | + | з | + | + | + | + | + | ||||||||
8 | Передача двумя руками сверху вперед и над собой | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | з | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | з | + | + | ||||||||||||||
9 | Передача двумя руками сверху назад | + | + | + | + | + | + | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
10 | Отбивание мяча у сетки, в прыжке и над собой | + | + | + | + | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
11 | Прием мяча двумя руками сверху в падении | + | + | + | + | + | + | + | + | + | з | + | + | ||||||||||||||||||||||||||||||||
12 | Нижняя прямая подача | + | + | + | + | з | + | + | + | + | + | + | + | з | + | + | + | ||||||||||||||||||||||||||||
13 | Верхняя прямая подача | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | з | ||||||||||||||||||||||||||||||||
14 | Прямой нападающий удар | + | + | + | + | + | з | + | + | + | + | + | + | з | + | + | + | + | |||||||||||||||||||||||||||
15 | Индивидуальные тактические действия в нападении | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | ||||||||||||||||||||||||||||
16 | Индивидуальные тактические действия в защите | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | ||||||||||||||||||||||||||||
17 | Групповые тактические действия в нападении | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
18 | Групповые тактические действия в защите | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
19 | Командные тактические действия в нападении | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
20 | Командные тактические действия в защите | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
21 | Подвижные игры | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | |||||||||||||||
22 | Подготовительные игры | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | |||||||||||||||||||||||||||||
23 | Учебные игры в волейбол | + | + | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
№ | Номера занятий | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 | 79 | 80 | 81 | 82 | ||
1 | + | + | з | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2 | + | + | з | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3 | з | + | + | з | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4 | + | + | з | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5 | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | |
6 | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | |||
7 | + | + | + | + | + | з | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | з | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | з | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | з | + | |||
8 | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | з | + | + | + | ||||||||||||||||||||||||||
9 | + | + | + | + | + | + | + | з | + | + | + | + | |||||||||||||||||||||||||||||||||
10 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
11 | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | з | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | з | + | + | + | + | + | + | + | з | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | |
12 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
13 | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | з | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | з | + | + | + | + | + | + | + | |
14 | + | + | з | + | + | + | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
15 | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | з | + | + | + | + | + | + | + | + | + | з | + | |
16 | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | з | + | + | + | + | + | + | + | + | |
17 | + | + | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
18 | + | + | + | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
19 | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | з | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
20 | + | + | + | + | + | + | + | + | з | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
21 | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | з | + | + | + | + | + | + | + | + | |||||||
22 | + | + | + | + | + | + | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
23 |
№ | Номера занятий | ||||||||||||||||||||||||||
83 | 84 | 85 | 86 | 87 | 88 | 89 | 90 | 91 | 92 | 93 | 94 | 95 | 96 | 97 | 98 | 99 | 100 | 101 | 102 | 103 | 104 | 105 | 106 | 107 | 108 | ||
1 | + | з | |||||||||||||||||||||||||
2 | + | ||||||||||||||||||||||||||
3 | |||||||||||||||||||||||||||
4 | |||||||||||||||||||||||||||
5 | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | |
6 | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | |||
7 | + | + | + | + | + | + | + | + | + | з | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | з | + | |||
8 | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | ||||||||||||||||
9 | + | + | + | + | + | + | + | ||||||||||||||||||||
10 | |||||||||||||||||||||||||||
11 | + | + | з | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | з | + | + | + | + | + | + | + | з | |
12 | |||||||||||||||||||||||||||
13 | + | + | + | + | + | + | + | з | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | з | + | + | |
14 | + | + | + | + | |||||||||||||||||||||||
15 | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | з | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | |
16 | + | + | + | + | + | з | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | з | + | + | + | + | + | + | + | + | |
17 | + | + | |||||||||||||||||||||||||
18 | + | + | + | ||||||||||||||||||||||||
19 | + | + | + | + | + | ||||||||||||||||||||||
20 | + | ||||||||||||||||||||||||||
21 | + | + | з | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | |||||||
22 | + | + | + | + | + | + | + | ||||||||||||||||||||
23 | + | + | + | + | + | + |
Содержание учебно-тренировочного процесса
спортивно-оздоровительной группы
На протяжении всего периода обучения в спортивной школе волейболисты проходят несколько возрастных этапов (см. таб. № 2), на каждом из которых предусматривается решение определенных задач. Общая направленность многолетней подготовки юных спортсменов:
- Постепенный переход от обучения приемам игры и тактическим действиям к их совершенствованию на базе роста физических и психических возможностей;
- Планомерное прибавление вариативности выполнения приемов игры и широты взаимодействий с партнерами;
- Увеличение собственно соревновательных упражнений в процессе подготовки;
- Увеличение объема тренировочных нагрузок;
- Повышение интенсивности занятий, следовательно, использование восстановительных мероприятий для поддержания необходимой работоспособности и сохранения здоровья юных баскетболистов.
- Переход от общеподготовительных средств к наиболее специализированным для волейбола.
Программа СОГ и ГЗ обучения предполагает привлечение максимально возможного количества детей и подростков к систематическим занятиям, утверждения здорового образа жизни, всестороннего развития физических способностей и овладение основами волейбола.
Специальная физическая подготовка.
Дается как в основной так и в заключительной части занятия.
Прыгучесть. Прыжки на одной и двух ногах, через линию, скамейку, партнера, предметы, а также по кругу, зигзагом, по прямой, на скорости, на дальность, в высоту. Прыжки опорные, со скакалкой, разнообразные подскоки. Бег по песку без обуви. Бег и прыжки по лестнице.
Быстрота движений. Ускорения, рывки на отрезках от 3 до 40 м из различных положений (сидя, стоя, лежа) лицом, боком и спиной вперед бег с максимальной частотой шагов на месте и перемещаясь. Упражнения с набивными и теннисными мячами.
Упражнения для развития приема и передач мяча. Одновременное и попеременное сгибание лучезапястных суставов стоя у стены. Смена игровых действий и перемещений по сигналу тренера. Многократные волейбольные передачи набивного, гандбольного, футбольного, баскетбольного мячей в стену. Передачи волейбольного мяча в стену, постепенно увеличивая расстояние до нее. Броски и ловля набивного мяча во встречных колоннах, в тройках в рамках групповых тактических действий. Упражнения с резиновыми амортизаторами.
Упражнения для выполнения нападающих ударов. Имитация прямого нападающего удара. Броски набивного мяча из-за головы. Метание теннисного мяча в цель на стене с места, с разбега, после поворота и т.п. Удары по мячу, укрепленному на амортизаторах. Выполнение нападающих ударов с собственного подбрасывания, с набрасывания партнера у сетки и из глубины площадки.
Упражнения при блокировании. Прыжковые упражнения с подниманием рук вверх с касанием подвешенного набивного мяча. То же с касанием волейбольного мяча, укрепленного на резиновых амортизаторах. Передвижения вдоль сетки лицом к ней приставными шагами правым и левым боком вперед, остановка и принятие исходного положения для блокирования. Перемещение у сетки, остановка и прыжок вверх, ладонями коснуться подвешенного над сеткой набивного мяча.
Техническая подготовка.
Техника нападения.
Перемещения и стойки. Перемещение приставными шагами, боком, лицом и спиной вперед; двойной шаг, скачок вперед; остановка шагом; сочетание стоек и перемещений.
Передачи: Передача мяча сверху двумя руками; над собой - на месте и после перемещений различными способами; с набрасыванием партнера - на месте и после перемещения; в парах; в треугольнике: зоны 6-3-4, 6-3-2, 5-3-4, 1-3-2.
Отбивание мяча кулаком через сетку в непосредственной близости от нее: стоя на площадке и прыжке, после перемещения
Подачи: нижняя прямая (боковая); подача мяча держателе (подвешенного на шнуре); в стену – расстояние 6 м, 9 м; через сетку – расстояние 6 м, 9 м; из-за лицевой линии в пределы площадки, правую, левую половины площадки
Нападающие удары: прямой нападающий удар; ритм разбега в три шага; ударное движение кистью по мячу: стоя у стены, по мячу на резиновых амортизаторах – стоя и в прыжке: бросок теннисного мяча через сетку в прыжке с разбегу; удар через сетку по мячу, подброшенному партнером; удар с передачи.
Техника защиты.
Перемещения и стойки; то же, что в нападении, внимание низким стойкам; скоростные перемещения на площадке и вдоль сетки; сочетание перемещений с перекатами на спину и в сторону на бедро.
Прием сверху двумя руками; прием мяча после отскока от стены (расстояние 1-2 м); после броска партнером через сетку (расстояние 4-6 м); прием нижней прямой подачи.
Прием снизу двумя руками: прием подвешенного мяча, наброшенного партнером – на месте и после перемещения; в парах направляя мяч вперед вверх, над собой, один на месте, второй перемещается; прием подачи и первая передача в зону нападения.
Блокирование: одиночное блокирование резиновых мячей «механическим блоком» в зонах 3,2,4; «ластами» на кистях – стоя на подставке и в прыжке; ударов по мячу в держателе (подвешенного на шнуре).
Игровая подготовка.
Подвижные игры с элементами волейбола. Выполнение технических приемов подряд; то же - тактических действий. Чередование изученных технических приемов и их способов в различных сочетаниях. Игры: («Мяч в воздухе», «Мяч капитану», «Эстафета у стены», «Два мяча через сетку»,»Пионербол»; игра в волейбол без подачи..
Контрольные игры.
Игры по правилам мини-волейбола, классического волейбола. Задания в игры по технике и тактике на основе изученного материала. Методика судейства. Терминология и судейские жесты.
Контрольные испытания.
Нормативы. Для СОГ прирост показателей ОФП ( прыжок в длину с места, высота подскока по Абалакову, бег 30 м, бег 30 м (5х6м), бег 92 м.) Для НП- 1 – выполнение норм по физической, технической и тактической подготовки ( не менее 40 % всех видов (прыжок в длину с места, высота подскока по Абалакову, бег 30 м, бег 30 м (5х6м)., бег 92м ; метание набивного мяча ); испытания на точность передачи, подач, нападающих ударов, приемов, действия при передачах, в нападении, командные действия в защите.
Техника нападения.
Перемещения и стойки. Перемещение приставными шагами, боком, лицом и спиной вперед; двойной шаг, скачок вперед; остановка шагом; сочетание стоек и перемещений. Сочетание перемещений и технических приемов.
Передачи: Передача мяча сверху двумя руками; над собой - на месте и после перемещений различными способами; с набрасыванием партнера - на месте и после перемещения; в парах; в треугольнике: зоны 6-3-4, 6-3-2, 5-3-4, 1-3-2, стоя на месте в тройке на одной линии, встречная передача в прыжке в зонах 3-4, 3-2, 2-3.
Отбивание мяча кулаком через сетку в непосредственной близости от нее: стоя на площадке и прыжке, после перемещения. У сетки в прыжке «на сторону соперника».
Подачи: нижняя прямая (боковая) подача подряд 15-20 попыток; подача мяча держателе (подвешенного на шнуре); в стену – расстояние 6 м, 9 м; через сетку – расстояние 6 м, 9 м; из-за лицевой линии в пределы площадки, правую, левую половины площадки, в дальнюю и ближнюю от сетки половину.
Нападающие удары: прямой нападающий удар; ритм разбега в три шага; ударное движение кистью по мячу: стоя у стены, по мячу на резиновых амортизаторах – стоя и в прыжке: бросок теннисного мяча через сетку в прыжке с разбегу; удар через сетку по мячу, подброшенному партнером; удар с передачи.Удар из зоны 4 с передач из зоны 3, удар из зоны 2 с передачи из зоны 3, удар из зоны 3 с передачи из зоны 2.
Техника защиты.
Перемещения и стойки; то же, что в нападении, внимание низким стойкам; скоростные перемещения на площадке и вдоль сетки; сочетание перемещений с перекатами на спину и в сторону на бедро. Перемещения различными способами в сочетании с техническими приемами в нападении и защите.
Прием сверху двумя руками; прием мяча после отскока от стены (расстояние 1-2 м); после броска партнером через сетку (расстояние 4-6 м); в парах направленного удара; прием нижней прямой подачи.
Прием снизу двумя руками: прием подвешенного мяча, наброшенного партнером – на месте и после перемещения; в парах направляя мяч вперед вверх, над собой, один на месте, второй перемещается; прием подачи нижней, прямой, верхней прямой.
Прием мяча сверху двумя руками с выпадом в сторону и перекатом на бедро и спину: с набрасывания партнера в парах; от нижней прямой подачи.
Блокирование: одиночное блокирование резиновых мячей «механическим блоком» в зонах 3,2,4; «ластами» на кистях – стоя на подставке и в прыжке; ударов по мячу в держателе (подвешенного на шнуре), то же удар с передачи.
Подготовка юного волейболиста осуществляется путем обучения и тренировки, которые являются единым педагогическим процессом, направленным на формирование и закрепление определенннных навыков, на достижение оптимального уровня физического развития. Успешное осуществление учебно-тренировочного процесса возможно при соблюдении принципа единства всех сторон подготовки, а именно, общефизической, специальной физической, технической, тактической и морально-волевой.
Успешное решение учебно-тренировочных задач возможно при использовании двух групп методов: общепедагогических и спортивных.
Общепедагогические или дидактические методы включают метод наглядности, систематичности, доступности, индивидуализации обучения при единстве требований, метод опережающего развития физических качеств по отношению к технической подготовке, метод раннего освоения сложных элементов, метод соразмерности, т.е. оптимального и сбалансированного развития физических качеств.
Спортивные методы включаются: метод непрерывности и цикличности учебно-тренировочного процесса; метод максимальности и постепенности повышения требований; метод волнообразности динамики тренировочных нагрузок; метод моделирования соревновательной деятельности в тренировочном процессе.
Теоретический материал обычно дается в начале занятия. Новую тему, то или иное задание необходимо объяснять просто и доходчиво, обязательно закрепляя объяснения показом наглядного материала и показом приемов работы.
Практические занятия – основная форма работы с детьми, где умения закрепляются, в ходе повторения – совершенствуются и формируются навыки. Приобретенные умения и навыки используются воспитанниками в соревновательной деятельности в зависимости от сложившихся и меняющихся условий.
Постановка задач, выбор средств и методов обучения едины по отношению ко всем занимающимся при условии соблюдения требований индивидуального подхода и глубокого изучения особенностей каждого занимающегося. Особо внимательно выявлять индивидуальные особенности обучающихся необходимо при обучении технике и тактике игры, предъявляя при этом одинаковые требования в плане овладения основой структурой технического и тактического приема.
В ходе учебно-тренировочного занятия осуществляется работа сразу по нескольким видам подготовки. Занятие включает обязательно общую физическую подготовку, так же специальную физическую подготовку. На занятие может быть осуществлена работа по технической, тактической и морально-волевой подготовке юных спортсменов.
Разносторонняя физическая подготовка проводится на протяжении всего учебно-тренировочного процесса. Все упражнения делятся на общеразвивающие, подготовительные, подводящие и основные. Общеразвивающие и подготовительные упражнения направлены преимущественно на развитие функциональных особенностей организма, а подводящие и основные – на формирование технических навыков и тактических умений.
В процессе обучения техническим приемам используется сочетание метода целостного разучивания и разучивания по частям. Вначале технический прием изучают в целом, затем переходят к составным частям и заключение снова возвращаются к выполнению действия в целом. В процессе совершенствования техники происходит формирование тактических умений.
Распределение времени на все разделы работы осуществляется в соответствии с задачами каждого тренировочного занятия, в соответствии с этим происходит распределение учебного времени по видам подготовки при разработке текущего планирования.
Воспитательная работа.
Воспитательная работа предполагает тесное единство нравственного, умственного, эстетического и трудового воспитания с учетом особенностей физкультурно-спортивной, соревновательно-тренировочной деятельности.
Планирование воспитательной работы в спортивной школе должно осуществляется в трех основных формах: годовой план воспитательной работы, календарный (на месяц) и план работы тренера. Воспитательную работу следует планировать с учетом возраста, пола, спортивной подготовленности юных спортсменов, реальных условий деятельности спортивной школы.
Годовой план воспитательной работы спортивной школы содержит следующие разделы:
- общая характеристика состояния воспитательной работы в спортивном коллективе. В этом разделе излагаются общие сведения об учащихся, об уровне их мировоззренческих представлений; об отношении юных спортсменов к учебе; об отношении к труду; уровне подготовленности поосновным разделам тренировки и соревнований.
2. Воспитательные задачи. В данном разделе формулируются основные задачи воспитания в учебном году.
- Воспитание черт спортивного характера;
- Формирование должных норм общественного поведения
- Пропаганда здорового образа жизни
- Воспитание патриотизма
3.Основное содержание работы по реализации поставленных задач (примерные формы деятельности и занятий учащихся);
1) организационно-педагогическая работа - выборы старост групп, ученического самоуправления, соблюдение режима дня учащимися.
2) формирование основ мировоззрения социальной активности - планирование лекций, докладов, вечеров; намечаются мероприятия вне спортивной школы;
3) воспитание сознательного отношения к учению, культуре умственного труда – контроль за успеваемостью по общеобразовательным предметам и активности в общественной работе;
4) воспитание сознательного отношения к труду, общественно полезной работе и бережного отношения к общественному достоянию – планирование субботников, докладов и бесед о труде; экскурсии на предприятия;
5) нравственное воспитание и воспитание в духе спортивной этики – планирование докладов, форм, методов и средств воспитания нравственного поведения юных спортсменов;
6) физическое воспитание – планируются мероприятия по дальнейшему расширению знаний в области физической культуры и спорта; пропаганда здорового образа жизни в районе;
7) работа с родителями и связь с общественностью – подключение родителей к участию в спортивной жизни своих детей, посещение соревнований, учебных занятий и родительских собраний. Судейство районных соревнований.
Психологическая подготовка.
Психологическая подготовка подразделяется на общую и к конкретному соревнованию.
1.Общая психологическая подготовка осуществляется в единстве с физической, технической и тактической подготовкой на протяжении всего многолетнего периода спортивной подготовки, в ее задачи входит:
1) воспитание высоконравственной личности спортсмена;
2) развитие процессов восприятия;
3) развитие внимания: объема, интенсивности, устойчивости, распределения и переключения;
4) развитие тактического мышления, памяти, представления и воображения;
5) развитие способности управлять своими эмоциями;
6) развитие волевых качеств.
1.Воспитание личности спортсмена и формирование спортивного коллектива. В процессе учебно-тренировочной работы воспитывается характер, нравственные качества, идейная убежденность, коллективизм, мотивация положительного отношения к спорту и другие качества личности. Важным фактором развития личности служит самовоспитание, организация которого должна направляться тренером. Решение данной задачи органически связано с воспитательной работой.
2.Развитиепроцессов восприятия. Специфика волейбола требует совершенствования умения пользоваться периферическим зрением, глазомера, точности восприятия движений, специализированных восприятий.
Точность глазомера и периферического зрения находится в прямой зависимости от состояния тренированности. При проведении упражнений на развитие данных зрительных восприятий имеет освещение и влияние цвета. Лучше других воспринимается белый цвет, затем желтый и зеленый. При длительном восприятий темных цветов утомление наступит быстрее.
Путем побора специальных упражнений и в процессе игры надо стремиться развивать у волейболистов комплексные специализированные восприятия: «чувство мяча», «чувство сетки», «чувство площадки», «чувство времени».
3.Развитие внимания. Успешность технических и тактических действий волейболистов зависит от уровня развития объема, интенсивности, устойчивости, распределения и переключения внимания.
Для распределения и переключения внимания полезны упражнения с несколькими мячами и различными перемещениями; упражнения, где требуется быстрое переключения внимания с объект, с одного действия на другое; развивать умение выделять наиболее важные объекты и второстепенные.
4.Развитие тактического мышления, памяти, представления и воображения. У волейболистов необходимо развивать наблюдательность – умение быстро и правильно ориентироваться в сложной игровой обстановке; сообразительность- умение быстро и правильно оценивать сложившиеся ситуации, учитывать их последствия; инициативность- умение быстро и самостоятельно определять тактические замыслы соперника и предвидеть результаты, как его, так и своих действий.
5.Развитие способности управлять эмоциями. Эмоциональное состояние оказывает большое влияние на активность волейболистов как в процессе учебно-тренировочных занятий, так и на эффективность соревновательной деятельности. Обучение юных волейболистов приемам саморегуляции эмоциональных состояний требует систематических занятий, чтобы учащийся полностью овладел этими приемами в процессе тренировочной и соревновательной деятельности.
6. Воспитание волевых качеств. Воспитание волевых качеств- важное условие преодоления трудностей, с которыми сталкивается спортсмен в процессе тренировочно-соревновательной деятельности.
Основные волевые качества, которыми должен обладать волейболист – это целеустремленность и настойчивость, выдержка и самообладание, решительность и смелость, инициативность и дисциплинированность.
Целеустремленность и настойчивость выражаются в ясном осознании целей и задач, стоящих перед занимающимися, активном и неуклонном стремлении к повышению спортивного мастерства, в трудолюбии.
Выдержка и самообладание выражаются в преодолении отрицательных, неблагоприятных эмоциональных состояний.
Решительность и смелость выражаются в способности своевременно находить и принимать обдуманные решения в ответственные моменты игры и без колебания приводить их в исполнение.
Инициативность и дисциплинированность выражаются в способности спортсмена вносить в игру творчество, не поддаваться влиянию других людей и их действий.
Воспитание дисциплинированности достигается всей организацией процесса обучения и тренировки.
Психологическая подготовка к конкретным соревнованиям (игра) состоит в следующем:
- осознание игроками задач на предстоящую игру;
- изучение конкретных условий предстоящих соревнований (время и место игр, освещенность, температура ит.п.);
- изучение сильных и слабых сторон соперника и подготовка к действиям с учетом этих особенностей;
- осознание и оценка своих собственных возможностей в настоящий момент.
- преодоление отрицательных эмоций, вызванных предстоящей игрой;
- формирование твердой уверенности в своих силах и возможностях в выполнении поставленных задач в предстоящей игре.
Спокойное, ровное, уверенное поведение тренера является одним из важных моментов, направленных на создание психологической мобилизации команд к предстоящей игре, а также в процессе самой игры.
Во всех случаях разговор тренера со спортсменами, его указания должны быть лаконичными, краткими и яркими, тон должен быть уверенный и спокойный. Тренеру никогда не следует кричать на игроков команды, давать им нагоняй, особенно во время игры.
Список литературы
- Ю.Д. Железняк. Волейбол в школе. – М.: Просвещение, 1989.
- С.В. Титов. Волейбол. Правила соревнований В.Ф.В.- М.: 1994.
- Программа Спортивные кружки и секции. - М.: Просвещение, 1986 .
- Ю.Д. Железняк. Спортивные игры. Техника, тактика обучения. –М.: Академия, 2001.
- Н.В. Решетников. Физическая культура.- М.: Мастерство, 2002.
- Физическая культура студента. - М.:, Министерство образования России, 2002.
- А.А. Дмитриев. Физическая культура в специальном образовании.- М.: Академия, 2002.
- О. Чехов .Основы волейбола.- М.: Физкультура и спорт, 1979.
- Спорт в школе. Газета М. Тарасова.
- А.А. Арьянс Волейбол. Учебник для ВШ.- М.: ФК и С, 1983.
- Н.Н. Книжников. Правила соревнований по волейболу. - М.:ФК и С, 1998.
- Ю.Д. Железняк. Педагогическое физкультурно-спортивное совершенствование (ПФСС).- М.: Академия, 2002 .
- Платонов В. П. Общая теория подготовки спортсменов в олимпийском спорте.-Киев,1997
- Системы подготовки спортивного резерва.- М., 1999
- Современная система спортивной подготовки/Под ред. Ф. П. Суслова, Б. Н. Шустина.-М.,1995
- Спортивная медицина: справочное издание- М., 1999Спортвиные игры/ Под ред. Ю.Д. Железняка, Ю. М. Портнова.-М.,2000
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/18/picture-334695-1384788787.jpg)
ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02
Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...
![](/sites/default/files/pictures/2022/11/13/picture-400367-1668370355.jpg)
Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)
Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...
![](/sites/default/files/pictures/2014/03/27/picture-426802-1395931414.jpg)
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
![](/sites/default/files/pictures/2015/07/01/picture-647104-1435777376.jpg)
Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...
![](/sites/default/files/pictures/2021/10/04/picture-810889-1633353536.jpg)
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
![](/sites/default/files/pictures/2021/01/04/picture-1302223-1609746647.jpg)
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...
![](/sites/default/files/pictures/2023/11/23/picture-1491619-1700729538.jpg)
Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программа по географии
Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программ...