ПРОГРАММА «Формирования культуры здорового и безопасного образа жизни»
материал по физкультуре на тему
ПРОГРАММА
«Формирования культуры здорового и безопасного образа жизни»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_zdorove.doc | 207 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЛУЧИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА
ЯРОСЛАВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
УТВЕРЖДАЮ
Директор
МОУЛучинская СШ
Н.Н. Сечина
_______________
«03» ноября 2015
Приказ № __ _______
ПРОГРАММА
«Формирования культуры здорового и безопасного образа жизни»
Руководитель программы:
Н.Н. Сечина
Директор школы
Авторы программы:
И.Д. Киселева
Учитель физической культуры
В.В. Лазарева
Учитель истории
Принята
на заседании ПС
«03» ноября 2015 протокол № 4
Ярославский муниципальный район
2015
Паспорт программы
Наименование программы | Комплексная программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни |
Разработчик программы | Муниципальное общеобразовательное учреждение «Лучинская средняя школа Ярославского муниципального района (МОУ «Лучинская СШ ЯМР) |
Нормативные документы | Конвенция ООН о Правах Ребенка; Закон Российской Федерации «Об образовании»; СанПиН, 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к режиму учебно-воспитательного процесса» (Приказ Минздрава от 28.11.2002) раздел 2.9. |
Заказчик | Управление образования Ярославского муниципального района |
Исполнитель | МОУ Лучинская СШ ЯМР |
Цель программы | Формирование здорового образа жизни школьников |
Основные задачи | - создать условия для обеспечения охраны здоровья учащихся, их полноценного физического развития и формирования здорового образа жизни - сформировать представление о позитивных факторах, влияющих на здоровье; - сформировать представление о здоровом образе жизни; - организовать просвещение родителей в вопросах сохранения здоровья детей. |
Важнейшие целевые индикаторы и показатели программы | - уровень сформированности навыков здоровьясбережения - уровень сформированности навыков бережного отношения к своему здоровью - сокращение количества пропусков по болезни - сокращение доли обучающихся с низким уровнем физической подготовленности |
Разделы программы | I. Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни учащихся 1-4 классов II. Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни учащихся 5-11 классов III. Приложения |
I. Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни учащихся 1-4 классов
Пояснительная записка
Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся - это комплексная программа формирования знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психического здоровья как одного из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Программа сформирована с учётом факторов, оказывающих существенное влияние на состояние здоровья детей:
- неблагоприятные социальные, экономические и экологические условия;
- факторы риска, имеющие место в образовательных учреждениях, которые приводят к дальнейшему ухудшению здоровья детей и подростков от первого к последнему году обучения;
- чувствительность к воздействиям при одновременной к ним инертности по своей природе, обусловливающей временной разрыв между воздействием и результатом, который может быть значительным, достигая нескольких лет, и тем самым между начальным и существенным проявлением неблагополучных популяционных сдвигов в здоровье детей и подростков, и всего населения страны в целом;
- активно формируемые в младшем школьном возрасте комплексы знаний, установок, правил поведения, привычек;
- особенности отношения обучающихся младшего школьного возраста к своему здоровью, что связано с отсутствием у детей опыта «нездоровья» (за исключением детей с серьёзными хроническими заболеваниями) и восприятием ребёнком состояния болезни главным образом как ограничения свободы, неспособностью прогнозировать последствия своего отношения к здоровь
Законодательная база
Нормативно-правовой и документальной основой Программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся на ступени начального общего образования являются:
- Закон Российской Федерации «Об образовании»;
- Основная образовательная программа НООО ФГОС;
- СанПиН, 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к режиму учебно-воспитательного процесса» (Приказ Минздрава от 28.11.2002) раздел 2.9;
- О недопустимости перегрузок обучающихся в начальной школе (Письмо МО РФ № 220/11-13 от 20.02.1999);
- Рекомендации по использованию компьютеров в начальной школе. (Письмо МО РФ и НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков РАМ № 199/13 от 28.03.2002);
- Гигиенические требования к условиям реализации основной образовательной программы НОО (2009 г.).
Цели и задачи Программы
Цель программы: Формирование здорового образа жизни младших школьников, способствующего познавательному и эмоциональному развитию ребёнка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Задачи формирования культуры здорового и безопасного образа жизни
обучающихся:
- сформировать представление о позитивных факторах, влияющих на здоровье;
- научить обучающихся осознанно выбирать поступки, поведение, позволяющие сохранять и укреплять здоровье;
- научить выполнять правила личной гигиены и развить готовность на основе её использования самостоятельно поддерживать своё здоровье;
- сформировать представление о правильном (здоровом) питании, его режиме, структуре, полезных продуктах;
- сформировать представление о рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха, двигательной активности, научить ребёнка составлять, анализировать и контролировать свой режим дня;
- дать представление с учётом принципа информационной безопасности о негативных факторах риска здоровью детей (сниженная двигательная активность, инфекционные заболевания, переутомления и т. п.), о существовании и причинах возникновения зависимостей от табака, алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ, их пагубном влиянии на здоровье;
- дать представление о влиянии позитивных и негативных эмоций на здоровье, в том числе получаемых от общения с компьютером, просмотра телепередач, участия в азартных играх;
- обучить элементарным навыкам эмоциональной разгрузки (релаксации);
- сформировать навыки позитивного коммуникативного общения;
- сформировать представление об основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни;
- сформировать потребность ребёнка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам состояния здоровья, в том числе связанным с особенностями роста и развития.
Направления реализации программы
Создание здоровьесберегающей инфраструктуры образовательного учреждения.
В школьном здании созданы необходимые условия для сбережения здоровья учащихся. Все школьные помещения соответствуют санитарным и гигиеническим нормам, нормам пожарной безопасности, требованиям охраны здоровья и охраны труда обучающихся. В школе работает столовая - буфет, она рассчитана на 50 посадочных мест. Обслуживающий персонал (кухонный работник) обеспечивает горячим одно - и двухразовым питанием учащихся. Меню меняется каждый день в течение недели.
В школе работает оснащенный спортивный зал, возле школы находится школьный стадион, есть футбольная площадка, сектор для прыжков в длину.
Использование возможностей УМК в образовательном процессе.
Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни средствами урочной деятельности может быть реализовано с помощью предметов УМК.
Система учебников формирует установку школьников на безопасный, здоровый образ жизни. С этой целью предусмотрены соответствующие разделы и темы. Их содержание направлено на обсуждение с детьми проблем, связанных с безопасностью жизни, укреплением собственного физического, нравственного и духовного здоровья, активным отдыхом.
В курсе «Окружающий мир» — это разделы: «Здоровье и безопасность», «Мы и наше здоровье», «Наша безопасность», «Как устроен мир», «Путешествия» (и учебный проект «Путешествуем без опасности»), «Чему учит экономика» и др. и темы: «Что вокруг нас может быть опасным?», «Зачем мы спим ночью?», «Почему нужно есть много овощей и фруктов?», «Почему нужно чистить зубы и мыть руки?», «Почему в автомобиле и поезде нужно соблюдать правила безопасности?», «Почему на корабле и в самолете нужно соблюдать правила безопасности?».
При выполнении заданий на уроках учащиеся обсуждают вопросы внешнего облика ученика, соблюдения правил перехода улицы, активного отдыха летом и зимой.
Формированию бережного отношения к материальным и духовным ценностям России и мира способствуют разделы, темы учебников, художественные тексты, упражнения, задачи, иллюстративный и фотоматериал с вопросами для последующего обсуждения.
В курсе «Технология» при первом знакомстве с каждым инструментом или приспособлением в учебниках обязательно вводятся правила безопасной работы с ним. В учебнике 1 класса в разделе «Человек и информация» показаны важные для безопасного передвижения по улицам и дорогам знаки дорожного движения, а также таблица с важнейшими номерами телефонов, которые могут потребоваться ребенку в критической ситуации.
В курсе «Английский язык» в учебниках "Enjoy English 2—4" содержится достаточное количество информации, направленной на воспитание ценностного отношения к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей, на развитие интереса к прогулкам на природе, подвижным играм: «Спортивные занятия и игры».
При изучении тем «Продукты», «Здоровый образ жизни». учащиеся приобретают первоначальные представления о правильном питании и необходимости физической активности. На примере речевого взаимодействия сказочных персонажей (Винни - Пуха, Пятачка, Кенгурёнка Ру и др.) детям прививаются навыки правильного поведения за столом. Знания о здоровом образе жизни широко представлены в теме «Режим дня», где обращается особое внимание на важность соблюдения режимных моментов в сохранении и укреплении здоровья.
В курсе «Физическая культура» весь материал учебника (1-4 кл.) способствует выработке установки на безопасный, здоровый образ жизни. На это ориентированы все разделы книги, но особенно, те, в которых сообщаются сведения по освоению и соблюдению режима дня, личной гигиены, закаливания, приема пищи и питательных веществ, воды и питьевого режима, необходимости оказания первой помощи при травмах.
Развитию мотивации к творческому труду, работе на результат служат материалы рубрики «Наши проекты», представленной в учебниках 1-4 классов по математике, русскому языку, литературному чтению, окружающему миру, а. также материал для организации проектной деятельности в учебниках технологии, иностранных языков, информатики.
Содержание материала рубрики «Наши проекты» выстроено так, что способствует организации проектной деятельности, как на уроке, так и во внеурочной работе.
Задача формирования бережного, уважительного, сознательного отношения к материальным и духовным ценностям решается средствами всей системы учебников, в течение всего учебно-воспитательного процесса.
Рациональная организация учебной и внеучебной деятельности обучающихся.
Сохранение и укрепление здоровья учащихся средствами рациональной организации их деятельности достигается благодаря систематической работы педагогического коллектива над вопросами повышения эффективности учебного процесса, снижения функционального напряжения и утомления детей, создания условий для снятия перегрузки, нормального чередования труда и отдыха.
Организация образовательного процесса строится с учетом гигиенических норм и требований к организации и объёму учебной и внеучебной нагрузки (выполнение домашних заданий, занятия в кружках и спортивных секциях).
В учебном процессе педагоги применяют - методы и методики обучения, адекватные возрастным возможностям и особенностям обучающихся. Используемый в школе учебно-методический комплекс содержит материал для регулярного проведения учеником самооценки результатов собственных достижений на разных этапах обучения: в результате работы на конкретном уроке, в результате изучения темы или раздела, в результате обучения в том или ином классе начальной школы. Система заданий направленных на самооценку результатов собственных достижений, их сравнение с предыдущими результатами, на осознание происходящих приращений знаний, способствует формированию рефлексивной самооценки, личностной заинтересованности в приобретении, расширении знаний и способов действий. Содержание учебников имеет культурологический, этический и личностно ориентированный характер и обеспечивает возможность понимания школьниками основных правил поведения в обществе на основе традиционных духовных идеалов и нравственных норм. Достижению указанных личностных результатов способствует тесная связь изучаемого материала с повседневной жизнью ребенка, с реальными проблемами окружающего мира, материал о правах ребенка, о государственных и семейных праздниках и знаменательных датах. Особую актуальность имеет учебный материал, связанный с проблемой безопасного поведения ребенка в природном и социальном окружении.
В школе строго соблюдаются все требования к использованию технических средств обучения, в том числе компьютеров и аудиовизуальных средств.
Педагогический коллектив учитывает в образовательной деятельности индивидуальные особенности развития учащихся: темпа развития и темп деятельности. В используемой в школе системе учебников учтены психологические и возрастные особенности младших школьников, различные учебные возможности детей. В этой связи и для достижения указанных личностных результатов в учебниках всех предметных линий представлены разнообразные упражнения, задачи и задания, обучающие игры, ребусы, загадки, которые сопровождаются красочными иллюстрациями, способствующими повышению мотивации обучающихся, учитывающими переход детей младшего школьного возраста от игровой деятельности (ведущего вида деятельности в дошкольном возрасте) к учебной.
Организация физкультурно-оздоровительной работы
Система физкультурно-оздоровительной работы в школе направлена на обеспечение рациональной организации двигательного режима обучающихся, нормального физического развития и двигательной подготовленности обучающихся всех возрастов, повышение адаптивных возможностей организма, сохранение и укрепление здоровья обучающихся и формирование культуры здоровья. Сложившаяся система включает:
- полноценную и эффективную работу с обучающимися всех групп здоровья (на уроках физкультуры)
- рациональную и соответствующую организацию уроков физической культуры и занятий активно-двигательного характера на ступени начального общего образования;
- организацию динамических перемен, физкультминуток на уроках, способствующих эмоциональной разгрузке и повышению двигательной активности;
- спортивный кружок;
- регулярное проведение спортивно-оздоровительных мероприятий (дней здоровья, соревнований, олимпиад, походов и т. п.).
Организация просветительской работы образовательного учреждения
Просветительско-воспитательная работа с обучающимися, направленная на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни, включает:
- внедрение в систему работы школы дополнительных образовательных программ, направленных на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни, которые носят модульный характер, реализуются во внеурочной деятельности либо включаются в учебный процесс;
- лекции, беседы, консультации по проблемам сохранения и укрепления здоровья, профилактики вредных привычек;
- проведение дней здоровья, конкурсов, праздников и других активных мероприятий, направленных на пропаганду здорового образа жизни;
Просветительская и методическая работа с педагогами, специалистами и родителями (законными представителями), направленная на повышение квалификации работников
- образовательного учреждения и повышение уровня знаний родителей (законных представителей) по проблемам охраны и укрепления здоровья детей, включает:проведение соответствующих лекций, семинаров, круглых столов и т. п.;
- приобретение для педагогов, специалистов и родителей (законных представителей) необходимой научно-методической литературы;
- привлечение педагогов и родителей (законных представителей) к совместной работе по проведению оздоровительных мероприятий и спортивных соревнований.
- создание библиотечки детского здоровья, доступной для родителей и т.п.
Планируемые результаты
формирования культуры здорового и безопасного образа жизни
Ожидается, что в результате освоения программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни выпускники начальной школы будут знать:
- о ценности своего здоровья и здоровья других людей для самореализации каждой личности, и о том вреде, который можно нанести здоровью различными действиями;
- о взаимозависимости здоровья физического и нравственного, здоровья человека и
- среды, его окружающей;
- о важности спорта и физкультуры для сохранения и укрепления здоровья;
- о положительном влиянии незагрязнённой природы на здоровье;
- о возможном вреде для здоровья компьютерных игр, телевидения, рекламы и т.п.;
- об отрицательной оценке неподвижного образа жизни, нарушения гигиены;
- о влиянии слова на физическое состояние, настроение человека;
- правила гигиены и здорового режима дня.
Ожидается, что в результате освоения программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни выпускники начальной школы приобретут индивидуальные навыки:
- сохранения своего здоровья и здоровья других людей для самореализации каждой личности;
- спортивных занятий для сохранения и укрепления здоровья; соблюдения правил гигиены и здорового режима дня.
- подвижного образа жизни (прогулки, подвижные игры, соревнования, занятие спортом и т.п.).
Ожидаемые результаты от внедрения инновационного проекта:
- разработка новых физкультурно-образовательных технологий и методики проведения внеурочной деятельности;
- составление паспортов здоровья обучающихся школы;
- обновление спортивного инвентаря;
- улучшение условий для занятий физической культурой в урочной и внеурочной деятельности; создание Банка данных о динамике здоровья обучающихся;
- рост качества образования;
II. Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни учащихся 5-11 классов
1. Пояснительная записка
Предметом острой тревоги в современном обществе стало отмечающееся в последнее время резкое ухудшение физического здоровья детей.
Необходимость преодоления этой тревожной тенденции в интересах обеспечения жизнеспособности подрастающего поколения и нации в целом все более осознается как актуальная задача государства, общества и всех его социальных институтов.
Здоровье детей школьного возраста зависит от таких факторов, как состояние окружающей среды, здоровье родителей и наследственность, условия жизни и воспитания ребенка в семье, образовательном учреждении.
Значимыми факторами, формирующими здоровье детей, является система воспитания и обучения, включая физическое воспитание.
Еще в начале ХХ века основоположник отечественной школьной гигиены Ф.Ф.Эрисман внес понятие «школьные болезни», возникновение которых обусловлено обучением детей. К этим болезням им было отнесена близорукость (нарушение зрения), а также сколиоз (боковое нарушение позвоночника) и анемия (низкий уровень гемоглобина в крови). В современных условиях «школьные болезни» сохраняются, хотя их структура изменилась.
У наших школьников чаще выявляются нервно-психические расстройства как предпатологические и патологические состояния, которые специалисты увязывают с организацией учебно-воспитательного процесса в школе.
К другим заболеваниям, часто возникающим у школьников, относятся нарушение зрения, болезни костно-мышечной системы.
Заболеваемость детей школьного возраста держится на высоком уровне и составляет примерно 2400-2600 заболеваний на 1000 детей, так как каждый школьник на протяжении учебного года условно болеет 2,4 - 2,6 раза. У современных школьников стали чаще выявлять такие нарушения физического развития, как дефицит или избыток массы тела и низкий рост.
Все это подтверждает, что в образовательном учреждении необходимо осуществлять меры по сохранению и укреплению здоровья обучающихся.
Опыт некоторых школ показывает, что создание благоприятной образовательной среды способствует не только прочным знаниям, но и одновременно способствует укреплению здоровья школьников.
Именно поэтому разработанная нами программа «Здоровье» направлена на внедрение здоровьесберегающих технологий.
В её реализации задействованы все службы школы: администрация, педагоги, психолог, медицинский работник и технический персонал.
2. Основания для разработки программы:
- Конвенция ООН о Правах Ребенка;
- Закон РФ «Об образовании»;
- Основная образовательная программа ООО ФГОС;
- СанПиН, 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к режиму учебно-воспитательного процесса» (Приказ Минздрава от 28.11.2002) раздел 2.9.
3. Цель и задачи программы:
Целью данной программы является поиск оптимальных средств сохранения и укрепления здоровья учащихся школы, создание наиболее благоприятных условий для формирования у школьников отношения к здоровому образу жизни как к одному из главных путей в достижении успеха.
Исходя, из конкретной ситуации в школе и в соответствии с постановленной целью можно определить следующие задачи деятельности педагогического коллектива.
Задачи:
- Отработать систему выявления уровня здоровья учащихся школы и целенаправленного отслеживания его в течение всего времени обучения.
- Создать условия для обеспечения охраны здоровья учащихся, их полноценного физического развития и формирования здорового образа жизни.
- Популяризировать преимущества здорового образа жизни, расширение кругозора школьников в области физической культуры и спорта.
- Организовать систему профилактических работ по предупреждению детского травматизма на дорогах, предотвращению роста заболеваемости учащихся школы.
- Организовать просвещение родителей в вопросах сохранения здоровья детей.
4. Основные принципы реализации программы
- Административное, научно-методическое обеспечение всех этапов и направлений деятельности;
- Мониторинг и оценка эффективности промежуточных этапов реализации Программы, своевременное внесение коррективов;
- Создание соответствующего психологического микроклимата в педагогическом коллективе;
- Мотивация учителя на сбережение и формирование личного здоровья, формирование позиции учителя не как проводника, а как носителя знаний;
- Максимальное использование детского потенциала и готовности детей к собственным действиям в защиту здоровья, побуждение и поддержка детской инициативы;
- Качество среды обитания школьников в целях создания условий достижения здоровья, гармоничного развития детей согласно их биологическому возрасту.
5. Основные направления программы.
- Учебно-воспитательная работа - применение педагогических технологий, методик, отбор учебного материала в контексте сохранения здоровья детей.
- Диагностическая работа – комплекс мероприятий, направленных на отслеживание параметров здоровья учащихся; системный анализ состояния здоровья детей и уровня оздоровительной работы в школе с целью своевременной коррекции.
- Профилактическая и коррекционная работа – корректировка школьного банка информации о состоянии психического и физического здоровья детей; предупреждение и своевременное выявление отклонений в развитии и состоянии здоровья воспитанников, а при наличии каких-либо недугов профилактика обострения и прогрессирования болезненного процесса.
- Научно-методическая и опытно-экспериментальная работа – изучение и внедрение передового социального, педагогического опыта по оздоровлению детей; скорейшее внедрение результатов научных достижений в плане сохранения и укрепления здоровья в практику образования, разработка новых авторских учебных программ, методик и методов обучения, а также их экспериментальное внедрение в учебный процесс.
- Информационно-просветительная работа – пропаганда здорового образа жизни, наглядная агитация, консультации по всем валеологическим вопросам, включая такие формы работы, как индивидуальная, групповая, коллективная.
6. Участники программы
- Учащиеся;
- Классные руководители;
- Учителя-предметники;
- Врачи-специалисты ФАП и ЦРБ;
- Школьные специалисты (педагог-психолог);
- Родители.
7. Ожидаемые конечные результаты
Реализация мероприятий программы позволит:
- сохранить репродуктивное здоровье учащихся;
- внедрить оптимальный режим учебного труда и активного отдыха детей в урочное и внеурочное время;
- постоянно корректировать учебные нагрузки в соответствии с состоянием здоровья детей;
- помочь социально адаптироваться (средствами образования) детям с проблемами в развитии и ограниченными возможностями здоровья, детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;
- сформировать осознанное отношение детей и их родителей, членов педагогического коллектива к состоянию здоровья через пропаганду здорового образа жизни.
8. Сотрудничество школы с другими учреждениями
Учреждение | Задачи и направления | Формы взаимодействия |
ФАП | профилактика заболеваний, выявление их на ранней стадии и своевременное лечение. | медосмотры, медицинская помощь, проведение лекториев и бесед медработниками |
ЦРБ | профилактика заболеваний, выявление их на ранней стадии и своевременное лечение. | медосмотры, медицинская помощь, проведение лекториев и бесед медработниками |
МПШ, МЦ «Содействие» | профилактика заболеваний, вредных привычек | встречи с волонтёрами |
ГИБДД | предупреждение детского травматизма. | лекции, беседы, ролевые игры для учащихся. |
9. Основные мероприятия программы «Здоровье»
Исследование и комплексная оценка состояния образовательной среды и состояния здоровья учащихся. Медицинская диагностика | |||||||
Мероприятия | Срок | Класс | Ответственный | ||||
1. | Оформление медицинских карт и листков здоровья в классных журналах. Комплектация на их основе физкультурных групп | сентябрь | 5-11 | Медсестра, Кл. руководители, учителя физкультуры | |||
2. | Диспансеризация в детской поликлинике. | сентябрь | 5-11 | Медсестра, кл. руководители, специалисты поликлиники | |||
3. | Профосмотры старшеклассников во взрослой поликлинике | Октябрь- февраль | 10-11 | Медсестра, кл. руководители, специалисты поликлиники | |||
4. | Профосмотры детей в условиях школы | Февраль- март | 2,4,6, 8 | Медсестра, Прикрепленный врач-педиатр | |||
5. | Анализ случаев травматизма в школе. | Декабрь Апрель каждого года | 5-11 | Медсестра, зам. директора по ВР | |||
6. | Анализ посещаемости и пропусков занятий по болезни | В теч. года | 5-11 | Медсестра, Кл. руководители. | |||
Мониторинг психофизического здоровья учащихся | |||||||
1. | Тестирование в рамках программы оценки психофизического состояния и функционирования возможностей организма человека | В теч. года | 1-11 | Зам. директора по ВР, педагог-психолог | |||
2. | Психологический мониторинг здоровья учащихся:
| Сентябрь- январь | 1, 3, 5, 10 | Педагог-психолог | |||
Контроль за соблюдением санитарно - гигиенического режима в школьном учреждении | |||||||
1. | Эстетическое оформление класса и школы. | В теч. года | 5-11 | Зам.директора По ВР | |||
2. | Рациональное расписание уроков, не допускающее перегрузок (соблюдение требований СанПиНа) | В теч. года | 5-11 | Зам. дир. по УВР | |||
3. | Смотр кабинетов, их соответствие гигиеническим требованиям:
| Ежедневно 1 раз в н. 2 раза в г. 2 раза в г. 2 раза в г. Ежедневно | Все поме- щения | Зам. директора по АХЧ, зам. дир по УВР, медсестра | |||
4. | Контроль за качеством питания и питьевым режимом | Ежедневно | 5-11 | Фельдшер | |||
5. | Диагностика загруженности учащихся домашними занятиями | В теч. года | 5-11 | Зам. дир. по УВР | |||
6. | Организация активного отдыха на переменах. | Постоянно | 1-4 | Кл. руководители | |||
Медицинское обслуживание и профилактика заболеваний | |||||||
1. | Прививки детей согласно приказам Минздрава | В теч. года | 5-11 | Медсестра | |||
2. | Профилактическая работа во время эпидемий. | В теч. года | 5-11 | Медсестра | |||
3. | Профилактическая работа через беседы, уголки здоровья, безопасности, санбюллетени, полезные советы | В теч. года | 5-11 | Медсестра | |||
Физическое воспитание, организация активно-двигательного досуга | |||||||
1. | Профилактика нарушения осанки на уроках физкультуры. | В теч. года | 5-11 | Учитель физкультуры | |||
2. | Подвижные перемены с использованием возможностей спортивного зала, рекреаций | В теч. года | 5, 6 | Учитель Физкультуры, классные рук. | |||
3. | Организация школьных соревнований и участие школьников в районных и краевых соревнованиях | В теч. года | 5-11 | Кл. руководители, учителя физ. культуры | |||
4. | Организация дней здоровья, прогулок, поездок, экскурсий. | В теч. года | 5-11 | Зам. дир. по ВР Учит. физ. культуры Кл. руководители | |||
5. | Работа спортивных секций | В теч. года | 5-11 | Учителя физ. культуры | |||
Профилактика травматизма | |||||||
1. | Занятия по правилам дорожного движения (выступление сотрудников ГИБДД, тематические классные часы, викторины, конкурс рисунков, плакатов) | В теч. года | 1-11 | Зам. дир. по ВР, Кл. руководители | |||
2. | Тематические уроки по профилактике травматизма в рамках курса ОБЖ, ПДД | По программе | 5-11 | Преподаватель ОБЖ, ПДД | |||
3. | Инструктаж сотрудников школы и учащихся по правилам техники безопасности | В теч. года | 5-11 | Директор школы, Кл. руководители | |||
4. | Статистика и анализ случаев травматизма в школе. | В теч. года | 1-11 | Медсестра Зам.директора по УВР | |||
5. | Конкурс «Безопасное колесо» | апрель-май | 2-5 | Учитель физической культуры | |||
Пропаганда здорового образа жизни и профилактика вредных привычек | |||||||
1. | Тематические уроки в рамках курсов ОБЖ, ПДД и биологии | В теч. года | 5-11 | Преподаватели ОБЖ, биологии | |||
2. | Тематические классные часы | В теч. года | 5-11 | Кл. руководители | |||
3. | Тематические родительские собрания | В теч. года | 5-11 | Кл. руководители, Зам. дир. по ВР | |||
4. | Встречи с сотрудниками ЦРБ | По плану | 8-11 | Зам. дир. по ВР | |||
5. | Конкурсы, викторины | По плану | 5-11 | Зам. дир. по ВР Кл. руководители | |||
6. | Посещение бассейна, катка, лыжной базы | По желанию | 2-11 | Кл. руководители | |||
7. | Всемирный день борьбы со СПИДом | декабря | 6-10 | Кл. руководители |
Санитарно-просветительская работа
Беседы о здоровом образе жизни с учетом возраста учащихся: - Режим дня младшего школьника - Гигиена внешней среды - Предупреждение травматизма при спортивных занятиях - Зарядка и физкультура в жизни школьника - Влияние курения на организм человека - “Твой режим дня” - “Питайтесь правильно” - “Организация досуга” - Предупреждение травматизма на уроке, улице, дома - Развитие человека и вопросы гигиены - Предупреждение травматизма при спортивных занятиях - Вопросы здоровья и нравственности - Рациональное питание, как основа здоровья - Влияние вредных привычек на организм - Организация и проведение самостоятельных занятий физической культурой - Организация режима дня - Двигательная активность - Предупреждение дорожно-транспортных происшествий - Специфическая гигиена - Режим питания - Зависимость здоровья от окружающей среды - Вредные привычки и здоровье человека - Режим дня старшеклассника - Здоровый образ жизни – необходимое условие благополучного будущего - Предупреждение травматизма во время занятий физической культурой - Особенности физического воспитания - Двигательная активность подростка | Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь Январь Февраль Март Апрель Май Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь Январь Февраль Март Апрель Май, сентябрь Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь Январь Февраль Март Апрель Май | 1-4 1-4 1-4 1-4 1-4 1-4 1-4 1-4 1-4 5-8 5-8 5-8 5-8 5-8 5-8 5-8 5-8 5-8 9-11 9-11 9-11 9-11 9-11 9-11 9-11 9-11 9-11 |
Выступление по параллелям на родительских собраниях по вопросам физического воспитания: “Особенности физического воспитания в младшем школьном возрасте”. | Сентябрь | 1-4 |
Пропаганда здорового образа жизни в системе учебной деятельности.
№ | мероприятия | сроки | исполнители |
1 | Обеспечение выполнения программы по курсу ОБЖ. | Постоянно | Администрация |
2 | Организация и проведение сборов, соревнований, турпоходов. | Ежегодно | Рук-ль ОБЖ,физ.культуры |
3 | Организация воспитательной работы по возрастам по формированию навыков ЗОЖ: -проведение классных часов, Дней здоровья; - организация тематических выставок плакатов, рисунков; - проведение конкурсов сочинений; - проведение массовых спортивных праздников; - проведение тематических радиолинеек по пропаганде ЗОЖ | Весь период | Кл. руководители, преподаватели физ. культуры, ОБЖ |
4 | Проведение школьных мероприятий по привитию навыков правильного поведения детей в опасных для жизни ситуациях: - Дни ГО; - « Зарница», Турслет; | По плану | Рук-ль ОБЖ, учителя физкультуры |
Решение оздоровительных задач средствами физической культуры и спорта.
№ | мероприятия | сроки | исполнители |
1 | Использование на уроках физической культуры новых методов проведения уроков с более высоким уровнем двигательной активности. | Постоянно | Учителя физкультуры |
2 | Комплектование кабинета физкультуры необходимым спортивным оборудованием и инвентарем | Ежегодно | Администрация. Учителя физкультуры |
3 | Совершенствование спортивно массовой работы через систему дополнительного образования: - организация спортивных секций, танцевального кружка; - обучение спортивным играм. | Постоянно | Руководители секций, кружков. |
4 | Соревнования по легкой атлетике | сентябрь | Учитель физической культуры |
5 | Пробег памяти Ф.И.Толбухина | сентябрь-октябрь | Учитель физической культуры |
6 | Настольный теннис | ноябрь | Учитель физической культуры |
7 | Шахматы «Белая ладья» | октябрь | Учитель физической культуры |
8 | Баскетбол | ноябрь | Учитель физической культуры |
9 | Мини-футбол | декабрь | Учитель физической культуры |
10 | Лыжные гонки | февраль | Учитель физической культуры |
11 | Лыжная эстафета | февраль | Учитель физической культуры |
12 | Волейбол | декабрь | Учитель физической культуры |
13 | Шиповка юных | май | Учитель физической культуры |
14 | Легкоатлетический кросс памяти Н.Г. Талициной | май | Учитель физической культуры |
15 | Футбол | май | Учитель физической культуры |
16 | Туристический слёт | июнь | Учитель физической культуры |
Организация питания школьников
№ | мероприятия | сроки | исполнители |
1 | Организация питания детей с учетом всех возможных форм финансирования (родительской платы, бесплатного питания) | Постоянно | Директор, кл. руководители |
2 | Проведение совещаний по вопросам организации и развития школьного питания. | 1 раз в четверть | Директор |
3 | Организация работы Совета по питанию | сентябрь | Директор |
4 | Осуществление ежедневного контроля за работой школьной столовой, проведение целевых тематических проверок | В течение года | Администрация. Комиссия |
5 | Улучшение материально – технической базы столовой( приобретение и ремонт инвентаря, оборудования), разработка и введение в систему питания новых блюд с учетом изучения запросов учащихся и их родителей | Ежегодно | Администрация, совет по питанию |
6 | Проведение работы по воспитанию культуры питания, пропаганде ЗОЖ среди учащихся и родителей через: - систему классных часов и родительских собраний «Режим дня и его значение», «Культура приема пищи», «Хлеб – всему голова», «Острые кишечные заболевания и их профилактика» и др.; - игры, конкурсы, беседы, ярмарки, - встречи с медработником школы и ТМО | Постоянно | Кл. руководители, медсестра |
7 | Анкетирование учащихся и родителей по вопросам школьного питания. | Ежегодно | Кл. рук-ли, комиссия по питанию |
Организация летнего отдыха детей и подростков.
№ | мероприятия | сроки | исполнители |
1 | Определение профильных смен пришкольного лагеря | Апрель – май ежегодно | Начальники смен. Зам. директора |
2 | Организация полноценного питания | Май – август ежегодно | Директор |
3 | Охват летним отдыхом детей различных категорий | Апрель – август ежегодно | Кл. руководители, Зам. директора |
4 | Организация работы кабинета-психолога в пришкольном лагере | Весь период | Психолог |
5 | Координация работы по оздоровлению ослабленных детей с работниками ТМО | Май | Медсестра |
6 | Организация не медикаментозных методов оздоровления (закаливание, гимнастика, фитотерапия и др.) детей в пришкольном лагере | Весь период | Медсестра |
10. Координация и контроль реализации программы
Контроль над реализацией программы осуществляет администрация школы, Родительский комитет.
Администрация и Родительский комитет:
- анализирует ход выполнения плана действий по реализации программы, вносит предложения по его коррекции;
- осуществляет организационное, информационное и методическое обеспечение реализации программы;
- координирует взаимодействие заинтересованных общественных организаций по развитию системы оздоровления детей и подростков.
Заключение
Данная программа «Здоровье» предполагает постоянную работу по ее дополнению и совершенствованию.
В программе следует уделить особое внимание решению следующих задач:
- отработка системы выполнения уровня здоровья учащихся школы и целенаправленного отслеживания его в течение всего времени обучения;
- создание условий для обеспечения охраны здоровья учащихся, их полноценного физического развития и формирования здорового образа жизни;
- просвещение родителей в вопросах сохранения здоровья детей, а также углубиться в вопросы, связанные с мониторингом спортивно-оздоровительной работы в школе.
Успешность осуществления поставленной цели во многом зависеть от включенности педагогического коллектива в процесс реализации данной программы, осознанного понимания каждым учителем значимости стоящих перед ним задач.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Модель реализации Программы формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни на основе дополнительного образования.
Основы экологической культуры могут быть заложены лишь в процессе общения с природой, и педагогически грамотно организованной деятельности. Важно, чтобы в процессе экологического воспитания приобретен...
Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни
Современная ситуация в стране требует от граждан проявления активной жизненной позиции, умение жить достойно. Молодежь – это будущие матери и отцы, которые продолжат р...
ПРОГРАММА формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни обучающихся ОГБОУ СПО «Смоленский автотранспортный колледж имени Е.Г. Трубицына»
Программа направлена на развитие мотивации обучающихся вести здоровый образ жизни, повышать экологическую грамотность, вести работу по экологическому просвещению, ценить природу как источник духовного...
ПРОГРАММА формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни обучающихся ОГБОУ СПО «Смоленский автотранспортный колледж имени Е.Г. Трубицына»
Программа направлена на развитие мотивации обучающихся вести здоровый образ жизни, повышать экологическую грамотность, вести работу по экологическому просвещению, ценить природу как источник духовного...
ПРОГРАММА формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни обучающихся
Программа формирования экологической культуры, здоровья и безопасного образа жизни для обучающихся сформирована с учётом факторов, оказывающих существенное влияние на состояние здоровья детей...
Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни у студентов
Разработка программы ЭЗОЖ, а также организация всей работы по еѐ реализации строится на основе научной обоснованности, последовательности, возрастной и социокультурной адекватности, информационной без...