Учебно-методическое пособие по радиальному баскетболу
учебно-методическое пособие по физкультуре на тему
Рабочее пособие по игре в радиальный баскетбол, написанное мною
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
radialnyy_basketbol_posobie_rabochiy.docx | 958.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Содержание
Введение
Глава 1 История возникновения и предпосылки для создания радиального баскетбола.
История возникновения баскетбола
Баскетбол в адаптивном спорте
Преимущества радиального баскетбола
Области применения
Раздел 2
Площадка, инвентарь и оборудование для игры в радиальный баскетбол
Правила игры в радиальный баскетбол
Раздел 3
Техника игры в радиальный баскетбол
Техническая подготовка игрока
Тактика игры в радиальный баскетбол
Раздел 4
Варианты модернизации площадки для игры в радиальный баскетбол
Современные проблемы развития радиального баскетбола
Приложения
Предисловие
Объектом изучения в данном пособии является спортивная игра радиальный баскетбол или как его еще называют питербаскет. Высокий интерес к данной игре обусловлен её универсальностью в решении целого спектра задач адаптивной физической культуры. Данная спортивная игра может являться средством физического развития, реабилитации, рекреации и спортивным соревнованием для лиц с ограничениями по состоянию здоровья. С незначительными изменениями в правилах и используемом оборудовании, радиальный баскетбол может с успехом быть освоен людьми с различными нарушениями, различного возраста и с разным уровнем физической и функциональной подготовленности.
Так как объектом нашего изучения является спортивная игра, целесообразным является знакомство и определение ведущих терминов, без понимания которых усвоение материала будет весьма затруднительным.
Игра на ряду с учением и трудом является одним из основных видов человеческой деятельности, а у детей дошкольного возраста является превалирующим. Великий немецкий поэт и философ Фридрих Шиллер так говорил о игре и ее значении: ...человек играет только тогда, когда он в полном значении слова человек, и он бывает вполне человеком лишь тогда, когда играет». В советской педагогике базирующейся на идеях Л.С. Выготского и его последователей Д.Б. Эльконина, Л.Н. Леонтьева и др. игра рассматривается как форма «жизни и особой деятельности ребенка по ориентации в мире человеческих действий, человеческих отношений, задач и мотивов человеческой деятельности».[1] Феномен игры заключается в том, что являясь своего рода средством рекреации и формирования досуга, реализуя в полной мере гедонистические принципы, она способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде, воспитании. Игру как метод обучения и воспитания люди использовали с древности. Широкое применение игра находит в народной педагогике, в дошкольных и внешкольных учреждениях.
Спортивная игра- социальная двигательная активность, свойственная людям, в которой объединены компоненты спорта (соревнования) и собственно игра. Занятия такими играми способствует формированию определенных физических качеств и общему физическому становлению молодежи, и поддержанию физической формы у людей среднего и пожилого возраста. Кроме того, главными отличительными чертами спортивных игр от других видов спортивной деятельности являются повышенный эмоциональный фон и ситуативность. Непрерывная смена игровых положений в процессе игры, требует от участников моментальной реакции на действия соперника, что в значительной степени повышает уровень нагрузки на все системы организма, способствует повышению двигательного опыта и соответственно обладает мощным тренирующим эффектом. Кроме того, участие в спортивных играх воспитывает такие жизненно необходимые качества как: находчивость, решительность, способность ориентироваться в неожиданной обстановке, дисциплинированность, самоконтроль, умение работать в команде, и чувство взаимной выручки. То есть, спортивная игра предъявляет повышенные требования к адаптационным возможностям организма и личности.
Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что спортивная игра затрагивает значительную сферу физического и психологического развития человека, обладает развивающим, воспитательным и социализирующим действием, а, следовательно, имеет колоссальный потенциал для развития человека как гармоничной личности, что в свою очередь является главной задачей педагогики.
Проанализировав все вышесказанной очевидным становится значение игры для адаптации человека к жизни. Тем сильнее ее роль и перспективы применения возрастают если речь идет о человеке с ограниченными возможностями здоровья. В наше время уже ни у кого не возникает сомнений по поводу реабилитационного потенциала спортивных игр, более того они уже продолжительное время с успехом используются во многих реабилитационных программах, а точкой отсчета практического применения можно считать работу ныне всемирно известного Сток-Мандевильского госпиталя под руководством сэра Людвига Гуттмана.
Эффективность применения игр в лечении и реабилитации самых различных заболеваний и повреждений признают ведущие специалисты в области психоанализа и поведенческой, гуманистической, недирективной и телесноориентированной психотерапии. В 1982 году была создана междисциплинарная Международная Ассоциация Игровой Терапии (АИТ) главной целью которой является популяризация игры как средства реабилитации и разработка, утверждение принципов и положений игровой терапии.
Одной из спортивных игр, активно применяемых в соревновательной деятельности и реабилитации, рекреации лиц с ограниченными возможностями здоровья является радиальный баскетбол.
Глава 1.
Предпосылки возникновения.
Очевидным является тот факт, что все базовые элементы техники и правила перемещения игроков в радиальный баскетбол заимствованы у одной из самых популярных в мире спортивных игр-баскетбола, а точнее из его популярной разновидности - стритбола. В связи с этим, целесообразно повторить историю возникновения данного вида спорта и его модификаций.
Создателем баскетбола принято считать преподавателя колледжа Молодёжной Христианской Ассоциации из Спрингфилда, штата Массачусетс Джеймса Нейсмита, который 21 декабря 1891 года, с целью внести разнообразие в монотонный процесс физического воспитания студентов, который в то время целиком состояли из выполнения гимнастических упражнений, привязал две корзины из-под персиков к перилам балкона спортивного зала и, разделив восемнадцать студентов на две команды, предложил им сыграть в игру смысл которой сводился к тому, чтобы забросить большее количество мячей в корзину соперников. Данная игра, прагматично названная «баскетбол» полюбилась студентам, хотя в своем первозданном виде являлась лишь наброском, отдаленно напоминающим современный баскетбол, так как в ней отсутствовало привычное для нас веденение мяча. Игроки стояли на местах и выполняя передачи стремились забросить мяч в корзину, в случае успешной атаки один из студентов поднимался к корзине, вытаскивал из нее мяч, тем самым возобновляя игру. В сравнении с тем баскетболом, который знают и любят миллионы людей в наши дни, описанная выше игра явно уступает в зрелищности, однако она отражает основные принципы игры и в полной мере соответствует задаче которую поставил для себя доктор Нейсмит - создать игру именно коллективную, в которую можно было бы вовлечь одновременно большое количество участвующих.
Первый этап развития баскетбола связан с его распространением в учебных заведениях США — школах и колледжах. Ещё до начала XX века увлечение баскетболом переходит из США в Канаду и совершаются попытки создания профессиональных объединений. В начале XX века уже существовали профессиональные команды, и организовывались различные общественные и национальные организации, к середине века, объединившиеся в существую до сегодняшних дней Национальную Баскетбольную Ассоциацию.
Однако баскетбол развивался не только в Северной Америке. Первое, пилотное, международное состязание датируется еще 1904 годом. В 1932 году на первой международной конференции национальных баскетбольных ассоциаций, состоявшейся в Женеве , была основана Международная федерация (любительского) баскетбола. В роли основателей выступили национальные баскетбольные комитеты восьми стран: Аргентины, Чехословакии, Греции, Италии, Латвии, Португалии, Румынии и Швейцарии. С 1936 г баскетбол входит в программу летних Олимпийских игр.
Стрибол так же зародился в США, его возникновение, с точки зрения социологии, можно рассматривать как ответ на явление классового неравенства. Прародителями уличного баскетбола стали бедные юноши из неблагополучных кварталов, жителями которых были преимущественно афроамериканцами. В 50-х годах XX века в США, все любительские баскетбольные команды существовали при учебных заведениях, которые по известным социальным причинам не могли посещать афроамериканцы. Однако популярность баскетбола в это время была так высока, что молодые люди не смотря на отсутствие специальной формы и оборудованных площадок выходили играть на улицы и сами того не подозревая постепенно создавать новый вид спорта. Отсутствие правильного судейства, полноформатных площадок и экипировки привели к тому, что уличный баскетбол стал значительно более жестким, динамичным, зрелищным и массовым видом спорта, чем баскетбол классический. Одной из важнейших отличных черт стритбола стала манера игры, в соответствии с которой, каждый игрок старался максимально проявить свои физические способности и продемонстрировать самобытный и эффектный арсенал технических приёмов. Уличный баскетбол стал настолько популярен, что в последствии оказал значительное влияние на стиль игры, который и в наши дни исповедуют в Национальной Баскетбольной Ассоциации. И все же главным его отличием стала его общедоступность, так баскетбол впервые преодолел существовавшие социальные ограничения и неравенства. В 1991 году был дан мощный толчок для развития стритбола в Европе- проведен легендарный турнир по уличному баскетболу в Париже. Сегодня уличный баскетбол — это не просто вид спорта, а часть молодёжной субкультуры. Турниры по этому виду спорта проводятся с большим успехом во всем мире на соревнованиях различного уровня и спортивно-массовых мероприятиях.
Баскетбол в адаптивном спорте.
Одной из ведущих гуманистических задач всех спортивных организаций является борьба с различного рода дискриминациями, пропаганда идей всеобщего равенства и обеспечение максимальной доступности для занятий спортом. Трудно переоценить значение спортивных мероприятий для лиц с особыми потребностями. Они позволяют человеку социализироваться, найти свое место в жизни, в отдельных случаях победить свой недуг. Занятия спортом людей с ограниченными возможностями здоровья в Теории Адаптивной Физической Культуры получило название «адаптивный спорт».
Адаптивный спорт - это вид адаптивной физической культуры, удовлетворяющий потребности личности в самоактуализации, реализации и сопоставлении своих способностей со способностями других людей; потребности в коммуникативной деятельности и в социализации.[2]
В программе Паралимпийских игр баскетбол в своей видоизмененной форме – баскетбол на колясках.
Баскетбол на колясках представляет собой захватывающее зрелище, которое не уступает в зрелищности традиционному баскетболу. Это обусловлено такими факторами, как: динамичность игры, моменты столкновения и падение игроков, необычайные техники ведения мяча и многое другое. Каждый в своей жизни пробовал выполнить бросок по баскетбольному кольцу и знает, что это достаточно трудно, можно представить во сколько раз эта задача усложняется, если человек вынужден совершать бросок из положения сидя. Очевидно, что для постоянного перемещения по игровому полю и совершения технических действий, предъявляются повышенные требования к развитию силы верхнего плечевого пояса и уровню мышечной координации спортсмена. Данный вид спорта способствует физической реабилитации, которая включает в себя восстановление в той или иной степени утраченных функций органов или же выработку компенсаторных механизмов, а также психологической реабилитации, которая предполагает мобилизацию волевых качеств и побуждает на готовность к будущим победам.
Баскетбол на колясках возник в США в 1946 году. Зародилась игра в госпиталях, куда поступали раненные в ходе военных действий американские солдаты, многие из которых до призыва в армию были спортсменами. Не желая вести пассивный образ жизни, будучи еще молодыми людьми, ветераны придумали заново, а точнее адаптировали традиционный баскетбол под свои двигательные возможности, тем самым дав рождение одному из самых зрелищных командных видов программы летних Паралимпийских игр. На данный момент, этот вид спортивных баталий присутствует в 80 странах, а число официально зарегистрированных игроков составляет более 25 000 человек. В 1989 году была организована всемирная федерация баскетбола на колясках, известная под аббревиатурой «IWBF», которая способствует проведению спортивных мероприятий. Чемпионаты мира проводятся четыре раза в год, ежегодно организовываются турниры клубных команд и зональные соревнования. Баскетбол на колясках входит в программу Паралимпийских Игр с 1960 г.
Большой популярностью традиционный баскетбол пользуется у людей с нарушениями слуха, он так же представлен в программе Сурдолимпийских игр.
В рамках движения Специальной Олимпиады (Special Olimpic) для людей с нарушениями интеллекта, баскетбол представлен в программе Юнифайд.
Юнифайд или Объединенный спорт - представляет собой программу, объединяющую приблизительно равное число атлетов Специальной Олимпиады и людей, не имеющих нарушений умственного развития (их называют партнерами) в спортивные команды для учебно-тренировочных занятий и участия в соревнованиях различного уровня. Юнифайд расширяет спортивные возможности спортсменов и партнеров, стремящихся выйти на более высокий уровень занятий спортом. Объединенный спорт способствует интеграции атлетов в жизнь общества благодаря тому, что ломает исторически сложившиеся барьеры между обществом и людьми с задержкой интеллектуального развития. Во время тренировок и соревнований атлетов Специальной Олимпиады и партнеров не разделяют, все они являются полноценными членами команды.
Зрелищность, динамичность и увлекательность классического баскетбола и его модификаций, сделали их одними из самых популярных командных видов спорта у людей разных национальностей, разного социального статуса и физических возможностей, тем самым не раз доказав, что в спорте все равны. Определенные требования, предъявляемые игрокам правилами и целью игры делают баскетбол незаменимым и эффективным средством психической и физической реабилитации людей с ограниченными возможностями. Всё это делает баскетбол актуальным для изучения с точки зрения различных научных дисциплин, в том числе адаптивной физической культуры.
Рис 1. Баскетбол в адаптивном спорте
Предпосылки и история возникновения.
Баскетбол на колясках в России начал развиваться лишь в 1990 году в Москве и Санкт-Петербурге. Российские спортсмены-первооткрыватели использовали для перемещения обыкновенные комнатные коляски, поле не имело специальных разметок, а правила практически отсутствовали. Поворотным моментом в истории развития российского баскетбола на колясках, следует считать октябрь 1990 года, именно в это время в туристском путешествии в Москве находилась команда баскетболистов на колясках из немецкого города Бонна. Не желая терять соревновательных кондиций команда попросила о проведении товарищеского матча с командой города Москвы, тренировочный багаж которой измерялся 3-5 месяцами, а соревновательный отсутствовал полностью. Были сыграны две игры и результат оказался не в пользу наших соотечественников, однако сложно переоценить значимость этих встреч. В нашей стране узнали и увидели, что из себя представляет современный баскетбол на колясках.
В апреле 1991 года в Московском городском физкультурно-спортивном клубе инвалидов была создана и зарегистрирована секция баскетбола на колясках. С этого момента с командой начал работать профессиональный тренер, занятия стали проводить регулярно, сначала три раза, а затем пять раз в неделю. При помощи спонсора, были приобретены современные баскетбольные коляски.[3]
В мае 1993 года состоялся ответный визит россиян игроков в Германию, где команда впервые приняла участие в международном турнире, с участием четырех команд, три из которых команды 1-го дивизиона.
В настоящее время в России баскетбол на колясках развивается в Москве, Санкт-Петербурге, Тюмени, Челябинске, Екатеринбурге. 7 мужских и одна женская баскетбольные команды. В 1993 году в Москве состоялся первый Чемпионат России по баскетболу на колясках, победу на котором одержала команда Московского ФСК инвалидов.
Полноценно на международной арене сборная России дебютировала на чемпионате Европы в 1993 году в Польше, заняв последнее место.
Но уже на следующем чемпионате Европы, который состоялся в 1995 году в Загребе (Хорватия), команда России заняла 3-е место в группе «В».
В настоящее время, по рейтингу IWBF Россия занимает 13-е место из 36 стран Европы, где развивается баскетбол на колясках.
В последнее время интерес к адаптивному спорту имеет устойчивую тенденцию к росту, а, следовательно, увеличивается популярность баскетбола на колясках. Однако активному развитию данного вида спорта препятствуют такие типичные для нашей страны проблемы как: недостаточное материально-техническое оснащение, выражающееся в нехватки спортивных площадок и экипировки спортсменов, особенно остро этот вопрос стоит в отношении юных потенциальных спортсменов.
Одним из возможных способов решения данной проблемы, а соответственно и возможным импульсом для развития баскетбола на колясках является популяризация игры «питербаскет-валид».
Кроме того, радиальный баскетбол, как спортивная игра равных возможностей, благодаря своей «адаптивности» может являться перспективным средством физического воспитания, использующегося в школах и других образовательных учреждениях, работающих по общеобразовательным, коррекционным и оздоровительным программам, а также заведениям, практикующим инклюзивное образование.
Доступность игры для всех возрастных групп, большого спектра нозологических групп и людей с разным уровнем физической и технической подготовки обусловлена ее содержанием, правилами и контекстом, которые в свою очередь были разработаны для реализации конкретной цели. А своей целью создали питербаскета считали создание новой спортивной командной игры, которая будет доступна каждому и сможет стать одним из базовых средств физической культуры.
Примечательно, что Санкт-Петербург принято считать родиной отечественного баскетбола, он же является родиной радиального баскетбол и его разновидностей (рис. 2), а также причиной его второго названия- «Питербаскет». Авторами радиального баскетбола и его модификаций, защищенными патентами, являются- изобретатель СССР, заслуженный рационализатор РСФСР, доктор медицинских наук, профессор, академик РАЕН и Международной академии авторов научных открытий и изобретений Анатолий Александрович Несмеянов, кандидат экономических наук Д.А. Несмеянов, кандидат медицинских наук П.А. Несмеянов.
Целесообразность концепции новой игры были подтверждены научным открытием области истории Физической культуры и спорта, теории спортивных игр, которое на основании результатов научной экспертизы 3 июня 2006 года зарегистрировала Международная академия авторов научных открытий и изобретений. Данное открытие было сформулировано следующим образом: «Свойство игры с мячом – баскетбола, изменять свои пространственно-объемные характеристики в зависимости от параметров игровой площадки». Оно было установлено в Санкт-Петербургском государственном университете физической культуры им. П.Ф. Лесгафта, в Санкт-Петербургского научно-исследовательском институте физической культуры и в Российском государственном педагогическом университете им. А.И. Герцена. Авторами открытия являются А.А. Несмеянов, Д.А. Несмеянов, П.А. Несмеянов, Н.А. Несмеянова, А.Н. Несмеянов.
Суть открытия заключалась в том, что было установлено новое, ранее неизвестное и неописанное свойство игры – баскетбола, изменять свои пространственно-объемные характеристики в зависимости от параметров и конфигурации площадки и расположения колец с корзинами в виде равностороннего треугольника, квадрата, ромба, с центростремительным рисунком атаки относительно установленной цели.[4] Описанное свойство в полной мере реализовывалось в процессе игровой деятельности.
Практическое применение данного открытия заключается по мнению одного из авторов доктора медицинских наук, профессора А.А. Несмеянова в следующем: «достаточно расположить стойку с корзинами в центре игровой площадки, сохранив основные правила игры в баскетбол, как тут же возрастает интенсивность игры, её направленность, меняется рисунок атаки – становится центростремительным. Причем пространственно-объемные характеристики игры находятся в прямой зависимости от типа площадки и при одной и той же игровой ситуации обретают свой рисунок комбинационных и функциональных взаимодействий, что влечет за собой изменения двигательной активности участников игры. Игровое действие приобретает массу многогранных оттенков, а сама игра становится игрой равных возможностей для различных групп, независимо от возрастной и половой принадлежности, позволяющей участвовать в ней смешанным командам, например, как в питербаскет-микс, или лицам с ограниченными физическими возможностям и, как в питербаскет-валид.[5]
Презентация игры состоялась в декабре 2002 года в Санкт-Петербурге во Дворце спорта "Юбилейный" на IХ Международном турнире по баскетболу на Кубок Владимира Петровича Кондрашина и Александра Белова.
С 2003 года Питербаскет начал свое становление в студенческой среде. В этом году его включили в обязательную программу Всероссийской универсиады студентов, обучающихся по специальности адаптивная физическая культура.
За пределами России определенную известность радиальный баскетбол приобрел в одной из самых баскетбольных стран Европы – Литве. В мае 2009 года в Каунасе в рамках спортивного фестиваля приуроченного ко Дню города состоялась презентация этого вида спорта. Сейчас в Литве изданы официальные правила и игра у них получила название Trikrepsis. Так же презентации состоялись в г. Лулеа (Швеция), г. Чадыр-Лунга (Молдавия). Был проведен мастер-класс в г. Турку (Финляндия).
В 2012 году в Каунасе ( Литва) в период проведения 7-го Чемпионата Европы по максибаскетболу (FIMBA), проведены первые международные показательные игры по питербаскету.
Рис 2 Разновидности радиального баскетбола
Описание игры.
Питербаскет (радиальный баскетбол) - спортивная командная игра, базирующаяся на правилах современного баскетбола. В ней принимают участие по три игрока каждой команды. Игровая площадка имеет форму круга, размеченного концентрическими окружностями. В центре расположена специальная стойка; на ней закреплены три стандартных прозрачных щита с баскетбольными кольцами, установленными в виде равностороннего треугольника. В закрытых помещениях крепеж данной щитовой конструкции осуществляют с помощью специального подвесного устройства, закрепленного на потолочных перекрытиях.
Высоту баскетбольных колец определяют в зависимости от возраста участников:
- мини-питербаскет –высота 2 м 25 см, возраст игроков 10-14 лет
- медипитербаскет – высота 2 м 60 см, возраст игроков 14 – 18 лет
- питербаскет – высота 3 м 05 см, возраст игроков
Стоит отметить возможность изменения условий тренировочного процесса, включая в игру принцип секторальности в соответствии с тремя разными высотами в каждом из трех секторов. Когда же собирается должное количество игроков определенной возрастной группы, то все кольца, благодаря специальной конструкции стойки или подвесной системы, легко устанавливаются на одном из необходимых уровней.
Новые параметры этой игры соответствуют реальным возможностям желающих принять участие в ней. Это особенно остро ощущается теми, кто волею судеб не обладает всем комплексом двигательных качеств, необходимых для того, чтобы играть в обычный баскетбол. Питербаскет, как никакая другая спортивная игра с мячом, существующая в настоящее время в мире, создан именно для всех и по сути своей является «лечебной» спортивной игрой, новым видом адаптивного спорта.[6]
Питербаскет спортивная командная игра руками в мяч, заключающаяся в том, что каждая из двух соревнующихся команд из трех игроков (разыгрывающий, нападающий и высокорослый) ведя мяч одной рукой (правой, левой) попеременно и отдавая пасы друг другу, стремятся забросить мяч руками и в одну из трех корзин – металлические кольца с сеткой, зафиксированные на трех прозрачных щитах на высоте 3 м 05 см при этом не совершив «пробежки» (не сделав более 2 шагов, захватив мяч двумя руками более 2-х раз).[7]
Для игры в радиальный баскетбол на открытых площадках, требования к их покрытию предъявляются по аналогии с уличными площадками для баскетбола и стритбола. Поверхность площадки должна быть твёрдой и ровной, с различными видами покрытия: гаревое, модульное спортивное покрытие, рулонное спортивное покрытие, покрытие резиновой крошкой, битумное и другое, асфальтовое, цементное, обработанное специальным «всепогодным» материалом.
Дополнительные особенности игра приобретает в закрытых помещениях, так как создание подвесной щитовой конструкции допускает изменение формы посредством добавление щитов с баскетбольными кольцами, что придаёт конструкции форму квадрата или шестиугольника. Эта особенность позволяет варьировать нагрузку по средством увеличения интенсивности и вариативности игры, что позволяет эффективно использовать радиальный баскетбол в процессе подготовки игроков в классический баскетбол и баскетбол на колясках.
Раздел 2. Техническое обеспечение игры в радиальный баскетбол.
Спортивная площадка для игры в радиальный баскетбол .
Площадка для игры в радиальный баскетбол (питербаскет) представляет собой окружность радиусом 9 метров и имеет круговую концентрическую разметку, разделяющую игровое поле на три основных зоны (Рис.1) :
- зона трех секунд (R-3м);
- зона трех очков (R-6м), с отметкой линии персонального броска (5,8м);
- свободная зона игры (R-9м), она же линия ограничивающее игровое поле
В центре игрового поля (площадки) установлена стойка, удерживающая на себе сразу три щита в виде равностороннего треугольника
Обозначения:
- линия, ограничивающая зону 3 секунд (R1=3 м);
- линия, ограничивающая зону 3-очковых бросков, она же линия разрешения спорных мячей, (R2=6 м);
- граница игрового поля (R3=9 м);
- линия, отделяющая зону расположения секретарского стола, скамеек команд, мест для болельщиков;
- линия штрафных бросков;
- окружность штрафного броска;
- баскетбольная стойка;
- 9, 10 – баскетбольные щиты;
- 12, 13 – баскетбольные корзины;
14 – места для судей-секретарей, скамеек команд,болельщиков.
Рис.3 Игровая площадка для игры в радиальный баскетбол
Общий объем игрового поля составляет (Pr²) 254 м², что на 110 м² меньше, чем традиционная баскетбольная площадка, чей размер равен 26м x14м=364м2.
Форма и размеры площадки определяют и увеличивающийся темп игры.
Разметка площадки.
Разметка представляет собой концентрические круги определенного диаметра, ограничивающие различные игровые зоны, обозначенные линиями четко контрастирующего с игровым покрытием цвета, толщина которых составляет от 3-5 см.
Так же на площадку нанесены три линии штрафных бросков, расположенные на расстоянии 5,8 м от параллельной проекции линии щитов, включенных в три круга ограничивающих сектора штрафных бросков
Конструкция стойки для игры в радиальный баскетбол.
Главным специфическим компонентом материально-технического оснащения, требующегося для игры в питербаскет, является стойка удерживающая конструкцию с щитами и кольцами. В процессе её создания потребовались исследование прочности и жестокости конструкции, в результате которых она претерпела множественные изменения. На рисунках 4,5 представлена современная конструкция стойки, которая используется в тренировочном процессе и при проведении соревнований.
Рис 4 Конструкция и параметры стойки для игры в питербаскет
Три баскетбольных кольца диаметром 45 см закреплены на баскетбольных щитах на высоте 305 см.
Щитовая конструкция имеет форму равностороннего треугольника.
Щиты изготовлены из оргстекла.
Рис 5 Параметры щитовой конструкции стойки для радиального баскетбола.
Требования к мячу.
Окружность баскетбольного мяча равна 75-78 см, вес в пределах 600-650 г. Мяч должен быть накачен таким образом, чтобы высота отскока от пола составляла от 140 см до 180 см.
Основные правила игры в Питербаскет.
Питербаскет спортивная командная игра руками в мяч, заключающаяся в том, что каждая из двух соревнующихся команд из трех игроков, попеременно ведя мяч одной рукой (правой, левой) и выполняя передачи партнерам, стремятся забросить мяч руками и в одну из трех корзин – металлические кольца с сеткой, зафиксированные на трех прозрачных щитах на высоте 3 м 05 см при этом не совершив «пробежки» (не сделав более 2 шагов), «двойного ведения» (захват мяча двумя руками более 2-х раз за ведение) и «прыжка с мячом» (прыжок и приземление с удержанием мяча в двух руках).
Как было сказано ранее площадка для игры представляет собой окружность радиусом 9 м, ограничивающий игровую площадку. Внутри него находятся еще два круга. Круг радиусом 6 м отделяет зону 3-очковых бросков от зоны 2-очковых бросков. Круг радиусом 3 метра обозначает зону трех секунд. Так же, напротив каждого щита на расстоянии 6 метров находятся линии штрафных бросков (Рис. 3).
В игре принимают участие две команды, состоящие из 9 игроков. На площадке одновременно могут находится по три игрока от каждой команды. Общая продолжительность игры составляет 45 минут и состоит из 3 периодов по 15 минут соответственно. Между периодами 1-2 и 2-3 проходят 5-минутные перерывы.
Количество замен в каждом периоде не ограничено.
Выигрывает команда, набравшая к финальному свистку большее количество очков.
При равной сумме очков, игра может быть закончена и зафиксирован ничейный результат или продолжена одним из двух способов:
- - выполнением штрафных бросков, по одному разу каждым игроком из обеих команд находящемся на поле (по 3 броска от каждой команды), выигрывает команда попавшая наибольшее количество раз, в случае равенства, выполнение бросков продолжается до победного.
- – или увеличением продолжительности игры путем добавления дополнительного времени 5 или 10 минут.
Оценка бросков выполняется следующим образом:
- каждый мяч, забитый с игры приносит команде по два очка, забивая из-под щита и второй зоны площадки радиусом до 6 м
- броски за второй линией (после линии 6м) определяют зону трехочковых бросков.
- штрафные броски засчитывают как одно очко.
Выполнение штрафных бросков походу игры начинается после того, как команда соперников наберет 4 нарушения за период. До этого, после совершенного нарушения мяч передают пострадавшей команде, и она вводит его в игру из-за линии аута (9 метровой линии) с ближайшей к месту нарушения точки.
В тех случаях, когда фол был совершен на атакующем игроке в момент совершения броска, данному игроку предоставляется возможность выполнить 2 или 3 штрафных броска, в зависимости от зоны в которой он находился в момент фола. После того как команда соперника наберет 4 командных замечания, все фолы дают право выполнения штрафных бросков.
Следует отметить, что правила допускают небольшие изменения в зависимости от регламента соревнований. Так в правилах допускается возможность отказа пострадавшей команды выполнять штрафной бросок, в таком случае мяч вводится из-за боковой линии.
Технические штрафные назначаются за: несоблюдение дисциплины и игровой этики, споры с арбитром, умышленная грубость, совершенная не только игроками в поле, но и запасными игроками, тренерами, находящимися на скамейке запасных. Реализация технического штрафного подразумевает выполнение двух штрафных бросков командой соперника с последующим сохранением мяча и введением его из-за боковой линии ближайшей к кольцу в который выполнялись штрафные броски.
В питербаскете запрещены верхние броски (слэм-данки), и блок-шоты выполненные над уровнем кольца. Это является логичным следствием правила, которое сформулировано следующим образом: «при броске по кольцу игроки не могут касаться мяча выше уровня кольца, если мяч опускается в него.» Нарушение данного правила подразумевает остановку игры и передачу мяча сопернику. В случае с блок-шотом выполненном выше уровня кольца, бросок считается результативным.
Игрок получивший 5 индивидуальных замечаний должен покинуть поле и быть заменен до конца игры.
Определение команды, имеющей право на владение мячом в начале игры, осуществляется путем жеребьевки, в которой принимают участие капитаны команд. Спорные мячи разыгрываются вбрасыванием мяча, которое производится на ближайшей к спорному эпизоду линии штрафного броска.
После первого и второго периода право на введение мяча отдается проигрывающей команде.
Игрок, владеющий мячом, не может удерживать его в своих руках, не предпринимая никаких действий более, чем в течение 5 секунд. С места с мячом в руках он может сделать только один шаг, а, поймав его в движении, только два шага, после чего он обязан выпустить мяч из своих рук. Начиная ведение с места, он должен выпустить мяч из рук раньше, чем оторвет от пола свою опорную ногу.
Игроки нападающей команды не имеют права находиться в ближайшей зоне к баскетбольной стойке без мяча более трех секунд. При нарушении этого правила мяч передается для вбрасывания противоположной команде.
За грубость в игре нарушивший правила игрок удаляется с площадки, а его команда наказывается двумя штрафными бросками и после их пробития мяч передается ей же для введения из аута.
Игровое время.
- Общее игровое время составляет 3 тайма по 15 минут, между которыми происходят два 5 - минутных перерыва. (Общее 55 минут).
- В каждом периоде тренер команды имеет право взять 3 тайм-аута, продолжительность каждого составляет 1 минуту. Общее игровое время с тайм-аутами может достигать до 1 часа.
- Время на осуществление атаки составляет 24 секунды. В случае превышении временного лимита, право владения мячом переходит команде соперников.
- Если основное время игры завершается с равным счётом. Так как ничья в данном виде спорта не допускается, назначают дополнительное время (добавочный тайм), которое равно 10 минутам. Перед началом добавочного тайма, командам предоставляется 3-минутный перерыв.
В случае, если дополнительное время не позволило выявить победителя, команды выполняют по 3 штрафных броска. Игроки выполняющие броски назначаются тренером, причем каждый из них выполняет по одному броску со штрафной линии.
Равенство команд и в этом случае может нарушить последующий «победный» персональный бросок (броски до первого попадания). При этом броски по кругу осуществляют в каждый из трех щитов (щит №1 определяет судья или по жребию).
- Время игры может останавливать только судья и Главный судья соревнования, а также секретариат в период от попадания мяча в кольцо до его вбрасывания в игру, кроме того, на время штрафа и во время выполнения штрафного броска, при нарушении правил трех секунд, вбрасывания из аута, время тайм-аута по требованию тренера и сигналу судьи. Все эти потери времени судья учитывает в последнем периоде.
- В случае получения травмы одним из игроков, игра должна быть прервана судьей. Остановка игры может быть осуществлена только при условии, что судья (или врач) предполагают возможность получения игроком серьезной травмой или в случае, если травмированный игрок является помехой, что отрицательно воздействует на игровой процесс. Время на выполнение штрафного персонального броска составляет 5 секунд, столько же времени отведено на введение мяча в игру из-за боковой линии. Действительным штрафным временем считается то, которое каждый раз при остановке игры судьей, фиксируется на время выполнения определенных регламентированных действий (оказания помощи, выполнения штрафных бросков и т.д.) и продолжается после очередного его сигнала.
- Каждая из команд имеет право на 3 тайм-аута в течение одного тайма, при этом непосредственный сигнал для запроса должен осуществлять тренер. Не использованные возможности в каждом периоде аннулируются. Перерыв по требованию может быть запрошен в любой момент, когда остановлена игра и должен быть выполнен немедленно. Однако, за судьи остается право отсрочки тайм-аута. Согласно этому правилу, судья, оценив обстановку на игровом поле, и сделав вывод, что предоставление тайм-аут в конкретный момент, отрицательно повлияет на положение противоположной команды, или скажется на динамике игры, может предоставить перерыв при следующей остановке игры. В этом случае предусмотрена, при этом, возможность команды отозвать свой запрос на тайм-аут (без штрафных санкций).
Участники игры и их функции, правила выполнения замен.
- Игроки каждой команды могут быть заявлены в количестве до 9 человек. Игрокам, не внесенным в протокол матча запрещено принимать участие в матче и находиться в зонах замены. Присутствие данных игроков допускается в зоне болельщиков-зрителей.
- В течение игры на площадке одновременно могут находиться только по три игрока каждой команды и судья.
- Случаи, когда на площадке может не оказаться ни одного игрока:
- неявка всей команды на игру;
- все заявленные в протоколе игроки одной команды выведены из игры, так как были оштрафованы за пять нарушений.
- Замена игроков может быть произведена во время остановки игры и неограниченное количество раз на протяжении всего матча.
- Все замены проводят в зоне пребывания своих команд. Каждый игрок, выходящий на площадку должен пройти через регистрацию в секретариате. Для этой цели, рядом с «секретариатом» выставляют две скамьи, на которые перед заменой усаживаются игроки, сообщив в секретариат свой номер и номер играющего игрока, подлежащего замене.
- Травмированный игрок должен быть заменен.
- В течение матча игрок не имеет права покидать границы площадки на время более предоставленного для вбрасывания мяча в игру. В противном случае игрока наказывают техническим штрафом.
- Капитан команды должен быть отмечен в протоколе, и иметь нашивку на майке в левой ее передней половине. В случае замены капитана команды (травма, заболевание или удаление за штрафные замечания) его функции могут быть делегированы другому игроку с необходимой записью в протоколе.
Капитан команды обладает особыми полномочиями. Только он может обращаться к судье, а через него в секретариат, следует заметить, что все обращения к судье должны осуществляться корректно и только во время остановки игры. Оштрафованный капитан лишен права обращаться к судье (если он сам к нему не обращается). Именно на капитана возложена функция связи между судьей и игроками. - Служебный персонал команды должен быть вписан в протокол матча, после чего всякое дополнительное комплектование запрещено. Каждая команда может иметь до 6 человек обслуживающего персонала. К этой категории относятся: врач, массажист, начальник команды, второй тренер и старший тренер. Членам команды разрешено находиться в зоне замены своей команды, однако им запрещено выходить на игровое поле без разрешения судьи.
- Рефери осуществляет судейство используя принятые сигналы и жесты. Его обязанность заключается в том, чтобы строго и справедливо соблюдать выполнение требований правил игры питербаскет, быть нейтральным и ответственным. Судья имеет право прекратить игру, если очевиден риск её выхода из - под контроля и невозможность ее продолжения в соответствии с правила
- Секретариат должен присутствовать на матче в полном составе, и исполнять свои обязанности: вести протокол, хронометрировать время и работу диктора, оставаться нейтральным и вести протокол матча.
Жесты судьи в питербаскете.
Все жесты судьи, применяемые в питербаскете, полностью заимствованы из классического стритбола (таблица 1), так же сохраняется основной принцип судейства, исходя из чего, следует вывод, что для проведения турниров и соревнований различного уровня, целесообразно приглашать специалистов соответствующей категории и квалификации, работающих арбитрами в соревнованиях по классическому баскетболу.
Таблица 1 Жесты судьи в питербаскете.
Форма одежды.
Одежда и обувь игроков – традиционно принятая в баскетболе, должна быть спортивной, удобной (функциональной), доставлять эстетическое удовольствие игрокам и болельщикам.
Одежда судьи спортивная и должна иметь другое цветовое сочетание, наиболее рекомендуемая цветовая гамма от светло-серого до моренго.
Одежда секретариата – цивильная, выходная и спортивная
Преимущества питербаскета.
Первое наглядно заметное преимущество питербаскета перед классическим баскетболом заключается в размере игрового поля. Уменьшение игрового поля, общего для обеих команд и выполненного в виде круга площадью 254 м² (примерно на 1/3 меньше стандартной прямоугольной площадки), позволяет экономно использовать дворовые территориальные пространства и повсеместно компактно размещать игровые площадки на различных свободных участках города. При этом, возможно сделать новую игру массово доступной и учитывающей возрастные особенности потенциальных игроков, начиная от раннего возрастной группы 5-7 лет, поместив щиты на телескопической штанге.
Фактическое уменьшение размеров игрового поля, а соответственно и игрового пространства, компенсировано количественным составом играющих команд, при котором одновременно на площадке могут быть лишь по три игрока от каждой команды и один судья. Соответственно на одного игрока приходится по 42 м² активного игрового поля (254 м² :6), вместо 36,4 м² – традиционной прямоугольной площадки классического баскетбола (364 м²:10). Такое количество активного игрового пространства на каждого игрока, предъявляет повышенные требования к их физической и особенно функциональной подготовке. Дополнительным нагрузочным фактором, который определяет множество тренирующих свойств данной игры, является её центростремительная направленность, обусловленная тем, что все игроки стремятся занять наиболее выгодное для броска место у одного из щитов (расположенных в центре поля) и большинство передач направлены в центр площадки, а мяч, отскакивающий от щитов, перехватывают игроки, редко позволяя уйти ему за пределы игрового поля, что в свою очередь, значительно увеличивает моторную плотность игры.
Так как каждая из команд имеет возможность выполнять атакующие действия в отношении любого из 3 щитов и корзин соответственно, зрелищность и эмоциональность игры значительно повышается, что увеличивает привлекательность новой игры и вызывает спортивный азарт не только у игроков, но и зрителей-болельщиков.
Относительная простота правил и возможность овладения технико-тактическими действиями людьми разного возраста и уровня физической подготовки, зрелищность и динамичность, обусловленные возможностью многочисленно атаковать и добиваться желанных попаданий в корзину превращают новую игру «ПИТЕРБАСКЕТ» в массовую, семейную, народную, сохраняя все признаки спортивной игры.
Применение питербаскета.
Специфика данной спортивной игры, описанные выше, позволяют делать вывод о её универсальности как средства физического воспитания. На схеме, представленной ниже, описаны направления в области физической культуры и адаптивной физической культуры в процесс реализации, которых, по нашему мнению, целесообразно включить питербаскет.
Рисунок 6. Применение питербаскета в физической культуре и адаптивной физической культуре.
Мини-питербаскет.
Мини-питербаскет – это радиальный баскетбол, адаптированный для детей младшего и среднего школьного возраста. Техника движения, владения мячом, а также основные правила игры аналогичны питербаскету.
С одной стороны мини-питербаскет можно рассматривать как игру, подводящую к баскетболу и способствующую овладению технико-тактическими действиями и основными игровыми элементами, с другой стороны, как самостоятельную спортивную игру, обладающую специфическими условиями и соответственно способствующую совершенствованию двигательных способностей, умений и навыков.
Обучение проводится в соответствии с общедидактическими принципамии начинается с формирования навыка перемещения: ходьба, бег, прыжки с мячом и без мяча. Далее обучают ловле, передаче мяча и броску по корзине, постепенно включая упражнения на развитие специфических двигательный способностей, движения и действия становятся более разнообразными, умножается их количество.
Упражнения выполняемые с мячом способствуют развитию различных проявлений координационных способностей, что благотворное влияет не только на физическое состояние занимающихся, но и способствует повышению психических функций и рационализации двигательных действий в целом, что является важным фактором гармоничного развития детей школьного возраста.
Мини–питербаскет – это адаптированный к возможностям детей возраста 4-7 лет вариант игры с мячом, созданный на базе баскетбола. Правила игры предполагают возможность проведения соревнований в двух возрастных категориях 4–5 лет и 6–7 лет. В игре соревнуются две команды, целью которых является попадание мяча в корзину, защищаемую соперником. За попадание мяча в кольцо начисляются очки. Побеждает команда, набравшая большее количество очков в отведенное для игры время.
Исторически сложилось, что детей данной возрастной группы не обучают игре в баскетбол. Подводящие игры и упражнения ограничиваются обучением ведению мяча и передачам. Это обусловлено особенностью инвентаря, площадки и сложностью правил баскетбола, что делает невозможным освоением этой спортивной игры для данного возрастного контингента. Однако очевидным остается тот факт, что баскетбол является мощным средством физического воспитания, способствующим развитию жизненно-необходимых двигательный, психических и моральных качеств. Мини-питербаскет, сохранив основные принципы игры в баскетбол лишен вышеописанных ограничений и предоставляет возможность раннего включения данной спортивной игры в процесс физического воспитания.
Ниже представлена таблица, в которой приводятся отличительные особенности мини-питербаскета от баскетбола, которые позволяют использовать данную спортивную командную игру в процессе физического воспитания дошкольников и младших школьников.
Особенности | |
Баскетбол | Мини-питербаскет |
Большая игровая площадь с находящимися по краям, баскетбольными кольцами. | Значительно меньшая игровая площадь, дает больше возможностей часто атаковать кольцо, без больших энергозатрат, что делает игру динамичной и интерсеной. |
Принадлежность колец определенной команде. Правило вывода мяча при игре в стритбол. Значительно осложняет процесс игры для данного контингента. | Возможность выполнения атакующего броска по любому из 3 колец, что увеличивает шансы на успешное завершение атаки, а соответственно делает игру более азартной и интересной. |
Во время выполнения подготовительных упражнений, выполнение многих заданий требует задействования большой площади, и часто ограничено направлением движения. (2 кольца). | Выполнение упражнений вокруг стойки с 3 кольцами позволяет увеличить моторную плотность занятия, и снизить загруженность тренировочного пространства. |
Особенности площадки и инвентаря для игры в мини-питербаскет.
Устройство игровой площадки для мини-питербаскета сохраняет радиальную концепцию и все принципы площадки для питербаскета. Кардинальным отличием являются размер и пропорции.
Игровая площадка для мини–питербаскета представляет собой круг радиусом 4 м с твердой и ровной поверхностью, свободный от каких-либо предметов (Рис. 7).
Рис.7 Игровая площадка для мини–питербаскета.
1 – штрафная линия, линия разрешения спорных мячей в игровой площадке, радиус которой R1 = 2 м;
2 – боковая линия игровой площадки, радиус -R2 = 4 м;
3 – телескопическая баскетбольная стойка;
4, 5, 6 – баскетбольные щиты;
7, 8, 9 – баскетбольные корзины;
10– места для судей, секретарей, игроков команд, болельщиков;
11, 12, 13 – штрафные линии; R3 = 6м – расстояние между стойкой и зрителями.
Площадку размечают хорошо видимыми линиями шириной 5 см.
Штрафная линия, которая выполняет так же функцию линии разрешения спорных мячей, имеет форму окружности, радиус которой составляет 2 м.
Боковая линия игровой площадки также имеет форму окружности, её радиус равен 4 метрам. При проведении соревнований с младшей возрастной группой из центра площадки по направлению к боковым линиям проводятся три линии, делящие круг на три сектора.
В центре площадки установлена телескопическая стойка, основание и несущая конструкция которой закрыты поролоном. На стойку монтируется конструкция из трех баскетбольных щитов, образующих равносторонний треугольник. В отличие от питербаскета, размер щитов может быть произвольным. Так же допускается значительное разнообразие в выборе материала, используемого для их изготовления. Основной критерий заключается в том, что поверхность щита должна быть гладкой, твердой и однородной.
Корзины, установленные на щитах, состоят из металлического кольца диаметром 45 см и сетки, длина которой не должна превышать 40 см.
Высота баскетбольных колец над площадкой изменяется в соответствии с возрастом игроков от 180см до 230 см:
- 4 года – 180 см
- 5 лет – 200 см
- 6–7 лет –230 см.
Мячи, используемые для игры должны иметь форму шара и быть выполнены из резины или иного синтетического материала.
Вес и длина окружности мяча также зависят от возраста игроков. Рекомендуемые параметры:
для детей 4-5 лет размер 64–70 см, вес 360–400 г
для детей 6-7 лет 68–70 см и 395–450 г
По договоренности участников, в игре могут быть использованы и другие мячи, например- волейбольные, футбольные, мини–баскетбольные.
Судьи должны иметь: секундомер; бланк протокола; табло счета игры.
Правила игры в мини-питербаскет.
Основная концепция и суть игры аналогична питербаскету. Каждая из двух соревнующихся команд, попеременно ведя мяч и выполняя передачи партнерам, стремятся забросить мяч руками и в одну из трех корзин. Игроки команды соперников препятствуют оппонентам в овладении мячом, защищают корзины от атакующих бросков соперника. Играть можно только руками.
Запрещается отбивать или выбивать мяч кулаком. Нельзя вырывать мяч двумя руками и отбивать его во время атакующего броска по корзине.
Запрещается прикасаться к противнику, с целью помешать ему в выполнении задуманного им действия. Нарушение этого правила рассматривается как персональная ошибка (нарушение), которая засчитывается фиксируется в протоколе матча за нарушившим правила игроком.
Для детей дошкольного возраста разработаны следующие правила:
- Команда состоит из трех игроков, находящихся на поле и двух запасных игроков. Один из игроков является капитаном.
- Игроки каждой из команд имеют свои отличительные знаки.
- Игра проводится в три тайма по 5 минут. Между таймами перерыв 5 минут.
- Тренер руководит игрой и заменами игроков.
- Мяч можно передавать, выполнять ведение мяча одной рукой в любом направлении.
- Контроль мяча командой продолжается до тех пор, пока соперник не завладеет мячом посредством отбора или после выполнения атакующего броска в корзину, когда мяч уже не контролируется рукой бросающего, или если игрок с мячом находится за пределами площадки.
- Мяч выходит из игры, если он перелетел или перекатился за боковую линию. Мяч снова вводится в игру командой противоположной той, чей игрок последним коснулся его перед выходом за пределы площадки.
- Если мяч касается ноги ребенка, но это происходит без его умысла, то такая ситуация не трактуется как нарушение правил с его стороны.
- С мячом в руках ребенок может сделать не более двух – трех шагов, после этого должна последовать передача или бросок по корзине
- Спорный мяч назначается, когда два игрока противоположных команд держат одну или обе руки на мяче настолько крепко, что ни один из них не может овладеть мячом без применения грубости, и в том случае, если мяч застревает между корзиной и щитом.
- В начале игры для ввода мяча и при розыгрыше спорного мяча, по одному игроку от команды встают у линии штрафного броска лицом друг к другу, а остальные игроки располагаются в одном метре вокруг них. Судья (тренер) поднимает мяч между игроками, разыгрывающими спорный мяч на высоту, превышающую рост игроков и по свистку отпускает мяч. Игроки стараются отбить мяч в направлении своих партнеров.
- При выполнении действий, требующих в классическом баскетболе и питербаскете остановки времени, в мини-питербаскете время не останавливают.
- Бросок засчитан, если мяч попадает в корзину сверху. В случае точного броска в пределах четырехметровой зоны засчитываются 2 очка, в случае точного штрафного броска (с двухметровой штрафной линии) засчитывается одно очко. После успешной атаки противника, мяч возвращается в игру из-за линии внешнего круга, в точке, находящейся ближе всего к той корзине, в которую был заброшен мяч.
- Выполнение штрафных бросков за фолы начинается после достижения четвертого командного нарушения или совершения грубых нарушений (по аналогии с техническими фолами в классическом баскетболе): за нарушения дисциплины, споры с судьями, сознательную грубость в отношении игроков (находящихся на игровой площадке или сидящих на скамейке запасных) и тренеров. В вышеперечисленных случаях, команде соперников предоставляется право на выполнение двух бросков со штрафной линии, после чего мяч остается у нападающей команды. До достижения четвёртого командного нарушения мяч передается команде противника и вводится в игру из-за боковой линии в точке ближайшей к месту нарушения.
- Игрок, получивший пять индивидуальных замечаний, обязан покинуть игровую площадку, а его место должен занять запасной игрок.
- Побеждает команда, набравшая больше количество очков.
- Если игра заканчиваются с равным количеством очков, каждая команда выполняет по три штрафных броска в каждую корзину. Каждый игрок находящейся на поле выполняет по одному броску. Броски выполняются по кругу. Смена корзин осуществляется по часовой стрелке, первую корзину определяет судья.
- Для каждой команды количество замен неограниченно, они могут быть осуществлены в любой момент игры. Каждый выходящий на площадку игрок должен быть зарегистрирован и внесен в протокол.
- Если во время игры происходит неумышленное столкновение, учитывая возраст игроков, фолы не назначаются.
- Одежда и обувь игроков должна быть спортивной и выглядеть эстетично.
Ход игры контролирует судья. Ошибки и нарушения правил, совершенные игроками он фиксирует свистком, объясняет допущенное нарушение и с помощью официально установленной жестикуляции сигнализирует о принятых им решениях. Так же в его обязанности входить следить за правильностью выполнения замен игроков и соблюдением участниками правил «честной игры». Отсчет времени начинается и заканчивается по его свистку.
Ассистирует полевому судье судья-секретарь. Он осуществляет хронометрию игрового процесса; регистрирует счет игры в протоколе и выводит его на со ответствующее информационное устройство. Так же судья ассистент оповещает судью и игроков о начале и конце перерывов. Контролирует замены, не допуская к игре не заявленного участника или игрока, выбывшего в результате судейской дисквалификации.
Жесты и сигналы судей в мини-питербаскете.
Рис. 8 Жесты и сигналы судей в мини-питербаскете.
Игра «Питербаскет–валид».
Сложно переоценить перспективы и возможности, которые открывают командные спортивные игры для физической реабилитации и социальной адаптации людей с ограничениями в состоянии здоровья. Особое место среди них по праву занимает баскетбол на колясках. Согласно статистическим данным, это один из самых популярных видов паралимпийского спорта. Своей популярностью он обязан своей зрелищностью и динамичностью.
Стоит отметить, что занятия баскетболом на колясках обладают колоссальным тренировочным эффектом, который объясняется двигательной сложностью, координационным разнообразием и высокой интенсивностью данной командной игры. Если разобрать технические действия баскетболиста-колясочника становится очевидным, какие высокие требования к физической подготовке предъявляет данная игра. Помимо хорошего владения техническими компонентами игры, выполнение которых требует высокого уровня развития скоростно-силовой выносливости (постоянные перемещения по полю в коляске), координационных способностей, которые проявляются в данной игре во всем своем разнообразии, от игрока требуется отличная функциональная подготовка.
Все выше описанные факторы позволяют занимать баскетболу на колясках не только значимое место в адаптивном спорте, но и являться мощным средством физической реабилитации и популярным средством физической рекреации. С другой стороны, они же не позволяют активно заниматься данным видом спорта большому количеству недостаточно подготовленных людей с ограничениями в состоянии здоровья. Учитывая неоспоримую привлекательность баскетбола и принимая во внимание все выше сказанное, логично было бы сделать вывод о том, что значительное увеличение количества людей играющих в баскетбол на колясках возможно посредством упрощения и облегчения данной спортивной игры.
Есть предположение, что импульсом для развития баскетбола на колясках в России и вовлечения в занятия данным видом спорта потенциального контингента, может послужить изобретенная в 2002 году в Санкт- Петербурге спортивная игра – питербаскет. А конкретнее её разновидность – питербаскет–валид (питербаскет для спортсменов с поражением опорно-двигательного аппарата)
Питербаскет-валид – спортивная командная игра, основные технические элементы которой заимствованы из современного баскетбола на колясках. В игре участвуют две команды. Одновременно на поле находится по 3 игрока от каждой.
[1] Д.Б. Эльконин Психология игры. 2 изд. М.: Владос, 1999. С. 183.
[2] Евсеев С.П. Теория и организация адаптивной физической культуры: учебник. Том 1. М: Советский спорт, 2005. С. 55.
[3] http://www.piterbasket.com/publ/1235.shtml
[4] Заявка на открытие № А-397 от 3 июля 2006 г. (Международная академия авторов научных открытии и изобретений).
[5] Несмеянов А.А., Хадарцев А.А., Кожемов А.А. Питербаскет и здоровье человека: Монография. – Тула: ООО «Тульский полиграфист»,2014.– 214 с.
[6] Портных Ю.И. «Питербаскет-валид» - большие возможности // Адаптивная физическая культура. - № 2. - 2003. - С. 36 - 38.
[7] Несмеянов А.А., Несмеянов Д.А., Несмеянов П.А. Питербаскет. - СПб. - Геликон Плюс. - 2002.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно - методическое пособие "Подвижные игры с элементами баскетбола "
Конспект открытого урока по физической культуре в разделе спортивные подвижные игры...
Радиальный баскетбол (питербаскет)
Радиальный баскетбол (питербаскет) – новая спортивная командная игра, напоминающая современный баскетбол и отличающаяся тем, что в ней участвуют по три игрока каждой команды, а сама игра происходит на...
БАСКЕТБОЛ. Организация и проведение учебно-тренировочных занятий со студентами (учебно-методическое пособие)
Учебное пособие предназначено для преподавателей и специалистов в области физической культуры и спорта. В учебном пособии представлены: история развития баскетбола, правила игры в баскетбол, перечень ...
Учебно-методическое электронное пособие "Язык программирования (сценариев) JavaScript"
Учебнометодическое пособие является базовым учебным пособием для использования на занятиях обучающего курса "Графические и анимационные эффекты в JavaScript". Пособие опубликовано по адресу:...
Учебно-методическое пособие. Интерактивная презентация по баскетболу.
Учебно-методическое пособие. Презентация по теме Баскетбол. Интересные факты, основные понятия, известные спортсмены. С применением активных клавиш....
Учебно-методическое пособие "Учебный проект как средство формирования универсальных учебных действий обучающихся"
В методическом пособии представлен опыт учителя физики высшей категории МАОУ лицея № 11 им. В.В. Рассохина города Армавира Мкртычян Елены Георгиевны по формированию универсальных учебных действий в хо...
Тактические комбинации в баскетболе Учебно-методическое пособие
Тактика игры в баскетбол предполагает организацию индивидуальных и коллективных действий игроков, направленных на достижение победы над противником. В зависимости от положений игры и беспрерывно измен...