Проект.
проект по физкультуре на тему
Предварительный просмотр:
Обратить внимание на эти народные игры,
разработать этот богатый источник,
организовать их и создать из них превосходное
и могущественное воспитательное средство-
-задача будущей педагогики.
К.Д.Ушинский.
- Обоснование необходимости проекта.
За последнее время условия проведения детьми своего свободного времени изменились. В связи с бурным развитием средств массовой коммуникации, прежде всего телевидения и компьютерной техники, большую часть свободного времени школьники проводят за компьютерными играми или перед телевизором, что негативно сказывается на их физическом и психическом здоровье. Современные школьники практически не играют на улице в подвижные игры. А ведь игра может быть средством самопознания, развлечения, отдыха, средством физического и общего развития детей. А так как мы живем на донской казачьей земле, то необходимо уважительно относится к культуре казачества, знать традиции и культуру донских казаков.
С давних времен наши предки проводили много времени на свежем воздухе. Казаки всегда славились крепким здоровьем, выносливостью и мужеством. И свой проект я решил направить на популяризацию подвижных казачьих игр среди современных школьников.
Групповые подвижные казачьи игры дают возможность ловко двигаться, проявлять инициативу, сотрудничать с товарищами и ведущим, быть внимательным, собранным. В казачьих играх развивается воля, сообразительность, смелость, быстрота реакций.
Работа над проектом позволила мне найти множество казачьих игр, для которых характерны яркость замысла, содержательность, простота и занимательность. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе.
Проект «Казачьи забавы» представлен для возрождения казачьих традиций, обычаев, быта среди школьников, для совершенствования физического и психологического здоровья учащихся на примере исторически сложившихся традиций казачества. В данном проекте заложен большой воспитательный и образовательный потенциал. Проект предусматривает проведение практических занятий во внеурочное время.
Будущее страны, народа всецело зависит от того, каковы его потомки. А чтобы они выросли достойными гражданами, любили Отечество не на словах, а на деле, они должны знать свою историю, национальную культуру, беречь и развивать народные традиции. Этнокультурные ценности и идеалы, бережно сохраняемые и развиваемые, безусловно, будут способствовать духовно- нравственному воспитанию молодежи, укреплению единства нашей страны.
- Цели и задачи проекта
Цель проекта:
Привить интерес к народным подвижным играм в рамках внеурочной деятельности на основе казачьих традиций.
Задачи проекта:
- знакомство с традициями обычаями, играми и забавами донских казаков;
- пропаганда исторически сложившихся сюжетно-образных обрядовых и подвижных игр казачества;
- содействие гармоничному физическому развитию учащихся, всесторонней физической подготовке, укреплению здоровья;
- привитие навыков здорового образа жизни;
- развитие интереса к изучению культуры родного края;
- воспитание чувства патриотизма, любви к малой родине.
- Участники проекта
Проект ориентирован на учащихся 5-6 классов (возрастная группа 11-12 лет). Воспитание любви к малой Родине, знания об истории казачества, его традициях и особенностях культуры должны начинаться с раннего возраста. Учитывая возраст школьников, остаётся важным игровой подход при изучении традиций казачества. В процессе игр возможно не только совершенствовать физическое развитие, но и изучать духовное и культурное наследие казачества, формировать стремление к здоровому образу жизни.
- Этапы и сроки реализации проекта
(август 2015 года - июнь 2016 года)
1 этап - информационно-подготовительный | ||
Содержание | Дата | |
Обоснование актуальности темы, мотивация ее выбора; определение цели и задач проекта; подбор литературы, пособий, атрибутов; обсуждение с родителями детей вопросов, связанных с проведением проекта; составление тематического планирования мероприятий; анкетирование родителей. Изучение общих тенденций физического развития обучающихся; диагностика физической и тактической подготовленности школьников; подготовка методического сопровождения проекта. Формулирование идей о ценности здоровья в исторической традиции. | август-сентябрь | |
2 этап – практический - реализация проекта | ||
Реализация целей и задач проекта с учетом возрастных особенностей обучающихся; оценка результатов мониторинга физической и тактической подготовленности школьников. Создание в ОУ необходимой среды для народных игр; проведение игр между командами классов. Пробуждение интереса к истории и культуре своей Родины, любви к родному краю. | октябрь-май | |
3 этап – рефлексивный | ||
Обобщение результатов работы, их анализ, закрепление полученных знаний, осмысление и систематизация результатов проекта, формулировка выводов и, по возможности, составление рекомендаций. Рефлексия в виде обмена мнениями об удовлетворённости от участия в проекте. Проведение заключительного семинара всех участников проекта. Подготовка отчёта, оформление презентации. | май | |
4 этап – дальнейшее развитие проекта - реализация проекта с учётом замечаний и рекомендаций | ||
Апробация проекта на летней оздоровительной площадке. | июнь |
- Мероприятия по реализации проекта
Содержание | Дата |
1 этап - информационно-подготовительный | |
Изучение научно-методической и художественной литературы о казачьих обрядах, традициях и играх. Изучение опыта коллег (Интернет, библиотека). Составление плана мероприятий. Изучение уровня осведомленности и мотивации родителей и педагогов в вопросах физического воспитания и развития детей: – анкетирование; –интервьюирование. Разработка плана мероприятий совместной деятельности детей и родителей. Проведение мониторинга «Состояние здоровья обучающихся и физическая подготовленность детей» Создание базы данных о состоянии здоровья учащихся на основе комплексной оценки. Беседы о традиционной семье казака, об основных занятиях казачества | август сентябрь |
2 этап – практический - реализация проекта | |
Беседы: «Что такое игра? «Для чего нужна игра?» Игры без предметов: игра «Ляпка». Игры без предметов: «Точный расчет». Игры без предметов: «Перебежки». Игры-эстафеты: «Челночок», «Бой петухов». Игры с предметами (веревки, камешки, тряпичные мячи или палки и пр.): «Забава с фишками». Игры с предметами: «Метко в цель». Обрядовые игры: хороводы «Просо», «Мак», «Грушица» Символические игры: «Всадники». | октябрь ноябрь декабрь январь февраль март апрель май |
3 этап – рефлексивный | |
Обобщение результатов работы: анализ деятельности, исследование эффективности проводимых игр на основе анализа мониторинга «Физическая подготовленность детей». Изучение рейтинга увлеченности детей казачьими играми, анкетирование родителей. Педагогический Совет по обобщению результатов работы по проекту, составление рекомендаций по дальнейшей работе. Оформление продукта проекта - создание мультимедийной презентации инновационного опыта, создание «Сборника казачьих игр». | май |
4 этап – дальнейшее развитие проекта - реализация проекта с учётом замечаний и рекомендаций | |
Апробация проекта на летней оздоровительной площадке – проведение казачьих народных игр. | июнь |
- Формы и методы реализации проекта:
1. Специально организованная деятельность: гибкий режим дня, занятия по физической культуре в зале и на свежем воздухе, психологическая поддержка детей, оснащение оборудованием для проведения игр.
2. Совместная деятельность с детьми: индивидуальная здоровьесберегающая работа, участие в праздниках, музыкальные паузы, игровые беседы с элементами движений.
3. Взаимодействие с семьей по оптимизации физкультурно-оздоровительной работы: совместная физкультурно-досуговая деятельность, наглядная агитация о народных казачьих обрядах и играх (стенды, памятки, газеты),рекомендации для родителей по организации двигательной активности.
4. Взаимодействие со специалистами ОУ: консультации логопеда, педагога-психолога, медицинского персонала.
- Ожидаемый результат.
- Ознакомление с традициями, бытом, играми казачества.
- Активный интерес обучающихся к казачьим играм.
- Умение использовать народные казачьи игры в условиях соревновательной деятельности и казачьих праздников.
- Умение играть в обрядовые и подвижные игры казачества дома, на улице, на природе.
- Снижение уровня заболеваемости детей.
- Повышение уровня общей выносливости детей.
- Активизация внимания родителей к физическому воспитанию детей.
- Повышение уровня физической подготовки школьников.
- Повышение социально-психологической комфортности в школе.
- Бережное отношение к своей малой родине, к прошлому и настоящему.
- Почитание традиций казачества, заповедей казаков.
- Ресурсное обеспечение реализации проекта
- Квалификация педагога – курсы.
- Поддержка Проекта администрацией школы, педагогическим коллективом, ученическим и родительским сообществом.
- Описание школьной инфраструктуры, соответствующей целям Проекта:
Материально-техническое состояние школы в целом соответствует современным требованиям. В школе проведен плановый косметический ремонт спортивного зала и малого спортивного зала. Рабочие места всех учителей физической культуры оснащены компьютерной техникой. Все это способствует созданию условий для эффективной продвижения Проекта.
- Система внешних связей школы:
Система внешних связей обеспечивает условия для эффективного осуществления Проекта. Социальными партнерами школы являются: ДЮСШ (бассейн), ЦДО,
- Полученный продукт.
«Сборник казачьих игр» под редакцией разработчика Проекта Косарева А.Е.
- Финансирование.
1. Подготовка учителей физкультуры.
2.Добавить по 1 часу к изучению внеурочной деятельности.
3.Создание класса для изучения теории и установки в нем компьютера и интерактивной доски.
- Список используемой литературы
1. Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12. 2012 № 273-ФЗ);
2. Письмо Департамента общего образования Минобрнауки России от 12.05.2011 № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;
3. Кудрявцев, В.И, Народная подвижная игра как источник духовного и физического роста./В.И. Кудрявцев – М.: Школьное воспитание – 1998.-160с.
4. Литвинова И.Н. Детские народные подвижные игры.М.: Физкультура и спорт – 1995.-180 с.
5.Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы, М., АРКТИ, 2003 г.
6. «Казаки» - иллюстрированная история отечества, под редакцией Б.А. Алмазова, С.-П.
7. .«От былины до считалки», В. Бахтин.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Педагогический пасьянс", участие в проекте в составе группы "Интеллект". Тематика проекта - Эффективные педагогические методы и приемы, технологии обучения и воспитания школьников
Проект "Педагогический пасьянс"...
Аннотация к проекту «Деньги решают все?». Руководитель проекта учитель истории Черноморченко М.А. Проект выполнили ученицы 11 класса Тян А., Тян К..
Материалы проекта ставят и пытаются решить проблемы места и роли денег в современном обществе....
Статья по теме: Педагогический проект. Метод проекта в образовательном процессе: Международный школьный проект в рамках подготовки к устному экзамену на немецкий языковой диплом.
Эта статья может вызвать интерес у учителей немецкого языка, а также у учащихся, изучающих немецкий язык. В проекте принимали учащиеся 10 а класса нашей школы ГБОУ СОШ № 481. Тема проекта - &quo...
Проект? Проект… Проект!
Литературный проект как средство проверки усвоения изученного по литературе материала....
Проект? Проект… Проект!
Литературный проект как средство проверки усвоения изученного по литературе материала....
Учебный интегрированный проект для детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью 4, 6 классов в рамках общешкольного проекта по экологии проекта «Сохраним красоту Земли весенней - первоцветы»
Учебный интегрированный проект для детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью 4, 6 классов в рамках общешкольного проекта по экологии проекта «Сохраним красоту Земли весенней - первоцв...
Учебный интегрированный проект для детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью 4, 6 классов в рамках общешкольного проекта по экологии проекта «Сохраним красоту Земли весенней - первоцветы»
Учебный интегрированный проект для детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью 4, 6 классов в рамках общешкольного проекта по экологии проекта «Сохраним красоту Земли весенней - первоцв...