Здоровьесберегающие образовательные технологии
статья по физкультуре на тему
Доклад для МО преподавателей физкультуры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zdorovesberegayushchie_obrazovatelnye_tehnologii.docx | 35.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Здоровьесберегающие образовательные технологии
Состояние здоровья российских школьников вызывает серьезную тревогу специалистов. Здоровье ребенка, его социально-психологическая адаптация, нормальный рост и развитие во многом определяются средой, в которой он живет. Для ребенка от 6 до 17 лет этой средой является система образования, т.к. с пребыванием в учреждениях образования связаны более 70% времени его бодрствования. Поэтому неслучайно в действующем законе «Об образовании» и в новом проекте закона «Об образовании»
объявлено о приоритете жизни и здоровья человека, а в статье 41 проекта «Охрана здоровья обучающихся» впервые чётко определено, что включает в себя это понятие, как должны строить свою деятельность в плане охраны здоровья обучающихся организации, осуществляющие образовательную деятельность.
В свою очередь наше образовательное учреждение вопросам охраны здоровья обучающихся и воспитанников всегда уделяло и в настоящее время уделяет особое внимание, учитывая уже то, что мы обучаем детей с ограниченными возможностями здоровья.
Под здоровьесберегающими технологиями обучения мы понимаем комплекс мер, направленных на сохранение и укрепление здоровья школьников. Используемые нами здоровьесберегающие технологии мы подразделяем на несколько групп.
I блок — гигиенические технологии:
•контроль за обеспечением состояния зданий и помещений школы-интерната в соответствии с гигиеническими нормативами;
•контроль за состоянием оснащенности кабинетов, спортплощадок необходимым оборудованием и инвентарем;
• оснащение медицинского кабинета необходимым оборудованием;
• оснащение школьной столовой необходимым оборудованием;
• организация качественного питания;
• подбор квалифицированного состава специалистов, обеспечивающих работу с обучающимися и воспитанниками (медицинские работники, учителя, воспитатели, психолог, логопед, педагоги с дефектологическим образованием и т.п.).
Указанные технологии мы используем в целях обеспечения здоровьесберегающей инфраструктуры учреждения, которая представлена различныи объектами: например
∙ медицинский блок (кабинет для приёма больных детей, процедурная, два изолятора), Медицинский кабинет школы организует проведение прививок учащимся, оказание консультативной и неотложной помощи обратившимся в медицинский кабинет, проводит мероприятия по санитарно-гигиеническому просвещению учащихся и педагогического коллектива, следит за динамикой здоровья учащихся, организует профилактические мероприятия в преддверии эпидемий (гриппа) и решает ряд других задач, относящихся к компетенции медицинской службы.
∙ спортивная площадка,
∙ игровая площадка,
∙ столовая,
∙ учебные кабинеты оснащены разноростовой мебелью, специальными светильниками над классными досками,
∙ столярная мастерская оснащена соответствующим оборудованием и вытяжной вентиляцией,
∙ кабинет для занятий лечебной физкультурой,
∙ кабинет психомоторики и сенсорных процессов,
∙ кабинет психолога,
∙ кабинет СБО,
∙ логопедический кабинет,
∙ компьютерный кабинет,
∙ пришкольный участок для выращивания с/х культур,
∙ банно-прачечный комбинат.
II блок — физкультурно-оздоровительные технологии, а именно:
∙ полноценная и эффективная работа с учащимися всех групп здоровья (на уроках физкультуры, в секциях и т.п.);
∙ организация занятий по ЛФК (при нарушении осанки; при плоскостопии; при сколиозе; общеукрепляющие упражнения);
∙ организация часа активных движений (динамической паузы) между 4 и 5 уроками;
∙ организация физкультурных пауз на уроках;
∙ создание условий и организацию работы спортивных секций;
∙ регулярное проведение спортивно-оздоровительных мероприятий (дни здоровья, соревнования, туристические походы и т.п.);
∙ утренняя зарядка,
∙ прогулки на свежем воздухе.
Особо здесь хочется выделить утреннюю гимнастику, туризм, спортивные соревнования различной направленности.
III блок - учебно-воспитательные технологии или технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности, сюда мы включаем:
∙ программы, направленные на обучение грамотной заботе о своем здоровье, на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни, на предупреждение вредных привычек (программа «Уроки жизни» под редакцией Сековец Л.С., программа курса ОБЖ),
∙ лекции, беседы, консультации по проблемам сохранения и укрепления здоровья, профилактики вредных привычек;
∙ проведение «Дней здоровья», конкурсов, праздников и т.п.,
∙ выпуск санбюллетеня по вопросам соблюдения санитарно- гигиенических норм, профилактики инфекционных заболеваний, профилактики вредных привычек.
Среди представленных технологий заслуживает внимания программа «Уроки жизни» под ред. Л.С.Сековец, направленная на обучение воспитанников грамотной заботе о своем здоровье, на формирование у них ценности здоровья и здорового образа жизни, на предупреждение вредных привычек.
IV блок — технологии, обеспечивающие профилактику и динамическое наблюдение за состоянием здоровья школьников:
∙ использование рекомендованных и утвержденных методов профилактики заболеваний, не требующих постоянного наблюдения врача (витаминизация, профилактика нарушений осанки, профилактика нарушений зрения и т.п.);
· регулярный анализ и обсуждение на педсоветах данных о состоянии здоровья школьников, доступность сведений для каждого педагога;
регулярный анализ результатов динамических наблюдений за состоянием здоровья и их обсуждение с педагогами, родителями;
∙ введение карт здоровья каждого ученика: Наблюдение учащихся ведется по этапной скрининг программе:1 этап- доврачебное обследование (выполняется школьной м/с), 2 этап- плановый медосмотр специалистами ЦРБ (1 раз в год, 3 этап- ежегодная диспансеризация – осмотр детей специалистами областной детской больницы. По результатам обследований проводится мониторинг уровня здоровья, уровня физического развития;
∙ создание системы комплексной педагогической, психологической и социальной помощи детям со школьными проблемами: психологом школы проводятся психологическое диагностирование учащихся по изучению учебной мотивации, пластичности или регидности, темпа реакций, экстраверсии или интроверсии, наблюдательности, активности, внимания (устойчивое/неустойчивое), профессионального самоопределения. Результаты диагностирования фиксируются в психологическом паспорте школьника;
∙ привлечение медицинских работников к реализации всех компонентов работы по сохранению и укреплению здоровья школьников, просвещению педагогов и родителей
V блок - Экологические здоровьесберегающие технологии. Направленность этих технологий мы видим в создании природосообразных, экологически оптимальных условий жизни и деятельности воспитанников, гармоничных взаимоотношений с природой:
∙ обустройство пришкольной территории,
∙ зеленые растения в классах,
∙ участие в природоохранных мероприятиях,
∙ общественно-полезный труд во внеурочной деятельности,
∙ с/х труд на пришкольном участке.
VI блок — здоровьесберегающие технологии учебной деятельности, которые мы подразделяем на три вида:
Первый вид - организационно-педагогические технологии:
∙ структурирование учебно-воспитательного процесса в соответствии с санитарными правилами и нормами: организация оздоровительных режимных моментов (зарядка, физкультминутки и т.д.) и организация учебных занятий, факультативных и индивидуальных занятий, кружков, спортивных секций в течение дня), расписание уроков предусматривает чередование предметов с высоким баллом по шкале трудности с предметами, которые позволяют частичную релаксацию учащихся, что способствует предотвращению состояния переутомления, гиподинамии и других дезаптационных состояний,
∙ соблюдение гигиенических норм и требований к организации и объему учебной, и внеучебной нагрузки: оптимальный уровень заданий на уроках, во внеурочное время и домашних заданий;
∙ строгое соблюдение всех требований к использованию технических средств в обучении (компьютер, аудио-визуальные средства)
Например, мы структурируем учебно-воспитательный процесс в соответствии с санитарными правилами и нормами, соблюдаем гигиенические нормы и требования к организации и объему учебной и внеучебной нагрузки.
Второй вид - психолого-педагогические технологии, которые используются учителями непосредственно на уроках:
▪ организация уроков с исключением факторов, негативно влияющих на здоровье учащихся: неподвижная поза на уроке, отсутствие живых чувственных ощущений, преобладание словесно-информационного принципа учебного процесса, отсутствие чувственно-эмоционального фона на уроке;
▪ педагогика сотрудничества,
▪ игровые технологии,
▪ технологии уровневой дифференциации,
▪ групповые технологии
▪ построение образовательного процесса на индивидуальной основе - учитель ведёт обучение с учётом типологических особенностей ученика, учитывая тип темперамента, преобладающий тип памяти, и др.), с учётом возрастных, половых и семейно-бытовых обстоятельств, обеспечивая тем самым действительно индивидуальный подход к обучению;
▪ обучение отдельных школьников по индивидуальному образовательному маршруту
Среди перечисленных технологий наибольшее предпочтение при планировании урока учителя отдают организации учебных занятий с исключением факторов, негативно влияющих на здоровье учащихся, построению образовательного процесса на индивидуальной основе , обучение отдельных школьников по индивидуальному образовательному маршруту .
Кроме того мы считаем, что основными компонентами здоровьесберегающей направленности урока являются:
- личностная ориентированность;
- психологическая и физическая безопасность;
- гигиеническая обоснованность и профилактическая направленность.
Учитывая указанные выше компоненты здоровьесберегающей направленности урока, мы используем соответствующую методику, которая включает:
Например,
▪ позитивное сотрудничество, основанное на методических приёмах договора с учеником об ошибках,
▪ обращение учителя к знаниям и опыту учащихся, их мнению;
▪ установление обратной связи,
▪ создание ситуации выбора способа действия,
▪ использование ролевых и деловых игр,
▪ создание ситуации успеха;
▪ индивидуализация процесса обучения,
▪ опора на самостоятельную познавательную деятельность и активность учащихся;
▪ оценка успешности учебной деятельности ученика не только по конечному результату, но и по процессу его достижения,
▪ активизация интереса детей к содержанию урока путём привнесения сюрпризных моментов;
▪ привлечение детей к развёрнутой оценке результативности урока, их собственных действий и действий других учеников.
По- нашему мнению здоровьесберегающая методика обучения предполагает определённые критерии рациональной организации урока.
Гигиенические критерии рациональной организации урока
№ п/п | Факторы урока | Уровни гигиенической рациональности урока |
1 | Соблюдение гигиенических условий в классе | Нормальная температура, влажность, освещённость класса и доски, отсутствие монотонных и неприятных раздражителей |
2 | Плотность урока (количество времени, затраченного школьниками на учебную работу) | не менее 60 % и не более 75-80 % |
3 | Число видов учебной деятельности | 4-7 |
4 | Средняя продолжительность различных видов учебной деятельности | не более 10 мин |
5 | Частота чередования различных видов учебной деятельности: опрос устный, письменный, чтение, рассказ и др. | Норма – 4-7 видов за урок, смена через 7-10 мин |
6 | Число видов преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и др. | не менее 3 |
7 | Чередование видов преподавания | через 10-15 мин |
8 | Использование методов, способствующих активизации обучающихся | Свободная беседа, свобода творчества, выбор способа действия, игра, обсуждение в группах, самооценка и др. |
9 | Место и длительность применения ТСО | в соответствии с гигиеническими нормами |
10 | Наличие эмоциональных разрядок ( шутка, улыбка и др.) | 2-3 |
11 | Чередование поз | поза чередуется в соответствии с видом работы, учитель наблюдает за посадкой учащихся |
12 | Физкультминутки | Одна- две за урок, состоящие из 3 легких упражнений, по 3-5 повторений каждого |
13 | Психологический климат | Преобладают положительные эмоции |
14 | Содержательная часть урока | Наличие вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни |
15 | Мотивация деятельности | Поддержка, похвала, оценка, радость от активности и др. |
16 | Момент наступления утомления учащихся по снижению учебной активности | не ранее, чем через 30 мин |
17 | Соблюдение рационального темпа урока | Недопустимы быстрый темп, «скомканность» завершения урока, задержка учащихся в классе после звонка. Предусматривается время на комментарии по домашнему заданию. |
Третий вид - социально адаптирующие и личностно-развивающие технологии, под которыми мы подразумеваем технологии, обеспечивающие формирование и укрепление психологического здоровья учащихся, повышение ресурсов психологической адаптации личности. Сюда мы относим программы:
▪ по психомоторике и развитию сенсорных процессов,
▪ по социально-бытовой ориентировке,
▪ по логопедии,
▪ по ритмике,
▪ по социальной и семейной педагогике, к участию в которых мы стараемся привлекать не только педагогов и школьников, но и их родителей (законных представителей);
▪ разнообразные социально-психологические тренинги,
▪ психологическую диагностику,
▪ психолого-медико-педагогический консилиум.
В качестве оценки здоровьесберегающей деятельности в работе учителя мы используем следующие критерии:
∙ включение в цели урока элементов оздоровительной направленности, как в организации, так и в содержании;
∙ отслеживание соответствия СанПиНов: чистота в классе, оптимальность светового и воздушно-теплового режимов и др. Необходимо контролировать проветривание класса: частично – на переменах, сквозного – до и после занятий;
∙ обеспечение прямой и обратной связей: психологическое воздействие на ученика, умение стимулировать мотивацию учащихся, развивать адекватную самооценку;
∙ обеспечение интереса к предмету и уроку;
∙ обеспечение настройки учеников на урок;
∙ обеспечение фактора фиксации внимания в фазе устойчивой работоспособности;
∙ обеспечение оптимального соотношения между физическим и информационным объемом урока без информационной перегрузки учащихся;
∙ планирование обоснованных с точки зрения сохранения здоровья переходов от одного этапа урока к другому, чередование труда и отдыха, смены одних форм другими;
∙ проведение на каждом уроке физкультминуток и пауз общего и специального воздействия;
∙ постоянное внимание к охране зрения: рассадка учеников с учётом состояния их зрения, своевременная коррекция освещения в классе, проведение упражнений по гигиене зрения;
∙ соблюдение гигиенических требований к посадке учащихся и систематический контроль за их осанкой на уроке;
∙ реализация на практике индивидуально-личностного подхода к оценке знаний: выбор адекватных ребёнку по сложности заданий, умение показать успешность ученика;
∙ обеспечение дифференцированного, индивидуального подхода к учащимся, с особым вниманием к детям группы риска и больным;
∙ контроль за состоянием учеников после урока как индикатор влияния урока на их здоровье.
Каков же результат здоровьесберегающей деятельности нашего учреждения?
За последние три года:
-существенно вырос уровень качества обучения с 26% до 45%, уровень сформированности речевых умений и навыков с 44 % до 76%; уровень сформированности знаний воспитанников о здоровом образе жизни с 40% до 85%;
-с каждым годом растёт уровень развития психических процессов школьников (внимание, мышление, память, эмоциональная устойчивость);
- увеличилось количество детей, занимающихся физической культурой в основной группе здоровья. Параллельно с этим уменьшилось количество детей освобождённых от занятий физкультурой;
-уменьшилось количество пропусков занятий обучающимися по болезни. Радуют нас и результаты диспансеризации: улучшение зрения, осанки школьников, уменьшение хирургических и соматических заболеваний.
Высокие результаты участия наших обучающихся в спортивных соревнованиях, также свидетельствуют об улучшении состояния их здоровья.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Здоровьесберегающие образовательные технологии на уроках английского языка»
Портфолио учителя английского языка Глинчевой Н.М....
Использование здоровьесберегающих образовательных технологий в школе. Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни школьников в условиях перехода на новые образовательные стандарты"
«Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитии, прочность знаний, вера в свои силы…»В.А.Сухомли...
Здоровьесберегающие образовательные технологии на уроках немецкого языка.
Обучение - самый значимый фактор по продолжительности и по силе воздействия на здоровье школьников. Интенсификация учебного процесса, использование новых форм и технологий обучения, ранее ...
Здоровьесберегающие образовательные технологии в школе
Презентация опыта работы...
«Здоровьесберегающие образовательные технологии на уроках английского языка»
Нет ничего более ценного для человека, чем здоровье. И нет ничего более важного для нации, чем здоровье подрастающего поколения. Причем, здоровье – это не только отсутствие болезни, но и физичес...
Здоровьесберегающие образовательные технологии на уроках английского языка.
Во избежание усталости учащихся, смена видов работ: самостоятельная работа, чтение, письмо, слушание, ответы на вопросы, работа с учебником (устно и письменно), творческие з...
Использование здоровьесберегающих образовательных технологий на уроках английского языка. Игровые технологии.
По современным представлениям целостное здоровье человека имеет три составляющие: 1) физическое здоровье, или здоровье тела, которое подразумевает наличие у организма человека р...