Рабочая программа по секции "Баскетбол"
методическая разработка по физкультуре на тему

Самойленко Ирина Владимировна

  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл basketbol_sektsiya.docx23.81 КБ

Предварительный просмотр:

Ростовская область

р.п. Усть-Донецкий

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Усть-Донецкая средняя общеобразовательная школа №2

«Утверждено»

                                                                                                                     Директор МБОУ

                                                                                                                           №2УДСОШ                    

                                                                                                         Приказ  от_____№_________

__________С.А. Лисицын

Рабочая программа

по секционной работе

«Баскетбол»

на2015-2016учебный  год

Количество часов 34

Учитель Самойленко И.В.

                                                               2015-2016 год

Программа работы секции составлена на основе типовой программы и рекомендаций, разработанных специалистами в области физической культуры, нормативных документов Министерства образование РФ и адаптирована к конкретным условиям функционирования группы.

Пояснительная записка.

Программа работы секции составлена на основе типовой программы и рекомендаций, разработанных специалистами в области физической культуры, нормативных документов Министерства образование РФ и адаптирована к конкретным условиям функционирования группы.

Программа предназначена для подростков 13-17 лет, прошедших обучение в группах начальной подготовки.

При наличии достаточного уровня подготовки и соответствующего возраста, подросток может подключиться к занятиям в учебно-тренировочных группах, минуя группы начальной подготовки. Секцию могут посещать все желающие при согласии родителей и наличии разрешения от врача-педиатра, подтверждающего отсутствие противопоказаний к занятиям этим видом спорта. Количество учащихся в группах 10 – 15 человек. Продолжительность занятий – 2 часа в неделю. Форма занятий - групповая.


Цели и задачи работы секции
Цель:

• Повышение уровня физического развития подростков.
• Подготовка спортивного резерва


Задачи:

• Укрепление здоровья и закаливание организма подростков
• Обеспечение оптимального для данного возраста уровня физической работоспособности и физических качеств
• Повышение общей физической подготовленности
• Развитие специальных физических способностей
• Обучение основам техники и тактики спортивных игр


Методическое обеспечение программы

Подготовка юного волейболиста и баскетболиста осуществляется путем обучения и тренировки, которые являются единым педагогическим процессом, направленным на формирование и закрепление определенных навыков, на  достижение оптимального уровня физического развития и высоких спортивных результатов обучающимися. Успешное осуществление учебно-тренировочного процесса возможно при соблюдении принципа единства всех сторон подготовки, а именно, общефизической, специальной физической, технической, тактической и морально-волевой.

Успешное решение учебно-тренировочных задач возможно при использовании двух групп методов: общепедагогических и спортивных.

Общепедагогические или дидактические  методы включают метод наглядности, систематичности, доступности, индивидуализации обучения при единстве требований, метод опережающего развития физических качеств по отношению к технической подготовке, метод раннего освоения сложных элементов, метод соразмерности, т.е. оптимального и сбалансированного развития физических качеств.
Спортивные методы включают: метод непрерывности и цикличности учебно-тренировочного процесса; метод  максимальности и постепенности повышения требований; метод волнообразности динамики тренировочных нагрузок; метод избыточности, предполагающий применение тренировочных нагрузок, превосходящих соревновательные; метод моделирования соревновательной деятельности в тренировочном процессе.

Постановка задач, выбор средств и методов обучения едины по   отношению ко всем занимающимся при условии соблюдения требований индивидуального подхода и глубокого изучения особенностей каждого занимающегося.  Особо внимательно выявлять индивидуальные особенности обучающихся необходимо при обучении технике и тактике игры, предъявляя при этом одинаковые требования в плане овладения основной структурой технического и тактического приема.

В ходе учебно-тренировочного занятия осуществляется работа сразу по нескольким видам подготовки. Занятие включает обязательно общую физическую подготовку, так же специальную физическую подготовку. На занятие может быть осуществлена работа по технической, тактической и морально-волевой подготовке юных спортсменов.

Разносторонняя  физическая подготовка проводится на протяжении всего учебно-тренировочного процесса. Все упражнения делятся на общеразвивающие, подготовительные, подводящие и основные. Общеразвивающие и подготовительные упражнения направлены преимущественно на развитие функциональных особенностей организма, а подводящие и основные  - на формирование технических навыков и тактических умений.

В процессе обучения техническим приемам используется сочетание метода целостного разучивания и разучивания по частям. Вначале техническим прием изучают в целом, затем переходят к составным частям и в заключение снова возвращаются к выполнению действия в целом. В процессе совершенствования техники происходит формирование тактических умений.

Диагностика результативности образовательного процесса.

В целях объективного определения уровня подготовки обучающихся спортсменов и своевременного выявления пробелов в их подготовке целесообразно регулярно проводить комплексное тестирование юных спортсменов.

Два раза в год  (декабрь и май) в учебно-тренировочных группах проводятся контрольные испытания по общей и специальной физической и технической подготовке. Оценка физического  развития производится на общепринятой методике биометрических измерений. Уровень подготовленности обучающихся выражается в  количественно-качественных показателях по технической, тактической, физической, теоретической подготовленности.

Диагностика результатов проводится в виде тестов и контрольных упражнений. С этой целью используются варианты тестов и контрольных упражнений, разработанные ведущими отечественными специалистами. Примерные варианты тестов и упражнений приведены в приложении.

                        Содержательное обеспечение разделов программы

Теоретическая подготовка

1. Развитие баскетбола в России и за рубежом.
2. Общая характеристика сторон подготовки спортсмена.
3. Физическая подготовка баскетболиста.
4. Техническая подготовка баскетболиста.
5. Тактическая подготовка баскетболиста.
6. Психологическая подготовка баскетболиста.
7. Соревновательная деятельность баскетболиста.
8. Организация и проведение соревнований по баскетболу.
9. Правила судейства соревнований по баскетболу.
10. Места занятий, оборудование и инвентарь для занятий баскетболом.

Физическая подготовка

1. Общая физическая подготовка.

1.1. Общеразвивающие упражнения: элементарные, с весом собственного веса, с партнером, с предметами (набивными мячами, фитболами, футболами, гимнастическими палками, обручами, мячами различного диаметра, скакалками), на снарядах (перекладина, опорный прыжок, стенка, скамейка, канат).
1.2. Подвижные игры.
1.3. Эстафеты.
1.4. Полосы препятствий.
1.5. Акробатические упражнения (кувырки, стойки, перевороты, перекаты).

2. Специальная физическая подготовка.

2.1. Упражнения для развития быстроты движений баскетболиста.
2.2. Упражнения для развития специальной выносливости баскетболиста.
2.3. Упражнения для развития скоростно-силовых качеств баскетболиста.
2.4. Упражнения для развития ловкости баскетболиста.

Техническая подготовка

1. Упражнения без мяча.

1.1. Прыжок вверх-вперед толчком одной и приземлением на одну ногу.
1.2. Передвижение приставными шагами правым (левым) боком:

с разной скоростью;

в одном и в разных направлениях.

1.3. Передвижение правым – левым боком.
1.4. Передвижение в стойке баскетболиста.
1.5. Остановка прыжком после ускорения.
1.6. Остановка в один шаг после ускорения.
1.7. Остановка в два шага после ускорения.
1.8. Повороты на месте.
1.9. Повороты в движении.
1.10. Имитация защитных действий против игрока нападения.
1.11. Имитация действий атаки против игрока защиты.

2. Ловля и передача мяча.

2.1. Двумя руками от груди, стоя на месте.
2.2. Двумя руками от груди с шагом вперед.
2.3. Двумя руками от груди в движении.
2.4. Передача одной рукой от плеча.
2.5. Передача одной рукой с шагом вперед.
2.6. То же после ведения мяча.
2.7. Передача одной рукой с отскоком от пола.
2.8. Передача двумя руками с отскоком от пола.
2.9. Передача одной рукой снизу от пола.
2.10. То же в движении.
2.11. Ловля мяча после полуотскока.
2.12. Ловля высоко летящего мяча.
2.13. Ловля катящегося мяча, стоя на месте.
2.14. Ловля катящегося мяча в движении.

3. Ведение мяча.

3.1. На месте.
3.2. В движении шагом.
3.3. В движении бегом.
3.4. То же с изменением направления и скорости.
3.5. То же с изменением высоты отскока.
3.6. Правой и левой рукой поочередно на месте.
3.7. Правой и левой рукой поочередно в движении.
3.8. Перевод мяча с правой руки на левую и обратно, стоя на месте.

4. Броски мяча.

4.1. Одной рукой в баскетбольный щит с места.
4.2. Двумя руками от груди в баскетбольный щит с места.
4.3. Двумя руками от груди в баскетбольный щит после ведения и остановки.
4.4. Двумя руками от груди в баскетбольную корзину с места.
4.5. Двумя руками от груди в баскетбольную корзину после ведения.
4.6. Одной рукой в баскетбольную корзину с места.
4.7. Одной рукой в баскетбольную корзину после ведения.Ъ
4.8. Одной рукой в баскетбольную корзину после двух шагов.
4.9. В прыжке одной рукой с места.
4.10. Штрафной.
4.11. Двумя руками снизу в движении.
4.12. Одной рукой в прыжке после ловли мяча в движении.
4.13. В прыжке со средней дистанции.
4.14. В прыжке с дальней дистанции.
4.15. Вырывание мяча.
4.16. Выбивание мяча.

Тактическая подготовка

  1. Защитные действия при опеке игрока без мяча.
    2. Защитные действия при опеке игрока с мячом.
    3. Перехват мяча.
    4. Борьба за мяч после отскока от щита.
    5. Быстрый прорыв.
    6. Командные действия в защите.
    7. Командные действия в нападении.
    8. Игра в баскетбол с заданными тактическими действиями.

Колендарно-тематическое планирование

Кол-во часов

Дата

Тема занятий

1.

1

02.09

Исторический очерк развития баскетбола. Сущность и характеристика игры. Учебная игра.

2.

1

09.09

Основы техники игры в баскетбол Учебная игра.

3.

1

16.09

Основы тактики игры в баскетбол Учебная игра.

4.

1

23.09

Введение в предмет. Первоначальный контроль умений и навыков Учебная игра.

5.

1

30.09

Анализ техники перемещений (ходьба, бег, прыжки, повороты). Обучение держанию и ловле мяча Учебная игра.

6.

1

 7.10

Обучение стойке, перемещениям в баскетболе и передаче мяча двумя руками от груди на месте Учебная игра.

7.

1

 14.10

Обучение передаче мяча в движении и ведению мяча на месте. Учебная игра.

8.

1

  21.10

Обучение передачам одной рукой и ведению мяча в движении Учебная игра.

9.

1

28.10

Анализ техники и методика обучения броску одной рукой Учебная игра.

10.

1

11.11

Обучение остановке прыжком и закрепление передач мяча на месте Учебная игра.

11.

1

18.11

Обучение броску с 2-х шагов в движении и после ведения мяча Учебная игра.

12.

1

25.11

Закрепление техники бросков после 2-х шагов Учебная игра.

13.

1

2.12

Обучение остановке шагом после ведения и передач мяча Учебная игра.

14.

1

9.12

Закрепление техники передач мяча на месте и в движении Учебная игра.

15.

1

16.12

Закрепление техники ведения мяча на месте и в движении Учебная игра.

16.

1

23.12

Закрепление техники бросков одной рукой на месте и в движении Учебная игра.

17.

1

13.01

Обучение штрафному броску Учебная игра.

18.

1

20.01

Закрепление техники бросков после передач и ведения мяча Учебная игра.

19.

1

27.01

Ознакомление с техникой бросков одной и двумя руками снизу, крюком и полукрюком Учебная игра.

20.

1

3.02

Обучение ведению мяча с изменением направления и скоростью движения игрока Учебная игра.

21.

1

10.02

Сдача контрольных нормативов по передачам и ведению мяча Учебная игра.

22.

1

17.02

Ознакомление со скрытыми передачами Учебная игра.

23.

1

24.02

Обучение вырыванию и выбиванию мяча Учебная игра.

24.

1

2.03

Опека игрока, накрывание сверху Учебная игра.

25.

1

9.03

Обучение финтам и их сочетанию с другими приемами Учебная игра.

26.

1

16.03

Анализ техники и методика обучения броску в прыжке Учебная игра.

27.

1

6.04

Обучение обыгрышу 1+1 Учебная игра.

28.

1

13.04

Обучение постановке заслонов в баскетболе Учебная игра.

29.

1

20.04

Ознакомление с индивидуальными и групповыми взаимодействиями в нападении и защите Учебная игра.

30.

1

27.04

Ознакомление с организацией быстрого прорыва в баскетболе Учебная игра.

31.

1

4.05

Совершенствование техники передач, ведения и бросков в корзину Учебная игра.

32.

1

11.05

Ознакомление с личной системой защиты и закрепление ее в игре Учебная игра.

33.

1

18.05

Ознакомление с зонной системой защиты и закрепление ее в игре Учебная игра.

34.

1

25.05

Ознакомление со смешанной системой защиты и закрепление ее в игре Учебная игра.

Учебно-методический комплекс:

1.Баскетбол: учебник для ВУЗов физической культуры – под ред. Портнова Ю.М. – М:  «Физкультура и спорт», 1997г.

2.Бондарь А.И. «Учись играть в баскетбол». – Минск: Полынья, 1996г.

3.Данилов В.А. «Повышение эффективности игровых действий в баскетболе». – М: «Просвещение», 1996г.

4.Матвеев А.П. «Примерная федеральная программа содержания видов спортивной подготовки» - М, 2005г.

5.Приображенский И.Н., Харазянц А.А. «Баскетбол в школе». – М: «Просвещение», 1999г.

6.Чичикин В.Т., Игнатьева П.В. «Проектирование учебного процесса в общеобразовательном учреждении». – Нижний Новгород: НГЦ, 2005г.

7.Чумакова  П.А. «Баскетбол»:  «Физкультура и спорт», 1996г.

8.Электронная энциклопедия спорта Кирилла и Мефодия



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02

Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...

Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)

Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...