Роль игры в развитии общества
статья по физкультуре на тему

Игра – это самый увлекательный способ обучения, формирования детской души, развития физических качеств и возможностей, развитие смекалки, логики, стремления к победе.

Данная статья отражает роль игры в развитии человека, социальной группы и общества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_igra.doc34 КБ

Предварительный просмотр:

Роль игры в развитии общества.

Есина Марина Васильевна.

Среди большого разнообразия средств физического воспитания одно из ведущих мест занимают игры. «Игра - исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственный человеку». (Былеева Л.,Яковлев В.)

Игры возникли в глубокой древности, их эволюцией интересовались ученые разных стран. Возникновение игры непосредственно связано с трудовой деятельностью человека, обеспечивающей его превосходство над природой. Поддержание жизни, первоначально связанное с охотой, а позднее со скотоводством и обработкой земли, послужило реальной основой для отражения реальных жизненных процессов в играх детей.

Социальная функция игры заключается в подготовке к труду. С совершенствованием труда и развитием сознания, подражательные игры приняли символический характер. В играх стали применяться мячи из шкур, палки вместо копья и т.д. Символические игры затем перешли в состязательные и заняли видное место в жизни общества, превратились в средство воспитания.

Старинные памятники культуры и литературные источники позволяют утверждать, что игры в мяч, похожие на современные спортивные игры, применялись в Древней Греции, в Риме, позднее в Германии, во Франции и других странах. В Древней Руси в 11-15 веках молодежь играла в «городки», «бабки». В 15-18 веках появились «лапта», «горелки» и другие игры с мячом.

Современные виды спортивных игр начали складываться в конце 19 и в начале 20 веков. Они представляют собой высшую степень развития народных игр.

В игре моделируются реальные жизненные условия, наилучшим образом формируются качества личности, определяющие успешность трудовой деятельности человека. Направленность этой деятельности разнообразна. В процессе труда удовлетворяются материальные потребности, в игре же, для которой характерно максимальное проявление творческих способностей, в первую очередь удовлетворяются духовные потребности. Поэтому игровая деятельность направлена на совершенствование самого человека, его психической и физической деятельности. Отмеченные особенности отмечают ту тесную взаимосвязь и взаимное влияние, которое существует между трудом и игрой. В этом находит свое отражение социальная функция игры, обеспечивающая развитие как отдельного индивидуума, так и общества в целом. Многие проявления в культурной жизни и искусстве обязаны своим существование игре, под влиянием которой формируются способности к творческому самовыражению. Развитие фантазии, интуиции, изобретательности, так необходимых в сфере науки и техники, так же происходит в процессе игры. Но самым важным аспектом влияния игры следует признать осуществляемую через нее социальную интеграцию. И в этом отношении особенно важны спортивные игры как социальная форма организации совместной деятельности по достижению цели. Каждый коллектив играющих есть не что иное, как социальная микроструктура со своим распределением ролей и характером взаимоотношений между участниками.

Игра – специфическая форма упражнений, возникшая с развитием человеческого общества. Большое разнообразие двигательных действий, составляющих содержание игры, способствуют воспитанию силы, быстроты, выносливости, ловкости, моральных и волевых качеств.

Круг игр, используемых в целях физического воспитания, в настоящее время очень велик и разнообразен. В мире насчитывается свыше 100 игр, по которым регулярно проводятся спортивные состязания. Совсем недавно в нашу жизнь вошли такие спортивные игры, как гольф, боулинг, керлинг и завоевали невиданную популярность наряду с традиционными видами спорта. Социальная значимость игр в их доступности, популярности, привлекательности, зрелищности, это делает их прекрасным средством для привлечения к занятиям физической культурой широких масс населения различного возраста.

Игровое состязание – это великолепное спортивное зрелище. Высокий накал страстей, непредсказуемость результата, предельное напряжение и мастерство, и на ряду с этим это отдых от трудовой деятельности.

Все существующие игры делятся на две группы подвижные и спортивные. К подвижным относятся простые игры с элементарными правилами, несложными взаимодействиями, несложные в исполнении.

Игра – это самый увлекательный способ обучения, формирования детской души, развития физических качеств и возможностей, развитие смекалки, логики, стремления к победе.

Спортивные игры отличаются от подвижных - едиными правилами. Соревнования по спортивным играм носят характер спортивной борьбы и требуют от участников большого физического напряжения и волевых усилий. Важная особенность спортивных игр – это сложные коллективные и индивидуальные действия. Большинство видов спортивных игр являются командными, и успех в соревнованиях во многом зависит от слаженности действий всех игроков. Трудность хорошего взаимодействия состоит в том, что в игре нет заранее определенной последовательности выполнения игровой ситуации, действия игроков будут различны, но они должны быть направлены на решение общей задачи. От игроков требуется максимум инициативы, творчества, смелости, мастерства. Игра воспитывает такие качества, как лидерство, ответственность, умение подчинять личные интересы интересам коллектива.  Игры решают необычайно широкий круг задач, начиная с укрепления здоровья населения, отвлекают молодежь от пагубного влияния улиц, являются средством активного отдыха для всех категорий населения, особенно для лиц, занимающихся напряженной умственной деятельностью.

В наше время популярность игр, а, следовательно, и выполняемая ими социальная функция значительно возросли. В семье, в школе, в учебном заведении, на производстве – везде игры ценятся за высокую эмоциональную насыщенность двигательной деятельности, коллективный характер, за соревновательный характер, который каждому дает возможность творческого самовыражения.

Игру называют «упражнение в радости», она открывает возможность полезно использовать свободное время -  будь то шашки, шахматы, футбол или боулинг.

Тем самым игра выполняет исключительную по своей важности функцию – функцию воспроизводства творческого потенциала нашего общества.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль игры в развитии воображения в младшем школьном возрасте

Влияние игры на личность ребенка. Переход от игровой деятельности к учебной. Методика Е.А. Панько "Придумай игру"...

РОЛЬ ИГРЫ В РАЗВИТИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ

Чтобы привить учащимся интерес к биологии, активизировать их познавательную деятельность на уроке, сделать процесс обучения наиболее результативным на своих уроках биологии рекомендую ключать игровые ...

Обобщение опыта работы по теме "Роль игры в развитии коммуникативных навыков учащихся с ограниченными возможностями здоровья"

В настоящее время образовательные учреждения для детей с ограниченными возможностями здоровья нуждаются  в такой организации своей деятельности, которая обеспечила бы развитие индивидуальных спос...

Роль игры в развитии ребенка раннего возраста

   Игры очень важны для становления и развития личности ребёнка, поскольку являются не только инструментами его самовыражения, но, также, и способом познания окружающего мира и ...

Статья на тему "Роль игры в развитии личности"

Статья на тему "Роль игры в развитии личности" направлена на воспитание, обучение  детей через игру....

урок по теме "Роль науки в развитии общества"

Второй урок по теме. Лабораторный урок с использованием фрагментов из повести братьев Стругацких "Малыш"...

урок № 1 . "Роль науки в развитии общества"

Тема "Роль науки в развитии общества изучается на 2 уроках. На первом уроке (лекция с элементами лабораторной работы) рассматриваются  вопрсы. раскрывающие сущность науки, современную паради...