БАСКЕТБОЛ КАК ИГРОВОЕ ПРОСТРАНСТВО СОЦИАЛИЗАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ ФОРМИРОВАНИЯ ИХ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ УСТОЙЧИВОСТИ.
статья по физкультуре на тему
БАСКЕТБОЛ КАК ИГРОВОЕ ПРОСТРАНСТВО СОЦИАЛИЗАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ ФОРМИРОВАНИЯ ИХ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ УСТОЙЧИВОСТИ.
ВВЕДЕНИЕ
Нельзя отрицать социализирующее влияние спорта. Социализация является одной из основных задач физической культуры, ведь она является частью общей культуры. Целью физического воспитания является формирование разносторонне физически развитой личности, способной активно использовать ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации активного отдыха. (1)
Гипотеза. Можно предположить, что занятия баскетболом в рамках дополнительного образования во внеурочное время, положительно скажутся на социальной адаптации в школьной среде и изменят отношение учащихся к занятиям физической культурой и спортом, что приведет к качественному изменению отношения учащихся к урокам в целом, а особенно к урокам физической культуры.
Актуальность. Социально-экономические изменения, происходящие в нашей стране и за рубежом, выдвигают новые требования к педагогической теории и практике в области подготовки подрастающего поколения к жизни и труду в условиях устанавливающихся новых отношений. Особую актуальность в современных условиях приобретает проблема социальной адаптации, формирование мотивов к обучению в частности к занятиям физической культурой.
В последние годы стало особенно заметно проявление интереса широкого круга людей к занятиям различными видами массового спорта и двигательной активности для отдыха и восстановления сил, для поддержания функционального состояния организма, для формирования красивой спортивной фигуры. Этому в немалой степени способствовали публикации, видеопродукция и большое количество клубов здоровья, основной целью которых является привлечение людей к оздоровительным тренировкам. Систематические занятия баскетболом не только позволяют повысить уровень координации, мышечной тренированности, и улучшить состояние сердечно - сосудистой системы, но и доставляют огромное удовольствие занимающимся.
Практическая значимость. Результаты исследования могут быть использованы в работе учителей физической культуры для внедрения в программу по физической культуре раздела «баскетбол».
Цели и задачи исследования.
В результате изучения литературы перед исследованием были поставлены следующие цели и задачи.
Цель: Обоснование использования игровых (баскетбольных) технологий в социализации школьника.
Задачи:
1. Анализ программы для обучающихся 8-11 классов по физической культуре на основе баскетбола в рамках урока.
2. Адаптирование программы для дополнительных занятий по физической культуре учащихся ГБОУ Школы №518
3. Проведение исследования по эффективности проведения занятий с использованием игровых (баскетбольных) технологий.
4. Анализ изменений в социальной среде ГБОУ Школы №518
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
referat_mihayloyuk_final.docx | 35.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа №518 Выборгский район Санкт-Петербург
БАСКЕТБОЛ КАК ИГРОВОЕ ПРОСТРАНСТВО СОЦИАЛИЗАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ ФОРМИРОВАНИЯ ИХ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ УСТОЙЧИВОСТИ.
Михайлов Юрий Константинович, учитель физической культуры
Санкт-Петербург
2014 г.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………2
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ…………………………………………………….....4
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..…………………………………………………………...8
Список литературы………………………………………………………...9
Приложения……………………………………………………………….10
ВВЕДЕНИЕ
Нельзя отрицать социализирующее влияние спорта. Социализация является одной из основных задач физической культуры, ведь она является частью общей культуры. Целью физического воспитания является формирование разносторонне физически развитой личности, способной активно использовать ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации активного отдыха. (1)
Гипотеза. Можно предположить, что занятия баскетболом в рамках дополнительного образования во внеурочное время, положительно скажутся на социальной адаптации в школьной среде и изменят отношение учащихся к занятиям физической культурой и спортом, что приведет к качественному изменению отношения учащихся к урокам в целом, а особенно к урокам физической культуры.
Актуальность. Социально-экономические изменения, происходящие в нашей стране и за рубежом, выдвигают новые требования к педагогической теории и практике в области подготовки подрастающего поколения к жизни и труду в условиях устанавливающихся новых отношений. Особую актуальность в современных условиях приобретает проблема социальной адаптации, формирование мотивов к обучению в частности к занятиям физической культурой.
В последние годы стало особенно заметно проявление интереса широкого круга людей к занятиям различными видами массового спорта и двигательной активности для отдыха и восстановления сил, для поддержания функционального состояния организма, для формирования красивой спортивной фигуры. Этому в немалой степени способствовали публикации, видеопродукция и большое количество клубов здоровья, основной целью которых является привлечение людей к оздоровительным тренировкам. Систематические занятия баскетболом не только позволяют повысить уровень координации, мышечной тренированности, и улучшить состояние сердечно - сосудистой системы, но и доставляют огромное удовольствие занимающимся.
Практическая значимость. Результаты исследования могут быть использованы в работе учителей физической культуры для внедрения в программу по физической культуре раздела «баскетбол».
Цели и задачи исследования.
В результате изучения литературы перед исследованием были поставлены следующие цели и задачи.
Цель: Обоснование использования игровых (баскетбольных) технологий в социализации школьника.
Задачи:
1. Анализ программы для обучающихся 8-11 классов по физической культуре на основе баскетбола в рамках урока.
2. Адаптирование программы для дополнительных занятий по физической культуре учащихся ГБОУ Школы №518
3. Проведение исследования по эффективности проведения занятий с использованием игровых (баскетбольных) технологий.
4. Анализ изменений в социальной среде ГБОУ Школы №518
Методы исследования.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы.
1. Исследование научно – методической литературы.
2. Беседа с учениками и учителями.
3. Мониторинг успеваемости.
4. Метод математической обработки данных.
5. Анкетирование.
Все эти цели и задачи, а так же задачи социальной адаптации решаются использованием игровых технологий. Игра – это уникальное пространство, это свободная деятельность, это оптимальная логика психолого-педагогической деятельности в работе с различными проблемами. Игра привлекательна для человека любого возраста, и именно в ней можно обнаружить такое богатство обучающих, развивающих, совершенствующих возможностей для личности.
Мы знаем, что игра определяется как вид непродуктивной деятельности, мотив которой заключается не в ее результатах, а в самом процессе. И в процессе этой игровой деятельности и формируется важнейшие модели поведения, которые мы видим во взрослой жизни. (2)
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Спорт и физическая культура помогают человеку на разных уровнях и разных этапах жизни найти направление социализации. Под социализацией будем понимать – процесс объективного восприятия социальных ролей и функций субъектом деятельности и общения в контексте его социально и личностно обусловленного познания, преобразования и реконструкции социального опыта. Одной из возможностей социализации обучающихся в спорте и физической культуре является спортивная секция в школе.(6)
Социальная адаптация в коллективе сверстников предполагает включение ребенка в сложную систему общественной деятельности и общественных отношений, что требует от него определенной ориентации, перестройки его поведения и структуры деятельности. Но это включение должно каким-то образом быть целенаправленным и относительно контролируемым. Роль такого контроля выполняет образовательный и воспитательный процесс в семье и общеобразовательном учреждении.(3)
Семья закладывает основы формирования нравственности человека, формирует нормы поведения, раскрывает внутренние резервы и индивидуальные качества личности, способствует выбору в различных направлениях социализации и самореализации. Совместная деятельность тренера-преподавателя и родителей способствует развитию гармонично развитой личности, ценность которой во все времена была уникальной и единственной, сохраняющей антропологическое пространство в системе гуманно-личностных единиц преобразования и условий самосохранения.
Основными направлениями целеполагания, реализуемыми в школьной спортивной секции, являются процессы и условия формирования разносторонней личности, положительного отношения к здоровому образу жизни, спорту и физической культуре, а также достижение высоких спортивных результатов.
Известно, что направление социализации через спорт является для детей одним из самых доступных с точки зрения биологии и социального устройства общества и общественных отношений, т.к. на раннем периоде развития личности уже можно получить достаточно высокие результаты, системно характеризующие результат выявления проблем и их решения в ракурсе выявления ограничений и возможностей потребностей и возможностей общества и его субъектов.
Баскетбол как зрелищный, яркий и популярный вид спорта выбран мной в силу своей способности органично сочетать индивидуальное мастерство, коллективизм, массовость и современные популярные молодежные культуры.
Баскетбол – игра с явно выраженной наступательной тактикой. В баскетболе легче успешнее атаковать, чем защищаться. Для этой игры характерен быстрый переход от атак к защите, и наоборот.
Другая характерная особенность состоит в том, что как в атаке, так и в защите участвуют все 5 игроков. Каждый из игроков должен хорошо выполнять функции нападающего и защитника. (4)
Для того чтобы принести наибольшую пользу в нападении, каждый баскетболист должен владеть индивидуальными тактическими способами борьбы с соперником, правильно ориентироваться в складывающейся игровой ситуации, последовательно определяя и оценивая:
Собственную позицию на площадке (тыловая или передовая зона, зона «трех секунд», угол, середина площадки, близость к центральной, боковой, лицевой линии, расстояние от щита, угол по отношению к щиту, скорость и направление передвижения);
Позицию соперника, лично его опекающего;
Позиции партнеров на площадке, направление и скорость и передвижения;
Позиции соперников на площадке и скорость их передвижения;
Степень активности и характер противодействия соперников, организацию подстраховки;
Находится ли в данный момент партнер в выгодном положении для атаки корзины или для единоборства;
Есть ли возможность сделать острую передачу (голевую атаку) центровому, лидеру команды, ближайшему партнеру;
Началась ли заранее разученная комбинация или парное взаимодействие;
Умение в самые сжатые сроки проанализировать полученную таким образом информацию, проанализировать развитие игровой ситуации дает возможность игроку принять оптимальное решение и успешно преодолеть противодействие защиты. (5) Что позволяет развивать такое полезное качество как психологическая устойчивость.
К тому же высокая двигательная активность благотворно влияет на становление и развитие всех функций центральной нервной системы: силу, подвижность и уравновешенность нервных процессов
Умение четко, грамотно и экономно выполнять движения позволяет организму хорошо приспосабливаться к любому виду трудовой деятельности. Постоянные физические упражнения способствуют увеличению массы скелетной мускулатуры, укреплению суставов, связок, росту и развитию костей, улучшается вентиляционная способность легких, функционально совершенствуется система кровообращения. Любая работа мышц тренирует и эндокринную систему, что способствует более гармоничному и полноценному развитию организма. У крепкого, закаленного человека увеличиваются умственная и физическая работоспособность и сопротивляемость к различным заболеваниям.
Положительные результаты посещения баскетбольной секции отмечают сами дети (49 из 56) , их родители (единодушно 45 из 45) и классные руководители (6 из 7), что видно из результатов анкетирования и бесед. Опрошенные сходятся во мнение, что занятия в секции ускоряет адаптацию детей в коллективе и повышает мотивацию к обучению физической культуре. (результаты анкетирования в приложение 1-3)
Все это, безусловно, сказывается на популярности баскетбола среди учащихся ГБОУ школы №518. За последние три года количество спортивных секций увеличилось. Среди занимающихся представлены мальчики и девочки разных возрастов и различных социальных групп.
В конце 2013/2014 учебного года численность занимающихся баскетболом достигла 12% от общей численности учеников школы (таб.1).
При том что баскетбол не единственная спортивная секция. А основная направленность школы всегда была и есть физико-математическая.
Таблица 1
Учебный год | Кол-во учеников | Кол-во занимающихся | Кол-во групп занимающихся | % от общей численности |
2012/2013 | 478 | 35 | 2 | 7% |
2013/2014 | 504 | 59 | 3 | 12% |
Так же стоит отметить отсутствие отрицательной динамики успеваемости (таб.2) по школьной программе у занимающихся в спортивной секции баскетбола. И даже некоторый прогресс в обучении у определенного количества человек.
Динамика успеваемости
Таблица 2
Группа | 1 четверть 2013/2014 | Итоговая 2013/2014 | ||||
Средний бал занимающихся (по всем предметам) | Среднее кач-во знаний | % пропусков (НУП) занятий по ФК | Средний бал занимающихся (по всем предметам) | Среднее кач-во знаний | % пропусков (НУП) занятий по ФК | |
Юноши 8-11 | 4.05 | 71% | 2.6(13) | 4.2 | 70% | 0,1(23) |
Юноши 5-7 | 4.47 | 83% | 0.6(3) | 4.49 | 85% | 0.5(11) |
Девушки 6-8 | 4.62 | 95% | 1.2(6) | 4.6 | 99% | 0.7(15) |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Привлечение детей к занятиям спортом помогает решать большое количество проблем, связанных с формированием положительного отношения к своему здоровью, организация досуга, профилактики вредных привычек, социализации ребенка в обществе, общении с другими детьми, формированию потребностей, склонностей, предпочтений, мотивов деятельности и общения, дисциплины, самооценки и уровня притязаний, выбора модели профориентации и профессионального самоопределения, системного вычленения потребностей в здоровом образе жизни и формирования навыков гигиены и самообслуживания.
Баскетбол задает участнику правила поведения, границы дозволенного, временные пределы самореализации в данном игровом пространстве. Поэтому игра дает значительные возможности для формирования саморегуляции, навыков планирования, самоконтроля и самооценки. Игра является «экспериментальной площадкой» личности, позволяет чувствовать свободным от ограничений (стереотипов, шаблонов мышления). Игра позволяет осмыслить и понять себя. Следовательно, игра предоставляет широчайшие возможности для социализации и саморазвития, так как человек находится в состоянии «максимальной готовности».
Баскетбол по сути своей – совместная деятельность, предполагающая коллективную взаимозависимость и расширение личных возможностей за счет привлечения потенциала других участников. Игра развивает важнейшие социальные навыки и умения: эмпатию, кооперацию, разрешение конфликтов путем сотрудничества, учит видеть ситуацию глазами другого. Таким образом, игра несет в себе колоссальный развивающий потенциал.(2)
Специфика социализации проявляется, главным образом, в характере воздействий на личность ребенка со стороны институтов социализации, причем приоритетная роль на протяжении многих веков отводится школе и семье, которые с социально-педагогической точки зрения можно рассматривать как основные институты социализации детей. Подводя итог, мы видим, что социализация подрастающего поколения в нашей школе происходит и благодаря занятиям баскетболом, в том числе.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Лях, В. И. Физическая культура/ В.И. Лях. – М. : Просвещение, 2012. – 104 с.
2. Тарасенко О. В. Опыт использования игровых технологий. – www.menobr.ru. – 12.02.2013
3. Шиляева Н. В. Игра как средство социальной адаптации ребенка.- http://festival.1september.ru/articles/585526/. – 24.09.2014
4. Баскетбол - тактика игры. - http://www.world-sport.org/games/basketball/tactics/. – 24.09.2014
5. Железняк Д. Ю. Спортивные игры: Техника, тактика, методика обучения: С 73 Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений / Ю.Д.Железняк, Ю.М.Портнов, В.П.Савин, А.В.Лексаков; Под ред. Ю.Д.Же-лезняка, Ю.М.Портнова. - 2-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 520 с.
6. Библиографическое опиисание: Возможности социализации и самореализации обучающихся в спорте и физической культуре [Текст] / Т. М. Огурцова [и др.] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы II междунар. науч. конф. (г. Уфа, июль 2012 г.). — Уфа: Лето, 2012.
Приложение 1
Вопросы для учеников(посещающих секцию баскетбола) | Положительные ответы | Отрицательные ответы |
Нравится ли вам посещать секцию по баскетболу? | 56 | 0 |
Комфортно ли чувствуете вы себя в коллективе (команде)? | 54 | 2 |
Общаетесь ли вы с партнерами по команде в повседневной жизни? | 56 | 0 |
Пригодился ли вам навык работы в команде в повседневной жизни (учебе)? | 49 | 7 |
Развивается ли ваш коммуникативный навык в процессе тренировок? | 56 | 0 |
Приложение 2
Вопросы для родителей (детей посещающих секцию баскетбола) | Положительные ответы | Отрицательные ответы |
Нравится ли вашему ребенку посещать секцию по баскетболу? | 45 | 0 |
Комфортно ли чувствует ваш ребенок в коллективе (команде)? | 45 | 0 |
Общается ли он с партнерами по команде в повседневной жизни? | 45 | 0 |
Пригодился ли ему навык работы в команде в повседневной жизни (учебе)? | 45 | 0 |
Развивается ли его коммуникативный навык в процессе тренировок? | 45 | 0 |
Повышается ли мотивация к обучению физической культуре вследствие посещения секции? | 45 | 0 |
Приложение 3
Вопросы для классных руководителей (детей посещающих секцию баскетбола) | Положительные ответы | Отрицательные ответы |
Нравится ли вашим ученикам посещать секцию по баскетболу? | 7 | 0 |
Повышается ли мотивация к обучению физической культуре вследствие посещения секции? | 7 | 0 |
Влияют ли занятия в секции на скорость адаптации в коллективе? | 7 | 0 |
Повысилась ли психологическая устойчивость ваших учеников в результате посещения секции по баскетболу? | 6 | 1 |
Пригодился ли ученикам навык работы в команде в повседневной жизни (учебе)? | 7 | 0 |
Испытываете ли вы дискомфорт от необходимости отпускать учеников с уроков на соревнования? | 6 | 1 |
Развивается ли коммуникативный навык учеников в процессе тренировок? | 7 | 0 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Применение игрового и соревновательного метода обучения в формировании двигательных навыков и умений у младших школьников
Применение игрового и соревновательного методов позволяет развивать двигательные качества и их взаимосвязи, а так же сочетать процесс развития физических качеств и формирование двигательны...
Дифференцированный и индивидуальный подход к формированию двигательной активности младших школьников с целью повышения уровня физического состояния.
Этот материал поможет при аттестации, когда будете описывать свой опыт. Здесь описана тема по самообразованию....
Использование игровых технологий в обучении баскетболу как средство развития двигательной активности
Цель исследования:Создание педагогических условий для обучения младших школьников элементам игры в баскетбол через подвижные игры. Задачи: Проанализировать психолого-педагогическую литерату...
Влияние двигательной активности на устойчивость психофизических качеств школьников старшего возраста
Известно, что устойчивость умственной работоспособности и внимания во многом помогает школьникам овладевать знаниями, предусмотренными учебными планами. Чтобы проследить за изменением устойчивости вни...
Витагенное обучение школьников как основа формирования метапредметного понятия
В работе представлен опыт использования технологии витагенного обучения школьников. Мастер-класс разработан в соответствии с основными этапами технологии витагенного обучения при изучении нового понят...
«Исследовательская деятельность школьника как основа формирования творческого потенциала, проявления лидерских способностей и коммуникативных связей»
Не существует сколько-нибудь достоверныхтестов на одаренность, кроме тех, которыепроявляются в результате активного участия хотя бы в самой маленькой поисковойисследовательской работе.А. Н.Колмог...
«Технология применения соревновательно-игрового метода на уроках физического воспитания для активизации двигательной активности учащихся»
laquo;Технология применения соревновательно-игрового метода на уроках физического воспитания для активизации двигательной активности учащихся»...