Рабочая программа ДОП
рабочая программа по физкультуре на тему
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
Государственное бюджетное образовательное учреждение
Среднего профессионального образования
Пищевой колледж №33
«Рекомендовано» «Утверждаю»
Методическим советом Зам. директора по УВР
ГБОУ СПО ПК № 33
« » 2015г. И.Н.Терехина « » 2015 г. Б.Р.Киракосян
Дополнительная общеобразовательная программа
физкультурно-спортивной направленности (ознакомительная)
«Общая физическая подготовка ( ОФП) с элементами спортивных игр»
Возраст обучающихся - 15-18 лет
Срок реализации – 3 месяца
Разработчик(и) программы: Симонова О.Ю., преподаватель физ. воспитания ГБОУ СПО ПК № 33 | Педагоги, реализующие программу: Симонова О.Ю., преподаватель физ. воспитания ГБОУ СПО ПК № 33 |
г. Москва
2015 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа физкультурно-спортивной направленности, «Общая физическая подготовка ( ОФП) с элементами спортивных игр»
для занятий в рамках дополнительного образования , рассчитана на учащихся 15-18 лет. Она предусматривает проведение теоретических и практических занятий, выполнение контрольных нормативов, участие в соревнованиях и инструкторскую практику.
В рабочей программе представлены основные разделы спортивной подготовки занимающихся ознакомительного этапа 1-го года обучения, изложенные на основе новейших данных в области теории физической культуры и спорта. Особое внимание уделяется планированию, построению и контролю процесса спортивной подготовки студентов.
Основополагающие принципы:
- Комплексность - предусматривает тесную взаимосвязь всех сторон учебно-тренировочного процесса (физической, технико-тактической, психологической и теоретической подготовки, воспитательной работы и восстановительных мероприятий, педагогического и медицинского контроля).
- Преемственность - определяет последовательность изложения программного материала по этапам обучения, чтобы обеспечить в учебно-тренировочном процессе преемственность задач, средств и методов подготовки, объемов тренировочных нагрузок, рост показателей уровня физической и технико-тактической подготовленности.
- Вариативность - предусматривает, в зависимости от этапа подготовки, индивидуальных особенностей студента, включение в тренировочный план разнообразного набора тренировочных средств и изменения нагрузок для решения одной или нескольких задач спортивной подготовки.
Цель программы:
Создание условий для массового привлечения студентов к занятиям ОФП и спортивными играми в группах дополнительного образования.
Задачи программы:
1. Формирование стойкого интереса к занятиям.
2. Всестороннее гармоническое развитие физических способностей,
укрепление здоровья, закаливание организма.
3.Развитие основных двигательных качеств (силы, гибкости , быстроты, ловкости , выносливости и равновесия )
4. Обучение основным приёмам техники и тактики игры в волейбол и баскетбол.
5. Привитие навыков соревновательной деятельности.
6. Привитие умения работать самостоятельно и в команде.
Занятия в группе проводится 2 раза в неделю по 2 и 1 академического часа. Два раза за период обучения в группах должны проводиться испытания по общей и специальной физической подготовке.
Программа содержит теоретическую и практическую части. Теоретический материал имеет валеологическую и профессиональную направленность. Его освоение обеспечивает формирование мировоззренческой системы научно-практических основ физической культуры, осознание обучающимися значения здорового образа жизни и двигательной активности в профессиональном росте и адаптации к изменяющемуся рынку труда.
Практическая часть предусматривает организацию учебно-методических и учебно-тренировочных занятий.
Содержание учебно-методических занятий обеспечивает: ознакомление обучающихся с основами валеологии; формирование установки на психическое и физическое здоровье; освоение методов профилактики профессиональных заболеваний; овладение приемами массажа и самомассажа, психорегулирующими упражнениями; знакомство с тестами, позволяющими самостоятельно анализировать состояние здоровья и профессиональной активности; овладение основными приемами неотложной доврачебной помощи. Темы учебно-методических занятий определяются по выбору из числа предложенных программой.
На учебно-методических занятиях преподаватель проводит консультации обучающихся, на которых по результатам тестирования помогает определить индивидуальную двигательную нагрузку с оздоровительной и профессиональной направленностью.
Учебно-тренировочные занятия содействую развитию физических качеств, повышению уровня функциональных и двигательных способностей организма, укреплению здоровья обучающихся, а также предупреждению и профилактике профессиональных заболеваний.
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Тема 1. Введение
Содержание: Понятие «физическая культура». Физическая культура как составная часть общей культуры. Значение физической культуры для укрепления здоровья, физического развития. Роль физической культуры в воспитании молодежи. Цели и задачи занятий ОФП с элементами спортивных игр.
Тема 2. Сведения о строении и функциях организма человека
Содержание: Мотивация к регулярным занятиям спортом. Спортивно-эстетическое воспитание. Инициативность, самостоятельность и творческое отношение к тренировкам.
Понятия об утомлении и переутомлении. Причины утомления. Субъективные и объективные признаки утомления. Переутомление. Перенапряжение. Восстановительные мероприятия в спорте. Проведение восстановительных мероприятий после напряженных тренировочных нагрузок.
Тема 3. Гигиена, врачебный контроль, предупреждение травм.
Содержание: Понятия о гигиене. Гигиена тела. Гигиенические требования к спортивной одежде и обуви. Значение дыхания для жизнедеятельности организма. Понятия о рациональном питании и общем расходе энергии. Гигиенические требования к питанию обучающихся. Значение витаминов и минеральных солей, их нормы. Режим питания.. Значение сна, утренней гигиенической гимнастики для юного спортсмена. Вредные привычки – курение, употребление спиртных напитков. Профилактика вредных привычек.
Простудные заболевания у спортсменов. Причины и профилактика. Закаливание организма спортсмена. Предупреждение инфекционных заболеваний, источники инфекций и пути их распространения. Травматизм в процессе занятий в тренажёрном зале и на спорт.площадке; оказание первой доврачебной помощи при несчастных случаях, приёмы искусственного дыхания, транспортировка пострадавшего. Профилактика спортивного травматизма. Временные ограничения и противопоказания к тренировочным занятиям и соревнованиям.
Тема 4. Основы техники и техническая подготовка
Содержание: Основные сведения о технике игр в волейбол и баскетбол, о её значении для роста спортивного мастерства. Средства и методы технической подготовки. Классификация и анализ техники изучаемых приёмов игры.
Обучающиеся должны знать:
- Гигиенические требования к обучающимся
- Режим дня спортсмена
- Естественные основы по защите организма и профилактике заболеваний
- Терминологию избранной игры
- Названия основных мышечных групп, суставов и связок.
Уметь:
- Закаливать свой организм
- Подготовить место для занятий
- Соблюдать технику безопасности на занятиях
- Оказать первую доврачебную помощь пострадавшему
- Проявлять стойкий интерес к занятиям
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Учебно-методическая
Содержание учебно-методических занятий определяется по выбору преподавателя с учетом интересов обучающихся.
- Простейшие методики самооценки работоспособности,
усталости, утомления и применение средств физической культуры для их направленной коррекции. Использование методов самоконтроля.
2. Методика составления и проведения самостоятельных занятий физическими упражнениями гигиенической и профессиональной направленности. Методика активного отдыха в ходе профессиональной деятельности по избранному направлению.
3. Массаж и самомассаж при физическом и умственном утомлении.
4. Физические упражнения для профилактики и коррекции нарушения опорно-двигательного аппарата. Профилактика профессиональных заболеваний средствами и методами физического воспитания. Физические упражнения для коррекции зрения.
5. Составление и проведение комплексов утренней, вводной и производственной гимнастики с учетом направления будущей профессиональной деятельности обучающихся.
6. Методика определения профессионально значимых психофизиологических и двигательных качеств на основе профессиограммы специалиста. Спортограмма и профессиограмма.
7. Самооценка и анализ выполнения обязательных тестов состояния здоровья и общефизической подготовки. Методика самоконтроля за уровнем развития профессионально значимых качеств и свойств личности.
8. Ведение личного дневника самоконтроля (индивидуальная карта здоровья). Определение уровня здоровья.
9. Индивидуальная оздоровительная программа двигательной активности с учетом профессиональной направленности.
Студент должен знать:
Технологию совершенствования приобретенного опыта творческой практической деятельности, развития деятельности, развития самодеятельности в физической культуре и спорте для повышения уровня функциональных и двигательных способностей личности, направленных на решение индивидуальных и коллективных интересов.
Студент должен уметь:
Реализовать теоретико-методические знания в плане применения разнообразных средств физической культуры для приобретении индивидуального и коллективного практического опыта, развивать и совершенствовать свою познавательную творческую активность в направлении формирования жизненно и профессионально значимых качеств, свойств, умений и навыков.
Практические занятия.
1. Общая физическая подготовка (ОФП)
- Упражнения для мышц плечевого пояса
- Упражнения для мышц ног, и тазобедренного сустава
- Упражнения для мышц шеи и туловища
- Упражнения для удержания правильной осанки
- Упражнения для развития силы
- Упражнения для развития быстроты
- Упражнения для развития гибкости
- Упражнения для развития ловкости
- Упражнения для развития общей выносливости
Обучающиеся должны знать:
- Технику безопасности при выполнении упражнений (ОФП)
- Технику выполнения упражнений, последовательность, периодичность
Уметь:
- Выполнять комплекс разминки самостоятельно
2. Специальная физическая подготовка (СФП)
- Упражнения для развития быстроты движения и прыгучести
- Упражнения для развития игровой ловкости
- Упражнения для развития специальной выносливости
- Упражнения для развития скоростно-силовых качеств
-Упражнения с собственным весом и отягощениями
Обучающиеся должны знать:
- Технику безопасности при выполнении упражнений (СФП)
- Технику выполнения упражнений, последовательность, периодичность
Уметь:
- Выполнять упражнения самостоятельно и при помощи партнёра,
с изменением скорости, амплитуды, с отягощениями и без них.
- Развивать специальные способности (гибкость, быстроту, ловкость)
3. Техническая и тактическая подготовка
Основные технические приемы:
1.Исходные положения (стойки)
2.Способы передвижений
3.Способы владения волейбольным и баскетбольным мячами.
4. Подачи в волейболе
а) верхняя прямая
б) нижняя прямая
в) боковая
5. Технические приемы в волейболе
а) приём снизу и сверху двумя руками
б) передачи снизу и сверху двумя руками
в) нападающий удар через сетку
г) блок
д) страховка
6. Технические приемы в баскетболе
а) броски , ловля , ведение и передачи мяча партнёру
б) штрафной бросок в кольцо
в) бросок в кольцо с разбега
7. Тактика нападения в баскетболе и волейболе
а) варианты группового взаимодействия
б) варианты командного взаимодействия
8. Тактика защиты в баскетболе и волейболе .
а) варианты группового взаимодействия
б) варианты командного взаимодействия
Обучающиеся должны знать:
- Технику безопасности при выполнении технических упражнений
- Основные технические приёмы.
- Основные тактические приёмы в нападении и защите.
Уметь:
- Выполнять эти технические элементы на учебно-тренировочных занятиях.
- Выполнять элементы тактики на учебно-тренировочных занятиях.
- Соблюдать технику безопасности при выполнении технических элементов.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Содержание занятий | Всего часов |
1. Теоретические занятия: | 2 |
Введение. Сведения о строении и функциях организма человека. Инструктаж по технике безопасности . | 1 |
Гигиена, врачебный контроль и предупреждение травм. Основы техники и техническая подготовка. | 1 |
2. Практические занятия | 27 |
Общая физическая подготовка | 13 |
Специальная физическая подготовка | 4 |
Техническая и тактическая подготовка | 10 |
3. Соревнования: | 7 |
Выполнение контрольных нормативов | 4 |
Контрольные игры и соревнования | 2 |
Инструкторская и судейская практика | 1 |
Всего часов | 36 |
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Оборудование:
1.Спортивная площадка для игры в волейбол.
2. Спортивная площадка для игры в баскетбол.
3. Тренажерный зал.
4.Волейбольная сетка.
5. Баскетбольные кольца.
6. Тренажёры различной направленности.
Инвентарь:
1.Маты гимнастические.
2.Гантели, гири, штанги
3.Скакалки.
4. Мячи волейбольные.
5. Мячи баскетбольные.
6. Секундомер.
7. Свисток.
Контрольные нормативы
Физические способности | Контрольные упражнения | 1 курс | 2 курс | ||
Юн. | Дев. | Юн. | Дев. | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Прыжковая выносливость | Прыжки через скакалку, к- во раз За 1 мин. | 100 | 120 | 110 | 130 |
Координационные | Челночный бег 3х10 м, сек | 9,5 | 10,0 | 8,4 | 9,3 |
Скоростно-силовые | Прыжок в длину с места, см | 195 | 150 | 200 | 160 |
Силовые | Подтягивание из виса на перекладине, раз | 8 | - | 10 | |
Подтягивание на низкой перекладине из виса, раз | - | 8 | - | 12 |
Контрольные упражнения по тактико-технической подготовке.
№ п/п | Наименование технического приема | Кол-во раз | Оценка |
Передачи мяча сверху двумя руками над собой в волейболе | 10-15 6-8 | Хор. Удовл. | |
Передачи мяча снизу двумя руками над собой в волейболе | 10-15 6-8 | Хор. Удовл. | |
Подача мяча через сетку в волейболе (8 попыток) | 4-5 2-3 | Хор. Удовл. | |
Штрафной бросок в баскетболе (8 попыток) | 2-3 1 | Хор. Удовл. | |
Ведение, бросок с 2х шагов в кольцо ( 9 попыток) | 4-5 2-3 | Хор. Удовл. | |
Визуальная оценка участие в игре | . |
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Закон Российской Федерации «Об образовании» (статья 14, пункт 5)
Примерные требования к программам дополнительного образования детей /Письмо Минобрнауки России от 11.12.2006г. №06-1844/
Учебник «Физическая культура» Н.В.Решетников и Ю.Л. Кислицын 10-е издание М. «Академия» 2012г.
«Подвижные игры» И. Коротков. ФиС, 2005
Сборник программ дополнительного образования детей А.В.Федюкин, М.С. Самсонов.М.2012г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02
Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...
Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)
Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.
Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...
Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...