Программа "Здоровье"
методическая разработка по физкультуре на тему
Реализация программы "Здоровье" в условиях гимназии с учетом требований ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_zdorove.docx | 45.51 КБ |
Предварительный просмотр:
МАОУ «Гимназия № 31»
ПРОГРАММА «ЗДОРОВЬЕ»
Выполнил:
учитель физической культуры Мальцев А.В.
г. Пермь,
2014 г
ПРОГРАММА «ЗДОРОВЬЕ».
«В здоровье – залог мудрости и счастья»
Эмиль Золя.
Пояснительная записка.
Программа разработана в соответствие с социальным заказом общества. Концепция нового человека предъявляет требования к самому человеку, как регулятору своего здоровья, и участнику его формирования. Смена общественных ценностей, нравственных ориентиров, приоритетов и их носителей не могла не сказаться на развитии воспитательной системы школы. Серьезные проблемы, встающие на пути современного воспитания, идут не из школы, а в школу. Три основные проблемы современной школы: 1) при достаточно хорошей предметной подготовке крайне низкий уровень встраивания молодежи в общественную и производственную (социальную) жизнь;
2) катастрофически снижающийся уровень здоровья молодежи;
3) агрессивное воздействие на молодежь, выраженное в широкомасштабной агрессии, пошлости и примитивизма, наступлении наркотиков и алкоголя, в романтизации криминальной жизни.
Концепция модернизации российского образования и, как следствие, стандарты второго поколения, ставят задачу существенных изменений в сфере образования, вызванную ускорением типов развития общества, расширением возможностей социального выбора, ростом глобальных проблем, которые могут быть решены лишь при условии формирования у молодого поколения современного мышления, характеризующегося мобильностью, динамизмом, конструктивностью. Российскому обществу нужны образованные предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора.
Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования.
Сохранение и укрепление здоровья учащихся происходит через реализацию программы здоровья. Она представляет практическое руководство для администрации, учителей-предметников, классных руководителей, социального педагога, педагога-психолога, которые реализуют целенаправленную работу по организации здоровьесберегающих направлений деятельности гимназии. Программа является основой для самостоятельного планирования работы в классе, подготовки к урокам, тренингам, классным часам, родительским собраниям, различным формам воспитательной и учебной работы, и индивидуальному психологическому консультированию.
Цель программы «Здоровье»:
Организация образовательного процесса на всех его уровнях, при которой качественное обучение, развитие, воспитание происходит без нанесения ущерба здоровью детей, и формирование здоровьесберегающей среды гимназии.
Задачи программы:
- Формирование устойчивой потребности в здоровом образе жизни всех участников образовательного процесса;
- Обеспечение оптимизации образовательного процесса, определяющего здоровье как цель, объект и результат деятельности гимназии, гарантирующего оптимальные условия обучающимся;
- Организация работы по повышению профессиональной компетентности педагогов по реализации здоровьесберегающих технологий, здорового образа жизни;
- Формирование необходимых знаний, умений, навыков ЗОЖ;
- Профилактика наркозависимости, алкоголизма и табакокурения ;
- Формирование потребностей к занятиям физической культурой и спортом;
- Активизация участия семьи в решении вопросов охраны и укрепления здоровья детей.
Принципы реализации программы:
- Принцип не нанесения вреда – одинаково первостепенен и для медиков, и для учителей, и для родителей.
- Принцип приоритета действенной заботы о здоровье учащихся и педагогов.
Все происходящее в гимназии от разработки планов и программ до проверки их выполнения (включая проведение уроков, перемен, организацию внеурочной деятельности учащихся, подготовку педагогических кадров, работу с родителями и т.д.) – должно оцениваться с позиции влияния на психофизиологическое состояние и здоровье учащихся и учителей.
- Принцип триединого представления о здоровье.
Необходимо подходить к категории здоровья в соответствии с определением Всемирной организации здравоохранения, т.е. имея в виду неразрывное единство здоровья физического, психологического и духовно-нравственного.
- Принцип непрерывности и преемственности.
Определяет необходимость проводить здоровьесберегающую работу в гимназии не от случая к случаю, а каждый день, на каждом уроке.
- Принцип субъект-субъектного взаимоотношения с учащимися.
Задача школьника состоит в обретении компетенций грамотной заботы о своем здоровье. Задача учителя – максимально содействовать ему в этом стремлении. Одна из граней реализации этого принципа – необходимость индивидуального подхода к учащемуся.
- Принцип комплексности и междисциплинарности.
Только тесное, согласованное воздействие педагогов, психолога и врачей является условием достижения намеченных результатов.
- Принцип медико-психологической компетентности учителя.
Является развитием предыдущего принципа и определяет высокие требования к уровню педагогической и медико-валеологической грамотности и соответствующей перестройке сознания, ценностных ориентаций у педагогов. Эффективно работающих педагог – это всегда и хороший психолог.
- Принцип приоритета позитивных воздействий (подкреплений) над негативными (запретами, порицаниями).
Один из важнейших педагогических постулатов и одно из важнейших условий здоровьесберегающей педагогики.
- Принцип приоритета активных методов обучения.
Эти методы результативны не только в контексте образовательного процесса, но и с точки зрения здоровьесбережения. Эффект достигается за счет снижения риска появления у учащихся переутомления и несравненно более гармоничного развития личности в условиях активного включения в процесс познания.
- Принцип формирования ответственности учащихся за свое здоровье.
Отсутствие у ребенка, подростка чувства такой ответственности сводит на нет все усилия по формированию культуры здоровья, так как не обеспечивает необходимых педагогических предпосылок для реализации знаний, умений, навыков в ситуации, требующей принятия решений, связанных со здоровьем.
- Принцип отсроченного результата.
Личностные изменения, определяющие систему отношений и рисунок поведения человека, формируются длительно и доступно. Поэтому на старте работы, направленной на сохранение и укрепление здоровья школьников, необходимо запастись терпением при отсутствии видимых результатов в первые недели и месяцы ожидания изменений.
- Принцип контроля за результатами.
Принцип основан на получении обратной связи. Должен быть реализован как в работе всей гимназии (проведение диагностики и мониторинга здоровья), так и в работе каждого учителя. Важно, как ученик усвоил, интересно ли ему это, какие мысли и чувства возникают у него в связи с получением новой информации.
Можно выделить несколько компонентов здоровья:
- Соматическое здоровье – текущее состояние органов и систем организма человека;
- Физическое здоровье – уровень роста и развития органов и систем организма;
- Психическое здоровье – состояние психической сферы душевного комфорта;
- Нравственное здоровье – комплекс характеристик мотивационной и потребностно-информативной сферы жизнедеятельности, основу которого определяет система нравственных ценностей.
Направления работы программы.
Направления работы | |||
Сохранение психического и нравственного здоровья | Формирование ЗОЖ, обеспечение безопасности жизнедеятельности и профилактика вредных привычек | Организация спортивно-массовых мероприятий | Сохранение физического и соматического здоровья |
Психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение образовательного процесса. Проведение ПМП консилиумов. | Разработка и проведение тематических уроков здоровья по всем возрастам. | Расширение системы традиционных спортивно-оздоровительных массовых мероприятий и соревнований. | Создание оптимальных санитарно-гигиенических условий УВП. Поддержание санитарно-гигиенического режима в гимназии (световой, тепловой, проветривание, состояние мебели, окон. |
Разработка и внедрение программы психолого-педагогической поддержки и коррекции для участия с проблемами в обучении и воспитании. | Месячник по безопасности жизнедеятельности детей. Сотрудничество с центром развития гражданской активности и формирование социальной безопасности. | Вовлечение в активную деятельность учащихся, родителей и педагогов. | Совершенствование ЗС организации учебного процесса, создание условий для сохранения условий на уроке. |
Сопровождение учащихся 1-х, 5-х, 10-х классов для их эффективной адаптации к новым условиям обучения. | Организация и участие в семинарах, конференциях по здоровьесбере-жению. | Туристический слет: 1-4, 5-11 классы. | Эстетическое оформление интерьера класса, школы (информационные стен-ды, озеленение, выстав-ки, смотр кабинетов). |
Мониторинг психического здоровья учащихся. Создание базы данных психического развития обучающихся. | Тестирование учащихся по выявлению вредных привычек употреблению ПАВ. Система работы по профилактике употребления ПАВ. | Осенний кросс: начальная, средняя, старшая школы. | Рациональное расписание уроков, недопущение перегрузок. |
Индивидуальные и групповые консультации учащихся, родителей и педагогов по вопросам психологического развития и здоровьесбережения. | Проведение семинаров, бесед, лекций, тренингов, собраний по пропаганде ЗОЖ для учителей и родителей. | Районные игры «Золотая осень». | Внедрение здоровьесбеоегающих технологий обучения и воспитания. |
Оформление индивидуальных карт развития и психического здоровья учащихся. | Организация активного отдыха на переменах на свежем воздухе (подвижные и музыкальные игры). | Соревнования, турниры по шашкам и шахматам. | Организация горячего питания, витаминизация и фитотерапия. |
Занятия с элементами тренинга для учащихся 9-х и 11-х классов по подготовке к ГИА и ЕГЭ. | Туристические походы, сплавы по рекам Урала. | Первенство школы и района по перестрелке, баскетболу, волейболу, футболу, гимнастике. Игры ШБЛ. | Оценка физического развития учащихся по группам здоровья, создание базы данных физического развития и подготовленности. Определение занятости учащихся в спортивных секциях. |
Тематические беседы, лекции, встречи с военнослужащими и ветеранами. | Туристический слет. Выезды классами на туристические базы. | Соревнования по лыжным гонкам. | Проведение диспансеризации коллектива учащихся и педагогов. |
Беседы и тренинги врачей-специалистов и психиатров с обучающимися. | Выставки рисунков, плакатов, литературы по профилактике ПАВ. | Рождественский турнир по баскетболу. | Проведение мониторинга состояния здоровья учащихся в начале и в конце учебного года. |
Организация волонтерского движения. Набор учащихся 5-11-х классов в волонтерский отряд. | Работа школьников в детских общественных организациях. | Новогодние веселые старты 1-4 классы. | Контроль за соблюдением режима дня и санитарно-гигиеническими требованиями. |
Работа волонтерского отряда «Дорога добра». | Создание и работа профильного отряда «Экоград». | Школьные, районные спортивные соревнования «Папа, мама, я – спортивная семья». Фестиваль здоровья и спорта. | Организация работы кабинета психолого-физиологической разгрузки. Дыхательная гимнастика. |
Выездные лагеря актива волонтерского движения. | Разработка и внедрение проектов экологической направленности. | Военно-спортивные игры «Зарничка», «Зарница». Легкоатлетичес-кая районная эстафета к 9 мая. | Внедрение программы оздоровительной работы с учащимися: прогулки и экскурсии, утренняя гимнастика, физкультурные занятия, занятия танцами, ритмикой, физкультминутки. |
В гимназии создана «Служба здоровья», в которую входят специалисты, курирующие различные направления работы по сохранению и укреплению здоровья учащихся.
Состав «Служба здоровья»
- Зам. директора По ВР
- Социальный педагог
- Психолог
- Педагог-организатор
- Преподаватели физической культуры
- Библиотекарь –
- Преподаватель ритмики
- Медицинская сестра
- Врач
- Парламент учеников гимназии
Обеспечение реализации программы «Здоровье»
Кадровое | Организаци-онно-норматив-ное | Информа-ционное | Научно-методическое | Психолого-педагоги-ческое | Материально-техническое |
-Директор -Зам.директора по ВР -Медицинские работники -Социальный педагог -Психолог -Преподаватель физической культуры -Преподаватель ритмики | -нормативно-правовая документация разных уровней: -программы, -планы; -положения; -проекты; -справки; -локальные акты. | -медиацентр; -библиотечно-справочная служба; -методические кабинеты; -сайт гимназии; -газета «Большая перемена». | -большой педсовет; -малый педсовет; -НМС; -творческие лаборатории; -семинары; -НПК; -консульта-ции; -родитель-ские конференции; -самообразо-вание. | -психолого-педагоги-ческое и медико-со-циальное сопровож-дение учебного процесса; -ПМП консилиум; -совет профилак-тики. | -медицинский кабинет; -аппараты для физиопроцедур; -большой и малый спортивные залы; -тренажерный зал; -лыжная база; -спортивные пло-щадки во дворе; -спорт-инвентарь; -лекарственные препараты; -кабинеты психолога и социального педагога; -ТСО; -столовая; -библиотека; -учебно-методи-ческая литература. |
Ожидаемый результат:
- Повышение уровня здоровья всех участников образовательного процесса.
- Повышение уровня компетентности всех участников образовательного процесса в применении здоровьесберегающих технологий и формировании ЗОЖ.
- Формирование системы внутришкольного контроля по проблемам здоровья и здорового образа жизни учащихся и сотрудников.
- Создание оптимальных условий для занятия физической культурой, ЛФК и спортом на базе гимназии.
- Налаживание системы работы с городскими службами для снижения уровня заболеваемости гимназистов и сотрудников.
В ходе реализации программы должен быть определен уровень компетентности учащихся в соответствии с государственным общеобразовательным стандартом начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования РФ. На основании ключевых образовательных компетенций была разработана модель выпускника в рамках программы.
Уровень компетентности выпускника основного общего образования в процессе реализации программы «Здоровье».
Результаты | Виды здоровья | |||
Физическое | Психическое | Социальное | Нравственное | |
Метапред-метные результаты. | Понимание здоровья как важнейшего условия саморазвития и саморегуляции человека. Совершенство саморегуляции в организме, гармония физиологических процессов, макси-мальная адаптация к окружающей среде (управление движениями, управление процессами в теле). | Понимание развития сознания и мышления, внутренней моральной силы, побуждающей к созидательной деятельности (управлению сво-ими ощущениями и внутренними состояниеми). | Понимание морального самообладания, адекватной оценки своего «Я», самоопре-деления личности в оптимально-социаль-ных условиях микро- и макросреды (в семье, школе, соци-альной группе). Понимание интел-лекта как управления мыслью и размыш-лениями, направлен-ными на совершен-ствование позитив-ных и нравственно-духовных ценностей. | Бережное отноше-ние к собственному здоровью и здоровью окружа-ющих. Понимание комплекса характе-ристик мотивации-ионной и потребно-стно-информатив-ной сферы, что определяется сис-темой ценностей, установок и мотивов поведения человека в обществе. Понимание духов-ности (общече-ловеческие истины: добро, красота, лю-бовь, милосердие). |
Предметные результаты. | Знание анатомии, физиологии человека, строение и функции всех органов и систем организма человека. Знание физиологических процессов во время выполнения ФУ. | Знание психических процессов человека, темперамента, характера человека, рефлексов (осознанных и неосознанных действий). Имеет знания о чувствах и эмоциях, самооценке, уровне притязаний, тревожности, агрессивности и работоспособности. | Способность интересно и доступно излагать знания о ЗОЖ, формулировать цели и задачи ЗОЖ, аргументировано вести диалог по основам организации и ведения ЗОЖ. Знать о профилактике вредных привычек и различных заболеваний. | Способность проявлять инициативу и творчество при организации различных занятий, доброжелательное и уважительное отношение к окружающим, умение оказать помощь при освоении знаний и умений. Способность проявлять дисциплинированность и уважение к окружающим. |
Личностные результаты. | Владение знаниями об особенностях индивидуального здоровья и о функциональных возможностях организма, способах профилактики заболеваний и перенапряжений. Понимание своих физических параметров, склонностей и способностей. | Владение знаниями о собственном темпераменте, о чертах своего характера. Владеет навыками логических операций, может долго сохранять свое внимание, систематизировать и классифициро-вать полученные знания. | Владеет умением осуществлять поиск информации по вопросам развития современных оздоровительных систем, обобщать, анализировать и применять полученные знания. Владение умением оценивать ситуацию и оперативно принимать решения, находить адекватные способы поведения и взаимодействия с партнерами. | Владеет способностью управлять своими эмоциями, проявляет культуру общения, способен адекватно включаться в различные совместные мероприятия, принимать участие в их организации и проведении. Владение умением предупреж-дать конфликтные ситуации, решать спорные проблемы на основе уважительного и доброжелательного отношения к окружающим. |