Система патриотичнского воспитания на уроках физической культуры
опыты и эксперименты по физкультуре на тему
Система патриотического воспитания на уроках физической культуры в условиях малокомплектной школы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sistema_patriot._vospitaniya_osnova.doc | 69 КБ |
Предварительный просмотр:
Система патриотического воспитания в условиях малокомплектной сельской школы.
Современный этап развития общества характеризуется возрастанием требований к уровню развития личности. Сегодня общество нуждается в образованных, творческих, деятельных молодых людях и делает социальный заказ на формирование грамотной и социально мобильной личности, осознающей свою историческую, культурную, духовную принадлежность к Родине, понимающей свои гражданские права и обязанности, ясно представляющей себе свои потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути, готовой к служению Отечеству. Сама жизнь выдвигает неотложную практическую задачу - воспитание человека-творца, созидателя и новатора, способного разрешать возникающие социальные и профессиональные проблемы нестандартно, инициативно и грамотно. Акцент переносится на формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, принимать решения, планировать действия, эффективно сотрудничать, быть открытыми для новых контактов. Способность к самостоятельному познанию развивается только в исследовательской деятельности, поэтому тема исследовательской работы с учащимися была и будет актуальной. Это поможет воспитывать у учащихся чувство уважения к делам и достижениям земляков. Традиционными источниками нравственности является патриотизм (любовь к России, к своему народу, к своей малой родине; служение Отечеству). Главной целью образования становится не передача знаний и социального опыта, а развитие личности ученика, его способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря– формирование умения учиться
Можно утверждать: патриотизм является важным средством в реализации концептуальных положений, сформулированных в Законе Российской Федерации об образовании.[1] Основополагающие идеи Закона – органическое средство интересов личности, общества и государства в деле воспитания гражданина России. Ведь справедливы слова: «Прежде чем стать гражданином страны, надо быть гражданином родной школы, села, города. Надо знать их прошлое, традиции, жить их жизнью и заботами».[2]
Роль патриотического воспитания сегодня обсуждается на государственном уровне, что подтверждается включением Министерством образования и науки Самарской области краеведческого материала в содержание основного общего образования.1В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. Современные исследователи в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом и гражданском воспитании школьников рассматривают национально – региональный компонент. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, природе, культуре малой Родины.
Проведенное среди детей и родителей воспитанников нашего ОУ анкетирование показывает:
к 5-6 классу у 70% школьников отсутствует познавательный интерес к истории и культурному наследию города, края;
у 65 % детей отмечается низкий уровень знаний истории села, края;
80 % родителей не имеют возможности посещать культурные учреждения города из-за высокой занятости;
40 % родителей затрудняются в знании истории села, края;
20 % родителей не знают и не хотят знать историю города и края.
Соответственно можно выявить противоречие: с одной стороны, пристальное внимание государства и системы образования на проблему патриотического воспитания, с другой стороны, низкий уровень результатов. Возможно необходимо изменить формы и методы работы в школе.
Проблема - отсутствие современных обобщающих работ, рассматривающих весь комплекс патриотической работы в школе, отсутствие исследований затрудняет выполнение данного решения. Нельзя не учитывать также изменение условий работы школы и в школе, появление новых технологий образования и обучения, которые требуют серьезной корректировки методической работы.
Система патриотического воспитания в ГБОУ ООШ с.Старая Кармала строится на основе следующих документов:
- Конституцией Российской Федерации;
- Законом Российской Федерации "Об образовании";
- Законом Российской Федерации "О воинских (памятных) днях России"
- Законом Российской Федерации "Об увековечении памяти погибших при защите Отечества" (от14 января 1993 г. № 4292-1);
- Национальной доктриной образования в Российской Федерации;
- Рекомендациями "Об организации воспитательной деятельности по ознакомлению с историей и значением официальных государственных символов российской федерации и их популяризации";
- Методическими рекомендациями о взаимодействии образовательного учреждения с семьей;
- Письмом Министерства образования РФ от 02 апреля 2002 г. №13-51-28/13 "О повышении воспитательного потенциала образовательного процесса в общеобразовательном учреждении";
- Письмом Министерства образования РФ от 15 января 2003 г. №13-51-08/13 "О гражданском образовании учащихся общеобразовательных учреждений Российской Федерации";
- Письмом Министерства образования РФ от 10.05.2001г. №22-06-626 "Об официальных ритуалах в общеобразовательных учреждениях, связанных с применением государственных символов РФ";
- Материалами по реализации приоритетного национального проекта "Образование";
- Концепцией патриотического воспитания граждан Российской Федерации;
- Программой Федерального агентства по образованию, реализуемой в рамках государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы»;
- Письмо Министерства образования и науки Самарской области от 23.03.2011г.
-Программа развития ГБОУ ООШ с.Старая Кармала .
Мною накоплен определенный опыт организации патриотического воспитания. Патриотическое воспитание используются мною как на уроках, так и во внеклассной работе по истории, физической культуре. Опыт работы в должности учителя истории убедил, что данная проблема актуальна для образовательного пространства школы. После изучения научно – методической литературы, опыта работы учителей, истории школы, анализа результатов диагностики потребности в самовыражении у школьников было определено направление педагогической деятельности и пути разрешения обозначенного противоречия.
Ожидаемые результаты.
К ожидаемым результатам относятся:
развитие традиции духовно-нравственного и эстетического воспитания подрастающего поколения; создание условий для развития патриотических качеств личности; улучшение инновационной деятельности педагогического коллектива; оптимизация воспитательного процесса; будет повышена осведомленность детей и подростков в области нравственности; создание предпосылок для роста социального оптимизма подрастающего поколения;
увеличение количества участников олимпиад, конференций, спортивных соревнований.
Реализация программы должна привести к качественным изменениям воспитательной работы в ГБОУ ООШ села Старая Кармала, усилению интереса детей к историческому прошлому своей Родины, формированию у подрастающего поколения чувства патриотизма, а также подготовить обучающихся к ответу на вопросы:
Почему нужно любить и беречь то, что имеешь: свою страну, свой дом, свою семью, свою школу?
Как воспитать в себе умение быть человеком не на словах, а на деле?
Как научиться быть достойным памяти предков?
Патриотическое воспитание на уроках истории
Основная задача на уроках истории – привлечь внимание учащихся к истории родного края, семьи. Через историю родного края воспитать гражданина , который гордиться прошлым своей страны. При анкетировании учащихся YII-YIII классов выяснилось, что наибольший интерес к предмету вызывают следующие формы уроков:
- уроки с элементами творческих заданий – 78%;
- уроки-конференции – 100%;
- нетрадиционные формы уроков – 71%;
- применение проектного метода обучения – 64%;
- применение наглядно-иллюстративного метода обучения – 100%;
- практическая работа с документами – 64%.
Основные методы:
1. Игровой метод. Это могут быть коллективные и индивидуальные игровые задания, касающиеся целых ситуаций или отдельных музейных предметов. Игровая форма наиболее эффективная, поскольку в неѐ включены и разум, и чувство, фантазия. Она позволяет чувствовать связь времени. Это могут быть путешествия в прошлое своей семьи
―Прелесть русского фольклора‖,
―Земледельческие праздники‖ (время отдыха после труда в поле, знакомство с перечнем земледельческих работ, обычаями и обрядами в этот период).
―Порядки, характер и обычай русского народа‖,
―Образ домашней жизни‖ (украшение домов, домашняя мебель, хранение домашних вещей, русская одежда).
―Русская деревня: жизнь, быт традиции‖.
Так при изучении темы «Культура России второй половины XIX века» учащимся нужно определить, какие из предложенных предметов быта можно отнести к нашей местности. Затем задание усложняется - все эти предметы необходимо поделить по их бытовой принадлежности, какие из них могли находиться, к примеру, на крестьянском дворе, какие - в избе, горнице, светлице. При этом предметы этнографии можно взять в краеведческом музее или поручить учащимся принести из дома предметы старины.
2. Ролевой метод. Каждый учащийся получает на уроке свою социальную роль (крепостной крестьянин, дворянин, купец и т.д.). Роли могут быть из разных исторических эпох. Ребятам необходимо доказать систему ценностей каждого из сословий. А заданием на дом может стать исследование социальной принадлежности членов семьи. При подготовке– «Народные игры Кошкинского района» каждый учащийся должен получить задание найти информацию, описать и провести народную игру. Затем составить общую игровую программу, где у каждого – своя роль.
3. Метод интервьюирования. Учащийся определяет тему интервью с известными людьми школы, поселка, района. Собирает информацию, просматривая литературу и периодические издания, изучает материалы о человеке, с которым предстоит встреча. Готовит вопросы к интервью. Диктофонная запись в этом случае бесценна, потому что запись этих рассказов передаётся так, как была услышана - со всеми нюансами интонации и лексики.
4. Проектный метод. Это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Это деятельность, позволит проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной зачастую самими учащимися в виде задачи, когда результат этой деятельности — найденный способ решения проблемы — носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей. Учащимся предлагается разработать проект по заданной теме и защитить его на уроке, оформить экспозицию в музее, подготовить материалы к выставке.
В работе я использую нетрадиционные формы уроков: урок-конференция, видеоурок, урок-суд, урок-экскурсия, урок-путешествие, семинар по защите творческих проектов. Одним из примеров использования краеведческого исследования является разработка урока «Славянские игрища». Длительная подготовка к этому уроку. Полученное опережающее задание- узнать у своих родителей, дедушек и бабушек, соседей, в какие игры играли они в свое время, и выучить считалки. Мною был изучен этот вопрос тоже. Была проведена условная группировка игр. Данный урок возможно проведение и в спортзале и кабинете истории. Был подготовлен интерьер, напоминающий эпоху Древней Руси, учащиеся преобразились в ребят данной исторической эпохи. Изученный самостоятельно материал обыгрывается на уроке. Идет ознакомление истории происхождении игр и обязательно нужно сыграть в некоторые из них.
Особенности патриотического воспитания на уроках физической культуры
За время работы учителем физической культуры, при формировании сборной команды школы, неоднократно сталкивался с проблемой – не все учащиеся желают участвовать в соревнованиях, защищать честь школы. Анализируя ситуацию, пришел к выводу, что когда ребенок подходит к уровню сборной школы, уже поздно воспитывать в нем патриотические чувства. Спортивному педагогу необходимо знать, видеть, а главное уметь заполнить в воспитанниках имеющийся духовный вакуум смыслами, ценностями и идеалами, обеспечивающими не только физическое, но и духовное и нравственное развитие. В частности, формирование патриотизма во всех его проявлениях, как определенных чувств, идей, идеалов, смыслов, стереотипов, которые сами по себе обладают мощным воспитательным потенциалом. Воспитательный процесс нужно начинать с начальных классов, когда, казалось бы, что дети все без исключения желают участвовать в соревнованиях, но в старших классах интерес может пропасть.
Для того чтобы избежать этого, надо применять, следующие меры:
1. Проводить беседы не только с учащимися, но и обязательно с родителями, так как воспитание личности в основном закладывается в семье.
2. Корректировать мотивы к занятиям спортом как социально ценной и государственно-значимой деятельности. Учащимся надо внушить, что надо участвовать в соревнованиях не только из-за того, что интересно ему, но и потому, что они делают важное дело - защищает честь семьи, класса, улицы, школы, а может быть в будущем честь района, области, страны. Не каждый учащийся едет стать чемпионом-иногда как командный игрок. для зачета команды.
3. Ориентировать учащихся на стимулирование потребностей в постоянном физическом совершенствовании (оформление стенда «Лидеры спорта», статистика школьных рекордов, конкурс «Лучший спортсмен года», торжественное вручение грамот победителей и призеров на школьной линейке, внесение в Книгу почета школы, освещение в местной газете об успехах, поощрительные экскурсионные поездки – аквапарк, футбольный матч с участием «Крылья Советов», вечера отдыха для спортсменов и т.д.).
4. Поддержать положительное отношение к здоровому образу жизни. Учащиеся начальных классов согласны с тем, что курение, употребление спиртных напитков, наркомания – это плохо. «Здоровый человек-здоровая нация».
5. Организовывать соревнования с обязательным включением – торжественного поднятия флага, исполнение гимна нашей страны, соблюдения дисциплины, спортивной этики и правил спортивных соревнований, справедливого судейства.
6. Ориентировать учащихся к подготовке к службе в армии. Характерно, что в последнее время увеличилось число юношей, не готовых к службе в армии ни физически, ни морально. Регулярные занятия по физической подготовке позволяют не только овладеть двигательными навыками, необходимыми для профессиональной деятельности, и развить физические качества, но и способствуют воспитанию патриотизма граждан, помогают закалить характер, подготовить себя к защите Родины.
7. Обучать учащихся не только популярным подвижным и спортивным играм, но народным играм. Создать копилку игр наших предков и содействовать их распространению среди подростков и молодежи.
В результате у обучающегося возникает потребность реализовывать свои возможности в различных направлениях общественной деятельности.
Воспитание патриота страны во внеурочной деятельности.
Внеклассная работа в школе представлена объединениями «Поиск» в рамках историко-краеведческого музея школы, также внеурочная деятельность в 4-6 классах по программе «Добрыня». На занятиях учащиеся знакомятся с историей народных игр. Изучают игры своих родителей, бабушек, дедушек. Игры проигрываются.
Внеклассные мероприятия требуют тщательной подготовки. В своей практике на занятиях часто использую форму телевизионных игр. В этом году селу Старая Кармала исполнилось 375 лет. Именно эта тема была заранее сообщена (за 2 недели до недели истории) учащимся и список литературы. Задача учителя - подготовить сценарий. Игра проводилась в 5-6 классах. Форму выбирали совместно с учениками. Свой выбор остановили по телевизионной программе «Умники и умницы». Подготовка к мероприятию шла долго: необходимо было подготовить оборудование, преобразить интерьер кабинета. В этом мне помогали учащиеся средних классов. На мероприятии присутствовали учителя, родители и при обсуждении были сделаны следующие выводы:
1) необычное мероприятие привлекло 100% учащихся;
2) оформление кабинета (цветные дорожки, медали, «ареопаг», трон для победителя и т.д. настроило учащихся на серьезный настрой;
3) при ответах чувствовалась серьезная самостоятельная подготовка учащихся.
Игра прошла на одном дыхании, каково же было удивление, когда победу одержал учащийся, занимающийся на «3» по истории. Недостатком данного мероприятия можно назвать участие в финальной игре всего троих участников.
Воспитание патриотов и граждан России должна способствовать систематическая и целенаправленная работа педагогического коллектива образовательного учреждения. В условиях глобализации наблюдается кризис духовно-нравственных оснований российского менталитета, увеличение фактов бездуховности, безыдейности в поведении молодежи (Л.И. Лубышева, 2001; Ю.Н. Москвичев, 2002). Именно поэтому воспитание человека культуры, гражданина и патриота России требует разработки и внедрения образовательно-воспитательных программ, подготовка кадров, обеспечение атрибутикой, видеоматериалом, периодикой, проведение мероприятий, основанных на патриотической ориентации современного отечественного образования. Это связанно с тем, что современное российское общество нуждается в человеке, способном успешно конкурировать на рынке труда, а это не возможно без развития у молодежи основных физических способностей, воспитания воли к достижению цели, самоутверждению, состязательности, здоровому образу жизни, психологической блокировки вредных привычек. Основной результат образования - воспитание патриота. А патриот, по мнению президента РФ В.В. Путина, это конкурентоспособный человек, умеющий использовать свои способности на благо государства.
Что касается людей относящихся к спортсменам, то в этой среде наблюдается подмена понятий в плане предназначения физкультуры и спорта. Очень важно, чтобы спортсмены и их тренера сознавали, что физическое совершенствование необходимо не только им лично - для медалей и званий, но в первую очередь готовит, и, что очень важно, обязывает их защищать рубежи своей Родины. Перефразируя классика можно сказать: чемпионом можешь ты не быть, но патриотом быть обязан!
Список использованной литературы.
- Федеральный закон об образовании, принят Государственной Думой 21.12.2012г, одобрен Советом Федерации 26.12.2012, подписан Президентом 29.12.2012г.
- В.И. Лях, А.А. Зданевич, Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов. М.: Просвещение, 2012.
3. Масов А.М. Воспитываем патриотов.\Физическая культура в школе. №1 2002г., с.68-70
4. Соловьева И.А. Хочешь быть сильным? Это просто. Но трудно.\Физическая культура в школе. №5 2001г., с.59-65
5. Мишин И.Н. И перестанем вздыхать по чувству патриотизма.\Физическая культура в школе. №6 2001г., с.14-15.
6. Настольная книга учителя физкультуры. Сост. Б.И. Мишин М.,2003
7. Сейненский А.Е. Родной край: страницы истории. М., 1994.
8. Письмо Министерства образования РФ от 02 апреля 2002 г. №13-51-28/13 "О повышении воспитательного потенциала образовательного процесса в общеобразовательном учреждении";
9. Письмо Министерства образования РФ от 15 января 2003 г. №13-51-08/13 "О гражданском образовании учащихся общеобразовательных учреждений Российской Федерации";
10. Письмо Министерства образования РФ от 10.05.2001г. №22-06-626 "Об официальных ритуалах в общеобразовательных учреждениях, связанных с применением государственных символов РФ";
11. Программа Федерального агентства по образованию, реализуемой в рамках государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы»;
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Нравственное воспитание на уроках физической культуры.
Нравственное воспитание на уроках физической культуры.На уроках физической культуры воспитывается внимание, дисциплинированность, воля, бережное отношение к имуществу, а также чувство дружбы, то...
Доклад на районное методическое объединение учителей физической культуры "Патриотическое и нравственное воспитание на уроках физической культуры"
Патриотическое воспитание в нашей школе, являясь одним из направлений воспитательной работы, представляет собой организованный процесс педагогического воздействия на сознание, чувства, волю, психику у...
Презентация по теме "Система патриотического воспитания на уроках физической культуры"
Презентация по теме "Система патриотического воспитания на уроках физической культуры"...
Система оценивания обучающихся на уроках физической культуры (доклад)
Большинство школьников не имеют устойчивого интереса к занятиям физической культурой и не осуществляют систематический контроль уровня своего физического развития. Именно это является одной из основны...
Статья "Психологические основы воспитания на уроках физической культуры"
Традиционно каждый урок любого учебного предмета должен ставить перед собой задачи не только обучения, но и воспитания, а также развития, легче и естественнее всего это осуществляется на уроках физиче...
Статья "Патриотическое воспитание на уроках физической культуры"
О развитии духовно-нравственных, патриотических качеств у школьников на уроке физкультуры...
нравственное воспитание на уроках физической культуры
нравственное воспитание на уроках физической культуры...