Обобщение опыта работы
методическая разработка по физкультуре по теме
Обобщение опыта работы по теме: "Психологическая атмосфера урока в рамках здоровьесберегающих технологий"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
psihologicheskaya_atmosfera_uroka_v_ramkah_zdorovesberegayushchih_tehnologiy.doc | 60.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Из опыта работы учителя высшей квалификационной категории Долженковой Марины Михайловны.
«Психологическая атмосфера урока в рамках здоровьесберегающих технологий»
Я уже много лет работаю в школе, и моя педагогическая деятельность целиком направлена как на разработку новых подходов в решении образовательных, воспитательных и оздоровительных задач, на достижение оптимального уровня обученности, воспитанности обучающихся, так и на обеспечение условий для сохранения и укрепления здоровья.
Здоровье – это состояние полного духовного, физического, социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов. В настоящее время одной из актуальных проблем образования является совершенствование физического воспитания школьников посредством внедрения в учебный процесс здоровьесберегающих технологий. Под здоровьесберегающими технологиями понимается комплекс мероприятий, проводимых с целью оздоровления обучающихся и профилактики болезней. Появление данного направления обусловлено постоянно снижающимся уровнем здоровья обучающихся, а кто, как не учитель физической культуры, должен прикладывать максимум усилий, чтобы исправить это положение.
Занятия физической культурой в школе имеют реальный шанс повлиять, прежде всего, на уровень физического здоровья школьников – уровень роста и развития органов и систем организма, основу которого составляют функциональные резервы, обеспечивающие адаптационные реакции. И моя главная задача состоит в том, чтобы не только сохранить здоровье школьников на период обучения, но и улучшить его.
В своей работе я постоянно разрабатываю модели здоровьесберегающей среды, наиболее значимыми компонентами пользуюсь в физическом воспитании обучающихся на уроке:
- знакомлюсь с результатами медицинских осмотров детей и
учитываю их в учебно-воспитательной работе;
- выполняю общепринятые санитарно- гигиенические мероприятия
(проветриваю помещение, организую влажную уборку, соблюдаю
световой режим);
- знакомлю обучающихся с правилами техники безопасности при
занятиях гимнастикой, лёгкой атлетикой, спортивными играми и
строго слежу за их соблюдением;
- определяю нагрузку на уроках физической культуры и её
дифференциацию с учётом возраста, физического развития и
состояния здоровья детей;
- систематически провожу просветительские мероприятия по
здоровому образу жизни и личной гигиене;
- провожу мониторинг физической подготовленности обучающихся
и уровня здоровья в начале, середине и в конце года;
- применяю физические упражнения для профилактики заболеваний;
-формирую положительные мотивации к учёбе(педагогика успеха)
- создаю благоприятную психологическую атмосферу урока.
И тема моего выступления на педагогическом совете: «Психологическая атмосфера урока в рамках здоровьесберегающих технологий».
Из чего же складывается психологическая атмосфера урока? А складывается она из взаимоотношений на уроке «учитель – ученик», «ученик – ученик» и осуществления совместной деятельности для достижения общего результата.
Атмосфера дружелюбия, уважения – то, что сохраняет наше здоровье и здоровье наших детей, наше плохое настроение, которое выливается в раздражение, окрик, равнодушие – то, что разрушает их психику и даёт пример безнравственного поведения.
Психологический комфорт, атмосфера дружелюбия, душевности, уважения – всё это формирует учитель. С одной стороны, таким образом решается задача предупреждения утомления обучающихся, с другой – появляется дополнительный стимул для раскрытия творческих возможностей каждого ребёнка.
В своей практике для того, чтобы сохранить психическое здоровье детей, я использую на уроке принципы педагогики сотрудничества: полноценное межличностное общение, построенное на уважении к чужому мнению, на доверии, на освобождении учеников и учителя от взаимных подозрений, недоброжелательства, неискренности и страха.
Здоровая атмосфера и благоприятный климат на уроке создаются благодаря ряду факторов, которые многое решают в сложном деле обучения и воспитания обучающихся.
Первый фактор – это улыбка и шутка учителя. Чтобы обучающийся мог комфортно себя чувствовать на уроке, нужно снять эмоциональное напряжение. Установлено экспериментально и подтверждается практикой, что улыбка, шутка, хорошее настроение помогают в работе и жизни. И каждый учитель, не только физической культуры, должен встречать детей естественной приветливой улыбкой, которая повысит настроение окружающим, подкрепит чувство уверенности и спокойствия.
Улыбка и шутка – возбудители положительных эмоций. У радостно настроенного занимающегося глаза излучают доброту, движения точные и выразительные, дети легко включаются в предстоящую работу и физическую нагрузку выполняет легко и непринуждённо, в этот момент у их обострённое восприятие слов, сказанных учителем, снижается излишнее нервное напряжение, отодвигается утомление.
Шутка учителя, вызвавшая смех в самых различных ситуациях, разгоняет скуку, помогает преодолеть чувство неловкости. Поэтому на своих уроках я стараюсь больше шутить, но при этом знаю, что шутка хороша только в том случае, когда понятна и добра, уместна и не обидна особенно по отношению к «трудным» обучающимся, не имеющим успехов в спортивных занятиях. Пошутить с ними можно, но не осуждая их, а дружески упрекая за слабое старание.
Во время занятий в моём арсенале существует несколько улыбок – приветливая, нежная, радостная и сдержанная, которые я использую в зависимости от той или иной ситуации. Приветливой улыбкой встречаю детей, входящих в спортивный зал на урок. Нежной – когда обучающиеся хорошо и с полной отдачей выполняют упражнения, и я испытываю удовлетворение от урока. Радостно улыбаюсь тогда, когда ребёнок приложил максимум усилий и выполнил то упражнение, которое раньше боялся или не мог выполнить в силу своих физических возможностей. Сдержанно улыбаюсь тем детям, которые вроде бы и выполнили хорошо упражнение, но, имея хорошие физические данные, могли выполнить его лучше.
Второй фактор – это слово. Хорошее слово, сказанное в адрес ученика, может творить чудеса и является главным инструментом для создания доброжелательного психологического климата на уроке и организации в классе развивающей среды. Я постоянно применяю методы поощрения, словесные одобрения. Такие простые выражения, как «Правильно», «Молодец», «Здорово» - это постоянная быстрая и объективная оценка детей учителем, которая формирует у обучающихся положительное отношение к исполнению заданий, создаёт основу для общественной активности.
Одних детей убеждаю в собственных возможностях, успокаиваю и подбадриваю, других – сдерживаю от излишнего рвения; третьих – заинтересовываю.
Третий фактор – это положительный эмоциональный фон. Создавая положительный эмоциональный фон стараюсь упражнения проводить в игровой или соревновательной форме, использую подвижные игры, эстафеты. При составлении комплексов включаю 1- 2 упражнения «смешных», вызывающих у обучающихся радость, проявления артистизма, постоянно чередую варианты построений и перестроений.
Нарушенное психоэмоциональное равновесие в поведении детей - тревожность, агрессивность, ссоры, конфликты, обидчивость, ревность – очевидная реальность современной школы, фон её учебного процесса. Учителя встречаются с этим ежеминутно, ежечасно, каждый день. И не секрет, что данные проявления снижают не только качество учебного процесса, но и влияют отрицательно на здоровье и школьников, и учителей. Вот и получается, что многие болезни школьников связаны с их психоэмоциональным состоянием. А профилактическую, упреждающую и оздоровительную функцию могут выполнять уроки физической культуры.
И следующий действенный фактор - это средства физической культуры, способ урегулирования конфликтов, эмоциональных перенапряжений, создания атмосферы доброжелательного настроя на занятиях. Под средствами физической культуры подразумеваются физические упражнения, которые я даю на уроке. За счёт действия физической нагрузки, происходит «сброс» избыточно накопившихся гормонов адреналина и норадреналина, происходит разрушение гормонального фона без вреда для организма. Поэтому каждый свой урок стараюсь провести максимально насыщенным, непохожим на другие, добиваюсь активной деятельности каждого обучающегося, учитываю его физическую подготовленность, уровень развития двигательных качеств и состояние здоровья. Делю класс на группы, разрабатываю для каждой своё задание, с определённой продолжительностью, интенсивностью выполнения упражнений, количеством повторений, дозировкой и интервалом отдыха, использую дифференцированный подход.
Таким образом, физическая нагрузка, которую они получают на уроке в непринуждённой и доброжелательной обстановке - это необходимая и действенная защита от проявления конфликтности, агрессивности и психологической напряжённости.
Пятый фактор – это радость успеха. Создавая условия для заинтересованного отношения к учёбе, я моделирую ситуации успеха, которые способствуют формированию положительной мотивации к процессу обучения в целом, тем самым снижая эмоциональную напряжённость, улучшая комфортность взаимоотношений всех участников образовательного процесса.
Предоставляю возможность каждому ребёнку пережить радость успеха вне зависимости от способностей и степени его подготовки. Это дается искусством дифференцированного обучения, чуткого и внимательного подхода к каждому ученику. Я стараюсь хорошо изучить индивидуальные особенности обучающихся, так как в каждом классе есть дети внимательные и рассеянные, активные и пассивные, интересующиеся физической культурой и относящиеся к урокам без особого интереса. На уроках создаю такие ситуации, в которых каждый обучающийся мог проявить себя с лучшей стороны и испытать пусть даже маленький, но успех.
При проведении упражнений в игровой или соревновательной форме слабых учеников распределяю по всем командам. В случае поражения команды это не так сильно отражается на их самолюбии, а в случае победы радость успеха делится на всех. При выполнении заданий в парах детей подбираю по силам, тогда им интересней выполнять то или иное упражнение, потому что они находятся в равных условиях и достижение успеха в этом занятии их главная цель.
Нередко в моей практике встречаются дети, которые неуверенно делают упражнения, требующие решимости и смелости. Чаще всего это бывает при выполнении упражнений в равновесии, в опорных прыжках. Это объясняется отсутствием у них уверенности в своих силах, боязнью упасть или неудачно сделать упражнение. Чтобы устранить этот психологический барьер, даю возможность выполнить упражнение в облегчённых условиях, с помощью и страховкой. Выполнив его, преодолев свою неуверенность и боязнь, ребенок находится в эйфории от своего успеха.
Иногда встречаются дети, которые не проявляют интереса к физической культуре, неохотно занимаются, а в физическом развитии не отличаются от большинства одноклассников. Здесь я, прежде всего, пытаюсь выявить причину подобного явления, стараюсь возбудить интерес ученика к физической культуре, а возбудить интерес можно тоже через радость успеха. Предлагаю ему продемонстрировать те упражнения, которые у него отлично получаются, тем самым даю ему возможность испытать радость успеха. И я не сомневаюсь, что ему захочется повторить этот успех снова и снова.
Также обращаю внимание на учеников, у которых имеется избыточный вес. Такие дети не выполняют некоторые нормативы, они не желают заниматься из-за своей неловкости. Но это не значит, что они бесперспективны в физическом развитии. Хорошие результаты могут быть получены, если привлечь таких детей помогать при проведении подвижных игр и эстафет. Вначале они помогают в судействе, затем, вовлекаясь в события, принимают участие в игре и перестают стесняться своей моторной неловкости. Продолжая таким образом заниматься на уроках, эти дети приобретают уверенность в своих силах и постепенно включаются в регулярные занятия и тоже, как правило, испытывают радость успеха того, что они наравне со всеми занимаются на уроке.
Шестой фактор - это дисциплина. Хорошая дисциплина - это результат высокой организации, требовательности учителя и деловой настрой обучающихся при выполнении учебных заданий учителя. Подлинная дисциплина обучающихся на уроке характеризуется их хорошим эмоциональным настроем, внутренней сосредоточенностью, но не скованностью. Когда на уроке есть радость общения, доверия и взаимопонимания между учителем и учеником, такое общение может характеризоваться как оптимистическое. Такое состояние отношений в коллективе А. С. Макаренко называл «мажорным». При этом у учащихся нет чувства страха, они уверены в себе, им присуща сознательная дисциплина, а значит, улучшается и психологическая атмосфера урока.
Вывод: таким образом, здоровая атмосфера и благоприятный климат на уроке создаётся гуманным отношением учителя к ученику. Только при системном подходе к обучению и воспитанию, построенному на стремлении педагога не нанести ущерб здоровью обучающихся можно добиться улучшения здоровья школьников. А это и является моей первостепенной задачей.
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №5»
города Курчатова Курской области
«Психологическая атмосфера
урока в рамках здоровьесберегающих технологий»
Подготовил: учитель
физической культуры
Долженкова М.М.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта работы классного руководителя "Работа классного руководителя с семьями учащихся с ОВЗ в условиях МСКОУ СКОШ VIII вида г. Арзамаса"
В данной статье обобщен опыт работы классного руководителя с семьями учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида....
"Формы и методы работы с одаренными детьми" обобщение опыта работы
обобщение опыта работы по теме "Формы и методы работы с одаренными детьми"...
Обобщение опыта работы учителя - логопеда по теме: "Диагностика развития школьников с отклонениями в развитии и использование результатов в организации индивидуальной коррекционно-развивающей работы с ними".
Ресурс содержит материал обобщения опыта работы учителя - логопеда по теме: "Диагностика развития школьников с отклонениями в развитии и использование результатов в организации индивидуальной коррекци...
Обобщение опыта работы заместителя директора по воспитательной работе
В концепции модернизации российского образования подчеркнута приоритетность задач воспитания подрастающего поколения. Современная жизнь с ее социально-экономическими реалиями требует новых подходов к ...
Обобщение опыта работы. Тема опыта: «Применение логопедического массажа как одного из актуальных методов современной логопедии с целью повышения эффективности коррекции речевых нарушений у детей-логопатов».
Свой опыт я построила таким образом, что он представляет собой обобщённую систему работы по применению элементов, а так же полных курсов логопедического массажа на индивидуаль...
Обобщение опыта работы. Изостудия МБОУ ДОД ДДК (из опыта работы по развитию творческой активности обучающихся)
Данные материалы адресованы тем, кто работает с детьми в образовательных организациях реализующих общеразвивающие программы в области развития декоративно-прикладного творчества, а также всем, кто инт...
Обобщение опыта работы по теме "Система работы учителя по подготовке к ГИА по информатике. Из опыта работы"
В статье обобщен опыт работы учителя по подготовке учеников к ЕГЭ по информатике. Рассматриваются особенности структуры КИМ, проблемы подготовки и пути их решения...