Спартианская технология
статья по физкультуре на тему

Ооржак Буян Алексеевич

Слово «спартианец» образовано от слова «СПАРТ» (SpArt), которое расшифровывается двояко: 1) как аббревиатура от «Союз Поклонников Активного Разностороннего Творчества»; 2) как производное от английских слов: Spirituality – духовность, «Sport» – спорт и «Art» – искусство.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл spartianskaya_tekhnologiya.docx28.49 КБ

Предварительный просмотр:

Главная цель спартианской социально-воспитательной технологии:

  • формирование и повышение ориентации детей, подростков и их родителей на такие черты, издавна присущие россиянину, как любовь к Родине, доброта, великодушие, милосердие, высокая духовность образованность, в сочетании с физической силой, здоровьем, двигательной культурой, талантливостью в различных видах творческой деятельности, т.е. целостное развитие личности;
  • создание «моды» на такое развитие личности;
  • содействие реальным достижениям детей, подростков и их родителей в таком развитии.

О такой целевой установке технологии свидетельствует и ее название – «СТАНЬ СПАРТИАНЦЕМ».

Слово «спартианец» образовано от слова «СПАРТ» (SpArt), которое расшифровывается двояко:

1) как сокращение, составленное из первых букв русских слов: «Союз Поклонников Активного Разностороннего Творчества»;

2) как производное от английских слов: Spirituality – духовность, «Sport» – спорт и «Art» – искусство.

Основные задачи спартианской социально-воспитательной технологии:

  • организации увлекательного, творческого, содержательного досуга и общения детей, подростков и их родителей;
  • их приобщение к здоровому образу жизни, физической культуре и спорту, формирование и развитие мотивации к самостоятельным занятиям, направленным на освоение ценностей физической и спортивно-гуманистической культуры;
  • формирование и развитие ориентации на самосовершенствование, самоактуализацию, гармоничное развитие, активное участие и проявление способностей в разнообразных формах творческой деятельности (научной, художественной, спортивной, экономической, технической, экологической и др.);
  • создание условий для того, чтобы дети и подростки могли попробовать свои силы и способности в этих видах творческой деятельности с тем, чтобы определить свои «плюсы» и «минусы», выбрать ту сферу деятельности, которая им больше всего нравится и в которой они с наибольшей отдачей могут проявить свои способности, наметить соответствующую программу самосовершенствования;
  • выявление творчески одаренных детей и подростков, обладающих уникальными знаниями, физическими, двигательными или художественными, творческими способностями, содействие полному раскрытию и применению этих способностей в науке, искусстве, спорте и других видах деятельности;
  • профилактика наркомании и других аспектов девиантного поведения детей и подростков;
  • содействие социальной адаптации и интеграции, преодолению социального отчуждения детей и подростков группы риска и социально-неуверенного поведения;
  • воспитание гражданского самосознания, патриотического чувства сопричастности судьбам России, гордости за нее, опираясь на примеры жизни и свершений выдающихся соотечественников, которые демонстрировали (демонстрируют) гармоничное развитие личности и высокие достижения в различных сферах творческой социально значимой деятельности;
  • формирование и развитие интереса детей, подростков и их родителей к национальным видам спорта, народным играм и развлечениям, национальным и народным культурным традициям, видам искусства, а вместе с тем воспитание в духе мира, демократии, прав человека и толерантности (терпимости) к представителям различных наций, культур.

Основные формы и методы спартианской социально-воспитательной технологии

Для решения указанных выше задач спартианская социально-педагогическая технология предусматривает комплекс социально-педагогических форм и методов.

Центральное место среди них занимают инновационные формы игровой деятельности, которая, как фундаментально обосновано в психолого-педагогической литературе, имеет огромный гуманистической социокультурный потенциал и является не только эффективным средством социализации, приобщения подрастающего поколения к идеалам и ценностям культуры, но также необычайно привлекательна для детей, подростков, молодежи, других лиц.

 

Известны слова Платона: «Игра – занятие, наиболее достойное для человека» и Ф.Шиллера: «Человек играет только тогда, когда он в полном значении слова человек, и он бывает вполне человеком лишь тогда, когда играет».

Возможны различные формы игровой деятельности. В настоящее время, например, широкое распространение получили ее пошлые, грубые, агрессивные формы, противоречащие критериям нравственности и эстетики. Спартианская технология, разумеется, предусматривает отказ от такого рода антигуманных форм игровой деятельности.

Все более популярными являются также соревновательные формы игровой деятельности, проводятся различные соревнования и конкурсы, в ходе которых выявляются победители и побежденные. Такой подход основан на признании важной позитивной роли соперничества в жизни людей. Оно действительно способно выполнять важные социокультурные функции: при определенных условиях позволяет сравнивать качества (способности) соперничающих сторон, оценивать их по определенным показателям и тем самым побуждает людей к активности, к формированию и развитию, совершенствованию своих способностей.

Но имеются и противники соревновательных форм игры. Полагают, что всякое соперничество, в том числе игровое (например, спортивное), оказывает негативное влияние на личность и социальные отношения: приводит к развитию негативных качеств личности, таких, например, как эгоизм, агрессивность, зависть и др., формирует порочное раз-деление людей на победителей и проигравших, тем самым наносит вред сотрудничеству, содействует разрушению социальных отношений, а потому не должно использоваться в системе гуманистического воспитания. Негативное отношение к соревнованиям (в том числе спортивным) в системе воспитания детей высказывал и основоположник научной системы физического воспитания в России П.Ф. Лесгафт. П. де Кубертен, возродивший древнегреческую агонистику в форме современных Олимпийских игр, вместе с тем категорически возражал против включения в их программу детских соревнований. Негативное отношение ко всяким соревнованиям, включая спортивные, лежит в основе широко используемых в настоящее время идей вальдорфской педагогики и педагогических идей школы Монтессори.

В основе спартианской технологии лежат следующие основные положения по дан-ной дискуссионной проблеме.

1. В процессе социализации детей и подростков целесообразно использовать и сотрудничество, и соперничество, т.е. их гармоничное сочетание.

2. Важно не только (и даже не столько) научить участников соперничества побеждать (такой подход преобладает в настоящее время в теории и практике педагогической деятельности), но также (причем, в первую очередь) воспитать у них систему связанных с ним и гуманистически ориентированных ценностей, знаний, умений, интересов, потребностей, т.е. культуру игрового соперничества. Эта культура предусматривает не пассивное, а активное участие в соревновании, стремление проявить мужество, волю, настойчивость, выложиться «до конца» для победы, но сохраняя при этом ориентацию в первую очередь на высоконравственное поведение.

Если в процессе воспитания детей и подростков не ставится и не решается задача воспитания такой культуры, они оказываются предоставленными сами себе в их отношении к соперничеству, а потому чаще всего у них стихийно формируется поведение в соревновании, не соответствующее, а иногда и прямо противоречащее педагогическим принципам и требованиям гуманистической педагогики и психологии.

3. Следует учитывать возможность не только позитивного, но и негативного влияния игрового соперничества на личность и социальные отношения.

В работах автора спартианской технологии впервые обосновано положение о том, что характер и степень этого влияния существенным образом зависит от способа организации игрового соперничества.

Способ организации игрового соперничества – это принципы подхода к формированию программы соревнования и способа его проведения, состава участников, системы выявления и поощрения победителей (выбор тех ценностей, норм и образцов поведения, которые поощряются в ходе соревнования, характер этих поощрений и т.д.).

Программа соревнования может быть сориентирована, например, на узкую специализацию способностей участников или на их разносторонние способности, система поощрения победителей может быть только моральной или также и материальной, состав участников может быть ограничен только лицами определенного пола, возраста, подготовленности, а может не иметь таких ограничений и т.д.

Способ организации игрового соперничества определяет субъективную позицию его участников и педагогов: какие задачи они ставят в этом соперничестве, что для них является наиболее важным, значимым в соревновании, как, каким образом и для каких целей они используют его, и т.д., а тем самым характер и степень как позитивного, так и негативного влияния игровой деятельности на личность и социальные отношения.

При проведении спортивных соревнований, художественных, научно-технических и других конкурсов обычно применяется такой способ игровой организации соперничества и сотрудничества (назовем его традиционным), для которого характерны следующие основные принципы.

  • Участники соревнования распределяются по группам (с учетом пола, возраста, уровня подготовленности и т. д.), и соревнования проводятся раздельно в этих группах (в частности, лица, имеющие ограниченные возможности – инвалиды, соревнуются отдельно от других).
  • В соревнованиях команд каждая из них, как правило, составляется из представите-лей одной страны, одного региона, города, учебного, трудового, спортивного коллектива.
  • Программа соревнований строится таким образом, что предполагает узкую специализацию участников в каком-то одном виде игровой деятельности (например, в беге, плавании и т. п.) или нескольких ее видах, но в основном требующих проявления «односторонних» (например, физических – в легкоатлетическом десятиборье или интеллектуальных – в шахматах) способностей. При таком подходе спортивное соревнование, например, изолируется от художественных, научных и других творческих конкурсов, хотя и может дополняться культурной программой (концертами и т. п.).
  • По итогам соревнования всем участникам присваивается определенное место, при-чем количество мест равно количеству участников. При определении мест участников учитываются только их результаты и соблюдение правил вида спорта; не принимаются во внимание нравственные аспекты поведения. На одно место не может быть поставлено несколько участников: ставится задача на основе одного основного или ряда дополнительных критериев сравнить их результаты и, учитывая разницу (даже минимальную) по каким-то показателям, обязательно выяснить, у кого результат лучше, а у кого – хуже.
  • Лица, занявшие первое место или несколько первых мест (как правило, три первых), всемерно восхваляются и поощряются (в том числе призами и наградами, имеющими большую материальную ценность), тогда как другим обычно достаются лишь упреки, насмешки и т. п.
  • Предусматривается ограниченный круг форм и методов организации сотрудничества участников соревнования: как правило, это лишь такие формы, как кооперация и взаимопомощь участников «своей» команды, а также общение с участниками других команд.

В соответствии с таким способом организации соперничества и сотрудничества на соревнованиях (например, спортивных), строится и вся подготовка к ним.

Традиционный способ позволяет успешно решать ряд социально-педагогических задач: вырабатывает у участников соревнования стремление к постоянному совершенствованию, формированию и развитию волевых и ряда других психических качеств, улучшению своих результатов, повышает зрелищность соревнований и т. д. Но он имеет существенные негативные аспекты.

Негативные аспекты традиционного способа организации соперничества:

– развивает у участников соревнования желание любой ценой – даже за счет здоровья и нарушения нравственных принципов – добиться победы, продемонстрировать свое превосходство над другими, завоевать ценные призы, получить другие связанные с победой материальные блага, приобрести славу и т.д.

– содействует одностороннему развитию участников, ограничивает проявление их творческих способностей,

– приводит к формированию таких негативных качеств личности, как эгоизм, агрессивность, зависть и др.,

– затрудняет социальную интеграцию лиц с ограниченными возможностями, поскольку изолирует от лиц, не имеющих таких ограничений и т.д.

– при традиционном способе сотрудничество не играет существенной роли во взаимоотношении соперников по соревнованию.

Значит, для полноценной и эффективной реализации позитивного потенциала и минимизации негативных аспектов соперничества недостаточно разъяснительной работы, лозунгов, призывов и т.д. Необходим иной способ организации игрового соперничества, который не противоречит, а содействует решению задач гуманистической социализации, позволяет максимально полно и эффективно реализовать гуманистический идеал целостного развития личности, а также предотвращает возможность негативного влияния соперничества на личность и социальные отношения.

Автором спартианской технологии разработан инновационный способ организации игрового соперничества, который удовлетворяет этим требованиям. Для этого (спартианского) способа организации соперничества и сотрудничества в игровой деятельности характерны следующие основные принципы.

1. Инновационный подход к соревновательной программе игр. Она должна включать в себя комплекс таких спартианских состязаний и конкурсов, которые:

  • предполагают не просто следование инструкциям по выполнению заданий организаторов, а творческое выполнение этих заданий, т.е. призваны содействовать проявлению и развитию творческих способностей участников;
  • являются уникальными по сравнению с обычными, традиционными соревнования-ми по тем или иным видам спорта, с художественными конкурсами в различных видах искусства (пении, танцах, рисовании и т.д.) и другими аналогичными соревнованиями и конкурсами;
  • требуют от участников проявления многосторонних качеств и способностей – физических качеств, спортивного и художественного мастерства, юмора и др., их проявления в разных видах творческой деятельности и тем самым позволяют сравнить и оценить уровень целостного (гармоничного и разностороннего) развития участников.
  • должны быть сбалансированы (представлены в равной мере) соревнования, которые требуют от участников физической подготовленности, спортивного и художественного мастерства, творческих способностей, юмора, знаний и т.д., чтобы исключить возможность достижения победы за счет развития каких-то одних качеств и способностей;
  • позволяют принимать в них участие лицам разного пола, возраста, физического состояния и т.д., включая лиц с ограниченными возможностями;
  • должны содействовать приобщению участников к национальной культуре, их патриотическому воспитанию, а вместе с тем воспитанию уважения к ценностям других культур, идеологий, верований.

Запрещается включать в программу игр соревнования, которые угрожают здоровью участников, унижают достоинство личности и т.д.

2. Инновационные принципы определения и поощрения достижений участников игр («спартианские почести»):

  • При оценке выступления участников прежде всего оценивается (на основе четких критериев) их поведение.
  • Принимаются во внимание индивидуальные особенности каждого участника (пол, возраст, наличие инвалидности, ее характер и т.д.).
  • При выявлении победителей отдельных соревнований, конкурсов и Игр в целом учитываются лишь существенные различия в результатах участников. Поэтому количество мест, которые они могут занимать, незначительно (как правило, их не больше пяти) и на каждом месте может быть не один, а много участников.
  • При определении победителей Игр в целом учитывается выступление участников во всех состязаниях и конкурсах, включенных в программу.
  • Кроме того, поощряются: преодоление участником результатов, которые он сам показывал раньше, нравственное поведение, красота действий и поступков, творчество, юмор, активность, физическая культура, спортивное мастерство, эстетическая куль-тура, знания, внешний вид и т.п.

3. Инновационный подход к организации сотрудничества участников игр.

  • Проведение соревнований и конкурсов, в которых отсутствует разделение участников на победителей и побежденных, акцент смещается с результата на процесс игры, придумывание игр, юмор, творчество и т.д.
  • Организация «кооперативных игр» – из всех участников создается новая единая команда и «суммированные» результаты участников этой команды (например, в прыжках в длину или в высоту) сопоставляются с теми, которые все они показывали раньше.
  • Использование «принципа ротации» между командами – обмен игроками между командами – например, участнику разрешается переход из своей команды в другую, которая занимает более низкое место, с целью оказать ей помощь.
  • Положительная оценка соперника. После каждого соревнования (конкурса) слово предоставляется капитанам команд для того, чтобы они сказали, что, по их мнению положительного было в выступлениях их соперников. Запрещаются негативные оценки.
  • Команды со «смешанным» составом. В программу включается хотя бы одно соревнование (например, эстафета) между новыми командами со «смешанным» составом, когда каждая из этих новых команд включает в себя представителей основных команд.

Реализация данных принципов позволяет создать на играх уникальную атмосферу дружбы, сотрудничества.

4. Инновационный подход к составу участников игр. Реализация указанных принципов к программе и определению победителей игр позволяет реализовать такой уникальный подход к составу участников игр, согласно которому в играх участвуют и на равных соревнуются друг с другом лица разного пола, возраста, физического состояния и т.п., в том числе лица с ограниченными возможностями (инвалиды) и те, кто не имеет таких ограничений. Такой состав участников игр содействует их общению и взаимопониманию. Лица с ограниченными возможностями не чувствуют себя «ущербными», «больными», «инвалидами». Разнообразие соревнований и конкурсов, отсутствие жесткой конкуренции при сохранении состязательности, многообразные формы сотрудничества, учет инвалидности при определении победителей, дружественная атмосфера – все это содействует созданию у них положительного Я–образа, адекватной самооценки, ощущения безопасности, психологического комфорта.

Изложенное выше свидетельствует об уникальности спартианского способа организации игрового соперничества. По всем параметрам он отличается от способа, который обычно используется при проведении спортивных соревнований, художественных и других конкурсов. А самое главное состоит в том, что он не противоречит, а содействует решению задач гуманистической социализации, а также предотвращает возможность негативного влияния соперничества на личность и социальные отношения.

Поэтому спартианская социально-воспитательная технология при проведении игр предусматривает именно этот уникальный способ организации соперничества в интеграции с сотрудничеством. Такой подход к организации игровой деятельности лежит в основе Спартианских игр, которые являются важным элементом комплекса форм и методов спартианской социально-воспитательной технологии.

Данная технология предусматривает различные формы Спартианских игр – с учетом условий, сроков и задач их проведения, возраста и других особенностей участников Игр.

Два вида Спартианских игр выделяются на основе учета отличия используемого на этих Играх способа организации соперничества и сотрудничества от традиционного.

Первая разновидность Спартианских игр – «СПАРТ-КРЕАТИВ-ИГРЫ» (СКИ).

Все аспекты организации этих Игр – определение программы, системы определения и поощрения достижений, состава участников и т.д. – строятся на основе спартианских принципов инновационного способа организации соперничества и сотрудничества.

В частности:

  • в программе должны быть творческие спартианские соревнования и конкурсы, а не традиционные спортивные соревнования, художественные конкурсы и т.д.;
  • система определения и поощрения достижений – при определении мест участников (причем, этих мест должно быть мало) сначала оценивать поведение, только существенные различия в результатах, не использовать балльную систему и т.д.
  • состав участников – участие инвалидов, создание условий, чтобы они могли на равных соревноваться с другими участниками и т.д.

Вторая разновидность Спартианских игр – «СПАРТ-СТАРТ-ИГРЫ» (СИИ). При определении программы, состава участников, победителей и т.д. используются лишь некоторые спартианские принципы, например:

  • В программе – традиционные спортивные соревнования по легкой атлетике, футболу и др.) и художественные конкурсы (певцов, танцоров и др.), конкурсы знатоков и т.п., а уникальные спартианские соревнования и конкурсы почти (или совсем) отсутствуют.
  • В программе Игр и традиционные, и новые соревнования и конкурсы, но в отличие от спартианских творческих соревнований и конкурсов они предполагают точное следование инструкциям по выполнению заданий организаторов.
  • Программа Игр не предусматривает инновационные формы и методы повышения ориентации участников на сотрудничество.
  • В программе только несоревновательные игры (без определения победителей).
  • Используемая система определения победителей предусматривает использование балльной системы оценки на основе учета только результатов участников и соблюдения правил – без оценки поведения.
  • В состав участников включаются инвалиды, но они соревнуются отдельно от других участников и т.д.

Определенные разновидности Спартианских игр связаны с различным подходом к программе Игр с точки зрения ее адекватности спартианскому идеалу целостной личности:

«СПАРТ–двоеборье»: Спорт + Искусство (спортивные игры и соревнования + игры и соревнования, связанные с искусством).

«СПАРТ–троеборье»: Спорт + Искусство + Наука/Интеллект (спортивные игры и соревнования + игры и соревнования, связанные с искусством + игры и соревнования, связанные с научным/интеллектуальным творчеством);

«СПАРТ–четырехборье»: Спорт + Искусство + Наука + Техническое творчество (спортивные игры и соревнования + игры и соревнования, связанные с искусством + игры и соревнования, связанные с научным и техническим творчеством);

«СПАРТ–пятиборье»: Спорт + Искусство + Наука + Техническое творчество + Медицина (спортивные игры и соревнования + игры и соревнования, связанные с искусством + игры и соревнования, связанные с научным и техническим творчеством, а также с медициной) и т.д.

Важно отметить доступность в организации Спартианских игр и участия в них. Эти игры могут проводиться (и желательно их проводить) не только в спортивном зале, но и на природе. Для их проведения не нужно иметь дорогостоящее спортивное оборудование;

Для решения указанных выше задач спартианская технология предусматривает использование не только Спартианских игр, но комплекса других форм и методов, основанных на интеграции спорта с искусством, в том числе:

  • создание спартианских клубов, школ, игротек;
  • организацию игровых оздоровительных лагерей;
  • духовно-нравственный Кодекс поведения (Спартианский кодекс чести);
  • систему призов и наград для поощрения высоконравственного и эстетического по-ведения, красоты действий и поступков в соревнованиях, гармоничного и всестороннего развития личности;
  • новое гуманистическое движение «СПАРТ» (спартианское движение) и др.

Кто может, кому интересно и полезно участвовать в акциях и мероприятиях спартианской социально-воспитательной технологии

Одна из важных особенностей Спартианских игр, клубов, игровых оздоровительных лагерей и т.д. состоит в том, что их участниками могут быть лица разного возраста, пола, различной физической, спортивной и художественной подготовки, разных интересов, занятий и т.д., в том числе: дети, подростки и их родители; спортсмены; лица, увлекающиеся искусством (или техникой, наукой и т.д.); лица с ограниченными возможностями (инвалиды) и т.д.

Насколько детям, подросткам и их родителям интересно и полезно участие в спартианских акциях?

  • Спартианские игры, клубы, игровые оздоровительные лагеря и т.д. представляет интерес для тех детей, подростков и родителей, кто любит отдых, развлечение, игры (особенно новые, необычные), а также общение с друзьями и природой, хотел бы участвовать в соревнованиях, но по состоянию здоровья, физической подготовленности и т.д. боится соперничества, опасаясь проиграть и испытать чувство унижения.
  • Участие в спартианских акциях помогает решить и очень важный для каждого ребенка вопрос: в какой сфере деятельности (спорте или искусстве и т.д.) лучше применить свои силы и способности, чтобы это было интересно и полезно и чтобы на основе этого можно было заслужить уважение не только других людей, но и самого себя.
  • Участвовать в спартианских акциях интересно и тем лицам, кто уже избрал для себя определенный вид деятельности (даже профессии), добился в ней успехов, но вместе с тем желает попробовать свои силы и способности в других сферах деятельности или во-обще стремится органично сочетать в своей жизни разные увлечения, добиться успеха в разных сферах деятельности, не связывая себя только какой–то одной из них: чтобы из-бежать «профессионального кретинизма» (выражение К. Маркса), не принадлежать к числу «специализированных идиотов» (выражение олимпийского чемпиона и известного со-временного философа из Германии Г. Ленка) или просто потому, что не любит однообразия. Например, кто-то активно занимается спортом, но хотел бы испытать себя в области искусства, проверить и улучшить свой интеллект, творческие и другие психические способности. Или, допустим, кто-то увлечен искусством или наукой, техническим творчеством, а вместе с тем желает попробовать себя в определенном виде спорта, да и просто укрепить свое здоровье, стать более физически развитым.
  • Спартианские игры, клубы, игровые оздоровительные лагеря и т.д. представляют интерес и для тех детей, подростков, их родителей, кто осознает свои слабости, недостатки (а они есть у всех, ибо идеальных людей не существует), но не мирится с ними, «не ставит на себе крест», а хотел бы стать лучше.

Таким образом, трудно найти человека, которому неинтересно или нежелательно участие в Спартианских играх, клубах, игротеках и т.д.

Источник: http://pedsovet.su/publ/66-1-0-3825


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа для учащихся 5-11 классов «Спартианские игры»

Основной замысел проекта – разработка и внедрение в практику инновационных форм и методов гуманистического воспитания, оздоровления и организации досуга школьников, которые предполагают гуманизацию (п...

ПРОГРАММА СПАРТИАНСКИХ ИГР

Цель: стремление, привлечение внимания социума к проблемам школьных каникул; попытка выйти на новый уровень развития системы каникулярного досуга детей и подростков; поиск новых моделей и содержания д...

Спартианский гимн

Слова   моего авторского Спартианского гимна для Спартианского клуба....

Спартианские игры «Соревнования Поклонников Активного Разностороннего Творчества». Тема СПАРТ - КВЕСТА «Калининградский ритм» 03.12.2016г.

Цели и задачи: -физическое и духовно-нравственное воспитание учащихся;-пропаганда здорового образа жизни среди школьников;-повышение интереса детей и молодежи к физкультурно-спортивной, художественной...

Сценарий парада участников фестиваля , посвященного 25-летию спартианского движения в Саратовской области и 74- годовщине Победы в Великой Отечественной войне.

Сценарий  парада участников  фестиваля ,посвященного 25-летию спартианского движения в Саратовской областии 74- годовщине Победы в Великой Отечественной войне....