совершенствование методики обучения плаванию в общеобразовательной школе
методическая разработка по физкультуре на тему

Семенов Александр Александрович

Плавание является одним из эффективных средств укрепления здоровья, гармонического развития и физического совершенствования человека. Пребывание в воде оказывает положительное воздействие на терморегуляцию организма ребенка. Проведение занятий в воде повышает обмен веществ, способствует выработке адекватной реакции организма на повышенную теплоотдачу. Систематические занятия плаванием способствуют росту защитных сил организма ребенка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Программа курса повышения квалификации «Совершенствование методики преподавания плавания в общеобразовательных школах» разработана в соответствии с учебным планом для учителей физической культуры и инструкторов по плаванию. Она раскрывает содержание, структуру и объем учебной дисциплины, являясь нормативным документом для учебного процесса.

Программа подготовки слушателей включает лекционные, методические и практические занятия (на суше и в воде) по теории и методике преподавания плавания в общеобразовательной школе с учетом возрастных особенностей школьников. Представляется целесообразным дифференцировать содержание занятий по обучению плаванию с детьми разного возраста.

При работе с детьми младшего школьного возраста необходимо использовать широкий спектр поддерживающих и вспомогательных средств, делая акцент на приобретение прочных навыков освоения с водой, а также игровой метод, позволяющий наиболее эффективно обучать плаванию детей младшего возраста. Индивидуальный подход в обучении детей позволяет выявить двигательные предпочтения ребенка и определить способ, наиболее для него удобный. Большое количество освоенных простых движений и их сочетаний делает навык плавания более прочным и в дальнейшем обеспечивает качественное освоение спортивных способов плавания.

В работе с детьми среднего школьного возраста наряду с обучением спортивным способам плавания целесообразно использовать упражнения лечебного плавания с целью коррекции нарушений осанки и укрепления опорно-двигательного аппарата, так как именно в этом возрасте значительно возрастает количество детей, у которых отмечается искривление позвоночника.

В программу занятий по плаванию для школьников старших классов помимо совершенствования техники спортивных способов плавания предлагается обучение прикладным способам плавания, нырянию, способам транспортировки тонувшего и освоение азов доврачебной помощи пострадавшему.

1. Организационно-методический раздел

Цель курса – изучить методику обучения плаванию детей школьного возраста с учетом возрастных и индивидуальных особенностей.

Задачи курса:

- получение теоретических знаний о предмете и содержании курса, мерах безопасности и организации занятий с детьми;

- изучение техники спортивных и прикладных способов плавания, поворотов, учебных прыжков в воду, ныряния в длину, транспортировки тонущего;

- освоение методики обучения плаванию детей школьного возраста;

- изучение теории и методики лечебного плавания при нарушениях осанки;

- ознакомление с методами начальной тренировки в плавании;

- приобретение знаний о физиологических и психологических особенностях детского возраста;

- написание реферата по выбранной теме.

Место курса в профессиональной подготовке слушателя. Прохождение курса обеспечивает подготовку слушателей к работе по обучению плаванию детей школьного возраста с учетом физиологических и психологических особенностей детского организма.

Требования к уровню освоения содержания курса . Слушатели, посетившие лекционные, методические и практические занятия, осваивают содержание курса полностью.

II . Содержание курса

В разделе 1 « Организация занятий по обучению плаванию детей младшего школьного возраста» даны сведения об основах техники спортивного плавания, раскрывается содержание основных принципов обучения технике плавания, раскрываются этапы обучения и задачи каждого из этапов. Подробно рассмотрены педагогические принципы обучения и значение их грамотного применения в практической работе с детьми младшего школьного возраста. Разъяснено значение использования игр в воде как одной из основных форм обучения детей плаванию.

В разделе 2 « Обучение плаванию учащихся средних классов с использованием средств оздоровительной направленности» представлены материалы по использованию средств плавания для оздоровления детей, имеющих нарушения осанки, а также профилактики возможных заболеваний опорно-двигательного аппарата.

В разделе 3 « Формирование прикладных плавательных умений и навыков у учащихся старших классов» рассматривается значение освоения основных навыков прикладного плавания (прикладные прыжки в воду, ныряние в длину и глубину, прикладные способы плавания на боку и брассом на спине, транспортировка тонущего, доврачебная помощь при утоплении) для учащихся старших классов общеобразовательных школ наряду с совершенствованием техники спортивных способов плавания. Слушателям предлагается материал по правилам безопасного поведения на воде и формированию ответственного отношения к личной безопасности.

Раздел 4 посвящен организации занятий оздоровительным плаванием в системе факультативных занятий в школе. Знания по использованию средств плавания в качестве мощного средства оздоровления позволят специалистам применять в своей работе со школьниками большой спектр упражнений в воде, направленный на исправление имеющихся нарушений в состоянии здоровья и профилактику возможных отклонений. Проведение занятий оздоровительным плаванием с использованием игрового метода позволяет решить ряд задач: улучшение здоровья детей и подростков, повышение их эмоционального состояния, дальнейшей мотивации к занятиям плаванием

Разделы курса включают: введение в предмет, начальное освоение с водой, изучение техники облегченных и спортивных способов плавания, учебных прыжков в воду, методики обучения плаванию, основы лечебного плавания при нарушениях осанки, игры в воде, основы прикладного плавания и начальную тренировку в плавании.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

" Методика обучения плаванию детей дошкольного возраста"

Плавание не только полезно для оздоровления и  физического развития человека. Умение плавть является навыком  , необходимым человеку в самых разнообразных ситуациях.Отсюда важное значение...

Методика обучения плавания

В методике особый упор сделан на обучение плаванию в любых условиях по одной общей схеме — через обучение дыханию,   т. е. на основе обучения именно спортивным способам плавания....

Техника и методика обучения плаванию способом кроль на груди

Кроль – наиболее популярный и быстрый спортивный способ плавания. В тех видах соревнований, в которых разрешается плыть способом по выбору (вольным стилем), спортсмены предпочитают плыть кролем на гру...

Современная методика обучения детей плаванию в общеобразовательной школе.

Современная методика обучения детей плаванию в общеобразовательной школе.Эффективность руководства учащимися на уроках плавания за­висит от знания преподавателем методики обучения плаванию, от...

Техника и методика обучения плаванию способом кроль на груди

Методическая разработка "Техника и методика обучению плаванию способом кроль на груди"....

Методика обучения плаванию способом брасс.

Брасс — один из популярных способов плавания. Возможности его применения многогранны.Так, хорошо известно оздоровительное значение плавания брассом, благоприятное гигиеническое воздействие его н...