Физическое воспитание детей в семье
статья по физкультуре на тему

Исследования свидельствуют о том, что современные дети в большинстве своём испытывают двигательныцй дефицит, т.е. количество движений, производимых ими, ниже возрастной нормы. И это оказывает отрицательное влияние на их организм. Более того, двигательный дефицит приводит и к более выраженнным функциональным нарушениям в организме ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fizicheskoe_vospitanie_detey_v_seme.docx20.8 КБ

Предварительный просмотр:

ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ В СЕМЬЕ.

В укреплении здоровья населения, гармоничном развитии личности, в подготовке молодёжи к труду и защите Родины возрастает значение физической культуры и спорта. Надо поставить дело так, чтобы каждый человек смолоду  заботился о своём физическом совершенствовании, обладал знаниями в области физической культуры и спорта. Роль семьи в физическом воспитании детей, как известно, велика и ответственна. Родители и лица их заменяющие, - обязаны: Заботится о физическом развитии и укреплении здоровья детей. В домашнем быту должны создаваться благоприятные условия для сохранения и укрепления здоровья, роста и нормального физического развития детей, что возможно лишь при целесообразно осуществляемом семейном физическом воспитании. Вот что пишет в одной из статей профессор С.В.Хрущёв «исследования свидетельствуют о том, что современные дети испытывают двигательный дефицит, т.е. количество движений производимых ими ниже возрастной нормы. И это оказывает отрицательное влияние на их организм».  Снижается сила и работоспособность скелетной мускулатуры, что ведёт за собой к нарушению осанки, искривлению позвоночника, плоскостопие, задержку возрастного развития быстроты, ловкости, координации движений, выносливости, гибкости и силы. А длительное пребывание в однообразной позе ( например, за партой в школе или за письменным столом дома) вызывает статическую нагрузку на определённые группы мышц, что приводит к их утомлению и усугубляет неблагоприятное влияние гипокинезии. Гипокинезия, вызывая развитие обменных нарушений и избыточное отложение жира, способствует заболеванию детей ожирением. У таких детей чаще регистрируются травмы, у них в 3-5 раз выше заболеваемость ОРЗ. В этой ситуации первыми должны бить тревогу родители. Обычно высказываются претензии в адрес учебных учреждений. Это там их ненаглядное чадо простужают и не дозакаливают. Там «черствые» педагоги недодают детям положенное здоровье. А часто ли вам приходится слышать, как родители винят себя сами? Дескать, это мы виноваты – мы недогрузили, не дозакалили или перекормили своего ненаглядного ребенка. Скорее всего, вы не припомните такого случая. Винят кого угодно, но только не себя.

 Первая предпосылка благотворного влияния семейного быта на здоровья детей – это создание гигиенически нормальных условий быта, соблюдение в домашнем быту правил личной и общественной гигиены. Сюда относятся:

        -Разумная организация режима жизни детей. Общий суточный режим(в течение суток правильное распределение времени сон, питания, различные виды деятельности отдыха.)

        -Соблюдение гигиенических требований предъявляемых к внешним условиям быта. Свежий воздух и чистота в помещениях, где отдыхают, занимаются, играют и спят дети; содержание в чистоте и исправности инвентаря для игр и упражнений Достаточное освещение  мест игр и занятий и т. д. В связи с этим одна из важнейших задач семьи состоит в том, чтобы привить детям с младенческих лет навыки личной и общественной гигиены вплоть до формирований устойчивых привычек. Одна из основных сторон физического воспитания детей в семье - закаливание с помощью естественных факторов природы. Целесообразно сочетать его с физическими упражнениями. По вопросам приёма детьми воздушных, солнечных, ванн и использование водных процедур родители могут получать рекомендации от врача и школьного учителя физической культуры.

        Физические упражнения в семейном быту школьника составляют существенное и необходимое дополнение к двигательному режиму детей, обеспечиваемому школой и внешкольными учреждениями. В условиях семейного воспитания чаще всего используются следующие физические упражнения и формы их применения:

        -Подвижные игры. Они организуются родителями или самостоятельно детьми. Родители обязаны следить за тем, чтобы игры, прежде всего, укрепляли здоровья, помогали развитию физических и психических способностей, а не носили развлекательный характер.

        –Утренняя  гимнастика. Дети до 7-9 лет занимаются обычно при непосредственной помощи старших, Мальчики и девочки с 10-11 лет должны уметь самостоятельно выполнять комплекс утренней гимнастики, но это не освобождает родителей от необходимости методической помощи и контроля.

        - Упражнения спортивного характера. Выбор их в определённой мере зависит от спортивных увлечений родителей и условий по месту жительства. В настоящее  время создаются  всё более благоприятные условия для самостоятельных  занятий детей (под руководством родителей) плаванием, бегом, катанием на коньках и лыжах, спортивные игры.

        -Прогулки и экскурсии. Они проводятся обычно в пределах одного дня. Дозировка нагрузки (протяженность маршрута, скорость передвижения и т. п.) устанавливается и зависимость от возраста детей по совету врача и методиста. В сочетании с прогулками (пешеходными, на лыжах, лодке, велосипеде) используются разнообразные упражнения на местности в оздоровительных и воспитательных целях.

        – Физкультминутки. Их основное назначение – активный отдых между приготовлениями уроков, заданных на дом,  Физкультминутка состоит из двух – трех простейших физических  упражнений, которые  рекомендуются выполнять детям 7-9 лет через 30-35 мин. непрерывных занятий, а ученикам более старшего возраста через каждые 45мин.  Физкультминутка  помогает «снять» умственное утомление, восстановить работоспособность, сохранить правильную осанку за столом во время чтения и письма.

        -Выполнение домашнего  задания по физической культуре. Родители должны контролировать правильность выполнения задания. Элементы их можно включить в виде дополнения к утренней гимнастике или физкультминуткам. Кроме того, дома могут проводиться индивидуальные дополнительные тренировки.  Юных спортсменов, систематически занимающихся в спортивных секциях или ДЮСШ. Важно чтобы такие занятия находили поддержку и внимание со стороны родителей (разрешения вопроса бюджета свободного времени, отдыха, питания, сна и др.). Ежегодно около 45 миллионов  детей  садятся за парты, и почти 13 миллионов из них посещают группы продлённого дня. С утра до вечера их окружают  учителя- специалисты по разным предметам, в том числе и по физкультуре. И у некоторых родителей появляется успокоительная  и, можно сказать,  расслабляющая мысль. Дескать, теперь мой ребёнок- школьник и все заботы  о нем берёт на себя школа. Там знают, сколько он должен двигаться , и т. д. но многие родители не знают, что уроки физкультуры восполняют дефицит двигательной активности и среднем лишь  11 процентов, два урока - на 22 процента, а за счёт чего, спрашивается, покрывать оставшиеся78 процентов? Школьная реформа предусматривает занятие физкультурой во внеурочное время. Уже много делается в этом направлении, но, как говорится, скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. Так что роль папы и мамы на школьном этапе не только не понижается, а даже повышается. Потому что дети растут и вместе с ростом закрепляются недостатки физического развития. В исследованиях специалистов приводится такая цифра:75 процентов болезней взрослых заложены в детские годы.

        Сотрудничество семьи школы и внешкольных учреждений в физическом воспитании детей осуществляется в разнообразных формах. Школа организует индивидуальные и групповые консультации, собеседования, доклады на родительских собраниях. Родителям сообщается результаты наблюдения врача за состоянием здоровья и физического развития каждого ребёнка, которая служит основанием для индивидуальных назначений детям режима, гигиенических процедур, физических упражнений педагоги знакомятся с бытом детей в домашних условиях, решают во время посещений семьи вопросы, касающиеся двигательного  домашнего режима школьника, созданию спортивного уголка в домашних условиях. Помощь родителей внешкольным  учреждениям  в работе по физическому воспитанию выражается, прежде всего, в содействии закреплению и развитию того, что дают эти учреждения детям, вовлекая их в систематические занятий физической культуры и спорта. Созданные родительские комитеты привлекают родителей к проведению оздоровительных и физкультурно-массовых мероприятий, оказывают помощь в воспитательной работе, в организации оздоровительно- спортивного лагеря, тренировочных сборов, проведению соревнований, показательных выступлений и т.д. Контакты семьи, школы и внешкольных учреждений в физическом воспитании детей составляют единую структуру социальной организации воспитания.        

        МНОГИЕ ЗНАЮТ ,КАК ПОЛЕЗНО ЗАНИМАТЬСЯ ФИЗКУЛЬТУРОЙ,КАК НЕОБХОДИМО ЗАКАЛИВАТЬСЯ,  ДЕЛАТЬ ЗАРЯДКУ ,БОЛЬШЕ ДВИГАТЬСЯ, БЫВАТЬ НА ВОЗДУХЕ, НО КАК ТРУДНО БЫВАЕТ ИНОГДА ПЕРЕСИЛИТЬ СЕБЯ, ВСТАТЬ ПОРАНЬШЕ,СДЕЛАТЬ НЕСКОЛЬКОУПРАЖНЕНИЙ,ОБЛИТСЯ ХОЛОДНОЙ ВОДОЙ МЫ ОТКЛАДЫВАЕМ ВСЁ ЭТО НА «ПОТОМ»,НА «КОГДА БУДЕТ ВРЕМЯ».А ЧТО,ЕСЛИ ПОПРОБОВАТЬ ЗАНИМАТЬСЯ ВМЕСТЕ, ВСЕЙ СЕМЬЁЙ? МОЖЕТ, ТОГДА БУДЕТ ЛЕГЧЕ?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад для родителей "Физическое воспитание детей в семье"

Доклад для родителей "Физическое воспитание детей в семье"...

Физическое воспитание детей в семье.

Здоровый ребенок. Что может быть важнее для родителей?"Здравствуйте!" - говорим мы при встрече.Здоровье человека делает жизнь по-настоящему прекрасной,...

Физическое воспитание детей в семье

Выступление на родительском собрании о правильном физическом  воспитании детей в семье....

"Физическое воспитание детей в семье"-консультация для родителей

материал для родителей обучающихся 1-9классов...

Выступление на методическом совете учителей физической культуры по теме: «Физическое воспитание детей школьного возраста в семье».

В данном выступлении  говорится о роли и значении семьи в физическом воспитании детей школьного возраста....