Значимость теоретических знаний на уроках физической культуры
статья по физкультуре (9 класс) на тему

Значимость теоретических знаний на уроках физической культуры

Скачать:


Предварительный просмотр:

         Для чего надо изучать теорию физической культуры на уроках?  Во-первых,  чтобы школьники не бездумно выполняли различные физические упражнения и задания учителя, а осмысливали свои действия, то есть осуществляли осознанный подход к овладению двигательными действиями и навыками.  Во-вторых,  осознание учеником,  зачем он это делает, на какие  группы мышц и системы организма влияют те или иные упражнения,  приводит к возникновению устойчивого интереса и служит предпосылкой к самостоятельным занятиям.  А если в семье есть младшие сестры или братья,    способствует их физическому воспитанию и приобщению к физкультуре и спорту.  Знания теории физической культуры могут использоваться учителем  как инструмент в формировании здорового образа жизни учащихся, постоянное к месту упоминание о вредном воздействии алкоголя и курения на растущий организм.  Но не в виде нотаций, а на  конкретных примерах воздействия на дыхательную и сердечно-сосудистую систему,  в формировании мускулатуры у мальчиков и красивой фигуры у девочек,  используя интерес учащихся к своей внешности.  При этом  попутно используются   межпредметные связи: знания из области анатомии и физиологии. Знания  истории Олимпийского движения помогают решать нравственные задачи в воспитательном процессе: воспитывать чувство гордости за свою страну, свой народ.  Но очевидно, что все теоретические знания должны преподноситься не отрывочными фрагментами, а нужна определенная система!

Я использую различные формы   приобретения  обучающимися  теоретических знаний . Во-первых – это работа с учебниками. В них даются в доступной степени знания об организме, здоровье,  о функциональных системах организма, соответственно каждому возрасту, комплексы утренних зарядок и т.п. Младшим  школьникам можно давать некоторые задания в виде рисунков, что  очень успешно в изучении видов спорта, классификации,  задание на правильное и неправильное питание,   режим дня и другое.  У нас в школе 3-й год  -  учебники для 1-4 классов ,  5-7,  и в этом году получены для остальных классов. Теоретические уроки стараюсь проводить  1 раз месяц. С младшими школьниками использую групповые задания  и индивидуальную работу. Например,  при изучении темы « Гимнастика»  (выполнение ОРУ ) класс делится на 3 группы. Одним предлагается нарисовать различные положения рук и ног,  другая группа словесно описывает упражнения,  которые третья группа учащихся выполняет на уроках,  согласно выполненным рисункам и текстам.  Индивидуальные  задания  применяю также  при изучении темы «Режим дня».  Дети описывали свой режим дня,   после чего сравнивали с образцом в учебнике. Затем  шло обсуждение. Работать с учебником можно и на  практическом  занятии. Перед началом основной части  ученик знакомится  в учебнике с техникой выполнения упражнения , например,  стойка на лопатках , ее правильное положение на рисунке . Затем  мальчики выполняют ее , а девочки исправляют ошибки . Потом ученики меняются ролями .В течение  урока работать с учебником могут и те учащиеся , которые после болезни не занимаются на уроке . Они получают оценку за усвоение того или иного теоретического материала . Использовать учебники можно и для подготовки  опережающих заданий . 2-3 ученика дома по учебникам готовят,  например,   выступление по правилам одной  из  спортивных игр ,  а затем выступают в роли судьи на уроке . В средних и старших  классах на теоретических уроках провожу лекции по темам , которые чаще встречаются на олимпиадах по ф.к. Также учащиеся готовят выступления по вопросам методики изучения технических действий , используя при этом учебник и сведения в интернете.  Интересно прошла дискуссия в 10 классе.  Изучая,  например,  тему

« Утренняя гимнастика – за  и  против  силовых упражнений». Ученики разбиваются по желанию на 2 группы и готовят с помощью учебников и других источников   материал по этому вопросу , приводят аргументированные доводы . Для подготовки  к олимпиаде по ф .к. , использую как уроки – лекции , так и решение тестовых заданий с последующей разборкой ошибок , чтобы ученики знали,  над каким разделом им предстоит работать.  И еще очень эффективная форма – это проектная работа.  Класс делится на 3-4 группы , которые выбирают  темы из предложенных учителем . Например : обучение техническим действиям в волейболе , баскетболе , футболе , л/атлетике , гимнастике и лыжной подготовке . На это отводится  2-3 недели в зависимости от уровня класса . Затем проходит защита проектов , демонстрация презентаций . Большую помощь оказывают мне учащиеся,  отнесенные к спец мед группе . Они готовят выступления по таким темам , как история олимпийского и паралимпийского движения, участие советских и российских спортсменов в Олимпиадах , закаливания организма , гигиены , оказания первой помощи , ТБ , правил спортивных и подвижных игр . Но разумеется , учебник не должен стоять на первом плане на занятиях по физической культуре . « Роль учебника вспомогательная : он вводит в какую – то проблему , тему , либо закрепляет ранее полученные знания , связанные с развитием мыслительных операций .  Теория не должна заменять практику,  но  в связи введением третьего урока физкультуры, необходимо более полное овладение теоретическими знаниями и использование для этого всевозможных форм и методов. Каждый педагог находит для себя свою систему работы , здесь нет какого – то четкого алгоритма ,но я считаю , что в этих учебниках ярко выражена практическая направленность .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

актуальность теоретических знаний на уроках физической культуры.

Необходимость теоретических знаний , в какой форме и для чего необходимы. Чему способствуют....

актуальность теоретических знаний на уроках физической культуры.

Необходимость теоретических знаний , в какой форме и для чего необходимы. Чему способствуют....

Тесты для проверки теоретических знаний обучающихся по физической культуре

Тесты для проверки теоретических знаний обучающихся по физической культуре...

Оценка теоретических знаний по предмету Физическая культура Тесты на основе шаблона Комаровского

Данный тест позволяет оценить теоретические знания по предмету.Могут быть использованы для подготовки к ВСОШ по физической культуре, для работы на уроке.Тема- История развития баскетбола...