Методика развития координационных способностей
статья по физкультуре по теме

Малов Михаил Константинович

1.Задачи развития координационных способностей

  2.Критерии оценки и формы проявления координационных

способностей                                                                          

 3.  Методика развития координационных способностей

  4. Психологические особенности юношей боксеров

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stati.docx23.58 КБ

Предварительный просмотр:

1. Задачи развития координационных способностей

При воспитании координационных способностей,решают две группы задач:

1) по разностороннему развитию;

          2) специально направленному их развитию.

Первая группа указанных задач преимущественно решается в дошкольном возрасте и базовом физическом воспитании учащихся.Достигнутый здесь общий уровень развития координационных споосбностей создает широкие предпосылки для последующего совершенствования в двигательной деятельности.

Особенно большая роль в этом отводится физическому воспитанию в школе.Школьной программой предусматривается обеспечение широкого фонда  новых двигательных умений и навыков и на этой основе развитие у учащихся координационных способностей,проявляющихся в циклических и ациклических локомоциях,гимнастических упражнениях,метательных движениях с установкой на дальность и меткость,подвижных,спортивных играх.

Задачи по обеспечению дальнейшего и специального развития  координационных споосбностей решаются в процессе спортивной тренировки и профессионально-прикладной физической подготовки.В первом случае требования к ним определяются спецификой избранного вида спорта,во втором-избранной профессией.

Решение задач физического воспитания по направленному развитию координационных способностей  прежде всего на занятиях с детьми (начиная с дошкольного возраста),со школьниками  и с другими занимающимися приводит к тому,что они:

 -значительно быстрее и на более высоком качественном уровне овладевают различными двигательными  действиями;

-постоянно пополняют свой двигательный опыт,который затем помогает успешнее справляться с заданиями по овладению более сложными в координационном отношении двигательными навыками:

-приобретают умения экономно расходовать свои энергетические  ресурсы в процессе двигательной деятельности:

          -испытывают в псисхологическом отношении чувства радости и удовлетворения от освоения в совершенных формах новых и разнообразных движениях.  

2. Критерии оценки и формы проявления координационных способностей

Критерии оценки-признак,на основе которого происходит оценка,определение или классификация чего-либо.Соответственно под критериями оценки координационных способностей следует понимать основные признаки,с помощью которых измеряется,оценивается уровень координационных возможностей человека и отдельных элементов,их составляющих.

В качестве главных критериев оценки координационных способностей выделяют четыре основных признака:правильность выполнения движений,когда движение приводит к требуемой цели (делает то,что нужно)быстроту результата,рациональность движений и действий (выполняет так,как нужно)двигательную находчивость,которая помогает человеку найти выход из любого сложного положения,неожиданно возникшего при выполнении действия.

Эти критерии имеют качественные и количественные стороны.К основным качественным характеристикам оценки координационных способностей относятся адекватность,своевременность,целесообразность и также инициативность,а количественным-точность,скорость,экономичность и стабильность (устойчивость) движений.Коротко проанализируем вышеперечисленные показатели.

 Координационные способности могут характеризоваться точностью оценки,отмеривания, и также воспроизведения различных параметров движений(временных,пространственно,временных,силовых),точностью реакции  движущийся объект,целевую точность.

 Экономичность движений как одно из свойств координационных способностей характеризуется отсутствием или минимум лишних,ненужных движений и минимально необходимыми затратами энергии.Она зависит не только от эффективности техники движений,но и от уровня физической подготовленности занимающихся.Ее определяют на основе соотношения результата деятельности и затрат на его достижения.

Стабильность-это такая малая вариативность основных биомеханических характеристик движений и результата,показанного в каком-либо упражнении.Она характеризуется малым диапазоном (разбросом,дисперсией) отклонений регистрируемых показателей.Чем меньше разброс,т.е. различие в показанных резуьтатах,тем выше стабильность.

Говоря о стабильности,имеют в виду,прежде всего,степень попадания результата или каких-либо характеристик в область значений с заданным расстоянием между ее границами.Чем уже эта область,т.е. чем ближе друг к другу ее верхняя и нижняя границы и чем больше процент попаданий рассматриваемого показателя в эту область,тем выше его стабильность.

Эффективность двигательной деятельности обусловлена не только стабильностью,но и надежностью исполнения упражнения.Эти показатели,несмотря на то что определенным образом связаны между   собой,характеризуют разные свойства системы движений.Надежность  недостаточно изученный показатель дееспособности человека.Сложность этой проблемы состоит в том,что невероятно сложен механизм управления движениями человеческого тела.Согласно мнению Б.Н.Коренберга,надежность означает вероятность выполнения действий с заданным результатом или целевым эффектом в определенное время.Критерием надежности исполнения упражнения является достижение или превышение заданного уровня.Иными словами,попадание в область значений,ограниченную только одной-нижней границей.Если упражнение выполняется ниже заданного уровня,вследствие чего снижается качество его исполнения,то это отражает низкий уровень двигательной надежности человека.И,напротив,когда в каждом случае упражнение выполняется на требуемом уровне установленного качественного уровня достижений (точности,быстроты,экономичности движений) или выше его,то надежность его исполнения и стабильность будут достаточно высокими.Следует различать абсолютные и относительные показатели  координаицонных способностей  у детей и подростков.

1.Абсолютные –без учета уровня развития силовых,скоростных,скоростно-

силовых способностей индивида.

2.Относительные-с учетом развития этих способностей,когда их влияние каким-либо образом исключается.

К числу основных координационных способностей относятся:

-способность к дифферинцированию различных параметров движения (временных,пространственных,силовых);

-способность к ориентированию в пространстве;

          -способность к равновесию;

-способность к перестраиванию движений;

-способность  к  соединению (комбинированию) движений;

          -способность приспосабливаться к изменяющейся ситуации и к необычной постановке задачи;

-способность к выполнению заданий в заданном ритме;

          -способность к управлению временем двигательных реакций;

           способность предвосхищать (антипицировать) различные признаки движений,условия их выполнения и ход изменения ситуации в целом;

-споособность к рациональному расслаблению мышц.

В реальной деятельности все указанные способности проявляются не в чистом виде,а в сложном взаимодействии.

 Следует иметь в виду,что способность к двигательной коордианции определяется целым рядом психофизиологических факторов:

1.Функциональным состоянием сенсорных систем ( анализаторов).

2.Степенью регуляции позы тела и движений различными отделами ЦНС (корой больших полушарий,спинного мозга).

3.Возможностью человека запоминать движения и воспроизводить их (моторной памятью).

В значительной степени двигательная координация связана с пониманием занимающимися двигательной задачи и конкретного способа ее решения.

В разные возрастные периоды наблюдаются неравномерность в развитии отдельных видов координационных способностей.Существенное улучшение координаицонных споособностей происходит к 15-16 годам.В этом возрасте их уровень развития приближается к показателям взрослого человека.

Таким образом,критерий-это признак,на основе которого происходит оценка,определение и классификация координационных способностей.К главным критериям оценки координационных споособностей относят четыре признака:правильность выполнения движения,быстроту результата,рациональность движений и действий,двигательную находчивость.

3. Методика развития координационных способностей

 Для  развития непосредственно координационных способностей применяются упражнения,предъявляющие также повышенные нормативные  требования к согласованию,упорядочиванию движений,организации их в единое целое.Они должны:

-иметь необходимую координационную трудность,сложность для занимающихся:

-содержать элементы новизны,необычности:

-отличаться большим многообразием форм выполнения движений и неожиданностью решений двигательных задач:

-включать задания по регулированию,контролю и самооценке различных параметров движений путем активизации работы отдельных анализаторов либо с «выключением» их деятельности.

Проанализировав работы Ю.Ф.Курамшина,Ж.К.Холодова,В.С.Кузнецова     мы выделили следующие методики развития координационных способностей-методику совершенствования «чувства времени»,методику совершенствования «чувства пространства» и «чувства мышечных усилий».

Совершенствование координационных способностей происходит на основе развития предельной точности дифференцирования (различения) напрвления,амплитуды,времени,темпа и скорости движений,интенсивности мышечных усилий и других характеристик.Способность тонко дифференцировать отдельные признаки движений во многом зависит от степени развития у человека зрительных,слуховых,тактильных и особенно мышечно-двигательных ощущений,или,как нередко говорят,от способности к кинестетическому различию.Кинестезию также называют мышечным чувством.

В процессе совершенствования этой способности формируются такие восприятия и представления,как «чувство пространства»,чувство времени»,«чувство развиваемых усилий»,от уровня развития которых зависит эффективность овладения техникой,тактикой и способность управления своими движениями в целом.

«Чувство времени»-это точное восприятие продолжительности выполнения того или иного компонента деятельности (времени преодоления дистанции,времени реагирования на какой-либо сигнал,времени полетной фазы в прыжках в воду,времени броска в баскетболе или рывка штанги).

Упражнения,направленные на развитие «чувства времени»,в большинстве

случаев основаны на сравнении субъективно оцениваемого и истинного

времени,затрачиваемого на выполнение какого-либо задания.

  «Чувство пространства» связано с восприятием,оценкой и регулированием пространственных параметров движений:расстояния до какого-либо объекта (цели),размеров площадки также или препятствий,амплитуды,направления,формы движений.Это,например,расстояние между боксерами во время поединка,расстояние между игроками команды корзиной в баскетболе,направление,траектория полета волейбольного мяча.В процессе целенаправленного совершенствования точности пространственных ощущений в том или ином виде деятельности мы тем самым совершенствуем и «чувство пространства»,которое приобретает глубоко специализированный характер.Это находит свое выражение в «чувстве дистанции»,»чувстве планки»,»чувстве барьера» и других тонко специализированных пространственных восприятиях.При развитии «чувства пространства» применяются следующие типы заданий:

1.На точность воспроизведения эталонных пространственных характеристик в типичныхстандартных условиях.Например, воспроизвести определенное положение тела,форму,амплитуду и направление движений при многократном выполнении какого-либо гимнастического упражнения,в соответствии с принятым эталоном спортивно-технического мастерства.

2.На точность варьирования каких-либо параметров в серии попыток в строго заданных пространственных границах:

-с постепенным увеличением величины различий в пространственных характеристиках;

-с постепенным уменьшением величины различий заданных параметров движений;

          -с чередованием резко контрастных упражнений,т.е. таких,которые характеризуются «грубым» и «тонким» дифференцированием пространственных параметров движений;

-с постепенным сближением величины грубых и тонких дифференцировок в оценке пространтсвенных восприятий.

Еще одна координационная способность это способность управления мышечными напряжениями.Средствами развития точности силовых параметров движений являются упражнения с отягощениями,при выполнении которых вес предметов дозируется определенным образом.Вместе с этим используются прыжки в высоту и в длину,метания снарядов различного веса,а также упражнения на тренажерах,позволяющих задавать ту или иную величину мышечного усилия.Работа над повышением точности силовых параметров движений приводит к формированию «чувства мышечных усилий».

Мышечная напряженность проявляется в двух формах (тонической и координационной).

1.Тоническая напряженность (повышен тонус мышц в состоянии покоя).Этот вид напряженности часто возникает при значительном мышечном утомлении и может быть стойким.Для ее снятия целесообразно использовать:

-упражнения в растягивании,преимущественно динамического характера;

-разнообразные маховые движения конечностями в расслабленном состоянии;

-плавание;

-массаж,сауну,тепловые прцедуры.

2.Координационная напряженность ( неполное расслабление мышц в процессе работы или их замедленный переход в фазу расслабления).

 Для преодоления координационной напряженности целесообразно использовать следующие приемы:

-в процессе физического воспитания необходимо сформировать и систематически актуализировать осознанную установку на расслабление в нужные моменты;

-применять на занятиях  специальные упражнения на расслабление,чтобы сформировать у занимающихся четкое пердставление о напряженных и расслабленных мышечных группах.

Равновесие как компонент координационных способностей-это сохранение устойчивого положения тела в условиях разнообразных движений и поз.Различают статическое и динамическое равновесие.Они мало коррелируют между собой.

Сохранение равновесия как в статике,так и в динамике,-одно из важнейших условий активного взаимодействия человека с внешней средой.Успех в профессиональной деятельности и в некоторых видах спорта значительно определяется уровнем развития функции равновесия.Низкий уровень статокинетической устойчивости сопровождается ухудшением общего самочувствия,головокружением,тошнотой,рвотой и даже обморочными состояниями.Недотстаточное развитие статокинетической устойчивости препятствует освоению техники движений,снижает степень проявления других физических способностей.У детей эта способность достигает уровня,характерного для взрослых,не занимающихся спортом,к 13-14 годам у мальчиков,у девочек-10-12 годам.

Для развития статокинетической устойчивости применяются так называемые упражнения на равновесие,при выполнении которых затруднено достижение устойчивости позы тела.В качестве таковых используются упражнения связанные:

-с балансированием в позах,отличающихся биомеханически невыгодным для их устойчивости взаиморасположением звеньев тела (например,в стойке на руках);

-с сохранением позы тела в статичесих положениях и в сочетании с перемещением человека на повышенной,на уменьшенной подвижной наклонной опоре,затрудняющей сохранение равновесия ( передвижение по гимнастическому

бревну или рейке гимнастической скамьи на носках с различным положением рук;ходьба по горизонтально подвешенному канату):

-с сохранением статической и динамической устойчивости в условиях дополнительных помех ( прохождение по гимнастической скамейке после

выполнения серии кувырков  или прохождение с закрытыми глазами).   Кроме того,важное место при развитии равновесия занимают упражнения,избирательно направленные на совершенствование функции вестибюлярного аппарата,которые выполняются на различного рода вспомогательных устройствах и специальных тренажерах-подвесные качели,мопеды,циклопеды и лопинги,центрифуги

.

4. Психологические  особенности юношей боксеров

1.Социальная ситуация:

-актуален выбор профессии и подготовка к ней;

-изменяется социальный статус (новые права и обязанности-получение паспорта,уголовная ответственность,часто-отрыв от семьи и экономическая самостоятельность)

-изменяется распорядок жизни (сам хозяин своего времени)

-первая любовь

-ведущая деятельность-учебно-профессиональная.

2.Физическое развитие:

-завершение полового созревания

-увеличивается вес тела,приобретается облик взрослого человека

-уравновешивается артериальное давление

-завершается физическое развитие,стабилизация физиологических процессов и совершенствование физических качеств ( особенно-выносливости)

3.Психическое развитие:

-овладение всеми видами и формами мышления и памяти

-тяга к самостоятельной,творческой деятельности

-индивидуализация и специализпация интеллекта

-все психические процессы достигли оптимального уровня развития

-стремление к самосовершенстованию

4.Новообразования в юношеском возрасте

-самоопределние (личностностное и профессиональное),формирование жизненных планов

-«открытие» внутреннего мира,интерес к уникальному «Я»,обоснование самооценки;

-формирование мировоззрения

1.Координационные способности-это способности быстро,целесообразно и находчиво решать двигательные задачи.

2.Целый ряд способностей мы разделили их на три группы:

-способности точно соизмерять и регулировать пространственные,временные и динамические параметры;

-способность поддерживать статическое (позу) и динамическое равновесие;

-споособность выполнять двигательные действия без лишней мышечной напряженности (скованности).

3.Двигательная координация определяется:

-функциональным состоянием сенсорных систем;

-степенью регуляции позы и тела;

-возможностями моторной памяти;

-степенью понимания двигательной задачи и способа ее решения.

4. К наиболее эффективным методикам совершенствования координационных способностей относятся методики совершенствования «чувства времени»,»чувства пространства»,»чувства мышечных усилий»,»чувства равновесия».

   «Чувство времени» проявляется в способности тонко воспринимать временные параметры,что создает возможность распределять свои действия в строго заданное время.

   «Чувство пространства» проявляется в способности верно оценивать просрантсвенные условия действия  (расстояние до цели,размеры препятствий,дистанцию при взаимодействиях спортсменов) и точно соизмерять с ними действия.

   «Чувство мышечных усилий»-это способность к развитию точности силовых параметров движений.

   «Чувство равновесия»-это способность сохранения устойчивого положения тела в условиях разнообразных движений и поз.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическая разработка "Методика развития координационных способностей у детей младшего школьного возраста"

Задачи данной разработки - изучить координационные способности, как вид физических способностей человека; проанализировать методы развития координационных способностей у детей младшего школьного возра...

Методика развития координационных способностей у учащихся 5-6-х классов

Хорошо развитые координационные способности являются необходимыми предпосылками для успешного обучения различным двигательным действиям. Они готовят нас к трудовой деятельности, повышают возможности ч...

Методика развития координационных способностей у учащихся 5-6-х классов

Хорошо развитые координационные способности являются необходимыми предпосылками для успешного обучения различным двигательным действиям. Они готовят нас к трудовой деятельности, повышают возможности ч...

МЕТОДИКА ВОСПИТАНИЯ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ (НА ПРИМЕРЕ РАЗДЕЛА «ВОЛЕЙБОЛ»)

Одной из важных задач физического воспитания школьников является совершенствование координационных способностей. Чем выше уровень координации школьника, тем легче он осваивает новые движения, лучше сп...

Методика развития координационных способностей.

При развитии координационных способностей тренеру приходится решать как общие, так и частные задачи, определение которых осуществляется на основе компонентов, характеризующих качество управления разли...

Программа по развитию координационных способностей: «Развитие координационных способностей подражательными упражнениями у детей с умственной отсталостью».

Цель  -  развивать координационные способности у детей с умственной отсталостью  подражательными  упражнениями....

Статья на тему "РАЗВИТИЕ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ШКОЛЬНИКОВ 13-14 ЛЕТ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ С ПРИМЕНЕНИЕМ КООРДИНАЦИОННОЙ ЛЕСТНИЦЫ"

Аннотация: Развитие координационных способностей способствует быстрой адаптации детей к появляющимся новым технологиям, к быстрому темпу жизни и изменениям окружающей среды. В статье научно-практическ...